Журнал «Золотой Лев» № 101-102 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

М. Калашников

 

Актуальные вопросы внешней и внутренней политики[1]

 

БУНТ ФЕОДАЛОВ

«Фронда» коррумпированных чиновников несет угрозу единству России

 

Переход рубежа-2008 сопряжен со множеством стратегических рисков. Очевидно, однако, что наибольшая угроза политической стабильности исходит не от шумно-скандальной «либеральной оппозиции» и не от уличных акций молодых национал-большевиков и националистов. Самая опасная сила вызревает в тиши начальственных кабинетов в регионах. Там крепнет класс «приватизаторов государства» – коррумпированного чиновничества. Оно начинает явно тяготиться централизаторскими намерениями Кремля, его стремлением включить механизмы мобилизации и развития страны. Эта региональная чиновничья фронда может стать спусковым крючком процессов дезинтеграции страны и политической хаотизации.

 

НАСТРОЕНИЯ «СЕРЫХ ИГРОКОВ»

 

Попробуем проанализировать некий собирательный типаж российского постсоветского чиновничества на всех его уровнях (федеральные министерства, региональные администрации и департаменты, муниципальные органы власти). Самих себя чиновники часто считают основой системы власти, ее костяком – и отчасти в этом правы. Однако цель этой системы они представляют себе весьма своеобразно. Для них государственность РФ – некий механизм, главная цель которого – дать возможность им, чиновникам, брать взятки, расхищать бюджетные средства и любыми способами обращать свою административную власть в звонкую монету, обналичивать власть.

Настроения чиновного корпуса примерно таковы: не нужно аттестовывать бюрократов в РФ на предмет знания законов – иначе придется всех выгонять с работы. И не надо бороться со взяточничеством – ибо взятка есть вознаграждение чиновнику за его услуги, устанавливаемое законами рынка.

Такая философия не новость. Госаппарат РФ жил с нею все 1990-е годы. Удивляться этому не приходится, ибо современная государственная машина создавалась определенными кругами советского коррумпированного чиновничества и отрядом «либеральных политиков» как система для совместного грабежа и присвоения (приватизации) «советского наследства».

Как правил РФ ее первый демократически избранный президент Ельцин (1991-2000 гг.)? Словно феодальный король, раздававший представителям «бело-сине-красной элиты» области и города. Вы получаете право распоряжаться всем на вверенных вам территориях, эксплуатировать их население, промышленность и недра, казнить и миловать подданных, брать взятки и присваивать себе доходы бюджета, а взамен обязаны немного делиться с кремлевским сюзереном. Кроме территорий, в феодальное владение пeредавались целые отрасли экономики и крупные сырьедобывающие комплексы. Само собой, в подобной криминально-феодальной системе не могли выжить сложные научно-производственные комплексы. В итоге экономика РФ деградировала до состояния нефтесырьевой республики.

Функционирующая ныне государственная машина (порождение Великой уголовной революции) несет в себе врожденный порок криминальности ее «элиты».

Не стройте иллюзий по поводу ее психологии. Это – особая порода двуногих «добывателей трофеев». Они никогда не смогут работать как западные чиновники, топ-менеджеры больших корпораций или бизнесмены. Криминальная элита никогда не сможет жить на заработную плату (даже самую высокую) и довольствоваться западной нормой прибыли. Она привыкла делать баснословные состояния за короткий срок путем банального грабежа страны, обирания частного бизнеса, присвоения денег и собственности государства. Там, где какому-нибудь Биллу Гейтсу для зарабатывания первого миллиона долларов нужно проявить чудеса изобретательности, ума и предприимчивости, российскому «элитарию» достаточно добраться до поста губернатора, мэра большого города или, на худой конец, министра. При этом он практически не рискует попасть под суд и подвергнуться конфискации награбленного.

Эти настроения не исчезли с уходом Ельцина и приходом Путина. Просто все стало гораздо изощреннее и опаснее. Началась приватизация не только бывшей советской собственности, а государства как такового.

 

ПЛОДЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ВЛАСТИ

 

Путин, сменив Ельцина в 2000 году, начал политику укрепления государства. Но очень своеобразно: выстроил вертикаль исполнительной власти, максимально централизовал полномочия, дал дополнительные полномочия чиновничьему аппарату в регулировании практически всех сторон жизни в РФ, повысил значение спецслужб и полицейско-карательного аппарата.

