Журнал «Золотой Лев» № 105-106 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Ю.Ф. Годин

 

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

проекта Концепции государственной национальной

политики, разработанной Правительством РФ

 

Государственная национальная политика является краеугольной составляющей системы национальной безопасности многонациональной России. В настоящее время научное сообщество в Российской Академии наук по поручению Правительства РФ обсуждает проект Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, окончательный вариант которой будет утвержден высшей законодательной и исполнительной властью нашей страны. Статья нашего постоянного автора Година Ю.Ф. открывает дискуссию по указанной ключевой проблеме и является приглашением к участию в ней всех желающих высказать свое мнение.

 

РОССИЯ – ТАКЖЕ И ДЛЯ РУССКИХ!

Почему государствообразующий народ не нужен реформаторам России

 

В новой России, согласно Конституции Российской Федерации, единственным носителем суверенитета и источника власти является ее многонациональный народ. Это аксиома нашего жития в едином государстве и основа основ сохранения его целостности, чтобы не повторить судьбу бывшей великой державы – Союза Советских Социалистических Республик.

Мы еще не позабыли, что в СССР единственным носителем суверенитета и источника власти был провозглашен советский многонациональный народ. Благодаря основной традиции самого многочисленного в стране русского этноса, основной чертой советского многонационального народа являлось коллективистское начало. С его помощью в стране Советов были совершены глубокие преобразования и выиграна историческая победа над смертельным врагом в Великой Отечественной войне – немецким фашизмом. Вряд ли кто оспорит, что основной вклад и главную ношу во всех указанных свершениях всегда брал на свои плечи русский народ, который общепризнанно и официально считался государствообразующим народом в многонациональной семье советского народа. Именно эту исторически значимую системообразующую роль русских, их умение сплотить вокруг себя другие народы и народности великой державы, особенно в трудные годы ее существования, особо выделил и с похвалой охарактеризовал И.В.Сталин на торжественном приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии 24 мая 1945 года.

После развала Советского Союза и прихода в Кремль на управление Россией ельцинской команды либералов-реформаторов в стране начался ускоренный демонтаж основного человеческого фактора прежнего строя – советского народа, т.е. "совков", по их терминологии. Новым кремлевским управленцам и сформированным ими же "на скорую руку" немногочисленной группе "новых русских" (среди которых, как оказалось в конечном итоге, не очень много русских по национальной принадлежности) сильно мешала проводить так называемые экономические, политические и социальные реформы именно коллективистская традиция русского народа (который к тому же составляет в народонаселении нынешней России долю порядка 80 проц.). Поэтому основной упор в демонтаже советского народа был сделан на целенаправленное ослабление и искусственное растворение его цементирующей основы - государствообразующего русского народа - в новой либерально-демократической интерпретации в виде многонациональной общности под названием российский народ или россияне. Итог этого управляемого процесса всем хорошо известен и он налицо: на протяжении последних пятнадцати лет Россия ежегодно теряла за счет превышения смертности над рождаемостью от 700 тыс. до 1млн. человек, главным образом среди государствообразующего народа. Экс-премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер в книге "Искусство управления государством" акцентирует внимание на масштабы этого бедствия в новой России. Она резюмирует основной результат правления в стране радикальных либералов: "Россия больна и в настоящее время, без преувеличения, умирает".

По мнению экспертов Института экономики РАН, нынешний объем финансирования самых острых социально-экономических проблем в России крайне недостаточен. Так, на финансирование в  2007 году четырех приоритетных национальных проектов, являющихся сейчас предметом особого внимания правительства и общественности, выделяется в 2007 году 236,3 млрд. рублей, т.е. 1 (один) процент от заложенных в Федеральном бюджете финансовых ресурсов, в том числе на систему образования – 48,9 млрд. рублей, здравоохранения – 107,7 млрд. рублей, АПК – 23,4 млрд. рублей и доступное жилье – 26,3 млрд. рублей. Все суммы по сравнению с имеющимися финансовыми ресурсами мизерные. Кроме того, еще на стимулирование рождаемости выделено 32,3 млрд. рублей. Даже если добавить инвестиционный фонд, то все эти так сильно рекламируемые расходы составят 1,8 % от всех финансовых ресурсов.

Изучение и всесторонний анализ проекта Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, подготовленный Правительством РФ, заставляет нас констатировать, что предложенный высшей исполнительной властью России вариант данного документа "представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов государственной политики в сфере этнокультурного развития народов Российской Федерации и межнациональных отношений" (см.с.1. Концепции…) без  активного участия государствообразующего русского народа. Теперь уже всем стало ясно, что нынешние либералы-демократы определили в историческом плане и приравняли его участь к судьбе известного шекспировского трагедийного героя – Мавра. По-видимому, они не знают известное изречение видного социолога ХХ века Питирима Сорокина, который сказал, что реформа "не может попирать человеческую природу и противоречить ее базовым инстинктам". Сегодня мы наблюдаем, повсеместное искусственное упразднение многовековой роли русского народа в качестве нации – лидера в жизнеустройстве новой России, выражающееся в попрании его характерной коллективистской традиции и "природы". Все это глубоко противоречит его "базовым инстинктам" как государствообразующей общности в многонациональном государстве.

