Журнал «Золотой Лев» № 131--132 - издание русской
консервативной мысли
А. Мартынов
Необходима
кардинальная реформа структурной политики
В течение нескольких лет высокий экономический рост в
России рассматривался исключительно как национальный успех. Однако в последнее
время многие эксперты и управленцы стали говорить о неэффективном экономическом росте.
С такой позицией трудно не согласиться. По-прежнему крайне
высокими остаются относительные затраты сырьевых ресурсов (в расчете на рубль
продукции), очень невысока отдача инвестиций в большинстве отраслей реальной
сферы экономики, явно избыточны косвенные, так называемые транзакционные,
издержки в сферах торговли, транспорта, жилищного и финансового обслуживания. А
в целом в структуре национальной экономики доминирующую роль играют низко-технологичные
сырьевые отрасли в ущерб высоко-технологичным отраслям
и потенциально эффективному малому и среднему производственному бизнесу.
Многие рынки, сформировавшие в итоге либеральных реформ
1992-1997 гг., оказались заведомо неэффективными. Достаточно сказать о рынках
нефтепродуктов, многих транспортных услуг, жилищной недвижимости (особенно в
Московском регионе), дорогих автомобилей и разнообразных предметов роскоши. На
этих сверхдоходных рынках происходят огромные
спекулятивные операции при самом активном участии криминального бизнеса.
«Ахиллесовой пятой» руммкой экономики остается и
аграрный сектор (здесь комментарии, видимо, просто излишни).
Как следствие, и производственная эффективность, и, тем
более, потребительская эффективность остаются неприемлемо низкими на
значительной части внутреннего рынка, что в свою очередь тормозит повышение
экономической эффективности на других его сегментах. Вопреки обиходным либеральным
воззрениям, добиться желаемого эффективного экономического роста невозможно без
целенаправленных усилий со стороны предпринимательства и самой государственной
власти. Очевидно, для преодоления сложившихся глубоких структурных изъянов
отечественной экономики определенно необходимо проведение активной
государственной политики.
Так, в настоящее время есть все возможности добиться
кардинального сокращения посреднических звеньев на рынке нефтепродуктов и
одновременно сокращения избыточного потребления материальных ресурсов в
нефтедобывающей отрасли и других сырьевых отраслях. Требуется нейтрализовать
сам корневой фактор неэффективности – фактически олигархический захват данной
отрасли, остающейся очень близкой к естественной монополии. Для этого, в свою
очередь, нельзя обойтись без реструктуризации и, в конечном счете, ренационализации данной отрасли.
Также первоочередная задача состоит в преодолении
спекулятивного ажиотажного спроса на жилищном рынке. Для этого требуется резко
ускорить создание рынков дешевого жилья при одновременном усилении
антимонопольного регулирования деятельности строительных организаций, в том
числе посредством их принудительной реструктуризации.
Очень высокий позитивный эффект может быть получен и в
результате активного государственного регулирования других сверх доходных
рынков. В частности, настоятельно требуется усиление финансового и хозяйственно-правового
контроля деятельности посреднических организаций на рынках транспортных услуг.
Таким путем может быть сокращен огромный спекулятивный оборот, проявляющийся в
необоснованно высоких ценах на многие транспортные услуги.
Важнейшим приоритетом структурной политики не может не
стать преодоление сохраняющегося диспаритета
между ценами сельскохозяйственных и промышленных производителей. Однозначно
неприемлемо сохранение колоссальных спекулятивных операций с продовольственными
товарами, когда основная часть их межрегионального обмена находится в руках
перекупщиков при одновременной неприемлемой убыточности большей части производителей.
Административные решения в этой области должны быть дополнены восстановлением в
тех или иных формах полноценной потребительской кооперации в рамках всех регионов
страны, что дало бы крайне значимый эффект в виде стабилизации цен на продукты
питания.
Особое место при проведении структурной политики следует
отвести использованию большого потенциала высокотехнологичных и многопрофильных
предприятий оборонно-промышленного комплекса. Они во многом способны определять
характер и темпы модернизации во всей российской экономике.
В практическом плане первоочередную значимость для перехода
к эффективному экономическому росту будет иметь становление мощного
высокотехнологичного сектора, объединяющего сети конкурентоспособных
предприятий (фирм), на основе потенциала отраслей и видов деятельности,
доставшихся в наследство от советского ВПК. Главная проблема по-прежнему
заключается в окончательном переходе к современной корпоративной структуре, без
чего невозможно создание здесь полноценной конкурентной среды и, в частности,
размещения государственных заказов на подлинно конкурсной основе.
Крайне значимое направление структурной политики связано и
с модернизацией сектора малого и среднего производственного
предпринимательства. Инструменты рыночного саморегулирования не в состоянии
нейтрализовать, как показывают конкретные примеры, усиливающуюся по мере
расширения масштабов и повышения доходности малого бизнеса неформальную
зависимость его представителей от местной администрации и, как правило, связанных
с ней местных “авторитетов” теневого сообщества. Обеспечение стабильного
развития данного сектора в ходе его модернизации возможно посредством
адекватного применения разнообразных средств государственного регулирования и,
конечно, осуществления действительно глубокой реформы местного самоуправления.
Кажется, растаяли иллюзии по поводу чудодейственности
внешнеэкономической либерализации. Процесс вступления
в ВТО призван носить постепенный, нефорсированный характер и включать в себя
весьма длительный “переходный” период, когда ряд импортных таможенных тарифов и
других ограничений для протекции потенциально-конкурентоспособных отечественных
производителей будет сохранен. В обозримой перспективе необходимость
государственной протекции отечественных производителей, особенно в высокотехнологичных
отраслях, сохранится. Разумеется, такого рода поддержка должна носить строго
избирательный характер и осуществляться только в период адаптации к
внешнеэкономическим условиям.
Км.ру, 6.11.07