Журнал «Золотой Лев» № 107-108 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

В.Е. Хомяков

вице-президент Фонда «Единство Нации»,

координатор движения «Народный Собор»

 

Духовные и материальные причины бедности

 

Доклад на секции «Бедность в России» XI Всемирного русского народного собора

 

Ввиду краткости регламента, я не буду говорить о масштабах бедности, о разрыве между бедными и богатыми, и о других известных вещах. Остановлюсь на том, как эту опаснейшую для существования страны ситуацию можно изменить.

Начну с христианского подхода к проблеме богатства и бедности. Ещё тысячу лет назад преподобный Симеон Новый Богослов писал, что собирающий богатство, когда кто-то рядом умирает с голода, лично виновен в его смерти. Ибо мог накормить и не накормил!

Если вдуматься, то это – страшное обвинение тем 20% россиян, которые сегодня владеют 80% всего достояния России. Получается, что именно они – ЛИЧНО! - виновны перед Богом и людьми:

в вымирании своих братьев со скоростью миллион в год,

в миллионах бездомных и беспризорных, спившихся и «севших на иглу» от безысходности,

в развале армии и флота, науки, медицины и образования.

Потому что имели возможность это изменить, но не сделали это. Не только Власть виновата, но и патологическая жадность, эгоизм и непатриотичность наших российских нуворишей.

Говоря всё это я вовсе не хочу сказать, то все наши богатые соотечественники – сплошь моральные уроды и враги собственного народа. Просто в их среде существует стойкое мнение, что обладание внезапно свалившимся в руки богатством ставит их вне прочего Народа и его проблем. Делает своего рода «народом избранным». А потому многим из них (особенно – их детям) вообще не приходит в голову, что огромному большинству живущих рядом людей живётся непереносимо плохо именно потому, что им живётся СЛИШКОМ хорошо. И что покупать себе золотые унитазы, английские футбольные клубы и другие столь же необходимые вещи в стране, где 20% сограждан элементарно недоедают – это само по себе мерзость, даже если не противоречит действующему законодательству.

К чему это может привести для страны и для них лично? Я напомню хорошо известную историю. Незадолго до Французской революции королева Мария-Антуанетта с супругом проезжали мимо толпы голодных. Королева спросила – «Чего хотят эти люди?» Ей ответили: «У них нет хлеба!». «Тогда пусть едят пирожные, это же гораздо вкуснее!» - сказала королева совершенно искренне. И вскоре ей с мужем, а после десяткам тысяч аристократов, отрубили головы. Вот к чему приводит рано или поздно нежелание вникать в чужие проблемы.

Дворцы, как известно, не поджигают только там, где они стоят среди коттеджей, а не среди лачуг. Иначе говоря, богатство признается нормальным Обществом только тогда, когда оно порождает вокруг себя достаток, а не обнищание. В противном случае его обладатель объективно становится ВРАГОМ ОБЩЕСТВА.

Теперь взглянем на проблему с точки зрения интересов Государства. Здесь можно сделать невесёлый вывод:

Социальная безответственность наших «имущих классов» провоцирует в стране смуту, которая неминуемо будет использована западными «друзьями» для развала и оккупации России. А посему, является сегодня по сути своей антигосударственной деятельностью - в не меньшей степени, чем действия всех террористов, экстремистов и сепаратистов вместе взятых.

Но верно также и другое: То что Власть, вопреки государственным интересам, оказывается не в состоянии ЗАСТАВИТЬ богатых быть социально ответственными ставит под вопрос дееспособность самой Власти.

Резонный вопрос: КАК решать проблему? Сегодня модно в качестве панацеи от неравенства предлагать СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЮ. Даже специальную партию под это создали. Но давайте задумаемся: почему в России социал-демократия всегда вырождалась либо в нечто аморфное, либо в нечто ужасное (вспомним большевиков)? Чувство такое, что не приживается она в России, как хрущёвская кукуруза на крайнем севере!

Почему бы это? А потому, что в основе нашей традиции – совершенно иной подход к справедливости, чем на Западе. Там в основе взаимоотношений между людьми исторически лежит принцип сделки. Социальная сделка заключается как бы между Обществом и Собственниками средств производства. Которые платят налоги, и за счёт их поддерживаются наименее имущие слои Общества. Государство при этом является посредником и гарантом сделки, получая свой «гешефт». Таким образом, все разговоры о «социальности» общества в Западной цивилизации сводятся к коррекции условий сделки. Либералы «корректируют» их в сторону Бизнеса, а социал-демократы – в сторону Общества. Но всё равно в основе – сделка.

