Журнал «Золотой Лев» № 105-106 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

М.Л. Хазин,

экономист

 

Экономические этюды

 

США хотят «поменять» Иран на ВТО

 

Несколько дней тому назад в Москву приезжал новый председатель комитета по иностранным делам Сената США Томас Лантос. Сенатор от Демократической партии, ярый русофоб, ненавидящий и СССР, и Россию. Причем, по неофициальным данным, приезжал «поговорить» об отмене «поправки Джексона-Веника».

Эта поправка стала уже притчей во языцех. Смысл ее – в «наезде» на СССР за ограничение эмиграции евреев в Израиль и, с точки зрения здравого смысла, ее нужно было отменить «за ненадобностью» лет 20 назад. Однако США не любят так просто отменять свои «кнуты», в рамках политики «кнута и пряника». И на протяжении всей истории недавней России практически все предложения нашим властям сделать очередные геополитические или экономические уступки США заканчивались стандартным пряником «… а еще мы отменим поправку Джексона-Веника». Уступки делались, а поправку все не отменяли. Ну и действительно, зачем, если она показала свою такую высокую эффективность?

И вдруг! Чудо! Один из главных врагов России едет к нам с таким «царским» предложением! Зачем? Ну, собственно говоря,  никто и не говорил, что он действительно сделал такое предложение, утечки они и есть утечки, часто их дают как раз для того, чтобы скрыть реальное содержание переговоров. Но тогда зачем к нам приехал Лантос?

Для ответа на этот вопрос вернемся чуть-чуть назад и вспомним о проблемах с Ираном. Президенту Бушу позарез нужно, чтобы кто-то (или он сам, или Израиль, или еще кто) спровоцировал конфликт с Ираном, по итогам которого он будет вынужден вмешаться и начать военные действия. В идеале, разумеется, чтобы Иран потопил американский авианосец, в крайнем случае, придется его потопить самим американцам. Да и действительно! Бог, как известно, Троицу любит, а США пока только дважды (ну, это все знают, что дважды, что там на самом деле – тайна за семью печатями) топили собственные военные корабли. Броненосец «Мэйн», чтобы начать войну с Испанией на границе XIX и XX веков и крейсер в Тонкинском заливе, с целью «влезть» в войну с Вьетнамом. Первую войну США выиграли, вторую – проиграли, ну, надо же, действительно, определиться, выгодно или невыгодно, топить собственные корабли… Впрочем, может быть Иран и сам справится…

Но в любом случае, Бушу будет очень сложно выиграть выборы с грузом ошибок по Ираку. А вот если Иран перекроет Ормузский пролив… Или нанесет ракетный удар по нефтепромыслам в Саудовской Аравии… То тут-то и выяснится, что только Буш отдавал себе отчет в проблемах реальной политики, в отличие от наивных демократов.

Еще совсем недавно Демократическая партия США могла даже не очень обращать внимание на такие тонкости, поскольку их кандидаты опережали республиканцев очень серьезно. Но за последние несколько недель ситуация существенно изменилась. Выяснилось, что основные кандидаты  демократов пока «не тянут», в частности, Хиллари Клинтон все чаще вспоминают ее поддержку иракской авантюры Буша, пусть только и на первом этапе. А вот со стороны республиканцев в дело вступил очень сильный кандидат – бывший мэр Нью-Йорка Рудольфо Джулиани, пользующийся после 11 сентября 2001 года большой поддержкой в США. Да и его итальянское происхождение играет существенно в пользу республиканцев, поскольку нацменьшинства обычно голосуют за демократов, а тут произойдет серьезный переток голосов.

И в этой ситуации демократам нужно что-то решать. Поскольку не исключено,  что в новых обстоятельствах Бушу хватит и просто наращивания напряженность в регионе, даже без развязывания войны (но при ее постоянной угрозе). Уже понятно, что главным инструментом наращивания напряженности станут изменения в руководстве Израиля и санкции против Ирана. Значит, санкции допускать нельзя! Но ведь их необходимость уже «легализована» в рамках единых «западных» принципов. Грубо говоря, уже много месяцев все «западные» СМИ в один голос говорят: все кто с нами, те за санкции.

