Журнал «Золотой Лев» № 121-122 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Телевидение как последнее прибежище негодяев

(выпуск 31)

 

Как Пельш на чужих санках катался

 

Валдис Пельш родился в Риге, в интеллигентной семье: отец - журналист, мать - инженер. Окончил французскую спецшколу, затем философский факультет МГУ. Участвовал в студенческом театре, на волне перестройки попал на ЦТ. Вначале делал сатирические передачи с политической окраской, затем по мере устаканивания ситуации ударился в чистую развлекаловку.

Всероссийскую известность ему принесло пустейшее шоу «Угадай мелодию», «последняя передача Влада Листьева». Пельш там беспроблемно отсверкивал разноцветными пиджаками с перламутровыми пуговицами, беззубо юморил. Но всё не то. (…)

Пошли дальше. Следующей стадией карьеры Пельша, совпадающей с графиком культурной дегенерации РФ, стало низведение интеллигентов до родных ребят из второго управления. Возникла передача «Розыгрыш». Клиент на-а-агибаец-ц-ц-а, а кошелёк уплываец-ц-ц-ц-а.

(…) По первому каналу двинули супер-шоу: журналисты-куплетисты-онанисты на боксёрском ринге. Натурально – с резинкой в зубах, в боксёрских перчатках. Всё по-честному. Чтобы значит с кегебистами на одном уровне. И заплясал рыхлый рассыпчатый Пельш на ринге как бланманже, жилистый негр конкретно ему переложил, на глазах миллионов телезрителей. И по сопатке, и по селезёнке. Даже бить особо не пришлось, сам об негра руку обломал, сучёнок. Журналисты тут же фраера обслужили. Типа позорно слил, очко-то «жим-жим». Это тебе не книжки в библиотеке читать. (…)

Пельш оскандалился на популярном шоу. В первом же бою его нокаутировал "фабрикант" Пьер Нарцисс. После поражения Пельш обратился к врачам, после чего сообщил съемочной бригаде "Короля ринга", что диагноз – растяжение связок плечевого пояса – не позволяет ему выходить на ринг. Как оказалось позже, Валдис преувеличил степень тяжести травмы... Душераздирающие боли, о которых так красноречиво рассказывал Валдис, оказались поводом, при помощи которого неудавшийся боксер планировал избавить себя от повторного появления на ринге... "Мы, конечно, были в шоке, когда открылась правда, потому что версий происходящего вокруг Валдиса было около пяти, – рассказал один из операторов шоу "Король ринга". – Но то, что он слабый боец – я не имею в виду физическое его состояние – было понятно, если честно, с первой минуты на ринге. Надо иметь силу воли, а не сообразительность, чтобы побеждать в жизни". Руководство Первого канала, узнав о таком бессовестном поведении участника, приняло решение отстранить его от проекта».

В общем мосье Пьер проучил задохлика Цинцинната. Ну а симулянт сейчас второй месяц из больницы не выходит. Много ли обычному 40-летнему человеку надо? Лёгкий удар в голову – сотрясение мозга, удар в живот – проблемы с печенью, поджелудочной железой, селезёнкой. Куда ни ткни везде труха. Это дрессировщики приматов хорошо знают. Обезьян никуда бить нельзя - везде переломы и кровоизлияния. Единственное безопасное место – голова. Но это у обезьян: у них надбровные дуги; челюсти щелкунчика; скощенный лоб, как броня у современного танка; и мозг с грецкий орех. А человеку сломать кулаком челюсть или отбить память пара пустяков. Ежели пройти курс подготовки тонтон-макутов – с одного удара.

Для беспристрастного человека, наблюдающего развитие российского телевидения длительное время, генеральная тенденция ЦТ, начиная с 1991 года, видна с кристальной ясностью. Кроме одурманивания обывателя, это сознательная дискредитация сословия интеллигентов и всяческое обеление тайной полиции латиноамериканского типа: с палачами-стукачами, эскадронами смерти и прочими разновидностями банановых горилл. Зрители перестали слышать речь образованных людей, последней ласточкой стала передача Гордона. Её специально запустили ночью, стали приглашать смешных зануд, которым дали прямой эфир с нарочитым отсутствием режиссуры. Тем не менее, голод русских зрителей по слову образованных людей был настолько велик, что задумка кегебистов окончилась крахом. Передача набрала немыслимый рейтинг, так что пришлось её срочно закрыть, причём с придуманной крышкой гроба – дележом (…) прохфессорами куска золота. Делёж не получился, но передачу закрыли. После этого типовой интеллигентский разговор был низведён до полоумного бухтения «Вероники Маврикиевны» и «Авдотьи Никитишны» изо всех силёнок играющих стерв (и, опять же, кегебисток) в «Школе злословья». Две бабки на лавочке у подъезда учиняют соседу с портфелем перекрестный допрос: об чём думает, с кем спит, не тырит ли лампочки. И всё с переглядом и с подковырками. Чтобы и третий участник действия был не интеллигентом, а ничтожным задохликом, сдающим родственников.

Тем не менее, люди учатся помаленьку. Методом проб и ошибок. Например, что такое показательные боксёрские матчи художников, писателей, артистов люди постепенно понимают. Доходит до ума. Всё-таки гебня перешла уже к рукоприкладству. Руки распускают. Так что, глядишь, в угадайку коржаков с путиным ещё сыграют. Будут собачий вальс с семи нот угадывать и «17 мгновений» с семнадцати. Неправильно. А интеллигенты - сидеть на диванчиках, смотреть репортаж с зоны и посмеиваться. Так, посмеиваясь, и до КГБ доберутся. Деревенских дураков сделают морскими котиками, а в управлениях будут сидеть укропы помидоровичи, бумажки перебирать. Там бумажку двинули – территории приращеньице. Здесь – бюджет сам собой удвоился. А вот - сосед-гнида удавился. И котики будут при деле: ластами шлёп-шлёп, из пистоля «кых-кых». Где надо. Сделал дело – получай собачью медаль на шею и старлея. Ну, капитана. Если не долго жить осталось – майора. Но в парламент, в правительство, в правление банка – выкуси. И детей не пустят – клеймо.

