Журнал «Золотой Лев» № 103-104 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Н. Кричевский

 

Пенсионный займ Змея-Горыныча

 

Зря все так ополчились на Зурабова, зря. Разве Зурабов – причина наших социальных бед? Разве он ввел ЕСН, придумал монетизацию, закрутил пенсионную реформу? Наивные. Вы еще скажите, что президент ничего не знает, глаза ему некому раскрыть.

Впрочем, сам Михаил Юрьевич не очень-то переживает и правильно делает. «Должен быть один Змей-Горыныч и куча добрых молодцев, - сказал недавно он, - которые должны с ним воевать в определенной политической ситуации». Стал бы так говорить человек, неуверенный в своем политическом будущем. Нет, вы как хотите, а я чем дальше, тем больше пропитываюсь к нему определенными симпатиями. Это ж надо – столько помоев ежедневно сносить и не плюнуть на все, не уехать куда-нибудь.

Возьмите последний пенсионный скандал с отменой накопительной части трудовой пенсии. Кто только не поливал Зурабова грязью: и Минфин, и МЭРТ, и «Единая Россия». Кровопийца, вор, душегуб! В ответ напомню-ка для размышления одну цитатку из Путина. На одной из «прямых линий» с народом, прошедшей 18 декабря 2003 года, он сказал:

 

«Сократился внешний долг. Помните, сколько мы говорили в свое время, в 2002 году, о пике выплат по внешнему долгу в 2003-м, и даже часто пугали друг друга: как это отразится на жизни страны, сможет ли Правительство справиться с социальными обязательствами перед населением? Мы выплатили 17 миллиардов долларов – страна этого даже не заметила».

 

Не въехали? Тогда по складам. В 2003 году Россия должна была выплатить по внешнему долгу $17 миллиардов, и эта проблема не давала спокойно спать нашим руководителям с самого начала правления. В начале десятилетия таких денег у страны не было: нефть еще не была так дорога, «ЮКОС» даже в планах не значился, продать что-нибудь за сопоставимые деньги было нереально[1]. Вот правительство посредством пенсионной реформы с накопительной системой и решило «стрельнуть» часть средств у населения. Потому-то в первоначальном варианте в накопительной системе участвовали занятые почти всех возрастов, ставка отчислений на накопления составляла 6%, а в качестве управляющей компании был выбран абсолютно непрозрачный государственный банкрот «Внешэкономбанк».

Расчет был простым: учитывалась традиционная инертность народа, минимум сведений о проводимых мероприятиях, запутанный порядок перехода из Пенсионного фонда в НПФ, финансовая и организационная неспособность субъектов негосударственного пенсионного обеспечения заявить о себе в кратчайшие сроки. Добавьте к этому раскручивавшееся в то же время ОСАГО, связанное с необходимостью моментального выбора страховой компании, и картина станет более или менее полной. Понятно, кстати, почему у нас столько «молчунов»?

Слава небесам, $17 миллиардов выплатили. Сколько в них было пенсионных денег, известно лишь тем, кто до сих пор у власти. Чуть позже нефтеэкспортная выручка, что называется, поперла, и необходимость в использовании пенсионных накоплений постепенно стала отпадать. Ельцинские управленцы собственный народ могли просто кинуть, устроив дефолт. Новые поступили более цивилизованно – сначала отсекли от накопительной системы занятых 1953-1966 годов рождения (люди, родившиеся 1952 году и раньше, в обязательную накопительную систему и так не попадали), потом снизили с 6 до 4% на период 2005-2007 годов отчисления на накопления, а теперь и вовсе решили вернуть долг.

Или вы хотели, чтобы с вами посоветовались?

Потому-то я и говорю, что пенсионная реформа 2001 года блестяще продемонстрировала административный талант Зурабова-управленца. В кратчайшие сроки Пенсионный фонд России, возглавляемый им тогда, разработал и внедрил новую пенсионную систему. Успешное изменение пенсионного порядка в стране, помноженное на неоценимую помощь в решении острейшей государственной проблемы, стало решающим аргументом при назначении Зурабова главой нового суперминистерства, замкнувшего на себя все социальные вопросы.