Подходит ли это нам? Нет, поскольку в нашу православную по корням культуру заложена принципиально иная основа общественных отношений: не Сделка, а Соборность – совместная деятельность ради общей цели. А кроме того, первичность Совести перед выгодой. Плюс к этому, не будем забывать, что у нас – принципиально иное происхождение собственности и собственников: бедность и богатство (как все мы знаем!) не является в России порождением «естественного развития событий». Именно поэтому Общество никак не может признать «нерушимость частной собственности», полученной в результате приватизации, какими бы налогами ни откупался от него Собственник.

Означает ли это, что «социальности общества по-русски» быть не может – кроме коммунизма, который тоже не получился? Нет! Но социальность РОССИЙСКОГО Общества можно выстраивать только на ценностях, соответствующих ДУХУ этого Общества. То есть – на ПРАВОСЛАВНЫХ ценностях, на которых выстраивалась вся наша Духовность, культура и традиция. На «Рождественских чтениях» Церковь устами Святейшего Патриарха, Владыки Кирилла и других иерархов озвучила именно этот, единственно верный подход: преобразование Общества на основе его традиционных православных ценностей. Реализация именно этого подхода в России является политической целью православно-патриотического движения «Народный Собор», которое я здесь представляю.

Возможно ли решение проблемы бедности с использованием православного подхода? Да, если рассматривать Православие не как оторванное от повседневной жизни учение, ограниченное стенами храмов, а как Универсальный (!) ключ ко всем вопросам жизни человеческой.

Помните евангельскую притчу о трёх рабах, которым хозяин дал на год по слитку серебра на хранение? Первые двое преумножили то, что им было выдано: один вернул 5, а другой 10 слитков, за что оба были щедро награждены. И лишь третий вернул тот же слиток, который хранил, зарыв в землю. За что был сурово наказан. Вдумаемся: он был наказан не за то, что украл полученное или прокутил в куршвелях. А за то, что не сделал того, что имел возможность, а значит – обязан был сделать. Так вот, богатство, согласно христианскому пониманию, дается человеку как дополнительная возможность творить добро вокруг себя. Если он этого не делает – в глазах Бога он преступник. И в глазах народа, система ценностей которого коренится в Православии – тоже.

Таким образом, в случае утверждения православных ценностей в качестве ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ, совершенно очевидной становится задача Государства – создать для Собственника такие «правила игры», не следуя которым он просто переставал бы быть собственником. Ведь право собственности – это ПРАВО, а предоставление прав должно быть обусловлено выполнением ОБЯЗАННОСТЕЙ. Не выполняешь обязанностей – лишаешься права.

Как вы помните, во времена СССР всей собственностью у нас распоряжалось Государство, оно же несло и социальные обязательства перед Обществом. Сегодня 90% собственности у частных лиц, социальная же нагрузка по-прежнему лежит на Государстве. И ни у кого этот парадокс почему-то не вызывает возмущения. Должен быть разработан (желательно – с участием Церкви) и узаконен Социальный Договор между Обществом в лице представляющего его интересы Государства и Собственниками средств производства, где должно оговариваться: в решении каких государственных задач и в каком объеме обязан участвовать частный бизнес помимо уплаты налогов. Нарушил Договор – извини! – лишаешься собственности.

Исходя из этого же подхода можно сказать, чем частный собственник в России владеть НЕ ДОЛЖЕН.

Во-первых, есть Богом данные ВСЕМ НАМ земля и недра – как единая и неотчуждаемая собственность Народа. От использования которой каждый из нас имеет законное право получать «социальные дивиденды» в виде дешевого жилья, дешёвой еды, доступного образования и медобслуживания, пенсии в старости.

Во-вторых. Есть вещи, которые в частное владение отдавать нельзя: те, от которых зависит выживание Нации, в том числе физическое. Отдать в частную собственность в огромной холодной России энергетику, газ, нефть и железные дороги – это всё равно, что отдать частному лицу во владение … воздух, с правом взимать за каждый вдох плату по «мировым ценам».

