Журнал «Золотой Лев» № 103-104 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Н. Кричевский

 

Февральская экспертиза[1]

 

Я не правлю, я просто

 

Путин был в ударе. Пресс-конференция удалась, она была жесткой, напористой, убедительной, с юморком и фразочками. Все четко и понятно, комментировать одно удовольствие. Молодец.

Хотел того Путин или нет, но он ясно дал понять, что сегодня в России все, абсолютно все, решения принимает один человек. Это стало очевидным практически сразу, когда он начал озвучивать итоги прошлого года, одного из самых удачных за всю его карьеру. «По разным подсчетам, — сказал он, — от 6,7 до 6,9 процента примерно будет рост ВВП в 2006 году. Говорю «примерно», потому что нужно еще подсчитать, что произошло с энергетикой в конце года в связи с теплой зимой, — может быть, энергетика немножко не додала там…». Росстат еще не очухался от новогодних каникул, отчетность только обрабатывается, а Путин уже все знает. Ну и что, что ЦРУ-шники выдали предварительную цифру в 6,6% роста, пусть Чубайс только попробует «недодать» до 6,8–6,9%.

Или взять погашение долгов бывшего СССР. Не стоит по пятому кругу перемалывать подробности той операции, да и не был никогда государственный долг России равным 165 млрд. долларов, но ведь расплатились же, и досрочно расплатились! Не нужно напирать на уникально благоприятную нефтяную конъюнктуру, на которой (конкретно, на сумасшедшем притоке нефтедолларов в страну), держится путинская стабильность. Дальше все будет по-прежнему, спрогнозировал президент: «Скорее всего, хватать не будет энергоресурсов».

Будет — не будет, не нам решать. Но капитализация российских компаний действительно выросла. «2006 год, без всяких сомнений, можно назвать годом IPO, — продолжал Путин, — потому что впервые в таких крупных масштабах большие российские компании произвели первичное размещение своих акций на международных и на российских площадках, счет идет на десятки миллиардов долларов». Это правда, но только одна ее сторона. На самом деле, схема первичного размещения акций на зарубежных фондовых площадках является еще одним способом вывода капиталов из России. По действующим нормативам при первичном размещении акций любое российское предприятие обязано реализовать 30% ценных бумаг на российском фондовом рынке. IPO на Западе позволяет обойти это препятствие, тем самым оставив родной фондовый рынок на растерзание инсайду и манипулированию. Нет ничего проще — регистрируете фирму на Западе, предоставляете ей залоговое обеспечение из российских активов и преспокойно размещаетесь. Случись что — расплачиваться придется российским имуществом.

Случится ли кризис на фондовом рынке, упадут ли котировки ценных бумаг российских предприятий? А.Николаева из «Ведомостей» спросила, что называется, в лоб: «Как Вы считаете, нет ли опасности, связанной с тем, что в случае падения фондового рынка — а это непредсказуемая вещь — люди просто потеряют деньги, и это вызовет масштабный социальный протест?» Путин знает ответ и на этот вопрос: «Наши отечественные компании, их экономический базис, очень основательные. Это надежное вложение». Рискует господин президент, ох, рискует.

Впрочем, мы забегаем вперед. Давайте по порядку.

 

Пенсии

 

Что будет с пенсиями и пенсионными накоплениями? В начале пресс-конференции Путин сказал абсолютно правильную вещь: «У нас есть проблема, пенсионеры о ней хорошо знают, коэффициент замещения не очень большой — 27 процентов. И это ниже, чем во многих европейских странах, но там и возраст выхода на пенсию уже другой». Здесь необходимо уточнение в виде сравнения существующей в России системы обязательного социального страхования с рекомендуемыми Международной организацией труда (МОТ) и принятыми в развитых странах базовыми стандартами.

 

Таблица

Сравнение размеров социальных гарантий, в % от заработной платы

Виды выплат

Россия 2005 г.

