Журнал «Золотой Лев» № 105-106 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

И. Вотанин

 

Ваше препохабие, госпожа Массмедиа

 

На протяжении последних семи-восьми лет с высот кремлевского агитпропа в глубины «электората» неустанно транслируется «установка» на то, что с приходом к власти Путина в Российской Федерации установилась долгожданная стабильность. Затвердела слякоть «перестройки» и «демократической революции», подмерзли гнилостные вирусы, затянулись швы социального раскола. Такой наивный взгляд на состояние дел разделяется многими обывателями, дружно голосующими за несравненного Владимира Владимировича.

И это несомненное достижение индустрии массмедиа. Телевидение как было «зияющим зевом» антисистемы, так оно им и осталось. Правда, методики постепенно меняются. Сегодня главная задача массмедийных «органов» Эрэфии все больше сводится к тому, чтобы «гнать чернуху» и распространять бесплатную «дурь» – иными словами, вводить и так сильно ослабленные «перестройкой», «демреволюцией» и путинским «отстоем» мозги зрителей в ступор и посыпать их гламурной пудрой.

До недавнего времени, с подачи С.Г. Кара-Мурзы, много и с упоением говорили о «манипуляции сознанием». Но эпоха манипуляции кончилась или почти кончилась. Пришла пора решать более «продвинутые» задачи. В те времена, когда сознанием манипулировали, оно еще было до некоторой степени подвижным и автономным. Но с тех пор сознание россиянского народонаселения проделало определенную эволюцию. Оно перестало быть «шустрым» и отяжелело, наполнившись гневом и «ментальным гноем». Держать такое сознание в узде за счет одной только манипуляции, гарантировать таким образом его лояльность уже невозможно. Ныне стоит задача сознание подавить, «наложить на него пресс», расплющить катком.

Абсолютное большинство рядовых потребителей массмедийной информации ограничиваются текучкой и избегают погружения в «мета-логику» политических, геополитических и социально-экономических процессов, происходящих в и вокруг РФ. Похоже, это такой всеобщий аутический комплекс – не думать о фундаментальном. Россиянское общество напоминает слегка «тронувшегося» от экзистенциального ужаса больного, который не хочет ничего знать и слышать о своем диагнозе. Не хочет «циклиться», не хочет «грузиться», ибо любая попытка проникновения в реальность порождает ужас. Знать о том, что реально происходит - страшно, болезненно и сопряжено с потерями большого количества нервных клеток. Опытные психотерапевты идут больному навстречу и загружают его отяжелевшую голову расслабляющей дребеденью, призванной убедить пациента, что «жизнь продолжается». На экране бесконечная олимпиада, в которой участвуют легионы «звезд»: в программе соревнований то собачий вальс, то художественный вой под шарманку, то прыжки с шестом через козла, то вышивание крестиком.

Вот россиянский юмор, культовое действо в режиме «нон-стоп». На двух каналах для желающих «люди Петросяна» сучат ножками – очень уморительно у них получается. (А «новые русские бабки» - это же верх остроумия!). На двух других каналах «зажигает» гоп-команда г-жи Дубовицкой: до «новых русских бабок» здесь не додумались, но зал вполне успешно «рвут» некто г-н Бандерлогин и Братья Карамазовы. Еще один канал, транслирует нон-стоп «хи-хи-шоу» из Юрмалы. Здесь собрались вообще все «мастера жанра» от того же Бандерлогина до некоего Арлазорова. Это самая загадочная из всех россиянских юморин: во-первых, непонятно чему клоуны так неистово радуются, – вступление Латвии в НАТО, что ли, празднуют? Во-вторых, совершенно неясно, почему для организации этой юмористической фиесты россиянским клоунам, изголяющимся по-русски для русскоязычной же аудитории, приходится каждый раз ехать в Юрмалу. Если уж на то пошло, то почему не в Копенгаген? Или, скажем, Бобруйск?

Кажется, вся телепрограмма занята гогочущим и неизвестно что за праздник справляющим скоморошьим сословием. Не хотите клоунов – стриженная под бобрик «девица без комплексов» по имени Лолита покажет вам свои жировые складки и провозгласит со сцены желание забеременеть от Жириновского или какой-нибудь иной «культовой фигуры». А хотите – ее маленький разведенный муж, герой Дубровки, расскажет скабрезный анекдотец.