Впрочем, проблемы с пенсионным обеспечением никуда не делись. Поговорим о них, раз уж представился повод.

 

Пенсионное наследство следующего президента

 

Пенсионная реформа была скроена в понятной теперь спешке: главное - провести быстрый краткосрочный маневр, заслужить уважение высшей бюрократии, а заодно подзаработать деньжат, что тоже, как говорится, «входило в смету». Поспешили: при разработке пенсионной реформы не были учтены многие важнейшие моменты, которые со временем стали вылезать из всех щелей.

Прежде всего не было учтено плачевное состояние российской демографии. Если бы в 2002 году рождаемость превысила смертность, результаты стали ощутимыми только к 2020 году. К тому же в начале десятилетия поток легальных мигрантов в страну практически иссяк.

Налогооблагаемой базы, то есть легальных зарплат, было явно недостаточно. Половина заработков выплачивалась в конвертах, а с конвертов налоги не платят. Максимум того, что за прошедшие пять лет смогли добиться фискалы – полузаконно поднять минимальный уровень «белых» зарплат. Механизм обнала не устранен, более того, в последнее время появляется все больше свидетельств о том, что в незаконных денежных операциях заинтересованы очень многие: от Центробанка до силовых ведомств.

Когда пенсии начинают использовать в политических целях – жди беды. Так и случилось, когда с 1 января 2005 года одновременно началась монетизация льгот и снизился ЕСН. Чтобы уменьшить недовольство пенсионеров и инвалидов, правительству пришлось более чем на треть увеличивать базовую часть пенсии. Излишне говорить, что ни у правительства, ни у Пенсионного фонда средств на это не было. В результате в середине 2005 года Кудрин тихой сапой провел через Госдуму[2] увеличение расходной части бюджета. Параллельно начал снижаться коэффициент замещения зарплаты пенсией: если в 2002 году он составлял 31%, то в 2007-м по прогнозам составит 24%. Для справки: минимальный размер коэффициента замещения, принятый в развитых странах – 50% после 30 лет уплаты взносов.

 

Пробелы пенсионного законодательства

 

Нерешенных законодательных проблем в пенсионном законодательстве пруд пруди. Начнем с досрочного выхода на пенсию. Закон говорит о том, что сегодня таким правом обладают как минимум 15 категорий работников: металлурги и шахтеры, докеры и лесорубы, моряки и летчики, ткачихи и трактористы, геологи и дальнобойщики. Все они состоят в так называемых Списках 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Списки эти утверждены Постановлением Кабинета министров СССР еще 26 января 1991 г. и с тех пор ни разу не пересматривались.

Никто не против раннего выхода на пенсию этих категорий работников. Загвоздка в другом – в СССР существовало пенсионное обеспечение за счет государственного бюджета, а в России трудовые пенсии выплачиваются за счет наших страховых взносов. Так вот взносы за льготников уплачиваются такие же, как за «обычных» работников! При запуске пенсионной реформы декларировалось, что для каждой «льготной» профессии будут разработаны собственные условия пенсионного страхования, так называемые профессиональные пенсионные системы. Прошло уже пять лет, а никто даже за стол не садился.

Правом досрочного выхода на трудовую пенсию обладают и другие категории наших сограждан. Это женщины, родившие пять и более детей, один из родителей или опекун инвалида с детства, военные инвалиды, инвалиды по зрению, лилипуты, граждане, работавшие на Крайнем Севере, спасатели, пожарные, учителя, врачи, балерины, артисты.

Без сомнения, эти люди также заслуживают право на раннюю пенсию. Вопрос в другом – из каких шишей Пенсионный фонд должен им платить? Федеральный бюджет покуда отдает часть нефтяных излишков, а что будет, если цена на нефть упадет?[3] Пока что динамика дотаций Пенсионному фонду из федерального бюджета такова: 2002 год - 375 млрд. рублей, 2006 год - 755 млрд. рублей, прогноз на 2007 год - 918 млрд. рублей или 13% всех запланированных федеральных доходов.