Международные стандарты, конвенции МОТ

Пенсии

Средний размер: 28% после 40 лет уплаты взносов

Минимальный размер: 40% после 30 лет уплаты взносов

Пособия по временной трудоспособности

Средний размер: 50-70%

Минимальный размер: при наличии иждивенцев 55%

Пособия по безработице

Средний размер:10-20%

Минимальный размер: 45%

Медицинская помощь и компенсация расходов на оплату лекарств

Средний размер:10-50%

Минимальные размеры: 70% — при амбулаторном лечении; 100% — при стационарном лечении

 

Как видно, в России не только коэффициент замещения зарплаты пенсией «не очень большой», остальные российские размеры обеспечения не дотягивают даже до минимальных, рекомендуемых МОТ.

Что касается возраста выхода на пенсию, то, как я и предупреждал, он будет увеличен. «У нас женщины выходят на пенсию в 55 лет, мужчины — в 60, многие категории выходят раньше, — заметил Путин. — В Европе нет различий между мужчинами и женщинами: все выходят в 60 и больше — в 65, и даже уже во многих странах говорят о повышении и этой планки». Мужской возраст выхода повышен не будет, средние мужики до нынешнего не дотягивают. А женщины пусть готовятся.

Происходящие в стране процессы достаточно легко читаются. Я неоднократно говорил, что накопительная часть пенсии, те деньги, которые с 2002 года нам милостиво предложили копить на старость, будет отменена. Свершилось, Минздравсоцразвития внесло в правительство предложения о кардинальном изменении действующей пенсионной системы. Главное в них — перевод накоплений «молчунов», тех, кто не стал переводить средства в негосударственные пенсионные фонды, а остался в государственной управляющей компании (Внешэкономбанке) обратно в Пенсионный фонд России для покрытия существующего и грядущего дефицита пенсионного бюджета.

Нехватка средств для финансирования пенсионного обеспечения отразится на тех, кто имеет право на досрочный выход на пенсию, например, на шахтерах. В скором времени с пенсиями этих категорий работников также возникнут проблемы. Путин это подтвердил, отвечая на вопрос Е.Деревцовой из ГТРК «Кузбасс»: «В этой отрасли существует, как я уже говорил, проблема пенсионного обеспечения. Вчера только представители горняков были в Правительстве. Я знаю о ходе состоявшейся там дискуссии». Плоховатенько у нас становится с деньгами. Впрочем, Путина как ДМБ-2008 это мало волнует.

 

Ипотека

 

Ипотека в путинских речах — мое любимое место, классика развода. Послушайте, как наш президент исполнял роль на этот раз. Задает ему В.Терехов из «Интерфакса» вопрос: «Ипотеку можно взять, 11 процентов, только под готовую квартиру или под уже готовый основной договор. Это действительно неурегулированность в законодательстве или это просто чиновничья, не хотел бы сказать, коррупция, но, по крайней мере, недогляд, так будем говорить?»

Вот как отвечает Путин: «Нет, это просто отражает реалии сегодняшней российской экономики. Может ли ипотека быть сейчас дешевле, если у нас инфляция 9 процентов в прошлом году? Инфляция 9 процентов — значит, ипотека не может быть меньше 10–11 процентов. И поэтому главный вывод какой? Укреплять экономику и подавлять инфляцию до того параметра, о котором я сказал, — 4–5 процентов, и тогда ипотека будет 5–6, и тогда она будет длиннее, и тогда деньги будут более длинными».

Ну причем тут инфляция, Владимир Владимирович? Даже мой сын, второкурсник-оболтус, скажет Вам, что банкиры танцуют от стоимости привлеченки, но никак не от уровня инфляции. Позвоните, если не верите. Нет ничего проще: дать АИЖК из Стабфонда средства для рефинансирования ипотечных кредитов, под те же 4% годовых, под которые мы кредитуем иностранные экономики, и ставка упадет с 11 до искомых 5–6% годовых. При этом, заметьте, возврат денежных средств гарантируется приобретенным жильем. Есть, конечно, риск, что нам по пути попадутся всяческие махинаторы. Но для этого существует рисковая надбавка, вы же сами сказали: «Банки хотят не только заработать, но и гарантировать себя от определенных рисков...».

Есть и другой вариант — занять у друзей на Западе, коль Стабфонд трогать не хотите. Если уж «Роснефти» дают $24,5 млрд., несмотря на «ЮКОС» и переменчивую конъюнктуру, то на ипотеку дадут и подавно. Без нефти и газа прожить можно (уголь есть), а без жилья — ну никак. Не хотите? Ну, Бог Вам судья.

