Журнал «Золотой Лев» № 134 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

М.Калашников

 

Экономическая политика Кремля: ноябрь[1]

Под угрозой «нового 1998 года»

Российская Федерация рискует угодить в суровый системный кризис

 

1 ноября 2007 г. в Кремле прошло абсолютно закрытое совещание под председательством Владимира Путина. В нем участвовали премьер-министр, глава Центробанка и министр финансов, глава Минсельхоза и министр экономики, глава президентской администрации и начальник экспертного управления АП.

То, что они обсуждали, очевидно: РФ в считанные недели оказалась на пороге серьезнейшего кризиса. Налицо опасность нового 1998 года. Рост цен на продовольствие, разгон общей инфляции, кризис банковской ликвидности – всё это глубоко взаимосвязанные вещи. Это – расплата за «либеральный идиотизм» в экономике, за недальновидность и некомпетентность «экономическо-финансового блока» правительства.

Одно можно сказать точно: 2008 год для «бело-сине-красного» государства будет крайне напряженным.

 

УПУЩЕННАЯ «ДЕВЯТИЛЕТКА»

 

Происходящее описывается просто: РФ в экономическом смысле – страна зависимая, практически колониальная. Невзирая на всю централизацию политической власти, концентрацию нефтегазовых доходов в руках государства и сотни миллиардов долларов, проливающихся на Росфедерацию от экспорта сырья и энергоносителей, перед нами – очевидно несамостоятельное образование. В РФ не созданы дееспособные структуры, способные воспринять все эти потоки нефтегазодолларов, превращая их в инвестиции на приоритетных направлениях, в долгосрочные кредиты для создания передовых производств.

Что произошло с августа 2007 года? В мире начался резкий рост цен на съестное, и прежде всего – на зерно, на хлеб. Произошло оное потому, что, во-первых, стал быстро падать курс доллара, а, во-вторых, начался кризис в банковской системе Запада. В этих условиях более триллиона «горячих» спекулятивных долларов (капиталы финансовых спекулянтов-глобалов) пошли на скупку зерновых контрактов. Так спекулянты спасают свои деньги от обесценивания: ведь зерно стало дорожать. Причем сами спекулянты ускоряют рост цен на хлебном рынке. А если дорожает зерно – дорожает и все прочее продовольствие по всему Земшару. Одновременно всемирный рост цен на провиант был вызван еще двумя факторами: снятием государственных субсидий на экспорт продовольствия из Евросоюза и ростом потребления продовольствия в Китае и других развивающихся странах.

РФ в продовольственном плане – страна несуверенная. Она зависит от подвоза съестных припасов из Европы, США и Латинской Америки. Порядка 60-80% того, что съедают в городах РФ – импорт. На заграничном мясе и сухом молоке работают мясомолочные заводы и фабрики. Уцелевшее после «реформ» животно- и птицеводство страны питается привозными комбикормами: своё производство таковых загублено. Чтобы полностью не зависеть от аграрного импорта, РФ должна собирать не менее тонны зерна на человека: 142-144 миллиона тонн хлеба. А собирает она от силы 80 миллионов, из них до 12 миллионов тонн вывозя за рубеж. Не голодает РФ лишь потому, что ввозит мясо и молоко из ЕС, США, Аргентины – в обмен на нефтедоллары. Ну, и фрукты-овощи из Турции и Марокко.

Поэтому рост мировых цен на продовольствие моментально стегнул по РФ. Власти бросились замораживать цены на еду. Но это – предвыборно-популистские судороги. Никто не будет торговать себе в убыток. После выборов цены в 2008 г. скакнут так, что мало не покажется. Для Росфедерации, где в 60% семей на покупку еды уходит более половины месячного дохода, это – подрезание подколенных жил. Никакие «замораживания» делу не помогут, покуда РФ настолько зависима от импорта провианта. Решить проблему можно только одним: быстрым наращиванием собственного производства в аграрно-промышленном комплексе.

Но власти РФ сделать этого не в состоянии. Так называемый «приоритетный нацпроект» развития села в этом плане – убогая, пропагандистская, бессистемная штука. За девять лет, минувших с финансовой катастрофы августа 1998 года, так и не были выстроены механизмы проведения мало-мальски последовательной экономической политики. Время оказалось бездарно упущенным. Дело касается и аграрной сферы, и всех прочих сфер реального производства в РФ.

Поясним это на конкретном примере. Продовольственном.

 

«ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОГРАММА»-2

 

Необходимо принять аналог советской «Продовольственной программы», утвержденной на майском пленуме ЦК КПСС 1982 года. То есть, нужно запланировать огромные затраты на закупку за рубежом племенного скота (свой уничтожили в 90-е годы). Надо отобрать и профинансировать передовые агротехнологии, которые позволяют добиться максимальных урожаев (а также привесов и удоев) при минимуме затрат труда, горючего, электричества, удобрений и кормовых добавок. Нужно организовать передачу таких технологий в хозяйства. Разработать план производства востребованной сельхозтехники и оборудования пищевой промышленности, обеспечить его ресурсами, кадрами и производственными мощностями, а затем – обеспечить все это большими и долгосрочными кредитами. А это значит, что необходимо вполне по-советски увязать аграрный план с планами развития металлургии, энергетики, машиностроения, химической индустрии, с планами производства стройматериалов и планами вузов и профтехучилищ, что готовят специалистов. Мало произвести технику: нужно еще создать четкие планы по ее лизингу и сервису, по созданию машинно-тракторных станций и лизинговых компаний. Тут же необходим план развития дешевого и доступного строительства на селе (каркасные и модульные технологии, применение дерева и «нежелезобетонных» материалов). Нужны планы развития агрогородков, строительства дорог, хранилищ, перерабатывающих центров.

