Журнал «Золотой Лев» № 109-110 - издание русской
консервативной мысли
С. Соколов
Уроки
криминальной экономики
Сегодня внимание многих СМИ обращено на криминальный бизнес
с его экономическими схемами, к услугам которого
прибегают многие из наших российских бизнесменов, начиная с известных олигархов
и кончая предпринимателями средней руки. Мне кажется, что все ранее написанное
на эту тему не совсем понятно обыкновенному читателю и, судя по результативности,
правоохранительным органам. Я сделал скромную попытку обыкновенным человеческим
языком описать схемы, по которым нас с вами, да и заодно нашу Родину
просто-напросто обирают, обворовывают. Хочу сказать для понимания, что по своей
сути все вместе они напоминают обыкновенную уголовку, обыкновенное мошенничество. Передергивание карт,
наперстки, игра в железку, туз в рукаве, на левой руке лучи солнца и надпись
"Север". Только персонажи здесь - не бандиты в кепочках
с бычком "Беломора" в углу рта и финкой в сапоге, а уважаемые
господа-олигархи в дорогих костюмах и с дорогими сигарами в пухлых ручках.
Массаж-маникюр, "Бентли", дети в
Оксфорде-Кембридже. А по сути - одно и то же, и относиться к ним мы должны так
же, как к тем, из подворотни. Объединяет их всех одна направленность - украсть
бюджетные деньги и переправить их за рубеж. Ничего сложного. А насколько это
делается технично - судить вам.
Схема "Перевертыш"
Схема вполне простая и дает возможность воровства в двух ее
сегментах. Предположим, на нефтеперерабатывающий завод поставили 100 тонн сырой
нефти:
В результате переработки на выходе получается: 60% мазута,
25% дизтоплива, 10% бензина и 5% ТС и других фракций.
Далее российская нефтяная компания, владеющая данным НПЗ,
заключает договор с западной компанией на поставку мазута. Компании западная и российская конечно же принадлежат одному хозяину. На станции
отправления компания должна заполнить таможенную декларацию и заплатить
экспортную пошлину. Суть аферы заключается в том, что по данному контракту НПЗ
отгружает не мазут, а бензин или обогащенный газовый конденсат, цена которых в десятки, а то и в сотни раз больше цены мазута.
Соответственно и экспортная пошлина платится в десятки, а то и в сотни раз
меньше. Сам же мазут остается на заводе и списывается либо на внутренние нужды,
либо на "народно-хозяйственное обеспечение".
Очевидно, что посчитать точно, сколько отгружается тонн
нефтепродуктов за рубеж по этой схеме, невозможно. По нашим данным, объем
экспорта нефтепродуктов-"перевертышей" различными российскими НПЗ
составляет не менее двух миллионов тонн ежемесячно.
Объем криминальной прибыли - от 100 до 150 долларов с
тонны. У одного только ЮКОСа было 7 осуществлявших такие схемы НПЗ, которые находились в ПФО
(Самара, Новокуйбышевск, Сызрань и др.). Естественно,
все это делалось по договоренности с таможенным управлением и погранпереходом.
Вторым сегментом воровства в этой схеме становится НДС -
налог на добавочную стоимость. Предлагаем вашему вниманию простое уравнение:
100$ - товар НДС - 20 % = 20$ ----> бюджет 20$ - товар НДС - 20 % = 4 $
----> бюджет
А это значит, что в результате "перевертывания"
экспортного товара НДС уменьшается в 5 раз. И в случае с экспортными пошлинами,
и в случае с НДС пострадавшим оказывается госбюджет, то есть мы с вами.
Схема "Прачечная"
Предположим, некая "Фирма-1" собирается
переправить 100 млн долларов за рубеж. Опять-таки
деньги должны прийти под видом честно заработанных.
