Журнал «Золотой Лев» № 129-130 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Я. Бутаков

 

Раздавить гадину[1]

 

«ПРИВАТИЗАТОРЫ ГОСУДАРСТВА»

Продажность чиновников в России неуклонно и стремительно растет. Последние годы если и изменили эту тенденцию, то только в сторону усиления.

Согласно «рейтингу коррупции», ежегодно публикуемому организацией Transparency International, в 2004 году Россия занимала 90-е место в мире, в 2005-м – уже 126-е. В прошлом году показатель ухудшился незначительно – Россия опустилась на 127-е место. Но уже в нынешнем году Россия заняла 143-е место в списке из 159 государств, по « соседству» с Индонезией и Гамбией.

Объем взяток, получаемых за год российскими чиновниками, первый заместитель Генерального прокурора России Александр Буксман определил в ноябре прошлого года в $240 млрд. Эта цифра вполне сопоставима с федеральным бюджетом. А согласно некоторым экспертным оценкам даже превышает его, достигая $316 млрд.

Язва коррупции как никогда сильно разъедает российский государственный аппарат, превратившись в угрозу №1 для национальной безопасности. Между тем, реальных успехов в борьбе против коррупции пока не видно. Да и откуда им взяться, если против взяточничества призвали бороться представителей все того же насквозь коррумпированного класса бюрократии?

В современном российском чиновничестве укоренилась психология «приватизаторов государства». Должностное положение рассматривается как боярское « кормление», существующее исключительно для извлечения личного доходами любыми доступными способами. Взгляд на взятки как на почти законную оплату услуг чиновника стал общепринятым. Сложилась даже своеобразная « этика», согласно которой не брать взятки – значит идти против классовой солидарности чиновничества.

Совершенно очевидны две вещи:

1) Россия не сможет дальше существовать как суверенное государство, не снизив в разы уровень коррупции;

2) современный государственный аппарат выполнить задачу снижения коррупции не в состоянии. Класс российских бюрократов уже давно руководствуется в своих действиях исключительно своими классовыми интересами, приобретшими самодовлеющее значение. И этот класс не попрет против себя.

 

«РЕВОЛЮЦИЯ СВЕРХУ»

 

В истории России не один раз происходило, что государственный аппарат оказывался не в состоянии выполнить возлагаемые на него задачи. И тогда приходилось строить параллельный государственный аппарат, альтернативный существующему и постепенно вытесняющий его. Инициаторами таких преобразований были монархи, выступавшие в роли « революционеров на троне». «Революция сверху» – очень распространенное явление в истории России. Кстати сказать, только такие революции были способны принести позитивные плоды, хотя и далеко не всегда.

Боярство Московского государства, разбогатевшее « кормлениями» и государевыми пожалованиями вотчин, к середине XVI столетия превратилось в сплоченную корпорацию, фактически узурпировавшую власть монарха. Опричнина царя Ивана IV была попыткой сломать эту олигархическую систему[2].

Учреждая Опричнину, царь, во-первых, обращался напрямую к народу, минуя олигархическое «средостение» (внезапный отъезд в Александрову Слободу и две царские грамоты, объяснявшие причины этого шага); во-вторых, создавал параллельный государственный аппарат. Старый аппарат (земщина) при этом оставался. Иван Грозный не решился упразднить его до конца, как не решился упразднить вотчинное боярство как класс и заменить его служилым дворянством. Опричнина была во многом непоследовательной, спонтанной политикой, с не до конца определенными целями. Скромные фактические результаты Опричнины представляют собой резкий контраст с ее прямо-таки экстремистским осуществлением.

Как лихие наезды опричников на боярские родовые гнезда, так и сама Опричнина была скорее кавалерийским наскоком, а не целенаправленной системой мер. Опричнина не сложилась в государственный институт, живущий самостоятельной жизнью. Она держалась исключительно на личности царя. Своего предназначения в плане искоренения крамолы и обеспечения лояльности высшего правительственного класса царю, она не выполнила. Смутного времени Опричнина предотвратить не смогла.

Тем не менее, это не отменяет политтехнологической важности двух фактов, лежавших в учреждении Опричнины: прямое обращение верховной власти к нации и создание альтернативного аппарата управления.

Новая династия Романовых, избранная после Смутного времени, унаследовала многие пороки старой династии (Рюриковичей) в плане организации управления. И государственный аппарат, складывавшийся на протяжении XVII столетия, оказался не в состоянии обеспечить уровень мобилизации сил страны, необходимый для победы в Северной войне. Петру I пришлось создавать новый аппарат.

Как и Иван Грозный до него, Петр I физически (а не только институционально) отделил новый государственный аппарат от старого – вплоть до переноса столицы. Как и Иван Грозный, Петр I сделал опору на личную преданность новой правящей элиты царю. Как и Иван Грозный, Петр I не заменил господствующего класса. Он лишь видоизменял его организацию и те отношения, в которых этот класс находился к государству.