А как их в этой ситуации остановить? Тайно от западной общественности? Ведь срок ультиматума Ирану истек, Иран требований не принял, значит, вопрос почти автоматически выносится на Совбез ООН. Массированная пропаганда «Запада» свою роль сыграла, значит, остановить «процесс» могут только две «незападные» страны, имеющие в Совбезе право «вето». То есть Китай и Россия.

Как себя будет вести Китай – ба-а-альшой вопрос. И как с ним договариваться – тоже. А вот с Россией… У России позиция сложная. С одной стороны – Иран – союзник и крупный заказчик. С другой – мировые цены на нефть пошли вниз и надо бы их поддержать. С одной стороны, Иран – наш потенциальный союзник на Среднем Востоке, с другой – у нас (после последнего визита Путина) и с Саудитами начали устанавливаться теплые отношения, а последние Иран мягко говоря не любят. И по национальным причинам (одни арабы, а другие, персы), и по религиозным (сунниты и шииты соответственно).

И бросать Иран на произвол судьбы для России так просто невозможно – кто тогда с ней будет иметь дело. А с другой стороны – весь мир ждет не дождется, когда же США влезут наконец в авантюру такого масштаба, чтобы сломать себе шею. В конце концов, недаром Иран ничего не боится.

В общем, есть варианты. И предположим на секундочку, что Лантос приезжал в Россию уговаривать ее наложить вето на решение Совбеза  ООН о санкциях против Ирана… Потому что в случае отсутствия санкций Бушу будет очень трудно довести дело до конфликта… А демократическому Конгрессу США, в свою очередь, будет легче его усмирять…

Если представить себе дело именно так, то понятно, что Лантос много чего готов России пообещать. Даже отмену поправки Джексона-Веника.

Ну и под конец статьи, во избежание, напоминаем, что все, что здесь сказано – это размышления, не основанные ни на каких инсайдерских утечках. Чистая, так сказать, игра ума.

 

Обвал фондового рынка неизбежен

 

Сегодняшний текст для раздела «экономический анализ» должен был быть посвящен трехлетней годовщине правительства Фрадкова. Мне хотелось поговорить об административной реформе, об инфляции и так далее… Но вместо этого произошли другие, достаточно яркие события, которые заставляют несколько пересмотреть планы и отложить правительство на несколько дней. Вчера произошло серьезное падение на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE).

Основной индекс NYSE, Доу-Джонс, одним ударом вниз отыграл 3 месяца роста (дневной график не приводится):

Особенно впечатляющим был резкий обвал на 270 пунктов за 3 минуты с 22.59 по 23.02 мск (2-минутный график не приводится):

Такого «безобразия» не было даже во время кризисов 1997 и 1998 года, единственный аналог – 11 сентября 2001 года, но и тогда биржа была закрыта, и после ее открытия, через несколько дней, она просто реализовала накопленный потенциал падения.

Разумеется, сегодня мы получим колоссальный конспирологический материал, который, по большому счету, будет сводиться к нескольким основным позициям.

Первое: США явно допускает утечки о возможности начала операции против Ирана. Это толкает золото вверх, а доллар и финансовые рынки, в том числе биржевые – вниз.

Второе: Китай объявил о начале борьбы с перегревом собственного фондового рынка, что вызвало вчера его падение примерно на 10%. Ситуация в США – следствие этого обстоятельства.

Третье. Бывший главный «гуру» американской финансовой системы, многолетний бессменный руководитель Федеральной резервной системы (частного центрального банка США) Алан Гринспен в понедельник на своей лекции предсказал начало новой рецессии в США в конце текущего или начале следующего года. Соответственно, невероятно (существенно выше экономики в целом) растущий фондовый рынок США отреагировал в сторону коррекции. Ну, быть может, несколько более сильной, чем ожидалось.