Для этих целей "Фирма-1" приобретает с помощью административного
ресурса "Предприятие". А еще лучше - забирает его за
"долги". В идеале следует приобрести "Предприятие", которое
еще могло бы приносить прибыль или быть инструментом в других схемах. Цена
приобретаемого "Предприятия" не должна превышать 3-5% от вывозимой за
рубеж суммы, то есть не более 5 млн долларов. Далее
"Фирма-1" совместно с "Предприятием" составляют план
реконструкции последнего на ту сумму, которую, собственно, и надо вывести - то
есть на 100 млн долларов. Для осуществления реконструкции
"Предприятие" заключает договор с российской (понятно, с
"карманной") "Фирмой-2-генподрядчиком" на осуществление
реконструкции и переводит туда деньги. "Фирма-2-генподрядчик", в свою
очередь, заключает договор уже с западной
"Фирмой-3" на проведение работ. Все договоры закрываются
соответствующими актами о приеме работ. Движение денег же таково:
"Фирма-1" посылает деньги под реконструкцию на
"Предприятие". "Предприятие" -
"Фирме-2-генподрядчику". А та, в свою очередь, зарубежной
"Фирме-3".
Понятно, что все фирмы и само "Предприятие"
принадлежат либо одному хозяину, либо различным соучастникам схемы. Сама
реконструкция либо не производится вовсе, либо - в косметических объемах. Если
у правоохранительных органов возникает вопрос: "Почему станок стоит 2 млн долларов, при самой красной его цене в 10 тысяч?",
"Фирма-1" говорит: "А я тут при чем? Я отправила деньги на
реконструкцию "Предприятию", а как оно ими распорядилось, я не
знаю". "Предприятие" отвечает: "А я тут при чем? Я отдало
все деньги "Фирме-2-генподрядчику". "Фирма-2-генподрядчик"
говорит: "А я тут при чем? Это все зарубежная
"Фирма-3", к ним все претензии". А "Фирма-3" за
пределами нашей российской юрисдикции. И все: концы в воду. В России - ни
предприятия за 100 млн долл., ни денег в бюджет, а для
заграницы "Фирма-3" - очень уважаемая и богатая, которая честно
заработала 100 млн долларов. Вот так.
В заключение могу вполне ответственно заявить читателю:
вышеописанные схемы - это всего лишь "верхушка айсберга". Нам хорошо
известны и многие другие модели криминального бизнеса, о которых мы надеемся в
ближайшее время рассказать.
Досье МН
В № 49 за 2006 год "МН" опубликовали материал
"Несколько советов Скотленд-Ярду", автором
которого был Сергей Соколов - экс-руководитель частного охранного агентства
"Атолл". Это агентство, ныне существующее как небольшой ЧОП с
несколькими единицами оружия, в девяностые годы входило в бизнес-империю Бориса
Березовского и слыло весьма грозной - хотя и необычной - структурой.
Личную охрану Березовского непосредственно обеспечивало не
агентство "Атолл", а подразделение ветеранов Девятого
управления КГБ. В "Атолле" существовала группа охраны, сотрудники
которой иногда передвигались на третьей машине в кортеже олигарха, а также
охраняли членов его семьи, когда в этом была необходимость. Однако
"Атолл" в бытность г-на Соколова его руководителем никогда не делал
своим приоритетом классическую охранную деятельность.
Самым мощным (и дорогостоящим) подразделением
"Атолла" был агентурный отдел. Сведения, полученные от агентов в
органах власти и коммерческих структурах, обрабатывались аналитическим отделом
"Атолла" и поступали в отдел оперативно-технический (при котором на
средства Березовского было даже создано собственное КБ, которое занималось разработкой
аппаратуры прослушивания и другой спецтехники). "Атоллу", по мнению
экспертов, удалось создать одну из крупнейших в России коллекций компромата на
высокопоставленных чиновников и бизнесменов, отдельные экземпляры из которой время от времени продолжают всплывать в СМИ.
По словам Сергея Соколова, после ухода из
"Атолла" в 2000 году он и еще несколько экс-сотрудников
агентства с помощью сохранившихся агентурных контактов начали проводить
мониторинг коррупционных и других криминальных схем в российской экономике.
Бывшие сотрудники "Атолла" надеются, что эти сведения окажутся
востребованными "здоровыми силами" в правоохранительных органах РФ.
Со своей стороны, "МН" полагают, что собранная г-ном Соколовым
информация заинтересует и наших читателей.
МН 6.04.07