Желаете полюбоваться ужимками сарматской красавицы г-жи Заворотнюк – их для вас припасены мегабайты и гигабайты. От внезапно вынырнувшей из причерноморских степей дамы просто нет спасения – везде ее круглые бессмысленные глаза и красный рот. И этот рот, практически не закрываясь, стреляет очередями вымученных, надрывных, выдавленных откуда-то из желудка монологов, которые г-жа Заворотнюк, по всей видимости, добросовестно заучивает на ночь и потом репетирует перед зеркалом утром.

Говорящую головку сменяет сцена элегантной распальцовки: на экране – очередной «агент национальной безопасности» – рожа кирпичом, толщина лобовой брони порядка двух с половиной инчей - размахивает пукалкой с глушителем и без устали мочит в сортирах и вне оных каких-то антропологически неотличимых от него господ. «Россиянская безопасность», надо думать, в надежных руках.

Вот питерские менты, милые ребята, у которых так по-свойски всегда не хватает мелочи на бутылку пива, копошатся в трупе, извлекая из него проглоченные алмазы и личинок редких африканских жуков-детритофагов.

А вот и сам Владимир Владимирович: «Ах, какие мы динамичненькие! Ах, как у нас валовой продуктик отрос! Ах, как у нас округлились формочки от избытка благосостояньица!». «Агу-агу», - радостно мычит «электорат» и пускает розовые пузыри.

С другой стороны, есть масса воспитательных программ. Если, например, имеется желание просветить молодежь, то вот вам передача «Слабое звено», где проповедуется «война всех против всех». Очень познавательно. А Ксюша Собчак и ее мама-законодательница объяснят вам все остальное – что и как нужно делать в Доме-2, Доме-3 и Доме-4.

Впрочем, все эти шедевры шоу-бизнеса и россиянской гоп-культурки – всего лишь мягкая форма подавления, вдобавок подсознательно востребованная самим «пациентом». Ему, пациенту, ведь так не хватает пира во время чумы! Восприятие других образов может просто повредить его психике. Россиянская индустрия оглупления - это матрица в чистом виде, только без «агентов сопротивления» в кожаных пальто и летающей сантехники. Единственное значимое отличие состоит в том, что россиянскому обывателю никто никаких таблеток на выбор не предлагает. Его мозг сразу отправляют в бесплатный хоспис.

Мягкая форма подавления сознания, при всей своей кажущейся либеральности, весьма эффективна. При таком изобилии веселого, заводящего, брутального и мортального на «голубом экране» разве почувствует само народонаселение нужду в каких-либо дискуссиях с «властью» по поводу «программы реформ»? Слишком много денег вращается в индустрии оглупления, чтобы требовать что-то от «масс». Им, убогим, подай «танцы со звездами» («Ой, мы так всей семьей болеем за Элечку за нашу и за Бореньку!» «Ой, а мы – за Дашеньку и Рустамчика!»). О реформе ЖКХ, вступлении в ВТО, «реформе науки» или провальной геополитике «дорогим россиянам» подумать нет ни времени, ни желания. Да и не слышали они об этом ничего. А вот о том, что Жириновский облил кого-то соком или с кем-то подрался, знают все. Это новости с большой буквы!

Некогда, еще во время «перестройки», «демократы» намеревались «засидеть социализм, как мухи стекло». Ныне сменившие их неолибералы весьма успешно «засиживают» мозги электората. Нынче ему, болезному, не обязательно даже и различать между собой «Единую Россию», «Свободную Россию» и «Справедливую Россию», Медведева или Иванова. Цифирьки господа-россияне проставят все равно, какие им надо. Главное, чтобы обложенный красными флажками «электорат» не начал выползать из очерченного для него «правового поля» и не устремился в глухую тайгу, где главным прокурором – медведь, а не господин Чайка.

Разумеется, «мягкие методы» действуют не на всех – есть и такие, кому наплевать на танцующего Рустамчика и всех весельчаков из команды Регины Дубовицкой и на кого не действуют заворотные чары мадам Заворотнюк. Для таких ненадежных граждан нужны какие-то серьезные депрессанты.

