А.А.Калинин

Год национального умиления

На смену ему может прийти только эпоха полного благорастворения.

(в подражании Б.Мандевиллю)

Никогда в жизни не испытывал в декабре чувства такого глубокого внутреннего удовлетворения, какое переполняет меня в канун 1998 года. От бурного проявления восторга удерживает только понимание того, что вскоре станет еще лучше.

Провозглашая 1997 год годом национального примирения и согласия, президент Ельцин явил глубину своей прославленной интуиции. Год назад самый романтический мечтатель не мог вообразить, сколь мощный отклик найдет призыв президента в сердцах россиян. 1997 год, который при “системе лжи, лицемерия и насилия” был бы годом казенного юбилея большевистской революции (которую считали кошмаром и 80% сидящих в партийных президиумах товарищей), стал годом выдающихся достижений всего российского народа на пути к светлому, уже обретшему очертания будущему.

Выстроить иерархию этих достижений невозможно. Любое подобное построение вызовет обоснованную критику. В самом деле, неясно, какое из достижений имеет больший вес на весах истории: освобождение съемочной группы НТВ из чеченского плена или избрание г-на Окулова президентом “Аэрофлота”; удаление г-на Березовского или удаление г-на Коха; начало транспортировки ранней каспийской нефти или погашение задолженности по окладам офицеров (или ее последующее накопление); избрание г-на Тулеева губернатором Кемеровской области или “посадка” г-на Коняхина за преступления против человечества; небывалый успех аукциона по “Связьинвесту” или окончательная финансовая стабилизация; секвестр бюджета или полное разложение коммунистической оппозиции; то, что Россия уже не может не ощущать последствий кризисов на мировых финансовых рынках, или то, что эти последствия в России пока проявляются не так уж сильно.

Даже неранжированный по историческому значению перечень наших побед будет уязвим для критики. Поэтому далее речь пойдет о процессах, в событиях проявляющихся.

Отметим, например, процесс радикальной трансформации мышления и морали россиян. На наших глазах происходит освобождение от обветшавших моральных догм, принципов, табу и прочего мусора. Еще недавно предвзято настроенные люди могли говорить о падении нравов, духовном вакууме, отсутствии интегрирующей национальной идеи. Ныне подобные разговоры смешны. Стало очевидным, что россияне, не отринув пока понятия “преступность” или “преступление”, уже декриминализировали, в душах и умах своих, соответствующие этим понятиям явления, смотрят на них незамутненными никакой доктриной глазками и оценивают их сугубо прагматически. И на этой основе начинают национальное сплочение.

Следует заткнуть рот тем клеветникам России, которые лицемерно вопиют о том, что на Руси пали все моральные препоны и не стало никаких нравственных запретов. В России и моральные препоны существуют, и нравственных запретов предостаточно. Однако ж они обрели, наконец, свое подлинное значение. Все понимают, что это - условности, которые ничему не помеха. Это декорации игры, в которую россияне превратили свою жизнь. Необходимые лишь для того, чтоб всякий персонаж, демонстрируя свою русскую удаль, их сокрушал.

Замещение реальности виртуальной реальностью представляется вторым организующим жизнь России процессом. Нормальный россиянин превратился в “человека играющего”, который всерьез мало что воспринимает, реальностью, по большому счету, пренебрегает, живет лишь виртуальными явлениями виртуальной жизни: радуется финансовой стабилизации и деноминации, негодует по поводу безобразного поведения будто бы красной Думы, озадачивается не предосудительными деяниями высших должностных лиц, а оттенками огласки этих деяний и тем, что подобная огласка происходит. Отражение реальности или ее имитация заменили реальность. Если б еще самолеты на головы не падали, то замещение стало бы полным.

Чрезвычайно развился третий процесс - процесс распада старого понятийного аппарата, а вместе с ним и языка как средства общения. Понятийный аппарат превратился в труху. Что имеют в виду россияне, употребляющие или воспринимающие слова “консерватор”, “либерал”, “коммунист”, “идеология”, “рынок”, “эффективный собственник”, “демократия”, “духовность”, “право”, “свобода”, “коррупция”, “частная собственность”? В каждом отдельном случае употребляющий эти (да и все прочие) слова придает им особенный, сокровенный смысл, который может немедленно, по своей вольной воле сокровенно изменить. В свою очередь, воспринимающий эти слова, наслаждаясь свободой восприятия, также придает им тот смысл, какой в данный момент ему подсказывает его свободная воля.

Очень важен четвертый, тесно связанный с названными ранее процесс пресыщения гадостями. Россияне привыкли слушать и читать про коррупцию, взятки, подкупы, злоупотребления служебным положением, расхищения и прочие свинцовые мерзости, но им это надоело.

Гадости, конечно, случаются. Даже не кое с кем и не порой, а чуть ли не со всеми и постоянно. Но разве от разоблачений, прозвучавших в СМИ, что-нибудь изменилось ? Конечно, нет. Один скандал гасят новым скандалом. Или несколькими скандалами сразу. Методом “встречного пала”, как тушат лесные пожары. Общественность скандалы как скандалы уже не воспринимает.

И правильно делает. Предположим, что куда ни плюнь, везде коррупция и т.д. Что же тогда получается? Получается сплошная дрянь. Но этого не может быть, потому что россияне - хорошие, в сплошной дряни жить не могут. И сами разоблачители среду своего обитания дрянью не считают. А если считают, то, значит, они за “совок”. Или эксплуатируют убогие “совковые” представления, уже отмирающие в общественном сознании.

