В. Михалюк

кандидат политических наук.

Нужен ли закон о партиях в РФ

В парадигме постоянного реформирования и поиска, в которой мы живем последние 10 лет, как нельзя лучше воспроизводятся ценности максимализма. Вот недавно, к примеру, ЦИК, (почему-то именно он?!) решил, что впредь идеей, оправдывающей существование партий в нашем обществе, должны стать выборы. Хватит быть вещью в себе, надо и общественные интересы выстраивать и пестовать. Конечно, убеждают нас, что это делается в интересах народного блага, но только как всегда “интерес” контролируется и инициируется сверху. Что–то до боли знакомое слышится во фразе “Мы говорим партии – подразумеваем выборы”.

Понятно, при конвейере выборов - одни заканчиваются, другие начинаются, - а там уже и общефедеральные и президентские подоспеют, ЦИК загружен без меры. Да, при этом надо еще не упустить возможность стать еще одним структурообразующим Министерством – Министерством Выборов. Видно в преддверии такого величия и выпускаются в свет проекты законов, подобные уже упоминавшемуся закону о партиях. Если власти что-то надо, то она это сделает, в России по другому не бывает.

Так, и этот закон проведут, и он будет принят. Из четырех будет скроен один, с доработками, как это и принято. Что же до самих партий, то из 131, уже зарегистрированных, останется, по-видимому, около полсотни. Группироваться они все будут, по-видимому, около пяти-шести крупных партий.

Появление на политической арене России сразу несколько мощных партий будет поддержано, предполагают разработчики закона, в народе и им будет оказана поддержка и финансирование со стороны государства. А всего-то для этого надо 2% голосов со всей России (из проекта закона - партиям предоставляется государственное финансирование “если кандидаты от партии в Президенты РФ, либо федеральные списки кандидатов, либо кандидаты в избирательных округах в совокупности получили по результатам голосования не менее 2%”). Совершенная благая цель и, как показывают опросы, достаточно благосклонно воспринимается общественным мнением. Хотя известно, что подавляющая часть приходящих на выборы, незнакома с программами партий, а голосует и симпатизирует кому-то из их лидеров. Поэтому все же удивительно, что благие цели партийного реформирования находят в принципе положительный отклик в массах. Более 40% за то, чтобы в выборах участвовали только массовые партии с четкой политической программой.

КАК БЫ ВЫ ОТНЕСЛИСЬ К СЛЕДУЮЩИМ ИЗМЕНЕНИЯМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ РОССИИ: ОТКАЗАТЬСЯ ОТ БАРЬЕРА 50% ЯВКИ НА ВЫБОРЫ - С ТЕМ, ЧТОБЫ ВЫБОРЫ СЧИТАЛИСЬ СОСТОЯВШИМИСЯ ПРИ ЛЮБОЙ ЯВКЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ?”), %)

целиком положительно

11

скорее положительно

18

скорее отрицательно

27

резко отрицательно

22

затрудняюсь ответить

22

Достаточное положительное отношение и к увеличению проходного ценза, который также в глазах населения связывается с массовостью и значительностью партии. Практически каждый второй за то, чтобы поднять нынешний 5% барьер прохождения партий в Думу до 8-10%.

А вот вопрос об отмене 50%-го барьера вызывает отрицательную реакцию. Практически треть опрошенных полагает невозможным ситуацию, при которой выборы считались бы состоявшимися при любой явке избирателей.

Перечислив, что же нравится народу в деле партийного строительства, перейдем к “заинтересованности власти”. Во-первых, под контроль берется такой мощный ресурс ( не хуже нефтяного) как выборный. Во-вторых, в выборном деле, наконец хоть здесь, появляется возможность создать контролируемые монополии. Партии становятся “единственным видом общественного объединения, имеющим право выдвигать кандидатов в органы государственной власти и местного самоуправления”. В-третьих, сегодня и сейчас и опять-таки за счет налогоплательщика возможность провести широкомасштабную бесплатную рекламную кампанию и влить новые соки в идею целесообразности существования многопартийной системы в России. Действительно, лучшего момента, чтобы дать новые силы необратимо теряющей в весе коммунистической идеологии, в лице скажем КПРФ, и так не прижившейся либеральной ветке “Яблока” и прочих отростков и объединений социал-демократического и либерального толка и не найдешь. Отныне, по словам председателя ЦИК, определение российской партии должно укладываться в следующие рамки “ партия - это универсальный политический институт, связывающий государство и граждан и обеспечивающий представительство различных социальных интересов в органах власти”. Чем не развитие идей о гражданском обществе, политической культуре? Только гражданское общество в современной России представлено одним - отчуждением власти от народа и попытками самых стойких из этого народа этому отчуждению сопротивляться. Сопротивляющиеся, естественно, подобного рода законы, кроме как в минус демократическим преобразованиям, записать не могут. Итак, минусы.

Минус первый – мы и раньше не знали, кого избираем по списку, голосуя за два-три имени, представляющих партию в избирательном бюллетене. Теперь избирательный список станет культовым и то, что “места” в нем не будут продаваться вызывает большое сомнение.

