Журнал «Золотой Лев» № 121-122 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

П.А. Шашкин,

сотрудник Отдела внешних церковных связей

Московского Патриархата,

кандидат философских наук

 

Демократия в контурах нового мирового порядка[1]

Христианский взгляд на современные проблемы социально-экономического развития

 

В последнее время вокруг понятия «демократия» не стихают многочисленные дискуссии. Абстрагируясь от обсуждения смыслового наполнения этого термина, хотелось бы обозначить христианский взгляд на те глобальные социально-экономические условия, в которых демократия призвана существовать, и предложить, исходя из имеющегося обширного православного, католического и протестантского опыта, свое видение наиболее, на мой взгляд, оптимального пути реализации данной концепции.

Примечательно, что дискуссия вокруг демократии развивается на фоне другого не менее интересного диспута о соотношении секулярной концепции прав человека и традиционных ценностей, в первую очередь религиозных, инициатором которого стал Всемирный Русский народный собор, озвучивший идею альтернативного прочтения концепции прав человека. Представляется, что картина демократии была бы неполной без определенного анализа того, в какой именно экономической парадигме придется ей действовать и с какими вызовами столкнуться.

Казалось бы, российская демократия набирает обороты, опираясь на огромные энергетические ресурсы, но насколько долговременным будет этот успех? Представляется необходимым, учитывая имеющийся опыт христианских конфессий и международных межхристианских организаций, наметить некоторые политические и экономические контуры, в которых выстраивается новая российская государственность. Проблемы, с которыми сталкивается Россия, уже давно и активно обсуждаются на межхристианских форумах применительно к другим развивающимся странам. Мы, увы, не одиноки ни в своих ошибках, ни в своих стремлениях изменить новый глобальный мировой порядок, несправедливость которого становится все более и более очевидной. Свою ощутимую лепту в эти дискуссии продолжает вносить и Русская православная церковь. В этом смысле показательным является отношение глобалистов к так называемому первому и второму поколению прав человека – правам политическим и социально-экономическим, для признания которых частью международного права так много было сделано нашей страной. На этом я хотел бы остановиться более подробно.

 

Неолиберализм и христианство. Конфликт ценностей.

 

Последние события на мировой арене, появление новых форм неоколониализма и практика двойных стандартов убеждают в том, что разрыв между теорией прав человека и практикой их реализации огромен. Представляется, однако, что причины происходящего коренятся в самой неолиберальной трактовке прав человека, в том числе применительно к агрессивной экономической политике стран «первого мира».

В наше время становится все более очевидной тенденция использования концепции прав человека в качестве одного из ключевых элементов глобалистской секулярной квазирелигии, своего рода базовой составляющей мировой неолиберальной политики, направленной на тотальную унификацию образа жизни и подавление инакомыслия под лозунгами насаждения «свободы», «демократии» и «рыночной экономики». Любая попытка сопротивления этим «ценностям» автоматически служит показателем «недемократичности» и поводом для применения дубинки «гуманитарных интервенций». С самого начала хочу оговориться, что в моем понимании мировое идеологическое противостояние сейчас разворачивается не по линии конфликта либеральных и консервативных ценностей (благо и те и другие, хотя и в разной степени, имеют своей основой ценности традиционные, в том числе религиозные). Конфликт ценностей разворачивается по линии ценностей квазилиберальных (или, если угодно, неолиберальных) и ценностей традиционалистских. Классическое видение концепции прав человека через призму традиционных, в том числе религиозных, ценностей, как правило, отрицается сторонниками глобализма, уступая место либертарному пониманию прав человека в качестве абсолютно «объективной и неизменной» реальности, в центре которой якобы находится человек. Впрочем, если присмотреться более внимательно, то окажется, что человек этот лишен каких-либо нравственных ориентиров, национальной принадлежности и экономической независимости, он своего рода идеальный объект для манипуляций и экспериментов, подопытный материал. Защита прав именно такого человека по понятным причинам находится в центре внимания западной общественности.

