Журнал «Золотой Лев» № 119-120 - издание русской
консервативной мысли
А. Привалов
Об
экстремизме без берегов
Дума приняла очередной закон
об ужесточении ответственности за экстремизм — в третий раз
за последние годы. По-видимому, вопреки Пруткову не три,
а четыре дела, однажды начавши, трудно кончить: не только вкушать
хорошую пищу, беседовать с возвратившимся из похода другом и чесать,
где чешется, но ещё и бороться с экстремизмом.
Закон этот, кардинально переписанный ко второму
чтению, остался тем не менее весьма сырым, чего не отрицают
и его разработчики. Так, депутат Емельянов публично признал, что «в законе
ещё немало субъективных моментов» (то есть: это ещё не такой текст,
который позволительно называть законом), но это, мол, не беда: всё
можно будет исправить после летних каникул. На иной вкус, мысль депутата
кажется странной: отчего бы не убрать «субъективные моменты»
не после, а до принятия закона? Вроде бы его название («О внесении
изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи
с совершенствованием государственного управления в области
противодействия экстремизму») как-то не подразумевает особой спешки: если
госуправление в этой тревожной области и так уже совершенствуется,
то какой такой пожар необходимо гасить непроработанным законом?
Напрашивающееся объяснение: к федеральным выборам
торопятся, поскольку закон направлен на борьбу больше с политической
оппозицией, чем с экстремизмом как таковым, — может быть легко
подтверждено после внимательного чтения текста. Так, одна из новаций
закона возбраняет журналистам упоминать в своих текстах об организациях,
запрещённых за экстремизм, не упоминая одновременно о факте запрещения;
список же таких организаций будет опубликован там-то и там-то. Очень хорошо.
Но этот список только будет. А вот список террористических
организаций, признанных таковыми по суду, уже есть, но упоминание
таких организаций в печати возможно и без оговорки об их запрещённости.
Нет, если бы авторы вспомнили о террористах (которые уж бесспорно экстремисты —
при любой трактовке термина), они бы тут их наверняка упомянули, но — не вспомнили.
Ясно, что эта новация писалась специально для лимоновской НБП (да запрещённой,
запрещённой!) и аналогичных тусовок[1].
Больше всего авторы закона гордятся уточнением
законодательно устанавливаемого понятия «экстремизм». Сопоставив определение,
данное в действующей сегодня версии закона «О противодействии
экстремистской деятельности», с новым, перестаёшь понимать, чем тут можно
особенно гордиться: в новом определении, как и в старом, свалены
в кучу весьма разнородные явления — «экстремизм» для читателя
не только не становится более внятным, но попросту утрачивает берега.
В чём-то новая версия скромнее: так, ни подрыв безопасности
Российской Федерации, ни захват или присвоение властных полномочий,
ни создание незаконных вооруженных формирований впредь экстремизмом
считаться не будут; оно и правильно — без того страшны. В чём-то
она, напротив, свирепее: если сегодня публичное обвинение должностного лица
в экстремизме само считается экстремизмом, если ложность обвинения
доказана по суду, то впредь судебного решения не потребуется. Людям,
знакомым с логикой, понятна прелесть такой рекурсивности: если грех
N определён нарочито расплывчато, а обвинение чиновника в грехе
N само является грехом N, то любой обвинитель любого чиновника в чём
бы то ни было легко (и без суда) объявляется N-грешником — и мало ему
не покажется. Как эта новация может себя проявить в политической борьбе,
опять же очевидно. Ещё одна терминологическая прелесть — «социальная
группа». Что это такое, никто не объяснил, но мотив «ненависти или вражды
к какой-либо социальной группе» по новому закону станет сильно
отягчающим обстоятельством при множестве «экстремистских» правонарушений. Ну,
например, милиционеры вообще — это, по-видимому, социальная группа.
