Журнал «Золотой Лев» № 137 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Телевидение как последнее прибежище негодяев

(выпуск 40)

 

"Зачем вы старушку убили?"

 

За несколько дней до начала показа телесериала "Преступление и наказание" по другому каналу в очередной раз прошел "Ночной дозор". Не отношусь к хулителям этого фильма (книгу не читал): вполне убедительно (и без натужной серьезности) показано, что добрые и злые силы ежесекундно находятся в борьбе за человека, постоянно рядом и следят за ним, но зависят от его свободного выбора; и этот выбор, поначалу кажущийся не столь важным, определит всю дальнейшую жизнь. Одно из отличий такого рода искусства от произведений Достоевского вот в чем: вся эта космическая борьба, от которой зависит судьба личности и всего мироздания, не проявляется в колоссальных взрывах, распадающихся телебашнях и падающих самолетах – она совершается в тихой беседе двух людей в захудалом трактире или в ночном чтении Евангелия в каморке робкой и несчастной девочки-проститутки и пришедшего к ней за спасительным Словом студента "из мещан". Это и есть "реализм в высшем смысле", как называл свой творческий метод сам Достоевский.

Но так ли обычен человек у Достоевского? Нет, вернее так: обычный человек у него тот, в котором неразрывно соединены ум, дух и тело (каким и создан был первоначально человек), поэтому не мыслить он не может и принятая им идея овладевает всем его существом и определяет все бытие. Такой человек предстательствует перед Богом за все человечество (и за каждого из нас в том числе) и просто не способен жить, не разрешив вопрос о Боге (как не может расти цветок, не "осознав", в земле его корни или на асфальте). Поэтому мы узнаем себя в каком-то из проявлений этого героя Достоевского, а полностью отождествиться с ним трудно и хочется представить его психопатом или юродивым. А уж автор, Достоевский, вовсе неравноправен даже с такими героями (вопреки плохо понятой теории "полифонизма"), а охватывает своим творческим видением все мироздание в его многотысячелетней истории и пути к будущему Новому Иерусалиму. Он предельно развил наше зрение, научив видеть бесконечную метафизическую глубину мира и человека.

Но как выразить все это средствами визуального искусства, не сбившись на стилистику "Ночного дозора"? Восемь вечеров, которые мы провели с телесериалом "Преступление и наказание" (добавим еще и многолюдную дискуссию о нем в передаче А. Гордона "Закрытый показ"), заставили вновь задуматься об этом. Впрочем, сначала надо, наверно, задаться другим вопросом: какова цель, которую ставили перед собой создатели очередной экранизации, – познакомить зрителей с сюжетом произведения или постараться дать им настоящего Достоевского, воссоединить с его духом? Режиссер фильма Дм. Светозаров неоднократно подчеркивал в своих интервью, что выбирает первое. Но эти два решения кажутся альтернативными только на первый взгляд. Главный сюжет произведений Достоевского – движение человека и человечества к Богу или от Него, происходящее и в душе сопереживающего читателя. При буквальном же воспроизведении актерами фабулы все превращается в череду "надрывов", Достоевский – в плохого Тургенева, а озадаченный зритель, не читавший или плохо помнящий текст, задается вопросом: зачем я буду "погружаться в пучину чужого безумия?" (часто повторяющийся вопрос в интернетовских откликах на телесериал). Дм. Светозаров утверждает, что, поскольку работал "на массовую аудиторию", видел свою задачу исключительно просветительской: представить зрителям каноническое прочтение романа, без всяких "режиссерских трактовок". Но для Достоевского не существует канонических прочтений. Выдающийся русский литературовед В.Н. Топоров сравнивал произведения Достоевского с воронкой: с каждым новым прочтением заинтересованный и доверяющий тексту читатель выходит на все более глубокие уровни постижения тайн бытия. Вскоре после выхода романа многие современники разглядели в нем лишь клевету на "передовое" студенчество. Дм. Светозаров понимает содержание романа так: Раскольников – неудачник, а роман доказывает, что убивать, даже во имя благих целей, нельзя (сужу по его многочисленным высказываниям и по фильму). Странно только, что роман с таким "каноническим" прочтением считается одной из величайших книг мира. Да и вопрос неизбежный в таком случае возникает: почему нельзя? "Арифметика" Раскольникова (смерть никчемной зловредной старушонки и десятки спасенных с помощью ее денег жизней) тогда неопровержима. Опровержима она только в одном случае: если человек создан Богом по Своему образу и подобию, составляет со всеми остальными своими братьями и сестрами в Боге единое целое и жизнь его не ограничена земными рамками – что и показано блистательно в романе "реалиста в высшем смысле" Достоевского.

Могут сказать: 80% наших сограждан и содержания-то романа не помнит (не знает), о каких метафизических глубинах вы говорите? Но эти глубины и есть содержание романа. Достоевский никогда не унижал читателя снисхождением к нему, а наоборот, призывал его к "совместному братскому" труду постижения истины: "пусть потрудятся сами читатели" – писал он, адресуясь, конечно, и к нам.

В "Закрытом показе" актриса О. Мысина высказала интересную мысль: мы здесь будто смотрим на происходящее с точки зрения самого Раскольникова. Так и есть: то, что он неудачник и зря убил, потому что не вынес, – это его уровень понимания. Между тем сам Достоевский, на начальном этапе работы над романом, предполагал писать "от я", от лица героя, но потом отказался от этого: "будет не целомудренно и трудно себе представить, для чего написано" ("целомудренно" здесь, конечно, не антоним "клубнички", а "цельное знание", которое мы получаем, только встав, как он пишет далее, на точку зрения "всеведующего и не погрешающего автора"; писатель, видимо, не случайно и не из самомнения упомянул здесь атрибуты Творца).

На мой взгляд, воплотить авторский замысел создателям сериала не удалось (хотя мнения могут быть разными – ведь к таким фильмам каждый приходит со своим опытом восприятия). Чего же не хватило?

