хозяйственный дух Русской равнины

В.А. Башлачев (г. Таруса)

 

На пороге XXI века налицо возрождение интереса к самостоятельности и предприимчивости простого русского человека. Так что нелишне оглянуться в былое России - для освежения памяти.

3-4 века назад

Хлеб, рухлядь и соль - это были главнейшие предметы русских торгов.

На Руси лето короткое, хлеба много не напашешь. А зимой Русская равнина вся в снегах. Так что пушнина - важный зимний промысел.

Аникей Строганов, наверное, стал первым, осознавшим: на Русской равнине зимний промысел - это не обязательно охота. Потому и поставил в 1515 году молодой “черносошный крестьянин” Аника соляную варницу на впадающей в Вычегду речке Усолке, у озера Солониха. Проблем с дровами нет - лес кругом стоит стеной. Так что днями и ночами всю зиму горел огонь под варочными “церенами” (большими сковородами), выпаривая соль. Спадало весеннее половодье и ладьи Строганова доставляли в торговые ряды Вологды, Великого Устюга и Холмогор отменную белую соль. Соль и стала началом огромного предприятия.

Когда смотришь в Сольвычегодске на построенный Аникой величественный Благовещенский собор, понимаешь незаурядность основателя династии Строгановых.

Счастье Аники, что его жизнь совпала с реформами Избранной рады, когда при молодом Иване IV правительство Адашева и Сильвестра после бурных событий 1547 года провело первую земскую реформу. Суть ее - ослабление боярства и усиление самостоятельности “простого всенародства”.

Реформа привела к поразительному расцвету ремесел, торговли, промыслового предпринимательства. Вологжанин Осип Непей и двинские Фофан Макаров и Михаил Косицин в 1556 году отправились с торговой миссией в Англию в качестве “русских гостей”. Сыновья Аникея Строганова снаряжают отряд Ермака для похода в Сибирь.

Следствием той же земской реформы стало основание в 1601 году на берегу реки Таз, недалеко от Обской губы, где сходились торговые пути архангельских и сибирских промысловиков, торговой Мангазеи. В годы расцвета Мангазею посещало до 3 тыс. человек. Только за 7 лет, с 1630 по 1637 год, мангазейские воеводы выдали разрешение для вывоза в города Московской Руси полумиллиона собольих шкурок.

Полвека Мангазея - торгово-промысловый центр Северо-Западной Сибири. Город был обнесен крепостной стеной со сторожевыми башнями - Давыдовская, Зубцовская, Ратиловская и Успенская. В городе стояло 2 церкви, более 200 жилых домов, кузнечные мастерские. К сожалению, после огромного пожара 1642 г. Мангазея уже не смогла возродиться.

Накануне ХХ века: крестьяне и промыслы

Былая Русь - это на 90% крестьяне. Обычно их хозяйства принимают за земледельческие. Но это не совсем так.

Русь - не Италия. Не успеешь оглянуться - 3-4 месяца тепла позади и на земле делать нечего. И что же работать крестьянину 5-6 месяцев мороза?. “После Покрова дня (1 октября) собственно крестьянские работы закончены... зимой надо промышлять” - это принципиально отличало крестьян Руси от крестьян Азии и Европы. Такова объективная “география” Русской равнины.

Если оценить “цифры” работ Пешехонова, Ленина и Чаянова, то вполне очевидно: к концу XIX века русские крестьяне от 1/2 до 3/4 своего дохода обеспечивали продукцией “от земли”, а от 1/4 до 1/2 - “от промыслов”. Так что, нелишне понять: чем занимались на промыслах.

Каждому человеку надо есть. Поэтому и появилась “хохлома” - красочная, радующая глаз роспись посуды, тарелок, ложек, мебели.

Важно, чтобы промыслы приносили в дом “не токмо прибыток”, но и радость “для глаза”. Поэтому в селе Дымково лепили, обжигали и раскрашивали прелестные сказочные фигурки из глины, украшая их сусальным золотом. Результат - знаменитая дымковская игрушка.

Многие изделия отличались изысканностью и выпускались под определенные вкусы потребителей. Например, промышляя летом “моржовый зуб”, крестьяне-поморы зимой “резали кость”, украшая гребни, ларцы и другие изделия ажурным орнаментом - это холмогорская резная кость.

