Журнал «Золотой Лев» № 101-102 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

С.Ю. Глазьев

 

Членство в ВТО затруднит модернизацию русской промышленности[1]

 

 

Формально неплохие макроэкономические показатели развития российской экономики за последние годы скрывают грубые просчеты в экономической политике государства. Это не позволило использовать благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру для вывода России на траекторию быстрого и устойчивого социально-экономического развития. А что сулит нам будущее, в частности вступление в ВТО?

Уверен, что с присоединением России к Всемирной Торговой Организации возможности проведения политики развития будут существенно ограничены как обязательными нормами ВТО, так и условиями присоединения России к этой организации. Несмотря на то, что переговоры о присоединении России к Всемирной Торговой Организации близятся к завершению, адаптации экономической политики государства к требованиям ВТО практически не ведется. Правительство не предпринимает необходимых усилий по выработке адекватных требованиям ВТО мер в промышленной и экономической политике.

Даже федеральный бюджет на 2007 год составлен без учета планируемых условий присоединения России к ВТО. А некоторые из предусмотренных в нём мер поддержки отечественных товаропроизводителей и стимулирования экономического роста прямо противоречат нормам ВТО и будут отменены сразу же после присоединения.

Что я тут имею в виду? В России уже достигнут достаточно высокий уровень открытости внутреннего рынка: для большинства отраслей существующие ставки импортного тарифа не играют какой-либо протекционистской роли, а выполняют главным образом фискальные функции. Снижение импортного тарифа на несколько процентных пунктов, ожидаемое по условиям присоединения к ВТО, едва ли существенно отразится на конкурентоспособности большинства отечественных товаропроизводителей. Вместе с тем — вследствие вытеснения отечественных товаров импортными — в машиностроении будет наблюдаться снижение производства до 3%. Незначительное снижение производства (менее 1%) возможно в металлургии и в химической промышленности. (При этом снижение импортных пошлин может быть компенсировано защитными мерами, вводимыми в соответствии с правилами ВТО в случаях угрозы разорения отечественных товаропроизводителей из-за резкого роста импорта или применения импортёрами недобросовестной торговой практики.)

Однако гораздо серьёзнее на отечественную промышленность повлияет выполнение требований ВТО об отмене экспортных пошлин, а также навязываемые России отдельными членами ВТО дополнительные соглашения по торговле гражданской авиационной техникой, правительственным закупкам, информационным технологиям.

Главным предметом экспортных ограничений, отмены которых добиваются некоторые партнёры по переговорам о вступлении России в ВТО, являются экспортные пошлины. Они были введены в 1992 г. на вывоз сырьевых товаров одновременно с либерализацией внешней торговли. Их цель — изъятие в доход государства части природной ренты, образующейся в результате эксплуатации принадлежащих государству природных ресурсов, а также сдерживание роста внутренних цен на энергоносители и сырьевые товары, которые в то время были существенно ниже мировых. В настоящее время экспортные пошлины действуют на вывоз углеводородов (природного газа, сырой нефти и продуктов её переработки), на долю которых в совокупности приходится 97% всех поступлений бюджета по этой статье. А также на некоторые товары химико-металлургического комплекса.

Ликвидация экспортных таможенных пошлин приведёт к существенному снижению ежегодных доходов государственного бюджета, которые в 2005 г. составили 618,2 млрд. рублей, или 20,6 млрд. долларов, что эквивалентно 18,5% всей суммы доходов федерального бюджета. Важным следствием отмены экспортных пошлин станет рост внутренних цен на энергоносители, которые будут стремиться к мировым.

Навязываемая России отмена экспортных пошлин усугубляется ещё более спорным требованием выравнивания внутренних и мировых цен на энергоносители, которое провоцируется российскими же энергетическими монополиями.

«Газпром» и РАО «ЕЭС России» последовательно добиваются устранения государственного регулирования тарифов на энергоносители, поставляемые коммерческим потребителям, включая промышленные и коммунальные предприятия. С учётом того, что вследствие климатических условий энергоёмкость производимых в России товаров в несколько раз выше, чем при производстве аналогичных импортных товаров, приближение внутренних цен на энергоносители к мировым станет системным фактором снижения конкурентоспособности российской промышленности.

