Журнал «Золотой Лев» № 134 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

С.Ю. Глазьев

руководитель Института национального развития

 

Лучше позже, но правильно

 

Сергей Юрьевич, недавно премьер-министр Великобритании Гордон Браун сообщил, что называется, "городу и миру" о грядущем крахе мировой долларовой системы. О том самом крахе, который был очевиден лучшим нашим экономистам, в том числе и вам, уже несколько лет назад. Каковы теперь в связи с этим перспективы России? Иными словами, кто виноват и что делать?

 

У нас любят говорить: "лучше поздно, чем никогда". Но в данном случае скоро может оказаться слишком поздно. Мы уже потеряли свыше 30 миллиардов долларов валютных резервов из-за девальвации американской валюты. Кстати, вы знаете, как ответили тогда руководящие работники Центрального банка на наши прогнозы? Они сказали: "Весь мир хранит резервы в долларах. Мы что, умнее всех?". Увы, могли бы оказаться умнее, если бы думали своей головой, а не ориентировались на советы МВФ. Если эта инерция мышления сохранится еще пару лет, то мы безвозвратно упустим исторический шанс восстановления экономической, политической и территориальной мощи России.

 

В чем заключается этот шанс?

 

В возвращении рубля в число мировых валют и восстановлении нашей доли в эмиссионном доходе глобальной валютно-финансовой системы. Это позволило бы увеличить кредитование нашей экономики в несколько раз.

 

Каким образом?

 

Через создание механизмов долгосрочного рефинансирования экономической активности. Это должен делать ЦБ посредством рефинансирования коммерческих банков под залог векселей платежеспособных предприятий и государственных корпораций. Важное направление — рефинансирование недавно созданного банка развития. Необходимо отвязать эмиссию рублей от приобретения иностранной валюты и перейти от политики административного планирования прироста денежной массы к гибкой политике денежного предложения, исходя из спроса на деньги со стороны производственной сферы.

Ведь сейчас из-за догматизма денежных властей происходят абсурдные вещи — чем больше наша страна получает нефтедолларов, тем быстрее растет государственный долг и тем хуже условия кредитования предприятий, работающих на внутренний рынок. Это следствие примитивной денежной политики, заключающейся в эмиссии рублей под покупку долларов по квазификсированному курсу и затем изъятии из экономического оборота части денежной массы, превышающей запланированную величину. При этом денежная эмиссия направляется тем, кто продает валюту (экспортерам и иностранным спекулянтам), а изымаются деньги у государства (посредством перечисления соответствующей части налоговых поступлений в Стабфонд), которое в тех же целях, имея профицит бюджета, наращивает государственный долг, изымая деньги с финансового рынка. Получается, что поступающие в Россию сверхдоходы от экспорта нефти и газа направляются на поддержание американского доллара и дефицита бюджета, в то время как наши лучшие предприятия задыхаются от недостатка денег и привлекают кредиты из-за рубежа. При этом наше Правительство кредитует государства НАТО под 2% годовых, а собственные государственные предприятия вынуждаются к иностранным займам под 5-7%. В результате такой "самоедской" политики мы ежегодно теряем миллиарды долларов, фактически субсидируя США, Великобританию и другие государства НАТО, которые за наши деньги развертывают против нас ракеты в Восточной Европе.

 

Поэтому англоамериканский рупор "Евромани" назвал Кудрина лучшим министром финансов прошлого года?

 

Конечно, где еще они найдут туземного министра финансов, направляющего средства своих налогоплательщиков им в карман под символический процент? Ведь смысл политики Кудрина — использование российского бюджета в качестве дойной коровы для финансирования военных расходов НАТО, из-за непомерного роста которых и возникает колоссальный дефицит американского госбюджета.

 

Но Кудрин докладывает президенту о чрезвычайной выгодности инвестиций в Стабфонд?

 

Он дезинформирует главу государства, манипулируя цифрами. Под воздействием нашей критики Правительство диверсифицировало активы Стабфонда, размещая в долларах не более половины активов. Другая половина переведена в фунты и евро, благодаря чему измеряемая в падающих долларах сумма растет. Кудрин должен был докладывать президенту о доходности Стабфонда в рублях, тогда стала бы очевидна разорительность этой политики. Судите сами. Правительство в целях стерилизации денежной массы занимает на нашем финансовом рынке деньги под 7%, а размещает их в иностранных ценных бумагах под 2-3%. При пересчете в рубли в связи с повышением курса последнего получается ноль. Если бы вместо ненужных займов Правительство размещало бы свои активы в собственных банках, венчурном и инвестиционном фондах, то получало бы около 10%. Нетрудно посчитать, что эффективность политики Кудрина составляет минус 17%. У нас, может быть, не лучший, но, совершенно точно, самый дорогой министр финансов планеты — его навеянный из Вашингтона догматизм обходится стране в десятки миллиардов долларов ежегодно.