 

Дачная амнистия

 

Нашелся-таки наглец А.Туманов из «Ваших 6 соток», который всю обедню испортил: «Владимир Владимирович, я Вам, надеюсь, не надоел за эти годы практически одним и тем же вопросом по поводу дачников, садоводов и прочих мелких землевладельцев? Все равно я не отстану, как мне сказали коллеги. Благодаря, наверное, в том числе и нашим пресс-конференциям, все-таки был принят закон, который окрестили «дачной амнистией». Но дело в том, что закон-то принят, до мест он дошел, но он фактически ничего не изменил. Практически ничего. Как было, так и осталось. У меня много поручений к Вам было. Вот сможем мы «додавить» этот закон, чтобы хотя бы до 2008 года он начал реализоваться все-таки? Спасибо».

Оставим на совести А.Туманова «много поручений» президенту (он бы еще за пивом послал), вспомним, что говорил Гарант во время «Прямой линии» 25 октября 2006 года.

Путин образца октября 2006 года: «Дачная амнистия» была необходима... В чем был ее смысл? Первое. Разбюрократить принятие соответствующих решений и снизить затраты граждан на нужное оформление, должное оформление участков... Второе, что касается разбюрокрачивания. Закон позволяет это делать… Как раз на дачные домики паспорт БТИ нужен, а на другие строения достаточно гражданину заполнить декларацию, причем самостоятельно. И все».

А теперь Путин образца февраля 2007 года: «Я знаю проблемы, связанные с исполнением и правоприменением. Надеюсь, что он будет исполнен... Очень рассчитываю на то, что он будет работать... Будем добиваться, чтобы он был исполнен».

По моему, это капитуляция. Вот каких бюрократических чудовищ породила с такой любовью вскормленная властная вертикаль. Хрен они клали на президентские речи.

 

Материнский капитал

 

Немного лирики в мужское течение пресс-конференции внесла О.Иванова из ГУ ТРК «Ника-Проект»: «Тот вопрос, который я хотела бы Вам задать, он, наверное, интересует меня в первую очередь даже не как журналиста, а как маму. У меня есть дочка, ее зовут Настя, ей пять лет, и, разумеется, мне небезразлично то, в какой стране она будет жить». Впрочем, сопли по поводу журналиста-мамы, дочки Насти пяти лет и страны, в которой она будет жить, закончились также неожиданно, как и начались: «Какие есть гарантии того, что существующие сейчас законы, в частности о материнском капитале, о поддержке женщин, которые имеют детей, будут исполняться хотя бы в течение 15–20 лет и не будут упразднены после того, как сменится руководство страны»?

Мда. Вопрос не в бровь, а в глаз: кто будет отвечать за популистские решения, принятые в нефтяной эйфории и не подкрепленные реальным финансированием? Путин сам же вначале сказал, что темпы экономического роста в прошлом году были достигнуты в основном благодаря строительству и торговле. Но строительство, как отмечает коллега Карев, бурно цветет во многом благодаря иностранным спекулятивным инвестициям, а торговля ширится из-за выросшего курса рубля, резко увеличившего объем импортных поставок.

Вот как ответил Путин: «Какие могут быть гарантии? Нужно, чтобы была сформирована ответственная власть в стране после 2007 и 2008 годов, чтобы мы могли констатировать, что эта власть в основных элементах проводимой в последние годы политики будет придерживаться тех направлений, тех тенденций, которые выработаны действующим руководством страны».

Вы не хотите стать ответственными за решения действующего руководства страны? Я тоже нет.

Есть такая загадка про материнский капитал. Ипотека, образование и пенсионные накопления сидели на трубе. Год только начался, а на горизонте уже маячит отмена накопительной части пенсии. На трубе остаются ипотека с образованием. Впереди еще три года. Останется ли за это время труба и если да, то кто упадет с нее следующим?