Но пока у нас и Цзю, и Карелин, и Валуев, и Кличко ученые. Руководство университетов радуется Великой Чести, что криворожие костоломы согласились принять из трясущихся рук очкастых задохликов академические дипломы. И никому не приходит в голову сделать шоу: Карелин и Валуев импровизируют в прямом эфире лекцию о культуре серебряного века, народ слушает и смеётся.

 

Дмитрий Галковский

Galkovsky.livejournal, 19 Июля 2007

 

Пятая колонна в четвёртой власти

 

Датой основания телекомпании НТВ считается 10 октября 1993 года, когда, используя трагедию "Белого Дома", младореформаторы умело перевели часть государственной телевещательной собственности в руки г-на Гусинского.

На первоначальном этапе в расчёте на перекачивание государственных средств телекомпания НТВ была лояльна к Ельцину и его команде и внесла большой вклад в его народную популярность как "человека – борца с коммунистическим режимом". В то же время НТВ решило свой кадровый вопрос переобучением и стажировкой своих журналистов прозападных настроений через систему грантов фондов Сороса и Форда. Эти настроения в ходе "бесплатного" обучения были сформированы в чёткую проамериканскую ориентацию.

Поворот на сто восемьдесят градусов произошёл в период 1-й и 2-й чеченских войн. Циничные репортажи из лагерей арабских наёмников, представляемых достойными борцами за национальную независимость, кадры захвата Будённовска и Кизляра, Дубровки и Беслана с комментариями о беспомощности армии и спецслужб явно преследовали одну цель: сделать всё для принижения национального достоинства России, насаждения и внедрения глубокой вины непонятно за что и перед кем, создания чувства незащищённости. На НТВ создавалась информационная картина того, как днём и ночью "федералы" бомбят без разбора мирные чеченские города и сёла, проводят незаконные зачистки и какие-то хаотичные спецоперации.

Благодаря этой информационной атаке наши 18-20-летние солдатики, которым противостояли профессионалы, прошедшие многомесячные тренировочные лагеря и имеющие многолетний опыт ведения боевых действий, в большинстве своём уже не понимали, за что и почему они погибают. А главное, произошёл разрыв между русским обществом и русской армией. Общество охватило какое-то патологическое увлечение развенчиванием своих защитников, издевательством над героизмом, открытой травлей офицерского корпуса на радость врагам России. И этот процесс продолжается: ярким примером предательства по отношению к своим спецслужбам стал итог суда по делу группы капитана Ульмана. Правосудие успокоилось лишь тогда, когда выполнило политический заказ, заменив длительными сроками заключения два (!) оправдательных приговора, в том числе и вынесенный судом присяжных.

Разве кто мог предположить, что в своё время, в активной фазе войны во Вьетнаме, против лейтенанта Келли были начаты судебные преследования в его родной Америке?

Абсурдность приведённой ситуации может стать понятной, если на миг представить что, в декабре 1941 года диктор Юрий Левитан с группой корреспондентов ТАСС брал интервью в ставке у министра Геббельса на тему "Не холодно ли солдатам Великой Германии на просторах России, и достаточно ли тепло встречает их местное русское население". Или же в августе 1945 года представители японского телевидения вели бы репортаж из Хиросимы и Нагасаки, в ходе которого опрашивали уцелевших после атомной бомбёжки, считают ли те предпринятые американской стороной меры вполне адекватными.

Дополнительная финансовая накачка в виде преференций и льготного кредитования, которое телекомпания НТВ получила накануне президентских выборов 1996 года, на какое-то время вернула некую лояльность к кремлёвской администрации.

Но далее, для осуществления операции "преемник" Кремль решил зачистить русское медийное пространство и господину Гусинскому напомнили про должок. Возвращать деньги было не в правилах молодого российского бизнеса, да и часть денег к этому времени уже была размещена в другие активах, потрачена на нужды себя любимого и своих близких. Команда Гусинского начала проводить защиту методом превентивного нападения. В наступление было брошено давно используемое в этих случаях правозащитное движение, на улицу выведен коллектив НТВ. На телеэкране замелькали различные заморские эксперты с комментариями на тему "Демократия и свобода слова в России в опасности".

Как помните, в те "жмуровские" годы отъём материальных активов происходил просто и со скоростью летящей пули. Но тут всё произошло на редкость цивилизовано и бескровно. Для выполнения этой миссии была привлечена на тот период едва созданная компания "Газпром-Медиа". О мастерстве проведённой Йорданом операции говорит тот факт, что из конфликта обе стороны вышли, не потеряв своё лицо: и компания НТВ сохранила эфир, продолжив вещание под другим флагом, и международный имидж России не пострадал. Спасли-таки "свободу слова". Правда, Гусинский так и не вернул заемные денежные средства. Но это мелочи перестроечной жизни.

Вроде бы – хеппи энд, и в пору прослезиться, но мы уже говорили, что кадры нового телевидения создавались не без участия известного господина Сороса, цена "благотворительности" которого стала известна в период разноцветных революций, произошедших на постсоветском пространстве. Поэтому оставим слёзы умиления до лучших времён и обратимся к содержательной части упомянутых нами телеканалов.