И все это, вместе взятое, тоже должно обеспечиваться долгосрочным кредитованием под низкий процент – не более 4% годовых. При объемах кредитов в десятки миллиардов «у.е.» как минимум.

Но это в нынешней РФ невозможно. В ней нет полноценной и суверенной банковской системы. И даже источник кредитов, что сегодня получают «дорогие россияне», находится за пределами Росфедерации. На Западе.

 

БАНКОВСКАЯ «КОЛОНИЯ»

 

В банковском смысле РФ – тоже колония развитых стран. Обратимся опять-таки к примеру с реальным сектором.

Чтобы профинансировать грандиозные (а других в борьбе с разрухой просто не получается) программы развития страны, нужны мощнейшие специализированные банки. Аналогичные тем, что имелись в СССР. Один банк-гигант должен заниматься аграрными делами, другой – машиностроением, третий – строительством, и т.д. Причем такие супербанки должны выдавать кредиты больших объемов под низкие проценты – и лет на десять. Необходима трехуровневая банковская система: «Центробанк – специализированные банки-гиганты – банки мелкие, коммерческие, сберегательные и инвестиционные».

Подобной системы в РФ нет. В ней имеются Центробанк и тысячи мелких, маломощных «банчков». Причем самые крупные банки Росфедерации не входят в двадцатку мировых банков. Они – карлики. Выдать большие ссуды, необходимые для осуществления аграрной программы, они не в силах. Нет ресурсов.

В РФ государство не создает источника ликвидности для банков. Российские банки ходят за «длинными деньгами» на Запад. Там они берут большие кредиты под 4% годовых, а потом перепродают их клиентам в РФ вдвое-втрое дороже. За счет этого предприятия могут брать кредиты, за счет этого развивались ипотека и потребительский кредит. Если на Западе брать «длинные деньги» больше не удастся, то для хилой экономики РФ это сразу же обернётся катастрофой.

В то же время, на Запад за «длинными» и долгими кредитами пошли и крупные компании РФ (здесь-то брать не у кого). Пошли и «Газпром», и «Роснефть». В самые сжатые сроки компании РФ нахватали на Западе долгов вдвое больше, чем РФ за годы правления Ельцина: свыше $300 млрд. Чтобы отдавать такие тяжёлые долги, российскому большому бизнесу приходится все время перекредитовываться. То есть, брать новые кредиты для того, чтобы отдать старые. И если источники кредитов на Западе иссякнут, крупные компании РФ окажутся банкротами.

Страна в очередной раз может пасть жертвой «либерального фундаментализма», коим наши верхи маются с декабря 1991 года. Ну, скажите на милость: почему взять десятки миллиардов долларов кредитов в европейских банках на постройку новых трубопроводов «Газпрома» (да еще и под большой процент!) – это рыночно, а занять те же суммы для того же самого у собственного государства – нерыночно? Почему лучше отдавать сотни миллиардов «у.е.» с процентами на Запад, чем возвращать их Российской Федерации? Почему рыночным считается попадание страны в опасную зависимость от внешних сил?

Но таково положение РФ: она несуверенна в финансовом плане. Сотни миллиардов долларов, полученных «беловежской Россией» от экспорта нефти и газа, попадают не в сильную банковскую систему России (ибо ее попросту нет), а в так называемые Стабфонд и золото-валютные резервы РФ. То есть – в финансовую систему Запада (ибо РФ свои резервы хранит либо на счетах в инобанках, либо в ценных бумагах США и Европы). А Запад из наших же денег выдает российским банкам и компаниям «длинные кредиты».

Вернее, выдавал. Сейчас из-за кризиса на ипотечном рынке США и падения доллара западные финансисты перестали кредитовать банки РФ. Им самим ликвидности не хватает.

 

ЗАЧЕМ ОНИ «СТЕРИЛИЗОВАЛИ» СТРАНУ?

 

Чем это грозит РФ? Социально-экономическим крахом. Банковский кризис из-за прекращения притока «длинных денег» с Запада может породить нечто подобное финансовой катастрофе 1998 года. Только на новый лад. Положение РФ незавидно: на глазах рушится пресловутая «стабильность», кою выстраивали в 2000-2008 годах. Плюс дорожает продовольствие.

Что делать? Понятно, что нужно экстренно наращивать производство хотя бы того же продовольствия, чтобы уменьшить зависимость от импорта. Но как? Дело не только в том, что необходимо составить грандиозные планы и воплотить их – а в элите РФ уже нет людей с опытом работы по пятилетним программам. В конце концов, у коммунистов в 1928 году тоже не имелось подобного опыта, но они смогли справиться. Вопрос в другом: под такую работу нет кредитно-финансовой системы! Что тогда толку, что сегодня у Москвы есть полтриллиона долларов во всяких резервах?! «Заливать»-то их некуда. Это как если вы стоите на обочине с огромной канистрой бензина в руках, но у вас нет автомашины, чтобы ее заправить. Просто раздавать деньги, не имея системы для их грамотного и хозяйского распределения, системы для отбора бизнес-проектов и контроля за их исполнением? Не выход. Деньги просто будут разворованы, что спровоцирует гиперинфляцию.