Но это не сопровождалось очищением государственной машины от тысяч особей с криминальной психологией, с настроениями «добывателей трофеев» и взяточников. Не был создан механизм поиска, отбора и подготовки нормальных управленческих кадров. Что вышло в итоге? Целому классу людей уголовного, коррупционного склада досталось еще больше власти. Они стали брать взятки, вымогать, обирать и воровать еще больше, чем при Ельцине. Благо, с 1999 года на РФ полились настоящие золотые дожди из-за повышения мировых цен на энергоносители.

Увеличились не только доходы частного бизнеса, но и бюджеты федерации, областей, городов. Раздулись статьи расходов государства на оборону, социальную сферу, строительство. Расширились возможности расхищения денег, вымогательства приношений, выбивания своего «процента» при распределении казенных подрядов.

Чиновники в РФ при этом остались столь же безответственными, как и в 90-е годы. Какими бы бесполезными для государства ни были их действия, к каким бы потерям казны они ни привели, сколько бы бюрократы ни наворовали – они по-прежнему практически ничем не рискуют. Вопиюще низкая эффективность государственной машины в РФ покрывается огромным притоком средств от подорожания нефти в мире. Потоки нефтедолларов, заливающие страну, развратили чиновничество, привили ему вкус к легким барышам. Дополнительные полномочия ему дали, безнаказанность оставили. Греби себе деньги лопатой – всего-то!

К этому добавляется еще один процесс: приход в госаппарат чиновников, которые в 1991 году были еще детьми. Их психология формировалась в атмосфере совершенно аморальных и циничных 90-х годов. Если у чиновников, происходивших из СССР, оставались еще какие-то смутные понятия о страхе, стыде и патриотизме, то идущие им на смену – настоящие чудовища, поступающие на госслужбу лишь с одной целью: обогащаться любой ценой, брать взятки и воровать.

Поэтому курс на укрепление государства, взятый в 2000 году, обернулся в итоге «приватизацией» самой государственной власти. Чиновники «укрепленного государства» стали смотреть на свои посты и на государственную машину как на бизнес, как на средство личного обогащения.

 

ОСТАНОВЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ

 

Для нормального развития РФ нужно создание сектора «промышленности будущего», применение во всех сферах жизни страны технологий завтрашнего дня, принятие и воплощение масштабных национальных проектов в науке, обороне, транспорте, связи. По сути дела, РФ нуждается в инновационной революции.

Но о какой инновационной революции, о каких национальных проектах может идти речь, если все решают чиновники, считающие взятки своим законным заработком? Если подряды и заказы государства достаются не тем, кто предлагает решить задачи государства с наименьшими затратами и наибольшей эффективностью, а тем, кто больше заплатит? Понятное дело, что в РФ будут уничтожаться, например, сосредоточенные в Москве и Подмосковье научно-производственные центры (зародыши технопарков и технополисов), а их земли станут передаваться крупным строительным хищникам, которым выгодно строить на местах научных институтов поселки для богатых, яхт-клубы и поля для гольфа! Ибо те, кем они востребованы, могут заплатить гораздо большую взятку, чем бедные ученые.

В системе тотальной коррупции бесполезно приходить к чиновнику и предлагать: «Вот вы тратите на то, чтобы обновить систему канализации города, один миллиард рублей. А моя компания может сделать то же самое с применением высоких технологий только за полмиллиарда». Почему бесполезно? Потому что чиновнику лично выгоднее истратить из казны как можно больше – тогда он и себе сумеет побольше «отпилить».

В РФ наблюдается абсурдная картина. Имеется множество технологий дешевого и быстрого строительства, очистки воды, отопления, экономии топлива и энергии. Все они могли бы помочь в рекордные сроки завершить выдвигаемые Кремлем национальные проекты вроде «Доступного жилья». Но никто не хочет их использовать, ибо это невыгодно работникам аппарата власти, распределяющим государственные деньги. В городах негде ставить новостройки: чиновники уже распределили свободные участки земли. Но достались они не тем, кто строит быстро и дешево, а тем, кто дал взятки. И зачастую на таких участках ничего не делается: получившие их компании ждут, когда земля подорожает и полученные площади можно будет перепродать.

