Журнал «Золотой Лев» № 131--132 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Ю. Шевцов

 

Минусы политики Путина

Полумертвый больной человек Европы очнулся после тяжкой болезни

с удавкой на шее и со связанными руками.

 

Основной минус того пути, которым при Путине была спасена Россия – потеря стратегической самостоятельности России, превращение в зависимое периферийное по отношению к Европе государство. Это положение закреплено глубокими структурными переменами в стратегическом положении России.

Прежде всего, Россия при Путине сохранила ориентацию на Энергетическую стратегию, разработанную до начала массированного роста цен на нефть. Этот документ был выстроен, исходя из не совсем коммерческих посылов, в основном опирался на анализ имеющихся у РФ месторождений сырья и инфраструктуры. Рост цен на нефть не привел к отказу от этой стратегии. И не мог привести к такому отказу.

РФ сохранила ориентацию, прежде всего, на энергетический рынок Европы. Никакой переориентации на другие рынки, несмотря на разговоры об этом при Путине не произошло. Более того, никакой переориентации на новые рынки всерьез не предполагается и впредь. Российский сырьевой сектор ограничен. Даже простое поддержание уровня имеющейся добычи требует таких крупных инвестиций в освоение новых месторождений и инфраструктуру, которые возможны только при сохранении высокого уровня сырьевого экспорта. Наиболее доходный рынок - ЕС.

Переориентация на иные рынки поставит под вопрос элементарное сохранение имеющегося уровня доходов от сырьевого экспорта и самой добычи. У Энергетической стратегии и есть иная хорошо известная особенность: даже простое сохранение имеющегося уровня добычи и экспорта требует инвестиций в саму добычу и инфраструктур извне. Имеющегося в России уровня доходов от сырьевого экспорта, даже при нынешней высокой цене на сырье недостаточно для сохранения имеющегося уровня добычи. При Путине Россия не разорвала этой закономерности развития стран Третьего мира. Освоение Штокмана, Ямала, месторождений восточной Сибири или, например, строительство СЕГа невозможно без инвестиций со стороны западных корпораций. Эти инвестиции в той или иной форме приходят.

Стабильное российское государство – это в основном форма политического прикрытия освоения западом русских сырьевых ресурсов в интересах собственной экономики. Россия при Путине не вырвалась из этой зависимости. Сохранение политической и экономической стабильности РФ зависит от сохранения и наращивания ею сырьевого экспорта в Европу, что невозможно без притока инвестиций из Европы в сам сырьевой сектор. Никакие силовики у власти или националисты или патриоты не могут простым приходом к власти разрешить эту проблему. Существование сильного компрадорского начала в политическом классе РФ теперь гарантированно надолго.

При Путине сырьевая ориентация социально-экономической системы РФ только усилилась. Ибо началась очень глубокая перестройка самой экономической инфраструктуры РФ. На смену доставшейся от Российской империи и СССР системе внутриконтинентальных связей приходит ориентация экономики РФ на морские порты, расположенные на периферии огромной страны. При Путине были достроены или построены заново и планируются к расширению дальше несколько портов в районе Петербурга. Именно на Петербург ориентирована БТС-1, туда предполагается развернуть БТС-2, к Питеру подводится СЕГ, планируется еще одна линия СЕГ и т.д.

Выросло значение Новороссийска и, скорее всего, продолжит расти за счет транзита прикаспийской нефти. Неизбежно будет нарастать значение Мурманска и новых портов на Севере. Тот же процесс видим и на Дальнем Востоке. Основным предметом экспорта РФ является углеводороды. Эти порты естественно стали факториями по вывозу углеводородов из РФ на Запад напрямую. Значение континентальных магистралей падает и, скорее всего, этот процесс уже необратим. При Путине закрылась северная ветвь системы нефтепроводов «Дружба», на грань закрытия стала ее южная ветка. Не происходит заметных инвестиций в украинские газопроводы. Произошел отказ от строительства второй очереди Ямальского газопровода. Принято решение отвернуть нефть от «Дружбы» на Петербург, специально построив БТС-2.