При проведении анализа вещания каналов "Газпром-Медиа" необходимо учитывать два момента, без которых, на наш взгляд, трудно понять всю глубину деструктивной схемы, закладывающейся, внедряющейся в стереотипы поведения молодого поколения.

В основе нашего системного анализа мы расположили два кита – это контекст содержания и контент поведения (от англ. content – содержание. Информационное наполнение – тексты, графика, мультимедиа и иное информационно значимое наполнение информационной системы). Большинство авторов, затрагивающих эту тему, не идут дальше содержания тех или иных программ. Мы же обращаем внимание читателя на тот момент, что содержание медийного пространства должно рассматриваться в неразрывной связи с последующим поведением потребителя этой медиапродукции.

Именно контекст содержания закладывает ценностные ориентиры, формирует последующее поведение индивида в жизненных ситуациях, создаёт мотивационный фон для отношения к тем или иным общечеловеческим ценностям, формирует общественные ориентиры. Это воздействие пролонгировано во времени, не является моментальным и потому, зачастую, не увязывается аналитиками с содержанием эфирного вещания. Если быть более точным, то молодому поколению, не имеющему сложившихся ценностных предпочтений и собственного жизненного опыта, навязываются отнюдь не примеры библейской добродетели по американскому образцу. Программы ТНТ, рассчитанные на самую младшую возрастную часть аудитории, содержат в большинстве своём американские мультфильмы, которые пропагандируют ценности американского образа жизни. Формируется простая логическая цепочка: лучшие мультфильмы производятся в Америке – мы показываем лучшие их образцы. Но, согласно анализу детских психиатров, следствиями просмотра современных западных (читай: американских[1]) мультфильмов является возрастающая необоснованная агрессия и жестокость, повышенная утомляемость и раздражительность, ограничение словарного запаса и задержка эмоционального развития ребенка. Эти негативные тенденции в детском развитии отмечаются и на научных конференциях российской педагогической общественностью.

Напомним читателям случаи нападения и расправ с применением оружия в американских школах и колледжах, получившие распространение в последние годы. В наших школах, если улыбнётся удача, вам даже продемонстрируют свежие записи расправ над сверстниками, скачённые из интернета или отснятые в соседнем дворе.

Воздействие информационного влияния, и ТВ в том числе, может быть оценено только после системного анализа всей ситуации в целом. Видимо, поэтому в демократической Франции так щепетильно следят за содержанием вещания своего телевидения и не преминут лишний раз напомнить о лимитировании американского вещания и соблюдении квот национальных французских программ. Подобные примеры вы можете найти и в законодательстве федеральных земель Германии.

Итак, НТВ позиционирует себя как "новый для России телевизионный формат, который составляют сбалансированная комбинация независимого информационного вещания с современными развлекательными программами и шоу". Как информирует официальный сайт НТВ – "с лета 2004 года вещание НТВ осуществляется во всех регионах РФ, а с 12 октября 2004 года телеканал перешёл на круглосуточное вещание. В 2005 году телекомпании в планах которых было: увеличение аудитории до 123 млн человек, а охват территории вещания достигать 85 – 86% страны". (Более поздняя информация об аудитории вещания отсутствует.) В период нахождения медиаактивов НТВ под контролем "Газпром-Медиа" никакой конфронтации по отношению к Кремлю и его политике не было замечено. Нельзя не признать, что содержательная сторона редакционной политики компании отличается высоким профессионализмом и выверенностью. Большинство передач НТВ, помещённых в сетку вещания, составляют программы собственного производства или продукты, изготовленные по заказу дочерними компаниями.

Обратившись же к вещательному содержанию другого актива "Газпром-Медиа", канала ТНТ, мы увидим прямо противоположную картину. Так, среди самых рейтинговых программ, рассчитанных на молодёжную аудиторию, числятся такие "продукты", как "Дом-2", "Камеди Клаб", "Наша Russia".

Главной целью реалити-шоу ТНТ "Дом- 2" провозглашён "поиск любви" молодыми людьми. Но что мы видим на самом деле? Нам демонстрируют нескончаемую череду конфликтов между какими-то ничтожествами, формирование группировок для протаскивания эгоистических интересов в голосованиях, молодых людей и девиц, в открытую провозглашающих свою нетрадиционную половую ориентацию.

Интриги, возведённые в абсолют, отсутствие каких-либо позитивных, созидательных идей. Цель программы – "выживание" на экране любой ценой: унижением соседей, предательством недавних друзей, временными сговорами с врагами.

А ведь всё это давно описано в классической психологии как личностная компенсация, которая ведёт к деструктивному, разрушающему, деформированному развитию личности.

Другой яркой иллюстрацией является программа ТНТ "Камеди Клаб", объединившая недавних участников КВН. Технология раскручивания подобных программ очень проста: за основу берётся калька с передачи западного вещания, для затравки – постмодерновое самоназвание, вроде "Гламурных подонков". Не будем вдаваться в семантический анализ этих разнонаправленных по своему значению слов – пошлость бессмысленна по природе.

Контингент приглашённых на передачу участников неслучаен, зачастую это публичные люди, бывшие когда-то героями новостей спорта, культуры, политики, но выпавшие из солидных "тусовок".

На протяжении всей передачи великовозрастные юнцы из КВН самоутверждаются за счёт этих бывших звезд и знаменитостей, унижая, надсмехаясь и подтрунивая над ними и их былыми заслугами.

Главным героем "Камеди Клаб" является стёб, который представляет собою юмор, доведённый до абсурда, потерявший восприимчивость к объективности происходящего, с гипертрофированным характером негативизма и отрицания; ставящий целью высмеивание ради высмеивания. Если юмор облегчает жизнь, помогая переживать негативные моменты и неприятности, то стёб способствует саморазрушению личности. Стёб, пришедший в повседневную жизнь, имеет деструктивный характер как по отношению к окружающей действительности, так и по отношению к самому индивиду, его проповедующему. Стёб выжигает жизнь души, как жаркий ветер пустыни.