Во-первых, личностной "весомости" главных героев, на которых у Достоевского держится все. Признаться, поначалу был уверен, что В. Кошевой (Раскольников) и П. Филоненко (Соня) значительно младше тогдашних Г. Тараторкина и Т. Бедовой, сыгравших эти роли в замечательном фильме Л. Кулиджанова (фильме, который, не сомневаюсь, помнят все, кому "за сорок", остальным очень советую пересмотреть его сейчас, сравнить впечатления). Но потом оказалось, что В.Кошевой значительно старше (31 и 24 года), а П. Филоненко и Т. Бедова почти ровесницы. В том ли дело, что тогдашнее поколение было духовно старше, в режиссерском ли задании – не знаю. Но вспомним, что Соня в романе выполняет для Раскольникова все, что делает в обычной жизни священник: она выслушивает его исповедь, надевает на него при третьем свидании крест (этой сцены в фильме почему-то нет), читает Евангелие и даже налагает эпитимью – публичное признание в убийстве и принятие каторги. Достоевский видел ее (и вообще человека) в перспективе будущего Нового Иерусалима, где, как сказано в Евангелии, все верующие станут "священниками и царями Богу нашему". Да, Соня казалась "совсем почти ребенком", но – с "огневым взором". Не случайно один известный католический богослов на вопрос, что бы он посоветовал сегодня такой девушке, как Соня, ответил: я бы сам попросил у нее совета. А Дуню Свидригайлов сравнивает с мученицами первых веков христианства. У героинь П. Филоненко и Е. Васильевой (Дуня) масштаб личности совсем иной. В. Кошевой же замечательно играет романтического героя, борющегося со "средой" – недалекими или подловатыми людьми вокруг. Может быть, здесь выручили бы крупные планы, ведь глаза – зеркало души (именно так была выстроена лучшая, на мой взгляд, экранизация Достоевского – пырьевский "Идиот" и именно так решена наиболее удачная сцена телесериала – навсегда запомню жалкую улыбку Раскольникова перед тем, как ему приходится убить сестру процентщицы Елизавету; здесь – увы, достаточно редко в фильме – мы видим, как тяжело приходится человеку в безжалостном рабстве у зла). Надо сказать, впрочем, что в последних двух сериях – то ли под мощным воздействием работы с текстом Достоевского, то ли получив поддержку глубоких актеров А. Панина (Порфирий Петрович) и А. Балуева (Свидригайлов), и В. Кошевой, и П. Филоненко пробиваются достаточно близко к подлинной сущности воплощаемых ими образов.

Известно, что ответил Достоевский на просьбу княжны В.Д. Оболенской, которая обратилась к нему за разрешением переделать "Преступление и наказание" в драму "для представления на императорских театрах": "Есть какая-то тайна искусства, по которой эпическая форма никогда не найдет себе соответствия в драматической. Я даже верю, что для разных форм искусств существуют и соответственные им ряды поэтических мыслей. Так что одна мысль не может никогда быть выражена в другой, не соответствующей ей форме. Другое дело, если Вы как можно более переделаете роман, сохранив из него лишь один какой-нибудь эпизод для переработки в драму, или, взяв первоначальную мысль, совершенно измените сюжет". С тех пор почти никто из инсценировщиков и экранизаторов произведений Достоевского не прислушался к этим советам, а жаль (знаю лишь два примера: удачный – недавний фильм венгерского режиссера К. Макка "Игрок" и неудачный – инсценировка А.Камю по "Бесам"). Конечно, для того, чтобы "совершенно изменить сюжет", сохранив при этом "первоначальную мысль", надо быть конгениальным Достоевскому, но что мешало, например, начать фильм со сцены написания Раскольниковым своей статьи (о делении людей на "обыкновенных" и "необыкновенных" и о праве на "кровь по совести") – тогда масштаб идеи был бы задан сразу, а так на вопрос случайно оказавшегося на съемках мальчика: "Зачем вы старушку убили?" В. Кошевой, по его собственному признанию, так и не нашел, что ответить – вместе со многими зрителями первых серий фильма. И закольцевать эту сцену со сном Раскольникова на каторге (которого в фильме опять-таки нет) – как "зараженные моровой язвой" люди, все поголовно вообразившие себя "необыкновенными", "убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе"?

Но Дм. Светозаров вызвался следовать тексту романа "буква в букву". Однако и этот принцип не соблюден. Купюры неизбежны в любой экранизации, вопрос – чтo купировать. Главными героями пятой, центральной серии становятся… Лужин и Лебезятников (в отличном исполнении А. Зиброва и С. Бехтерева), а ключевой сцене романа – первой беседе Раскольникова с Соней и чтению Евангелия – отведено лишь несколько минут. Начинается она с непонятного (без предшествующего мучительного разговора) поклона Раскольникова, при этом Соня, почему-то в ночнушке, скороговоркой читает несколько строк о воскрешении Христом Лазаря и отвечает на вопросы Раскольникова (от неумения актрисы выразить подлинное религиозное вдохновение сбиваясь на истерично-маниакальный тон), и на протяжении всей сцены Раскольникову явно хочется ее поцеловать. И так очень часто: сокращается важнейшее, а "боковые" сцены непомерно подробны – не потому ли, что их легче воплотить средствами реализма "в среднем смысле"? А иногда и впрямую вспоминается стилистика "Ночного дозора": чуть ли не в каждой третьей сцене назойливо лезут в кадр мухи (в "Дозоре" был комариный звон, напоминающий о вампирах); да, это очень значимый символ, но Достоевский пользуется им чрезвычайно скупо, а здесь порой мухи обретают статус центральных персонажей. Видимо, так им образом хотели продемонстрировать торжество сил зла – хотя гораздо более "по-достоевски" было бы сделать это с помощью опять-таки купированных снов Раскольникова – особенно третьего, сразу после убийства (блистательно воссозданного в "Тихих страницах" А. Сокурова) и четвертого: когда Раскольникову, вновь возвратившемуся на место убийства, является "колышащийся от хохота" призрак старухи, а в соседней комнате кто-то все "смеется и шепчется". Очнувшись от этого сна, Раскольников видит в дверях своей комнаты (а не на стуле, как в фильме) Свидригайлова.