Путин — находчивый президент, стремясь уйти от неприятной темы, он перескочил на бравурный отчет о достигнутых успехах в области поддержки женщин, хотя такого вопроса не было. «Речь ведь идет не только о материнском капитале, речь идет о пособиях по беременности и родам..., речь идет о деньгах, которые выплачиваются женщине при постановке ее на учет в ранних стадиях беременности..., мы увеличили родовые сертификаты..., мы приняли решение о том, что 20 процентов будет компенсация семье, у которой родился первый ребенок, 50 процентов — если есть второй ребенок, 70 процентов — если есть третий и последующие дети, на использование дошкольных учреждений — детских садов и яслей. И с 1 января, как мне доложил министр здравоохранения, выплаты начались». Особенно отрадно, что обо всем этом доложил именно министр здравоохранения, человек, которого вынудили отказаться от своих друзей и в самой жесткой форме указали на свое место. Типичное изощренное издевательство путинской эпохи: разнести и оставить побитой собакой, уйти которой некуда: с одной стороны пенсионеры, с другой — прокуроры. А то, что выплаты начались — это верно, но спрашивали-то про другое.

 

Недоброжелатели

 

Не любим мы иностранцев, ох, не любим, того же Г.Файфера из американского радио «Нэшнл Паблик Рэдио». Обязательно что-нибудь такое спросит, от чего настроение портится: «Вы недавно сказали, что супердержава — это устаревшее слово из периода «холодной войны», и Вы сказали, что другие страны хотят делать образ России как врага. Вы можете уточнить, пожалуйста, какие именно страны? Это включает Вашингтон и Лондон? Если нет, кто именно специфически хочет портить имидж России? Спасибо большое». Далее по стенограмме — В.Путин: «Пожалуйста».

Частично этот вопрос прокомментировал Станислав Белковский. Но я бы хотел обратить внимание на вторую часть ответа, где Путин дает характеристику тем, кто придерживается альтернативных Кремлю точек зрения: «…Мы видим недобросовестное отношение к интерпретации происходящих событий. И, конечно, это делают недоброжелатели Российской Федерации. Я не говорю о том, что это делается в государственном масштабе, но такие силы есть. Кто пишет об этом, эти люди и есть недоброжелатели».

Вот, оказывается, кто мы такие. А я думал — ревнители о благе Отечества.

АПН 2.02.07

 

Закрытая касса

 

Чтобы не говорили про удвоение ВВП, погашение внешнего долга или приращение золотовалютных резервов, основным показателем развития экономики является рост наших доходов. Для абсолютного большинства населения страны единственным доходом является зарплата. Фондовый рынок для простых смертных недоступен, а раз так — нет и дивидендов. Собственность, которую обещали поделить поровну, досталась ворам и аферистам, присваивающим результаты ее использования. Банковский сектор постоянно лихорадит, а система страхования вкладов позволяет спасти только гробовые. Власти, сами того не ведая, постоянно посылают сигнал — рассчитывайте только на свою зарплату. О других деньгах мы позаботимся сами.

При Советской власти зарплату гарантировало государство. В наше время тотального ограбления всех и вся мы целиком зависим от новоявленных царьков и князьков, гордо именуемых работодателями. Конституционный посыл “Россия — социальное государство” на практике выражается в том, что работодатель может месяцами не платить зарплату, не перечислять взносы в социальные фонды, да просто выкинуть на улицу любого неугодного.

Из Москвы проблема невыплат заработной платы не видна. Москвичам с их доходами в 2,5-3 раза выше средних по России кажется, что вся страна живет более или менее сносно. Что шахтеры на Горбатом мосту, перекрытые железнодорожные пути, елочные игрушки или унитазы вместо “живых” денег — все это в прошлом. Жить действительно стало легче. Однако в настоящее время до 40% российских предприятий убыточны, и их число постоянно возрастает. Пока “благодаря” отсутствию господдержки базовых отраслей промышленности и сельского хозяйства, растущему курсу рубля, расширяющему импорт, нерыночному переделу собственности и обналичиванию активов. Скоро к этим и многим другим факторам прибавится членство страны в ВТО. Это значит, что в скором времени миллионы людей потеряют единственный источник доходов — зарплату.

