Журнал «Золотой Лев» № 109-110 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

В.А. Попов

 

ОБЗОР ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ В ЖКХ

 

Период с 26 февраля по 2 марта

 

Федеральный центр

 

Напор газовиков

 

Начало недели в ЖКХ ознаменовалось рядом важных событий на федеральном уровне. В понедельник прозвучало неожиданное предложение Российского газового общества и ООО "Межрегионгаз" о необходимости выведения платы за газ из состава коммунальных платежей. Как утверждают газовики, население должно платить за газ напрямую газовым компаниям. Это предложение сразу же встретило отпор со стороны замглавы ФАС Анатолия Голомолзина, который дал понять, что оно противоречит принципам проводимой реформы ЖКХ. Развернулось острая полемика между высокими чиновниками законодательной и исполнительной властей. Председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев заявил, что "отдавать газоснабжение жилого фонда управляющим компаниям преступно с точки зрения безопасности и безаварийности работы. Конечно, примеры бесхозяйственности, которые выливаются во взрывы домов сегодня, это не только сегодняшняя проблема. Но мы сейчас создаем еще стимулы, чтобы эти дома взрывались пачками" (цит. по www.kommersant.ru). В ответ на это А. Голомолзин указал, что если Госдума согласится с давлением "Межрегионгаза", за предложениями газовиков могут последовать аналогичные поправки энергетиков. Говорить об эффективной реформе ЖКХ в этом случае уже не приходится. К середине недели публичная атака газовиков затихла в чиновничьих кабинетах.

 

Строим всё больше, а цены всё выше

 

Во вторник в Москве состоялось Всероссийское совещание по реализации Приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России!". Министр регионального развития России Владимир Яковлев сообщил, что в 2006 году введены в строй 50, 2 млн. квадратных метров жилья, что на 15,2% больше, чем в 2005-м. Как отметил министр, оптимальные темпы жилищного строительства для России, основанные на расчетах, составляют 1 кв. м в год на человека. В 2006 году в среднем по стране достигнут показатель 0,35 кв. м на душу населения. Как проинформировал руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ Сергей Круглик в 2006 г. в целом по России в рамках национального проекта было сдано 139,9 тыс. индивидуальных жилых домов (преимущественно в южных и центральных регионах страны), при этом доля индивидуального домостроения достигла 39,5% от общего объема сдачи жилья. В своем выступлении С. Круглик отметил, что в 2006 г. цена за квадратный метр жилья на первичном рынке в среднем по стране составила 36,2 тыс. рублей, тогда как цены на вторичном рынке обгоняет первичный рынок. В ряде регионов отмечен скачкообразный рост цен на жилье. В частности, в Башкирии рост составил 59%, а в Татарстане на 82%. В целом участники совещания отметили, что несмотря на достигнутые успехи, существуют острые проблемы нехватки строительных мощностей в регионах, что влечет за собой монополизм в строительной отрасли, в производстве строительных материалов и соответствующий рост цен на жилье. Не достает также квалифицированных кадров строителей и проектировщиков.

 

Двенадцатишаговый алгоритм оздоровления ЖКХ

 

О ходе подготовки решения одной из главных проблем ЖКХ – высокой кредиторской и дебиторской задолженностей - рассказал во вторник заместитель министра регионального развития Юрий Тыртышов. Он сообщил, что кредиторская задолженность ЖКХ в целом по России составляет 302 млрд. рублей, а дебиторская - 305 млрд. рублей. Огромная задолженность предприятий ЖКЖ отвлекает значительные средства на выплату штрафов и пеней, что ещё больше осложняет положение в отрасли. Кардинально решить ключевую для реформирования ЖКХ проблему, по словам Тыртышова, призваны подготовленные Минрегионом и согласованные с другими ведомствами законопроекты "О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса РФ" и о внесении изменений в статью 8 закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ". На заседании правительства 22 февраля они одобрены и в ближайшее время будут направлены в Госдуму.