Наряду с прокламируемым Дм. Светозаровым почтительном следовании "букве" Достоевского – какое-то недоверие к его слову. В одном из интервью режиссер высказался так: диалоги у Достоевского, конечно, хороши, но вот авторские ремарки порой ужасны. В качестве примера приводилась такая: "Раскольников заскрежетал и защелкал зубами". Ну как не увидеть здесь прямую аллюзию с адом, где "будет плач и скрежет зубов"? Вспомним – это ведь происходит с Раскольниковым на Николаевском мосту, когда он ощущает себя окончательно отрезанным от людей после убийства и поданную ему Божью милость – монетку – швыряет с размаха в воду (в фильме он ее просто рассматривает). А когда Раскольников возвращается на место убийства "нанимать квартиру" (то есть навек поселиться в аду), все вокруг "было глухо и мертво <…> для него мертво, для него одного. Вдруг <…> замелькал среди улицы огонек". Раскольников "поворотил вправо" и пошел к свету, затем, помогая принести раздавленного Мармеладова домой, встретился впервые с Соней – и отсюда уже начинается история воскрешения Лазаря. На следующий день перед Раскольниковым, блуждающим "в темноте и недоумении, где бы мог быть вход к Капернаумову" (в Капернаум, "Свой город" для Иисуса, шли ученики, ища Его), открывается дверь и к нему со свечой в руках выходит Соня. А здесь никакого света нет (Раскольников просто слышит крики), а Соня, выходя из-за спины Раскольникова, закрывает свечу рукой. В одной из самых важных сцен в начале романа, когда "пьяненький" Мармеладов осмеливается говорить от лица Бога, поправляя сказанное в Евангелии (Бог призывает и тех, на ком "печать зверя") – у Достоевского нигде не сказано, что это происходит с воздеванием рук и лица к небу – и правильно, ибо это превращает все в мелодекламацию, как и происходит в фильме. Оскорбленная Свидригайловым девочка почему-то оказывается утопившейся (что заставляет зрителя подумать: не та ли это Афросиньюшка, что бросилась в воду рядом с Раскольниковым в одной из первых серий?). Подобных примеров можно привести немало. Потому-то и следование "букве" Достоевского в эпилоге (на который, по выражению Ю. Карякина, ориентированы все "ноты" романа) окончательно исчезает. "Уже в остроге, на свободе" (как точно пишет Достоевский – на свободе от "диалектики", от натасканных им на себя обязательств – доказывать, что он "необыкновенный", подчинять и спасать мир), Раскольников проходит мучительный путь очищения от своего прежнего "я" – через общение с каторжниками, тяжелый труд (после того, как месяцами "все лежал" в своей каморке), болезнь и сон во время нее, духовный свет, исходящий от Сони, и приходит к преображению. Любовь дарует ему и Соне "полное воскресение в новую жизнь" и предстоящие семь лет каторги кажутся им "семью днями" (творения). Меняя в последних кадрах ясный весенний день Достоевского на лютый зимний, Дм. Светозаров хотел, чтобы мы вспомнили о ГУЛАГе. Достоевский рассчитывал, что мы вспомним о любви и Боге (не вспомнили тогда, вот ГУЛАГ и получился).

Петербурга как "умышленного", миражного, пронизанного космическими флюидами города (по точному выражению в одном из школьных сочинений, именно Петербург является здесь местом убийства) – в телесериале нет. Лучше бы снять это, чем раскладывать по асфальту резиновые булыжники. Но это не получится без панорамных съемок, а панорамные съемки невозможны без того, чтобы в кадр не попали все приметы современного города? Ну и что? Одной из лучших сцен недавней экранизации "В круге первом" была сцена, когда Нержин и Рубин спорят о коммунизме на фоне современной кремлевской набережной с проносящимися по ней "мерседесами" и "тойотами". Честное слово, если бы Раскольников со своей думой появился на фоне современного Петербурга, это лучше всяких литературоведческих рассуждений свидетельствовало бы об открытости мира Достоевского в наше время и было бы одним из примеров нового "ряда поэтических мыслей", на который способно в данном случае только кино (редкие сцены с Раскольниковым на фоне "памятников архитектуры" – причем в сцене обращения к Богу – спиной к церкви – выглядят пародией на "Тихие страницы", где были, напротив, весьма органичны в той стилистике).

Пересказывать в размеренном, эпическом ритме произведение, в котором на четырехстах с небольшим страницах 560 раз встречается слово "вдруг", тоже, наверно, не следует (то, что даже Раскольников как-то слишком спокоен, отмечено во многих зрительских откликах). Известно, какое значение имеет у Достоевского закат, лучи заходящего солнца, способные полностью перестроить душу человека. Как здорово можно было воплотить это при нынешних возможностях кино и телевидения!

И не надо думать, что все это – крупные планы, ракурс съемок и т.д. – мелкие придирки и относятся к области кинематографической техники, а она может быть разной. "Техника" писал Хайдеггер, есть "область раскрытия потаенности, осуществления истины", и только на это должна быть направлена техника в фильмах по Достоевскому.

