Журнал «Золотой Лев» № 127-128 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Е.Н. Комиссарчук,

член Коллегии военных экспертов

 

Уроки Октябрьской революции

Национальная идея и космополитизм под видом интернационализма оказались несовместимы на практике.

 

В этом году исполняется 90 лет со дня знаменательного события в истории нашей страны – Октябрьской революции. Это событие по-разному оценивалось и оценивается и у нас, и в мире в зависимости от политических пристрастий и взглядов историков, социологов и политиков. Но если история действительно чему-нибудь учит, то не бесполезно было бы сопоставить разные оценки этого события, чтобы учесть уроки того времени, которые остаются актуальными и по сей день.

Очевидно, что Октябрьская революция состоялась из-за острых социально-экономических и политических противоречий, которые не смогла преодолеть Февральская революция. Можно также с достаточным основанием утверждать, что её идеи были объективно востребованы. И сегодня идея социальной справедливости не потеряла своей актуальности, как и вообще левые идеи, которые не выдумываются кем-то, а вырастают из самого общественного сознания.

Вместе с тем вряд ли можно считать достаточно обоснованным тезис, что появление у власти именно большевиков троцкистско-ленинского призыва было неизбежным и исторически закономерным, как и неизбежность подобного рода социальных потрясений. Объяснение событий в России 1917 г. и 1991 г., как и “цветных революций” на постсоветском пространстве, только с позиций их “неизбежности” и ”закономерности” противоречит объективным фактам.

Исторический опыт свидетельствует, что во всех событиях участвуют конкретные действующие лица, а “объективные предпосылки” для революций так и остаются предпосылками без политической воли, которая выступает как катализатор объективных общественных процессов. Такая воля к захвату власти была перед Октябрём 1917 года у В.И.Ленина и “верных ленинцев”, хотя и далеко не у всех из них. .Нерешительность Временного правительства, а порой и негласная поддержка им позиции большевиков при подавлении, например, корниловского мятежа объективно подготовила условия для октябрьского переворота.

Комментируя эти события, И.В. Сталин отмечал, что “выбор момента удара выбирается партией, а не навязывается событиями” /”О политической стратегии и тактике”/. “Момент удара”, действительно, был выбран большевиками удачно, хотя сам удар мог и не состояться из-за разногласий по этому поводу в октябре 1917 года в их руководстве. Опыт “цветных революций” на постсоветском пространстве также подтверждает не только важность выбора подходящего момента для их организации, но и необходимость политической воли у “участников процесса”. Попытка организации “цветной революции” в Андижане, например, впервые дала сбои из-за адекватной реакции на неё узбекского правительства, а власти Грузии, Украины и Киргизии были отправлены в “корзину истории” главным образом из-за неспособности противодействовать угрозе современных технологий с “розовой, оранжевой и тюльпановой” подсветкой.

Как известно, сами большевики полагали, что социалистическая революция начнётся на Западе, и лишь в 1916 году В.И. Ленин впервые заявил в работе “О лозунге Соединённых Штатов Европы”, что она может начаться в России, но только как прелюдия к мировой революции. Сегодня уже ни для кого не секрет, что, нанося удар по Временному правительству, большевики преследовали главную тогда для них цель – приблизить именно мировую революцию. Ради этой цели они готовы были пожертвовать интересами России как национального государства в соответствии с постулатом марксизма о неизбежной гибели национальных государств вообще.

Россия заплатила слишком дорогую и кровавую цену за доктринёрскую теорию о самоопределении наций, вплоть до их отделения, за ликвидацию её губернского деления, за настойчивое стремление революционеров искоренить национальное сознание и воспитать народ в новом духе атеизма. Весь исторический опыт России после Октябрьской революции убедительно доказал утопичность ставки на решение социальных вопросов вне национального пространства. Только сплав национально и социально ориентированной политики, сохранение духовно-культурных традиций нации является прочным и устойчивым фундаментом государственного устройства.

Рецидивы троцкизма в национальной политике российских либерал-демократов последнего десятилетия прошлого века и их пагубные последствия – ещё одно подтверждение актуальности этого вывода. Их позиция по национальному вопросу очень напоминает марксистскую. Напомним в связи с этим хотя бы следующее высказывание основоположников марксизма: “Национальная особенность и противоположность интересов разных народов уже теперь всё более и более исчезают благодаря развитию буржуазии, свободе торговли, всемирному рынку, однообразию способов производства и соответствующих им жизненных условий. Господство пролетариата ещё более ускорит их исчезновение” /Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Москва-Ленинград. 1929-1931, т. V, стр. 500/.

Национальная идея и космополитизм под видом интернационализма оказались несовместимы на практике. Сама жизнь доказала, что под любой оболочкой в России всегда продолжает биться русское сердце. И.В. Сталин одним из первых осознал, что “теория изживания государства” в изложении ленинской работы “Государство и революция” – “гиблая теория”. “Национал -социалисты”, к которым Л.Д. Троцкий относил сторонников И.В. Сталина, заменили в конечном счёте троцкистский лозунг “у пролетариата нет отечества” на тезис: “у пролетариата нет отечества, кроме СССР”, а идея “мировой революции” трансформировалась у них в “возможность построения социализма в одной, отдельно взятой стране”.