Телевизионная картинка псевдореальности создаёт у молодого поколения ощущение того, что только "законченный лох не знает, как срубить бабло", что "кинуть не стрёмно", "это сладкое слово – халява" и, конечно же, нескончаемый "пик-пик", кокетливо щадящий наши уши от крепкого мата, летящего из уст юнцов и девиц. Всё это взято из содержания программ телеканала ТНТ.

Руководство "Газпром-Медиа", включающего в себя НТВ и ТНТ, считает себя командой профессиональных менеджеров, которая "осуществляет стратегическое управление с учётом современных тенденций развития медиарынка и изменений рыночной конъюнктуры" и заявляет о "профессионализме творческого коллектива, признанном в России и во всём мире". Согласно информации официального сайта "Газпром-Медиа", её главным акционером является подконтрольная государству компания ОАО "Газпром" (около 86% акций).

Но как же тогда получается, что при этом ТНТ проводит редакционную политику, явно расходящуюся с интересами Российского государства, т. е. ОАО "Газпром" опосредованно участвует в активном разрушении общественной морали и этики, традиций и норм поведения? Как практически на народные деньги производится целенаправленное развращение российской молодёжи, наносится – доказанный медициной – урон психологическому здоровью нации?

Написание статьи уже подходило к концу, когда НТВ представило на суд зрителей новую передачу о любви. По названию похоже, что нас подводят к очередной "новой" трактовке этого понятия: "Сук@ любовь". Передачу доверили вести жеманному трансвеститу, видимо, знающему толк в этой разновидности животной "любви".

Напомним, что в основу современной западноевропейской культуры были положены идеи кальвинизма и протестантизма, которые разительно отличаются от православных идей, заложенных в основу Российского государства. Прежде всего, в восприятии последовательными протестантами материального успеха как проявления божественной благословенности.

И вот с приходом в Россию эпохи "дикого капитализма" нам настойчиво стали навязывать идеи либерализма, круглосуточно проповедуя, что мерилом всего в жизни являются деньги.

Мы не хотим показаться ретроградами, но если на каком-то медиаканале осуществляется целенаправленная пропаганда деструктивных идей, ведущих к разрушению общественной системы, то пусть тогда активы этих компаний будут проданы в частные руки, и тогда хотя бы будет понятно, кто и за что платит. Пора прекратить нам самим финансировать и лоббировать чуждые России интересы за счёт взымаемых государством налогов и дивидендов от других видов деятельности.

 

Сергей Ларченко, доктор философских наук

Георгий Михайлов

ОРЖ, 18.07.07

 

Россвязьохранкультура выживает эротику с платных телеканалов

 

Спутниковый телеканал «НТВ плюс» получил предупреждение от Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультуры) в связи с трансляцией программ эротического канала Hustler Gold. Этот канал чиновники признали порнографическим. Теперь в эфире «НТВ плюс ночной канал» вещает канал Blue Hustler, который транслирует более мягкую эротику.

Гендиректор «НТВ плюс» Дмитрий Самохин сообщил, что это «временная мера – «до выяснения обстоятельств». «Мы отправили в Россвязьохранкультуру письмо о нашем несогласии с ее решением, а также обратились с запросом к экспертам», – добавил он. «Никаких проблем с эротикой на платном телевидении быть не должно, так как так существует стопроцентная защита от просмотра детьми, – заметил гендиректор «НТВ плюс», передает «Эхо Москвы».

В Россвязьохранкультуре утверждают, что признали «НТВ плюс ночной канал» (Hustler Gold) порнографическим на основе экспертного заключения. «Изучив обращения граждан, мы обратились в экспертную организацию с просьбой определить, имеются ли признаки порнографии, – утверждает заместитель начальника управления надзора и правоприменительной деятельности в сфере СМИ Россвязьохранкультуры Николай Новиков. Получив положительный ответ, вынесли «НТВ плюс» предупреждение: канал нарушил ст. 4 закона «О СМИ» о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации». Эта статья, в частности, не допускает использование СМИ «для распространения материалов, пропагандирующих порнографию». Получив два предупреждения по ст. 4 закона «О СМИ» в течение 12 месяцев, средство массовой информации лишается свидетельства о регистрации СМИ.

Между тем участники рынка не помнят, чтобы кому-либо из них выносились подобные предупреждения. Эротические каналы всегда транслировались в платных пакетах: на них не распространяется запрет на показ эротики до 23.00 в открытом доступе, содержащийся в ст. 37 закона «О СМИ». Представители платных телеканалов опасаются, что в ближайшее время Россвязьохранкультура вынесет схожие предупреждения и другим операторам платного телевидения, пишет издание. «Очевидно, что пройдутся по всем, у кого есть Hustler, а он есть у всех», – говорит гендиректор «Корбины Телеком» Александр Малис. Гендиректор «Национального спутникового оператора» (брэнд «Триколор-ТВ») Вячеслав Мордачев заявил, что, «зная о проблемах «НТВ плюс», его компания эротический канал «заменила на канал просветительских программ».

 

Ольга Панфилова

«Новый Регион, 19.07.07

 

Батька в эпоху контролируемой анархии

Три взгляда на «Девять жизней»

 

Псевдоисторический сериал» – особый, чисто российский телевизионный жанр. О подлинной истории «людям ТВ» известно мало, а то, что известно, – колет глаза, отпугивая инвесторов и рекламодателей. Вот почему нынешнее отношение создателей теленовелл к истории собственной страны балансирует между слащавым придыханием гламурного эстета («Бедная Настя») и цинизмом живодёра-любителя («Сталин LIVE»).