Приведу один пример из своей новой книги. Уж больно он красноречив и многое объясняет.

«...Мои друзья разработали систему для обработки топлива кавитационными и ультразвуковыми методами. Пришли к директору тепловой электростанции, жгущей 14 составов угля в сутки (в виде пыли – его размалывают). Сказали: «Мы при небольших затратах сделаем так, что у вас будет выходить только 8 составов в день». На это директор ответил: я, мол, получил от РАО «Единая энергосистема РФ» право самостоятельно подписывать договоры с угольщиками. И мне каждый день приносят конверт – по доллару с каждой закупленной тонны угля. Я получаю по тысяче долларов в день – и к чему мне ваша установка? К тому же, мол, буду экономить – мне государство тарифы срежет, станция меньше получит.

Вот вам красноречивый пример: как встречают столь необходимые для развития прорывные технологии в стране с криминально-чиновничьим рынком и совершенно неадекватным, недееспособным госаппаратом. Думаете, другие технологии не натыкаются на что-то подобное? То же самое – с технологиями быстрого строительства, когда цена квадратного метра снижается в несколько раз. Разве это нужно могущественным строительным воротилам и местным чиновникам?».

Однако индустриальная деградация РФ – только часть бед от господства коррумпированной элиты в «укрепленном государстве». Есть и вторая сторона медали: обнаглевшее чиновничество начинает тяготиться Путиным и его командой централизаторов страны.

 

ГРЕМУЧАЯ СМЕСЬ: СЕПАРАТИЗМ+КОРРУПЦИЯ

 

Войдя во вкус разграбления страны, региональное чиновничество уже недовольно группой, правящей на федеральном уровне. В самом деле, зачем платить налоги Москве, делиться с президентом и его командой? Лучше оставлять как можно больше денег в своих регионах, где больше будет доставаться для грабежа и раздела. В один прекрасный момент они решат предать Москву и поддержать те силы, которые попытаются сместить нынешнюю команду централизаторов РФ и поставить на ее место «нового Ельцина». Того, что продолжит раздробление России на квазифеодальные «княжества», предоставляя местным чиновникам новые привилегии.

Это, очевидно, будет происходить под знаменем борьбы с хищничеством Москвы и под лозунгами защиты интересов простого народа в регионах. Новая фронда скажет своим подданным в провинциях: «Вы видите, как Москва обирает нас налогами? Мы не можем платить больше пенсий и социальных пособий, потому что Москва забирает львиную долю бюджетных поступлений. По этой же причине мы не в состоянии строить больше доступных квартир, финансировать наши школы и вузы, благоустраивать наши города и поселки. Москва отбирает, но ничего не дает взамен. Она не в состоянии организовать нормальные, воплощаемые национальные проекты. Московская бюрократия вовсю ворует деньги. Так станем же более самостоятельными!»

Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы понять: региональное чиновничество использует для этого националистические настроения в автономных республиках РФ (в Татарии и Башкирии, в Якутии и Туве, например). Снова появятся лозунги Уральской, Сибирской и Дальневосточных республик. Везде есть то, с чего могут кормиться местные «феодалы»: если не нефть и газ, то уголь, нефтепереработка, контроль над экспортными гаванями и трубопроводами, контроль над потоками импортных товаров через границы, контроль над добычей богатых биоресурсов моря.

В РФ назревает опасный кризис. Центральная власть в Москве пока слабо реагирует на надвигающийся износ национальной инфраструктуры. Россия оказывается перед лицом нехватки электроэнергии, подвижного состава железных дорог, накануне развала жилищно-коммунального хозяйства в провинциальных городах и т.д. Все это грозит социальным взрывом.

Поэтому основное содержание российского политического процесса в 2008 году и позже можно обозначить так: антимосковская, антицентрализаторская фронда чиновничества. Оно, обладая огромными финансовыми и организационными возможностями, поддержит силы, которые выступают против преемственности курса на укрепление централизованного государства и мобилизации средств на развитие. Фронда, скорее всего, будет продвигать к власти нынешнюю либеральную оппозицию Путину, олицетворяемую бывшим премьером Касьяновым. Не исключено, что региональные бароны поддержат вариант «оранжевой революции» в Москве, используя массу недовольной молодежи. как прокоммунистически, так и ультранационалистически настроенной. Такова истинная «Проблема-2008», стоящая перед Россией. И эту проблему нужно решать.