После августовских событий 1991 года адепты теории о “невидимой руке рынке” снова подвергли Россию чудовищному эксперименту. Отменяя национальное лицо России и регулирующую роль государства в экономике, российские вульгарные “рыночники” вовсе не были последователями А.Смита-М.Фридмана, а повторяли лишь подзабытые взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса. Напомним их высказывания: “Вмешательство государственной власти в общественные отношения становится /после захвата власти пролетариатом – авт./ в одной области за другой излишним и само собой отмирает” /Ф .Энгельс, Анти-Дюринг/. Так же думал и К. Маркс: “С исчезновением классов исчезает неизбежно и государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место, в музей древностей, рядом с прялкой и бронзовым топором”.

Второй вывод, который напрашивается при анализе Октябрьских событий, можно было бы сформулировать следующим образом: надуманные партийные и идеологические догмы могут стать, по ленинскому определению, не только “материальной силой, когда они овладевают обществом”, но и искусственно создать условия для неоправданных жертв во имя ложных целей. Нам потребовалось немало времени, чтобы осознать утопичность многих постулатов марксизма, в том числе теории трудовой стоимости, некоторых положений диалектического материализма, мечты о бесклассовом мире. Вместо внимательного отношения к мнению оппонентов, советские идеологи неизменно повторяли: “марксистское учение вечно, потому что верно”. Между тем оппоненты марксизма уже давно придерживаются оценки, что марксистская теория не прошла проверку временем. Австрийская школа Бём-Баверка, например, указывала на несостоятельность теории трудовой стоимости – сердцевины марксизма, а Н. Бердяев – на противоречивость концепции диалектического материализма, которая приписывает материи логическую категорию.

По меткому замечанию Н.А. Бердяева, большевики смогли захватить власть в 1917 году только потому, что угадали душу русского народа и верно учуяли приманку, на которую он “клюнул”. Об особенностях русской души говорили многие, в том числе и А.И. Куприн. По его словам, “никто не способен так великодушно, так скромно, так бескорыстно и так искренне бросить свою жизнь псу под хвост во имя призрачной идеи о счастье будущего человечества, как мы”. Об этом важно помнить и сегодня, поскольку, как предупреждал нас ещё И.А. Ильин, злейшие враги России “не успокоятся до тех пор, пока им не удастся овладеть русским народом через малозаметную инфильтрацию в его душу и волю, чтобы привить ему под видом “терпимости” – безбожие, под видом “республики” – покорность закулисным мановениям и под видом “федерации” – национальное обезличение”.

Революционеров-большевиков 1917 года активно поддерживал в период подготовки революции в России мировой финансовый капитал, который, по словам писателя В. Солоухина, в своей борьбе за мировое господство всегда “главный упор делает на разложение народов с нравственной стороны, со стороны традиций, устоев, семьи, религии”, а лозунги о классовой борьбе и разного рода “свободах” использует в корыстных целях, чтобы “расшатать современное руководство, возбудить против него широкие массы” и захватить власть. /В. Солоухин, ”Тайна времени”, 1977 г./ Это наблюдение мы не имеем права оставить без внимания.

Призывы к революционным действиям во имя демократии и социальной справедливости слышны и сейчас. Большевики тоже шли к Октябрьской революции под лозунгом борьбы за демократические свободы, а, добившись власти, установили “диктатуру пролетариата”. Уместно напомнить в связи с этим тезис В.И. Ленина: “диктатура пролетариата есть власть, осуществляемая партией, опирающейся на насилие и не связанной никакими законами” /статья “Пролетарская революция и ренегат Каутский”/.

В России по-прежнему сохраняется определённый потенциал доверия к обещаниям установить “социальную справедливость и демократию”, который подпитывается объективными условиями чудовищного социального расслоения современного российского общества. Но в отличие от предоктябрьской революционной ситуации у современной российской оппозиции отсутствует политическая воля большевиков. Свою “оппозиционность” она обязана ныне регистрировать в Минюсте и борется она в основном за кресла в Госдуме, исходя из установки, что “лимит на революции исчерпан”.

Уроки Октября учат нас также, что смена власти - благо лишь в том случае, если она действительно ориентирована на национальные интересы страны и народа, а не на проведение очередного революционного эксперимента над Россией. Примером для нас может служить Китай, где компартия сумела объединить идеалы социализма с традиционным для китайцев конфуцианством и направить реформы и преобразования не на цели разрушения государства и общественных устоев, а на созидание. В отличие от Л.Д. Троцкого, который любил подчёркивать, что он – интернационалист, а не еврей, член КПК всегда помнит, что сначала он – китаец, а уже потом – коммунист.

Хотелось бы также напомнить слова Ф.Э. Дзержинского, которого советские идеологи называли не иначе, как “пламенным революционером”: “Если не найдём правильной линии в управлении страной и хозяйством – оппозиция наша будет расти”. По его словам, все “похоронщики революции” – это бывшие “красные”, которые, придя к власти, неизменно становятся диктаторами. После захвата власти, когда надежды на мировую революцию рухнули, большевики, действительно, были поставлены перед необходимостью решать конкретные задачи управления страной. В разные этапы строительства социализма они справлялись с этой задачей с разным успехом: были и грандиозные достижения, были и явные провалы. Но именно в недрах уже “развитого социализма” вызрела и окрепла новая оппозиция.

Сегодня мы живём в другое время, но, как и раньше, вопрос выбора “правильной линии управления страной и хозяйством” продолжает оставаться жизненно важным и для новой власти.


Реклама:
-