Неолиберальное понимание прав человека (я сознательно делаю акцент на слове «неолиберальное», поскольку от классического либерального понимания прав человека западная политическая элита постепенно отходит) уже стало своего рода «библией» глобализма – проекта, направленного на захват власти и навязывание «гуманистических» ценностей всему человечеству в качестве универсальных.

По сути, неолибералы подвергают ревизии не только традиционные взгляды на государство, нацию, мораль, но и на фундаментальные либеральные ценности. Происходит своего рода подмена понятий. Взять хотя бы либеральное понимание демократии, правового государства и собственности.

Представительная демократия в современном мире нередко подменяется властью бюрократии (наглядной иллюстрацией может служить очевидная слабость представительных органов ЕС на фоне всесилия брюссельской бюрократической машины), правовое государство – правом сильного (или, что то же самое, богатого), равенство всех форм собственности – фактическим доминированием частной собственности и культом приватизации. Целью этого глобального проекта является, по сути, построение бесконтрольной олигархической транснациональной власти, отвергающей всякую и любую национальную традицию и самобытность, если она каким-то образом не вписывается в новый мировой порядок.

Итак, ситуация в современном мире характеризуется системным кризисом демократии – важнейшие решения в экономической и политической сферах принимаются не избираемыми политиками, а чиновниками международного уровня, руководством транснациональных корпораций, информационной элитой. Затем эти решения навязываются большинству стран мира под лозунгом безальтернативности. Это касается как сферы международных отношений, где открыто попирается принцип суверенного равенства государств, что особенно становится очевидным, если посмотреть на механизмы принятия решений в международных организациях, так и внутригосударственного устройства органов власти, где очевидно резкое снижение роли представительных органов власти в принятии ключевых решений. Цель этой политики – максимальная концентрация политической власти и материальных ресурсов в руках немногих. Результат – разрушение социальной сферы, тотальная приватизация, фактическая потеря национальными правительствами рычагов управления, экономическая и политическая маргинализация большинства населения, попрание демократических прав.

Кроме того, существующая неолиберальная модель политического и экономического развития явным образом нарушает экономические, социальные и культурные права человека. Ведь с позиции права нарушение международными финансовыми организациями (МФО), такими как Всемирный банк и МВФ, признанных стандартов прав человека при проведении экономической политики является нарушением принципов, имеющих верховенство над другими международными обязательствами, в частности, является прямым нарушением Всеобщей декларации прав человека и тех целей, ради которых эти международные финансовые организации, собственно, и создавались Организацией Объединенных Наций.

Формируемое неолиберализмом социальное неравенство постепенно приобретает новые агрессивные формы: неприемлемый уровень бедности соседствует с высоким уровнем благосостояния небольших групп населения. В свою очередь, экспансия экономического глобализма неизбежно выливается в военно-политическую экспансию развитых стран – неоколониализм. Первая представляет собой идеологию, направленную на поддержку и легитимизацию власти неолиберальных структур и проведение политики неолиберальной капиталистической глобализации. Суть данной парадигмы заключается в том, что человек рассматривается в качестве товара в условиях рыночной экономики. Одновременно с этим снижается роль национальных правительств в обеспечении гармоничного и устойчивого социального развития, проводится в жизнь политика монетаризма, направленная на постепенный уход государства из сферы регулирования экономики, тотальную приватизацию и создание нерегулируемой рыночной экономики. Главная ставка при этом делается на частный капитал и нерегулируемые рынки с целью концентрации ресурсов и содействия экономическому росту.

В результате, ставя во главу угла капитал и экономический рост любой ценой, неолиберализм рассматривает все в качестве товара, имеющего свою цену, сакрализирует жизнь во имя стяжания и конкуренцию, которая провоцирует рознь как между отдельными людьми, так и между государствами.

Неолиберальная парадигма «глобальных свободных рынков» способствует концентрации невиданного ранее количества материальных ресурсов в руках незначительного меньшинства людей. На 20% наиболее богатых людей в мире приходится 86% потребления товаров и услуг. Ежегодный доход 1% богатых равен ежегодному доходу 57% бедных. В центр общественной жизни поставлены культ денег и стандарты монетаризма, в особенности экономический рост, нацеленный на концентрацию капитала.