Говоря о сериале про Махно, продюсер Вячеслав Муругов уверен: «В стиле Первого канала – выбирать интересные темы для своих сериалов». Будем точны: не темы, а жертвы.

«Девять жизней Нестора Махно» – попытка режиссёра Николая Каптана откреститься от своих коллег путём создания саги о личности, новой для нашего ТВ. Почему о батьке Махно вспомнили только сейчас – тайна сия велика есть. Дело в том, что по стилистике, игре, декорациям и режиссёрской трактовке этот фильм опоздал ровно на пятнадцать лет. Его следовало снимать во времена грабежа, выдаваемого за приватизацию, многопартийности, похожей на цыганское лоскутное одеяло, и уездного бонапартизма – во главе с местечковыми Наполеонами. Ельцинское «Берите суверенитета, сколько сможете проглотить» – это ведь то же самое примитивное махновское представление об анархизме!

В начале 1990-х сага про Махно стала бы простым и доходчивым оправданием философии беспредела, а батьку Махно считали бы метафорическим портретом президента Ельцина. Уверен, в Думе уже тогда заседала бы фракция анархистов. Ныне же от них остался только бывший ярый анархо-синдикалист, а ныне скромный депутат Андрей Исаев, мирно занимающийся трудом и социальной политикой.

Сегодня мы живём в эпоху контролируемой анархии. Нам предоставлено право лишь думать, что мы свободны. Полная свобода действий – только в наших головах. Может быть, это и есть исполнение мечты Бакунина и Кропоткина?

Выпущенный на экраны сегодня сериал выпалил, как холостой патрон: немного шума, чуть больше запаха – и никаких последствий. Получилось предельно схематичное жизнеописание, напоминающее по своей структуре советские биографические драмы времён «малокартинья»: «Академик Иван Павлов», «Композитор Глинка» и т.п. Каждый жизненный этап батьки иллюстрируется картинкой, похожей на сильно ретушированную открытку. И оттого весь сериал принимает вид подарочного альбома, в котором нет главного – жизни.

Каждая предыдущая попытка создать образ батьки на экране чем-то запомнилась. Владимир Кучеренко – в немом чёрно-белом фильме «Красные дьяволята» (1923) – и в жизни стал бандитом, расстрелянным НКВД. Борис Чирков в картине «Александр Пархоменко» (1942) запомнился бессмертной и застольной «Любо, братцы, любо…». «Махно» Валерия Золотухина в драме «Салют, Мария!» (1970) знаменит тем, что его хотел сыграть Высоцкий – да не смог. Был ещё Алексей Крыченков в «Хождении по мукам» (1977), создавший самый омерзительный образ Махно. Не стоит забывать и замечательный документальный сериал «Нестор Махно – Петрушка русской революции» (1998), полный здорового ёрничества и подлинного историзма.

А чем запомнится свежий сериал? Да, наверное, ничем!

Общее впечатление: опереточность, возведённая в принцип. Опереточный портной-еврей, опереточный Лёва Задов, опереточные друзья батьки, опереточные немецкие гусары, опереточные петлюровцы. С каждой сценой нарастает недовольство: да когда же они запоют – как в «Свадьбе в Малиновке» – и кинутся отплясывать на чисто подметённой деревенской площади? Очевидно, мешает музыка: авторы сериала что-то напутали и заказали саундтрек, более подходящий для эротического триллера в стиле «Основного инстинкта».

Понятно, что в годы Гражданской войны царила большая путаница: вопрос «кто за кого» был вопросом жизни и смерти. Но тогда почему сериал населён странными существами, которые – как переевшие рыбки в аквариуме – меланхолично движутся на фоне зелёной растительности? Актёры в ролях исторических личностей – Ленина, Троцкого, Деникина – играют как бы нехотя. Неужели стесняются? Эти картонные персонажи выскакивают в кадр, словно ассистент режиссёра подгоняет их ногами. Работа актёров в целом наглядно показывает, как действует приём, обидно названный зарубежными киношниками russian slo-mo – «тягучие русские съёмки».

Творческий подвиг режиссёра Николая Каптана заключается в попытке соединить несоединимое: в стиле советского биографического фильма осуществить ревизию теории и практики анархизма на примере отдельно взятого атамана. «Идейных» атаманов в революционной России было множество – и многие куда умнее и способнее Махно. Просто Махно оказался самым заметным.

Отказавшись от психологического анализа личности Махно, режиссёр всю психологию взвалил на декорации, окружение и малороссийский акцент. Получилась серия сцен, соединённых одним действующим лицом, поучающим окружающих. Исполнитель роли Нестора Махно – Павел Деревянко – провалил эту роль как сумел. Не помогло даже чтение перед съёмками трудов батьки. Павел Деревянко все двенадцать серий провёл не в сражениях за идеалы анархии, а в борьбе с самим собой: то ли играть заданный образ Махно, то ли просто оставаться хорошим актёром. Он честно признаётся: «На самом деле я лишь к концу съёмок понял, как на самом деле надо было сыграть Махно по-настоящему. Хотя и тот, которого я сыграл, тоже Махно. Только немного другой». Спасибо и на этом.

На одном внешнем сходстве с Махно роль спасти не удалось. Внутренняя сила батьки так и осталась для зрителя тайной. Деревянко-Махно неубедителен, стеснителен, играет робко и осторожно, словно ищет гать в болоте сценария. Его малороссийский акцент чем-то схож с речью няньки Вики из другого известного сериала. Всеми силами стараясь уйти от карикатурного батьки в стиле «пана атамана Грициана Таврического», он так и не смог убедительно показать хуторянского демагога, бандитского стратега и кровавого палача, кем Махно и являлся на самом деле.