Значит, нужно экстренно создавать систему мощных супербанков-индустриализаторов, насыщенных «длинными деньгами». Укомплектованных специалистами экстра-класса. Но как? Сама собой (рыночным путем) такая система не сложится. Спонтанно сложилась как раз нынешняя, полуколониальная банковская система. Значит, выход есть только один: создавать такие супербанки искусственно, проектно. Усилиями государства. Закачивать в банки сверхдоходы от нефти и газа. А вокруг таких банков-гигантов – выстраивать сильные производственные корпорации. Реально обеспечивая перелив средств из добычи сырья в сложные производства, в научно-технический прогресс и аграрную сферу.

Так строили свою экономику японцы после Второй мировой, так (подражая им) действовали и южные корейцы. Именно это и нужно было делать после 1998 года. Путин, придя к власти в 2000 году, получил идеальные шансы на успех. После дефолта отечественное производство ожило и стало расти. Оно стало конкурентоспособным. Одновременно пошли в гору цены на нефть, обеспечивая РФ приток нужной ликвидности. Вот тут-то и надо было создавать новую банковскую систему, закачивая в нее нефтегазодоллары. Создавать неоплановую экономику больших корпораций.

Но власть бездействовала. Вернее, действовала – но как будто планомерно готовила тот кризис, что грозит нам ныне. Те сотни миллиардов долларов, что притекали в РФ за счет повышения мировых цен на энергоносители, были объявлены «плохими». Их надо, мол, «стерилизовать»: откачать в золото-валютные резервы и Стабфонд. И сложить их де-факто на Западе. Огромные суммы, которые могли бы пойти на создание системы супербанков развития, оказались выведенными из экономики РФ. Да еще так, что теперь обесцениваются стремительными темпами из-за падения курса доллара и фактической доходности облигаций казначейства США (которые теперь реально имеют отрицательную доходность). Предложение Торгово-промышленной палаты РФ вкачать эти деньги в несколько крупных российских банков было отвергнуто в 2003 году.

Нужно было параллельно с выстраиванием новой банковской системы разрабатывать планы стратегического развития. Но они в РФ появились с чудовищным запозданием: лишь в 2006-2007 годах, да и то в неполноценном виде.

Вместо того, чтобы превратить нефтегазовые сверхприбыли в источник развития РФ, финансовые власти их «стерилизовали». А фактически – кастрировали будущее страны. И вот итог: к 2007 году эффект дефолта 1998 года оказался полностью утрачен. Производство в самой РФ стало нерентабельным. Как и накануне 1998-го, стал ударными темпами расти импорт. А оставшееся в Росфедерации производство стремительно потекло в Китай: там выпускать товары гораздо выгоднее.

Что в итоге? Росфедерация оказалась на грани новой финансово-экономической катастрофы. Угроза многократного роста цен на еду – налицо. Грандиозные планы реконструкции ЖКХ, развития авиапрома, судостроения, нанотеха, ВПК, портов и железных дорог теперь могут рассыпаться, словно карточный домик. Равно как и нефтегазовые планы. Национальный проект «Доступное жилье» терпит крушение на наших глазах. Попытки Москвы играть роль великой державы, манипулируя «газовым краном», могут нарваться на ответный удар в виде перекрытия продовольственных поставок и «длинных кредитов».

Теперь власть за закрытыми дверьми лихорадочно ищет выхода из создавшегося положения. Найдет ли? Одно можно сказать: 2008-й имеет все шансы стать годом чрезвычайной ситуации. 

 

РПМонитор, 7.11.2007

 

Ключи к сокровищам Минфина

Управление государственными финансами: ждать ли «смены караула»?

 

Арест замминистра финансов Сергея Сторчака формально произведен по поводу операций с «алжирским» долгом. Но это, судя по всему, только повод. Правящая группа явно намерена взять под контроль «зону», до сих пор для нее закрытую и монополизированную «птенцами гнезда Чубайсова».

Речь идет об управлении долгами, которые имеют перед РФ страны «третьего мира». А также о деньгах Стабилизационного фонда и золотовалютных резервах. Очевидно, что президентская команда, взяв под свое «крыло» важнейшие отрасли экономики РФ, намерена распространить свой контроль и на государственные финансы. Ведь до сих пор ими заправляли совсем другие силы.

 

ГИБРИД ШЕЙЛОКА И ПЛЮШКИНА

 

Деятельность Минфина в делах резервно-долговых давным-давно вызывает массу неприятных вопросов. Иногда складывается впечатление, что оное ведомство готово облагодетельствовать всех, кроме собственно России.

Так, в течение ряда лет Минфин досрочно гасит долги государства перед иностранными кредиторами, выплачивая при этом и «штрафы» (они полагаются за досрочность – как компенсация за потерянные займодавцем проценты). Он же признает долги РФ перед другими странами, которые можно и не признавать и не выплачивать (речь о долге СССР бывшим соцстранам СЭВ, Восточной Европы). Кроме того, Минфин охотно прощает долги странам «третьего мира» или идет на их сокращение.