По мнению представляемого мною движения «Народный Собор», именно такой «Христианско-Социальный» подход к Справедливости и Солидарности единственно способен на практике решить проблему богатства и бедности в России.

Вы спросите: реально ли в наши дни перестроить Россию на основе православных ценностей и подходов? И кто способен принять столь масштабные решения? Отвечу! Сегодня у нас вошло в моду такое понятие как «суверенная демократия». Так вот, в российской истории известен абсолютно наш СУВЕРЕННЫЙ демократический институт, позволявший принимать любые решения по любым сколь угодно важным вопросам и даже избиравший на царство Государей. Я говорю о Земском Соборе.

Сегодня в России ничего не изменит победа на выборах какой-то «хорошей» партии или «хорошего» президента. Просто новые люди станут навязывать нам свои взгляды и ценности в качестве НАШЕГО «исторического выбора». Единственная альтернатива - созвать сегодня, в наши дни, Общенациональный Собор, чьи решения равны по статусу решению всенародного референдума. И на нём всенародно сделать свой подлинный «исторический выбор» - выбор тех ценностей, тех основ Государства и Общества, которые отвечают нашей духовной и культурной традиции. Это – единственная реальная возможность не только избежать подготовляемой сегодня в стране смуты, но мирным путем совершить в России «революцию ценностей». Что позволит снова сделать её государством РУССКИМ ПО СУТИ и ПРАВОСЛАВНЫМ ПО ДУХУ. Вся прочая сегодняшняя так называемая «политика», сводящаяся к грызне партий за власть и право диктовать нам свою волю – принципиально изменить что-либо не способна в принципе, а значит – ведёт страну к катастрофе.

Нам нужно СОБОРНОЕ ГОСУДАРСТВО, СОБОРНОЕ ОБЩЕСТВО и СОБОРНАЯ ЭКОНОМИКА. Кто хочет работать с нами в этом направлении – будем рады. Спасибо за внимание, храни вас Господь.

 

7.03.07

 

О недосказанном на Всемирном русском народном соборе

 

Проблема бедности при переполненном «нефтедолларами» федеральном бюджете России стоит как никогда остро, грозя при умелом её подталкивании зарубежными и местными «доброжелателями» перерасти в полномасштабную смуту и разрушение страны. Или, сказать точнее, проблемы имеется сразу две.

Проблема №1 состоит в том, что бедность в России, в отличие от огромного большинства иных стран, является отнюдь не только следствием безработицы, недостаточности квалификации или образования. 35% наших бедных – это работающие (!) люди, имеющие двух детей! Т.е. сам уровень заработной платы в России столь низок, что рождение второго ребёнка (т.е. участие гражданина в решении важнейшей государственной задачи – решении демографической проблемы) сплошь и рядом АВТОМАТИЧЕСКИ отбрасывает семью за черту бедности! Впрочем, чему удивляться, когда доля заработной платы на рубль произведенной продукции у нас втрое(!) ниже, чем в Евросоюзе. Т.е. зарплата работающих граждан в России владельцами средств производства произвольно занижается ВТРОЕ!

Проблема №2 (являющаяся одной из непосредственных причин Проблемы №1) – это принципиальное нежелание т.н. «политической и деловой элиты» не только реально бороться с проблемой бедности и вопиющего социального расслоения, но даже признавать само наличие этой проблемы! Можно ли, к примеру, воспринимать всерьёз «детский лепет» выступавшего на Соборе заместителя министра экономики Андрея Шаронова о причине бедности – что, мол, народ у нас плохой: малообразованный и чуждый «протестантской этике». В отличие, надо полагать, от образованного и интеллигентного правительства… Право же, система аргументации – на уровне какой-нибудь «гламурной» дискотеки «рублёвской молодёжи», или - правительства Гайдара начала 90-х. Хотя чему тут удивляться? – Те же Гайдар с Чубайсом недаром открыто говорят на съездах СПС, что, мол, все решения «экономического блока» Германа Грефа (шефа г-на Шаронова) и поныне рождаются именно в их кабинетах