 

НУЖНА АНТИБЮРОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

 

У нас, пожалуй, есть только один способ избежать трагического поворота русской судьбы: совершить антибюрократическую революцию и создать «диктатуру развития». Такой путь мы попробовали набросать в «Русской доктрине», созданной коллективом мыслителей и экспертов. Если вкратце, то сначала России нужно на общегосударственном уровне обозначить ясную и недвусмысленную цель своего развития. И идти к ней, создавая нормальные экономические механизмы, перетряхивая и подвергая санации государственный аппарат. Нужно, говоря прямо, сместить и упразднить «элиту» циников и воров, пришедшую к власти в 90-е годы, и национализировать то, что незаконно перешло в ее руки. Нужно применить передовые организационные технологии, что сведут бюрократический аппарат к минимуму и заставят его работать с максимальной отдачей. (Такие технологии создавались еще в 80-е годы в СССР, показали свою эффективность, но до сих пор широко не применялись). Наконец, необходимо формирование правоохранительных органов нового типа, которые смогут эффективно разрушать коррупционные схемы и ликвидировать саботаж чиновников на пути внедрения новых технологий и при воплощении важных национальных проектов.

Такова возможная программа национальной мобилизации. Без нее Россию ожидает сползание в кризис, из которого она уже может не выбраться.

 

РП.монитор 29.01.2007

 

 

САХАЛИН: ЗЕРКАЛО «ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ВОПРОСА»

Управленческий кризис в Москве грозит РФ потерей наших земель на Тихом океане

 

Удержит ли Россия свои дальневосточные регионы? Отделятся ли они от РФ в особое государство? Станут ли добычей развитых и сильных соседей?

Искать ответы на эти вопросы мы вынуждены сегодня в условиях цейтнота. Недаром заседание Совета безопасности РФ 20 декабря 2006 г. специально посвятили перспективам развития этих земель. Президент В. Путин заявил, что отток народа из областей Дальнего Востока не ослабевает, и призвал сделать все, чтобы жизнь в этих регионах стала привлекательной для граждан РФ.

Только сколько же для этого предстоит сделать! В наступившем двадцать первом веке Тихий океан, по общему признанию, выступит «Средиземным морем XXI века». России, если она хочет подняться и развиваться, жизненно важно создать на своей восточной кромке новый центр роста. Однако в нынешней обстановке это невозможно: сложная социально-экономическая ситуация по-прежнему выдавливает людей с Дальнего Востока. Судьба Сахалинской области, одной их ключевых позиций РФ на Тихом океане, – тому примером.

 

ПРИЗРАКИ ВЕЛИКОГО ПРОШЛОГО

 

Тревожная тенденция налицо: за 2000-2006 годы отток народа с Дальнего Востока в центральные области РФ не только не ослаб, но и возрос на 45%. Если взять Сахалин, то здесь с советских времен население сократилось с 820 тысяч до 520 тысяч.

В конце января 2007 года мы вместе с главой Партии развития Юрием Крупновым объехали остров вдоль и поперек. Путешествуя по Сахалину, то и дело натыкаешься на остатки великой советской цивилизации. Сколько же успел сделать СССР! Это сегодня область практически полностью зависит от добычи нефти и газа. А до 1991 года здесь не только нефть, газ и уголь добывали. Работала процветающая рыбная промышленность. Начинала развиваться марикультура: выращивание биоресурсов. На берегу Анивской бухты, близ порта Корсакова на самом юге острова, действовал уникальный завод по производству агар-агара из морской капусты. В перспективе же здесь должен был развиться целый кластер индустрии по добыче биологически активных веществ из водорослей с огромным рынком сбыта в производстве лекарств и пищевых добавок. Теперь завода нет.

Курильские острова славны залежами дорогих металлов, так востребованных высокотехнологичной промышленностью всего мира. Но их никто не добывает. А лесная и лесоперерабатывающая промышленность? Еще в 80-е семь ЦБК Сахалина снабжали первосортной бумагой не только собственную страну, но и Канаду, и Австралию. На сегодня не уцелел ни один.