В итоге получается, что деятельность российского ведомства приносит огромные прибыли иностранным банкам и государствам. Барыши западному финансовому капиталу приносит и другая сфера деятельности Минфина РФ: массированная покупка им долговых облигаций западных государств. Это не только стимулирует экономический рост США и стран Еврозоны, но и помогает Западу бороться с кризисом ликвидности его банковской системы. Кроме того, Минфин РФ приобретает ценные бумаги через банки и фирмы-посредники, принося им немалые комиссионные – опять же за счет России.

Интересно, за какие такие коврижки «министерство бухгалтерии» льет «златые дожди» на стольких иностранцев и частников? Согласитесь – эта деятельность достаточно «коррупциогенна». Обвинять мы никого не можем – вполне вероятно, что в Минфине просто собрались филантропы, по зову сердца занимающиеся благотворительностью в международных масштабах. Россия, мол, щедрая душа. Странно, правда, что свою запредельную щедрость Минфин проявляет исключительно к иноземцам. А внутри самой РФ Министерство финансов и слышать не хочет о предоставлении налоговых льгот для высокотехнологичных компаний, отказывается списать налоговую задолженность предприятий «оборонки», что образовалась в погромные 90-е годы. Вместо того чтобы вкачивать сверхдоходы бюджета в русское производство и создание современной инфраструктуры в РФ, Минфин «стерилизует» эти деньги, выводя их из нашего экономического оборота. Когда речь заходит об ослаблении налогового гнета для русской промышленности, Минфин бьется насмерть, чтобы ничего не менять. Попытки увеличить экспортное кредитование, создать налоговые льготы для зон ускоренного развития наталкиваются на Минфин РФ, который ведет себя как гибрид Шейлока и Плюшкина. Интересная двойственность, не правда ли?

 

ВОЖДЬ И УЧИТЕЛЬ

 

Начало этим тенденциям в работе Минфина положил еще Анатолий Чубайс. Не секрет, что с середины 90-х годов люди из его окружения стали играть ведущую роль в «главной бухгалтерии» страны. А в 1997-м Чубайс успел побывать министром финансов (и вице-премьером заодно), и даже удостоился от президента Ельцина определения «Лучший министр финансов мира». Именно тогда Анатолий Чубайс первый раз лишил РФ огромных денег, именно он первым начал практику прощения долгов стран «третьего мира» России.

В сентябре 1997 г. в Гонконге первый вице-премьер России А. Чубайс подписал «Меморандум о взаимопонимании...», определяющий условия вхождения в Парижский клуб. Это подавалось как большое достижение новой российской дипломатии. Подчиняясь подписанному им меморандуму, Чубайс от имени РФ по предложению Парижского клуба отказался от 60 млрд долларов – половины финансовых активов. Напомним, что это делалось в пору, когда сама РФ задыхалась от тяжелых выплат по долгам, что успели натворить режимы Горбачева и Ельцина. Поэтому Запад поставил условие: хотите отсрочек по платежам и реструктуризации займов – списывайте долги странам «третьего мира». И Чубайс безропотно подчинился. Вымолив у Запада отсрочки и реструктуризации, «реформаторы» взвалили на РФ обязательства обслуживать долг Парижскому клубу по процентной ставке в 7% годовых. На тот момент это означало около 2,7 млрд долларов ежегодных выплат. Примечательно, что даже в самый разгар «холодной войны» СССР, уже заработавший ярлык «империи зла», платил по взятым кредитам всего 1,5-2% годовых.

Как отмечает экономист Сергей Глазьев, другим ущемляющим интересы РФ условием соглашений, подписанных Чубайсом, стало обязательство о первоочередности оплаты процентов и штрафов за просрочку процентных платежей. Наконец, в соответствии со статьями «о равном подходе», включенными во все соглашения с кредиторами из Парижского клуба, Россия фактически лишилась возможности ведения самостоятельных переговоров с любым из кредиторов о досрочном погашении или списании долга, в том числе – путем денежных или товарных взаиморасчетов. Это ограничение закрыло для нас возможности по урегулированию долга и автоматически обязало выплачивать высокую процентную ставку по кредитам СССР вплоть до 2020 года.

Как видите, традиция делать щедрые подарки западной финансовой системе была заложена именно Анатолием Чубайсом. В том же 1997 году Чубайса вынудили оставить пост министра из-за коррупционного скандала с его заместителем Альфредом Кохом, но влияние «великого реформатора» в министерстве финансов сохранялось. Ведь там работали его соратники – либеральные фундаменталисты.

Тогда же родилась традиция щедрых платежей РФ по долгам, которые она могла не признавать и не отдавать. В 2002 году Чубайс (глава РАО «Единая энергосистема») и Минфин проворачивают потрясающую по наглости сделку с «чешским долгом» в 2,5 млрд долларов. Он, напомним, был создан искусственно, в пору распада социалистического блока, а РФ унаследовала его от СССР. Сами чехи и не чаяли получить этих денежек. Но внезапно объявилась фирма «Фалькон», основанная несколькими грузинами и армянином (назывались имена Пааты Мамаладзе, Инги Мамаладзе, Важи Кикнавелидзе и Аристарха Алавердяна). Она выкупила этот долг у правительства Чехии на 22% от номинала – 550 млн долларов. Позднее выяснилось, что за этой чешско-грузинской фирмой стояло РАО «ЕЭС» во главе с Чубайсом. Находясь в связке с Минфином, Чубайс взялся за погашение долга. Он расплатился с «Фальконом», взяв кредит в 550 млн долларов под поставки электроэнергии в Чехию. «Фалькон» (даже не получив комиссионных) передал долговые требования к России в руки «Единой энергосистемы». Так РФ оказалась должна уже не Чехии, а компании во главе с Чубайсом. За погашение этого долга (который мы могли просто не замечать) Минфин РФ списал задолженность РАО «ЕЭС» перед бюджетом РФ на 40 млрд рублей (1,35 млрд долларов по тогдашнему курсу). Итак, в результате многоходовой комбинации ЕЭС раскошелилось всего на 550 млн долларов, а нажило – почти 800 млн.

