Журнал «Золотой Лев» № 103-104 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

ВВП и проблемы Союзного государства

 

А. Камакин

 

Догоняя красный ВВП[1]

 

Жили-были

 

В советские времена все поверялось пресловутым 1913 годом. Но, как бы там ни было, прогресс был налицо - к моменту краха СССР валовой общественный продукт превзошел рекорд романовской империи почти в 100 раз. А потом синусоида наших экономических достижений внезапно ринулась вниз. В целом по СНГ падение достигло своего перигея в 1998 году, составив 40,5 процента. На этот момент РФ потеряла около 40 процентов своего дореформенного хозяйства, Украина - 55 процентов, меньше всего повезло Таджикистану - минус 64.

Но уже в следующем году бодро шедший ко дну "Титаник" изменил траекторию и начал шумно всплывать - всеми частями своего разъятого тела. Правда, не так быстро, как хотелось бы. Кстати, историческое выныривание на поверхность происходит буквально на наших глазах: согласно прогнозу Межгосударственного статистического комитета СНГ по итогам 2006 года средний по СНГ, а вместе с ним и российский ВВП должны превзойти уровень 1991 года (плюс один процент). Обидно только, что первыми на этой "вершине" оказались не мы. Узбекистан восстановил свой дошоковый уровень уже в 2001-м, в 2003-м за ним последовали Белоруссия, Казахстан и Армения, в 2005-м - Азербайджан. Последний, несмотря на не самый резвый старт, мигом вырвался вперед, став абсолютным лидером по темпам экономического роста в Содружестве: 34,3 процента "годовых", по данным за январь - октябрь этого года (у России скромные шесть процентов). Согласно прогнозу Статкомитета СНГ в 2007 году трудолюбивые парни из Баку превзойдут советскую планку аж в 1,9 раза (Россия на 8 процентов). Ларчик открывается просто: в 2006 году введен в строй нефтепровод Баку - Тбилиси- Джейхан, а в 2007-м он выйдет на проектную мощность. А это и есть добрая треть (если не половина) экономики Азербайджана.

Имеется и еще одна ложка дегтя: путешествию на экономической машине времени далеко до финиша. Вспомним, что 1991 год был, мягко говоря, не самым удачным в истории советской экономики - процессы разложения шли тогда полным ходом. Валовой национальный продукт РСФСР снизился в этом году по сравнению с предшествующим на 13-14 процентов (по СССР в целом - на 17 процентов). То есть следующая станция на маршруте "вперед в прошлое" - "1990-й". По словам министра финансов Алексея Кудрина, ее мы проедем уже в следующем году. Нельзя не заметить, что Статкомитет СНГ менее оптимистичен: из его раскладов следует, что несколько процентов мы все-таки недотянем.

Но даже если прав глава Минфина, это все равно не предел: 1990-й тоже минусовой. Последним предкризисным был 1988-й, его-то, пожалуй, и стоит считать нашим 1913-м. И то с некоторой натяжкой - в некоторых сферах спад начался еще раньше. Скажем, пик строительства пришелся на 1987 год: в РСФСР было тогда построено 76 миллионов квадратных метров жилья (в РФ в 2005 году - 43,6 миллиона). Ну а антиалкогольная авантюра, нанесшая сокрушительный удар по торговле и бюджету, началась, как известно, еще в мае 1985-го

Впрочем, даже если отталкиваться от провального 1991-го, по большинству показателей сравнение не в пользу современности. Скажем, если брать промышленность, уровень 15-летней давности достигнут лишь в трех отраслях - добыча топливно-энергетических полезных ископаемых; целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность; производство электронного и оптического оборудования. Все остальные пока могут только мечтать о back in USSR. Вот наиболее яркие примеры: производство транспортных средств - 52,2 процента от уровня 1991 года, производство машин и оборудования - 45,3, текстильное и швейное производство - 23,5.

В сельском хозяйстве картина еще менее радужная: ни по одной позиции мы не вышли не то что на 1991-й, но и на менее богатый победами 1992-й. Да что там, падение здесь, по сути, так и не остановлено. Предварительные же итоги этого спуска вкратце таковы: посевная площадь сократилась с 1992 года в 1,8 раза, производство зерна - в 1,7 раза, картофеля - в 3,4 раза, молока - в 2,3 раза, поголовье крупного рогатого скота - в 3,6 раза.... Примерно в таких же пропорциях "похудел" и парк основных видов сельскохозяйственной техники. Словом, ни прикажи КПСС долго жить, очередной партийный съезд, собравшийся подводить итоги последней пятилетки (по старозаветному календарю в 2006 году как раз заканчивалась бы 15-я), был бы весьма недоволен результатами.