Минус второй - другие общественные объединения, не подпадающие под определение партии, лишаются права на социально-политическую активность.

Минус третий – как будут выглядеть партийные структуры на местах? Для них государство найдет деньги при закрывающихся там же школах и больницах?

Минус четвертый – при всех своих изъянах формирование многопартийности в перестроечной России все же было эволюционным и во многом шло снизу. В этом процессе можно уже выделить даже своеобразные этапы. Первый, это, несомненно, этап с 89 по 93 год, этап достаточно романтический, с верой в торжество либеральных, социал-демократических и неосоциалистических идей. Это тот период, когда Зюганов, проводивший очередную партийную конференцию сидел в пальто в неотапливаемом помещении, а в это же время “Демократическая Россия” и “Демвыбор” снимали лучшие залы. Это совсем не означает, что движение “Демократическая Россия” было более финансово обеспечено и идейно менее состоятельно, уже в то время костяк в них составляли убежденные люди, работающие на определенный вид идеологии и может даже тогда не представлявших, насколько значительными они станут в ситуации выборов в первую Госдуму. Именно с этой первой избирательной кампании в Госдуму ведет отсчет второй этап развития многопартийной системы в постперестроечной России. Выборы доказали, что партии не только имеют право быть, но они еще могут быть действенным инструментом борьбы за власть. В нее они и пытались войти, формируя свои фракции в парламенте и постепенно укрепляя само понятие парламентаризма в России. Третий этап можно, пожалуй, обозначить, начиная с 95 года до выборов 99–го включительно. На пороге какого этапа находимся мы сейчас, пока остается за скобками этой статьи.

Минус пятый – как в Германии или Великобритании отдельно взятых, где победившие партии формируют правительство, и лидер партии становится автоматически премьером правительства в России не получится. Для этого надо иметь устоявшиеся рыночные отношения в экономике, по-другому организованный парламент и действительно наличие демократических отношений в обществе. На сегодняшний же день на вопрос “как вы думаете, есть ли сейчас в России демократическое общество? практически каждый второй опрошенный (54%) отвечает - нет! На вопрос же, что же это такое чего у нас нет, а точнее “что такое, по вашему мнению, “демократическое общество”?” значимые проценты набирают лишь следующие позиции: демократические, политические свободы (слова, совести, перемещения 30%; забота государства о простых людях, системы социальной защиты 24%;равенство, общество равных шансов 20%;материальное благополучие населения 20%. Все эти позиции и так декларируются программами наиболее известными из ныне действующих партий. Разнятся они лишь способами продвижения к демократической модели общества.

ПОЧЕМУ ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО В РОССИИ НУЖНА ОППОЗИЦИЯ ВЛАДИМИРУ ПУТИНУ И ЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВУ? (%)

чтобы держать власть под контролем общества/не давать ей "зарываться"

22

чтобы поддерживать диалог власти и общества

10

чтобы общество могло выбирать между программами власти и оппозиции

14

чтобы была возможность учитывать при принятии государственных решений интересы меньшинства

6

чтобы обеспечивать возможность демократических выборов и смены власти (сегодняшняя оппозиция – это завтрашняя власть)

10

Другое

1

затрудняюсь ответить

2

нет ответа

53

Минус шестой в результате реформы партий сверху мы получим своеобразный симбиоз французской и итальянской избирательных систем и так не считающимися образцовыми. В России же франко-итальянский симбиоз будет только способствовать расшатыванию и так неустоявшейся политической системы. Так, во Франции мажоритарная в два тура система прямых всеобщих выборов в Национальное собрание, в конечном счете, приводит к тому, что голоса мелких партий зачастую являются решающими при формировании правительственного большинства. В Италии, пропорциональное представительство как раз инициирует жизнь партий-однолеток или двулеток, создаваемых ради получения мест в Парламенте и формировании парламентского большинства. Само течение итальянской политической жизни наглядно показывает тупиковость тезиса “партии - для выборов”. Отчасти этим определяется то, что Италию зачастую лихорадят политические кризисы, нестабильность и слабость власти, частые смены правительств. Что это будет такое на российской почве, наверное, комментариев не требует.

Минус седьмой – пресловутый административный ресурс и перестраивание региональной структуры власти. На сегодняшний день ответы на вопрос “как вы думаете, пытается ли кремлевская администрация каким-то образом повлиять на результаты проходящих сейчас выборов губернаторов в различных регионах России КАК? затруднений не вызывают: 23% считают - оказывает существенную организационную и материальную поддержку предвыборным кампаниям лояльных к Кремлю кандидатов и 25% полагают, что Кремль использует любые средства для того, чтобы обеспечить победу одним кандидатам или не дать победить другим. И 18 % оказывает некоторую моральную поддержку отдельным кандидатам. В такой ситуации понятно, что планирующееся укрепление партийной системы даст власти только хорошо управляемый и направляемый инструмент.

Минус восьмой – отсутствие действительной оппозиции. А то, что она нужна. считает практически каждый второй русский. А вот зачем она нужна это уже другой вопрос. И ответы на него распределяются следующим образом.