Собственно говоря, спекуляции будут по вопросам зависимости этих основных пунктов  друг от друга. Имел ли в виду Гринспен, говоря о будущей рецессии, что США в этом году начнут операции против Ирана, что вызовет резкое повышение цен на нефть и, соответственно, ускорение инфляционных процессов? Готовил ли Китай операцию по «опусканию» собственных рынков, привязывал ли ее начало к какому-то конкретному событию (речи Гринспена?) или все произошло достаточно стихийно? Насколько велика теперь зависимость NYSE от китайских бирж? И так далее, и тому подобное…

Мы же ограничимся самым общим анализом. Долги США (всей экономики, а не только федерального правительства) растут со скоростью около 10% в год и достигли уже почти 50 триллионов долларов. Еще год-два и они достигнут размеров мирового ВВП (составляющего порядка 60 триллионов долларов, оценка по паритету покупательной способности). Другие финансовые рынки растут еще быстрее (и фондовый, и объемы на Форексе, и другие). В такой ситуации мировая финансовая система приобретает очевидные «пирамидальные» признаки и ее серьезный обвал практически неизбежен. При этом локальные обвалы будут происходить все чаще и чаще, поскольку степень дисбаланса всей финансовой структуры быстро увеличивается. Вопрос о том, когда произойдет окончательный крах, открыт, но сама по себе ситуация таких событий, как вчера, невероятно нервирует всю «мировую общественность». А как говорит народная мудрость, «лучше ужасный конец, чем ужас без конца». Так что ждем новостей с финансовых рынков!

 

Стабфонд уничтожает деньги россиян

 

В Москве сегодня заканчивается 11 Всемирный русский народный Собор. Одним из вопросов, который активно на нем поднимался, особенно в части обсуждения неэффективности использования природных богатств и растущей пропасти между богатыми и бедными, был вопрос об использовании Стабилизационного фонда. И в связи с этим представляется целесообразным несколько слов сказать о том, что же это, собственно, такое.

Начнем мы с того, что может сделать банк, в который кто-то положил некоторые деньги. Нужно отметить, что сразу после открытия вклада, изменятся сразу две позиции в банковском балансе. В той его стороне, которая описывает обязательства банка (его пассивы), прибавляется сумма, соответствующая размеру этого вклада. Это обязательство банка эти деньги вернуть. Кроме того, аналогичная сумма появится в графе, которая описывает активы банка – в виде увеличения суммы в кассе (если деньги были внесены наличными) или на корреспондентском счете в соответствующем учреждении Центрального банка. И вот с этими активами наш коммерческий банк может делать что угодно – давать их в кредит, «играть» на фондовом рынке и так далее. Главная его задача при этом – чтобы общая сумма активов все время была больше общих пассивов. В реальности ситуация чуть-чуть сложнее, но это уже тонкости, на которые обычный человек внимания может не обращать.

Примерно также рассуждает наша пресса, когда речь идет о Стабфонде. То есть она рассматривает Центральный банк как банк коммерческий, который сложенные в него из бюджета деньги куда-то там размещает или еще что делает. Косвенно это подтверждается рассуждениями о золотовалютных резервах ЦБ, которые он действительно где-то размещает. Поскольку состоят эти резервы, по большей части, из «чужой» (по отношению к нашей стране) валюты. Но рубль-то валюта «наша»! А центральный банк является по этой валюте эмиссионным институтом!