Именно в 2002 г. создали прецедент – большие платежи РФ по долгу, который можно было просто не признавать. Он органично дополнил другой прецедент – списание тех денег, которые иностранцы задолжали России. В 2003 году Минфин РФ с готовностью списал многомиллиардные долги Ирака. В интересах Соединенных Штатов. Стоит ли этому дивиться?

Нет ничего неожиданного в том, что эти традиции, созданные Чубайсом, продолжались в деятельности Минфина в 2000-е годы. Ибо нынешний министр финансов, Алексей Кудрин, всем обязан Чубайсу. Он успел побывать его заместителем в 1997 г., а потом ушел на должность главы казначейства РАО «ЕЭС». Откуда затем был имплантирован в кресло сначала первого заместителя министра финансов (май 2000 г.), а затем и министра (2004 г.). В 2007-м – стал уже вице-премьером.

Арестованный Сторчак был особо приближенным к Кудрину лицом. Именно он занимался долговыми и резервными вопросами. Недаром после ареста Кудрин заявил, что лично возьмет на себя дела Сторчака, невзирая на загруженность другой работой. Арест вызвал переполох в группировке Чубайса. Недаром сам Анатолий Борисович всего через два дня изъявил готовность выйти из оппозиционной партии СПС, как бы присягая на верность нынешнему президенту РФ (через некоторое время Чубайс, правда, взял свои слова назад). Это называется – забегали. Заметались…

 

РАСКОЛДОВАННАЯ ЗОНА

 

Почему заметались? Потому что случилось то, чего никто не ожидал. Путин и его люди вступили туда, куда не решались вступить добрых семь лет.

Для Путина и его команды все эти годы существовала как бы «заколдованная зона»: управление финансами государства, управление его денежными резервами и долгами. Нет, требуемые суммы президент получал – но все это время «бухгалтерия» оставалась в цепких руках либеральных фундаменталистов, приведенных в правительство РФ еще молодым Чубайсом на исходе 1991 г. Они выступали как некий аналог финансовых распорядителей-факторов при дворах немецких удельных князей. С 2000 по 2007 год путинцы с успехом боролись с олигархами, централизовали доходы от нефти и газа, подчиняли губернаторов. Целые отрасли экономики переходили под контроль пропрезидентских сил. Кроме одной – управления финансами страны. А это, надо сказать, сфера, где возможны и прибыли «из воздуха», и невероятно коррупционные операции.

Теперь, судя по всему, власть готова упразднить монополию «птенцов гнезда Чубайсова» на Минфин РФ. А дальше следует логическое продолжение: переход под контроль пропрезидентских сил и Центробанка. Речь идет о колоссальных «закромах», что достигают цифры в 440 млрд долларов.

Если умело ими распорядиться, то можно поднять Россию, будто волшебным «архимедовым рычагом». С умом и компетентно использованные, несметные финансовые сокровища способны обеспечить рывок в промышленном, научно-технологическом, транспортном развитии страны. А можно и бездарно разбазарить эти резервы, разворовать, распылить их за взятки по сомнительным предприятиям.

Сейчас для РФ наступает критический момент. Банки РФ лихорадит: им не хватает ликвидности. «Газпром» шатается под грузом иностранных кредитов. Он, «Роснефть» и другие квазигосударственные корпорации набрали недопустимо большие суммы зарубежных ссуд – свыше 300 млрд долларов. Им приходится брать все новые займы, чтобы расплатиться со старыми кредитами. Но если Запад, терзаемый острейшим банковским кризисом, перестанет их давать, случится дефолт. Тогда, чего доброго, за долги корпораций придется отдать за границу более половины накопленных правительством и Центробанком РФ резервов.

Налицо большая опасность: «приватизации» золотовалютных резервов и Стабфонда РФ. Сами посудите, коррумпированные чиновники в крупных корпорациях наберут западных кредитов, используют их нецелевым образом (лично обогатятся) – а потом грянет дефолт. И за долги с Западом вынужденно рассчитается государство. А уворованные миллиарды останутся в личных карманах…

Чтобы использовать колоссальные финансовые запасы государства с толком, нужно побороть коррупцию, что поразила административный аппарат государства и крупных компаний в РФ. Мало вступить в «заколдованную зону» – нужно еще и совершить «управленческую революцию». Если этого сделать не удастся, Россия бездарно лишится того, что с таким трудом накопила. Последующий за этим кризис может оказаться для Федерации смертельным…

 

РПМонитор, 19.11.2007

 

Что стоит за арестом Сторчака?