О прочих актёрах и говорить не приходится. Это – ходячие маски с набором исторически проверенных аксессуаров: Ленин – суетлив и бородат, Деникин – размерен и благороден, Лёва Задов – мордат и тяжёл, Троцкий – в пенсне. Они вращаются вокруг Нестора, как планеты вокруг Солнца. И при этом – болезненно напряжены, словно опасаются, что их уволят. Опасение актёров понятно: их игра и лица не запоминаются, и поэтому такая замена пройдёт для зрителя безболезненно.

Впрочем, это всё-таки просто сериал Николая Каптана с Павлом Деревянко, а не историческая монография. Может быть, так и надо показывать историю по телевизору: беречь нервы зрителя и экономить искусственный заменитель крови?

 

Николай РОМАНОВ

 

Защитим бедную Клио

 

Напомним, что муза Клио издавна служит покровительницей истории – дочь Зевса, спутница Аполлона, это весьма высокий уровень на Олимпе. Веками почиталась эта славная муза деятелями искусства, грехи в отношении её сурово осуждались. Но вот в последние полтора-два десятилетия телевидение наше музу Клио стало унижать, оскорблять, даже подвергать пыткам.

В историографии и мемуаристике жизнь и дела Махно изучены, пожалуй, лучше и полнее, нежели жизнь других знаменитых персонажей Гражданской войны, – так называемых белых пятен, по сути, нет. Чтобы исказить образ Махно и возглавляемого им крестьянского повстанческого движения, боровшегося и с белой, и с красной диктатурой, надо было очень постараться. Изготовители данного сериала постарались.

Вот развёрнутая сцена: мост через Днепр, его занял отряд махновцев, а с другого берега идёт группа русских офицеров, на дворе стоит, как можно догадаться, лето 1918 года (фильм-то «исторический»!). Офицеры в горячий солнечный полдень идут в наглухо застёгнутых шинелях и даже заматывают на шею башлыки. На поясах – кавалерийские шашки, хотя это явные пехотинцы (в пешем бою, в атаке или в окопах это оружие – только помеха). Изумительно и другое – офицеры открыто шествуют в погонах, а на гимнастёрках – иконостас орденов. Напомним: будущие белые офицеры пробирались на Дон, переодевшись в солдатскую форму (тот же генерал Корнилов, например). Юг России был оккупирован немцами, и они не позволили бы враждебным им белогвардейцам так свободно путешествовать. Махно в фильме обвиняет офицеров в том, что они идут к его злейшему врагу – Каледину. Однако знаменитый казачий генерал Алексей Максимович Каледин застрелился в Новочеркасске ещё 11 января 1918 года.

Известно, что летом 1919 года Махно нелегально пробрался в Москву и встречался в Кремле с Лениным. Уж сколько раз показывали в кино вождя русской революции! Целая лениниана сложилась, и участвовали в ней выдающиеся актёры. Нет-нет, составители сериала про Махно никак вроде бы унизить вождя не собирались. Но сам-то их фильмик так убог, что и Ленин у них выглядит каким-то... ну, странным, скажем так. Он явно староват и толстоват, голос без его привычной картавости, как будто диктор закадровый текст читает. Напомним, что реальному Ульянову-Ленину было тогда всего 48 лет, он был здоров, быстр и подвижен – «отравленные пули» от Фанни Каплан ему ещё предстояло получить. Перед нами не «клевета» на Ленина, а просто очень плохая работа.

Жизнь батьки Махно – беспрерывная война. Батальные сцены должны были бы занимать значительное место. В сериале и тут всё получилось кое-как. Снимали его с местечковым скопидомством, каждый лишний грош сберегали, а постановки развёрнутых батальных картин – дело затратное. И вот видим крупный план: пулемётчик со зверски искажённой физиономией палит в разные стороны. Затем общий план: панорама по полю, где аккуратно разложено некоторое число статистов, одетых в соответствующую военную форму (или без неё). Для «оживляжа» Нестор Иванович часто и лихо скачет на коне. Конечно, кино – не фотохроника, но Махно конником был слабоватым, ибо молодость свою целиком просидел в тюремных камерах. Кстати уж говоря, Василий Иванович Чапаев в реальной жизни тоже на лихих конях в атаку не летал, а передвигался по большей части на автомобиле. Но в «Чапаеве» возник замечательный образ народного героя. Махно тоже был народным героем, но... тут иное исполнение.

Объективности ради необходимо отметить, что актёру Павлу Деревянко удалось вопреки слабому драматургическому материалу создать выразительный и вполне исторически достоверный образ. Был у Деревянко блистательный предшественник – замечательный русский актёр Борис Чирков. Но образ Махно, им созданный, не походил на боевого народного вожака, то был лихой, дикий и пьяный атаман разбойнической шайки. Разумеется, подлинный Нестор Иванович таким не был.

И тут в образе главного героя, защитника угнетённого народа, возникает у зрителей неожиданная перекличка с современностью. Это, увы, не заслуга авторов сериала, а дальний отсвет самого исторического героя. Присмотримся же и прислушаемся. Вот Махно беседует с хозяином фабрики, которая переходит к рабочим. Тот объясняет Нестору, ссылаясь на политэкономию, что значительное повышение зарплат снизит конкурентоспособность продукции, упадёт производство, рабочие места придётся сокращать... Как это похоже на «политэкономию» нынешнего Грефа! Так и слышишь сегодняшнее: «Стабфонд нельзя трогать… инфляция... конкуренция...» Но Махно своего «Грефа» не послушался, он ясно понимал – нельзя морить трудящихся нищенской зарплатой и при этом наживаться на их труде.