Какой механизм финансового оздоровления предприятий ЖКХ заложен в этих документах? Ю. Тыртышов назвал двенадцать шагов, которые должны привести к финансовому облегчению. Сначала организация должник инвентаризирует свою кредиторскую и дебиторскую задолженности и составляет план собственного финансового оздоровления. Затем организация подает в администрацию поселения или территориальную комиссию городского округа документы на включение в программу финансового оздоровления, а представительный орган поселения принимает решение о включении организации-должника в эту программу. При наличии у организаций-должников кредиторской задолженности перед бюджетами вышестоящих уровней администрация поселения передает свою программу в территориальную комиссию муниципального района, которая вносит предложения о включении соответствующих организаций в программу финансового оздоровления муниципального района. Представительный орган муниципального района принимает решение о включении организации-должника в программу финансового оздоровления муниципального района. Территориальная комиссия муниципального района в свою очередь при наличии задолженности перед бюджетами субъекта РФ и (или) РФ направляет программу финансового оздоровления в территориальную комиссию субъекта РФ, которая вносит предложения о включении соответствующих организаций в программу финансового оздоровления субъекта РФ. Законодательный орган субъекта РФ принимает решение о включении организации-должника в программу финансового оздоровления субъекта РФ. Затем налоговые органы принимают решение о реструктуризации задолженности по налогам и сбором во все уровни бюджетной системы РФ. После этого финансовый орган (соответствующего уровня бюджета) заключает с организацией-должником соглашение о реструктуризации задолженности, а налоговые органы осуществляют контроль над соблюдением организациями-должниками программ финансового оздоровления в части реструктуризации задолженности по налогам и сборам. Предполагается, что в ходе запланированных мероприятий органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления будут созданы территориальные комиссии по финансовому оздоровлению.

Ряд экспертов высказали опасения, что данные мероприятия окажутся малоэффективными с точки зрения привлечения в отрасль частных инвесторов, так как эта программа не снимает главных причин образования задолженностей предприятий ЖКХ. Речь идет о существовании хронических проблем несвоевременных и неполных расчетов бюджетов всех уровней по своим обязательствам, а также несбалансированности тарифной политики на услуги ЖКХ и энергоресурсы. Эти факторы неизбежно будут подстегивать образование задолженностей.

 

Жилищный Кодекс: меняем в деталях, а не по существу

 

Серьёзные баталии на федеральном уровне развернулись вокруг вопроса о внесении изменений и дополнений в Жилищный Кодекс РФ, принятый Госдумой 2 года назад. Сначала председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников заявил, что собственность – это всегда ответственность, а потому, имея в виду капитальный ремонт домов, собственникам жилья нужно во всём рассчитывать на самих себя. Хотя, по словам Крашенинникова, в новый Жилищный кодекс постоянно вносятся поправки по этому вопросу, они пока принимаются лишь к сведению. Высокий чиновник Госдумы попытался развеять несколько мифов, связанных с новым Жилищным кодексом. По его словам, сам Жилищный кодекс не предусматривает повышения цен за квартплату, а за повышение тарифов на коммунальные услуги отвечают местные власти. Не нужно винить Кодекс и в выселении людей из муниципальных квартир за неуплату. «На самом деле впервые эта норма появилась еще в 90-е годы в «Законе о жилищной политике», а Кодекс её только подтвердил». Словом, можно понять его так, делается всё правильно.

Эту позицию резко оспорила депутат Госдумы Галина Хованская. Она сообщила, что у неё подготовлено более 300 поправок в Жилищный Кодекс, которые в скором времени будут внесены на рассмотрение Госдумы. Хотя эти поправки не меняют базовую идеологию Жилищного кодекса, по многим вопросам предполагаются кардинальные изменения. В частности, планируется законодательно закрепить ответственность государства за капитальный ремонт неремонтированного жилья. Также предполагается отменить налоги на прибыль и добавленную стоимость для ТСЖ. Дело в том, что сейчас налоговая инспекция считает, что деньги, собираемые ТСЖ на ремонт дома – это прибыль ТСЖ, на которую надо платить налог в 24%. Также считается, что ТСЖ является продавцом коммунальных услуг для жильцов, поэтому должно платить НДС – 18%. Всё это особенно нелепо смотрится в условиях, когда государство не может освоить те дополнительные доходы, которое оно получает от экспортной деятельности и накапливает в Стабфонде.

 

Сначала заплати за ЖКУ, затем поезжай отдыхать за границу

 

Отметим также прозвучавшее во вторник 27 февраля грозное заявление главы Федеральной службы судебных приставов России Николая Винниченко о том, что эта организация и впредь будет ограничивать выезд за рубеж граждан, не оплачивающих жилищно-коммунальные услуги. Подобные акции будут продолжаться, заявил он на пресс-конференции. По его словам, "черный список" должников будет распространен по всем регионам России. Что касается запрета на выезд неплательщиков за рубеж, то это, по словам чиновника, не экстраординарная мера, просто раньше её меньше предавали гласности.

 

События в регионах

 

На региональном уровне основные события, связанные с ЖКХ, затрагивали вопросы резкого роста тарифов на ЖКУ, периодических отключений отопления, горячего и холодного водоснабжения, а также дискуссий о путях выхода отрасли из кризиса.

 

Отменим НДС для ЖКХ!