В Вологодчине плели “кружево”. Свое “ноу-хау” имела “чернь” Великого Устюга. Ясно, где какая возможность, такая и особенность промысла.

Так что у русского крестьянина, кроме земледелия, было еще второе хозяйствование. А значит и была потребность что-то продать “от земли” или “от промыслов” и что-то прикупить.

Курские шибаи

Но на обширных просторах Русской равнины непросто собраться в каком-то одном месте, а каждый день - просто невозможно. Естественно, появились торговые посредники. Тех, кто занимался сбором и сбытом товара на местах, называли на Руси прасолами, а в Курской губернии - шибаями.

Рыльский уезд славился торговцами австрийскими и германскими сеножатными косами, а крестьяне Корочанского уезда занимались скупкой яиц. В 1899 году на этот промысел выезжало до 2,5 тыс. крестьянских телег. До октября такой скупщик совершал в среднем до 26 поездок, привозя каждый раз до 7 тыс. яиц. За сезон 7-8 месяцев он имел до 120 рублей дохода, что по тем временам считалось вполне приличным годовым заработком.

Сначала главным пунктом доставки яиц была Москва. Но к концу XIX века появился новый адрес для их отправки - Великобритания.

Конечно, при яичной торговле главная задача: как сохранить яйца несколько месяцев? Русские предприниматели нашли вполне простой и оригинальный способ. Яйца чистили в соляном растворе, упаковывали в лубяные корзины с торфяной крошкой и хранили в сухом и проветриваемом месте. Качество яиц оставалось превосходным несколько месяцев. К 1899 году Россия вышла на первое место среди стран-экспортеров яиц.

Путь яиц был таков. Сначала в села выезжали скупщики. Накупив полную кладь яиц (4-5 тыс. штук), их сбывали “пристанным покупщикам” при железной дороге. Затем яйца в вагонах доставлялись в Ригу, где их сортировали, упаковывали и отправляли в Англию и Шотландию.

От Орловщины и до Предкавказья, от Новороссии и до Вятской губернии - вот география деятельности курских шибаев-закупщиков яиц.

Но все же посредники не решали проблему необъятности просторов Русской равнины. Поэтому и возникли ярмарки, где можно было напрямую продавать свой товар и покупать нужное себе.

О русских ярмарках “в цифрах”

В средине XIX века в России в год проходило 6,5 тыс. ярмарок. К началу ХХ века - 18,5 тыс. Так что за полвека - почти 3-кратный рост.

Конечно, в большей части это были прямые торги. Территориально и количественно их можно представить по обзору ярмарок 1910 года.

В центральном регионе, охватывающем центральные и верхневолжские губернии России, конечно же, проходило максимальное число ярмарок - более 8 тысяч. Самая крупная - Нижегородская (июль-август), ведущая свое начало с 1817 года. Малороссийский регион - 2,2 тыс. ярмарок. Их характер ярко описан в “Сорочинской ярмарке” Н.В. Гоголя. И все же самыми крупными были ярмарки Харькова: Крещенская (6 января-1 февраля), Троицкая (1 июня), Успенская (15 августа - 1 сентября) и Покровская (1 октября - 1 ноября).

Нижневолжский регион - 2,1 тыс. ярмарок. Крупнейшая из них – Сборная в г. Симбирске, проводилась в 1-ю и 2-ю неделю Великого поста. Главные предметы торга - хлеб, ткани, кожи. Торги этой ярмарки формировали, по сути дела, объемы и цены хлебного потока и фрахта на перевозку на пути: средняя Волга - Рыбинск-Петербург-Европа.

Приуральский регион - 2,6 тыс. ярмарок. Самая крупная - Ирбитская (1февраля - 1 марта), ее зарождение уходит в первую половину XVII века.

Сибирь проводила около 500 ярмарок. Самая характерная из них - Никольская в г. Ишиме Тобольской губернии. Цены на коровье масло на этой ярмарке определяли характер торговли маслом на весь год во всей Империи. Напомню, в 1912 году в Англию было продано масла на 68 млн. рублей, что превышало в два раза стоимость добычи всего сибирского золота.