В итоге мы имеем то, что имеем… На селе 60%, а в культуре и науке – 70% работающих получают меньше прожиточного минимума, т.е. находятся не в бедности даже, а в нищете. Да и бедных у нас в стране отнюдь не 16%, как рапортует Правительство, а минимум втрое больше, ибо согласно международно принятой системе расчёта «порога бедности», он исчисляется не исходя из оторванных от жизни фантазий правительственных «экономистов», а как 2/3 от среднего по стране дохода! Т.е. для России истинный «порог бедности» отнюдь не 1500, а минимум 5500 рублей на члена семьи

Самое же ужасное, что бедность (как и богатство) становятся наследственными: десятки миллионов россиян обречены не только сами прожить жизнь, перебиваясь с хлеба на квас, но и их дети, внуки и правнуки УЖЕ СЕГОДНЯ приговорены к бедности, лишены шанса получить приличное образование, добиться чего-либо в жизни, нормально лечиться и куда-либо ездить. А полная безысходность, как известно, рождает «классовую ненависть», которую всегда найдутся охотники использовать в своих интересах… Таким образом, можно сделать совершенно бесспорный вывод: и те, кто своими социально безответственными действиями плодят вокруг себя бедность, и те, кто, игнорируя из корысти свой служебный долг, им в этом потакает –являются сегодня для государственной безопасности России куда большей угрозой, чем любые экстремисты, террористы и сепаратисты вместе взятые.

С точки зрения духовной и моральной оценки такое положение также совершенно нетерпимо, с чем согласились решительно все участники Собора. Как справедливо заявил, например, муфтий Талгат Таджутдин, «человек – лишь «завхоз» при богатстве, данном ему Богом». Разумеется, часть этого богатства он вправе потратить на себя, но лишь часть! Если же «завхоз», определив для себя, что «кто что охраняет, тем и владеет», начинает разворовывать и вывозить за рубеж доверенное ему «свыше» богатство, если вместо служения окружающим людям, в маниакальной потребленческой лихорадке скупает на УКРАДЕННОЕ У ИСТИННОГО ХОЗЯИНА по всему миру курорты, замки и футбольные клубы, соперничая в роскоши с другими вороватыми «завхозами», то рано или поздно… Не на этом свете, так на том. И не оправдаешься, не откупишься, не сошлёшься на «презумпцию невиновности»…

 

***

 

Т.о. обсуждение темы богатства и бедности не только Обществом, но и церковью, выглядит вполне оправданным: ведь в первую очередь проблема эта касается мировоззрения, и только во вторую (как следствия) – более справедливого распределения доходов. Давно известно, что само понятие «качество жизни» в Русской цивилизации, в отличие от цивилизации «Западной», никогда не сводилось к максимальному количеству денег при минимальном количестве обязанностей. Оно требовало помимо денег ещё и чистой совести, одобрительного отношения окружающих к использованию твоего богатства, осознания того, что окружающее тебя общество живёт по законам справедливости и сам ты – неотъемлемая его часть. Если всего этого не было, если за спиной человек слышал «у-у, креста на нём нет!», если дети его росли с клеймом «дети вора», то и богатство было не очень-то в радость.

И лишь с насильственным внедрением в нашу жизнь либеральных стандартов и западных «ценностей», со снятием под предлогом «неограниченной личной свободы» каких бы то ни было нравственных табу, наиболее преуспевающими в России оказались, естественно, наименее нравственные и наименее «русские по духу». Именно они с готовностью восприняли совершенно чуждый Русской Цивилизации протестантский подход к богатству, согласно которым обладание им само по себе считалось знаком «Божьей милости» к конкретному человеку. Это якобы априори освобождало его от какой-либо моральной ответственности за то, каким путём было приобретено богатство и как используется. Именно эти люди, замкнувшиеся от окружающей действительности в защитный кокон охраняемой законом бездуховности и безнравственности, в основном и составляют, к сожалению, деловую и политическую «элиту» нынешней России.

Надо ли удивляться, что попытка Церкви – едва ли не последнего морального авторитета в нынешнем бездуховном и безнравственном обществе – дать моральную оценку реализуемому ныне в России антихристианскому по сути своей «либеральному» проекту не на шутку встревожила всю эту псевдоэлиту?! Пока Церковь, получившая в послесоветские времена от Власти «зелёный свет» на проповедь и строительство храмов, только этим и занималась, это никого особо не беспокоило. Ибо в восстановлении порушенных большевиками храмов либеральные правители России видели дополнительный пропагандистский удар по своим соперникам-коммунистам, а проповедь Православия уравновешивалась огромным числом допущенных ими в страну сект и сомнительных проповедников, имевших неограниченный бюджет и покровителей в самых высоких московских кабинетах.