В заключение вернусь к главному. Нет нужды говорить подробно о том, как последние полтора десятилетия нашей истории актуализировали проблематику "Преступления и наказания". Видимо, поэтому одновременно с телесериалом появились и опера Э. Артемьева, и интересный кукольный спектакль, поставленный в театре "Кукольный формат" в Санкт-Петербурге. И если телесериал (или открытая после просмотра книга) как-то изменят сознание хотя бы части тех, кто по-прежнему, как и сто лет назад, считает, что надо "все отнять и поделить" – труд создателей сериала не пропал даром. Но что-то заставляет меня сомневаться в этом (скорее реакция будет стандартной для случаев поверхностного знакомства с фабулой романа: "Молодец, что убил, жаль, что сдрейфил и не воспользовался"). Проблема-то выходит за рамки нашего времени и нашей страны. Человек, оставленный на себя одного, забывший о Боге и забытый людьми, способен на самое страшное (вспомним кошмарный случай убийства в немецкой деревне матерью пятерых своих детей, которых не на что было содержать, – это произошло именно в дни показа телесериала). Когда и как эта "первоначальная мысль" Достоевского будет воплощена на экране – можно только надеяться, что не слишком поздно.

 

Карен Степанян

(опубликовано в сокращении в "Литературной газете" от 19.12.2007)

http://www.ioannp.ru/publications/37575

Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, 3.01.08

 

Медийное пренебрежение

 

В этот декабрьский вечер на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского пели вологжане из фольклорного ансамбля “Уфтюжаночка”, танцевали артисты из коллектива “Горец”, что в Северной Осетии, демонстрировал свое искусство молодежный русский оркестр из Орла и веселили публику переборами молодцы из “Вятской гармоники”. А еще были народные коллективы и народные мастера из Марий Эл, Пскова, Хабаровского края. Замечательно, что премия “Душа России”, лауреатов которой награждал замминистра культуры и массовых коммуникаций Андрей Бусыгин, действительно собрала яркие таланты. Вклад лауреатов в развитие народного творчества тем дороже, что работать им зачастую приходится в обстановке полного информационного безмолвия. Вот и на “Душе России” была замечена только одна телекамера, а уж, казалось бы, куда выше – вручалась премия Правительства России, вторая по статусу после Государственной. Не помогло и присутствие советника Президента по культуре Юрия Лаптева, выступившего с приветственным словом. (Солистка “Уфтюжаночки” под застольную песню поднесла высокому гостю красивый бокал, Лаптев от угощения не отказался.)

Обидно для народной культуры, из которой, как из почвы, произрастают все остальные искусства, такое медийное пренебрежение. Полугосударственная-полукоммерческая литературная премия “Большая книга” собрала такой телевизионно-журналистский пул, какой бывает только на встречах с первым лицом страны. Вряд ли СМИ привлекла фигура Михаила Сеславинского, из рук которого писатели получали награды. Наверное, все дело в “Альфа-Банке”, соучредителе премии. За деньги, конечно, “Душу России” не купишь, но все равно чувство неловкости осталось.

 

Сергей КОСЫГИН, журналист

РФС №24/2007

 

КАРТИНА ПРАВДЫ МАСЛОМ

 

Уже написано немало откликов на "Ликвидацию", но я удивляюсь тому, что в них акцент делается, в основном, на операции, проведенной по инициативе маршала Жукова по очищению послевоенной Одессы от бандитизма. Спорят о том — миф это или реальность, почему нет документов в архивах ФСБ, или почему об этом Жуков не написал в своих известных мемуарах. Для меня здесь тайны нет. Об этой операции я еще с детства в подробностях знал со слов своего отца.

Мой отец, Семен Овчинский, окончивший войну офицером военно-технической разведки Второго Украинского фронта, участник штурма Берлина и освобождения Праги, участник охраны Сталина на Потсдамской конференции, после войны закончил Военно-юридическую Академию и в начале 50-х годов был направлен проходить службу старшим следователем Одесского военного округа.

Операция, организованная Жуковым, проходила в 1946 году и, естественно, отец в ней лично не мог участвовать. Но люди, с которыми он работал, рассказывали о ней в подробностях. Действительно, маршал Жуков вызвал офицеров военной разведки и контрразведки. Действительно, им были выданы трофейный гардероб, бижутерия, деньги, оружие. И, действительно, была дана команда стрелять на поражение — подчеркиваю — в случае вооруженного нападения. То есть речь идет не о расстрелах без суда и следствия, а об использовании правового института необходимой обороны. И в кинофильме как раз это всё показано правильно. Еще, что я знал от отца, — это, что сотен убитых, конечно, не было. Застрелено и ранено было около сорока налетчиков. Каждый факт проверялся прокуратурой. И именно от прокурорских работников, которыми проверялись данные факты и с которыми отец работал, он узнал подробности данной операции. Она была кратковременной и заняла не более трех суток. А, поскольку не было никаких организованных крупных внедрений, никаких крупных облав, требующих рапортов, то, естественно, не осталось и никаких письменных документов. Бандиты, действительно, разбежались из Одессы, поскольку негласный криминальный телеграф работает эффективнее любых объявлений по радио.

И, конечно, ни в каких мемуарах Жукова этот эпизод в советское цензурное время, когда каждая строчка официальной истории войны утверждалась в ЦК КПСС, отражен быть не мог.

Но разве в этом — суть фильма "Ликвидация"?

О какой главной ликвидации идёт речь? Ликвидация уголовного элемента, о которой сказано выше, — лишь один из эпизодов, причем не самых значительных, в этом фильме. Почему-то мало кто из рецензентов говорит о том, что фильм "Ликвидация", снятый и показанный в 2007 году, на семнадцатом году уничтожения Советского Союза, посвящен ликвидации антисоветского националистического украинского подполья. И основной конфликт и трагизм фильма заключается в непримиримой борьбе между носителем советской имперской идеи евреем Гоцманом и абверовским агентом, внедренным сначала в подпольный обком, а затем — в военную прокуратуру, по кличке "Академик"[1]. И в этом смысле фильм "Ликвидация" нельзя даже сравнивать с народным сериалом "Место встречи изменить нельзя". Потому что Академик — это далеко не Фокс, банальный убийца-уголовник. Академик — это некое произведение оперативного искусства, порожденное сначала Абвером, а после второй мировой войны — английской и американской разведкой. Академик — это не уголовное, это социально-политическое явление. Главный диалог с Гоцманом у него происходит в последней серии, когда он говорит Гоцману, как он ненавидит "всё ваше". Ведь ясно, что он ненавидит не всё еврейское, а под словом "ваше" понимает всё советское, всё русское и всё имперское. И во имя этого Академик идет на попытку захвата города. Конечно, попытки захвата Одессы в 1946 году в реальности не было, это художественный вымысел. Но до 1955 года по всей Украине совершались диверсии, террористические акты, попытки захвата правительственных зданий, отделов милиции, органов прокуратуры.

