Журнал «Золотой Лев» № 127-128 - издание русской
консервативной мысли
Патриарх Алексий II
Христианское
отношение к человеку[1]
Выступление
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
на
очередной сессии ПАСЕ
Уважаемый
господин председатель! Уважаемые члены Парламентской ассамблеи!
Благодарю за приглашение обратиться к столь высокому
собранию, переданное мне от вашего имени председателем Парламентской ассамблеи
Совета Европы господином Рене ван дер Линденом. С большой радостью пользуюсь
сегодня возможностью донести до парламентариев стран-членов Совета Европы наше
видение прошлого, настоящего и будущего Европейского континента – нашего общего
дома.
В последнее время Совет Европы предпринял новые,
беспрецедентные шаги по налаживанию взаимодействия с религиозными общинами. Мы
видим в этом долгожданный ответ на призывы к диалогу, неоднократно звучавшие со
стороны религиозных лидеров.
Одной из важных тем такого диалога могла бы быть тема
человека, ибо вокруг проблем антропологии возникают сегодня наиболее острые
дискуссии и порой даже противостояние, связанное с различиями во взглядах на
этот предмет между религиозными традициями и светским гуманизмом.
Европейский континент испытал влияние многих культур,
которые представлены на нем и сейчас. Но именно в рамках христианской системы
ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека и об
условиях его реализации. Христианство научило все европейские народы, что
человек создан по образу и подобию Божию. Но одновременно оно всегда
подчеркивало, что только, если человек будет следовать путем нравственной
жизни, то станет другом Божиим (Ин. 15, 15), и обретет свободу (Ин.8, 32).
Это послание не только ставит человека на большую
ценностную высоту, но говорит и об условиях пребывания на этой высоте. Человек
легко склоняется к плохим поступкам, а значит, отвергает свое достоинство, если
постоянно не заботится о возделывании собственных мыслей и чувств. Как раз,
направление этих трудов задают нравственные нормы, которые служат ориентиром
для определения допустимого и недопустимого в человеческой жизни. Христианские
идеи достоинства, свободы и нравственности в своей взаимосвязи создают
уникальный код европейского сознания, обладающий неиссякаемым созидательным
потенциалом в личной и общественной жизни.
Любой честный исследователь истории Европы
засвидетельствует, что благодаря христианскому отношению к человеку было
осуждено и уничтожено рабство, сформировалась процедура объективного суда, вызрели
высокие социально-политические стандарты жизни, определилась изящная этика
межличностных отношений, получили развитие наука и культура. Более того, сама
концепция прав человека, важнейшая политическая идея Европы, возникла не без
влияния христианского учения о достоинстве человека, его свободе и нравственной
жизни. С самого своего зарождения права человека развивались на почве
христианской нравственности и составляли с ней своеобразный тандем.
Однако сегодня происходит губительный для европейской
цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается
в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в
оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека. В связи с этим
хотел бы напомнить всем нам о том, что в Европейскую конвенцию о защите прав
человека и основных свобод включено упоминание нравственности, с которой должна
считаться правозащитная деятельность. Убежден: создатели данной конвенции
включили в ее текст нравственность не как туманное понятие, а как вполне определенный
элемент всей системы прав человека.
Не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы не
считаемся со свободой. Нравственность представляет собой свободу в действии.
Это свобода, уже реализованная в результате ответственного выбора,
ограничивающего себя ради блага и пользы самой личности или всего общества.
Мораль обеспечивает жизнеспособность и развитие общества и его единство, достижение
которого является одной из целей Европейской конвенции о защите прав человека.
Разрушение же нравственных норм и пропаганда нравственного релятивизма может
подорвать мировосприятие европейского человека и привести народы континента к
черте, за которой – потеря европейскими народами своей духовной и культурной
идентичности, а значит и самостоятельного места в истории.
Одновременно я уверен: никакое государство не должно
вмешиваться в личную жизнь человека[2].
Быть моральным или аморальным – это, в конце концов, – следствие свободного
выбора личности. Однако в публичной сфере общество и государство должны
поддерживать и поощрять нравственность, приемлемую для большинства граждан.
Поэтому они должны направлять свои усилия через средства массовой информации,
систему социальных и общественных институтов, систему образования на
воспроизводство нравственных идеалов, связанных с духовной и культурной
традицией европейских народов.