А работники конкретного батальона гаишников? А группа следователей? На всякий
случай впредь воздерживайтесь от публичных критических высказываний и по подобным
адресам. И, кстати, не вздумайте кричать на митингах, что олигархи — или
начальство, не важно — пьют народную кровь: пить народную кровь есть несомненный
экстремизм, а «олигархи» или «начальство» суть несомненные социальные
группы.
Самая неприятная новация в законе — резкое расширение
законных поводов для прослушивания телефонов. Сейчас оно допускается только при
расследовании тяжких или особо тяжких преступлений, а впредь будет
распространено и на преступления средней тяжести. Занятно, что именно
здесь авторы не использовали своего любимого термина «экстремизм», а потому
слушать можно будет любого подозреваемого по любой статье УК,
предусматривающей наказание на срок более двух лет, — то есть,
в частности, по всем экономическим статьям. Какой простор для
злоупотреблений при этом откроется, можно, полагаю, не говорить — и трудно
верить, что это побочный эффект. Потому что для «борьбы с экстремизмом» с помощью
прослушки достаточно было перевести собственно экстремистскую деятельность
(статьи 282, 282.1 и 282.2 УК) в разряд тяжких преступлений — и всё.
Но сделали, как мы видим, иначе. Сенатор Слуцкер, обсуждая как раз эту
новацию, выразил осторожное сомнение: «Следует ли давать дополнительный повод
нашим западным недоброжелателям для обвинения России в тотальной слежке и недемократичности?»
— и сенатор абсолютно прав. Только в Западе всё и дело. Кому же здесь, в России,
придёт в голову сказать, что возможность обвинить чуть не любого критика в экстремизме
и начать прослушивать его телефоны имеет какое-либо отношение к недемократичности?
Так ведь можно ненароком обидеть какую-нибудь социальную группу…
Один из авторов закона, депутат Ерёмин, говорит: «Нам
не нужны новые революции и побоища. Новый закон призовёт граждан
к порядку». Революции и побоища и вправду не нужны. Экстремисты
— настоящие экстремисты, а не все, кто почему-либо не понравился
чиновнику, — должны жёстко контролироваться и, уж конечно,
не допускаться в политику. Но всё, для этого необходимое, есть
в действующем законодательстве. Обсуждаемый закон явно избыточен; при
нормальном ходе событий он не нужен, а если запахнет менее
нормальными поворотами, он может, скорее, сильно навредить.
«Эксперт» №26(567)/9
июля 2007
Выдержки из
статьи «Dura Дума» М. Федотова в «Новых известиях» за 10.07.07
на ту же тему
Древние римляне говаривали «Dura lex, sed lex», имея в
виду, что, мол, суров закон, но это закон. Как нельзя более это выражение
подходит к принятому Государственной думой в минувшую пятницу федеральному
закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с
совершенствованием государственного управления в области противодействия
экстремизму». Действительно, по части суровости закон можно сравнить разве что
со знаменитой 58-й статьей первого советского Уголовного кодекса, которая стала
юридическим основанием для того, чтобы в плановом централизованном порядке
репрессировать миллионы наших сограждан «по первой категории» (расстрел) и «по
второй категории» (ГУЛАГ).
Но недаром русскому слуху в этой латинской абракадабре
привычно лишь одно слово – «dura». В своем традиционном понимании оно тоже
прекрасно гармонирует с только что принятым актом, который, слава Богу, еще
имеет шанс не стать законом. Документ еще должен пройти через Совет Федерации и
президента. Кстати, именно председатель Совета Федерации Сергей Миронов не так
давно весьма критически отзывался о качестве нашего антиэкстремистского
законодательства и даже поручал подготовить поправки, чтобы четко очертить
границы понятия «экстремизм». Увы, депутаты Государственной думы Николай
Ковалев, Михаил Емельянов, Николай Безбородов и Игорь Лебедев – народ должен
знать своих героев и антигероев – слова Миронова поняли по-своему, заодно лихо
переломав устои уголовного права.
