Журнал «Золотой Лев» № 131--132 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Н. Кричевский

 

Эпоха большого хапка

 

Простите за нескромность, но 12 сентября 2007 года на АПН вышел мой комментарий «Банкноты для банкротов», в котором прозвучала такая мысль:

Нашего человека в любом разговоре о деньгах что волнует? Когда будет дефолт, в российской жизни ставший аналогом экономического кризиса. Ответим сразу: благодаря «мудрой» политике правительства» кризис будет. В следующем году или чуть позже — зависит лишь от объективной ситуации в экономике и действий российских властей.

Замечу, речь в том тексте шла в основном о платежном балансе, экспорте-импорте, да о внешних заимствованиях. Ни кризис банковской ликвидности, ни рост цен на продовольствие, ни предвыборные шалости с бюджетом даже не упоминались. Мысль была одна: «мудрая политика правительства» обязательно закончится кризисом.

Прошло два месяца. Ипотечный кризис в США вовсю набирает обороты, цены уже не остановишь, бюджетные деньги сыплются как из рога изобилия, да и правительство сменилось. Незыблемым остался лишь взятый курс на развал национального хозяйства, зависящий «от объективной ситуации в экономике и действий российских властей». И «российские власти» не подводят, а «объективная ситуация в экономике» ухудшается с каждым днем.

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

 

Путин уходит. Все его фальш-выступления о первом номере в списке «Единой России», намеки на будущее премьерство, обещания спросить в будущем с «кого следует» — не более, чем дымовая завеса для завершения начатого его командой. Нужно быть пациентом психиатрической клиники, чтобы остаться в здании, где уже пахнет дымом от кризисного пожара.

С большой долей вероятности весной мы не увидим в правительстве «крепкого хозяйственника» Зубкова, «лучшую аспирантку» Набиулину, «гениального счетовода» Голикову, «шарнирного юриста» Козака, «сельскохозяйственного кулака» Гордеева и других полюбившихся нам членов правительства. Если же увидим — значит, где-нибудь в Колумбии изобрели эликсир, начисто отключающий у индивидуума здравый смысл, а из Германии нам прислали клей «Момент», приклеивающий чиновника так, что беднягу можно вытащить только вместе с креслом.

Сегодня правительство, отличающееся раздробленностью и некомпетентностью, правительство, из которого бегут последние грамотные специалисты, может лишь запоздало реагировать на различные кризисные проявления, причем, делает это настолько нелепо, что остается только руками разводить. Чего стоит введение «заградительной» экспортной пошлины на поставки пшеницы величиной в €22, когда приобретение той же пшеницы на новороссийском элеваторе с последующим вывозом за рубеж гарантирует прибыль в €65-75 за тонну!

Другой пример — замораживание цен на шесть видов социально значимых продуктов питания. Нынче в магазинах их нет, а если есть — то с утра и в очень небольших количествах. Неужели непонятно, что соглашение производителей, поставщиков и сетевиков было политическим и к реальным действиям не приведет?

Сегодня отчетливо видна главная задача нового кабинета — удержать ситуацию до передачи власти «в рамках приличия», попутно решив свои «наболевшие» вопросы.

 

ГОСКАПИТАЛИЗМ

 

Концепция государственного инвестирования в приоритетные, по мнению членов кремлевской команды, отрасли, родившаяся в 2006 году, в году нынешнем воплотилась в создание нескольких госкорпораций с передачей им функций и хозяйственного и государственного управления. Понятно, что по мере организации госкорпораций функции Минэкономразвития начали значительно сокращаться, и, понимая это, Греф весь 2007 год усиленно просился в отставку. Кому захочется работать клоуном без портфеля?

Умные кремлевские юристы слепили организационно-правовую форму в полном соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статья 7.1. которого гласит:

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций… Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Форма собственности передаваемого имущества переходит из федеральной в частную (понятия «госкорпоративная собственность» ни в одном законодательном акте нет), а для обеспечения выполнения государственно-хозяйственных функций госкорпорациям постепенно передаются огромные федеральные средства:

 

Таблица 1

 

Основные русские госкорпорации на ноябрь 2007 г.

 

Название

Дата создания

Выделенные суммы

Функции

Банк развития

17 мая 2007 г.

250 млрд. рублей

Управление государственным долгом, пенсионными накоплениями, инвестиционная деятельность

Роснанотех

19 июля 2007 г.

130 млрд. рублей

Создание наноиндустрии и перспективных нанотехнологий

Фонд содействия реформированию ЖКХ

21 июля 2007 г.

240 млрд. рублей

Реформирование ЖКХ, расселение ветхого жилого фонда

Олимпстрой

ноябрь-декабрь 2007 г.