Я родился 23 февраля 1955 года. Мать рожала меня в Москве. А отец в эту ночь лежал под обстрелом на задержании вот такого "академика", который вместе со своей бандой захватил в день Советской Армии один из комиссариатов в Одесской области, срезал красное знамя, установил на крыше пулемет и расстреливал людей.

По всей Украине в течение десяти лет после войны велась необъявленная война. Проводились войсковые и чекистские операции, уникальные агентурные внедрения, ликвидации главарей и участников бандитского подполья, главнокомандующим которого был Роман Шухевич. В одном из своих приказов Шухевич писал: "Действовать так, чтобы ни одно село не поддерживало Советской власти. Всех, кто будет поступать наоборот, уничтожать. Уничтожать физически. Даже если от этого население Украины уменьшится наполовину. Ничего страшного в этом нет". И они уничтожали.

К 1955 году шухевичей и "академиков" разгромили. За послевоенное десятилетие (с 1945 по 1955 годы) в результате военно-чекистских и милицейских операций было ликвидировано более 153 тысяч и арестовано около 104 тысяч участников ОУН-УПА. Но дело "академиков" оказалось живучим. И то, что произошло в 1991 году (я имею в виду уничтожение Советского Союза), — продолжение всё той же истории. Выжившие "академики" торжествуют. Апофеозом их победы на новом витке истории стало легальное признание их заслуг. Видимо, за эти заслуги по уничтожению собственного населения нынешний Президент Украины Виктор Ющенко Указом № 965 от 12 октября 2007 года присвоил Роману Шухевичу звание Героя Украины (посмертно) "за выдающийся личный вклад в национально-освободительную борьбу за свободу и независимость Украины и по поводу столетия со дня рождения и 65-й годовщины Украинской повстанческой армии".

В ряде рецензий на фильм "Ликвидация", опубликованных в украинской прессе, с издевкой говорится о том, что один из прототипов Гоцмана уехал на постоянное жительство в Канаду или Америку. Ничего не хочу говорить о правдивости этих публикаций. Если даже так, то можно ли осуждать за это Гоцмана, которому после всех испытаний в борьбе с бандитизмом и националистическим подпольем сначала пришлось жить на Украине в период неприкрытого патологического антисемитизма и жидоедства правления щербицких и им подобных, а в новое "оранжево-демократическое" время — наблюдать, как по улицам украинских городов маршируют эсэсовцы из дивизии "Галичина" и их пособники из УНА-УПА?

Украину Империя пока потеряла. Но "академики" и те, кто ими управляет, на этом не останавливаются. Чтобы сохранить уже Россию, ликвидация должна проводиться в перманентном режиме. Ликвидация и бандитизма и оргпреступности как таковой, и ликвидация современного антироссийского этно-религиозного подполья. И делать это приходится в условиях гораздо более сложных, непонятных, перевернутых, шизофренических, чем приходилось это делать героям кинофильма "Ликвидация".

Одесский бандитизм послевоенного периода, когда известен каждый вор и его специализация, когда известно, на какие струны надо воздействовать, — “цветочки” по сравнению с теми явлениями, с которыми приходится сталкиваться нынешним "ментам" и чекистам. Как бороться с оргпреступностью, если всё общество приобрело мафиозные очертания? Если целые регионы находятся под властью преступных сообществ? Если мэрами городов становятся криминальные авторитеты? Если каждая преступная организация имеет своих покровителей в том или ином правоохранительном органе или спецслужбе? Если эти спецслужбы ведут между собой непримиримую борьбу на радость бандитам? Причем борьбу не за ордена и внеочередные звания, а за крупные "куски" от финансовых пирогов, которые им отрезают те же бандиты.

Общество, построенное "академиками", и не могло быть другим. Почитайте книгу "Игры экономических убийц", изданную в США и переведенную в 2007 году на русский язык. Там открыто показаны все механизмы превращения России в мафиозную державу, управляемую МВФ, Всемирным банком, Министерством финансов США, Парижским клубом и ВТО. Такое управление только и может быть основано на менеджерах, выросших из мафии.

У криминологов, которые специально изучают эти процессы, от бессилия в голову иногда начинают приходить безумные идеи. Например, один мой друг, профессор в своем учебнике предлагает составить списки членов всех организованных преступных групп в стране, раздать их "эскадронам смерти", сформированным из бывших спецназовцев, прошедших Афганистан и Чечню, и физически ликвидировать этих лиц по спискам в течение трех суток. Когда я задал ему вопрос: а ты уверен, что сам не попадешь в этот расстрельный список? — он заявил: "Но ведь маршал Жуков так делал!". Во-первых, как я уже указал выше, Жуков делал совершенно не так. По спискам никого не расстреливали. Даже в период Большого Террора действовали "тройки", велись уголовные дела, и создавалась иллюзия соблюдения законности. В 1937 году по спискам никого не расстреливали. Хотя и в 1937 году, и в 1957 году, и даже в 1977 году такие списки теоретически составить было можно. Но, уже начиная с 1987 года, когда стал действовать закон о кооперации, когда "теневики" смешались с бандитами, а бандиты — с населением и чиновниками, в эти списки уже мог попасть каждый. Например, сейчас министр внутренних дел Рашид Нургалиев говорит о том, что на учете в МВД — 450 крупных преступных сообществ, в которые входят 12 тысяч активных членов. Но когда мы считали десять лет назад активных членов преступных сообществ, то получалось не менее 80 тысяч человек. У нас что, за эти годы количество членов организованных преступных формирований настолько сократилось? Всё говорит об обратном. Дело — в критериях, по которым составляются такие списки.