Даже привычное понятие «хулиганство» они решили наполнить
новым смыслом, предусмотрев в качестве квалифицирующего признака совершение
хулиганских действий «по мотивам политической, идеологической, расовой,
национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или
вражды в отношении какой-либо социальной группы». И вовсе не смутило
парламентариев то, что в уголовном праве много десятилетий существует представление
о хулиганстве как о преступлении, совершаемом из хулиганских побуждений, то
есть в отсутствие какого-либо разумно объяснимого мотива (из мести, из
корыстных побуждений и т.д.). На это, кстати, пытался обратить внимание
депутатов начальник правового управления Госдумы, известный правовед Григорий
Ивлиев: «Хулиган имеет цель в грубой форме показать свою силу, желание
поиздеваться над окружающими, обратить на себя внимание агрессивным и циничным
поведением. Проект, как представляется, без достаточных оснований предлагает
отойти от сложившихся подходов к квалификации хулиганства».
В заключении Ивлиева подчеркивается, что «при таком подходе
возникает проблема соизмеримости противоправных действий и вида ответственности
за их совершение». Сегодня уголовно-наказуемое хулиганство отличается от
мелкого хулиганства, предусмотренного Кодексом об административных
правонарушениях, только одним – преступник применяет оружие. Согласитесь,
принцип разграничения понятен и оправдан. Приравняв «экстремистский мотив» к
штыку, пистолету и тринитротолуолу, авторы законопроекта создали юридические
основания для того, чтобы, скажем, за одни и те же нецензурные высказывания
карать очень и очень по-разному. За ненормативные инвективы в отношении того,
кто «еще и шляпу надел», можно будет схлопотать максимум пятнадцать суток.
Напротив, выражение вроде «ах, ты депутат Государственной думы от фракции
«Единая Россия»! (варианты: «капиталист», «русский», «либерал», «мусульманин» и
т.д. и т.п.) грозит лишением свободы на срок до пяти лет. «Как нам
представляется, подобный подход не является справедливым и обоснованным», – заключает
начальник правового управления Думы.
Но какое дело парламентариям до мнения авторитетных
правоведов? Они сами себе и правотворцы, и правоведы. Тем более что
практический интерес к новому закону очевиден: скоро выборы, а значит, нужно
пополнить арсенал для борьбы с реальной или мнимой оппозицией на федеральном,
региональном и муниципальном уровнях. Оппозицией чему? Да чему угодно: вырубке
лесов, уплотнительным застройкам, поборам, казнокрадству, политическому
монополизму... Причем закон построен так, что никто не застрахован от обвинения
в экстремизме, ибо любой проступок при желании может быть квалифицирован как
экстремизм, если в нем углядеть политический, идеологический или тому подобные
мотивы. При этом в одну кучу смешиваются «насильственное изменение основ
конституционного строя» и «возбуждение социальной розни», «пропаганда
исключительности» и «нарушение тайны голосования», «публичное заведомо ложное
обвинение лица, замещающего государственную должность», «массовое распространение
заведомо экстремистских материалов» и т.д. А вот терроризм куда-то испарился.
Кстати, нарушение прав и свобод человека по политическим или идеологическим
мотивам, так же, как и пропаганда превосходства человека по признаку его
партийной принадлежности, почему-то не считаются экстремизмом. И мы даже
понимаем почему.
Да, было время, когда понятие «экстремизм» практически во
всех досоветских, советских и постсоветских словарях определялось примерно
одинаково: «приверженность к крайним взглядам и мерам (преимущ. в политике);
термин, обычно применяемый реакционерами и реформистами по отношению к
революционным деятелям». Теперь несколькими строчками уже не отделаться, а
главное, представления наших парламентариев о крайних взглядах и мерах дошли
уже до самого края. (…)
[1] Здесь стоит помянуть недавнюю законотворческую инициативу Московской городской думы, представившей в Госдуму законопроект, запрещающий упоминание в СМИ национальности подозреваемых, подсудимых и осужденных (прим. ред. ЗЛ).