 

28 февраля члены президиума Верховного Совета Хакасии приняли решение поддержать проект федерального закона об отказе от взимания НДС как способе снизить размер тарифов ЖКХ. По словам руководителя комитета по финансам и бюджету ВС РХ Сергея Комарова, ряд субъектов РФ выступил с инициативой внесения изменений в Налоговый кодекс РФ. Суть их заключается в отмене НДС для организаций, работающих в области предоставления услуг ЖКХ. «Такая мера, - подчеркнул Сергей Комаров, - поможет снизить тарифы ЖКХ приблизительно на семь процентов». Мера эта до сих пор не получила поддержки в правительстве РФ, однако, по мнению республиканских парламентариев, есть надежда, что со временем эта позиция будет преодолена. Ожидается, что эта инициатива будет поддержана всеми регионами, население которых уже который год потрясает безудержный рост оплаты ЖКУ. Ситуация осложняется тем, что в случаях неоплаты отдельными жильцами многоквартирных домов ЖКУ дома полностью отключают от тепло и водоснабжения. Острый конфликт на эту тему произошел на этой неделе в Благовещенске. Без горячей воды там находятся два дома. Проблема состоит в том, что некоторые жильцы не оплачивают ЖКУ и накопили перед УК ЖКХ АНК долг более 1 млн. рублей. УК в свою очередь задолжала перед поставщиком тепло- и энергоресурсов «Амурскими коммунальными системами». АКС в соответствии с новым Жилищным кодексом и на основании договора перестала поставлять тепло- и энергоресурсы. Дома оказались отключенными от водоснабжения. Разгорелся конфликт между жильцами и УК. Коммунальщики адресуют проблему самим жильцам, провоцируя конфликт между ними. Однако не все жильцы в регионах могут вынести бремя растущих тарифов на ЖКУ.

 

Тарифная чехарда

 

Жаркий спор по поводу повышения тарифов на услуги ЖКХ разгорелся в Петропавловске-Камчатском. Прокуратура Петропавловска-Камчатского при проверке обоснованности повышения тарифов на коммунальные услуги в городе вынесла протест администрации города. По данным прокуратуры, тарифы на ЖКУ выросли на 31% вместо 18% допустимых. Администрация города протест отвергла, сославшись на допущенные прокуратурой ошибки в арифметических расчетах. На чьей стороне правда, покажут запланированные переговоры администрации города с прокуратурой. Только сами жители города продолжают оплачивать, по их мнению, необоснованные ставки на ЖКУ.

 

Ханты-мансийская межрайонная прокуратура не ограничилась предупреждением, а возбудила уголовное дело в отношении руководителей управляющей компании ООО "Жилсервис" по ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество), ч. 1 ст. 330 УК РФ (самоуправство). Руководство ООО "Жилсервис", зная о том, что 10% отпускного тарифа на услуги ЖКХ компенсируется за счёт средств бюджета города, незаконно взыскивала указанную сумму с граждан, и завысила стоимость услуг по содержанию придомовой территории до 3,4 рублей на квадратный метр площади жилого помещения, вместо положенных 2,34 руб. Кроме того, управляющая компания в нарушение ст. 156 Жилищного кодекса РФ в одностороннем порядке, без проведения общего собрания собственников, произвела изменение тарифов за содержание и ремонт жилого помещения в сторону увеличения.

 

Резкая дифференциация тарифов на тепловую энергию произошла в новом году в Казани. Дело в том, что до 1 января 2007 года действовало постановление российского Правительства, допускающее существование в населенных пунктах усредненного тарифа, рассчитанного исходя из стоимости комбинированного тепла (которое вырабатывается на теплоэлектростанциях попутно с электроэнергией) и цены конечной продукции разрозненных котельных, вырабатывающих только тепло. По словам руководителя Исполкома МО Казани Марата Загидуллова, ТЭЦ "Татэнерго", вырабатывающие и электроэнергию, и тепло, обогревают жилой фонд 74 процентов казанцев, а тепло в домах почти всех остальных горожан (24 процента населения) обеспечивает МУП "Казэнерго" - на его балансе находится 128 квартальных котельных. В течение прошлого года действовал один усредненный тариф в размере 305 рублей за гигакалорию, но стоимость производства теплоэнергии у "Казэнерго" была выше. Тем не менее, казанцы платили за тепло одинаково, по усредненному тарифу. Конец этому положила отмена в декабре 2006 года упомянутое выше постановление Правительства РФ. Теперь власти Казани предлагают обращаться за "дополнительной субсидией", которая будет компенсировать сверхнормативное увеличение тарифа.

