Журнал «Золотой Лев» № 121-122 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Ю. Тюрин

 

Спасибо, товарищ академик!

 

В продолжение актуальной дискуссии по поводу «письма академиков», направленного против деятельности Русской Православной Церкви, хотелось бы предложить некоторые логические выводы из аргументации обвиняющей стороны. Мне нравится академик Гинзбург. Он мне нравится своей открытостью и искренней прямотой, если не сказать простотой, в высказывании своих взглядов. Вопреки известной русской пословице, гласящей, что «простота хуже воровства», в действительности дело обстоит далеко не всего именно так.

Но Гинзбург мне нравится не только этим.

Товарищу Гинзбургу, называющему себя атеистом, очень ненавистны Православие и Русская Православная Церковь. Гинзбург так прямо и говорит: «эти сволочи церковные хотят заманить души детей...". Такое поведение очень логично для 90-летнего воинствующего атеиста. Хотя, стоит заметить, что почему-то не слышно симметричных ответов академику с противоположной стороны, например: «Это сволочи атеистические опять хотят...» Притом, что с логической точки зрения это был бы полностью справедливо и адекватно: ведь отрицание, как и утверждение существования Бога — это лишь вопрос веры. Но... оппоненты играют по разным правилам, установленным ими для себя, да...

Далее, в другом интервью Гинзбург твёрдо заявляет: «Я противник советской системы и коммунизма». Получается, что атеизм Гинзбурга — это чистое и беспримесное отрицание Бога, «вне всяких идеологий». Но это не значит, что у академика нет позитивных убеждений. Отнюдь.

И дело не только в том, что Гинзбург всё ж-таки верит, что «для человечества всё кончится хорошо». Более интересно другое: атеиствующий старец, не скрывающий своего еврейского происхождения, с большой симпатией относится к религии иудаизма: «Евреи сохранились, как нация, не ассимилировались, как принято считать, в силу приверженности иудаизму, тому, что считали себя избранной нацией, — говорит Гинзбург. — Казалось бы, я должен ассимилироваться. Но это совершенно не так. Я даже помыслить не могу о том, чтобы отречься от своего народа. Каковы причины?»

Далее Гинзбург продолжает мысль в своей юбилейной речи: «Не могу не отметить клерикализм синагоги. В истории евреев синагоги играли большую роль — и не только как молитвенные дома, но и как центры общины. Поэтому в Израиле можно понять государственную поддержку религии — но все хорошо в меру. Еще важнее отсутствие всякого единства в стране, наличие злоупотреблений преимуществами демократии» (курсив мой – Ю.Т.).

И, наконец, академик, являющийся, не забудем, «противником советской системы и коммунизма», в заключение позволяет себе такой вот совсем уж прямой и откровенный пассаж: «Я возмущен поддержкой Арафата и его банды со стороны антисемитских и одновременно прогрессивных "левацких" сил Запада. И дело здесь вовсе не в моих якобы "антиарабских" позициях. Сталин и Гитлер решили бы эту проблему за 48 часов — уничтожили бы Израиль или, что менее вероятно, Палестинскую автономию, — но в цивилизованном мире такое недопустимо» (курсив мой – Ю.Т.).

Таким образом, каковы же действительные взгляды на религию академика Гинзбурга и чему, может быть, даже стоило бы поучиться русским национал-демократам у этого ветхого «физика Веселенной», украшенного нобелевскими лаврами?

На самом деле академик Гинзбург для православных русских — это не то же самое, что, скажем, Валерия Новодворская. Новодворская уже немало лет приносит русским безусловную пользу. Шмякнет, скажем, Валерия Ильинична в СМИ очередной комок слизи, навроде «русские — быдло!» — и тут же начинаются шевеление и брожение в русских национальных кругах: «До чего мы дошли, сколько же можно так жить?! Пора нам, русским, наконец консолидироваться!». То есть польза для пробуждения русского самосознания есть несомненно.

Польза от высказываний академика Гинзбурга для русской нации — совсем иного рода. Гинзбург имеет чёткие убеждения, он — действительно атеист и прагматик, и в таком возрасте люди убеждений обычно не меняют. И любовь академика к иудаизму, как и одобрение им государственной поддержки религии в государстве евреев — тоже чистая прагматика. Ведь «евреи сохранились, как нация, в силу приверженности иудаизму... В истории евреев синагоги играли большую роль — и не только как молитвенные дома, но и как центры общины...» и т.д. Гинзбургу не нужно никаких «доказательств бытия Бога» — он просто видит пользу для нации в её исторической религии и религиозных институтах. Вот и всё.

И эта его позиция наводит на определённые мысли. Не стоит ли русским — не только православным, но и всем сознательно мыслящим русским — поучиться этому здоровому прагматизму у академика Гинзбурга? Разве русское Православие и Русская Православная Церковь играли иную роль в истории русских, чем религия, её институты и общины, в истории нации, к которой относит себя престарелый исследователь Вселенной? Не стоит ли русским националистам обратиться наконец к своей истории и вспомнить, что ни одна сила в истории русского народа не играла такой важной объединяющей роли для сохранения русских и их идентичности, как Русская Православная Церковь? Русским национал-патриотам, независимо от их религиозных и прочих взглядов, следует обратиться к Православию и русским традициям хотя бы из прагматических соображений.

На протяжении более чем тысячелетия под благодатным покровом Православия русские неизменно становились всё больше, свободнее и сильнее. Это неоспоримо. Ни почти три столетия монгольского ига, ни последующие войны и катастрофы не сломили духа и не разрушили единства русской нации — до тех пор, пока было сильно Православие и могущественна Русская Православная Церковь в России... И никакие народные силы в истории России не объединялись и не спасали русских и их страну вне Православия, или хотя бы дистанцируясь от православной веры. Всё было строго наоборот: даже в тех ситуациях, когда дело спасения нации брали в свои руки люди, сравнительно далёкие от Церкви, призывы и идеалы этого спасения всё равно формулировались, обретая сакральное измерение, в духе и букве Православия и учения Русской Православной Церкви.

Русским националистам всех направлений необходимо признать и помнить этот неоспоримый метаисторический факт.

Подобно академику Гинзбургу, я бы не стал ныне заниматься теологическими теориями и выводить «доказательство истинности религии из объективного бытия нации». Нет, если мы хотим добиться успеха — нам следует с холодным прагматизмом обращаться только к достоверным фактам. И тогда наверняка удастся решить и такие проблемы, как «отсутствие всякого единства в стране, наличие злоупотреблений преимуществами демократии» (говоря словами Гинзбурга), и многие другие не менее важные для русской нации задачи. И не обязательно такими методами «как Сталин и Гитлер, за 48 часов...» Хотя, может быть и так... Надо молиться — и Господь подскажет правильное решение.

Но при этом всем и каждому русскому необходимо изучать Православие, желательно со школьной скамьи, и обязательно участвовать, по мере наличия сил и времени, в жизни и деятельности Русской Православной Церкви. Русские могут сказать «спасибо!» за напоминание об этом именно академику Гинзбургу.

 

АПН, 29.07.07


Реклама:
-