 

Чем грозит нам падение доллара?

 

Прежде всего — обесценением валютных резервов ЦБ и Правительства. Семь лет назад, когда в качестве главы Комитета ГД по экономической политике я проводил парламентские слушания по этому вопросу, нас денежные власти не послушали. Сегодня наша правота очевидна любой домохозяйке, избавляющейся от долларовых сбережений. Но до сих пор наши резервы размещаются почти наполовину в долларах. Впрочем, и другие валюты, предпочитаемые нашими денежными властями в качестве резервных, не застрахованы от падения. Резкое падение доллара неизбежно повалит и евро, и фунт вследствие соответ- ствующего обесценения европейских и английских валютных резервов, значительная часть которых сформирована в долларовых инструментах.

Кроме того, вследствие падения доллара обесценятся и номинированные в долларах доходы и активы. Я не могу понять руководство Газпрома, которое заключает контракты на поставку газа в Европу и СНГ в долларах. Ведь тем самым оно на себя принимает валютный риск третьей страны, который стал сегодня запредельным. Давно пора переходить на поставку наших энергоносителей на экспорт за рубли.

 

Президент говорил об этом в своем Послании Федеральному собранию…

 

Да, но воз и ныне там. Наши денежные власти намертво увязли в Вашингтонском консенсусе. Они смотрят на доллар, как на икону. Этот долларовый фетишизм — следствие их близорукости и некомпетентности, которая слишком дорого обходится нашей стране. Они боятся переходить на расчеты в собственной валюте, так как опасаются резкого повышения спроса на нее со стороны импортеров, которое повлечет необходимость соответствующего наращивания денежной эмиссии сверх планируемых ими пределов. И хотя последние устанавливаются "с потолка", они реально определяют пределы денежной эмиссии. В случае их сохранения при переводе расчетов по нашему экспорту на рубли не избежать резкого повышения курса последнего. А этого уже не хочет Правительство, отстаивающее интересы сырьевых экспортеров.

 

Вьюгин рекомендует этого не опасаться и компенсировать снижение ценовой конкурентоспособности наших товаров снижением налогов.

 

Давно назрел вопрос об отмене НДС. Это действительно повысит ценовую конкурентоспособность наших товаров и выключит один из главных "моторов" раскрутки инфляционного маховика. Правда, делать это следовало три года назад при бюджетном профиците, величина которого в последние годы превышала сумму поступлений в федеральный бюджет от НДС, налога на прибыль и социального налога вместе взятых. С будущего года это можно будет сделать только за счет замещения выпадающих доходов бюджета из Резервного фонда.

Вместе с тем, я не думаю, что этого будет достаточно для компенсации падения конкурентоспособности отечественных товаров при переходе к плавающему курсу рубля. Он может повыситься вдвое, что будет означать соответствующее повышение конкурентоспособности импортных товаров, доля которых на потребительском рынке и без того достигла половины. Я помню, как вследствие повышения реального курса рубля с середины 93-го до конца 94-го года вчетверо объем производства машиностроительной продукции сжался втрое. Ущерб, нанесенный тогда некомпетентной политикой денежных властей многим отраслям обрабатывающей промышленности, оказался необратимым — некоторые из них, в том числе в наукоемком машиностроении, просто погибли. В случае резкого повышения курса рубля многие ростки оживления отечественного производства будут вновь вытоптаны импортерами.

 

Что вы предлагаете?

 

Во-первых, уйти от негативных последствий неизбежного падения доллара. Немедленно перевести валютные резервы страны в другие активы. В частности, резко увеличить долю золота, редкоземельных металлов и драгоценных камней отечественного производства. Увеличить государственные резервы критически важных для обеспечения национальной безопасности страны сырьевых товаров. Вложить деньги в реконструкцию и модернизацию нашей изрядно обветшавшей собственности за рубежом. Предоставить кредиты нашим предприятиям, строящим крупные инвестиционные объекты за границей, в особенности в СНГ. Ограничить долю иностранной валюты в резервах эквивалентом годового импорта со структурой валютных резервов, соответствующей структуре внешней торговли. Отказаться от резервного фонда Правительства, направив накопленные средства на импорт перспективных технологий, научного оборудования, а также на развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Во-вторых, необходимо немедленно переходить на экспорт нефти, газа, металлов, леса и других биржевых товаров за рубли. Одновременно нужно создать свои биржевые площадки торговли этими товарами в России. Центральному банку придется резко расширить масштабы рефинансирования коммерческих банков, занимающихся кредитованием внешнеторговых операций.