Северный регион Европейской России проводил 360 ярмарок. Самая значительная - Маргаритинская в г. Архангельске. Главные предметы торга - рыба, шкуры морских зверей, жир, птичье перо, пух и т.п.

В среднеазиатском регионе ярмарок было мало - всего 89. Наиболее значительные - Константиновская, Петропавловская, Таинчикульская. Главный предмет торга - скот и животноводческое сырье.

На Руси, “что ни город, то норов”. Так что, ярмарки были разные.

Ложки, калачи и поярковые шляпы

Например, в Тарусском уезде Калужской губернии было 8 ярмарок: в селе Сашкино - 9 мая, 25 сентября, 26 октября и 6 декабря; в Алтухово - 29 июня; в Липунове - 24 июля; в Роще - в 9-ю и 10-ю пятницу после Пасхи.

Чем торговали на тарусских ярмарках?

Откроем “Тарусскую летопись” А. Богоявленского, посмотрим перечень промыслов: “Ткачи миткаля и бумажных материй, пильщики, бочары, торговцы хлебом, мелочные торговцы, торговцы фруктами, калачами и т. п. Шляпники занимаются выделкою поярковых шляп. Второстепенные промыслы: плотники, тележники и ремесленники, особенно пуговичники и сусальщики”.

Так что на Тарусских ярмарках было не только зерно и мясо. Были “миткаль и бумажные материи, столярные изделия и бочковая тара, калачи, пуговицы и поярковые шляпы”. Ясно, на такую ярмарку стекалась вся округа.

В уездном городке Карсун Симбирской губернии проводилась Троицкая ярмарка, ибо приходилась она на православный праздник Троицу.

В Троицкой ярмарке были торговые ряды с названиями: Арзамасский, Армянский, Казанский, Холстовый, Мыльный и т.п. Уже по этим названиям вполне можно представить, кто там торговал и что было предметом торгов.

Сам Карсунский уезд славился гончарным, деревообделочным, валяльным, сапожным промыслами. Село Сюксюм знаменито ложкарями, Проломиха - оконными рамами, село Аргаш - изготовлением разнообразных саней.

В дни ярмарки городок с 3 тыс. жителей, принимал свыше 10 тыс. гостей. Среди них не менее 250 купцов, приезжавших из других губерний. Как видите, гостей намного больше, чем самих жителей.

“Коренная” - это не только ярмарка

Время близилось к девятой пятнице. Отец, забравши меня и брата Петрушу, отправился в Коренную за ежегодными закупками...” - это Афанасий Фет пишет про “Коренную ярмарку”, которая проходила на берегу реки Тускори в 30 верстах от Курска. В середине XIX века Коренная, Нижегородская и Ирбитская составляли тройку главных ярмарок России.

Но “Коренная” - не только ярмарка. Это был и важнейший духовный центр Центрально-Черноземного региона России.

По преданию 8 сентября 1295 г. русский крестьянин, занимаясь заготовкой припасов на зиму у реки Тускори, увидел в чаще леса у корня большого дерева икону. Как благочестивый христианин, он с трепетом поднял ее с земли. Перед ним предстал лик Богородицы, и тут же из-под корня дерева заструился родник чистейшей воды. Рассказал крестьянин об этом Знамении Божьей Матери своим товарищам, и они для Чудотворной иконы срубили на этом месте часовню. Со временем на месте находки Знамения Божьей Матери была основана Коренная Рождество-Богородицкая Пустынь. За несколько веков в ней установился порядок ежегодно в девятую пятницу после Пасхи проводить крестный ход с Чудотворной иконой Знамения Божией Матери и последующие торжественные богослужения. Естественно, они привлекали много народу - потенциальных покупателей и продавцов.

Деятельность Коренной ярмарки

Во все века транспорт - важное дело. 100 лет назад конная упряжка была главным транспортным средством, а лошадь - тягловой силой. Поэтому разведение лошадей было и прибыльным, и почетным. Так что неудивительно, что отец Афанасия Фета из Орловской губернии отправлялся на Коренную ярмарку продавать лошадей.

Почитаем у поэта о колорите самих торгов.

“После обедни мы с братом пустились осматривать ярмарку. Бесконечный ряд лоснящихся на солнце крупов всевозможных лошадей был обращен к дороге, на которую продавцы то и дело выводили на показ лошадей. По другую сторону дороги, в громадных загонах из крепких жердей, находились дикие лошади. Тут зрелище было гораздо любопытнее. Таких изгородей было немало, и покупатели то и дело подходили к продавцам.