Что это означает? Что, в отличие от других банковских институтов, у него нет по рублю обязательного баланса активы-пассивы. Центральный банк может любой банковской организации (или Министерству финансов) положить на счет рубли, не отдавая никому в этом отчета. Раньше такая операция проводилась регулярно – Центральный банк выдавал банкам кредиты «на развитие», «стабилизационные» и так далее. Выдавал он эмиссионные деньги и правительству, пока последнее не присоединилось к уставу МВФ, который такие операции запрещает. Сегодня ЦБ печатает деньги (безналичные) для того, чтобы выкупать избыток долларов, которые образуются на внутреннем рынке из-за сильных диспропорций российского внешнеторгового баланса: мы вывозим слишком много нефти, газа и другого сырья. И вот эти доллары ЦБ должен размещать. А рубли – нет, поскольку он их всегда может напечатать в любом количестве. И поэтому рублей, которые Минфин перечислил в Стабфонд не существует в экономике. Вообще. Есть только запись в отчете ЦБ – что он должен Минфину какую-то сумму рублей. И если вдруг Минфину они понадобятся, то ЦБ их может в любую секунду напечатать. Заново.

Прелесть ситуации состоит в том, что для того, чтобы напечатать эти деньги, ЦБ вовсе не нужно ссылаться на обязательства перед Минфином. Например, он может начать рефинансировать банковскую систему, то есть выдавать банкам кредиты для повышения их кредитных возможностей. Ну, действительно, это же идиотизм, когда наши коммерческие банки для того, чтобы выдать кредит в России бегут на Запад, к «их» банкам. Мало того, что в такой ситуации на Запад идет и большая часть прибыли, но и зависимость нашей банковской системы от Запада стремительно нарастает. Наше правительство очень любит хвастаться размерами накопленных золотовалютных резервов, но как-то скромно умалчивает о долгах нашей банковской системы перед Западом. А ведь цифры там вполне сравнимые…И с точки зрения кредиторов разницы нет. И то, и другое – российские долги.

Да, разумеется, просто дать Минфину денег ЦБ не может, если следовать формальным обязательствам перед МВФ. Но наш нынешний Минфин денег и не хочет, у него их и так в избытке. Он их даже вынимает из экономики за счет явно завышенного налогообложения, в результате чего наши предприятия начинают брать кредиты за границей. Отметим, что этих кредитов, как и иностранных инвестиций, ЦБ и Минфин почему-то не боятся, как будто они на инфляцию влияют как-то иначе, чем инвестиции отечественные. Но результат-то получается крайне неприятный. Мало того, что именно западные банки теперь решают,  куда и сколько у нас инвестировать, но и существенную часть финансового оборота российских предприятий приходится уводить за рубеж. И потом именно этими (нашими!) деньгами иностранные банки приходят на наш рынок и вытесняют с него наши банки! И на кого работают в такой ситуации ЦБ и Минфин? Под чью зависимость они умышленно ставят и нашу банковскую систему, и нашу экономику? И зачем?

Причем для того, чтобы «обойти» запрет МВФ даже не нужно очень стараться. Ну сделайте инвестиционный фонд и внесите в него эмиссионные рубли в качестве уставного капитала. Или давайте кредиты тем банкам, которые выиграли конкурс на финансирование инвестиционных проектов, в размере необходимо проектного финансирования. Да много еще есть таки вариантов…

Но вернемся к Стабфонду. Налоговая система во всех «нормальных» странах нужна для того, чтобы перераспределить денежные ресурсы в экономике. Если какая-то отрасль (у нас, например, нефтянка) зарабатывает «слишком» много (а оценку тут дает государство), то с помощью налоговой системы часть денег у нее отбирается, и отдается например, в социальную сферу. Грубо говоря, нефтяникам говориться: поскольку цены на нефть выросли, то с каждой десятой (двадцатой, пятой…) скважины вы прибыль направите на строительство больницы или оплату учителям в школе. И они соглашаются. Но что делает Стафонд? Он деньги отбирает и … уничтожает. Нет никакого «фонда будущих поколений», ЦБ может напечатать и дать Минфину денег и больше, чем формально написано в его обязательствах Минфину. И таким образом, с точки зрения нефтяника выглядит это так: к нему приходит государство и говорит, что одну из нескольких скважин он должен просто закрыть. То есть зарплату работникам платить, электричество подавать, а нефть - не качать. Или, еще лучше, когда государство приходит на завод и требует разрушить один из цехов, поскольку «экономика – перегрета».