 

В Калуге городские депутаты в соответствии с новым Жилищным кодексом проголосовали за смену методики начисления тарифов. Теперь содержание и ремонт жилья будет обходиться калужанам с 1 марта в 6 рублей 73 копейки с квадратного метра, вместо 6 рублей 28 копеек. Также если ранее горожане платили за пользование лифтом 60 рублей и за вывоз отходов 6 рублей 83 копейки с человека, то теперь начисления будут производиться, исходя из площади занимаемых гражданами помещений, что фактически приведет к повышению тарифных ставок. За пользование лифтом гражданам многоквартирных домов придется платить 2 рубля 96 копеек, а за вывоз мусора - 78 копеек с каждого кв. метра жилплощади. При этом депутаты Гордумы приняли коллективное обращение в Госдуму о необходимости стабилизировать рост цен на энергоносители, чтобы он соответствовал реальному росту благосостояния граждан. На данный момент, как они замечают, в Калужской области рост доходов граждан идет более низкими темпами, нежели рост тарифных ставок в ЖКХ.

 

В целом тарифная чехарда затронула большинство регионов РФ, вызвав значительное недовольство населения. Основные претензии населения и представительных органов власти предъявлялись к экономическому обоснованию повышения тарифных ставок, проведенных городскими администрациями. В большинстве случаев городские власти не смогли открыто и внятно обосновать свои решения о повышении тарифов.

 

Ветхие теплосети: сколько нужно вложить

 

Уходящая неделя отметилась рядом региональных конференций, посвященным острым вопросам реконструкции инфраструктуры ЖКХ.

 

27 февраля в Республике Татарстан прошел брифинг Кабинета Министров о ходе реализации комплексной программы теплоснабжения городов и районов республики. Состояние дел в жилищно-коммунальном хозяйстве РТ вызывает серьезные опасения: из 2851 километра тепловых сетей более четверти (833 км) признано ветхими. Программа предусматривает поэтапную замену в течение трех лет 716 километров сетей, в том числе 280 километров – в текущем году. Объем требуемых для этого средств составляет 2430 млн. рублей, из которых 460 млн. рублей планируется направить на демонтаж изношенных труб. Власти республики принимают все меры по преодолению этой ситуации.

 

Не менее удручающая ситуация сложилась на Среднем Урале. По словам генерального директора "Свердловских коммунальных систем" Вячеслава Пракина, износ тепловых сетей в Свердловской области превышает 60%, внутридомовых коммуникаций - 70%. Коммунальщики сетуют на низкие тарифы, не предусматривающие проведение текущего и капитального ремонта. Средняя зарплата слесарей и сварщиков, обслуживающих тепловые сети, не превышает 4 тысяч рублей. За последние 10 лет число коммунальных работников сократилось с 98 тысяч до 56 тысяч человек. По мнению В. Пракина, только приведение тарифов к рыночным реалиям позволит обеспечить приход частного капитала и инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства. Причем, по словам начальника отдела экономики, тарифной политики и реформирования ЖКХ областного министерства строительства и ЖКХ Георгия Резвова, минимальный объем вложений в инфраструктуру ЖКХ должен составить 35 миллиардов рублей.

 

Период с 3 по 18 марта 2007 года

 

Федеральный центр

 

Прошедшая неделя отметилась двумя центральными событиями – профессиональным праздником работников ЖКХ, отмечаемым каждое третье воскресенье марта, с чем мы и поздравляем всех тружеников отрасли, и проходившей с 12 по 15 марта в Москве Специализированной всероссийской выставкой с международным участием «ЖКХ – 2007: технологии, инвестиции, новое качество». С неё мы и начнем.

 

Главная заявленная цель проведения выставки – пропаганда всего передового в области жилищно-коммунального хозяйства и обобщение имеющегося опыта в регионах России по реализации программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса РФ и целевой федеральной программы «Жилище». Особое внимание заслужило выступление главы Росстроя С. Круглика. Обосновывая правильный ход реформы, он привел следующие данные. По итогам 2006 года жилищно-коммунальный сектор нарастил оборот средств до 1,3 трлн. рублей по сравнению с 1,1 трлн. в 2005 году. Отметим, что росту оборотных средств в отрасли соответствовало повышение тарифов на ЖКУ, за которые жители России стали платить больше. В разных регионах, как известно, тарифы выросли неравномерно. По данным Росстата, рост тарифов ЖКХ в целом по России за 2006 год составил 17,9%. Очевидно, увеличение оборотных средств в отрасли должно стимулировать частных инвесторов. На это и обратил внимание С. Круглик. Он подчеркнул, что "на сегодняшний день в целом по стране уже 40-50% частного бизнеса присутствует в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Есть и регионы-лидеры, в которых частный бизнес присутствует уже на 70% в жилищно-коммунальном хозяйстве". И чтобы ещё больше ободрить частных инвесторов, он предложил сделать свободную тарифную политику в сфере ЖКХ и убрать из системы дотации, льготы и перевести на адресные счета. Кроме того, С.Круглик подчеркнул, что "сегодня уже многие французские компании хотят прийти в жилищно-коммунальный сектор, в частности, в систему водоснабжения. Эти иностранные компании имеют огромный опыт и уже работают больше чем со ста странами, и число людей, обслуживаемое ими, достигает 100 млн. человек". Таким образом, глава Росстроя четко обозначил ориентиры действий по реформированию ЖКХ.