Убежден, что для сохранения европейской культурной
идентичности, особенно в ее соприкосновении с иными культурными и
цивилизационными стандартами, чрезвычайно важно сохранить нравственное измерение,
которое одухотворяет и облагораживает жизнь европейцев. Или по крайней мере с
опорой на государственные институты не следует ни пропагандировать, ни поощрять
все то, что ослабляет или разрушает моральные устои общества.
Отказ от моральной оценки действий человека, власти и
народа делает многие общественные проблемы неразрешимыми. Так, в России, в
других странах СНГ, как и в ряде стран Европы – не только на Востоке, но и на
Западе — растет пропасть между богатыми и бедными, нивелируется понятие о
социальной справедливости. Наша Церковь неоднократно инициировала в России
обсуждение нищенского положения миллионов честных тружеников, с которым
соседствует невиданная роскошь и расточительство единиц. Отрадно, что сегодня
эта инициатива поддержана многими общественными и политическими силами. Мы
видим, что в стране укрепляются предпосылки к принятию соответствующих решений
в социальной и экономической сферах.
Впрочем, даже самая совершенная правовая и социальная
система не может в полной мере ограничить жажду обогащения одних в ущерб
другим. Милосердие не возникает там, где люди не чувствуют своей ответственности
за сограждан. Оно – результат воспитания, в том числе и в духе традиционной
христианской нравственности.
Традиционные моральные принципы – это еще и основа для
интеграции многокультурного общества, коим является современная Европа. Это
хорошо показал в частности, Всемирный саммит религиозных лидеров, прошедший в
Москве в июле прошлого года. Участники форума — представители христианства, ислама,
иудаизма, буддизма, синтоизма, индуизма из 49 стран мира — выразили свою общую
обеспокоенность деградацией морального состояния человечества.
Именно на основе традиционной нравственности, уважения к
социальным моделям и образу жизни друг друга сосуществовали различные религиозные
традиции в России, не знавшей религиозных войн. И сейчас наша Церковь
продолжает укреплять межрелигиозный мир, выстроив эффективный диалог и
сотрудничество с иными традиционными религиозными общинами как России, так и
других стран СНГ.
Как все мы знаем, сегодня в Европе и мире велика угроза
экстремизма и терроризма, в том числе прикрывающегося религиозными лозунгами. И
питательной почвой для этой разрушительной силы является религиозная
безграмотность, нравственная скудость. Вот почему я убежден: подрастающее
поколение должно иметь возможность по свободному выбору углубленно изучать в
общедоступной школе свою религиозную традицию. Необходимы базовые знания и о
других традициях, ибо это создает основу для мирной совместной жизни.
Технологический прогресс по-новому ставит вопрос о правах
человека. И верующим людям есть, что сказать по вопросам биоэтики, электронной
идентификации и иным направлениям развития технологий, которые вызывают
обеспокоенность многих людей. Человек должен оставаться человеком – не товаром,
не подконтрольным элементом электронных систем, не объектом для экспериментов,
не полуискусственным организмом. Вот почему науку и технологии также нельзя
отделить от нравственной оценки их устремлений и их плодов.
Русская Православная Церковь отдает себе отчет в том, что в
Европе и в мире существуют другие религиозные мировоззрения. И мы готовы к
диалогу с их приверженцами, равно как и с представителями секулярного взгляда
на жизнь. Одновременно мы убеждены, что ни одно мировоззрение, включая
секулярное, не может настаивать на своей монополии ни в Европе, ни в мире. Вот
почему мы считаем недопустимым изгнание религии из публичного пространства.
Настало время признать, что религиозная мотивация имеет право на существование
в том числе и в публичной сфере. Для того, чтобы избежать возможных столкновений
различных мировоззрений и нужен серьезный межкультурный диалог при самом
активном участии представителей традиционных религий и секулярного мира.
Полагаю, что одной из площадок такого диалога должен быть Совет Европы, имеющий
потенциал и опыт проведения мировоззренческого диалога о европейских ценностях.
Правая.ру, 3 октября
[1] Заголовок дан редакцией «Золотого льва».
[2] Патриарх именует государством государственную власть (прим. Ред. ЗЛ).