В чем-то петровские реформы государственного аппарата оказались удачными. Во всяком случае, система ротации чиновничества, обусловленная «Табелью о рангах», выгодно отличала российскую бюрократию от бюрократии большинства абсолютных монархий XVIII – начала XIX вв. Россия не была такой застойной сословной монархией, как Франция перед революцией, и талантливый человек (такой, например, как М.М.Сперанский) мог возвыситься из низов, даже не из дворянского состояния, до самых верхних ступеней государственной лестницы.

Но в том, что касалось мздоимства – этой прямо-таки извечной российской беды, то государственный аппарат, созданный Петром, оказался несравненно более коррумпирован, чем аппарат Московского царства. Любимец Петра, Меньшиков, наворовал, по некоторым сведениям, 5 миллионов рублей – несколько годовых бюджетов тогдашней России! Справедливости ради скажем, что Петром и не ставилась такая задача – искоренить взяточничество.

С течением времени относительные масштабы коррупции несколько уменьшились, откровенное воровство, особенно с развитием капитализма, прекратилось. В ход пошли более изощренные способы – скрытое участие чиновников в доходах банков и компаний. Тем не менее, не следует приукрашивать нравственный облик бюрократов Империи начала ХХ века. Одно размещение российских военных заказов в 1914-1915 гг. на американских предприятиях, которые заведомо не могли эти заказы выполнить, в достаточной степени характеризует продажность российских должностных лиц даже во времена, не самые худшие для морального облика этого класса.

Пожалуй, наиболее успешным антикоррупционным революционером в истории государства Российского оказался… Сталин. Предпринятые им чистки имели, среди прочего, и такую цель, как искоренение коррупции в органах власти. Историками уже достаточно написано о том, насколько сильно большевицкая система управления, сложившаяся к середине 30-х годов, была пронизана кланово-земляческими отношениями, насколько была укоренена в ней психология всесильных временщиков регионального масштаба, плевать хотевших на «указания из центра».

Сталинские репрессии, обеспечивая лояльность вождю со стороны новых выдвиженцев, имели также целью усиление централизации партийно-государственного аппарата. Этой второй цели добиться удалось, а вот с лояльностью оказалось хуже. Однако страх суровых репрессий позволил, по крайней мере, резко снизить уровень коррупции. По сути дела, в сталинское время мздоимство практически полностью исчезло из органов власти и управления[3].

Рецидив старой болезни начался в хрущевское время, хотя инерция страха оказалась такой сильной, что по-настоящему коррупция начинает заново расцветать только уже при Брежневе.

 

НОВАЯ ОПРИЧНИНА

 

Но неужели коррупцию в условиях России можно победить только постоянной суровой репрессивной политикой? Такая радикальная постановка вопроса, как и утвердительный ответ на него, не должны смущать. Взяточничество чиновника сродни государственной измене. В обществе должно культивироваться именно такое отношение, только тогда можно сдвинуть это дело с мертвой точки, добиться перелома, как в народном сознании, так и в политике власти. И необходимость самых жестких мер в отношении «приватизаторов государства» не должна приводить в отчаяние. Это не признак антидемократичности, а совсем наоборот. Высокопоставленные мздоимцы не просто вымогают деньги у населения. Они крадут его права и свободы. А демократия – не отсутствие власти. Это должна быть власть жесткая и эффективная. Как говорят на Кубе, «власть народа – это действительно власть».

Названные правители, особенно Петр I и Сталин, были одними из тех, кто формировал государственную идентичность России. Их «революции сверху» оборачивались ростом государственного могущества нашей страны. В этом качестве их (особенно революцию Сталина) правомерно противопоставлять « революциям снизу», которые в России приводили к временному ослаблению государственного начала. Поэтому их и можно назвать «консервативными революциями» – национальными и созидательными. В этом плане антикоррупционная революция, если таковая произойдет в России, тоже стояла бы в ряду мер консервативного, охранительного характера. А раз так, то и в своем осуществлении она неизбежно приобретет консервативные черты.

Современный государственный аппарат РФ, унаследовавший все пороки бюрократии времен «застоя» и добавивший к ним новые, вряд ли уже способен к самооздоровлению. Будущий правитель, желающий победить коррупционное зло, окажется перед необходимостью выстроить альтернативный государственный аппарат. А тут не обойтись без прямого обращения к народу, минуя бюрократическое «средостение». По целям и осуществлению это будет революционным актом, но – со стороны власти. Настоятельно необходима новая Опричнина, но – продуманная и целенаправленная.

 

СЕТЕВАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ РУССКОГО «MIPA»

 

Что же делать нам, пока нет в стране такого правителя (помимо того, естественно, чтобы всеми силами способствовать выявлению и приходу к власти такого человека или таких людей)? И здесь метод действия будет только внешне революционным, но, по сути – глубоко консервативным и охранительным. Самоорганизация гражданского общества – то же общинное самоуправление, только перенесенное в наш высокотехнологичный век. Как раз самоорганизации и самоуправления нам сейчас очень не хватает.