 

Душа населения

 

Известно, что любое сравнение хромает априори, в случае же сопоставления экономики образца начала 90-х и середины 2000-х оно хромает сразу на обе ноги. Начнем с того, что, как бы ни радовали страну своими трудовыми подвигами рабочие и колхозницы, в советских магазинах эпохи поздней перестройки царила звонкая пустота. По данным Всесоюзного научно-исследовательского института конъюнктуры и спроса, к концу 1989 года из 989 видов товаров народного потребления в относительно свободной продаже - без существенных перебоев - находилось лишь 11 процентов. Из магазинов исчезли не только телевизоры, холодильники и стиральные машины, но даже моющие средства и ученические тетради. А к концу 1991 года дефицитом стал даже хлеб: во многих регионах этот дефицитный продукт продавался по карточкам.

Но разруха гнездилась не на заводах и фермах, а, как всегда, в головах. К концу перестройки финансовая система СССР, и без того, мягко говоря, небезупречная, была ударными темпами доведена до полного развала. В одном июле 1991 года было отпечатано 19,87 миллиарда рублей - это, к слову, почти в два раза больше, чем за весь 1988 год. При этом государство, опасаясь народных волнений, продолжало жестко контролировать цены. Правда, в апреле 1991-го была проведена знаменитая павловская ценовая реформа, но сопровождалась она такими компенсационными выплатами, которые свели на нет весь стерилизационный эффект. В итоге на один советский рубль приходилось 14 копеек товарных запасов.

Да, номинальные доходы граждан смотрелись очень эффектно, они и по сей день остаются непревзойденными: среднемесячная заработная плата в 1991 году составляла 548 рублей, в 2005-м (в ценах 1991-го) - 447 рублей. Но надо учитывать, что речь идет о государственных ценах на товары, доступ к которым был ограничен, а то и вообще отсутствовал. Если же брать, скажем, цены колхозного рынка, то в 1991-м они превышали госпрейскурант в 6 раз. Так что, учитывая эту поправочку, несмотря на потерю за три пятилетки 101 "деревянного", россияне скорее приобрели, чем проиграли.

Еще одно преимущество наших дней тесно связано с предыдущим: либерализация цен привела к тому, что в страну хлынул поток товаров, о которых советский гражданин не мог и мечтать - первоклассная импортная электроника, одежда, бытовая техника. И - о чудо! - автомобиль, следуя завету прозорливого Остапа, и впрямь перестал быть дефицитной роскошью. Обеспеченность населения этим транспортом выросла за 15 лет почти в три раза - с 63 в 1991 году до 176 на тысячу человек в 2006-м.

Существенно возросла и средняя площадь жилья, приходящаяся на одного жителя, - с 16,4 квадратного метра в 1990-м до 20,5 в 2004-м. А средний размер квартиры увеличился с 60,8 (в 1992 году) до 84,5 (в 2005-м) "квадрата". Правда, качество пошло в ущерб количеству: если в 1992 году было сдано 682 тысячи квартир, то в 2005-м - только 515 тысяч. Что наглядно свидетельствует о произошедшей в обществе дифференциации - кому-то тесноват пентхаус, для кого-то недоступна и скромная однушка. Но вот этим гордиться, пожалуй, уже вряд ли стоит.

Да и остальные наши достижения, положа руку на сердце, пока еще совсем не рекорды. В США, например, на тысячу жителей приходится свыше 700 автомобилей, в Германии - более 500. Да что там: по данным Статкомитета СНГ, по уровню автомобилизации нас опережают даже братские Белоруссия и Казахстан (у них соответственно 55 и 34 автомобиля на 100 домохозяйств, у нас - 33). Они же обошли нас и по темпам жилищного строительства (Белоруссия - 387 метров в год на тысячу населения, Казахстан - 328, Россия - 304).

Впрочем, и у нас есть конек: Россия прочно занимает в СНГ первое место по размеру ВВП на душу населения (11 тысяч долларов по паритету покупательной способности) и по подушевым доходам (3263 доллара США за 2005 год, у ближайшего преследователя - Белоруссии - 1836 долларов). Оттого и едут бывшие хомо советикус к нам, а не от нас: Россия имеет положительное сальдо миграционного баланса со всеми странами СНГ, кроме все той же Белоруссии (она, напротив, занимает третье место по количеству эмигрантов из РФ - после Германии и США). Мало того, мы опережаем наших партнеров по Содружеству и в ежегодном рейтинге ООН "Индекс развития человеческого потенциала", рассчитываемого по совокупности факторов - ВВП, ожидаемая продолжительность жизни, уровень грамотности населения и т. д. Но насладиться этой светлой радостью мешает все та же неотступная сказка о потерянном времени: сегодня мы занимаем в этом рейтинге 65-е место, в 1990-м были на сороковом...