300 млрд. рублей

Строительство спортивных сооружений, создание транспортной, инженерной, энергетической инфраструктуры к Олимпиаде — 2014

Автодор

ноябрь-декабрь 2007 г.

4 трлн. рублей

Модернизация дорог федерального значения, строительство платных дорог, ремонт и содержание автодорог

Росрыбфлот

ноябрь-декабрь 2007 г.

Не определено

Строительство рыболовных судов, рыболовство в мировом океане

Росатом

I квартал 2008 г.

Не определено

Функционирование организаций ядерного, энергопромышленного комплексов

Ростехнологии

I квартал 2008 г.

Не определено

Разработка, производство и экспорт высокотехнологичной продукции

 

Помогут ли создаваемые госкорпорации улучшить ситуацию в своих отраслях? Едва ли. Но опять же — мы нечетко определяем цели их создания. Если уж речь и идет об улучшении положения в той или иной отрасли, то об этом расскажут по Первому каналу. На самом деле создание госкорпораций убивает сразу двух зайцев: помогает осваивать огромные нефтегазовые доходы и становится первым шагом к приватизации предприятий, входящих в эти госкорпорации.

На начальном этапе, в первое время работы госкорпораций они подпадают под контроль всех проверяющих органов. Здесь я бы поспорил с уважаемым коллегой Игорем Николаевым, утверждавшим:

В случае с госкорпорацией средства являются государственными, а собственность — федеральной только до момента передачи их в корпорацию. Далее это уже не государственное, а госкорпоративное. Получается, что рассчитывать на Счетную палату здесь с формально-юридической точки зрения не приходится.

Приходится, приходится. И не только на Счетную палату, но и на все налоговые, правоохранительные и надзорные органы. Средства-то выделяются бюджетные, и проверить эффективность их использования вправе любая уполномоченная организация. Путин, по-вашему, плохо себя чувствовал, когда шла разработка новой организационной формы, через которую будут проходить сотни миллиардов долларов?

Госкорпорации еще покажут свою профнепригодность, но это случится тогда, когда большая часть имущества будет приватизирована и перепродана добросовестным приобретателям (лучше иностранным), а бюджетные средства «освоятся» и благополучно «успокоятся» где-нибудь в Доминиканской республике.

 

БАНКОВСКИЙ КРИЗИС РАЗГОРАЕТСЯ

 

Уважаемые сограждане, как и предсказывалось, кризис банковской ликвидности динамично развивается.

С российских банков уже начали требовать досрочного выполнения своих обязательств по возврату занятых средств!

В том материале я представил первоначальные цифры потерь некоторых западных банков:

Citigroup Inc. объявил, что недосчитался $2,7 млрд., швейцарский банк UBS сообщил, что списывает активов на $3,4 млрд., инвестиционный банк Merrill Lynch заявил, что из-за низкокачественных ипотечных кредитов лишился активов на $5,5 млрд.

Но в последние дни стали появляться более точные данные, однозначно не внушающие оптимизма.

Например, Citigroup Inc. считает, что 16 банков — крупнейших дилеров по долговым обязательствам, обеспеченным ипотечными кредитами, спишут $64 млрд., сама Citigroup дополнительно списывает еще $8-10 млрд., а по прогнозу Deutsche Bank дефолт может быть объявлен по 30-40% высокорискованных кредитов, объем которых сейчас составляет $1,2 трлн. Как бы там ни было, совокупные потери банков и инвестиционных фондов на сегодняшний день составляют около $400 млрд.

Для России это означает, что новые деньги нам дадут очень и очень нескоро. Что же до погашения существующих долгов, то тут ситуация снова развивается, так как и предсказывалось: кризис начали тушить бюджетными деньгами. Ладно бы, срочная переброска 180 млрд. рублей в Банк развития, их хватит на погашение обязательств от силы трех крупнейших банков. Дело дошло до разговоров о размещении средств Стабфонда на депозитах в коммерческих банках! И коммерческие же банки будут конвертировать рублевые средства Стабфонда в иностранную валюту. Речь идет как минимум о десятках миллиардов долларов.

В случае продолжения глобального кризиса доверия и нашего кризиса ликвидности следующим логичным шагом станет размещение на счетах коммерческих банков средств федерального бюджета, что означает возврат к ситуации середины 90-х годов. Тогда подобная практика была распространена весьма широко, и многие банкиры буквально озолотились, обслуживая бюджетные счета. Кстати, значительная часть средств, полученных в результате залоговых аукционов 1996-1997 гг., в результате которых, по сути, за копейки были приватизированы «Норильский никель», «ЮКОС» и «Сибнефть», также была бюджетной.