Разумеется, сами представители наших денежных властей на это будут возражать. И объяснять, что резервы ЦБ существуют от того, что нефтяники должны продавать валюту за рубли, поскольку налоги они платят именно рублями. И если налоги уменьшить, то и долларов станет меньше. То есть Стабфонд, все-таки, «обеспечен» резервами ЦБ. Мы же на это возразим, что еще не так давно действовали правила по обязательной продаже валютной выручки, которые эти же монетаристы в нашем правительстве отменили. Зачем? Чтобы Стабфонд создать? Или перевести всю нашу финансовую систему под «западное» управление? А потом новые Соросы будут валить рубль и зарабатывать миллиарды долларов?

В общем, политика наших денежных властей напоминает средневековых коновалов, которые больному анемией и дистрофией «пускают кровь». Объясняя при этом, что «в случае необходимости» ее можно влить обратно. Логика абсолютно недоступная любому патриоту нашей страны.

 

Зачем нам налог на недвижимость?

 

В последнее время что-то активно стали говорить о налоге на недвижимость… Что его необходимо повышать, довести до процента от реальной рыночной стоимости, повысить для владельцев, которые ее используют для получения дохода, для владельцев «инвестиционных» квартир  и так далее, и тому подобное…

И возникает естественный вопрос: а с чего вдруг? Можно, конечно, предположить, что наши «либерал-реформаторы» решили в очередной раз довести до полного идиотизма «единственно верные» «западные» экономические идеалы, но, не исключено, что тут что-то другое. И что тогда?

Давайте подумаем, какие основные доходы сегодня получает наш бюджет? Это, во-первых, НДС с предприятий. Но предприятия, в условиях  либеральной макроэкономической политики (смотри предыдущие статьи этого раздела) все труднее справляются с «западной» конкуренцией. Кроме того, они все чаще переходят на работу по «давальческим» схемам, когда речь идет лишь о переработке чужого сырья, что прибыль и добавленную стоимость дает лишь по минимуму. Расчеты все чаще идут с одних оффшорных счетов на другие и в этом смысле не очень понятно, как можно взять налог с финансовых потоков, которые вообще в России не наблюдаются. Не говоря уже об откровенно «теневых» схемах.

Во-вторых, это таможенные платежи. Замечательный источник, однако не секрет, что у нас очень велика доля контрабандного ввоза. Кроме того, в условиях падения жизненного уровня населения (рост зарплат существенно отстает от реальной и даже официальной, примерно 20-процентной, инфляции), увеличивать пошлины или объемы становится все труднее, да и завозится все более и более дешевые товары.

В-третьих, налоги на экспорт сырья. Но они велики только до тех пор, пока в мире высок спрос на нефть. Если мировой кризис все-таки произойдет (ну не могут же финансовые рынки расти с темпами в несколько раз выше мирового ВВП вечно!), то цены на нефть и сырье упадут настолько сильно, что вопрос будет не в том, чтобы налоги брать, а в том, чтобы дотировать отдельные отрасли промышленности…

А, забыл! Есть еще и в-четвертых. Это – социальные налоги с граждан и предприятий (которыми облагается фонд заработной платы). Но все так убегают от уплаты этих налогов в последнее время, что говорить о них как-то даже смешно. А уж в условиях потенциального кризиса…

И если мировые цены на нефть таки упадут, то что у нас останется в бюджете? И дело тут не только в том, что на бюджете «висят» социальные расходы. Давайте отдадим себе отчет – значительная часть нашей современной элиты существует лишь за счет «распила» бюджетных потоков. Сам по себе он осуществляется по разному – и за счет «полуофициального» сокрытия соответствующих потоков от государства, и за счет выделения под «свои» структуры явно не необходимых для государства расходов, и, наконец, путем формально незаконных, но явно уже узаконенных обычаем нецелевых трат бюджетных денег.