Например, сейчас в Хабаровском крае проходит в закрытом режиме несколько судебных процессов по преступному сообществу "Общак". Этот "Общак" опутал преступными сетями весь Дальний Восток. По данным следствия только активных боевиков там насчитывается не менее четырех тысяч человек. И десятки тысяч молодых ребят, школьников, студентов являются их мобильной базой. Так что, всех этих ребят — в список и в расстрельный ров? А может, туда лучше тех, кто их сделал бандитами, кто превратил страну в мафиозное государство?

Этно-религиозное, экстремистское и террористическое подполье — это особый разговор. Оно приобретает в стране уже самые необычные очертания. На Северном Кавказе последние пятнадцать лет идет война еще в более страшных формах, чем борьба с бандитизмом в послевоенной Украине. Те, кто хочет завершить распад Империи до логического конца, не жалеют средств для поддержания и расширения этого подполья. Не так давно руководители правоохранительных органов Южного федерального округа рассказывали о том, какие миллионные долларовые средства вбрасываются из-за рубежа для дестабилизации ситуации на Северном Кавказе. И не только на Северном Кавказе. Речь идет о дестабилизации во всех субъектах Федерации, где проживают крупные анклавы проповедующих ислам. Нынешние "академики" так организуют работу, чтобы официальные формы ислама перевести именно в подпольные. И часто им это несложно делать, учитывая уровень коррупции на Северном Кавказе и в других регионах. Иными словами, из ваххабитов они делают некоторое подобие борцов с местной коррупцией. При этом сами "академики" прекрасно понимают, что конечная цель — не уничтожение коррупции, а распад России.

Всемирную гадость, которую натовские и црушные кашевары заваривают в Косово, прежде всего, будут апробировать на просторах нашей Родины. Именно те, кто больше всего кричит о "войне цивилизаций", об "исламофашизме", как раз и поощряют самые мерзкие формы экстремизма косовских албанцев. Поощряют их мафиозные структуры, их террористические организации. Проводят полевые учения, которые потом будут использовать, прежде всего, в нашей стране.

Те, кто начинал "войну с исламским терроризмом" шесть лет назад, вообще меняют тактику и стратегию действий. Ничего не добившись в Афганистане и Ираке, доведя до катастрофы ситуацию в Пакистане (с возможностью захвата исламистами ядерного оружия), теперь они хотят перенацелить энергию джихадизма. Только этим можно объяснить на первый взгляд шизофренический новый план борьбы с боевиками в районе афгано-пакистанской границы, который в конце ноября 2007 года был разработан Министерством обороны США. Суть этого плана состоит в том, что американцы создают "пограничный корпус" численностью 85 тысяч человек из числа представителей пуштунских племен, живущих в приграничных районах Пакистана. На создание корпуса и поставки ему новейших видов вооружений выделяется 350 млн. долларов. На первый взгляд, этот корпус, эквивалентный пяти дивизиям по стандартам армии США, может создать головную боль силам коалиции, которые находятся в Афганистане или пакистанской армии, пытающейся обеспечить стабильность в стране. Но ведь американцы — не сумасшедшие. Значит, они этот корпус создают для других целей. И, по всей видимости, для дестабилизации ситуации в Средней Азии с возможным срывом крупных энергетических проектов. Не случайно английская и американская пресса в последние дни открытым текстом пишет, что западный мир не должен допустить нового сближения России со среднеазиатскими государствами, а для этого необходимо использовать любые силы и средства. Значит, можно ожидать реанимации и усиления всего исламистского подполья на южных рубежах России.

Сейчас много говорят о суверенной демократии. Это красивый и, наверное, правильный термин. Но не о терминах надо рассуждать. А прямо говорить о выживаемости страны в окружении внешних и внутренних врагов. Не о возможной реанимации "холодной войны", а о неприкрытой, яростной, усиливающейся войне против России.

Дело не в том, чтобы брать за основу рецепты по ликвидации врагов страны, которые даются в фильме. Сила искусства не в этом.

Сила искусства заключается в том, что оно находит средства заставить людей задуматься. Задуматься о своем прошлом и настоящем. Задуматься о своей неразрывной связи с нашими предками. Задуматься о том, какой надо сделать нравственный, идейный и политический выбор. Фильм "Ликвидация" и заставляет задуматься обо всём этом.

 

Владимир Овчинский,

доктор юридических наук, генерал-майор милиции

Завтра, 2.01.08

 

РАЗОЧАРОВАНИЕ ГОДА

Конец «Иронии судьбы»

 

Феномен фильма «Ирония судьбы или с легким паром» уже много лет не дает покоя «воротилам» кинобизнеса. Фильм Эльдара Рязанова, вышедший на экраны в 1975 году, не покидает их по сей день. С конца декабря и до середины января вся страна смотрит «Иронию судьбы…» по нескольким телеканалам одновременно. Ни «Чародеи», ни «Новогодние приключения Маши и Вити», ни какой другой новогодний фильм не смогли занять его места в сердце советского зрителя и в рейтинге праздничной телепрограммы.

В девяностые годы успех рязановской комедии неоднократно пытались повторить. Появились телефильмы «8 марта», «День Святого Валентина», «Сочинение ко Дню Победы» и многие другие. Но их сюжетов сегодня уже никто не помнит, а в праздничные дни народ предпочитает смотреть любимые фильмы: «Москва слезам не верит» в женский день и старое кино о войне 9-го мая.