 

Итоги № 51/2006

 

Н.Ф. Клоцвог

 

Кто виноват в кризисе российско-белорусских отношений?

 

Конец прошедшего 2006 года ознаменовался резким обострением кризиса российско-белорусских отношений. Нарастание этого кризиса ощущалось все последнее время. Однако в конце года перед Беларусью был выдвинут ультиматум: или она соглашается с резким повышением цен на российский газ, или с нового года Россия перекрывает газовый вентиль. Оказавшись перед этой угрозой, Беларусь вынуждена была принять российские условия. Ситуация резко обострилась в связи с введением пошлин на нефть экспортируемую в Беларусь.

В чем же проблема? Может быть, российская экономика действительно нуждается в деньгах, а упрямая Беларусь никак не хочет пойти навстречу? Очевидно, что это не так.

В российской экономике за последнее время сложилась парадоксальная ситуация. В условиях катастрофического физического и морального износа основных фондов всех отраслей народного хозяйства, ужасающей бедности значительной части российского населения, острой нехватки средств на развитие здравоохранения, образования, культуры в России оказался избыток денег, в том числе и валюты. Профицит российского бюджета, т.е. превышение его доходов над расходами, достиг в 2005 году 1,7 трлн. руб., или 7,7% ВВП. Положительное сальдо внешнеторгового баланса России, т.е. превышение экспорта над импортом, которое уже к 2000 году достигло гигантской суммы в 60 млрд долларов, в 2005 году составило более 118 млрд долларов. По величине золотовалютных резервов Россия вышла на 3-е место в мире (после Китая и Японии). В соответствии с теорией оптимального функционирования экономики сегодня деньги для России как недефицитный ресурс имеют нулевую оценку, т.е. увеличение денег не приводит к увеличению конечных результатов экономического развития.

Чего же ради Россия пытается выжать из Беларуси еще какую-то сумму долларов, обрекая белорусскую экономику на серьезные трудности? По отношению к Беларуси Россия ведет себя не как великая держава, а как базарная торговка, стремящаяся выжать из покупателя всё, что позволяет рынок. Очевидно, что цель здесь не экономическая, а чисто политическая: поставить Беларусь в тяжелые условия. Складывается впечатление, что Россия за что-то хочет отомстить Беларуси. За что?

Прежде чем ответить на этот вопрос, обратим внимание на одну грубейшую неточность нашего изложения. Что мы здесь подразумеваем под словом «Россия»? Очевидно, что речь не идет о российском народе, который никогда не отделял себя от белорусского, украинского и других братских народов. Если бы спросили российский народ, он никогда не пошел бы на такую политику. Но в том-то и беда, что в нашей «демократической» стране народ никто не спрашивает. Всё решает правящая элита.

Так в чьих же интересах эта самая «элита» проводит такую политику? Это становится ясным, если вспомнить, что Россия и Беларусь имеют существенно разные социально-экономические системы. Российская либерально-рыночная система ориентирована на интересы крупного олигархического капитала. В отличие от России Беларусь не пошла на обвальную приватизацию национальной экономики, сохранила высокую долю государственного сектора, обеспечила управляемость экономики. Доля негосударственного сектора в основных фондах Беларуси сегодня составляет 43%, тогда как в России – более 60%. В Беларуси государство оказывает предприятиям активную помощь в формировании рынков сбыта своей продукции, осуществляет серьезную финансовую поддержку сельского хозяйства, проводит социально-ориентированную внутреннюю политику. Социальная политика, проводимая в Беларуси, в отличие от российской, направлена на недопущение раскола белорусского общества на бедных и богатых. Это, разумеется, вызывает недовольство внутри определенных слоев белорусской «элиты», которая не прочь, наподобие своим российским собратьям, поживиться на разграблении государственной собственности, на спекулятивном бизнесе, на наглой эксплуатации трудящихся. Именно такая политика вызывает недовольство либеральных кругов как в странах Запада, так и в России, обвинения белорусского руководства в тоталитаризме, нарушении прав человека и т.д.

