Журнал «Золотой Лев» № 131--132 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

А. Мартынов

 

Необходима кардинальная реформа структурной политики

 

В течение нескольких лет высокий экономический рост в России рассматривался исключительно как национальный успех. Однако в последнее время многие эксперты и управленцы стали говорить о неэффективном экономическом росте.

С такой позицией трудно не согласиться. По-прежнему крайне высокими остаются относительные затраты сырьевых ресурсов (в расчете на рубль продукции), очень невысока отдача инвестиций в большинстве отраслей реальной сферы экономики, явно избыточны косвенные, так называемые транзакционные, издержки в сферах торговли, транспорта, жилищного и финансового обслуживания. А в целом в структуре национальной экономики доминирующую роль играют низко-технологичные сырьевые отрасли в ущерб высоко-технологичным отраслям и потенциально эффективному малому и среднему производственному бизнесу.

Многие рынки, сформировавшие в итоге либеральных реформ 1992-1997 гг., оказались заведомо неэффективными. Достаточно сказать о рынках нефтепродуктов, многих транспортных услуг, жилищной недвижимости (особенно в Московском регионе), дорогих автомобилей и разнообразных предметов роскоши. На этих сверхдоходных рынках происходят огромные спекулятивные операции при самом активном участии криминального бизнеса. «Ахиллесовой пятой» руммкой экономики остается и аграрный сектор (здесь комментарии, видимо, просто излишни).

Как следствие, и производственная эффективность, и, тем более, потребительская эффективность остаются неприемлемо низкими на значительной части внутреннего рынка, что в свою очередь тормозит повышение экономической эффективности на других его сегментах. Вопреки обиходным либеральным воззрениям, добиться желаемого эффективного экономического роста невозможно без целенаправленных усилий со стороны предпринимательства и самой государственной власти. Очевидно, для преодоления сложившихся глубоких структурных изъянов отечественной экономики определенно необходимо проведение активной государственной политики.

Так, в настоящее время есть все возможности добиться кардинального сокращения посреднических звеньев на рынке нефтепродуктов и одновременно сокращения избыточного потребления материальных ресурсов в нефтедобывающей отрасли и других сырьевых отраслях. Требуется нейтрализовать сам корневой фактор неэффективности – фактически олигархический захват данной отрасли, остающейся очень близкой к естественной монополии. Для этого, в свою очередь, нельзя обойтись без реструктуризации и, в конечном счете, ренационализации данной отрасли.

Также первоочередная задача состоит в преодолении спекулятивного ажиотажного спроса на жилищном рынке. Для этого требуется резко ускорить создание рынков дешевого жилья при одновременном усилении антимонопольного регулирования деятельности строительных организаций, в том числе посредством их принудительной реструктуризации.

Очень высокий позитивный эффект может быть получен и в результате активного государственного регулирования других сверх доходных рынков. В частности, настоятельно требуется усиление финансового и хозяйственно-правового контроля деятельности посреднических организаций на рынках транспортных услуг. Таким путем может быть сокращен огромный спекулятивный оборот, проявляющийся в необоснованно высоких ценах на многие транспортные услуги.

Важнейшим приоритетом структурной политики не может не стать преодоление сохраняющегося диспаритета между ценами сельскохозяйственных и промышленных производителей. Однозначно неприемлемо сохранение колоссальных спекулятивных операций с продовольственными товарами, когда основная часть их межрегионального обмена находится в руках перекупщиков при одновременной неприемлемой убыточности большей части производителей. Административные решения в этой области должны быть дополнены восстановлением в тех или иных формах полноценной потребительской кооперации в рамках всех регионов страны, что дало бы крайне значимый эффект в виде стабилизации цен на продукты питания.

Особое место при проведении структурной политики следует отвести использованию большого потенциала высокотехнологичных и многопрофильных предприятий оборонно-промышленного комплекса. Они во многом способны определять характер и темпы модернизации во всей российской экономике.

В практическом плане первоочередную значимость для перехода к эффективному экономическому росту будет иметь становление мощного высокотехнологичного сектора, объединяющего сети конкурентоспособных предприятий (фирм), на основе потенциала отраслей и видов деятельности, доставшихся в наследство от советского ВПК. Главная проблема по-прежнему заключается в окончательном переходе к современной корпоративной структуре, без чего невозможно создание здесь полноценной конкурентной среды и, в частности, размещения государственных заказов на подлинно конкурсной основе.

Крайне значимое направление структурной политики связано и с модернизацией сектора малого и среднего производственного предпринимательства. Инструменты рыночного саморегулирования не в состоянии нейтрализовать, как показывают конкретные примеры, усиливающуюся по мере расширения масштабов и повышения доходности малого бизнеса неформальную зависимость его представителей от местной администрации и, как правило, связанных с ней местных “авторитетов” теневого сообщества. Обеспечение стабильного развития данного сектора в ходе его модернизации возможно посредством адекватного применения разнообразных средств государственного регулирования и, конечно, осуществления действительно глубокой реформы местного самоуправления.

Кажется, растаяли иллюзии по поводу чудодейственности внешнеэкономической либерализации. Процесс вступления в ВТО призван носить постепенный, нефорсированный характер и включать в себя весьма длительный “переходный” период, когда ряд импортных таможенных тарифов и других ограничений для протекции потенциально-конкурентоспособных отечественных производителей будет сохранен. В обозримой перспективе необходимость государственной протекции отечественных производителей, особенно в высокотехнологичных отраслях, сохранится. Разумеется, такого рода поддержка должна носить строго избирательный характер и осуществляться только в период адаптации к внешнеэкономическим условиям.

 

Кму, 6.11.07


Реклама:
-