Давление, оказываемое для поддержки кредитоспособности и конкуренции на глобальном рынке, в свою очередь, наносит ущерб политической воле национальных правительств инициировать и проводить в жизнь сильную социальную политику. Разрушение системы социального обеспечения, сокращение бюджетных расходов на здравоохранение и образование отражает тот факт, что национальные правительства по всему миру теряют контроль над своими финансами, бюджетами и проводимой политикой.

Для примера обозначим несколько принципов неолиберального глобализма, прямо нарушающих права человека:

– только те, которые обладают собственностью и способны участвовать в заключении сделок, имеют право становиться участниками экономической деятельности и быть полноправными членами общества;

– существующий мир состоит из индивидуумов и корпораций, которыми двигают их частные интересы, поэтому общество представляет собой лишь простую совокупность эгоистических интересов и права человеческих сообществ не подлежат защите;

– любой труд может быть объектом собственности и продажи на рынке;

– экономический рост посредством создания «свободных рынков» является первостепенной задачей, только с помощью данной экономической модели возможно искоренение бедности и обеспечение устойчивого развития;

– экономический рост требует «созидательного разрушения», при котором «неэффективным» видам деятельности позволяется погибнуть, уступая место успешным предприятиям, использующим передовые технологии;

– частные корпорации всегда экономически эффективнее, чем государство (при этом как-то забывают, что данный постулат противоречит важнейшему праву человека – праву на достойное управление через демократические институты, которые обязаны регулировать движение капитала и функционирование рынка с учетом потребностей большинства людей);

– реализация концепции «свободного рынка», «свободной торговли», саморегулирования и конкуренции, которыми, по выражению Адама Смита, управляет «невидимая рука», являются абсолютной истиной, единственно правильным вектором экономического развития. С христианской точки зрения очевидно, что никакая божественная сила рынком не управляет. Это – сфера действия свободной человеческой воли. В любом случае «свободные рынки» объективно не свободны, поскольку в действительности рыночный капитал контролируется в целях обеспечить максимальную прибыль его владельцам. Либерализация только «освобождает» капитал от социальной ответственности и ведет к деградации роли национальных государств.

Противоречие приведенных выше постулатов неолиберализма христианским ценностям неоднократно констатировалось экуменическим сообществом: достаточно назвать ставшие знаковыми решения Генерального совета Всемирного альянса реформатских церквей (июль–август 2004 года, Аккра) и Генеральной ассамблеи Всемирного совета церквей (февраль 2006 года, Порту-Алегри).

 

Христианский проект модернизации

 

Необходимость позитивной альтернативы неолиберализму, основанной на уважении национальных и религиозных традиций, солидарности и социальной справедливости, сейчас очевидна. Она осознается не только православным миром, но и Римско-католической церковью и протестантскими сообществами. Христианское общественное мнение уже давно пришло к единому мнению о нужности альтернативного проекта модернизации. В противном случае конфликт неизбежен – но не пресловутый конфликт цивилизаций, а глобальное противостояние «золотого миллиарда» и всего остального человечества. От того, сможет ли политическая и экономическая элита развитых стран выработать более справедливые формы глобального развития, во многом зависит путь, по которому пойдет человечество в третьем тысячелетии – будет ли это поступательное движение к гармонично развитому человеческому общежитию либо мир снова ожидает череда кризисов и революций.

Какой же ответ может дать христианство на этот вызов? Думается, что таким ответом должна стать концепция социального консерватизма или социального патриотизма, основанная на принципе сочетания идей сильного социального государства и верности национальным культурным традициям, укорененным в культуре христианского универсализма.

По точному выражению председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, «общение в многообразии, свободное сотрудничество целостных общин, хранящих свои традиции и свой образ жизни, может быть нашим ответом на вызов унификации и глобализации». Необходим равный, партнерский диалог, именно диалог, а не слияние с религиозными и философскими традициями, противостоящими неолиберальной унификации и нравственному релятивизму.