Такая трансформация инфраструктуры РФ является стратегической, долговременной. Она влечет за собою громадные политические и социально-экономические последствия. Россия перестает быть континентальной самостоятельной силой. Переориентировавшись на Балтийское море, РФ попала в полную стратегическую зависимость от ЕС. Балтийское море – фактически внутреннее море ЕС. ЕС усиливается. НАТО обеспечивает успех европейской интеграции. РФ передала при Путине контроль над собою напрямую в руки этого усилившегося союза наций.

Для обеспечения своих интересов в ЕС РФ нуждается в надежном политическом механизме. Но именно этот механизм России при Путине выстроить не удалось. Германия не пошла на прямой альянс с Россией, нарушающий принципы европейской интеграции. ЕС успешно расширился. Перешел к устойчивому экономическому росту. ЕС начал трансформацию в федерацию. И одной из основных задач вскоре уже единой внешней политики ЕС будет давление на Россию. Как запасной вариант – европейские страны стоят на грани трансформации доктрины самого НАТО – превращения НАТО в Энерго-НАТО, направленный против России.

Однако, самый угрожающий РФ фактор в отношениях с ЕС – энергетическая программа, принятая в этом союзе. Нет особых сомнений в том, что она будет выполнена. Но после ее выполнения, даже по мере ее выполнения будет обесцениваться сама энергетическая важность для Европы российского энергосырья. А вместе с тем появляется перспектива падения заинтересованности ЕС в сохранении той политической стабильности на территории РФ, которую обеспечили войска стран НАТО в Афганистане и т.д. Чтобы просто устоять перед натиском ЕС в ближайшие 10-15 лет, России необходима глубокая внутренняя социально-экономическая трансформация. Необходимо либо врастание в ЕС, либо, наоборот, выстраивание очень ясной оппозиционной ЕС группировки континентальных стран, способной существовать в условиях возможного падения интереса Европы к российскому сырью и стабильности.

Но именно при Путине произошло невероятное: Россия сама ушла из Восточной Европы и спровоцировала приход к власти в ВЕ надолго идеологически враждебных России сил. Более того, ВЕ превратилась в регион, чьи долгосрочные интересы расходятся с интересами РФ.

Газпром, конечно, увеличил свою капитализацию за время Путина, но одновременно со строительством портов в районе Питера, пропагандистскими газовыми войнами и «обходными» трубопроводными проектами, произошло разрушение самой основы тесного сотрудничества ВЕ стран с Россией. Во всех ВЕ странах усилились позиции националистических версий местных культур. Почти везде русский язык вытесняется.

Везде пророссийски ориентированные силы сокрушены. Сама ВЕ притом консолидирована в единый региональный организм. Внутри европейской федерации, в которую превращается ЕС, именно восточная Европа будет определять политику ЕС относительно России. Главное поражение России при Путине – поражение курса на альянс с Германией против Франции и ВЕ. Кому могло прийти в голову, что этот курс реален – большой вопрос. Но изменить свою политику РФ уже вряд ли сможет. И в ближайшие десятилетия мы будем видеть нарастающую напряженность между ВЕ и всей Европой с одной стороны и Россией с другой.

Те инвестиции, которые РФ осуществила и еще осуществит в «обходные» проекты вокруг ВЕ – это инвестиции, оторванные от освоения собственных месторождений и от несырьевых секторов экономики. Потери же в военно-стратегической плоскости от ухода из ВЕ – вообще в цифрах не исчислимы. Именно при Путине Россия оказалась всерьез выдавлена из ВЕ и получила очень затратное и многолетнее региональное противостояние, подобное тому которое было в Средние Века между Речью Посполитой и Москвой. Это региональное противостояние, которого могло не быть, ставит под вопрос даже обсуждение возможности сближения РФ и ЕС.