 

Отметим в связи с этим выход на прошедшей неделе в Промышленной газете статьи известного эксперта в области электроэнергетики и ЖКХ Моисея Гельмана «Кнут стандартизации для энергосбережения, или Новая профессия термоса — теплотрасса». В этой статье М. Гельман говорит о том, что действия правительства в ЖКХ сводится в основном к «реформированию» цен на тепло и другие услуги. Износ основных фондов ЖКХ по-прежнему остается огромным. В связи с эти растут потери тепла в теплотрассах, воды - в водопроводах. Он пишет: «Только в тепловых сетях страны, по экспертным оценкам, при норме 5—6% ежегодно теряется около 20% всей вырабатываемой тепловой энергии, или почти 420 млн. гигакалорий. Для их производства ежегодно впустую сжигается примерно 80 млн. тонн условного топлива, тогда как в стране потребляется в том же условном исчислении около 270 млн. тонн. Одна такая тонна по себестоимости оценивалась в 2005 г. в среднем в 1200 рублей. Таким образом, обогрев в России окружающей среды обходится как минимум почти в 100 млрд. рублей. Однако есть все основания полагать потери в тепловых сетях гораздо большими».

 

Разумеется, что потери тепла относятся на счёт потребителей. Согласно данным Росстата, в 2005 г. потребители за тепловую энергию заплатили 485 млрд. рублей, из них за обогрев окружающей среды, оценочно, - от 100 млрд. до 160 млрд. рублей. Очевидно, что эта ситуация чревата серьезными конфликтами, которые во многих случаях уже наблюдаются в регионах. Приведем один пример. Как сообщает старший помощник прокурора Карымского района Читинсской области О.А. Никитина в поселке Дарасун сложилась непростая ситуация в сфере ЖКХ. Жители платят за ЖКУ, а в кранах нет воды, отключают тепло. Дело в том, что поставщик тепла (завод горного оборудования) хочет, чтобы МУП ЖКХ оплачивал сверхнормативные теплопотери в сетях. Коммунальщики не могут принять на убытки такие затраты, так как предъявление этих потерь никто не возместит и это вновь приведет к неплатежеспособности предприятия или увеличению тарифов для населения. Возникает порочный, замкнутый круг. Представляется, что эта ситуация типична не только для поселка Дарасун. Если не начать проводить масштабную реконструкцию теплосетей (по данным М. Гельмана, если в 1997 г. замены требовал в среднем каждый седьмой километр, то в 2005-м - уже пятый. Протяженность тепловых трубопроводов достигла, по оценкам, 280 тыс. км., из них примерно четверть составляют магистрали из труб диаметром свыше 400 мм. Сейчас на каждый километр в среднем в год приходится более трех аварий. При этом плановые ремонты заменены в основном аварийно-восстановительными, которые обходятся втрое, вчетверо дороже), отрасль увязнет в конфликтах между производителями и потребителями тепла.

 

Важным событием прошедшей недели стала проведенная 12 марта селекторная пресс-конференция руководителей ОАО «Российские коммунальные системы» - самой крупной частной структуры, работающей в ЖКХ. Участники пресс-конференции рассказали о финансовых и производственных итогах работы РКС в 2006 году и о планах компании на 2007 год. Были озвучены данные, согласно которым за 2006 год консолидированная выручка по группе компаний РКС составила 23,8 млрд. рублей и по сравнению с 2005 годом увеличилась в 1,8 раза, что связано с расширением географии бизнеса РКС. За год РКС инвестировали в 59 проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры регионов РФ 1 млрд. 338 млн. рублей. По сравнению с 2005 годом уровень инвестиций компании вырос в 5,7 раза (в 2005 г. - 234 млн. рублей.). По пяти дочерним компаниям РКС объём вложенных средств превысил 100 млн. рублей. Что же касается планов на 2007 год, то инвестиционный план РКС предусматривает увеличение объема инвестиций по группе компаний до 2 млрд. рублей с учетом расширения присутствия компании в регионах. Предусматривает ли инвестиционная программа РКС замену теплосетей, технологического оборудования и в каком объёме по регионам присутствия, осталось на пресс-конференции не освещенным.