И что все эти люди (наделенные властью и влиянием, напомню) будут делать, когда они обнаружат, что традиционные финансовые потоки, которые они использовали для обогащения, частично усохли, а частично переведены за границу? А они начнут искать источники, которые вывезти невозможно. То есть, в первую очередь, недвижимость! Владельцы которой могут, конечно, уехать сами. Но тогда недвижимость здесь будет конфискована. Да и что они будут делать «там»? Бизнесом заниматься? В условиях экономической депрессии? Вряд ли. Да, конечно, у некоторых из них на оффшорных счетах накопилось изрядно денег, но и желающих ими попользоваться будет  изрядно. И жить им будет крайне тяжело. Напомним, что из первой русской эмиграции, среди которых было достаточно много богатых людей, к концу 30-х годов не осталось практически никого, у кого были бы реальные капиталы…

А те, что живут внутри страны, платить будут. Куда им деться? Нет ничего проще, чем отключить свет и воду, наложить арест на другое имущество (автомобиль, например) и так далее…Человек бессилен против государства, когда оно всерьез решило с каким-то вопросом разобраться. Да и массовые бунты будут вряд ли. Поскольку наказывать за неуплату налогов будут поодиночке и при этом приводить самые «железные» аргументы. Например, что нужно платить учителям и врачам.

В общем, нужно отдавать себе отчет, что российская бюрократия вполне себе к кризису готовится. Но не путем адаптации экономики и сокращения возможных издержек (тут ведь думать надо, и работать), а путем создания себе условия для приятной жизни и после кризиса. За счет рядовых граждан, конечно. И последним остается только внимательно смотреть, за кого они будут голосовать – поскольку единственной, пусть и достаточно призрачной,  защитой остается реальная многопартийность. Если не считать русского бунта, конечно…

 

Россия на пороге дефолта

 

В компании ПрайсУотерхасКуперс (далее, PWC) в Москве произвели выемку документов…

Собственно, ничего другого ожидать было нельзя. Коли уж ЮКОС уходил от уплаты налогов, то и его аудиторы не могли пройти мимо. Либо как соучастники, либо как «недоносители». И, в общем-то, все нормально, никаких проблем быть не должно… Однако, есть обстоятельства…

Позднесоветская и российская элита мечтала об одном – стать частью элиты «Западной». Причем мечтания эти носили как частный, так и общеэлитный характер. В 80-е годы даже в институтах проходили соответствующее философское обоснование – называлось оно теорией конвергенции. Почему именно западной, а не китайской, иранской или индийской – это вопрос не имеющий экономической подоплеки, поэтому мы его обсуждать не будем. А вот последствия этого желания носили ярко выраженные экономические последствия и о них мы поговорим.

Дело в том, что элита запада за несколько веков своего существования (в рамках действующей финансово-капиталистической экономической парадигмы) отстроила самодостаточные и экономические глобальные институты. Которые, собственно, и определяют иерархию отношений и ценностей  в «западной» экономике. Построена эта система институтов на (монопольном) частном эмиссионном центра – Федеральной резервной системе США. Владельцами ФРС являются инвестиционные банки Уолл-стрит, которые в рамках своей деятельности и определяют, кто и на каких условиях получит доступ к эмиссионным финансовым ресурсам.

Поскольку вслух говорить о том, что решения по этим, прямо скажем, животрепещущим вопросам, принимаются частными лицами  на основании, по большей части, их личных интересов, говорить как-то не принято, то в рамках системы существуют так называемые «рейтинговые» агентств. Которые и объясняют рядовым гражданам, почему одни предприятия «хорошие» а другие – «плохие».