Досрочные пенсии – только часть законодательных проблем. Другая часть - многочисленные льготники по уплате ЕСН, записанные в Налоговом кодексе. Судите сами: сегодня обычные налогоплательщики платят 20% пенсионных взносов, крестьяне, фермеры и малочисленные народы Севера - 15,8%, резиденты особых экономических зон – 14%, индивидуальные предприниматели – 7,3%, а адвокаты («беднейшая» часть общества) – 5,3%.

Налоговый кодекс предусматривает уменьшение ставки пенсионного взноса в зависимости от величины зарплаты. Льготы начинаются с 280 тыс. рублей годового дохода или при 23,3 тыс. рублей дохода в месяц!

По закону о трудовых пенсиях для получения пенсии по старости достаточно пяти лет страхового стажа. Во всем мире пенсии простым смертным назначают после 25-30 лет уплаты страховых взносов.

И все же главное, о чем не позаботились реформаторы – это навести порядок в негосударственном пенсионном обеспечении. Собственно, бардак там, наоборот, был нужен. Впрочем, Зурабов при всем желании сделать это не смог бы – НПФ и управляющие компании находятся под надзором Федеральной службы по финансовым рынкам, а та подчиняется не Зурабову или Кудрину, а напрямую правительству.

 

Негосударственный пенсионный бардак

 

Есть мнение, что последние «пенсионные» наезды на Зурабова организованы НПФами. Возможно, это так. Бесспорно другое – за прошедшие пять лет цивилизованное негосударственное пенсионное обеспечение в стране так и не появилось. Те, кто доверился частным пенсионным страховщикам, пенсий в положенное время скорее всего не получат. Одни НПФ разорятся, другие будут разворованы, третьи станут выплачивать вклады, обесценившиеся в десятки, если не в сотни раз.

К концу прошлого года в РФ были зарегистрированы 337 НПФ, а отчетность сдавали только 260. В декабре 2006 года Федеральной службой по финансовым рынкам были поданы иски об аннулировании лицензий у 22 НПФ, не предоставлявших отчетность более двух лет. На очереди - остальные потерявшиеся 55 фондов. Всего же лицензии нужно отзывать еще как минимум у сотни НПФ, чьи показатели не соответствуют нормативам.

Одна из главных причин – как ни странно, дефолт 1998 года. Перед дефолтом у 121 НПФ вложения в ГКО составляли 50% пенсионных резервов, у 85 НПФ – более 75%, а у 66 НПФ – все 100%. Сегодня эти фонды действуют по принципу пирамиды, в то же время число их участников достигает 400 тыс. человек. Исчезновение этих фондов – вопрос ближайшего времени.

На рынке негосударственного пенсионного страхования наиболее крупными фигурами являются закрытые НПФ сырьевых и перерабатывающих корпораций, в розницу работают единицы. Счетная палата, проводившая проверку соблюдения нормативов при инвестировании средств пенсионных накоплений, выявила в каждом поверяемом субъекте десятки нарушений. Некоторые НПФ располагали штатом из нескольких человек, в собственности не было даже оргтехники, а пенсионные резервы они вкладывали в векселя учредителей. Хозяева этих фондов и сегодня используют их только в качестве инструмента привлечения дополнительных дешевых ресурсов.

Простейшие схемы воровства в НПФ выглядят так. Во-первых, накручиваются хозяйственные расходы, затраты на брокерское обслуживание, услуги консультантов, аналитиков, экспертов. Во-вторых, с управляющими компаниями или банками заключаются «джентльменские» договора о прокрутке пенсионных средств под фиксированный процент, а все, что сверху – отдается налом. В-третьих, завышаются цены покупки ценных бумаг, что опять же сделать нетрудно, поскольку НПФ могут выходить на фондовый рынок только через профессиональных лицензированных посредников. Конечно, есть схемы похитрее. Но главное – вовремя перерегистрировать НПФ на фирму-однодневку, утерянный паспорт или поставившего на себе крест гражданина.

