Журнал «Золотой Лев» № 115-116 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

В.В. Аверьянов

 

СИНДРОМ СТРАУСА

Отсутствие «взрослой» национальной политики порождает

взрывоопасную ситуацию в стране

 

ФАКТОРЫ ПРОТЕСТА

RPMonitor уже сообщал о трагических событиях в начале июня в Ставрополе, после которых состоялся несанкционированный митинг и шествие[1] молодежи по городу, сопровождавшиеся несколькими агрессивными инцидентами. В результате порядка 40 участников шествия были задержаны ГУВД, а одному (руководителю местного отделения Русского общенационального союза) было предъявлено обвинение в разжигании розни.

Какие факторы сподвигли ставропольцев к протестам? Первый – обилие слухов вокруг убийства русских студентов. Второй – недостаток официальной объективной информации, вместо которой звучит дезинформация или полу-дезинформация. В данной ситуации гораздо лучше было бы, если бы власти вообще не произнесли ни слова. Неуклюжие попытки умиротворить стороны и замазать дело успокоительными суждениями, когда это делается в отношении жестоких убийств с отрезанными головами – могут быть хуже молчания. Суровый и слегка «грозный» тон в устах полпреда Дмитрия Козака – тоже не выход[2]. Если это суровость в адрес провокаторов – их этим не проймешь.

Из событий Кондопоги урок извлекли не столько власти, сколько националисты – они учатся и все более успешно научаются преодолевать информационную блокаду. Прорыв блокады создает общий дискурс с протестующими жителями Ставрополя – во время таких акций националисты по всей стране начинают синхронно переживать сходные чувства. Лозунги, звучащие на митинге и в ходе шествий («Русские, вперед!», «Свой самосуд!», «Чемодан-вокзал-Чечня!») свидетельствуют о накале страстей. Новая примета ставропольских событий – целенаправленно резкие выпады в адрес региональных властей, прокурорско-следственных органов и милицейского начальства, требования отставки губернатора Черногорова.

Вообще опыт «горячих точек» кондопожского типа свидетельствует, что гнев коренного населения обычно направлен в адрес иноэтничных диаспор. На этот раз от народного гнева перепало и властям, и перепало немало. На мой взгляд, эта тенденция скорее обнадеживающая. Почему – объясню ниже.

 

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ «НЕЙТРАЛИТЕТ» ИЗЖИЛ СЕБЯ

 

За последние годы вышло очень много материалов, прошло множество конференций, где эксперты и политики подчеркивали, что это тонкое место в национальной безопасности – межэтнические взаимоотношения, межрелигиозные взаимоотношения, взаимоотношения, связанные с монополией этнократических кланов, которая складывается в отдельных секторах нашей экономики и даже административного аппарата. Но все это происходит на уровне обсуждения, дискуссий, неких воззваний к власти. Мы пока не слышим на сей счет внятного ответа – ни от правительства, ни от парламентариев. Почему нет ответа? Может быть, они размышляют, и мы его еще получим, но пока ответа нет.

Некоторой иллюзией ответа на вопрос стала новая политика по «наведению порядка на рынках». Но то, что делалось на рынках, – это другая тема. Важно понимать, что конфликты в Кондопоге и в Ставрополе, во многих других городах, где тоже происходили подобные вещи, но не попадали в поле зрения средств массовой информации в должной мере, непосредственного отношения к нелегальной иммиграции не имеют. Борьба с нелегальной иммиграцией – это красивая тема, красивый лозунг, который по-настоящему проблему межэтнической напряженности не ставит, а значит, не позволит и выработать настоящего ее решения.

Либеральная установка, согласно которой у преступности не бывает национального лица, а национальные отношения должны регулироваться сами собой, с помощью невидимой руки социального рынка, – не просто устарела. Сегодня должно становиться ясно, что эта установка вопиюще неадекватна. Официальные политики еще в 90-е годы ввели моду либо не комментировать тему гармонизации межэтнических отношений и мер, необходимых для этой гармонизации, либо говорить какие-то общие, ничего не значащие слова. И то, что эту моду поддерживают до сих пор, свидетельствует о том, что позиция власти в национальном вопросе до сих пор – «искусственно-нейтральная»[3].

Вслед за политиками милицейское начальство повторяет штампы, твердят как попугаи, что «Россия – многонациональная страна», что этнической подоплеки под преступлениями, где жертвами стало коренное население, нет. Сегодня такие заявления уже не просто раздражают людей, но и становятся буквально взрывоопасными. Народ не приемлет чиновничьего «нейтралитета» – не приемлет принципиального отсутствия национальной политики в стране. С другой стороны, понятно, что конкретный администратор не может формировать национальную политику – в результате он становится заложником отсутствия таковой. Он становится вольным или невольным проводником «слабой» государственной политики. А когда «слабая» политика проводится с нажимом – это не может не вызвать протеста.