Выезжаем из предместья Южно-Сахалинска, Хомутова. Здесь до сих пор стоят около шестисот фундаментов малоэтажных домов, заложенных еще в СССР. В конце 80-х советская власть сделала все, чтобы полностью решить жилищную проблему на острове в 2000-х годах. Ударными темпами возвели домостроительный комбинат ЗКПД-120, обеспечивавший ежегодный ввод в строй 120 тысяч квадратных метров жилья в год. Появился проект индивидуальных домов, под которые людям давались беспроцентные кредиты в 50 тысяч рублей. В ход пошли новые технологии строительства – с использованием уникальных теплоизолирующих, не поддающихся износу материалов из местного базальта. Дома рассчитывали делать энергоэфективными, со сниженными потерями тепла. Но СССР пал, взятые кредиты обесценились – и Хомутово так и не застроили. Новенький комбинат разобрали на металлолом.

Едем на юг. Провожатый, преподаватель Южносахалинского университета Александр Фомин рассказывает:

– В советские годы область давала один миллион тонн рыбы в год. Сегодня – едва 400 тысяч. Создавались рыборазводные заводы лососевых пород. На севере Сахалина стали разводить осетровую рыбу-калугу. А сейчас мы с вами проезжаем Соловьевку. Тут работало огромное звероводческое хозяйство, дававшее рынку отличные шкурки серебристых норок, голубых лисиц. Нашу продукцию тогда удостаивали премий на Лондонском аукционе. Зверьков откармливали разнорыбицей – отходами производства рыбной индустрии. Зверосовхозы давали до 46 тысяч шкурок ежегодно. Теперь все это уничтожено...

Фомин в конце 80-х состоял в партийно-советском руководстве области и участвовал в разработке стратегического плана ее развития. Именно тогда прорабатывался проект экспорта сахалинских углей в Японию через модернизированный порт Шахтерск. Японцам и до сих пор выгоднее брать его здесь, а не волочь за тысячи миль из Австралии и США. Намечались планы строительства новых разрезов, учитывались даже угольные бурты, что оставили японцы во время их господства на Южном Сахалине в 1904-1905 годах. А что теперь? Угольщики бедствуют.

По дороге в Корсаков проезжаем заросшие молодыми деревьями, заброшенные поля. Остатки корпуса уникального СКБ »САМИ» (системы акустических морских исследований). «Скелет» так и недостроенного высшего морского училища для торгового флота. Брошенные радары ПВО. Чуть не забыли: когда-то на острове, этом важнейшем рубеже защиты русских земель на Тихом океане, стояли сильные части ПВО и авиации – противовес японцам и американцам. На Самушире (Курилы) строилась база подлодок, вырубленная в скале. В экономику Сахалина щедро вливались деньги и ресурсы оборонного бюджета СССР. Сегодня ПВО уничтожена, цепь радаров вдоль западного берега острова разобрана. Отсюда ушел Тихоокеанский флот. Кто остался? Немного пограничников да два мотострелковых полка, что в случае войны будут сметены ударами с воздуха. На самуширской базе ушлые федеральные «думцы» даже предлагали устроить хранилище радиоактивных отходов.

Мы словно идем сквозь призрачные очертания советского, имперского Сахалина. Такого, каким он мог быть в наши дни. А вокруг – хмурая постсоветская реальность. Нищета и безработица. Масса бесперспективных поселков, где у людей нет работы. Умершие предприятия. Изношенная электроэнергетика.

Такова страшная плата за слом советского проекта. Теперь Сахалин почти полностью зависит от милости зарубежных инвесторов, разрабатывающих нефть и газ на севере острова. Да еще и от подачек федерального бюджета. Все расходы области на 2007 год – каких-то 20 миллиардов рублей. А вокруг – кричащее процветание. Богатая Япония за узким проливом. Бурно развивающиеся Корея и Китай. Зажиточная Аляска. Многоцветье стран – тихоокеанских «тигров». С морем неоновых огней, комплексами высокотехнологичных производств, башнями деловых небоскребов-плаз.