Одним словом, лучше «Иронии судьбы…» может быть только «Ирония судьбы». Так решили сегодняшние кинопродюсеры и сняли «сиквел» культового фильма. На киноэкраны вышел фильм «Ирония судьбы. Продолжение».

Чтобы не возникало путаницы с «рязановской» лентой, фильм 2007 года в прессе обычно называют «бекмамбетовским» – по имени снявшего его режиссера Тимура Бекмамбетова. Но стоит сразу оговориться: режиссерского кино в России практически не осталось (за небольшим исключением). На смену ему пришло «продюсерское» кино, где режиссер – как, впрочем, и актеры – просто наемная фигура. Настоящим автором «Продолжения» правильнее считать генерального директора Первого канала, продюсера Константина Эрнста. Один из известнейших продюсеров с блеском продемонстрировал свое владение буквально всеми существующими на сегодняшний день методами зарабатывания денег в сфере киноиндустрии.

Во-первых, наибольшие доходы гарантированно приносит спекуляция «на святом». Этот закон бизнеса был неоднократно доказан западными коллегами. Вложение средств в новый проект – это всегда риск, но на том, что люди уже успели полюбить, можно зарабатывать почти бесконечно.

Во-вторых, для успеха фильма необходима культовая фигура. Например, модный режиссер –Бекмамбетов, поставивший супердоходные блокбастеры «Ночной (дневной) дозор» и «Турецкий гамбит», режиссер, заслуживший репутацию «поистине западного» киношника. Кроме того, именно Бекмамбетов прославился способностью зарабатывать бешенные деньги на своих фильмах – возможно, именно поэтому Эрнст даже пригласил его в свои сопродюсеры.

Режиссер не стал особо выкладываться (звезде это ни к чему), он просто продемонстрировал все, что от него требовалась, не задирая планку. Вот вам мое культовое имя для афиши, вот вам мои фирменные приемчики, которые всем так понравились в «дозорах», вот вам физиономия Хабенского в главной роли, ставшая моей визитной карточкой.

Кассовые сборы с первых же дней показа взлетели до рекордных отметок. Создатели фильма приложили к этому все возможные усилия. Помимо беспроигрышной темы – продолжения любимого фильма, им помогла безупречная рекламная кампания, состоявшая сплошь из проверенных временем маркетинговых ходов. Помимо обычных рекламных роликов, пиарщики предложили зрителям лотерею с билетами в кино, а господин Эрнст лично снял клип на саундтрек к своему фильму.

Для того чтобы фильм лучше окупился, авторы не погнушались даже рекламой внутри фильма, причем настолько откровенной, что о ней написали практически все СМИ. Впрочем, Бекмамбетов, как и Эрнст, с рекламы начинал и никогда рекламой не брезговал.

Лишь в одном можно отметить печальное сходство старого и нового фильма: бекмамбетовский фильм, как и рязановский, точно воспроизводит все особенности и атмосферу своего времени. Дело не в том, что на смену одноликости типовых квартир пришла однообразность дешевого евроремонта. А в том, что место печальных философских намеков заняла жизнерадостная реклама майонеза, автомобилей и мобильной связи. А популярные в семидесятые годы авторские песни, стихи знаменитых в то время поэтов (Евтушенко, Ахмадулиной и других), музыка гениального Микаэла Таривердиева в начале XXI века заменились некачественной отечественной «попсой».

За месяц до выхода фильма об этом «знаковом событии» написали практически все читаемые периодические издания, причем особое внимание было уделено «конфиденциальности». Нам подробно рассказали, сколько вооруженных солдат охраняют каждую копию фильма, сколько попыток кражи сюжета было предотвращено. Для острастки создатели фильма предупредили, что посмотреть кино по телевизору не удастся еще года два, так что всем, кому интересно узнать о судьбе любимых героев, волей-неволей придется идти в кино. А чтобы подчеркнуть гламурную эксклюзивность, в качестве фокус-группы для пробного просмотра выбрали, ни много ни мало, героев «Фабрики звезд». Одним словом, вокруг премьеры создали такой ажиотаж, что даже те, кому на похождения рязановских героев наплевать, почувствовали себя обязанными увидеть этот фильм. Фильм, якобы «нашумевший», хотя «шумят» только его создатели. Народ пока безмолвствует.

И это понятно. Ведь народ получил очередную пощечину. Во-первых, рязановская открытая концовка позволяла нам целых тридцать лет верить в то, что под Новый год сказка обязательно сбудется, что герои нашли друг друга навсегда и будут жить долго и счастливо… Сегодняшняя «Ирония судьбы» начинается с развенчания этой мечты. У «бекмамбетовских» Нади и Жени ничего не получилось, судьба у них вышла не счастливая, а жизнь – напрасная. У нас украли мечту о судьбоносной новогодней встрече – этот «взрослый» эквивалент веры в деда Мороза. И зачем? Для того чтобы показать нам необычный рекламный ролик?

Но это еще не так страшно. Хуже всего то, что в этом рекламном ролике приняли участие практически все герои старого фильма – люди, ставшие нам почти родными. И постаревший Андрей Мягков, и погрубевшая до вульгарности Барбара Брыльска, и приунывший Юрий Яковлев, и даже сам режиссер первого фильма – Эльдар Рязанов – все здесь, и все готовы отречься от телезрителя. Во имя чего? Ради денег? Или для престижа?

За последние пятнадцать лет наши кумиры только и делали, что разочаровывали нас. В начале девяностых они шокировали нас беспринципностью, радикально сменив свои политические воззрения в угоду моменту. Потом они еще не раз расстроили зрителя своим участием в малокачественном, безобразно политизированном, попросту русофобском кино. И все это зритель молча проглотил. И снова с удовольствием смотрел советские фильмы с их участием, стараясь забыть новое лицо старых кумиров.