На кого работают Стабфонд правительства и золотовалютные резервы Центробанка РФ

 

Арест силами спецслужб заместителя министра финансов РФ Сергея Сторчака 15 ноября грянул, аки гром средь ясного неба. Задержанный – правая рука министра и вице-премьера Алексея Кудрина. Сторчак отвечал за управление Стабфондом правительства. Он ведал «закромами» государства, что хранятся в иностранной валюте, в иноземных ценных бумагах. Пока рано делать какие-либо выводы. Но несомненно, что со Стабфондом и ЗВР Центробанка давно творится неладное. Настало время разобраться в этом вопросе, причем на самом высоком уровне.

 

«ИНТЕРЕСНЫЕ» ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Судьба Стабилизационного фонда и золотовалютных резервов РФ внушает все большую тревогу.

В ноябре 2007 г. сенатор Андрей Вавилов предложил вложить Стабфонд с толком: отказаться от хранения его в иностранной валюте (45% в долларах, 45% – в евро и 10% – в фунтах стерлингов), а покупать на них акции «голубых фишек» (крупных корпораций) на мировом финансовом рынке. То есть вкладывать русские финансовые резервы в транснациональные корпорации.

Вавилов – личность примечательная. Сподвижник либеральных псевдореформаторов с 1991 г., он оставил заметный след в РФ. В 90-е годы Вавилов попал под пристальное внимание спецслужб. Бывший офицер ныне несуществующей Службы безопасности Президента РФ В. Стрелецкий (в книге «Мракобесие») свидетельствует о том, как Вавилов стал дирижером операций с ОВВЗ – облигациями внутреннего валютного займа:

«По имеющейся у нас оперативной информации, ОВВЗ были специально придуманы “злым гением XX века” Вавиловым – первым зам. министра финансов – с тем, чтобы увести из бюджета как можно больше денег. Дело в том, что рыночная стоимость ОВВЗ резко отличается от номинальной. Если, к примеру, принять ее номинальную цену за 100%, то рыночная едва дотягивала до 25%. Размещать в них финансовые средства было крайне невыгодно. Несоответствие номинала и котировки было запрограммировано изначально. Это давало возможность комбинаторам безнаказанно воровать миллионы и миллиарды. Схема предельно проста: Министерство финансов продает банкам облигации по их рыночной цене. Затем принимает к оплате, но уже по официальной. Элементарный “паровозик”. Естественно, прибыль делится между сторонами. Такие аферы были провернуты, например, с “Национальным резервным банком”, “Сберегательным банком”, “ОНЭКСИМом”, “Менатепом”. Каждому из них дали возможность купить за сотни миллионов долларов облигаций на миллиарды долларов. А после банки рассчитались с государством этими ОВВЗ по долгам своих предприятий.

Фигура Вавилова занимала нас уже давно. Вавилов – гениальнейший человек (не побоюсь этого слова). Такого грандиозного, высокопрофессионального и талантливого афериста современный мир просто не знает. Я сравнил бы его с профессором Мориарти: придуманные Вавиловым воровские схемы так же красивы и безупречны. С одним лишь «но» – размах у Вавилова был другой. Его стараниями государство лишилось не одного и не двух миллиардов долларов. При этом ухватиться за что-то было крайне трудно: Вавилов умело пользовался прорехами и просчетами в законах. Он выверял каждый свой шаг. И с юридической точки зрения, как правило, старался подстраховаться.

Пример тому – история с векселями “Национального кредита”. Вавилов позволил НК купить векселей Сбербанка на 100 миллионов долларов. В ответ НК расплатился своими векселями. К тому моменту НК практически полностью прогорел. Его векселя стоили не дороже туалетной бумаги. А векселя Сбербанка обеспечивало государство. Это – не что иное, как грандиозная финансовая афера. Ведь стоит только НК вывести векселя Сбербанка за границу и продать, как тут же появятся кредиторы и потребуют у государства принять их к оплате. 100 миллионов долларов страна выложит ни за что, ни про что...

Еще одна закавыка – проект “Самородинки”. Под строительство жилищно-оздоровительного комплекса на проспекте Вернадского Минфин выделил “Национальному кредиту” 45 миллионов долларов. Однако дальнейшие следы этих денег обнаружить никто не мог. Они растаяли, как утренний туман. Все следы этого дела тянулись к “злому гению” Вавилову – первому зам. министра финансов. Именно он распорядился выделить деньги под проект. Мне сразу стало ясно, что без Вавилова здесь не обошлось…»

Вавилов, насколько нам известно, в суд на Стрелецкого не подавал.

А еще Вавилов, будучи заместителем министра финансов, занимался распределением бюджетных денег по так называемым «уполномоченным банкам». Они помещались в банки под небольшие проценты, принося первым баснословные прибыли. Как раз в это время существовала грабительская для РФ система ГКО – государственных казначейских обязательств. Банки могли покупать их за сто рублей, а затем требовать с государства 300-400. То есть, можно было пускать на эти операции бюджетные деньги, сдирать с государства сверхдоходы – а потом скупать на них валюту и вывозить за рубеж.

Система ГКО, доведшая РФ до краха в августе 1998-го, строилась группировкой Анатолия Чубайса, успевшего побывать и главой президентской администрации, и шефом Минфина. Вавилов всегда слыл верным соратником Чубайса. Так же, впрочем, как и нынешний министр финансов (и вице-премьер) Алексей Кудрин. Тот самый, заместителя коего С. Сторчака арестовали 15 ноября. В этом смысле либеральные «реформаторы» и после Ельцина не выпустили из своих рук контроля над государственными финансами.