 

СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ НОВОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА

 

А вот и цель нашего путешествия: огромный, первый в РФ завод по сжижению природного газа, что строит консорциум Sakhalin Energy. Отсюда превращенный в жидкость газ (СПГ) должен целиком идти на рынки США, Японии, Южной Кореи. Мы прибыли в новую реальность острова.

Стройка поражает. И даже не отличной организацией, не техникой, не заморской аккуратностью и не максимально бережным отношением к местной природе. Нет, здесь ты воочию видишь глобальный мировой порядок. Тот, где русским отведена роль осваиваемой колонии, где и сами-то русские для этого практически не нужны.

Время обеденного перерыва, по площадке движутся вереницы рабочих. Глаз выхватывает лишь несколько славянских лиц. Остальные – курносые, смуглые филиппинцы, усатые турки, индусы с кожей цвета темной глины, китайцы. Здесь есть корейцы и японцы. Но самый неприятный осадок остается от городка строителей. Стоят ряды аккуратных домиков-бараков, навевающих мысли то ли о военном лагере римлян, то ли о лагерях недавнего прошлого. Здесь все разделены на касты. Вот эти серые домики – для рабочих, по восемь душ в комнате. Эти, светлые – для инженерно-технического состава, а вот те, красные, – для менеджеров. По одному апартаменту на человека белой кости. И везде – плакаты, плакаты, плакаты на русском и английском. Какие-то стерильно-холодные: «Соблюдай законы РФ», «Сообщи о преступлении», «Безопасность прежде всего» и так далее...

В памяти почему-то всплывают картины огромного рабочего лагеря и титанической шахты на Золотом острове в романе А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Там, где они прогрызали кору Земли, пробиваясь к «Оливиновому поясу».

Сегодня все на острове зависит от проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». От иностранцев, добывающих энергоносители. И это – горькая, но неизбежная плата за развал СССР. Такая же, какой стал унизительный Брестский мир 1918 года. Пришедший в область заморский капитал работает на условиях соглашений о разделе продукции – СРП.

Еще в советские годы вдоль всего побережья Сахалина разведали богатейшие месторождения нефти и природного газа на шельфе, разделив их на девять блоков – «Сахалин-1», «Сахалин-2» и т.д. Запасы энергоносителей здесь колоссальны.

Когда после 1991 года экономика острова рухнула, пришлось как-то спасаться. СРП на крайне выгодных для транснациональных корпораций условиях в 1994 году стали единственной возможностью хоть как-то выжить. Первыми ласточками стали проекты «Сахалин-1» (добыча нефти и газа корпорацией Exxon Mobil) и «Сахалин-2» (консорциум Sakhalin Energy, созданный компаниями Shell, Mitsui и Mitsubishi). Поясним, что по условиям СРП иностранцы, поставив на острове буровые платформы и экспортную инфраструктуру (трубопроводное хозяйство, специальная гавань, завод СПГ), какое-то время должны окупить затраченные средства, а затем начать расчеты с РФ по сложной системе. Сюда входит рента-роялти, 6% от доходов консорциумов, и роялти первоначально делилось между бюджетами Сахалина и федерального центра. Здесь – часть добытой нефти и газа. А с остального иностранные инвесторы должны платить 32-процентный налог на прибыль. Самый большой на сегодня проект – «Сахалин-2» консорциума Sakhalin Energy. Именно он, поставив две огромных платформы у северо-западного побережья острова (а в перспективе будет и третья), протянул нитки газо- и нефтепровода по суше через весь Сахалин к поселку Пригородное, что в пятнадцати километрах от Корсакова. И там скоро заработают огромный завод СПГ и приемный терминал для нефти. А также – гигантский восьмисотметровый причал для судов-газовозов, вынесенный в море перпендикулярно берегу и стоящий в пяти верстах от кромки земли комплекс для закачки нефти в танкеры. Весь газ, что пойдет сюда, уже законтрактован американцами, японцами и корейцами на двадцать лет вперед.