Каковы же результаты этих различных социально-экономических систем России и Беларуси? Посмотрим на цифры. Российская экономика до сих пор никак не может достичь уровня, который фактически существовал в 1990 году. Нынешний ВВП России составляет 84% от уровня 1990 года, промышленное производство – 70%, реальная зарплата – 72% от уровня 1990 года. В Белоруссии современные показатели превышают уровень 1990 года по ВВП на 16%, по промышленной продукции – в 1,4 раза, по уровню реальной зарплаты – в 1,6 раза. Урожайность зерновых в России – 18,5 центнеров с гектара, в Беларуси – 28 центнеров с гектара. Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения в России – 49 кг в год, в Беларуси – 59 кг в год, соответственно, молока и молочных продуктов в России – 233 кг, в Беларуси – 246 кг. На 100 семей в России приходится 33 собственных легковых автомобиля, в Беларуси – 53. В расчете на 10 тысяч жителей в России строится в год 33 квартиры, в Беларуси – 41 квартира. В Беларуси более благоприятные демографические показатели. В России уровень смертности на одну тысячу человек населения – 16,8 человека, в Беларуси – 14,5. Средняя продолжительность жизни в России – 65 лет, в Беларуси – 69 лет. В Беларуси существенно ниже уровень преступности. Если в России на 10 тыс. человек приходится 248 преступлений в год, то в Беларуси – 197. При этом уровень тяжких преступлений в Беларуси в 3,5 раза ниже, чем в России. В России на одну тысячу жителей приходится 75 тяжких преступлений, в Беларуси – 21. Даже по оценкам экспертов ООН, которые не испытывают особых симпатий к Беларуси, уровень так называемого индекса развития человеческого потенциала (показатель, учитывающий душевой уровень производства ВВП, уровень образования и продолжительность жизни) заметно выше, чем в России.

Таким образом, социально-экономическая система, существующая в Беларуси, по всем линиям убедительно демонстрирует свои неоспоримые преимущества перед российской либерально-рыночной системой, которая, несмотря на громадные природные богатства России, оказалась неспособной выйти на те уровни, которых достигла Беларусь. Для российской правящей элиты Беларусь является бельмом на глазу. Она представляет собой прямое свидетельство неэффективности российской экономической системы, созданной правящей российской элитой в интересах крупного олигархического капитала и его зарубежных партнеров.

Характерно, что даже Б.Н. Ельцин, виновник развала СССР, попытался предпринять какие-то шаги в направлении создания Российско-Белорусского Союзного государства. В отличие от него В.В. Путин, считая себя непричастным к развалу СССР, позволяет себе проводить другую политику. Полагая, что, выдворив Березовского и Гусинского, арестовав Ходорковского, он тем самым уже достаточно продемонстрировал свою независимость от олигархов, Путин открыто проводит политику, отвечающую интересам крупного олигархического капитала России и интересам стран Запада. Именно поэтому он не только ничего не делает для консолидации постсоветского пространства, но, напротив, в угоду Западу предпринимает крутые шаги, препятствующие экономической интеграции стран СНГ. Об этом свидетельствует газовый конфликт с Украиной в конце 2005 года. В этом же корень нынешнего российско-белорусского конфликта.

Возникает вопрос: почему именно сейчас происходит обострение российско-белорусских отношений? Видимо, это связано с тем, что тупиковость нынешней либерально-рыночной системы, существующей в России, становится всё более очевидной, в том числе и для российских властей. Те конъюнктурные факторы, которые обеспечили рост российской экономики в последние годы, быстро исчерпываются. Однако вместо поиска путей реального выхода из этой ситуации, изыскания новых резервов экономического роста российская правящая элита предпочитает скрыть неэффективность существующей в России социально-экономической системы, ликвидировать свидетельства этой неэффективности. Этим, прежде всего, объясняется стремление российских властей удушить Беларусь, угодив заодно тем самым своим западным партнерам. Такая политика российского руководства крайне недальновидна. В погоне за дополнительными деньгами, которые для российской экономики даже с сиюминутных позиций имеют минимальные значения, Россия идет на окончательное разрушение постсоветского пространства, экономическая интеграция которого имела бы важное стратегическое значение для укрепления геополитического положения России в мире и явилась бы существенным дополнительным фактором роста российской экономики.

 

Автор - доктор экономических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР

 

Экономическая и философская газета №2/2007



[1] Заголовок принадлежит редакции «Золотого льва». Следует учитывать, что данный материал опубликован в русофобском издании. Приводится с изменениями (прим. ред. ЗЛ).


Реклама:
-