Но сможет ли народ и в этот раз стерпеть столь откровенное предательство? Не разорвали ли создатели фильма многолетнюю, почти родственную связь героев со зрителем? Вполне возможно, что феноменальный успех «Иронии судьбы» с 2008 года будет окончен навсегда, и старый фильм канет в Лету вместе с новым?

 

Анна Зуфман

РПМонитор, 6.01.08

 

 

ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ И ШОУ-БИЗНЕС

 

Что может быть отвратительней российского шоу-бизнеса? Только российский шоу-бизнес.

Берут несколько старых, изношенных, как ночные туфли, "звёзд". Подтягивают их обрюзгшие физиономии. Клеят на лысые черепа парики. Вставляют челюсти. Обновляют осипшие фонограммы. Вокруг каждой "звезды" размещают несколько бойких мартышек, которые копируют знаменитостей и скоро сами становятся "звёздами". Обсыпают, как перхотью, папарацци, заливая глянцевые журналы и "жёлтые" таблоиды снимками, сделанными сквозь замочную скважину. "Звёзды" голышом. "Звёзды" на ночных горшках. "Звёзды" в момент интимных соитий. Они вступают в беспорядочные, у всех на виду, брачные и внебрачные связи. Старуха-певица обручается с молодым пародистом. Венчаются две молоденькие лесбиянки. Гомосексуалист с обсосанными губами неразлучен с печальным юным другом. Шлюха с демократической родословной то выходит за миллиардера, собираясь справлять свадьбу на круизном теплоходе, куда приглашается элита и пресса. То отказывает олигарху, уступая его другой породистой самке. Обязательны скандалы, питающие светскую хронику. То крадут у певца телефон стоимостью в полмиллиона долларов, то опять возвращают. То кумир разбивает в кровь лицо журналисту, то его самого избивают и насилуют за кулисами. Если "звезда" начинает умирать, чахнет от СПИДа или уродуется в автокатастрофе, её непременно выводят в свет. Показывают её струпья, слюну изо рта, мокрые штаны. Если "звезда" умирает, ей надевают очки, суют в рот сигарету, пытаются лечь с ней в гроб. Рассказывают, как покойник пред смертью хотел сменить пол, чтобы зачать наследника. У истинных "звёзд" должны быть внебрачные дети, прижитые на гастролях, которые предъявляют публике анализы ДНК, полнят прессу душераздирающими рассказами о малютках, брошенных певицами в мусорные ящики. Чтобы изношенные склерозами и инсультами "звёзды" продлевали свой бесконечный триумф, их окружают "поющим мясом" — хорошенькими голосистыми девушками, которые после первых двух выступлений исчезают бесследно в отечественных и зарубежных гаремах. Их место на эстраде тотчас занимают другие.

Этот огромный липкий ком усыпан блестками, пропитан потом, помадой, похотью, обклеен со всех сторон бессчетными журналами, телепередачами, куртуазными программами и растлевающими "проектами". В нём движутся гигантские деньги, кроются мафиозные группы, прячутся преступники, которых разыскивает "Интерпол" и не пускают к себе приличные страны. Когда наступают выборы, "звёзд" шоу-бизнеса охватывает истерическое возбуждение. "Звёздные агитбригады" движутся по стране, обслуживая одновременно несколько конкурирующих партий. Сгребают миллионы долларов, в том числе и тех, что тайно приносят им в "коробках из-под ксерокса". Способствуют избранию полумертвых Президентов, подписывают воззвания с требованием расстрелять Дом Советов. А в дни больших христианских праздников, когда по центральному телевидению транслируется служба из Храма Христа Спасителя, они на параллельных каналах раскручивают гомосексуальные зрелища. Их любимый прием — одевать мужчин в женское платье и смешить зрителей шуточками о естественных отправлениях, а также изображать русского мужика непременным олигофреном и алкоголиком.

Эта разноцветная липкая слизь разлита по всем телепрограммам. Она забивает глаза, уши, ноздри, каждую пору, бронхи. Не даёт дышать, думать и чувствовать. Смешит, как смешит умирающего пациента "веселящий газ". Отравляет, как чахоточная мокрота. Этот тёплый тошнотворный планктон выводится в специальных лабораториях и по чайной ложке вливается в уцелевшие чистые водоёмы. После чего в них заводятся сине-зеленые водоросли, умирает естественная живность и рождаются уродцы с двумя хвостами и тремя головами, называющими себя незаконными детьми Киркорова. Народ, которого опаивают этим зельем, не способен рождать мыслителей и героев, отключен от высших смыслов, у него под черепом хлюпает гнилая зеленая жижа. Он не станет защищать Родину, если на нее нападет враг. Не будет работать на заводах, строящих звездолеты. Не заступится за оскорбленного старика и растлеваемую девочку. Такой народ плодит преступников и кретинов, травоядных ослов и хищных саблезубых маньяков.

Если российская власть в новом её исполнении действительно намерена "запустить" Развитие, протолкнуть Россию сквозь "игольное ушко" мировых потрясений, она, обладая ресурсами, творческой и политической волей, должна сознавать, что длящаяся десятилетиями телевизионная атака на психику и волю народа несовместима с Развитием. Исключает государственное служение, научное и религиозное прозрение.

Пусть на экраны вернётся большое искусство, умная проповедь, жизненная правда, какой бы суровой она ни была. А упырей и ведьм шоу-бизнеса нужно залить стекловидной массой, запечатать в контейнеры из нержавеющей стали и поместить в хранилище радиоактивных отходов. Тогда, может быть, через тысячу лет, после периода полураспада Ксения Собчак вновь превратится в приличную женщину

 

Александр Проханов

Завтра, 9.01.08



[1] Автор не подчеркивает в данном случае важный момент - в фильме «академиком» показан не украинец, не западенец, а природный русский.


Реклама:
-