 

Региональные события

 

Среди региональных событий за прошедшую неделю отметим обнародование данных комиссии по расследованию причин аварии на магистральных тепловых сетях, принадлежащих Курскому филиалу ОАО "ТГК №4" "Курская генерирующая компания". Напомним, что в результате аварии в теплосети с 22 по 24 февраля на нескольких улицах центра Курска не было отопления. Причиной повреждения магистральных тепловых сетей, по данным комиссии, стали: недостаточный контроль со стороны персонала цеха тепловых сетей за состоянием оборудования, нарушение технологии сварки при проведении ремонтных работ, износ труб, вызванный попаданием сточных и грунтовых вод на их поверхность через дефекты строительных конструкций каналов и тепловых камер. Были нарушены правила технической эксплуатации при проведении гидравлических испытаний на прочность и плотность. При проведении ремонтных работ использовались трубы, не соответствующие требованиям правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды. Конструкция защитного антикоррозионного покрытия трубопроводов тепловых сетей, по информации комиссии, выполнена в 1992 году и не соответствует современным требованиям. Можно полагать, что комиссия обнародовала типичные причины, по которым в настоящее время происходят аварии теплоснабжения.

 

Выделим также решение правительства Омской области о возмещении муниципальным предприятиям, оказывающим коммунальные услуги населению, финансовые потери в результате установления тарифов ниже их себестоимости. Выпадающие доходы организаций жилищно-коммунального комплекса образовались в результате установленного предела на увеличение размера оплаты их услуг гражданами. Согласно российскому законодательству, рост тарифов не должен превышать определённого индекса, который уполномочена устанавливать на территории региона Региональная энергетическая комиссия (РЭК). На 2007 год РЭК утвердила предельный индекс на уровне 19%. То есть и рост расходов граждан на оплату всего комплекса коммунальных услуг не должен превышать более, чем на одну пятую уровень оплаты в прошлом году. Однако сами организации жилищно-коммунального комплекса, как посчитали в правительстве Омской области, несут убытки, так как предоставляют услуги по тарифам, которые ниже их реальной себестоимости. По произведённым расчётам на 2007 год сумма выпадающих доходов организаций ЖКХ составляет 131,5 млн. рублей. Правительство Омской области сочло необходимым принять адекватные меры, чтобы обеспечить устойчивость и надёжность функционирования систем жилищно-коммунального комплекса и безубыточную деятельность его организаций, оказывающих коммунальные услуги населению.

 

Отметим также тенденцию роста долгов ТСЖ. Так, например, в Якутске по сообщению пресс-служба энергосбыта «Якутскэнерго» общая сумма долга всех 67 ТСЖ города за 2006 год насчитывает 7,7 млн. руб. (из них 6,5 млн. руб. – за тепло, 1,2 млн. руб. – за электроэнергию). К сегодняшнему дню эта цифра намного возросла: на 15 марта 2007 года общая сумма долга всех ТСЖ перед компанией «Якутскэнерго» превысила 17 млн. руб.

 

33 ТСЖ в Хабаровске рискуют остаться без отопления на текущей неделе, если не погасят свои долги за тепловую энергию. Суммарная задолженность ТСЖ превышает 34 млн. руб. Ограничения могут коснуться 149 объектов, принадлежащих должникам. Как сообщает пресс-службе филиала ХТСК ОАО «ДГК», уведомления об этом были направлены руководству товариществ, а также во все предусмотренные законодательством инстанции, включая прокуратуру и правительство края.

 

В связи с этим возникает резонный вопрос, зачем правительство стимулирует граждан создавать ТСЖ, когда факты говорят о неблагоприятной экономической деятельности ТСЖ, причем в регионах, достаточно сильных по экономическому потенциалу.

 

Период с 19 по 23 марта 2007 года

 

Федеральный центр

 