Однако, едва, встав на ноги и обретя влияние, Церковь стала претендовать на нечто большее, едва зазвучали со стороны её иерархов духовные оценки проводимого курса, этической стороны предпринимательства, необходимости введения в школьный курс изучения православных корней родной культуры, - отношение к ней у либерального большинства нашей «элиты» изменилось кардинально. В Церкви либерал-западник увидел врага. Когда же со стороны РПЦ было высказано сомнение в универсальности насаждавшихся с начала 90-х в качестве необсуждаемой истины «либеральных ценностей», и более того – о совместимости их с русской духовностью, культурой, моралью и исторической традицией, стало ясно, что война против РПЦ будет вестись российскими либералами до конца. На уничтожение.

Сегодня в России целый ряд «свободомыслящих» изданий буквально специализируются на обливании грязью РПЦ, её иерархов и любых её инициатив. По всей стране безнаказанно убивают православных священников. Коммунисты сочиняют доносы на епископов. Неадекватные муфтии не хуже воинствующих атеистов клеймят начавшееся кое-где преподавание «Основ Православной культуры» как «принудительную ползучую христианизацию». Высшие чиновники оказываются замешанными в тёмных историях с «коммерческими» захватами православных храмов. Наконец, внутри самой Церкви вскормлена и всё громче заявляет о себе внутренняя «оппозиция», категорически отвергающая любое участие Церкви в решении проблем Общества, требующая принципиального неучастия её в каком-либо патриотическом воспитании молодёжи, в защите и сохранении Родины… И на фоне всего этого вдруг появляется недвусмысленный ультиматум от одной из чиновничьих группировок, высказанный на недавних «Рождественских чтениях»: если РПЦ хочет покровительства и тихой жизни – она обязана превратиться в правительственный «департамент по делам религий», благословить приватизацию и «рыночные реформы», запретить любую критику «либерального проекта» и всех его проявлений.

Здесь же нельзя не сказать о внутрицерковном споре, возникшем недавно после появления обращения чукотского епископа Диомида. Принципиально не хочу обсуждать, кто прав и чья позиция более соответствует Православию. Несомненно одно: этот спор является сугубо ВНУТРИЦЕРКОВНЫМ, решен он будет внутри Церкви и, хочется надеяться, не приведёт к её расколу, надежда на который буквально сквозит в любой публикации на эту тему «либеральных» изданий. Но обращает на себя внимание другое: разрешение конфликта потребует от Церкви колоссального количества времени и сил, отвлечёт огромное количество искренне верующих людей от чего бы то ни было ещё. Что получится в итоге – оздоровление Церкви или новый церковный раскол - большой вопрос. Но в любом случае на ближайший год, возможно – решающий для самого существования России, Церковь может быть напрочь выключена из борьбы за духовность и нравственность страны и общества, и всецело озабочена внутренними проблемами.

Чувство такое, что тень этого возможного переключения Церкви на внутренние проблемы незримо витала над Всемирным Русским Народным Собором, и именно поэтому, несмотря на достаточно смелую констатацию фактов, итоговые документы оказались весьма «причёсанными», абсолютно корректными по отношению к Власти и благожелательно-увещевательными по отношению к Бизнесу. Что касается предлагаемых путей решения проблемы, то в глаза бросалась настойчивая попытка свести всё к тривиальному социал-демократическому проекту, предлагающему изменение налоговой системы (налог на роскошь, прогрессивный налог, природная рента) и использование Стабфонда для решения социальных вопросов. Здесь тон задавал «левый» экономист Сергей Глазьев и его коллеги из клуба «Реалист», при всём своем патриотизме продолжающие мыслить исключительно марксистскими категориями и убежденные, что именно «бытие определяет сознание», включая Веру, нравственность, ценности, культуру и т.д[1]. А потому именно с исправления его, бытия, якобы и надлежит начинать. О православных ценностях, конечно, тоже говорилось, но как-то вскользь и «во вторую очередь».