Представители Sakhalin Energy на строительстве встретили нас по-западному любезно. Устроили экскурсию. И пояснили на цветных слайдах: всего РФ получит за 35 лет работы проекта более 50 миллиардов долларов. К 2012-2013 годам консорциум окупит свои вложения и с того момента начнет полностью расплачиваться с РФ. Впрочем, роялти платится с первых шагов проекта. А примерно с 2013 года Сахалинская область по всем видам отчислений от «Сахалина-2» станет получать примерно 600 миллионов долларов в год в бюджет сверх всех остальных его доходов. То есть примерно еще один нынешний бюджет. Примерно такие же поступления пойдут и от проекта «Сахалин-1». Словом, прольются на островитян «дожди златыя».

Но, увы, это – лишь на первый взгляд.

 

НАДЕЖДЫ НА НОВЫЙ САХАЛИН

Действительно, с такой подпиткой область могла бы сформировать свой бюджет развития. Тем паче, что стратегическая программа развития Сахалина до 2020 года уже разработана губернскими властями.

Главная идея ее – развить на севере острова нефтегазохимический комплекс глубокой переработки. Дело в том, что в будущих проектах (от «Сахалина-3» и до «Сахалина-9») станет добываться весьма «жирный» природный газ. В нем есть и гелий, и этан. Все это можно перерабатывать в целую гамму полимеров и продуктов из полиэтилена. И, естественно, тут же перерабатывать и нефть. Сахалинская область сразу же получает второе дыхание, стабильные доходы бюджета и тысячи рабочих мест. Но это – лишь первый шаг.

Увы, сейчас Сахалин изолирован от железных дорог остальной страны. Дальнейшим шагом становится строительство железной дороги в 450 км от города Комсомольск-на-Амуре до мыса Лазарева. А затем – сооружение семикилометрового мостового перехода от мыса Лазарев до мыса Погиби на Сахалине, в самой узкой части Татарского пролива, отделяющего остров от материка.

Таким образом Сахалин вписывается в национальную железнодорожную сеть, нефтегазохимическое производство становится намного более выгодным, а мостовая переправа загружается. В перспективе Япония может построить железнодорожный туннель между островом Хоккайдо и югом Сахалина, также подключившись к грандиозной транспортной системе РФ. Весь русский Дальний Восток в таком случае обретает новые перспективы.

По планам сахалинской администрации, параллельно на острове открываются рентабельные угольные разрезы, налаживается поставка угля в Японию. В Корсакове и на Курилах создается особая зона рыбной торговли – с биржами, режимом «порто-франко» и налоговыми льготами. Зачем? Чтобы побороть нынешний идиотизм: когда добытые в наших водах биоресурсы уходят в Корею и Японию.

За годы с момента гибели СССР дальневосточные рыба, крабы и моллюски подарили фантастические доходы городам Вакканаю (Япония) и Пусану (Южная Корея). Там отечественные рыбаки сбывают уловы, там заправляют и ремонтируют суда. Сахалинцы же предлагают создать аналогичную зону у себя, возвращая в экономику России 1,5-2 миллиарда долларов ежегодно.

Таков костяк будущего Сахалина, основа его переосвоения. Обладая им, можно переселять на остров русских из стран СНГ, давая им приличную работу. Опираясь на него, можно разворачивать в области новую промышленную политику: есть идея освобождать от налогов создаваемые заново (но не старые!) предприятия разных отраслей производства.

А ведь, помимо инициативы администрации, есть еще и низовая, гражданская инициатива. Скажем, южносахалинский предприниматель Игорь Пищаев и его товарищи смогли создать государственно-частное партнерство для строительства газопоршневой теплоэлектростанции в Анивском районе, закладывая основы новой энергетики, независимой от РАО «ЕЭС». Есть отличные проекты развития экологического туризма, малоэтажного домостроения, сельского хозяйства нового типа. Вокруг каждого можно сформировать сплоченные «проектные команды», обнаруживая и поднимая людей с реальными организаторскими способностями и предпринимательской жилкой. Если Сахалин, например, начнет развиваться, то превратится в источник заказов для гидроавиастроения, для создателей экранопланов из Нижнего Новгорода (они очень пригодятся для обеспечения бесперебойной связи с Курильскими островами).

Все это можно сделать, опираясь на нефтегазовые доходы от первых проектов добычи сахалинских энергоносителей. Однако воплотятся ли в жизнь эти надежды?