- Какого вам?

- Вон, вон темногнедого, остроухого.

- Со звездочкой во лбу?

- Нет, нет, вон третья за тою голова, что пошла в дальний угол. Мы ту себе присмотрели. Нельзя ли опять присмотреть?

- Филат, подгони вон того...

По окончанию торговой сделки лошадь следовало сдать покупателю, и вот шест Филата, с приложенной на тонком конце его петлею, наклонился над табуном. В это время другой табунщик садился на оседланную, так называемую укрючну, лошадь, запуская себе под ногу свободный конец аркана с противоположной табуну стороны. Через минуту петля была уже на шее желаемой лошади, которая вставала на дыбы и металась как угорелая...

Затянутая петлею лошадь, потеряв дыхание, падала на землю, и ее выволакивали из табуна. На нее мгновенно надевалась уздечка с надежным арканом и, отпустив петлю, передавали ее с рук в руки покупщику...”

Как видите, картина продажи лошадей - впечатляющее зрелище. Ведь лошадей в одном табуне - десятки. Да и самих табунов были сотни. И каждую лошадь покупали не оптом, а розницей. Так что можно только поразиться сноровке и проворству русских Филатов, которые за несколько минут ловили и укрощали строптивых, необъезженных лошадей.

Конечно, на ярмарке лошадей царил особый дух азарта. Так что обязательно устраивали зрелищные соревнования: “...площадь кончалась полуверстным бегом с павильоном посредине. Каждый вечер здесь происходили состязания рысаков, а иногда и лошадей, возящих тяжести. На следующее утро имена победителей становились общим предметом разговоров...”

Теперь последуем за Фетом в “каменные ряды, построенные по проекту знаменитого Кваренги, напоминающие устройством Московский гостиный двор... рыбные и бакалейные... красные и галантерейные. Все переходы в них застилались ежедневно свежею травою, по которым, подъезжая в многочисленных экипажах, с утра до вечера разгуливали разодетые дамы, между которыми то и дело мелькали кавалерийские офицеры, преимущественно гусары, в полной форме, с волочащими саблями...”

Так что Коренная - не только табуны лоснящихся коней, не только звучные колокола да красные ряды. Тут была, по сути дела, выставка и невест, и женихов. Конечно, днем она не заканчивалась. И Афанасий Фет, которому в ту поездку было 32 года, не ограничивался жизнью ярмарки дневными событиями. Вечером он не спешил ко сну, а следовал к “ протянувшейся в сторону от ярмарки, слободе. Когда ярмарка темнела и засыпала, слобода озарялась яркими огнями окон... где дом собрания... звучала музыка и велись бесконечные танцы...”

Как расцветала Коренная ярмарка?

Академик Зуев, почти за 100 лет до Афанасия Фета, проезжая через Курск в 1781 году, так описывал Коренную ярмарку: “на нее съезжаются купцы из российских городов, Польши, Молдавии, Волохии, немецкой земли, Греции и Крыма и привозят товаров миллиона на три рублей...”.

Для XVIII века 3 миллиона - вполне приличный оборот.

Конечно, настоящий доход получился тогда, когда на ярмарке была подготовлена, как бы теперь сказали, “инфраструктура” - лавки, амбары площадки, домики для ночлега. О чем и писал Афанасий Фет: “В Коренной мы заняли один из множества домиков с широким двором с навесом для лошадей и экипажей. Домики эти, построенные на скорую руку, отличались от крестьянской избы средней руки отсутствием печей и предназначались для сдачи внаймы только на две недели ярмарочной поры”.

1860-е - годы наивысшего расцвета Коренной ярмарки. События, о которых повествует Фет в своих воспоминаниях, относятся к 1852 или 1853 году, когда на нее привозилось товаров на 9-9,5 млн. руб. Центральная площадь ярмарки вмещала до 50 тыс. человек. Только в гостином ряду было 466 лавочных номеров. А вся ярмарка занимала 64 десятины (1 десят. = 1,09 га). Ясно, что требовалось поддержание порядка.