Не меньшее поражение Россия потерпела при Путине в регионе Каспия. США и НАТО спасли РФ от угрозы исламского фундаментализма, исходящей из этого региона. Но одновременно этот регион в ожидавшемся еще в начале 90-х годов графике наращивает поставки сырья в Европу. Именно при Путине Казахстан и Азербайджан очень резко нарастили добычу своего сырья и стали непосредственными конкурентами РФ на традиционных российских рынках.

Малейшее политическое ослабление России обязательно вызывает появление все новых масс углеводородов из этого давящего с юга громадного резервуара конкурентных углеводородов. И эти массы углеводородов нацелены, прежде всего, на ВЕ. Региональный конфликт ВЕ и РФ имеет свое продолжение в регионе Каспия. Европейская политика относительно РФ уже ориентирована на борьбу с интересами РФ в регионе Каспийского моря. Этот конфликтный пояс появился у России именно при Путине. Бороться с ним – обойдется куда дороже, чем поддерживать своим сырьем перерабатывающую промышленность Украины, Беларуси, Польши, Прибалтики, если бы РФ оттуда не ушла в погоне за газо-нефте-евро.

В тени предвыборной компании, которая идет сейчас в РФ, оказался еще один провал внешнеполитической стратегии России при Путине. Это – как ни странно, ШОС. В той форме, в которой этот блок создан, он вовсе не является уж очень жестким защитником стратегических интересов РФ. Войска США и НАТО остаются в регионе, несмотря на военную составляющую ШОС. ШОС, конечно, является формой давления на Запад в регионе Каспия, но в интересах России ли?

Интересы партнеров РФ по ШОС в самом регионе Каспия этот блок защищает гораздо эффективнее, чем российские. Именно в тени ШОС Китай заключил стратегическое соглашение с Туркменией о поставках газа. Именно благодаря ШОС Казахстан пропускает этот газ в КНР и наращивает импорт в Китай собственного сырья.

Если Россию ассоциировать с Газпромом, то такое вхождение КНР в регион Каспия России на руку. РФ сможет больше отправить своего газа на более доходный рынок ЕС. КНР будет меньше добиваться от РФ поставок углеводородов и т.д. Но с точки зрения стратегических интересов России как государства, у которого есть свое пространство и своя инфраструктура этого пространства, превращение Туркмении и Казахстана в стратегических партнеров КНР - это беспрецедентный в истории России процесс. Далее неизбежен рост значения КНР для обеспечения политической стабильности и безопасности в Центральной Азии и Казахстане. В этом есть, конечно, свои полюсы, но ведь параллельно с этими плюсами Россия уходит из региона Каспия, также, как уходит из ВЕ в погоне за нефте-газо-евро, на север Евразии, к своим новым портам и к своему очень неравноправному и конфликтному соседству с ЕС

Кстати, удивительна на этом фоне деградация политической культуры в России при Путине. Утеряно само мышление категориями реальных глубоких союзов с кем бы то ни было. Почти нет связей на уровне экспертных сообществ и инициирующих культурные процессы групп. Пришла культура авантюр, неадекватных внешнеполитических шагов и «гвалта» (пропагандистского шума). Чего стоит одна надежда на союз с Германией против Франции и ВЕ. Или фактическое разрушение союза с Беларусью. Или рассмотрение ШОС как антизападного чуть ли не военно-политического блока.

В целом, Россия при Путине упустила в ВЕ и регионе Каспия момент, когда близкие ей силы были способны взять власть или хотя бы сохранить сильное влияние на власть. А, ведь эти силы были везде… И теперь выжившая, что уже само по себе конечно Слава Богу, Россия имеет на периферии своих границ регионы, развитие отношений с которыми не может быть бесконфликтным, а за спиной этих регионов – сильнейших игроков, которые рассматривают РФ в основном как своеобразное государство Третьего мира. Главная проблема, которую оставляет эпоха Путина следующим поколениям «россиян» - это усилившаяся инфраструктура сохранения зависимого развития России, ее периферийности.

Полумертвый больной человек Европы очнулся после тяжкой болезни с удавкой на шее и связанными руками.

 

Преемники.ру, 13.11.07


Реклама:
-