 

ПЛОДЫ «СВЕРХЦЕНТРАЛИЗАЦИИ»

 

Когда начинаешь говорить на эту тему, собеседники из областной администрации просят выключить диктофон и не ссылаться на источники. И немудрено: у области отняли источники развития. По первоначальным условиям проектов СРП роялти делилась так: 40% – федеральному центру, 60% – области. Но с 2003 года Москва произвольно изменила соотношение. Теперь нефтяное роялти на 95% отбирается Москвой, а острову оставляется «ошметок» в 5%. Если же брать добычу газа, то центр забирает роялти полностью!

То есть Москва забирает максимум доходов. Но для чего? Чтобы положить их в Стабфонд, хранящийся в западных банках, в иностранных валютах и ценных бумагах? При этом федеральный центр никак не может разработать и принять стратегическую программу развития русского Дальнего Востока.

Ибо если отбираешь доходы – то верни отобранное обратно разумными государственными инвестициями. Между тем, в Дальневосточном регионе нужны вложения не менее чем в полтриллиона долларов, иначе мы просто потеряем этот регион. По мнению Юрия Крупнова, программа развития новых центров экономического роста должна быть увязана с программой переселения соотечественников из стран СНГ, то есть с программой нового заселения восточных рубежей России.

Но пока этого нет. Деньги просто отбираются, а областям в «либеральном духе» говорят: «Выживайте сами, как можете, привлекайте инвесторов». А как? Взять хотя бы создание нефтегазохимического комплекса на Сахалине. Чтобы составить проектно-сметную документацию по нему, необходимо затратить не менее 300 миллионов долларов (до 10% от общей суммы инвестиций в проект). Но как это сделать, если на подобное уйдет годовой бюджет области?

Вообще, на Сахалине крепнут настроения в духе «Нас предали и бросили на произвол судьбы». Особую ненависть вызывает московское чиновничество. Дескать, все отнимает, а что взамен дает? Чтобы получить ассигнования из бюджета, нужно сделать 10-процентный теневой «откат». На встречах с общественностью люди то и дело с тоской вспоминают Сталина: мол, при нем, когда с 1945 года шло заселение Южного Сахалина и Курил, государство давало освобождение от налогов, обеспечивало нужные инвестиции в новые предприятия и социальную сферу.

Такие настроения сегодня присущи и Приморью, и Камчатке. Провал управленческой системы в Москве снова вызывает рост настроений в пользу создания Дальневосточной республики. Все чаще раздаются голоса о том, что федеральный центр ничего не может сделать для возрождения рыбодобывающей отрасли, для борьбы с износом энергетики и жилищно-коммунальной системы. Умные замечают, что при отделении от РФ вся предполагаемая Дальневосточная республика окажется во мгновение ока поделена между транснациональными корпорациями, что везде устроят «Сахалин-2». Но отчаяние может толкнуть население тихоокеанских регионов РФ на опрометчивый шаг.

Не будет ли разумнее оставить дальневосточникам ресурсы для развития и не отбирать все в центральную казну? А если Москва так боится разворовывания денег – то пусть посадит на места суровых и жестких контролеров.

Пока же, при нынешнем состоянии дел, РФ продолжает терять свои восточные земли, по-прежнему выдавливая из них население. Еще немного, и Россия окажется изгнанной из самого перспективного на сегодня района Тихого океана. Причина же будущей катастрофы очевидна уже сейчас: отсутствие цельной стратегии развития страны плюс невероятная неэффективность и коррупционность системы государственной власти.

Не секрет, что в Москве Дальний Восток норовят не замечать по принципу: «Оттуда все равно народ бежит, и вообще на него не стоит тратить сил, ибо 75% населения РФ живет в европейской части страны».

Не разумнее ли заняться совсем другой политикой? Сочетая стратегические планы развития страны, инвестиции на плановых началах и жесткую санацию государственного аппарата? Пора осознать: сломав советскую систему развития Дальнего Востока, нынешняя Россия пока не создала ничего взамен. Сейчас нам пора решительно браться за дело. В противном случае над Сахалином, Приморьем, Камчаткой, Чукоткой и Магаданом скоро взовьются чужие флаги.

 

РП. монитор 1.02.2007



[1] Заглавие дано редакцией «Золотого льва».


Реклама:
-