Да, невероятный талантище сегодня предлагает свои услуги по управлению финансовыми запасами РФ!

Показательно то, что Вавилов именно к осени 2007 г. снова показался на поверхности с совершенно антирусским планом управления Стабилизационным фондом РФ. Здесь он выступает с предложениями, которые далеко превосходят политику Кудрина по прозападности и либеральности. Более того, план Вавилова означает «золотое дно» для многочисленных фирм-посредников: ведь не само же государство напрямую пойдет на Нью-Йоркскую фондовую биржу, чтобы покупать акции «голубых фишек».

Что лучше для нас: «вавиловство» или «кудринизм»?

Однозначно говорим: оба – хуже. И то, что такие, как Вавилов, озаботились судьбой финансовых резервов РФ, внушает большое беспокойство.

 

УТРАЧЕННЫЙ ШАНС РФ

 

Первое десятилетие XXI века можно с полным правом назвать временем упущенных шансов РФ на быстрое и качественное развитие. Потоки «нефтегазодолларов», пролившихся на страну в это время, можно было использовать для создания сильной банковской системы. Той, что могла бы давать большие кредиты под серьезные промышленно-инфраструктурные проекты, причем на много лет и не выше, чем под 4-5% годовых. А не на год-два, под 10-15%, как сейчас.

Власти могли создать несколько мегабанков развития и закачать в них ликвидности как минимум на четверть триллиона «нефтедолларов». После чего (доступный кредит и масштабные проекты развития!) РФ могла бы показывать рост производства в 12-15% ежегодно. Но этого сделано не было.

Сегодня РФ продолжает страдать из-за того, что у нее нет полноценной банковской системы. Именно поэтому производство задыхается от дефицита ссуд, а крупные компании РФ попали в тяжелую зависимость от западных кредиторов (свыше 300 млрд долларов долга на 2007 г.). Слабые банки РФ до недавних пор брали «длинные» кредиты за рубежом, а потом перепродавали их по частям российским клиентам, причем втридорога. Как только в США (и на всем Западе) разразился кризис ликвидности, источник сей иссяк – и РФ попала в отчаянное положение. Экономический рост в ней захлебывается.

Такова цена отсутствия в РФ суверенной банковской системы с отечественным источником ликвидности.

Кто в этом виноват? Те, кто определял финансовую политику Федерации все эти годы. Господа либералы в лице граждан Кудрина, Улюкаева, Игнатьева и др. объявили, что сверхдоходы РФ от нефти-газа – это «плохие деньги», кои надо «стерилизовать». То есть, вывести в резервы правительства и Центробанка, купив на них доллары и евро в виде долговых бумаг государств Европы и США. То есть вывести наши сверхдоходы из русского экономического оборота и сложить их на Западе. Тем самым измордованная «реформами» Россия стала де-факто кредитовать американцев и европейцев.

Вместо того чтобы создать сильную банковскую систему страны со своим источником «длинной» ликвидности, либералы-финансисты в Москве соревновались (и соревнуются) по части того, кто из них лучше вложит деньги РФ в западную экономику. И то, что сейчас «силовики» обратили внимание на тех, кто управляет Стабфондом Росфедерации, внушает некоторые надежды. Пора уж этим заняться. Ибо управление «финансовыми закромами» страны давно вызывает неприятные вопросы. Давно эксперты спрашивают: в чьих интересах работают эти громадные деньги? И кто снимает сливки с резервно-стабилизационных миллиардов? Ведь сегодня Стабфонд правительства и золотовалютные резервы ЦБ РФ в сумме приближаются к полутриллиону долларов.

 

КОГО НЕ СТАЛИ СЛУШАТЬ ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ФИНАНСИСТЫ?

 

Первый вопрос: а почему РФ хранит Стабфонд и золотовалютные резервы Центробанка в иностранных денежных единицах? Причем на 45% – в обесценивающихся долларах? В РФ были и есть эксперты, говорившие с начала 2000-х годов: давайте закупим золота, сколько возможно. В тот момент оно падало в цене, но дальновидные специалисты прогнозировали скорый перелом тенденции из-за трудностей, которые испытывала долларовая система.

Так, доцент МГУ и соредактор «Русской доктрины», кандидат экономических наук Андрей Кобяков в 2001 г. на парламентских слушаниях в Комитете по экономической политике Госдумы предложил изменить структуру финансовых резервов страны. За счет увеличения доли золота и евро. Он говорил, что скоро начнется долгосрочный (лет на двадцать) рост цен на «желтый металл». Андрей Борисович оказался прав: в тот момент (в своей нижней точке) тройская унция стоила 252 доллара, а в ноябре 2007 года цена уже вплотную подходила к 850 долларам. Понятное дело, РФ не могла полностью перевести свои резервы в золото, но закупка нескольких сотен тонн стала бы выгоднейшей операцией. Кобяков предлагал государству закупать у отечественных золотопромышленников их добычу по мировым ценам, пока они низки – а не разрешать нашему бизнесу сбывать золото за рубежом (добыча в РФ – около 100 тонн в год). А долю долларов в «закромах Родины» всячески сокращать. Тогда мы спасли бы свои финансовые запасы от обесценивания.