 

КТО БУДЕТ «ВОСПИТАТЕЛЕМ»?

 

Единственной силой в этой ситуации, которая могла бы перевести эмоции толпы в конструктивное русло, являются патриотические организации. Однако этого тоже не происходит. Многие из подобных организаций занимают пассивную позицию, другие спекулируют на броских лозунгах, способствуют истерике. Учитывая, что большинство протестующих совсем молодые люди (в основном в возрасте до 20 лет), толпа воспламеняется очень легко и очень тяжело и медленно успокаивается. В ее поведении еще очень много от наивной детской непосредственности. К таким реакциям относится, например, вопль в адрес милиции во время шествия по городу: «Как вы можете нас задерживать, ведь вы тоже тут живете?!». Психологически подобная постановка вопроса говорит о подростковом, переходном, неустоявшемся сознании. В то же время это признак ущемленного чувства справедливости.

Итак, патриотическая среда не выдвинула или почти не выдвинула деятелей, способных дать обществу эффективную модель реализации своего гнева и протеста. Нет политиков, которые показали бы убедительный образец не распыления сил и бунта, а целенаправленного действия. Пока ситуация развивается по негативному сценарию – с каждым годом растет волна нигилистического национализма, отрицающего не только болезнь, но и сам больной организм, подвергающего сомнению всю историческую Россию с ее традицией жизни одной семьей с инородцами и иноверцами.

И в этом смысле то, что в Ставрополе протестующие все больше обращают свою критику в адрес властей – это хороший признак. Было бы гораздо хуже, если бы весь гнев и негатив вымещался на инородцах. Ведь как правило страдают не реальные виновники преступлений и беспорядков, а случайные жертвы. Критика же в адрес власти – это гнев не против симптомов болезни, а против нее самой. Это требование прекратить искусственный нейтралитет, искусственную безотцовщину, которую устроили для всей нации либеральные власти.

Если «дети» не под присмотром, если у них нет сурового отца и воспитателя, ими займутся чужие дяди, их приберет к рукам улица и криминал. В случае с протестным националистическим потенциалом русских городов роль уличного криминала возьмут на себя провокаторы, которые профессионально занимаются подрывными технологиями против России. Самое неприятное, что львиная доля работы провокаторов делается в России руками самих ее граждан.

 

НЕ «КАРКАТЬ», НО И НЕ ПРЯТАТЬ ГОЛОВУ В ПЕСОК

 

Сегодня общество не выработало зрелой позиции по отношению к запущенным социальным болезням России. Не имея организованных «взрослых» националистических сил, институтов, механизмов формирования национальной политики, все общество представляет собой подобие большого детского сада. В этих условиях любые провокации, любые неумные действия властей способны привести к разрушительным последствиям. Как верно отмечается в одной из публикаций по ставропольскому делу,

 

«подлость межнационального конфликта в том, что для того, чтобы его разжечь, нужно всего пару человек, которые подстерегут на темной улице русского или чеченца и лягут на дно, как до сих пор не найденные убийцы Дмитрия Блохина. А потом под межнациональную марку можно решать любые проблемы: хоть кадровые, хоть политические».

 

Почему сегодня ситуация особо опасна? Ясно, что по мере вбрасывания новых финансовых ресурсов, в том числе из-за рубежа, в раскачивание предвыборной ситуации карта межэтнической розни может разыгрываться гораздо более активно, чем до сих пор. Мы можем получить цепную реакцию, когда во многих городах России произойдут подобные события. Отдельные случаи, которые спорадически, несколько раз в год, происходят в разных регионах России, – это еще не настоящий коллапс. Но если подобное произойдет в короткий временной период в нескольких регионах, это может привести к социальному взрыву.

Я бы не хотел уподобляться ворону, каркающему об угрозах дестабилизации. Тем более не собираюсь выступать и в роли разжигателя беды, своего рода националистического буревестника, которых у нас тоже хватает. Но я не собираюсь уподобляться и страусу, прячущему голову от очевидного. Судя по тому, как развивались события в Кондопоге, в Ставрополе, ситуация находится буквально на грани. И если представить, что в течение месяца в нескольких городах произойдет нечто подобное, – какие-то искусственные подрывные действия с пролитием крови – то ситуация может просто выйти из-под контроля. Мы можем получить бунт, причем ввести его в какие-то рамки приемлемыми способами будет уже невозможно. И это создаст такую предвыборную ситуацию, такой политический расклад в стране, которые нынешняя власть не видит даже в страшных снах.