Разумеется, разоблачители-журналисты по определению не могут быть за “совок” с его дефицитом и ГУЛАГом, в котором сгинули такие выдающиеся их предшественники, как К. Радек или Н. Бухарин. Видимо, разоблачители считают, что они корректируют в основе своей правильные, благие процессы, выправляют отдельные маленькие недостатки и отклонения. Если разоблачители искренни, то они должны задать себе вопросы: Не слишком ли много маленьких недостатков? Если имеются отклонения, то какова норма? Зачем норма сия явлена нам исключительно через отклонения от нее? Почему правильные, благие по сути своей процессы надо все время корректировать, а они, эти процессы, корректировке не поддаются? Ведь не поддаются же...

Дать непротиворечивые ответы на эти вопросы можно только в том случае, если отвечающие будут исходить из следующих непреложных истин: а) правильные, благие по сути и природе своей процессы ни в каких корректировках не нуждаются; б) кажущиеся отклонения от нормы в действительности являются проявлениями нормы; в) потому отклонений нет и помину, а есть одно неприятие прогрессивного архаичным, косным сознанием, цепляющимся за догмы проклятого прошлого.

Нет ни коррупции, ни взяток, ни злоупотреблений служебным положением, ни расхищения государственных средств и национального достояния. Есть некий набор механизмов первоначального накопления, без которого невозможно запустить динамично развивающееся капиталистическое производство. До чего же это некрасиво и постыдно - считать деньги других (и достойнейших!) людей, стыдить их дачами, машинами, гонорарами, должностями. Ну и что с того, что стоимость загородного домика г-на Х превосходит совокупность его легальных доходов лет этак за 20-25? Г-н Х выглядит мерзавцем лишь потому, что разоблачители забывают сказать, что таких господ много (ближнее Подмосковье по роскоши новых построек превзошло захолустные штаты Массачусетс и Коннектикут), и их множество доказывает закономерность происходящего.

Попытки поставить под сомнение закономерность и благость происходящего равносильны попыткам повернуть историю вспять, а это дело заведомо провальное и бессмысленное. Бессмысленное дело становится, однако, вредным тогда, когда разоблачители тщатся лишить нас наших героев. Возьмем, к примеру, историю с гонораром Немцова. Немцов, можно сказать, воспламенен гражданственною страстью внести в государственную казну налоги и достодолжным образом за это отчитаться перед президентом. Что же тут плохого? Есть ли прекраснее пример гражданственности?

Есть прекраснее пример. Пример Чубайса. В начале года разоблачители цеплялась к его доходам и налогам. Так ведь Чубайс взнес положенное, кажется, еще и переплатил! А из гонорара в 90 тысяч долларов 95% отдал на благотворительные цели. И тем не только убедил президента, но умилил его - а вслед за ним и миллионы россиян.

Забудем гнусные слова “взятка”, “казнокрадство”, “злоупотребление”, “подкуп”. Они не выражают сути того, что они якобы обозначают. То, что искалеченные коммунизмом люди называют “взяткой”, в действительности является робким проявлением любви и признательности простых людей к должностным лицам государства Российского. Известно, что любовь управляемых к управляющим составляет залог мощи государства, непременное условие его существования, единства народа, его великого будущего. Как можно посягать на основы государственности и народности? Грешно предавать огласке столь интимные события частной жизни, как акты любви человека и власти.!

Скромность людей, желающих предаваться любви в уединении, должна быть ограждена. До тех пор, пока общество не научится смотреть на такие эпизоды как на естественные явления.

Нет никаких подкупов и хищений. Есть долгосрочные инвестиции в нашу демократию и в наш рынок, где все повязаны со всеми правильными товарно-денежными отношениями.

Любопытно, станут ли разоблачители голосовать за человека, который взяток не берет и другим не дает? Как с таким уродом работать? Ему говорят: “Надо сделать так и так (например, голосовать за наш бюджет)”. А он отвечает, что не будет голосовать за наш бюджет. Ему, видите ли, совесть не велит. Ему стыдно перед избирателями. У него есть соображения. Он не может иначе.

Но дело-то надо сделать. С отвращением, но в надежде на то, что строптивец все же нормальный человек, ему предлагают деньги. А он и не человек вовсе. Ни в какую. Ладно, если он один такой. А если таких несколько? Или, не дай Бог, много?

Другое дело, что у такого выродка и отщепенца нет шансов даже быть выдвинутым в качестве кандидата (где ж он денег наберет?). И уж совсем невероятно, чтобы избиратели, умиляющиеся успехам “молодых реформаторов”, поддались извращенному чувству и избрали урода вместо нормального человека.

События (например, выборы в Мосгордуму или поведение оппозиции в Госдуме) доказывают, что на нравственное чувство избирателей можно положиться. Оно безошибочно указывает большинству самых нормальных и прогрессивных кандидатов.

Если кому-то это кажется неправильным или несправедливым, то пусть этот “кто-то” повесится. В другом месте. Но может и не вешаться, а найти адекватные названия явлениям и процессам общественной жизни и полюбить ее. От чистого сердца и от всей души. Не допуская сомнений типа “А ну как рыночный механизм не запустится?” Хоть бы и так. Эка беда (подумаешь, Россия - мировая-то система работает) и не нашего ума дело ( есть Чубайс, Гайдар, Черномырдин).

Все хорошо. А будет еще лучше. И год примирения и согласия, превратившийся в год национального умиления, плавно перейдет в эпоху благорастворения. Без остатка и осадка. И наступит долгожданный конец истории, конец времен.

Или не наступит. Поживем - увидим.