Да, право народа влиять на политику власти теперь очень ограниченно. Последние изменения в избирательном законодательстве практически лишают народ возможности заниматься политической деятельностью вне партийных структур. А партии по природе своей предрасположены к укоренению в них коррупции. Неудивительно, что в народе, разочарованном практически всеми без исключения публичными политиками современной России, растет безразличие к самой политике. Но ведь равнодушие к политике – по сути своей равнодушие к собственной стране, к тому, что в ней творится. Как ни прискорбно, но такой апатией в наибольшей степени заражена у нас именно молодежь, о чем регулярно свидетельствуют данные соцопросов.

Что же, ожидание мудрого и энергичного царя, который явится чудесным образом и наведет порядок, тоже вполне в российских традициях. Правда, далеко не самых лучших. Мы не просто можем – мы обязаны сделать все, чтобы ускорить приход такого правителя. Ведь не к пассивной массе, лежащей на печи и ждущей « сильной руки», но ничего не желающей делать самой, обращаться будущему вождю новой Опричнины!

Да, мы отвыкли от общинного самоуправления и сплоченности «мiра». Ну что же, значит, пора меняться. Иначе мы потеряем Россию.

С чего начать? Еще один вечный сакраментальный вопрос российской действительности. Да хотя бы с формирования соответствующей общественной атмосферы, неблагоприятной для власть имущих мздоимцев. И далеко не последнюю роль здесь может играть Интернет. Создание и поддержание сообществ в блогах, имеющих целью разоблачение фактов коррупции – уже немалое и полезное дело. Но за этим должны следовать и более конкретные дела: возбуждение исков, заброс информации в печатные СМИ и т.п.

Есть и реальные примеры сетевой самоорганизации. Например, не так давно в одном подмосковном городе граждане через форумы в локальной сети организовались для контроля за подсчетом голосов на выборах в городской орган самоуправления с целью не дать пройти туда тем лицам, криминальное прошлое которых было заведомо известно. Конечно, городские власти тоже не были очень уж заинтересованы в такой самодискредитации. Однако у местных «авторитетов», пытавшихся нагло влезть во власть, было «многое схвачено» в избирательных комиссиях. И если бы не граждане, проявившие (увы, редкую пока) гражданскую активность, неизвестно, как бы еще все обернулось в данном конкретном случае.

Никто не говорит, что будет легко. Наоборот, слишком смелые активисты антикоррупционной борьбы неизбежно подвергнутся преследованиям со стороны врагов государства, угнездившихся на разных ступенях административной лестницы и имитирующих «государственное дело». Что же, право жить в свободной стране не даруется свыше. Его необходимо завоевать. Мы должны доказать в первую очередь самим себе, что достойны жить в такой стране.

 

ОТ РЕДАКЦИИ РП-МОНИТОРА:

 

А пока коррупция в стране растет угрожающими темпами. Идет практически открытое разворовывание бюджетных средств. Махровые махинаторы проникают в механизмы «приоритетных национальных проектов» и в формируемые госкорпорации. Укрепление власти государственного аппарата, сложившегося в 1990-е годы, вылилось в дикий разгул мздоимства. Власть все никак не решится на новую Опричнину. Но чем дольше оттягивается радикальное решение – тем поспешнее и кровавее придется действовать в критический момент, когда коррупция превратится в угрозу существованию РФ.

Для того, чтобы спасти Росфедерацию от физического развала, в ее инфраструктуру, промышленность, энергетику, науку, образование придется инвестировать 4 триллиона долларов в ближайшие десять лет. Но если оставить в неприкосновенности нынешний госаппарат, он разворует или растранжирит от 20 до 50 процентов этих вложений. То есть – от 800 миллиардов « у. е.» до 2 триллионов.

Вопрос стоит так: либо РФ поборет коррупцию и вычистит зло из государства. Либо – повторит судьбу позднего СССР. С гораздо большими людскими потерями.

 

РПМонитор, 24.10.2007



[1] Заглавие дано редакцией «Золотого льва».

[2] Слово "опричнина" навсегда связалось как с именем царя Ивана Грозного, так и с именем его сподвижника, военачальника Малюты Скуратова, ставшего этаким "руководителем аппарата Опричнины" (прим. авт.).

[3] При этом «силовики» тех времен, олицетворенные личностью Лаврентия Берия, выступили в роли новой Опричнины, параллельного аппарата управления. Именно Берии, а не старой госбюрократии, Сталин после 1945 г. доверил осуществление Атомного, Ракетного и Зенитно-радиолокационного проектов. Еще раньше (1942 г.) Берия был послан спасать фронт на Кавказе, разваленный кадровыми военными. Действуя в обход военной бюрократии, Берии удалось в кратчайшие сроки остановить развал обороны, создать из спортсменов горнострелковые части, минировать горные тропы и перевалы (прим. ред. РПМонитор).


Реклама:
-