Важным событием недели стала, несомненно, ежегодная конференция Федеральной службы по тарифам, которая была посвящена тарифному регулированию. ФСТ поставила себе в заслугу снижение темпов роста тарифов на услуги ЖКХ. «Если в 2005 году рост тарифов составил 32,7%, то по итогам 2006-го это уже 17,9%. То есть можно сказать, что темпы сократились почти в два раза», - заявил журналистам глава службы С. Новиков. По итогам 2007 года, считает он, рост составит 15-16%. Впрочем, практически все приведенные на заседании цифры, как обычно в ФСТ, не что иное, как средняя температура по больнице. Отметим, что мы не раз уже обращали внимание на то, что региональные прокуратуры с начала года просто завалены требованиями граждан и организаций о пересмотре установленных тарифов. Так, например, по данным Брянской прокуратуры в Вороновологском и Погребском муниципалитетах Брасовского района области тарифы увеличились на 80% вместо максимально допустимых 17%. В отдельных регионах, например, в Хабаровском крае, жители готовятся к массовым акциям протеста: тарифы на коммунальные услуги выросли настолько, что теперь людям нужно отдавать весь свой заработок, чтобы расплатиться за ЖКУ. Остроту ситуации косвенно признает и сам С. Новиков, однако, считает он, «есть другие инструменты для того, чтобы обеспечить человеку возможность платить за эти услуги - либо в виде высоких зарплат, либо в виде развитой системы помощи». И тут нельзя не согласится с высоким федеральным чиновником при условии, что кто-то гарантирует высокие зарплаты и организует эффективную социальную помощь. Но этого «кто-то» что-то и в помине нет.

 

Глава ФСТ С. Новиков продолжил на неделе эпатировать общественность. В интервью «Собеседнику» он рассказал о планах ввести так называемую абонентскую плату за свет и тепло, и установить тарифы, подобные телефонным. ФСТ и Минэкономразвития совместно разрабатывают новый проект “двухуровневой оплаты отопления и электроэнергии”. Согласно ему, помимо платы за использование услуг ЖКХ, придется выкладывать деньги еще и за наличие батарей и плит в доме, даже если вы ими не пользуетесь. И всё это якобы предпринимается ради социальной справедливости: «одни люди из-за своего маленького достатка еле-еле могут обогреть однокомнатную квартирку, а другие - делают полы с подогревом у себя на газонах. С созданием нового закона за такое удовольствие придется платить по специальным тарифам», - сказал он. На деле, как показывает практика, всё почему-то оборачивается удорожанием жизни для тех, кого собираются облагоденствовать. И в заключение глава ФСТ добавил, что существует план придумать разные тарифы для мегаполисов, городов и сел, поскольку уровень доходов в регионах страны сильно отличается.

 

Глас народный

 

20 марта социологический центр Юрия Левады опубликовал данные опроса жителей России о реформе ЖКХ. Опрос проводился в начале марта в шести городах РФ - в Москве, Санкт-Петербурге, Калуге, Кемерово, Нижнем Новгороде и Тюмени - с участием более 1500 человек. Три четверти россиян (74%) критически оценивают состояние жилищно-коммунального хозяйства в городах, где они проживают, при этом более всего недовольных среди жителей Санкт- Петербурга (86%). В Москве таких недовольных 58%, в других городах России - 80%. О предстоящей реформе управления многоквартирными домами, в ходе которой ответственность за содержание и ремонт этих домов будет перекладываться с муниципальных властей на собственников жилья, знает большинство участников опроса (76%), однако значительная часть респондентов (42%) не поддерживает ее проведение. Как показал опрос, жители как Москвы и Санкт-Петербурга (70% и 72%), так и других городов России (74%) ничего не знают о сроках выбора управляющей компании по обслуживанию коммунального хозяйства дома, в котором они проживают. В чем причина такой ситуации? Как, например, полагают опрошенные «Новыми Известиями» эксперты, дело тут вовсе не в несознательности граждан, а в том, что чиновники во многих городах преследуют свои корыстные интересы. Как сообщили в комитете Госдумы по труду и социальной политике, муниципальные власти зачастую сознательно не информируют горожан о сути реформы. К тому же, полагают депутаты, многие чиновники заинтересованы в том, чтобы навязать свои собственные частные фирмы и избежать конкуренции в этой сфере.

 

Судьба поправок в ЖК

 

На этой недели в очередной раз обсуждалась судьба поправок в Жилищный кодекс, которые направлены на регулирование управления многоквартирными домами. Ожидается, что эти поправки должны быть рассмотрены в Госдуме до конца марта. По словам депутата Госдумы О. Шеина, выступавшего в институте экономики города, может быть введено обязательное страхование деятельности управляющих компаний (УК). В среднем коммунальные сборы с девятиэтажного дома составляют около 2 млн. руб., тогда как участвовать в конкурсе может фирма, имеющая на балансе всего 10 тыс. руб. «При этом управляющие компании стараются взять в обслуживание не меньше десяти домов, - сказал депутат. - И как в случае какого-нибудь форс-мажора подобные структуры смогут возместить собственникам ущерб?» Кроме того, предлагается обязать УК ежеквартально отчитываться перед собственниками. Планируется ввести поправку, разрешающую жителям в несудебном порядке разорвать договор с эксплуатирующей организацией, если у той появились какие-либо долги перед компаниями, представляющими услуги по энерго- или теплоснабжению, тогда как средства на их оплату с жителей были собраны, уточнил депутат. Поправки предусматривают и сокращение сроков межевания придомовых территорий до месяца.