Источники свидетельствуют: в 1811 году курский губернатор приказал откомандировать на ярмарку двух приставов, двух надзирателей, восемь конных драгун при унтер-офицере, 40 солдат при пяти унтер-офицерах. В 60-е годы на ярмарку были добавлены: земский суд в составе трех чиновников, два пожарных брандмейстера и один чиновник по врачебным делам. Вот, пожалуй, и все органы правопорядка на Коренной ярмарке. Согласитесь - немного для торгов 50 тыс. человек.

Когда чиновничьим умом...

За 100 лет - от Зуева до Фета - оборот Коренной ярмарки увеличился в 3 раза, а вот доходы казны - с 1,5 до 34 тыс. рублей, то есть в 20 с лишим раз. Эта явная диспропорция. Очевидно, был сильнейший чиновничий нажим на ярмарку, который и сыграл роковую роль в дальнейшей ее судьбе.

В 1878 году Коренную ярмарку перевели в Курск. Мануфактуру разместили на одной площади, бакалею на другой, лесные товары - на третьей, крестьянские ряды - на четвертой и т.д. Так сказать, провели “специализацию рынка” - по примеру Европы. При такой “реформации” ярмарка была обречена.

Во-первых, жизнь ярмарки оторвали от ее духовной основы - Коренной Рождество-Богородицкой пустыни.

Во-вторых, нарушили принцип целостности ярмарки, который на языке ХХ века звучит так: целое - всегда больше суммы. То есть, растаскивание ярмарки на удаленные площадки ведет только к убыткам.

Как видите, “вывихи” присущи не только нынешним администраторам. И 100 лет назад в результате непродуманных действий чиновников Коренной торг растворился в массе мелких курских ярмарок.

А в ХХ веке большевики монастырь разорили, животворный источник захламили, а Чудотворная икона оказалась в Америке...

Конечно, монастырь на берегу Тускори возродится.

Цель же моей статьи не в призыве восстановить Коренную ярмарку. В конце концов у каждой эпохи свои хозяйственные технологии. Но вот технологии должны иметь свою нравственную основу.

Связь духовной и хозяйственной основы

Даже беглый взгляд в былое Руси показывает: и промыслы Строганова, и Мангазея, и ярмарки Тарусского уезда, и Троицкая в Карсуне, и Курская Коренная - неизменно связаны с храмами и церковными праздниками. И это вполне естественно. Ведь торги эффективны лишь там, где много потенциальных продавцов и покупателей. А для этого надо заранее знать, когда и где надо собираться.

1000 лет русская жизнь развивалась под сенью Православной Церкви. Ее многолюдные торжественные богослужения проходят строго в определенные дни года. Так что применительно к этим дням и складывались условия для наиболее эффективных торгов. И вполне естественно, что вблизи храмов и монастырей возникали торги. Так, Нижегородская ярмарка возникла у Макарьева монастыря (вначале она и называлась Макарьевская). Коренная - у Коренной Рождество-Богородицкой Пустыни.

Конечно это не значит, что у каждого храма возникала ярмарка. Но связь тут прямая: большие торги или ярмарка там, где храм или монастырь. И это дело поощрялось Церковью как богоугодное. Ведь Церкви для духовной жизни тоже нужно хозяйственное обеспечение. И в этом нет ничего предосудительного. Жизнь Православной Церкви проходит в тех же суровых условиях Русской равнины. Поэтому русские пословицы: “не хлебом единым жив человек” и “одним святым духом сыт не будешь” - это не противопоставление друг другу духовного и хозяйственного, а как бы житейские берега, между которыми текла река русской жизни. Говоря языком ХХ века, эти пословицы определяли неразрывную целостность духовной и хозяйственной основы русского мира.

Сейчас на пути в XXI век для возрождения самостоятельности и предприимчивости надо бы решить две нравственные задачи.

Первая - это ослабление своего рода “боярства” и усиление самостоятельности “простого всенародства”. Избранная рада Ивана IV это поняла. В XIX веке именно такое понимание стало ключом отмены крепостного права, что развернуло самостоятельность и предприимчивость русских крестьян и привело к 3-х кратному росту торгово-хозяйственной ярмарочной деятельности.

Вторая задача - укрепление связи хозяйственного с духовным, без которой говорить о повышении нравственности - просто пустое дело.