Кобякова ругали и высмеивали. Как же! Он посмел утверждать, что долларовая система – в кризисе, что скоро начнется падение Великого Зеленого, что золото, дешевевшее дотоле двадцать лет подряд, вот-вот начнет дорожать! Но все они ошиблись, а Кобяков оказался прав. И действительно: уже в 2002-м цены на золото в мире пошли вверх, а доллар принялся падать.

Но Кобякова никто в 2001 г. не услышал. Тогдашний новый глава Центробанка Сергей Игнатьев сначала вроде бы пообещал повысить долю золота в золотовалютных резервах ЦБ с 5% до 10%, но слова не сдержал. Более того, он сократил его процент до трех с половиной!

Минфин и ЦБ РФ вместо того чтобы покупать золото, принялись скупать долговые бумаги правительства США – его заемные облигации с доходностью в среднем в 4,5% годовых. Дескать, они имеют высший рейтинг надежности.

– Однако Стабфонд учитывается в рублях, – говорит Андрей Кобяков. – Нас уверяли, что благодаря вложениям в американские облигации золотовалютные резервы РФ медленно, но растут. Но это ложь. Мы, кредитуя Америку, теряем свои резервы – ибо на деле они стремительно обесцениваются.

Посчитаем. Возьмем самую малую величину рублевой инфляции – 10% в год (хотя она, несомненно, намного больше). Это значит, что в рублях Стабфонд уже обесценивается на 5-6% в год. Но давайте добавим сюда падение курса доллара и рост курса рубля. Сложим эти факторы и инфляцию – и увидим, что на этом мы теряем процентов двадцать. Затем учтем, что РФ нужно купить американские долговые бумаги. Кто их приобретает? Сам ЦБ РФ? Нет – зарубежные финансовые посредники по поручению российского Центробанка. За посредничество они (зарабатывая на России) берут комиссионные. Не меньше 2-3% при крупномасштабных операциях, а если они поменьше – то и 7-8%. Вот вам еще потери страны. Наконец, получив долларовые проценты, ЦБ должен их конвертировать в рубли. Здесь также есть маржа.

Словом, реально (то есть посчитанные в рублях) золотовалютные резервы и Стабфонд РФ в их долларовой части обесцениваются со скоростью не менее 20-25% ежегодно! Страна кредитует американцев, а сама несет потери.

Если бы власти РФ на те же деньги «неизобретательно» построили бы новые электростанции, автодороги, заменили бы изношенные рельсы или просто вложили бы средства в возведение жилья – толку вышло бы в сто раз больше. Мы на тридцать лет вперед обеспечили бы свое развитие. Если бы на эти резервы соорудили новые мощности стройиндустрии, то РФ сегодня получила резкий рост объемов строительства. А это, в свою очередь, сбило бы непомерные цены на жилье и оттянуло с рынка «горячие рубли»! Часть средств можно было потратить на создание жилищно-коммунальной инфраструктуры, готовя новые площадки для частных застройщиков.

Но вместо этого финансовый блок правительства и ЦБ «стерилизовали» нефтяные доходы. И доигрались до самых печальных результатов…

 

СПАСЕТ ЛИ РОССИЯ СВОИ НАКОПЛЕНИЯ?

 

Следовательно, сделаем вывод мы, господа либералы в деле управления финансовыми резервами «трехцветного» государства в 2000–2007 гг. совершили то ли глупость, то ли прямую измену. Тяжелые финансовые потери РФ – факт бесспорный.

Арест Сторчака (хотелось бы надеяться) свидетельствует о том, что в Кремле, наконец, заинтересовалась судьбой золотовалютных и стабилизационных резервов РФ. Стали думать о том, кому они на деле приносят богатство и барыши. Это – первый чувствительный удар по безраздельному господству либеральной части российского истеблишмента, которая столько лет удерживала в своих руках управление финансовыми «закромами» РФ.

Возможно, скоро мы узнаем некоторые пикантности. Например, о той системе посредников (банков и финансовых компаний), через которых Минфин РФ покупал иностранные ценные бумаги и конвертировал валюту в рубли. Но, в самом деле, это далеко не главное.

Мы – не суд и не можем что-то утверждать по поводу господина Сторчака. Решения у нас суд выносит. Мы лишь надеемся, что высшая власть, наконец, задумается над тем, как использовать Стабфонд и золотовалютные резервы страны на пользу ее развития. Хотя бы для того, чтобы создать свою сильную банковскую систему, вернув огромные средства с Запада в Россию. Надеемся мы и на то, что арест Сторчака – не часть предвыборной кампанейщины, не «разборки» за право передела кусков «жирного пирога», а начало серьезного расследования.

Альтернатива? И дальше кредитовать не русскую, а западную экономику. Неважно, как: в варианте Кудрина или по модели Вавилова. С другой стороны, мировые экономисты заговорили о возможной экономической депрессии в Соединенных Штатах. О том, что потери их банков от нынешнего ипотечно-ликвидного кризиса приведут к сокращению кредитных ресурсов на сумму 2 триллионов долларов. Что доллар входит в затяжной кризис. И если управлять Стабфондом и золотовалютными резервами РФ по-прежнему, можно запросто лишиться их вовсе…

 

РПМонитор, 23.11.2007



[1] Заголовок дан редакцией «Золотого льва».


Реклама:
-