 

Банкротные детали

 

Невыплата заработной платы является наиболее частым спутником банкротства. В действующем законе о банкротстве вопросам “социальной защиты работников при несостоятельности” внимания практически не уделяется. Это полнее логично — основное внимание тех, кто причастен к законодательству в этой области, приковано к активам предприятия, к тому, что можно получить в результате передела собственности. Люди, остающиеся без средств к существованию, в расчет не принимаются.

Перечень внеочередных требований кредиторов подтверждает эту мысль: судебные расходы должника, выплата вознаграждения арбитражному управляющему, текущие коммунальные и эксплуатационные расходы, задолженность по зарплате, возникшая после принятия арбитражным судом за явления о признании банкротом и начисленная в период конкурсного производства. О прошлой задолженности по зарплате разговор заходит лишь при рассмотрении второй очереди удовлетворения требований, когда денег ни на что не остается. О прочих социальных правах и гарантиях работников в законе вообще ни слова. Представьте ситуацию, когда предприятие отправило вас учиться и обязалось оплачивать обучение, когда вы участвуете в корпоративных пенсионных программах, когда в соцпакет входит добровольное медицинское страхование, наконец, когда предприятие обещало выплачивать за вас проценты по ипотечному кредиту или, тем паче, само выдало ссуду. Все это рушится. При банкротствах подобное случается сплошь и рядом.

Риск банкротства как разновидность социальных рисков, ухудшающих положение людей, в России вообще не рассматривается. Считается, что банкротство — это следствие неправильных действий менеджеров, ухудшения рыночной конъюнктуры, незаконных действий рейдеров, что, вообщем-то, верно. Несчастный случай на производстве — тоже проявление человеческого фактора. Однако страхование несчастных случаев — обычная практика, а минимизация социальных рисков банкротства — нет. Обанкротили контору, попилили активы, а люди как-нибудь сами проживут.

 

Кому я должен, всем прощаю

 

С банкротством все более или менее ясно, зарплат работники обанкротившихся предприятий, скорее всего, не увидят никогда. Не менее остра проблема просроченных зарплат на тех предприятиях, в отношении которых процедура банкротства пока не начата. Сегодня занятых в экономике приблизительно 67 миллионов человек, к тому же в стране более 5 миллионов безработных. В 2006 году расходы на выплаты пособий по безработице по причине банкротства, пособий, заменяющих заработную плату, составили около 10 млрд. рублей. Логика путинского государственного управления проста: лучше выплачивать деньги из госбюджета, чем предупреждать причины, приводящие к увеличению расходов. Часть нефтяных доходов все еще поступает в бюджет, а в бюджете деньги народные, то есть ничьи. В то же время, собственность, оказывающаяся в руках нескольких хороших людей, своя. Так почему бы им не помочь бюджетными деньгами?

Просроченная задолженность по зарплате есть сегодня во всех отраслях экономики и регионах страны. На 1 января 2007 года по данным Росстата она составляла 4,2 млрд. рублей. Если к этой сумме прибавить такую же неофициальную зарплату, то получится более или менее полная картина долгов — 8,4 млрд. рублей. Официальные данные говорят, что число кинутых составляет 400 тысяч человек. Статистика исключает тех, кто уволился без предъявления претензий, тех, кто покорно верит обещаниям своих благодетелей и ждет, тех, в пользу кого суды вынесли положительные решения, но расплатиться с ними нечем. Реальная цифра обманутых составляет не менее 5 млн. человек.

Самые большие долги у предприятий обрабатывающей промышленности, задушенной метастазами энергетической сверхдержавы (1 083 млн. рублей), сельскохозяйственных производителей, испытывающих прелести сильного рубля и сельскохозяйственной экспансии (1112 млн. рублей), а также, как ни странно, ускоренно реформируемой электроэнергетики (695 млн. рублей). Есть долги по зарплате в сфере транспорта (266 млн. рублей), строительства (215 млн. рублей) и даже науки (110 млн. рублей). Повторюсь, все это официальные цифры, проведенные по бухгалтерским балансам.