И ещё: петлюровский идеолог соблазняет простодушного, как он полагает, Нестора: «Симон Васильевич Петлюра против российского самодержавия и большевиков, он демократ, не надо вражды, пусть богатые помогают бедным, а фабриканты и рабочие станут дружить...» Какие знакомые слова, их мы тоже слышали недавно во времена пресловутых «реформ». Но Махно оказался умнее будущих российских избирателей и этим сказочкам не поверил.

В сериале некоторым образом отражён и национальный вопрос. Как же? Очень осторожно, однако вполне определённо. Из всех политических сил хуже всего показаны русские белогвардейцы – жестокие, высокомерные, презрительные к трудящимся. Большевики бранятся, но они всё же явно посимпатичнее, и не только бывший матрос Дыбенко, но и жестокий сподвижник Троцкого комиссар Антонов-Овсеенко. A вот петлюровцы, с которыми беспощадно бился Нестор и его хлопцы, представлены скупо и, по сути, безоценочно. Понятен намёк создателей исторической картины, претендующей на достоверность?

Не обойдён и «еврейский вопрос». В фильме показан некий Лейба, пожилой человек, командующий у Махно еврейским отрядом. Отряд сражается на самом опасном участке, обороняя от белогвардейцев махновскую столицу Гуляйполе. Но в действительности было, мягко говоря, не совсем так. Да, в армии Махно имелась так называемая еврейская рота, которой командовал молодой вполне Александр Тарановский, но рота занималась не обороной Гуляйполя, а охраной еврейских местечек от грабителей – белых, красных и – что делать? – от самих же махновцев.

Перечислять же все бесчисленные огрехи сериала в смысле его исторической достоверности не станем, для этого потребовался бы целый трактат.

 

Сергей СЕМАНОВ

 

Махновая история

 

СИТУЁВИНА NEXT

 

Будущее отечественного кинематографа светло и безоблачно. Во всяком случае, в части исторических фильмов и сериалов. Последних особенно. Что и продемонстрировал сериал «Девять жизней Нестора Махно». Последних серий фильма не видел, врать не буду, но как-то с трудом верится, чтобы, начиная с шестой-седьмой серии, кинематографическое нечто переросло в эпическое полотно об одной из ярчайших личностей русской революции.

Однако фильм получился. Такой вот парадокс. Потому что зацепил за живое, потому что, несмотря на все публичные заклинания о конце Гражданской войны, она в России не закончилась. Так же как не закончился ХХ век.

Хотя из ХХI таки насквозило. Практически все персонажи фильма разговаривают на языке MTV, словечки «типа», «ситуёвина», «реально» в равной мере украшают речь революционных матросов и белых офицеров. С офицерами особенно забавно. Представить себе хуторянина, говорящего дворянину: «Слышь, мужик!» – в реалиях 17-го года невозможно. Бог с ними, будем считать это лингвистической трансплантацией Яна Арлазорова в русскую историю XX столетия. Тем более что мова у них почти одна и та же.

Жаль только, что на этом фоне теряется убедительная актёрская работа Павла Деревянко. Но дело опять-таки не в этом – не в поспешности, затянутости и прочих недочётах. И даже не в том, что вместо популяризации истории получается её идиотизация. Дело в том, что зацепило. И не меня одного.

 

ПОДСКАЗКА ГЕНИЯ

 

Секрет, видимо, в том, что сама фигура батьки Махно чрезвычайно притягательна. Так же как и та гуща русского крестьянства (без разделения на малороссов и великороссов) с его «стихийным анархизмом» (по Ленину), которая в фильме, несомненно, показана. Недаром наш национальный поэт чутьём гения именно в Махно увидел руководителя восставшего русского крестьянства. Я говорю о драматической поэме Есенина «Страна негодяев» и о главном герое этого произведения – руководителе повстанцев Номахе. И если с перевёртышем (Номах-Махно) в имени главного героя драмы всё понятно, то вопрос с названием самого произведения лично мне долго не давал покоя. Ну не мог Сергей Александрович свою сокровенную и по большому счёту единственную любовь – Россию – назвать страной негодяев. Геббельс мог. Какой-нибудь диссидент (как правило, несидент) мог. А Есенин нет.

И вот благодаря фильму перечитал это произведение (на мой взгляд, одно из наиболее значительных о крестьянской войне в большевистской России 20–30-х годов). Жаль, что авторы сценария и режиссёр, судя по всему, этого не сделали. Открыли бы для себя много нового.

Хотя бы из реплик есенинских комиссаров: «американца» Рассветова и «гражданина Веймара» Чекистова (неслучайны аналогии с «чартерным» пассажиром Троцким и «пломбированным» Лениным).

Страна негодует на нас. // В стране ещё дикие нравы. // Здесь каждый Аким и Фанас // Бредит имперской славой. // Ещё не изжит вопрос, // Кто ляжет в борьбе из нас. // Честолюбивый росс // Отчизны своей не предаст. // Интернациональный дух // Прёт на его рожон. // Мужик если гневен не вслух, // То завтра придёт с ножом…

«Страна негодует на нас…» – вот откуда «Страна негодяев». Не негодных, а негодующих. Русское крестьянство, 7/8 населения России, обречённых на уничтожение и «перековку» чекистовыми и троцкими. Становятся понятны и слова Сталина, сказанные Черчиллю, что во время Сталинградской битвы он волновался меньше, чем в годы повсеместных крестьянских восстаний против власти большевиков. Становится понятным и то поразительное упорство, с которым противостояла русская деревня своему истреблению.

Это вам не цыплёнок жареный с горилкой и чёрными флагами. Увидеть в личной трагедии Махно трагедию крестьянской России – вот, пожалуй, единственная возможность достоверного исторического повествования о нём и о его времени. Осуществлённая с благожелательной подсказки гения.