В-третьих, необходимо реализовать давно подготовленные предложения по переводу внешнеторговых расчетов на национальные валюты, прежде всего в СНГ, с ЕС и Китаем. Для этого Центральному банку необходимо провести переговоры с денежными властями соответствующих регионов об устранении ограничений в платежно-расчетных отношениях между предприятиями в национальных валютах и признании рубля в качестве одной из резервных валют. Если бы не закостенелость наших денежных властей, рубль уже стал бы одной из мировых валют в зоне нашего экономического влияния.

В-четвертых, Банку России следует перейти от безумных попыток количественного регулирования прироста денежной массы к гибкой политике денежного предложения, регулируемого ставкой рефинансирования. При этом основным каналом денежного предложения должно стать рефинансирование коммерческих банков под залог векселей платежеспособных предприятий, государственных корпораций и институтов развития и государственных обязательств.

В-пятых, отказ от приобретения иностранной валюты в качестве основного канала денежной эмиссии означает отказ от политики существенного занижения курса рубля. Вместе с тем повышение курса рубля не должно быть резким и неожиданным. Исходя из прогноза платежного баланса после перехода на расчеты за экспорт энергоносителей за рубли и перевода внешнеторговых операций в национальные валюты, следует зафиксировать курс рубля на переходный период, который может занять от года до трех. При этом ревальвация не должна превысить 10% к нынешнему уровню. В течение переходного периода можно ввести соответствующий налог на приобретение иностранной валюты, уплачиваемый ее продавцом. Это предотвратит угрозу потерь в связи с продажей рублей по заниженному курсу, а также нейтрализует снижение ценовой конкурентоспособности отечественных товаров.

В-шестых, в условиях возможного снижения ценовой конкурентоспособности российских товаров необходимо резко активизировать научно-техническую и промышленную политику государства в целях ускоренного выращивания конкурентоспособных производств в наукоемких отраслях промышленности. Только за счет более высокого технологического уровня наши предприятия смогут успешно конкурировать на мировом рынке. В этой связи следует не снижать, как предлагает Вьюгин, а наоборот, наращивать государственную поддержку корпораций, Банка и других институтов развития. Разумеется, при этом нужен жесткий контроль и ответственность за эффективность выделяемых государством ресурсов.

В-седьмых, в условиях быстрой ремонетизации российской экономики и масштабного наращивания денежного предложения необходимо позаботиться о расширении рынков сбыта отечественных товаров. Для этого следует форсировать создание Таможенного союза и Зоны свободной торговли с государствами Содружества. После присоединения основных торговых партнеров к ВТО это сделать будет намного сложнее.

В-восьмых, в целях развития российского финансового рынка необходимо ограничить гарантированные государством активы исключительно номинированными в российской валюте. В том числе не следует разрешать хранение пенсионных сбережений в иностранной валюте.

В-девятых, нужно активизировать работу государства по защите внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции. В том числе путем введения компенсационных пошлин на ввоз субсидируемого импорта.

 

Что мешает осуществлению ваших предложений?

 

Косность мышления и интеллектуальная робость руководства наших денежных властей. Они никак не могут понять, что эпоха доллара закончилась. Крах построенной на безудержной эмиссии доллара глобальной финансовой пирамиды неизбежен. Мы могли бы рассчитать сценарный прогноз этого саморазрушения, так же, как за год до финансовой катастрофы 1998 г. с точностью до месяца спрогнозировали саморазрушение финансовой пирамиды ГКО.

Мир переходит к новой архитектуре мировой валютно-финансовой системы, в которой рубль может занять достойное место. Расширение использования рубля в международных расчетах, придание ему функций одной из мировых валют существенно поднимет финансовую мощь и конкурентоспособность нашей экономики. Будет бесконечно жалко упущенных возможностей и пропавших валютных активов, если эти исторические возможности не будут реализованы из-за некомпетентности нескольких человек.

 

Беседу вел Александр Нагорный

 

Завтра, 28.11.07


Реклама:
-