Задолженность по зарплате касается, прежде всего, простых работяг — топ-менеджмент и другие “белые воротнички” свое получают сполна. Например, в Центральном федеральном округе работодатели в среднем должны всего по 11 тыс. рублей в расчете на одного занятого, в Уральском округе — 13 тысяч, на Дальнем Востоке — 22 тысячи. Главное, что почти половина всей просроченной задолженности имеет историю свыше 1 года, а с частью просроченных зарплат (1,2 млрд. рублей из 4,2 млрд.) можно вообще проститься. Почему? Потому что задолженность образовалась в 2004 году или раньше, и ни собственников, ни активов, ни тем более денег найти не удастся.

 

Гарантии иностранных пролетариев

 

Дикий оскал капитализма во всем мире давно сменился цивилизованной улыбкой экономического порядка, выстраиваемого вокруг гражданина, увеличивающего ВВП, участвующего в росте численности населения, вкладывающего сбережения в развитие национальной экономики. На сегодняшний день создано как минимум пять эффективных способов гарантирования выплат по заработной плате при просрочке или банкротстве.

1. США. Американское законодательство, основа рыночного либерализма, гарантирует погашение задолженности по зарплате, в основном, занятым в строительстве. Для этого работодателями производятся законодательно определенные отчисления в гарантийные фонды, средства которых вкладываются только в государственные ценные бумаги. Еще один способ — принятие потенциальных обязательств перед работниками третьей стороной, которая в случае банкротства должна выплатить причитающиеся людям деньги.

2. Европа. В Европе механизм гарантирования выплат существует три десятилетия. Первая модель была внедрена в Бельгии в 1967 году, потом пришел черед голландской (1968), шведской (1970), датской, финской, французской (1973), немецкой (1974) и английской (1975) систем. К настоящему времени системы гарантирования существуют практически во всех европейских странах-членах ЕС.

Наибольшее распространение в Европе получила практика создания гарантийных фондов при службах занятости (Германия, Франция или Финляндия). Однако службы занятости задействуются не везде. В Дании, например, управление средствами гарантийного фонда на случай невыплат зарплаты находится в ведении пенсионного фонда, в Швеции — органов местного самоуправления, в Испании — специально созданной независимой организации. В Израиле гарантирование выплат осуществляется на страховых началах, а гарантийный фонд создан при государственном Институте национального страхования. Гарантийные фонды или организации, их патронирующие, после выплаты компенсаций имеют право предъявить судебные иски банкротам на сумму выплаченных средств.

Особый разговор о размерах взносов в гарантийные фонды (это важно для следующего раздела). Размеры взносов предприятий в гарантийные фонды с фонда заработной платы во Франции составляют 0,15% и выплачиваются за счет предприятия, в Испании — 0,4% и также выплачиваются предприятием, в Эстонии 0,5% перечисляется предприятием, а 1% удерживается с зарплаты работника.

3. Япония. В Японии, где система обязательного гарантирования выплат заработной платы существует с 1975 года, система выстроена не на государственных, а на гражданско-правовых началах. Для гарантирования выплат по заработной плате, выходным пособиям, отпускным японцы создали обязательные доверительные фонды, независящие от предприятий и управляемые банками. Размер взносов и порядок компенсации устанавливается отдельно для каждой отрасли. Схожая система действует в Венесуэле. Средства предпринимателей, предназначенные работникам на случай банкротства, депонируются в банке-опекуне, который с согласия пролетария может инвестировать их в ценные бумаги. На случай банкротства кредитной организации в Венесуэле действует система страхования банковских вкладов. Так что простому венесуэльскому борцу с американским империализмом за свое будущее в случае банкротства родного предприятия беспокоиться нечего.

4. Бразилия. Бразильские работодатели с 1966 года в обязательном порядке ежемесячно перечисляют 8% от заработной платы на счет работника, до поры неприкасаемый. За год накапливается месячная зарплата, на которую начисляется инвестиционный доход. Если бразилец проработал год, а потом работодатель обанкротился, компенсацией станет месячный оклад, если 2 года — 2 оклада, если 12 лет — весь последующий год “несчастный” может играть в футбол, участвовать в карнавалах и фланировать в белых брюках по Рио-де-Жанейро.