 

Что делать

 

Информационный повод, подаренный Зурабовым, сегодня используют все, кому не лень. Часто с экранов телевизоров и газетных полос раздается откровенный бред, типа повышения подоходного налога, не имеющего никакого отношения к пенсионному страхованию, восстановления прежней ставки ЕСН, хотя сокращали именно ту часть пенсионного взноса, что шла в федеральный бюджет, а не в Пенсионный фонд, направления на выплату пенсий средств Стабфонда, которого хватит как раз до следующих выборов. Более или менее здравые варианты решения пенсионных проблем таковы.

Первое. Нужно исключить из ЕСН те 6%, что идут на финансирование базовой части трудовой пенсии, а с ними – и саму базовую часть, переведя ее в государственное пенсионное пособие, коим она и является. Сам же ЕСН снижать не на 6%, а, например, на 3%, направив дополнительные средства в Пенсионный фонд. Довольны будут и предприниматели, и пенсионеры.

Второе. Пора отменить все льготы по уплате ЕСН и пересмотреть условия досрочного выхода на пенсию в направлении увеличения пенсионного налогообложения работодателей, использующих тяжелый труд. Также необходимо пересмотреть существующую шкалу налогообложения в зависимости от дохода. Доход, с которого начинаются льготы по налогу, должен составлять не мене 1 млн. рублей в год.

Третье. Пятилетний страховой стаж, достаточный для получения трудовой пенсии, необходимо увеличить до 25-30 лет. Пенсионное законодательство должно стимулировать людей как можно большее время работать легально, отчисляя часть доходов в пенсионный фонд.

Четвертое. Имеет смысл рассмотреть норвежский опыт, объединив Стабилизационный фонд с Пенсионным. С 1 января прошлого года Государственный нефтяной фонд Норвегии переименован в «Государственный пенсионный фонд — Глобал». Основной целью нового норвежского Фонда стала стабилизация пенсионной системы страны в связи со старением населения, то есть передача нефтяного богатства будущим поколениям.

Пятое. Хорошо бы закончить работу по минимизации незаконных финансовых операций. Россия постепенно превращается во всемирную прачечную, причем, отстирыванием занимаются в первую очередь наши соотечественники.

Мечты, мечты. В ближайший год у правительства до этих мер руки не дойдут. Борьба за власть в стране обостряется, и чиновничество все больше озадачивается поиском теплых мест на случай катапультирования из властной вертикали. Что же касается последних зурабовских предложений, то их, скорее всего, постигнет такая судьба. На одном из весенних заседаний правительства их заслушают, потом поручат Грефу, Кудрину, тому же Зурабову и другим заинтересованным лицам провести доработку, а затем создадут комиссию для урегулирования разногласий. Так что в ближайшее время ничего не произойдет, а там выборы и совсем другая жизнь. Спокойная и безмятежная для сегодняшних героев.

 

АПН 21.02.07



[1] Редакция «Золотого льва» не разделяет такого суждения. В противном случае в эти годы не было бы создано более 100 тыс. многомиллионных долларовых частных состояний и не произошло бы вывоза за рубеж более 1000 миллиардов долларов.

[2] Режиму нет необходимости ничего «проводить» через Госдуму, в которой «партия власти», составляющая большинство в 350 голосов из 450, является сборищем марионеток.

[3] Если «цена на нефть упадет», ничего не произойдет, так как львиная доля нефтяных доходов и сейчас не доходит до РФ, оставаясь в руках североамериканских банков. Фактически РФ не продает нефть и газ, а снабжает ими иностранные государства бесплатно. Эту политику Путина, если верить докладам социологических служб, поддерживает более 80% населения РФ и этот процент растет не по дням, а  по часам.


Реклама:
-