В сложившихся условиях Русская православная церковь справедливо уделяет особое внимание вопросам экономического развития России, акцентируя внимание на проповеди нравственного отношения к материальным благам и воспитанию социальной ответственности предпринимательского сообщества, созданию нравственной атмосферы в обществе с целью развития национального производства и модернизации экономики. Свидетельством этого стали результаты проходящих при активном участии Русской православной церкви Всемирных Русских народных соборов, в итоговых документах которых нашли отражения основные положения православной парадигмы экономического развития применительно к реалиям современной России.

Еще VII Всемирный Русский народный собор, проходивший в 2002 году и посвященный теме «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России», в своем Соборном слове заявил:

 

«Вновь и вновь свидетельствуем: традиционные духовно-нравственные ценности, веками определявшие наш жизненный уклад, и поныне являются основой русской цивилизации как единого пространства для бытия всех народов нашей Отчизны – России. Эти ценности должны быть с новой силой утверждены в нашем Отечестве и народе. Они способны ярко проявиться в трудовой и хозяйственной жизни <…> После периода бурных перемен Россия стремится к стабилизации общественной жизни. Это сделало возможной глубокую дискуссию о результатах экономического развития последних десятилетий, о путях построения процветающего и справедливого общества». Говоря об имеющихся тенденциях в российской экономике, Собор наряду с очевидными успехами отметил и крайне негативные тенденции, характерные для стран, экономика которых подверглась неолиберальной экспансии: «Нищета миллионов стала соседствовать с вызывающей роскошью единиц <…> Даже те, кто вполне может и желает трудиться, подчас сталкиваются с невозможностью реализовать себя <…> Страна оказалась практически лишена многих высокотехнологичных отраслей промышленности, за которыми сегодня будущее. Сформировалась доминанта сырьевой сферы, в перспективе не способной дать нации прочную экономическую почву под ногами. Причем средства, получаемые от продажи сырья, слабо вкладываются в модернизацию национальной экономики. Несовершенство законодательства, низкая степень национального самосознания и ответственности предпринимателей привели к массовому оттоку капиталов из регионов в центр и из страны за ее рубежи. Административный произвол и бюрократические злоупотребления сдерживают развитие предпринимательства, ставят малый и средний бизнес на грань выживания».

 

В качестве выхода из возникшего тупика Собор предложил развивать традиционные и новые формы хозяйствования, основанные на законах православной трудовой этики, которые нуждаются в раскрытии и формулировании. Собор отметил, что «развитие мировой экономики, в которой страны и народы становятся все более взаимозависимыми, приносит новые возможности и новые угрозы. Россия должна включиться в это развитие как сильная и самобытная страна. Она окажется в зависимом положении, если не сделает качественного рывка в сферах науки и высокотехнологичной промышленности, если ее товары и идеи не окажутся конкурентоспособными, если она не станет полноценным, активным участником выработки глобальных экономических стратегий и правил».

В развитие этих идей VIII Всемирным Русским народным собором в 2004 году был принят Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании, сформулировавший основные постулаты экономической этики, опираясь на нормы библейской морали, общие для всех традиционных религий России. Документ отразил ключевую мысль многих православных экономистов: ресурсы, которыми располагает общество, должны использоваться для улучшения положения конкретного человека и развития его духовного потенциала, именно поэтому важно обеспечить более высокий уровень корпоративной социальной подотчетности частного бизнеса, гарантируемой через внедрение механизмов социальной ответственности. Свод получил широкую поддержку экономической и политической элиты страны, был одобрен Межрелигиозным советом России, в котором представлены ведущие религиозные общины.