 

Гарантирование по-российски

 

Зарубежный опыт создания и функционирования гарантийных фондов заработной платы показывает нам, что схемы реализации могут быть государственными, банковскими, страховыми или трастовыми. Все они предназначены для защиты социальных прав работников и членов их семей. Кроме того, размер взносов в гарантийные фонды не должен быть обременительным.

В прошлом году реализация проекта по введению компенсаций просроченных зарплат началась и в России. Толчком послужили скорое окончание путинского правления, вступление России в ВТО и необходимость создания “золотого парашюта” для кого-то из важных чиновников. И, конечно же, забота о простых смертных. Без нее новый властный проект потерял бы шарм и обаяние.

Механизм создания новой системы гарантирования знакомый — Государственная корпорация “Агентство по гарантированию материальных прав работников”. Учитывая любовь властной элиты к огосударствлению всего и вся, на деле выражающемся в переориентации финансовых потоков, ничего нового ведомство Грефа не придумало. Как тут не вспомнить Березовского, кредо которого заключалось именно в контроле за движением денежных средств, и только потом — во владении, использовании и распоряжении собственностью. Зачем биться за имущество, если можно посадить на финансовые потоки своего человека и пользоваться всеми благами без рейдерских издержек?

Еще одно веяние времени — отсутствие дискуссий о путях решения той или иной государственной проблемы. Наверху все знают лучше, так что нечего, как говорится, заморачиваться. Наверно, действительно нет смысла обсуждать страховую или доверительную модель гарантирования, но бизнес-сообщество неоднократно предлагало внедрить другой, альтернативный государственному, механизм компенсаций: гарантийные фонды саморегулируемых организаций (СРО).

Создаваемые по профессиональному или территориальному принципам СРО могли бы самостоятельно определять условия членства, показатели платежеспособности, процедуры компенсации утраченных социальных гарантий и льгот, расчет суммы взноса в гарантийный фонд. Нет, не надо нам низовой самостоятельности. Бизнес — это дойная корова, и место у нее одно — стойло. Потому-то рамочный закон о СРО под разными предлогами тормозится уже четвертый год. А раз нет закона, будем делать так, как привычно, то есть ваять еще одну государственную кормушку.

Все это лучше, чем ничего. Пугает другое, — а именно размер взносов работодателя или новый налог на предпринимателей и по цепочке на нас с вами. В проекте закона скромно обозначены 0,04% с фонда оплаты труда. Посмотрите предыдущий раздел — таких маленьких взносов нет нигде в мире, введи такой налог сегодня, им даже существующую задолженность не погасишь. Обманка, фальш-панель, как любит говорить Владимир Голышев. Очевидно, что при введении (а это вопрос решенный) новый налог будет на порядок выше. Источники в правительстве называют и 0,4%, и 0,7% и даже 1% с фонда оплаты труда. Не надейтесь, что новый налог ляжет тяжким беременем на плечи бедных работодателей. Эстафетная палочка по его уплате тут же перейдет к нам.

Для столь тяжелой новости нужны веские доводы. Вот они: “Агентство по гарантированию материальных прав работников” будет погашать задолженность по зарплате в сумме до 200 МРОТ или 220 тысяч рублей, отпускные и выходные пособия будут погашаться из расчета до 110 тысяч рублей, итого на каждого работника потенциального банкрота будет резервироваться 440 тысяч рублей! Напомню, средний размер задолженности сегодня составляет 13-14 тысяч рублей на человека.

Новая госкорпорация будет собирать не менее 50 млрд. рублей в год! Деньги пойдут на выплаты несчастным работникам, на содержание аппарата, на канцелярские расходы и конечно на инвестиции, инвестиции, инвестиции…

Можно не сомневаться, скоро всем придется платить еще один взнос, не зависящий ни от статуса учредителя, ни от характера деятельности, ни от истории предыдущей работы. Госкорпорация станет собирать деньги с предприятий, а они, в свою очередь, слегка подрежут нашу зарплату. Впрочем, о нас в данном случае никто не думает. Просто на наших глазах появляется еще один сравнительно честный и благородный способ отъема денег у собственного народа. Нет, не дураки там сидят!

 

АПН 9.02.07



[1] Заглавие принадлежит редакции «Золотого льва».


Реклама:
-