Отчасти эта проблема решается за счет «второго уровня погружения». «Погружение» осуществляется методами максимально приближенного к реальной жизни россиянского «киноискусства». Вышеупомянутый «спецагент» с кирпичной рожей и его мордастые сотоварищи и антагонисты – это именно из «второго уровня». Однако, помимо «агента», блюдущего загадочную россиянскую «безопасность», нащелканы десятки, если не сотни сериалов и «блокбастеров» про «бандюков», киллеров, паханов, брутально-продажных чиновников, продажно-брутальных ментов, преуспевающих шалав и процветающие публичные дома – с изобилием «трупняка», «кровянки», «стволов» различного размера и назначения, винтовок с оптическими прицелами, взрывов и художественных расчленений.

Если вы, включив телевизор, не обнаружите на экране какого-нибудь гогочущего субъекта, мадам Заворотнюк или Борю Моисеева, пытающегося рассказать на языке «высокого» драм-искусства нечто такое, что вам «не узнать из книг», то в двух случаях из трех вы обнаружите там некоего субъекта наводящего на вас «пукалку». Разборки, распальцовки, мордобой и «заказуха» на любой вкус. Причем все это показывается с «тонким» намеком. Избавления нет! Все, «в натуре», схвачено! Скажите спасибо, что пока еще живы – вот тому же Владимиру Владимировичу, а то можно и Грызлову со Слиской.

Наши унылые патриоты все клянут Голливуд с его «культом насилия на экране». Как всегда, они проморгали главное. На россиянском экране народилось такое насилие, что оно даст фору любому Голливуду. Лучше уж Голливуд с его злодеями и суперменами, чем «конкретные» россиянские уроды со стволами. Голливуд показывает нам далекую, все еще относительно экзотичную и, что самое главное, ненастоящую жизнь Америки. Это происходит там и это не есть реальность. Такие фильмы, конечно, тоже лезут в подкорку, но они лезут в нее не так глубоко. Совсем другое дело, когда россиянские продюсеры скармливают нам реальную россиянскую гнусь, которая вполне конкретно поджидает нас за углом. Когда видишь до боли знакомых ублюдков в до боли знакомых ситуациях на фоне до боли знакомых ландшафтов, зная, что это не страшилки, а реально происходит в окружающей нас действительности и что от этого нет спасения, то нож кинематографа входит в подкорку гораздо глубже. Тут уже приходится иметь дело с реальным кошмаром, который постоянно давит на подсознание и периодически подпитывает невеселое расположение духа.

Но и это не предел. Все-таки россиянское кино с его художественным «мочиловом» остается, до некоторой степени, кино. Для того чтобы хоть как-то «затормозить» граждан с совсем уж сильной нервной системой, нужен «реал», «Russiaonline», с самыми гнусными элементами ее пост-ельцинского отстоя. Это третий уровень.

Вам никогда не приходило в голову, зачем кудесники «голубого экрана» выделяют такое количество эфирного времени на «реальную» чернуху? По всему россиянскому телевидению, как минимум, на нескольких каналах одновременно, гоняют бесконечную и при этом очень разнообразную похабень? Помните середину 90-х, когда воображение неискушенных еще комиссаров от массмедиа не шло дальше натянутых на танковые гусеницы русских (или чеченских) кишок и оторванных голов? Жутковато, конечно, но даже такое однообразие приедается. Были учтены особенности человеческой психики и сделаны соответствующие выводы.

Трупы и части тел, конечно, остались, и их довольно много. Некоторые завернуты в целлофановые пакеты, другие «просто» лежат на тротуаре. По-прежнему, нам предлагается насытиться «реальной кровью». Ее много – опять-таки на асфальте, на мостовой, на занюханных чердаках, на полах и стенах каких-то зданий. Но все-таки для «глубокого бурения» нашей психики нужно разнообразие, причем с определенным подтекстом.

Истории про бомжей, фильмы об обреченных ВИЧ-инфицированных беспризорниках, живущих на каких-то чердаках и никогда не видевших тепла родного дома, репортажи о жизни людей, проведших лет десять-пятнадцать, как дворовые собаки, на цепи, очерки о работорговле, сюжеты о жизни рабов и рабынь, проникновенные рассказы о людоедах, хранящих части тел своих жертв в холодильниках, сообщения о примерзших к полу в своих квартирах ветеранах. Вот то новое, что выплеснули на экраны телевизоров медиаменеджеры ХХI века.