Чтобы не быть голословным в утверждении указанной истины, рассмотрим некоторые, на мой взгляд, ключевые положения представленной Концепции государственной национальной политики РФ, которые требуют следующей констатации:

1. Первое впечатление от изучения данной Концепции сводится к тому, что ее авторы – то ли по недомыслию, то ли, по-видимому, сознательно, находясь на позициях космополитической идеологии – стремятся окончательно похоронить историческую заслугу государствообразующего русского народа в создании многонационального государства с названием Россия.

У авторов данного варианта так называемой концепции следует спросить: а как ее воспримет, к примеру, русская интеллигенция или русская молодежь с образованием и интеллектом, или даже русско-культурные люди различных национальностей? Ведь в ней ничего не говорится об исключительной значимости и необходимости признания и уважения русской – самой богатой в мире - этнокультуры, созданной нашими предками за 1000-летнюю историю Руси, которая помогла и помогает другим титульным нациям России гармонично интегрироваться в цивилизованное мировое сообщество наций.

2. Государственная национальная политика Российской Федерации как исключительно важная составная часть механизма обеспечения национальной безопасности России должна, прежде всего, выражать и защищать интересы государствообразующего народа и других титульных наций России, а только потом заботиться об интересах некоренных переселенцев, добровольно прибывших в нашу страну и обязанных уважать российские традиции и порядки. Такова общемировая практика!

Российское же государство должно способствовать постепенной интеграции иммигрантов в российское общество при сохранении их самобытности, культуры и их родного языка, а не узаконивать формирование закрытых этнических общностей, что, как показывает практический опыт США, стран Западной Европы и 15-летнее существование новой России, ведет к этнообособлению иммигрантов и, соответственно, как следствие этого процесса – к активизации ксенофобии и проявлению национализма со стороны титульных наций РФ.

Таким образом, данный вариант Концепции в предложенном виде вряд ли "способствует обеспечению единства и целостности Российской Федерации, укрепления российской государственности".

3. Надо прямо сказать авторам предлагаемой Концепции государственной национальной политики РФ, что при ее реализации вряд ли сохранится Россия с "русским лицом" среди цивилизованных государств. По-моему мнению, авторы проекта Концепции ратуют за то, чтобы наша страна поменяла "этносоциальное лицо", в том числе в результате стимулирования массовой иммиграции из ближнего и дальнего зарубежья. Ее представителям авторы Концепции готовы уже сегодня создать все условия для их этносоциального и этнокультурного развития на территории, которую они приехали осваивать. И это при том, что в Концепции остается без ответа, каким образом будут создаваться в российском обществе условия для удовлетворения гражданами России государствообразующего этноса своих социокультурных потребностей и национальных интересов?

Уже сегодня мы очень мало видим и слышим по телевидению и радио русский фольклор и русские песни. Любому здравомыслящему гражданину России и так ясно – если не будет людей русских по духу, если страна лишится русских духовных ценностей – не будет и России.

Таким образом, при разработке нового варианта Концепции необходимо кардинально скорректировать направленность социокультурного развития наций в России, а также сформулировать хотя бы вкратце иммиграционную политику исходя из интересов укрепления системы национальной безопасности Российской Федерации.

4. Среди принципов государственной национальной политики авторами проекта Концепции предлагается "гарантия государственной защиты прав человека, в том числе связанных с сохранением его самобытности". 

Спрашивается, тогда зачем в компактно населенных русских областях Центрально-Европейской части России целенаправленно расселяются в массовом порядке пришельцы мусульманского вероисповедания и мусульманских традиций, которые напористо требуют открывать в русских городах для своих детей этнонациональные классы и даже целые школы, затевают строительство мечетей, в том числе в центре исконно русской Костромы? Ведь понятно, что все эти факты способствуют вызреванию "новых Кондопог" и росту открытого озлобления русского населения в отношении подобной этнополитики, проводимой нынешней верховной властью в РФ.