Проходивший в 2006 году X Всемирный Русский народный собор, главной темой которого стали права человека, еще раз подчеркнул, что духовные и культурные традиции должны стать органической составляющей будущего развития страны, в том числе в сфере экономики, что залогом устойчивого развития и общего благополучия является поступательное движение с опорой на все то лучшее, что есть в национальном историческом наследии. В его итоговом документе – Соборном слове – особо подчеркивается, что сырьевая отрасль не должна доминировать в современной России, что

 

«средства, получаемые от продажи сырья, должны не лежать под спудом, но разумно вкладываться в модернизацию производства, в развитие инфраструктуры, в образование, науку и культуру, в национальные проекты. Лучшие достижения отечественной науки и техники, поддержанные государством и предпринимательством, должны способствовать внедрению в производство высоких технологий».

 

Собор отметил тот факт, что проблемы национального хозяйства нельзя разрешить, не вспомнив о моральном и духовном состоянии общества, которое во многом обусловлено низкой степенью ответственности чиновников, предпринимателей и работников.

Наконец, состоявшийся в марте сего года XI Всемирный Русский народный собор, посвященный теме «Богатство и бедность: исторические вызовы России», обратился к проблеме растущего социального неравенства в нашем обществе, охарактеризовав ее как величайшую угрозу национальной безопасности страны.

 

«Порочный курс на личное обогащение в ущерб интересам государства и народа, – говорится в Соборном слове, – чужд исторически сложившемуся российскому общественному укладу. Не имеет перспективы и ставка на замену олигархической модели бюрократической системой управления. Обе они не в состоянии решить проблемы коррупции, включая расхищение государственных средств, инфляции, сокращения населения, кризиса социального обеспечения, науки, образования <…> Проблему бедности следует решать конкретными политико-экономическими средствами с учетом краеугольных ценностей, присущих нашей национальной традиции <…> Сокращение разрыва между богатыми и бедными должно стать приоритетом государственной экономической политики».

 

Собор открыто озвучил позицию о неэффективности существующих механизмов использования Стабфонда, создающих угрозу экономического шантажа со стороны иностранных государств и потери суверенитета страны. Участники Собора ясно заявили о необходимости направления доходов государственного бюджета от продажи сырьевых ресурсов на развитие высокотехнологичной промышленности и повышение производительности труда.

 

«Наука, технологии, промышленность, инфраструктура – все это должно быть поднято на уровень не менее, а в идеале более высокий, чем у экономически развитых стран. Одновременно такое развитие необходимо крепко связать с верностью нашей национальной традиции, русскому народному духу. Именно это поможет нам снять противоречия между развитием экономики и ее нравственным измерением, которое привнесет в общество справедливость», – констатировал Всемирный Русский народный собор.

 

В своих воззрениях Русская православная церковь и другие религиозные общины нашей страны не одиноки. Тема справедливости в глобальной экономике стала объектом внимания проходившего в июле 2006 года в Москве Всемирного саммита религиозных лидеров, собравшего представителей ведущих религиозных течений планеты. В своем заключительном послании, адресованном в том числе главам стран «большой восьмерки», саммит декларировал, что

 

«международный экономический уклад, равно как и прочие сферы глобальной архитектуры, необходимо основывать на справедливости. Вся экономическая и деловая активность должна быть социально ответственной и зиждиться на нормах морали. Именно это делает ее по-настоящему эффективной, то есть приносящей благо людям».

 

Русская православная церковь неоднократно озвучивала мнение, что экономическая система должна быть обязательно не только эффективной, но и справедливой и нашему обществу необходима такая экономическая реструктуризация, которая содействовала бы в полной мере реализации справедливости как второго важнейшего нравственного мотива в экономике наряду с эффективностью. Очевидно, что существующая в России экономическая и политическая системы были бы более стабильными, если бы последовательно проводилась политика, основанная на этих двух принципах, а для того, чтобы начался серьезный стабильный рост экономики, необходимо предотвратить «революционное» развитие в российском обществе. Сделать это можно, только объединившись вокруг базовых этических ценностей.