Весьма вероятна ситуация, при которой российские банки расплатятся с зарубежными кредиторами деньгами Стабфонда или бюджета, а другая часть средств растворится на бескрайних оффшорных просторах. Сделано это будет тонко и изящно, не то, что десять лет назад, ведь сегодня руководить процессом будут государевы люди и те же представители силовых органов. И не дай бог, упадет нефть — мы снова вспомним адрес МВФ. И, замечу, скорее всего, таки вспомним. Хотя будет это уже при новом президенте.

 

О ЧЕМ ОНИ ДУМАЮТ?

 

Нет, нет, речь не пойдет о «крепком хозяйственнике», как-то быстро растворившемся в свалившихся проблемах. Речь — о ценах и инфляции.

По официальным данным, с января по октябрь этого года рост цен в России составил 9,3%, а за первую неделю ноября инфляция набрала еще 0,2%. Впрочем, на будущий год прогноз инфляции пока не пересматривается — 8%. А чего его пересматривать, если придут другие чиновники?

Нам с гордостью сообщают, что Минэкономразвития разработал пакет антиинфляционных мер, среди них систематизация тарифной политики (оказывается, последний месяц экспортные и импортные пошлины вводились без анализа последствий для отечественной экономики), расширение полномочий ФАС по борьбе с монополиями, укрепление рубля, оптимизация пошлин, субсидирование ставок по кредитам предприятиям, занимающимся закупочной деятельностью.

Заметьте, никаких упоминаний о тарифах естественных монополий (в Москве уже объявлено, что с будущего года услуги ЖКХ подорожают на 17%), об ограничении государственных расходов, о противодействии коррупции в аграрном секторе!

Намедни звонил приятель и спрашивал, почему это «Спорт-Экспресс» подорожал на 15%. Вроде бы спортивная газета никакого отношения к продуктам не имеет? Кстати, также ускорились цены на стройматериалы — за месяц они выросли на 13,6%.

Об укреплении рубля разговор особый. Наконец-то становится понятным, как определяется курс рубля при валютообменных операциях. Раз нефть дорожает — есть возможность дополнительно укрепить рубль и тем самым отчитаться о снижении инфляции. Не зря же начались разговоры о введении валютного коридора (опять светлые 90-е!), вся надежда на то, что нефть будет стоить как минимум столько же, а еще лучше — продолжит свой рост. Много долларов — курс рубля укрепляется, соответственно, инфляция, по методологии Минэкономразвития, уменьшается, мало долларов — на сцену выходит Центробанк и чуть-чуть «помогает» желающим прикупить валюту. Как все просто!

Есть, правда, один неприятный нюанс — цены на продовольствие продолжают расти во всем мире. Например, потребительские цены в Китае в октябре 2007 г. по сравнению с сентябрем выросли на 6,5%. Наибольший вклад внесло повышение цен на продукты питания, которые выросли на 17,6% (цены на свинину выросли на 54,9%).

В Великобритании в очередной раз подорожали хлеб и хлебобулочные изделия. Наиболее популярный нарезной батон белого хлеба достиг цены в £1,3, хотя 15 лет назад он стоил £0,15. При этом дорожают и другие основные продукты питания — молоко и молочные изделия, мясо, рыба, крупы. Вместе с тем, общий уровень инфляции в экономике Великобритании остается на рекордно низком уровне!

Во Франции потребительские цены в октябре 2007 г. по сравнению с предыдущим месяцем выросли на 0,2%. В годовом исчислении потребительские цены в октябре с.г. выросли на 2%. Рост индекса потребительских цен в октябре с.г. в наибольшей степени был обусловлен ростом цен на продукты питания.

Почему же у них тоже все дорожает, а инфляция «остается на рекордно низком уровне»? Да потому что в бюджетах домохозяйств развитых стран доля затрат на продукты питания составляет 10-15%, а у нас доходит до 80%, а кроме этого, при росте цен на одни виды продуктов начинают дешеветь другие, потому что в противном случае спрос на товары и услуги упадет, а это убытки и невыплаченные зарплаты.

Еще один нюанс — китайцы не скрывают темпов роста инфляции, они понимают, что если продукты вырастают в два раза, инфляция не может быть 0,8%. Зачем выставлять себя на посмешище?

 

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

 

Предлагаю переименовать на период 2008-2014 гг. Санкт-Петербург в Сочи и провести белую Олимпиаду в Северной столице. По окончании Олимпиады вернуть городам первоначальные названия.

 

АПН, 14.11.07


Реклама:
-