 

НУЖНА «ВЗРОСЛАЯ» НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

 

Ясно, что невозможно полностью купировать экстремистские выходки – они бывают в любой стране и всегда. Поэтому реальным рычагом воздействия на ситуацию было бы не прямолинейное усиление ГУВД, что вряд ли реалистично, а проведение активной, «сильной» национальной политики. А такая политика не может быть либеральной. Власть[4] должна взять инициативу в свои руки, чтобы подрывная, провокационная риторика потеряла свой зловещий шарм. Если народ увидит и почувствует, что власть эту тему взяла в свои руки, что она наметила определенную программу по гармонизации межнациональных отношений, действия провокаторов будут иметь гораздо меньший резонанс, и они будут в гораздо меньшей степени достигать какого-либо успеха.

«Взрослая» политика в национальном вопросе означает четкое представление о месте в семье старших и младших, о гармонии интересов коренных народов и подвижного мигрирующего населения. По отношению к иммигрантам и прибывающим в другой регион иноэтничным мигрантам «взрослая» национальная политика означает установку: если уж эти миграции естественны и полезны для страны, то прибывающих необходимо «усыновить», поддержать, отнестись к ним как к сиротам. Такое отношение к переселенцам быстро и легко транслируется всему обществу.

Прежний, либеральный путь, путь «невзрослой», «страусиной» политики, заключался в том, чтобы закрыть глаза на иммиграционный хаос, на смешение социальных пластов, отдать на откуп мигрантским кланам и диаспорам конкретный регион и конкретные сферы экономики и посредничества, негласно признав, что в России всякому мародеру есть место. Перефразируя покойного Ельцина, «слабая» политика провозглашает: откусывайте от России, от ее богатства, от ее жизненного пространства каждый сколько может. Пусть каждый унесет столько добра, сколько сможет.

Сильная политика, несомненно, делает ставку на коренное население, на «прописку», на привязку к созидательным проектам, а не на мифическую руку Адама Смита, которая дескать способна всех расставить по местам. Очевидно, что эта проблема может получить настоящее решение только в связи с объявлением мощных общенациональных созидательных проектов. Конструктивный национализм начинается не на улице и не в прессе – он начинается с постановки государственных задач.

В этом отношении в первую очередь нужно поработать со СМИ – сбалансировать количество оценок и комментариев на национальную тему и перестать раздражать большинство нации (ее коренные народы, а также всю консервативную часть общества) неумными антинационалистическими и антиимперскими кампаниями. Но главное, конечно, не в риторике и не в цензуре, а в реальной социально и культурно обоснованной национальной политике, а именно:

регулировании внутренней миграции;

– преодолении этнократической клановости;

– введении индекса демографически убывающих регионов с предложениями соответствующей поддержки населению;

– программы по поддержке русского языка, традиционной русской культуры и ряда других мер.

Если бы партия «Единая Россия», которая вознамерилась в последнее время возглавить процессы формирования созидательного русского национализма, серьезно занялась такими вот конкретными вещами, то это стало бы демонстрацией ее действительной близости нации. Очевидно, что даже косвенные меры, которые затрагивают национальные взаимоотношения, даже небольшие шаги, которые предпринимаются в этом направлении, – если они предпринимаются системно и если это делается в рамках программы, согласно которой понятно, что эти меры будут доведены до логического конца, – станут достаточным основанием для формирования благоприятного нравственного и социального климата в стране.

 

РПМонитор, 11.06.2007



[1] Конституцией РФ установлено абсолютное право граждан на проведение митингов, шествий, демонстраций и т.п. Для их проведения гражданам не требуется никаких санкций или разрешений от кого бы то ни было. Инициаторы таких мероприятий обязаны лишь уведомить местные органы власти о своей инициативе. Эта норма вполне разумна, поскольку суверенитет в РФ Конституцией закреплен не за чиновниками, а за народом (прим. ред. ЗЛ).

[2] Г-н Козак позволил себе после убийств с особой жестокостью угрожать не предполагаемым убийцам, а тем жителям Ставрополя, которые публично протестовали против этих преступлений и бездействия правоохранительных служб.

[3] Трудно согласиться с таким выводом; судя по фактической реакции и методам действия, органы власти явно терроризируют русское население и сочувственно относится к инородцам и иностранным диаспорам. Какой же тут нейтралитет?

[4] Согласно Конституции РФ властью в РФ являются Госдума, Совет Федерации, правительство, состоящее из коллегии федеральных министров, суды, а также законодательные собрания «субъектов федерации». Чиновники все рангов, включая президента РФ и т.н. губернаторов, властью не являются.


Реклама:
-