Диссонансом подобному подходу прозвучали три принципиально важные предложения, высказанные представителями православно-патриотического движения «Народный Собор», объединяющего организации, относящие себя к активному, «политическому православию»:

1. Причина проблемы бедности и социального расслоения – в отказе России от своих традиционных (православных по сути) ценностей и собственного Национального проекта, её попытка влиться в «Западную» цивилизацию - чуждую её менталитету, духовности, культуре и исторической традиции. Следствием этого стал глубочайший духовно-нравственный кризис, на фоне которого в обществе целенаправленно насаждались анти-христианские нравственные стандарты, выдаваемые за «общечеловеческие ценности»: эгоизм, культ «успешности» и потребительства, восприятие ближних исключительно как конкурентов в борьбе за существование. Поэтому возвращение к традиционным духовным ценностям (православным в своей основе) и собственному цивилизационному проекту, провозглашение общенациональных целей первичными по отношению к любым личным или корпоративным интересам – единственно возможная база для борьбы с бедностью. Всё остальное – лишь имитация этой борьбы или предвыборные «подачки».

2. Земля и природные ресурсы – как БОГОДАННЫЕ всему народу, должны быть провозглашены НЕОТЧУЖДАЕМОЙ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ, за счёт использования которой каждый из нас имеет пожизненное право на получение «социальных дивидендов» в виде дешёвого жилья и пищи, бесплатного медобслуживания и образования, социального обеспечения при рождении детей или утрате трудоспособности.

3. Народ вправе, наконец, самостоятельно сделать свой «исторический выбор» в том, что касается системы ценностей, курса страны и основ государства, не передоверяя это очередной победившей в борьбе за власть политической группировке. Для принятия столь радикального решения необходимо созвать современный аналог Земского Собора (Учредительного Собрания), имевшего в своё время право и курс для страны выбирать, и даже царей на престол утверждать.

К сожалению, ни одно из трёх перечисленных предложений, являющихся по сути единственно реальными практическими мерами для радикального решения проблемы бедности, ни в итоговых документах соответствующих секций, ни в заключительном «соборном слове» учтено не было. Очевидно – по указанным выше причинам. Несправедливо было бы винить за это Церковь, подвергающуюся ныне прессингу, беспрецедентному за всю «либеральную эпоху» в истории России. Глупо обвинять чрезмерно осторожничающих организаторов Собора, уже осмелившихся назвать симптомы болезни, поразившей наше Общество, но доселе не решающихся назвать её первопричину, а значит – и предложить верное лечение. Их понять можно…

Куда важнее по итогам Собора сделать выводы для себя: какой должна быть роль православных национально-патриотических сил в такой ситуации. А здесь ответ очевиден: в том, что касается реальной борьбы за Великую Россию, мы обязаны не бездействовать, ожидая открытого призыва Церкви, а идти на шаг впереди, предлагая в виде политических программ то, о чем официальная РПЦ отваживается сегодня говорить вслух лишь в самых сдержанных формах. Ибо руки у нас менее связаны, мы не «отделены от Государства», при этом именно мы – часть живого «тела» Церкви и её «боевое крыло». Мы знаем, к чему призывать и как действовать, чтобы проблемы, поставленные Церковью на «Рождественских чтениях» и Всемирном Русском Народном Соборе, обретали реальную возможность решения. А значит, именно мы, провозгласив своей политической целью борьбу.

за выстраивание на православных ценностях новой Государственной Идеологии России,

за возвращение Народу дарованных ему Богом земли и недр,

за несомненное право всего Народа самому сделать «исторический выбор» пути России, - должны положить всё это в основу принципиально нового – Христианско-социального (или, точнее, Православно-социального) политического направления. ЕДИНСТВЕННОГО, способного встать над бесплодной драчкой разнокалиберных политиков и партий за власть. Встать в борьбе за то, за что единственно стоит бороться: за РЕВОЛЮЦИЮ ЦЕННОСТЕЙ и ВОЗВРАЩЕНИЕ РОССИИ НА НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ. Ибо, как становится всё более очевидным, НИКТО ЗА НАС ЭТО НЕ СДЕЛАЕТ.

А церковные иерархи, когда придёт час, благословят…

 

 

12.03.07

Сайт «Национальная идея»



[1] Автор в данном случае заблуждается, будем полагать, вполне искренно (прим. ред. ЗЛ).


Реклама:
-