Мать выкидывает ребенка на помойку – как захватывающе! Мать топит ребенка в водоеме – еще пикантнее. Банды беспризорников мочат бомжей и друг друга – смачное зрелище! Какой-то бедолага сгорел при попытке отрезать медный провод с вышки (его обугленное тело показывают крупным планом) – ах, какой милый «rюсский дюrацëк»! Ну что с него взять! «Личный состав» мочит своих армейских сослуживцев – отбивает и разрывает внутренности, отпиливает ноги. Что с них возьмешь-с – зверье-с. Живописуются бесконечные истории из жизни проституток и саги беспробудном «русском пьянстве», после просмотра которых «невольно напрашивается» вывод – какой же у нас все-таки дегенеративный народ! Даже в относительно безобидных и даже отчасти познавательных сюжетах про «аномальщину», типа фильма о Кыштымском карлике, главным героем становится не сам карлик. Он лишь повод, чтобы рассказать «о главном» – о теряющих человеческий облик местных «синяках» и «синюхах», сильнопьющих сельских полу-бомжах. Смакуются не «тайны бытия и космоса» (это – лишь предлог), а образы вырождающихся, брошенных государством людей.

И главное, все это подается под таким соусом, будто между проводимыми в РФ «реформами» и всем этим ужасом решительно нет никакой связи. Людей ввергли в аномальные условия «Четвертого мира», и с интересом подглядывают за их кошмарной жизнью через глазок видеокамеры. Все-таки какие интересные животные, эти rюсские, какая у них своеобразная этология! И не слова о том, что сама-то ситуация, в которой означенные rюсские пьют невообразимые жидкости, широко раздвигают ноги и мочат друг друга подсобным инвентарем, не только экзистенциальна, но и вполне рукотворна. Господа, ее создавшие, по-прежнему находятся при деле и регалиях, их пока не вызывали для выяснения обстоятельств этого геноцида в Гаагу и даже в Кремль. И эти господа провозглашают с высоких трибун: «курс реформ необратим!» Причем их клятвенные заверения разносятся и тиражируются теми же каналами, что живописуют быт русских туземцев. Задача россиянских каналов – показать нам, как «весело и жутко» эти туземцы «не вписываются» в «реформу», какие занятные фортели они откидывают перед тем, как «гикнуться» или «дать дуба».

Во всем этом кошмаре проглядывает не только иррациональное любование страданиями народа, к которому снимающие и верстающие данные сюжеты люди, видимо, себя не относят. Подтекст глубже. Нам говорят: у вас нет будущего. Ваши мужики – пьянчуги и ни на что негодные синюшники. Ваши бабы – продажные шалавы. Ваше завтра – это ВИЧ-инфицированные беспризорники и рожденные «по пьянке» дебилы. Обывателя подвигают к мысли, что вымирание русских есть результат их беспробудного скотства.

В воскресной передаче Владимира Соловьева, в которой участвовали «культовый» журналист Виталий Третьяков, «евразиец» и, по совместительству, «сакральный географ» Александр Дугин и политолог Сергей Марков, были произнесены знаковые слова. Ратовавший за «третий срок» подполковника Путина В.Третьяков заявил, что если бы Путин стал бы «главным по телевидению», то «третий срок» ему был бы гарантирован автоматом. Внимая этой сюрреалистической беседе, я поймал себя на мысли: все – «дожили!» Пришли к тому, ради чего, видимо, и была пущена в распыл огромная страна. Ведь это же принцип «матрицы» в чистом виде! Реальность, как таковая, уже не имеет значения! Главное – как представить эту реальность! «Через ящик» Путин может, не напрягаясь, «вписаться» и в третий, и в четвертый, и в пятый срок, а партия «Единая Россия» будет наращивать популярность вне всякой зависимости от того, что она говорит и делает. Реальности нет – она умерла. Остался ящик и маленькая кучка медиаменеджеров, этим ящиком заправляющая. Не нужны, по существу, даже и сами выборы. Приписки голосов, их автоматический подсчет загадочными и никому неподотчетными «машинками» – это уже вчерашний день. Достаточно просто волевым решением «создать» виртуальную реальность на «голубом экране»…

 

Форум.мск.ру 28.02.07


Реклама:
-