КТО СОСТАВЛЯЕТ СЕЙЧАС ОППОЗИЦИЮ ВЛАДИМИРУ ПУТИНУ И ЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВУ?

Коммунисты (КПРФ) Зюганов, Селезнев и др.

26

Демократы (Боннер, Ковалев и др.)

2

"Яблоко", Явлинский

5

"Союз правых сил", Немцов, Хакамада

2

"Отечество", Лужков

2

Олигархи: Гусинский, Березовский, Чубайс и др.

10

Губернаторы: Строев, Шаймиев, Яковлев и др.

3

Другие "обиженные властью":Скуратов и др.

4

Бывшее окружение Ельцина: "семья"

1

Коррупционеры во власти, стремящиеся сохранить власть, другие люди, рвущиеся к власти

6

Кто пытается путем торговли с властью получить какие-то средства, добиться льгот и привилегий

2

Чеченцы/чеченские боевики

3

Самые последние "отморозки", предатели интересов России

1

Кого заботит будущее России

1

Другое

1

Затрудняюсь ответить

9

Нет ответа

47

 

Минус девятый – чьи интересы и сословные ориентации будут отражать эти три-четыре крупных партий? Когда на сегодняшний день на вопрос “к какому из следующих социальных слоев вы бы отнесли свою семью?” (общероссийская репрезентативная выборка, октябрь, ВЦИОМ) 43 % отвечают - к рабочему классу/крестьянству, 32% - к нижней части "среднего класса", 17% -нижней ступени социальной лестницы, верхней части "среднего класса 7%, элите – 0,5%. Картина на это вопрос вполне отражает кстати и сегодняшнюю расстановку сил в Госдуме. В будущем эти 43% составят электоральную базу КПРФ, той партии, которая сможет отражать интересы крестьянства, а также партии “сегодняшних у руля”, т.е. партии власти. 32% - отдадут голоса, конечно СПС и Яблоку, или тем, чем они станут в результате слияния. Часть из них опять-таки уйдет к партии президента, а 17%, которые причисляют себя к нижней ступни социальной лестницы, будут у партии типа ЛДПР или присоединяться партии власти. Более детально потенциальное распределение голосов по данным последнего опроса ВЦИОМ представляется следующим образом:

ЕСЛИ БЫ В БЛИЖАЙШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ СОСТОЯЛИСЬ ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ РОССИИ, ЗА КАКУЮ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ПАРТИЙ, БЛОКОВ ВЫ БЫ ПРОГОЛОСОВАЛИ, ИЛИ ВЫ ПРИШЛИ БЫ НА ВЫБОРЫ И ПРОГОЛОСОВАЛИ "ПРОТИВ ВСЕХ"?

Аграрии под руководством Харитонова

1

"Женщины России" под руководством А. Федуловой

3

"Яблоко" под руководством Г. Явлинского

6

"Единство" под руководством С. Шойгу

14

ЛДПР под руководством В. Жириновского

4

"Отечество" под руководством Ю. Лужкова

2

КПРФ под руководством Г. Зюганова

24

Движение "Россия" под руководством Г. Селезнева

1

Союз Правых Сил" под руководством Б. Немцова и И. Хакамады

7

Российская народно-республиканская партия под руководством А. Лебедя

1

НДР под руководством В. Черномырдина

0.3

"Русское национальное единство"

0.1

Другая

0.6

Против всех

8

Не стал бы участвовать в выборах

13

Затрудняюсь ответить

16

Эти данные достаточно убедительны в плане не актуальности и искусственности затеваемого процесса, который заберет достаточно большие суммы, время и силы всех его участников. Тем более, что в результате таких перемен можно поставить под сомнение вообще саму идею существования партий и Парламента в том виде в каком они сейчас есть. Тем более, что консервативное направление в нашем обществе пока остается неосвоенным. И если его закрыть искусственно, то ни к чему хорошему это не приведет. А ведь именно в настоящее время в области политических предпочтений уже можно вполне ясно обозначить три идеологических направления: либерализм (основной ориентир на западную модель), социал-демократизм (включая модернизированную коммунистическую идеологию) и нарождающийся консерватизм (ориентированный на самобытную российскую модель) отчасти. При этом “центристы” (выступающие за сочетание различных идеологических позиций) вполне однозначно размещаются между “чистыми” либералами и “чистыми” консерваторами (националистами). И такая ориентация вскоре могла бы себя проявить в качестве новой национал-демократической или неоконсервативной модели. Могла бы, но вряд ли себя проявит при командной системе партстроительства.

Итак, по все видимости, самым целесообразным было отказаться от всяких проектов переустройства и государственной поддержки нынешней партийной системы. Когда есть два неопределенных пути выбирают третий или оставляют все как есть. Иногда, не трогать и оставить все как есть бывает более разумным и продуктивным выходом из ситуации, чем непродуманная смена с весьма сомнительными последствиями. А если уж и говорить о государственной поддержке, то она ох как нужна с точки зрения того же народа нашей экономике, но что-то туда государство не спешит.