Рейтинговые агентства должны откуда-то брать информацию и в рамках описанной финансово-экономической системы современного финансового капитализма существуют специальные аудиторские компании, чьи (и только чьи) данные используются рейтинговыми агентствами. Раньше они еще имели консалтинговые подразделения, чтобы объяснять владельцам и руководителям предприятий, какая политика считается «правильной» (и позволит получить высокий рейтинг и, следовательно, доступ к дешевому кредиту), а каковая будет считаться неправильно. Со всеми вытекающими последствиями, типа отсутствия доступа к «дешевым» деньгам.

Отдельные граждане нашей страны прорвались к дешевым деньгам. Надо думать, за исключительно «правильное», с точки зрения «западных» интересов, поведение. И, автоматически, в рамках «западного» истеблишмента, стали куда более значимыми персонами, чем многочисленные российские чиновники, вес которых в рамках уже российской «табели о рангах» несравнимо выше, чем у владельцев сомнительных по происхождению капиталов. Разумеется, чиновники тоже хотели бы войти в «западную» элиту, но их как-то не пускали. Они стали обижаться и несколько «прижимать» тех российских нуворишей, которые «поперек батьки» достигли делаемой цели. А потом когда в последние годы стало понятно, что «корпорацией» российские элиты в «западную» не возьмут никогда, ситуация стала существенно обостряться.

И теперь самое время вернуться к проблеме PWC. Это – не просто одна из четырех крупнейших в мире аудиторских компаний. Это – столп, системообразующий элемент всей «западной» финансовой системы. Никто из тех, кто признает «западную» систему не может себе не то, что тронуть, плохо написать про эту компанию… А тут – обыски, выемки… Сначала на «западе» заподозрили, что дело просто в некомпетентности. И намекнули, что мы поступаем неправильно. В ответ им было объяснено, что речь, собственно, идет о российской компании, которая нарушает российские законы… И тогда все, с точки зрения «западной» системы отношений, стало понятно. Что, во-первых, российские элиты отказываются от своих стремлений войти в «западную» элиту.

Во-вторых, что они объявляют войну всей «западной» экономической системе и, в частности, «западному» пониманию частной собственности. «Дело Ходорковского» нам были готовы простить, поскольку сам Ходорковский сильно нарушил «западные» правила игры, начав несанкционированные игры с Китаем. Но теперь… Никакого прощения быть не может в принципе.

В-третьих, такое поведение означает, что Россия вновь становится зоной «свободной охоты». Не секрет, что многие наши проблемы 90-х годов (типа операции «ГКО-дефолт») были вызваны банальным желанием отдельных «западных» коммерческих структур заработать на нас денег. Дальше вызывались наши «либерал-реформаторы» на «престижные» конференции, им писались на бумажке последовательность действий – и, гляди-ка, валютный коридор, ГКО, и дефолт. Организаторы потирают ручки – полтора, и то и два миллиарда долларов в месяц из российского бюджета на протяжении нескольких лет – вполне пристойный результат даже для западных финансовых структур.

А вот чуть позже ситуация стала чуть более пристойной. Да, у нас сейчас снова повторяется преддефолтная макроэкономическая политика (ограничение внутреннего кредита, стимулирование кредита внешнего, повышение курса рубля, высокая инфляция), но ситуация (пока?) все-таки под контролем. Главным образом за счет того, что отечественные чиновники как-то больше стали обращать внимание на «линию партии». Но есть серьезные основания считать, что после демарша в адрес PWC ситуация начнет меняться – и российских чиновников снова поодиночке начнут приглашать на престижные конференции…

Потому что промолчать «Запад» не может. Слишком важный элемент его системы был поставлен под удар. Если они смолчат – то их систему взорвут. И снаружи, и изнутри. Так что жесткий ответ нам обеспечен.

 

КМ.ру 27.02.07; 28.02.07; 7.03.07; 9.03.07; 14.03.07


Реклама:
-