С позиции Церкви модернизация и альтернативная глобализация, основанные на ценностях социальной справедливости, необходимы, но они должны затрагивать экономику, а не базовые ценности российской цивилизации – здесь требуется их реставрация после десятилетий откровенного поругания. Только органичное сочетание этих двух векторов в российской политике – своего рода левый консерватизм – способно создать в России устойчивый общественный строй. И для этого нужно не бояться открыто говорить о том, что солидарность, общенациональное единство и справедливость – ценности христианские, глубоко укорененные в народном сознании. Стоит сказать и о том, что религиозный фактор в мировой политике продолжает играть важную роль, и в XXI столетии его влияние будет только возрастать.

 

Социальный патриотизм – идеологическая основа демократии

 

Альтернативная глобализация, построенная на принципах солидарности, справедливого распределения экономических благ и равного доступа всех людских сообществ к политической власти и материальным ресурсам, может стать реальностью. Это отнюдь не утопия. Социал-патриотические идеи сейчас как никогда востребованы в российском обществе и многих странах второго и третьего мира, не говоря о Китае. Они популярны во многих странах Азии, Африки, Латинской Америки и объективно наиболее перспективны в плане реализации концепции устойчивого развития демократии, в том числе для укрепления авторитета нашей страны на международной арене. Они разделяются значительным числом верующих разных религиозных традиций во всем мире, что немаловажно, принимая во внимание все возрастающую роль религиозного фактора в мировой политике.

Представляется, что, во-первых, для устойчивого развития, которого не может обеспечить существующая глобальная экономическая система, необходимо возрождение института сильного национального государства, необходимы независимые политики, независимое общественное мнение, национальная идеология, основанная на идее корпоративности, преемственности поколений, идее ответственности не только перед земными судьями, но и перед Высшим Судией. Иными словами, необходим нравственный духовный традиционализм – политический по форме и религиозный по содержанию.

Во-вторых, эти государства должны быть социальными, то есть стремящимися к социальной справедливости, общественной интеграции и созданию возможностей для персонального развития, другими словами, опирающимися на христианские ценности в политике и экономике.

По словам известного немецкого ученого и деятеля Католической церкви Норберта Нойхауза,

 

«социальная рыночная экономика не низводит государство до положения ночного сторожа, как при либеральном капитализме, но предусматривает сильное, самосознательное государство, которое заботится об общем благе и обеспечивает экономическую и социальную функцию конкуренции».

 

Построить такое государство на глобальном уровне, мировое государство, - вот это действительно утопия. Такое государство может существовать только на национальном уровне и опираться на национальные традиции, имеющие, как правило, религиозные истоки.

Применительно к идее российской демократии это означает, что только развитая национальная экономика и политическая система позволяют стране сохранить свой суверенитет. Национальный суверенитет не может быть обеспечен экономикой транснациональной. Он является очевидной помехой на пути к наднациональной власти экономических кланов, не заинтересованных в демократии, которая объективно существует только в рамках национального государства. В противном случае потребовалось бы создание официального мирового правительства, формируемого демократическим путем, что в обозримой перспективе представляется сомнительным.

Рост ВВП сам по себе не является для нашей страны панацеей от бед, тем более если он достигается во многом за счет высоких мировых цен на углеводороды и развития добывающей промышленности в ущерб остальным отраслям. Он не решит проблемы разрыва в доходах богатых и бедных без внедрения механизмов справедливого распределения нефтегазовых сверхприбылей и целевого финансирования процессов возрождения отечественной культуры, науки, укрепления семьи и национальных традиций. Только в этом случае рост экономики будет гарантировать национальный суверенитет и интеграцию в мировую экономическую систему на равных правах.

Доходы от сырьевого экспорта должны быть направлены на реиндустриализацию нашей экономики, промышленный потенциал которой за последние пятнадцать лет упал до опасно низкого уровня. Лозунгом дня должна стать новая индустриализация страны. Именно индустриализацию и прямую государственную поддержку ведущих отраслей экономики необходимо сделать новым национальным проектом. Ключевым моментом здесь является опора на развитие реального сектора экономики и передовых технологий, а не реализация проекта пресловутой «энергетической империи», обреченного на очевидный и скорый провал (последние события на пространстве СНГ тому пример). Нам необходимо реализовать свой собственный национальный экономический проект, в котором нравственной мотивацией труда будут служить традиционные для нашей страны моральные ценности – взаимопомощь и солидарность, выраженные в преодолении социального разделения, в объединении людских и материальных ресурсов во имя блага как конкретной личности, так и всего общества в целом, учет не только личных, но и коллективных прав при планировании и проведении в жизнь экономических проектов.