Но это будет уже совсем другое кино. На другом ТВ. И в другой России.

 

Алексей ШОРОХОВ

 

«Ядра – чистый изумруд»

 

Благополучно окончился венчанием сериал «День гнева» на НТВ, но язык не повернётся назвать этот сериал благополучным. Нет, это, скорее, откровенная, наскоро сляпанная чепуха. Избалованные малолетки разъезжают по Зауралью на «Ягуаре», легко справляясь с отпетыми мошенниками, бандитами, милицией и прочими органами. Всё это приправлено кучей изумрудов, немецкой полицией и свадьбой в православном храме. Как занесло в этот сериал великолепного актёра Виктора Сергачёва – неужели изумрудами платили? Главную роль как бы играет Маша Сёмкина, уже засветившаяся в прошлом году в такой же откровенной халтуре под названием «Всё включено». Тоже изображала богатую наследницу, также надувала силиконовые (?) губки, только там всё было приправлено турецкими курортами, но уровень тот же. Господа продюсеры, сценаристы и режиссёры, раз вы (как призналась в одном из интервью г-жа Сёмкина) её так «хотите», то, пожалуйста, купите ей ювелирный бутик или отель на Лазурном берегу, и пусть там она показывает свои разнообразные умения, а нас, зрительниц, пощадите.

 

Людмила СОСНОВА

 

Расстрелянные генералы

Новые мифы и старые герои

 

На канале ТВ Центр начался показ документального сериала «Генералы» о военачальниках Великой Отечественной войны, по тем или иным причинам мало известных широкой публике. Герой первого фильма – генерал Михаил Григорьевич Ефремов. Прославился он ещё в Гражданскую войну, когда силами одного железнодорожного полка выбил из Баку 30-тысячную армию контрреволюционеров и тогда заслужил полное доверие Сталина, называвшего его «русским грузином». Ефремов сыграл важнейшую роль в спасении Москвы осенью 41-го. Весной 42-го под Вязьмой его армия попала в котёл, но упорно сражалась, не сдалась в плен, прорываясь к своим. Из 33 тысяч бойцов лишь 800 удалось вырваться из окружения, сам генерал был тяжело ранен и, чтобы не попасть в плен, покончил с собой.

Трагическая, героическая военная история. Теперь, когда прошло много лет, можно спокойно рассказать, как всё было на самом деле, но ведущий сериала Леонид Млечин взамен советских мифов создаёт новые, посмертно стравливая участников событий: Ефремова с Жуковым, Шапошниковым и Сталиным. Сталин спас Ефремова от репрессий в 38-м, а в 43-м, когда Паулюс вместе с почти стотысячным войском сдался под Сталинградом, он с гордостью вспоминал о несдавшемся Ефремове. В 46-м по приказу Сталина Ефремову и его разбитой армии (уникальный случай!) в Вязьме был установлен памятник. Но это явно не нравится Леониду Млечину, ему нужен коварный, кровавый Сталин, погубивший группировку Ефремова, ему нужен коварный, беспощадный Жуков, заваливший немцев трупами русских солдат. Насаждается уже порядком набивший оскомину либеральный, в духе предателя Суворова-Резуна, штамп о Великой Победе, которая стала возможна не благодаря мужеству всего народа, а вопреки «бездарным сталинским генералам», – миф, оскорбляющий память тысяч героев.

И зачем Ефремова в фильме так часто называют «русским грузином», который лучше умрёт, чем предаст, «русским грузином», для которого честь важнее жизни? Простите, но Ефремов был русским, а погибших, но не сдавшихся во время войны в плен грузинских генералов я не знаю.

В прошедшее воскресенье очередная серия «Генералов» была посвящена «герою Испании» и одному из виновников катастрофы 41-го года генералу армии Дмитрию Григорьевичу Павлову. Сказано и написано о нём очень много, и плохого и хорошего, он – персонаж многих фильмов. Зачем о нём ещё раз вспомнил канал ТВ Центр? Чтобы рассказать что-то новое? Ведь сейчас открываются архивы, историки на их основе пишут новые книги, тайное становится явным. Но ничего нового документальный сериал не рассказал, наоборот – ещё больше запутал.

Безусловно, громадная ответственность за поражения 41-го года лежит на Сталине – это общеизвестно, но почему напрямую отвечающий за Западный фронт генерал Павлов, обладавший достоверной информацией о грядущем нападении немцев, никаких мер для спасения ситуации или хотя бы для смягчения удара не принял? Вспомним, что многие руководители военно-морского флота оказались к внезапному нападению готовы, они, рискуя погонами, не боясь нарушить какие-то директивы, до начала войны привели войска в боевую готовность. Почему ничего не предпринял Павлов? Почему авиация в прямом смысле проспала нападение и была почти полностью уничтожена на аэродромах, так же как и советские танковые группировки? Или он что-то предпринимал? Ведь генерал армии Павлов, как подробно рассказывается в фильме, был не только опытным, но и весьма прогрессивным «танковым генералом», одним из энтузиастов переоснащения армии самым современным оружием.

В фильме говорится, что на допросах ему припомнили контакты с Тухачевским и то, что он высказывался против уничтожения книг Троцкого, однако расстрелян он был не как «враг народа», а с формулировкой «за трусость, позорящую звание командира, оставление врагу оружия без боя, самовольное оставление позиций».

Леонид Млечин в этой серии не участвовал (и слава богу!), но и его отсутствие не спасло фильм от путаницы: так кем же всё-таки был Павлов, героем или трусом? И почему он поставлен в один ряд с несомненным героем Ефремовым?

 

Алексей СОРОКИН

 

ЛГ, 25.07.07



[1] Штатовских.


Реклама:
-