5. Предложенный проект Концепции государственной национальной политики РФ, по моему мнению, будет способствовать не консолидации и укреплению государства Российского, а стимулированию тенденций сепаратизма отдельных национальных автономий. Это мы наблюдаем в первую очередь в Татарстане, Чечне и по всему Северному Кавказу. Как известно, Татарстан объявил о своей независимости одновременно с Чечней, а в 1994 году между Шаймиевым и Ельциным был подписан "Договор о разграничении полномочий между Татарстаном и Россией". В настоящее время Минтимер Шаймиев, как один из сопредседателей партии "Единая Россия", добился своего: совсем недавно – 9 февраля 2007 г. этот договор был ратифицирован на высшем законодательном уровне с помощью парламентского большинства в Государственной Думе. Как говорил основоположник развала СССР: "Процесс пошел…". Вне всякого сомнения, данный договор подрывает федеративный принцип существования России, т.е. заложил первооснову для ее развала.

По имеющимся данным, на такой же договор с Россией претендует и нынешняя Чечня с Башкирией . Успешному проталкиванию подобных договоров способствует тот факт, что эти две многонациональные автономные республики представлены депутатами в Государственной Думе исключительно татарской и чеченской национальностей, хотя в Татарстане около половины населения – не татары. Из властных структур этих республик фактически изгнаны представители других народов. Подобные тенденции уже наблюдаются и в других российских этнореспубликах.

Об интернациональном мышлении высших руководителей автономий и их религиозных организаций можно судить по тому факту, что они, абсолютно все, выразили полное неодобрение по поводу заключения 8 декабря 1999 года Договора о создании Союзного государства Беларуси и России. Работая в то время в Исполкоме Союза Беларуси и России и "делая аналитику" для двух союзных президентов по ходу обсуждения проекта указанного договора в двух  странах, я лично изучал резкие отповеди в отношении этого краеугольного документа России и Белоруссии со стороны президентов Татарии и Ингушетии – М.Шаймиева и Р.Аушева. Их основной тезис "против": Мол, что нам делать в славянском Союзном государстве?"

Таким образом, предлагаемая в проекте Концепции так называемая система "этнокультурного развития народов Российской Федерации и межнациональных отношений" может, в случае ее реализации, поспособствовать ускорению центробежных тенденций в России, усилению сепаратизма в автономиях и вызреванию условий для развала страны как федеративного государства по примеру бывшего СССР. По западным оценкам, этот развал нам предрекают к 2015 году. Спрашивается, о каком роде или виде этнокультурного развития, например, в Чечне может идти речь? Ведь за две контртеррористические операции были изгнаны из этой автономной республики сотни тысяч граждан нетитульных наций, а порядка 80 тыс. русских и близких к русским в культурном отношении людей было убито или вырезано на корню.

6. Как написано в проекте рассматриваемого документа, "основной целью государственной национальной политики Российской Федерации является обеспечение условий полноправного социально-экономического и этнокультурного развития народов и иных этнических общностей России…" Однако хотелось бы спросить: почему провозглашенная правильная цель на практике в России реализуется таким образом, что ведет к этносоциальному расслоению и формированию этноэкономики? В рамках подобной экономической модели оказывается, что государствообразующему этносу не остается места ни в оптовой и розничной торговле, ни в сфере финансово-банковских услуг, ни в гостиничном комплексе, ни в других прибыльных секторах экономики. Кроме как выполнять самую низкооплачиваемую и трудоемкую работу на шахтах, у мартенов, в системах образования и здравоохранения, быть бойцами и рисковать своей жизнью при проведении нескончаемых антитеррористических операций и т.д. Подобное разделение труда лишает тех, предки которых "построили страну", прав хозяев России, подрывает систему национальной безопасности государства и прежде всего ее ключевые составляющие – экономическую и социальную безопасность. Хотя надо признать, что это вполне стыкуется с политикой радикального либерализма, по-прежнему внедряемого в нашем государстве, когда многие секторы национальной экономики уже не принадлежат государствообразующему народу. По расчетам академика РАН Д.С. Львова, в сегодняшней России порядка 1500 семейств владеют 60 процентами национального богатства страны.

7. Несмотря на антирусскость в подходе к разработке проекта указанной концепции, ее авторы все-таки понимают исключительную значимость "объединяющей роли русского народа на территории России", благодаря которой "сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов" (стр.2). Понимают также значимость русского языка (там же стр.2), но понимают эту значимость в крайне узком, как бы "технологическом" смысле.

По мнению авторов проекта Концепции, русский язык требуется только "в качестве языка межнационального общения и государственного языка Российской Федерации". Составители основополагающего документа по реализации государственной национальной политики не желают учитывать тот факт, что русский язык является первоосновой межнационального духовного развития Российской Федерации, что русский язык открыл и по-прежнему открывает "окно в Европу и Азию", "окно в мир" другим народам и народностям России, а также народам бывших советских республик. Понимая историческую предназначенность русского языка в широком его значении, в планетарном масштабе, президент В.В. Путин объявил 2007 год Годом русского языка.