Только развитие реального сектора экономики и справедливое распределение доходов внутри общества с целью достижения социальной справедливости и поддержания малоимущих слоев населения, базирующееся на общей системе ценностей, станет основой для возрождения экономического, политического и военного суверенитета русской нации.

Необходимо также признать, что эффективное управление экономикой в существующих условиях возможно только при условии официального признания приоритетной роли государства в ведущих отраслях (то, что раньше называлось «командные высоты» в экономике). В остальном государство, в лице институтов государственной власти, обязано обеспечить гармоничную реализацию демократически сформулированного проекта развития, должно проводить политику, гарантирующую доступ для всех слоев общества к товарам и ресурсам.

Хотелось бы еще раз сделать акцент на том, что проблема преодоления бедности зависит не только от того, что именно превалирует в экономике страны – сырьевой сектор или реальный сектор. Стабильное суверенное государство невозможно без доверия между различными слоями граждан. А при более чем пятнадцатикратном разрыве в уровне жизни между богатыми и бедными ни о каком доверии и единстве власти и народа и речи быть не может. Причем чем больше разрыв, - а он, как показывает статистика, из года в год только увеличивается, - тем меньше доверия, тем менее устойчива политическая система и очевиднее «оранжевая» угроза, благодатной почвой для которой как раз и являются нарушение социально-экономических прав народа, чудовищная социальная поляризация общества.

Выход из сложившейся ситуации видится в модернизации государства на принципах солидарности, справедливого распределения экономических благ и равного доступа всех активных слоев общества к политической власти и материальным ресурсам. Россия может снова взять на себя роль защитницы социально-экономических прав нации и достойно ответить на вызовы неолиберального глобализма. Для этого необходимо придать демократии социал-патриотическое содержание, тем самым показать пример другим странам, как предотвратить «цветные революции». Полагаю, что в этом случае контуры нового мирового порядка и перспективы построения Pax Americana стали бы уже недостижимой мечтой и опасной иллюзией для тех, кто решился вновь перекраивать мир по своему образу и подобию, как это уже было в недавнем прошлом.

Обретя свой национальный путь развития, мы снова сможем стать центром притяжения на постсоветском пространстве, и не только. Действуя по-прежнему в рамках неолиберальной экономической парадигмы, мы обречены на скорый провал и будущее не только сырьевого, но и идеологического придатка «золотого миллиарда». «Левый поворот» в нашей стране уже становится объективной реальностью. Вопрос в том, захочет и сможет ли в него вписаться правящая политическая элита. В своем недавнем послании Федеральному Собранию президент России озвучил широкую программу социально-экономической модернизации, отметив важность ее реализации с опорой на традиционные нравственные ценности нашей цивилизации. Это еще раз подтверждает тот факт, что Русская православная церковь совместно с другими исторически сложившимися религиозными общинами страны становится тем признанным и авторитетным субъектом гражданского общества, который способен в союзе с патриотически мыслящими светскими людьми предложить реальную программу вывода страны из состояния системного кризиса и дать должный ответ на вызов, брошенный творцами нового мирового порядка.

При любых обстоятельствах борьба за сохранение политического и экономического суверенитета Российского государства остается первостепенной задачей нашего поколения, и эта борьба, как показывает история, невозможна без активной социальной роли Русской православной церкви как института, объединяющего на основе общих ценностей подавляющее большинство русской нации.

 

http://www.politklass.ru/cgi-bin/issue.pl?id=812



[1] Статья приводится с незначительными редакционными изменениями (прим. ред. ЗЛ).


Реклама:
-