В результате пострадают самые энергоёмкие отрасли: металлургическая и химическая, где издержки производства в этом случае превысят мировой уровень. Если учитывать, что в структуре материальных затрат предприятий химической промышленности 10% приходится на энергию, а для чёрной и цветной металлургии — 15%, то это не может не отразиться на ценах готовой продукции. А рост цен на металлы и химическое сырьё ещё более ухудшит положение в машиностроении и металлообработке. Общее снижение производства в случае выравнивания внутренних и мировых цен на энергоносители может составить около половины от объёма выпускаемой сегодня продукции металлургии и химической промышленности и до четверти продукции машиностроения, что будет иметь катастрофические последствия для многих предприятий и регионов страны.

Известно, что правительственные чиновники высказывают намерение ввести свободное ценообразование и повысить тарифы на газ и электроэнергию. Если они этого добьются, неизбежно обанкротится значительная часть предприятий обрабатывающей промышленности. И ещё больше ухудшится материальное положение значительной части населения страны.

Должен сказать, что инвестиционная политика российского правительства во всё большей степени подчиняется частным интересам энергетических монополий, у которых государство идёт на поводу, удовлетворяя их запросы по повышению тарифов. В их же интересах проведена фактическая ликвидация валютного контроля, благодаря чему экспортёры энергоносителей могут оставлять экспортную выручку на валютных счетах, привлекая одновременно иностранные кредиты.

Такая политика оборачивается дополнительными издержками для обрабатывающей промышленности, не выдерживающей опережающего роста цен на энергоносители, конструкционные материалы и химическое сырьё. А также снижением конкурентоспособности российской экономики. Государство же даже не пытается направить сверхприбыли от экспорта природных ресурсов в модернизацию экономики, упуская возможности кардинального повышения её конкурентоспособности на основе нового технологического уклада.

Кто-то скажет: правительство предпринимает меры по поддержке наукоёмких технологий. Однако реализуемые правительством меры по поддержке наукоёмких отраслей экономики крайне незначительны и, вполне вероятно, будут свёрнуты после присоединения России к ВТО как противоречащие её нормам.

Это касается, в частности, субсидирования процентных ставок по привлечённым кредитам, предоставления промышленным предприятиям ассигнований на разработку новых технологий и проведение научно-технических исследований по целевым программам. Кроме того, не соответствующим нормам ВТО могут быть признаны меры бюджетной политики, направленные на финансовое оздоровление предприятий.

Чего ещё стоит России опасаться после вступления в ВТО? Кроме общеобязательных норм ВТО, возможности нашей торговой и промышленной политики будут ограничены добровольными соглашениями, на присоединение к которым согласится Россия. К наиболее вероятным из них относятся «Соглашение по торговле гражданской авиатехникой» и «Соглашение по правительственным закупкам».

Фактически все практикуемые сегодня и планируемые в будущем формы государственной поддержки отечественного авиастроения придётся отменить. Это, в частности, касается целевой программы развития гражданской авиатехники, государственного субсидирования лизинга и других форм прямой поддержки производства отечественной авиатехники. Кроме того, «Соглашение по торговле гражданской авиатехникой» предусматривает ликвидацию всех тарифных и нетарифных барьеров при ввозе в страну воздушных судов гражданского назначения, а также комплектующих и других компонентов. Вследствие отсутствия механизмов кредитования производства отечественных самолетов за последнее десятилетие произошло снижение объёма выпуска воздушных судов с 150—180 до 4—5 авиалайнеров. Без активной государственной поддержки лизинга авиатехники, научно-исследовательских разработок, кредитования поставок организовать крупномасштабное серийное производство предприятия не смогут. Выполнение обязательств данного Соглашения приведёт к стремительному вытеснению отечественных воздушных судов иностранными самолётами. Особо опасным для отечественного авиастроения будет беспошлинный ввоз подержанной авиатехники, передаваемой в аренду авиаперевозчикам по бросовым ценам.

Не в пользу российской промышленности обернётся принятие обязательств данного Соглашения по устранению нетарифных барьеров (правила сертификации, стандартизации) при торговле авиалайнерами гражданского назначения. Уступив здесь, Россия вынуждена будет перейти на западные нормы и производственные стандарты, что вызовет дополнительные издержки и организационные трудности, лишит страну самостоятельности в проведении промышленной политики. В случае подписания Соглашения России придётся изменить механизм ценообразования по отношению к гражданской авиатехнике. Финансовая поддержка государства должна будет учитываться в цене самолётов, так же как и часть затрат, понесённых государством по военным авиастроительным программам, результаты которых использовались при производстве гражданских самолётов. Выполнение данного требования приведёт к потере отечественной авиапромышленностью её главного конкурентного преимущества — относительной дешевизны продукции.