 

Региональные события

 

Не жирно ли будет?

 

Особое внимание из региональных новостей недели привлекло выступление на конференции «ЖКХ Урала: состояние и перспективы развития» председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской области Н. Подкопая. Из его слов недвусмысленно следовало, что отдельные управляющие компании на рынке ЖКХ умудряются положить в свой карман три четверти средств, собираемых с населения. Обращаясь к муниципальным властям, он отметил, что «руководители сами об этом прекрасно знают, как догадываются и о том, что при таком раскладе, сколько тарифы ни повышай, никакого толку не будет, коммуналка так и будет лежать на боку». Какие ещё проблемы УК отметил Н. Подкопай? По его словам, нередко число управленцев в управляющих организациях превышает существующие нормативы в три-четыре раза. Только в шести из 50 исследованных муниципалитетов области оказались в наличии акты обмеров площади придомовых территорий, то есть, по большому счету, лишь в каждом десятом муниципальном образовании. «Каким образом рассчитывалась при этом стоимость услуги за обслуживание придомовой территории для населения, одному богу известно», — отметил он. Очевидно, подсчет идет на глазок, а ведь все это лишние деньги, которые платят люди. Еще более загадочной выглядит ситуация с предоставляемыми РЭК данными от муниципалитетов и управляющих организаций, когда те заявляют в комиссию о намерении повысить тарифы для населения. Как выясняется, суммарная обсуживаемая площадь, которая заложена в расчеты, порой в разы превышает ту, что существует на самом деле. «По-русски говоря, — отмечает председатель РЭК, — нам предлагают рассчитать тарифы исходя из площади, которой в природе не существует. Усугубляет положение то, что, как правило, инвентаризация жилищного фонда не проведена, а если и есть хоть какие-то данные, то 15—17-летней давности».

 

Долги. Увы, долги

 

Неприятную статистику по задолженности предприятий ЖКХ и населения пополнили на недели данные из Вологды, Калмыкии, Мурманска, Пскова, Тольятти. Так, долг МУП "Вологодагортеплосеть" перед ГУ ОАО "ТГК-2" за потребленное этой зимой тепло на сегодняшний день превысил 124 млн. руб. В случае неуплаты долга ГУ ОАО "ТГК-2" грозит МУП "Вологодагортеплосеть" ограничить подачу тепла от ТЭЦ путем снижения давления теплоносителя. С задолженностью по заработной плате в 75,9 млн. руб. закончили 2006 год предприятия ЖКХ Калмыкии. Долг мурманчан за услуги ЖКХ достиг в общей сложности 828 млн. руб. (в марте 2006 года долг составлял 717 млн.). По коммунальным должникам Пскова в службе приставов находилось на исполнении 1 тыс. 690 решений суда, Великих Лук - 1 тыс. 391 и Острове – 959 решений. Общая сумма, предъявленная к взысканию по этим городам, составляла более 35 млн. руб. В пресс-службе судебных приставов отметили, что в минувшем году исполнить все судебные решения было невозможно, поскольку у части должников нет ни работы, приносящей доход, ни имущества, подлежащего аресту и реализации. В 2006 году из суммы долга псковичи выплатили более 9,5 млн. рублей.

 

ЖКХ в столице

 

На уходящей неделе правительство Москвы подвело итоги работы жилищно-коммунального хозяйства столицы за минувшую зиму. По словам мэра столицы Ю. Лужкова, избежать серьезных аварий удалось не потому, что коммунальные службы города достойно подготовились к холодам, а лишь благодаря тому, что погода была аномально теплой. Много нареканий вызвала работа энергетического комплекса Москвы. За зиму зафиксировано около 500 отключений электричества, в «темный» список попали 1,5 тысячи зданий. И в основном отключения были связаны с отсутствием резервных линий.

 

В конце недели в Москве было объявлено о формировании Оргкомитета по созданию Общемосковского Движения «Жилищная солидарность». Были обнародованы основные лозунги Движения: «От сохранения жилища до сохранения и укрепления России!», «Кто хозяин дома – тот хозяин города!», «Реформу ЖКХ – в интересах москвичей, а не чиновников!», «Средства ЖКХ – под контроль собственников дома!», «Коррупционеров ЖКХ – к ответу!».

 

Информационный центр реформы ЖКХ

 

2.03.2007, 19.03.2007, 23.03.2007

www.gkh-reforma.ru


Реклама:
-