8. Авторы проекта Концепции утверждают, что государственная национальная политики должна строиться "с учетом исторических и иных традиций". Что касается исторических традиций, то их основу составляют традиции в первую очередь государствообразующего народа. Под иными традициями указанные авторы, по-видимому, понимают западные духовные традиции, поскольку с 1991 года России навязывается западноевропейский вектор так называемого цивилизационного этнокультурного развития. С подобного рода традициями не соглашается и вряд ли согласится большинство российских граждан.

9. Углубленное изучение проекта Концепции укрепляет нашу мысль, что нынешним управленцам России, как отмечалось выше, очень сильно мешает именно государствообразующий русский народ, который, согласно Конституции РФ, в соответствии с численным составом должен владеть основными недрами, земельными, лесными и водными ресурсами, другими природными богатствами страны. За прошедшие 15 лет в ходе реализации нынешней социально-экономической модели реформирования новой России мы фактически потеряли это конституционное право.

Конечно, верховная политическая и экономическая власть в Кремле и Белом доме понимает, что безнравственно держать на положении нищего государствообразующий народ при вывозе из страны в материально-веществен-ной и валютной форме сотен миллиардов долларов и "складировании" значительной части этого богатства за рубежом в виде золото-валютных резервов и в Стабилизационном фонде. Для апологии своих действий представители власти придумывают соответствующие теории, типа борьбы с окаянной инфляцией и так называемые национальные проекты с неясной эффективностью.

Предложенная нам в виде проекта Концепция государственной национальной политики написана, по всем признакам, под диктовку главного кремлевского политтехнолога В.Ю. Суркова и отражает в своей основе его взгляды, которые можно прочитать в журнале "Эксперт" от 20 ноября 2006 года в статье под характерным названием "Национализация будущего".

Главная идея Суркова, как мы ее понимаем после изучения его печатного труда, – это еще один, можно сказать уже негласный, национальный проект, предлагающий фактически заменить государствообразующий этнос в России многоликим народонаселением. Только в этом случае, по мнению Суркова, можно будет сместить "политологический акцент с доминирования самой большой группы избирателей (которая, по утверждению автора статьи, "не представляет же весь народ") на состязание за доступ к рычагам влияния на власть всех (и самых малых) групп населения".

Другими словами, по рецепту Суркова, нам прописано на дальнейшую историческую перспективу закрепление и доминирование у рычагов государственного управления даже не представителей малых народов, а именно самых малых групп населения, т.е. олигархов, крупных государственных чиновников, совмещающих (только у нас и нигде в мире) должности председателей советов директоров национальных ТНК в виде РАО, других верхушечных представителей так называемой этноэкономики, которая ускоренно формируется на наших глазах. Для них, как подметил известный специалист-международник, профессор А.И. Бельчук, "характерно преобладание людей, менее укорененных в российской государственности и российской цивилизации, чем славяно-тюркское население страны. Может быть этот фактор, на первый взгляд, выглядит второстепенным. Ведь главное – объективные условия, которые определяют их поведение". Однако нельзя не согласиться с авторитетным мнением профессора, что "какое-то значение это все же имеет: эти люди охотнее эмигрируют, чаще вывозят свой капитал на Запад" и проч.

Как нам представляется и верится, вряд ли кто-нибудь даст гарантию на воплощение пагубных для России антигосударственных теорий. Российский народ еще не сказал своего слова!

10. Возникает вопрос, не будет ли способствовать такая постановка проблемы "выпячиванию" роли русского этноса в стране, обострению межнациональных отношений в России? На наш взгляд, - наоборот, будет способствовать гармонизации данных отношений. Наивно было бы ожидать, что демонстративное игнорирование нужд государствообразующего этноса в течение последних 15 лет российской истории, в конце концов, не усилит националистические движения в России, в том числе экстремистского характера. И никакие законы "о борьбе с экстремизмом" не помогут. Только реальная забота, правящих "верхов" о нуждах русского народа, наиболее пострадавшего в ходе "перестроек", перестрелок и катаклизмов последних десятилетий, может стать действенным барьером против эксцессов "русского национализма", которые станут неизбежными, если этого не произойдет.

11. И, наконец, последнее, на мой взгляд существенное, замечание по поводу терминологии обозначения места жительства русских и их соотечественников за рубежом, используемых в проекте Концепции. По-видимому, ее составители привыкли обозначать место рождения их предков своей исторической родиной. У государствообразующего русского народа это место называется не историческая родина, а Родина-мать с 1000-летней историей и, как ни у одного народа мира, еще оно называется Отечеством.

 

Автор: ведущий научный сотрудник Центра политических исследований института экомики РАН, член-корреспондент РАЕН, доктор экономических наук,

 

 

февраль 2007 г.


Реклама:
- подсветка зданий