По части госзакупок… «Соглашение по государственным закупкам» предусматривает, что они должны проводиться в виде тендеров с обязательным участием зарубежных производителей. Причём отечественные поставщики не должны иметь никаких преимуществ перед иностранными. Принятие обязательств по этому Соглашению повлечет отказ от важной формы защиты перспективных для российских товаропроизводителей рынков наукоёмкой продукции.

Известно, что объём господдержки отечественных товаропроизводителей у нас невелик. Говорят, что ассигнования на сомнительные с точки зрения норм ВТО меры государственной поддержки не превышают 7% расходной части федерального бюджета. Из них ассигнования, прямо противоречащие требованиям ВТО, составляют не более 1,5% расходной части бюджета. Так что, считают некоторые специалисты, всё не так страшно. Однако из приведённых показателей вовсе не следует, что присоединение к ВТО не окажет существенного влияния на динамику промышленного производства. Даже небольшая по объёму государственная поддержка для ряда отраслей может оказаться исключительно важной. Повторю, без государственной поддержки НИОКР и лизинга гражданской авиатехники авиационная промышленность просто не выживет. Критически важной для сохранения и развития сельхозмашиностроения является государственная поддержка лизинга сельскохозяйственной техники. При всей незначительности ассигнований, выделяемых на субсидирование процентных ставок, для многих использующих их предприятий это единственный способ привлечения кредитов на модернизацию производства. Без государственных ассигнований на проведение прикладных НИОКР российской промышленности не удастся освоить перспективные направления современного НТП.

Словом, присоединение к ВТО затруднит наращивание государственного стимулирования модернизации и развития промышленности в будущем. Между тем без резкой активизации мер государственной поддержки инновационной и инвестиционной активности российская промышленность обречена на деградацию. Средства, выделяемые в федеральном бюджете на стимулирование модернизации экономики и научно-технического прогресса, явно недостаточны. В 2007 г. они затронут не более 10% потенциальной мощности соответствующих отраслей промышленности, которые загружены не более чем на 20%. В отношении большей части находящихся в упадке отраслей наукоёмкой промышленности вообще не предусматривается никаких мер стимулирования. Чтобы выйти на уровень передовых стран хотя бы по финансированию НИОКР относительно ВВП, объём государственных ассигнований на эти цели необходимо увеличить как минимум в полтора раза. Присоединение же к ВТО существенно ограничит возможные формы поддержки и может затруднить освоение потенциально перспективных направлений развития отечественной промышленности.

Далее, полное открытие рынка государственных закупок для международной конкуренции может лишить многих отечественных товаропроизводителей критически важных для них возможностей сбыта своей продукции. Кроме того, придётся пересматривать меры государственной поддержки отечественных товаропроизводителей на субфедеральном уровне, где сосредоточено 60% расходов консолидированного бюджета по статье «Национальная экономика». Подавляющая часть закупок, осуществляемая муниципальными и региональными органами власти, может не вписаться в ограничения ВТО. А их прекращение серьёзно ухудшит положение градообразующих предприятий и предприятий местной промышленности.

Таким образом, без применения адекватных мер государственной экономической политики стимулирования НТП и освоения новых перспективных технологий присоединение России к ВТО может привести к закреплению сырьевой направленности развития экономики, свёртыванию отечественного производства товаров с высокой добавленной стоимостью, деградации структуры отечественной промышленности и утрате имеющегося потенциала развития в наиболее перспективных направлениях.

Понятно, что возникает сакраментальный вопрос: что же делать? Сохранение и наращивание потенциала требует активной государственной политики с учетом ограничений, накладываемых обязательными для исполнения нормами ВТО. Развёртывание инструментов такой политики необходимо осуществить до присоединения России к ВТО, предусмотрев их сохранение в условиях присоединения.

 

Интеллигент 31.01.07



[1] Заглавие принадлежит редакции «Золотого льва».


Реклама:
-