Журнал «Золотой Лев» № 137 - издание русской консервативной
мысли
Д. Крылов
Нисколько
не скрываемая русофобия[1]
(Северо)американского
обывателя нельзя заподозрить в особой нелюбви к России и русским. Неверным было
бы ожидать от него и симпатий по той простой причине, что о России (сесевро)американский обыватель не знает практически ничего,
как, впрочем, и вообще о любой загранице. Отношение к России формируется в США
прежде всего СМИ. Они представляют собой нечто вроде внешнего мозгового модуля
обывателя. Посмотрим, как программируется этот модуль на примере газетных
статей о прошедших недавно парламентских выборах в РФ. (…)
***
Образ России конструируется по довольно жесткому шаблону.
Новости, публицистика, аналитические статьи и жанровые репортажи о России и
русских неизменно содержат отсылки к одному и тому же набору образов и свойств
(не будем тут говорить об их соответствии действительности). Вот их список, не
претендующий на полноту, но дающий представление о предмете. С Россией и
русскими связывается: холод, нехватка (товаров, еды, денег и т. д.), несвобода
(преподносимая как “недостаток демократии”, произвол государства, казарменная
жизнь, неумение русских жить независимо и т. д.), насилие (преступность,
дикость нравов), отсутствие свободного рынка, стадность и отсутствие
индивидуализма, богатство имперского периода, женская красота и мягкость
характера, пассивность. Эти темы в тех или иных комбинациях составляют
значительную часть информационного потока, который американский агитпроп
генерирует о России.
Если попытаться собрать из этих образов картинку “Россия”
(как в игрушке “Лого”), окажется, что они подобраны далеко не случайным образом
и создают цельное и вполне определенное представление. Рассмотрим самые важные
из них в отдельности.
Холод: как известно,
климат в Америке значительно теплее русского. Снег, мороз, замерзшая вода,
холодный ветер, теплая одежда и особенно шапки-ушанки — все эти образы вызывают
у американского обывателя некомфортные ощущения. Более того, люди, которые
живут в таких условиях, кажутся (северо)американцам
странными существами. Образы мерзлоты, сильного мороза, технической отсталости
создают представление о нас как об отсталом народе. В подобных условиях
нормальные люди жить не могут.
Нехватка: здесь идет
игра на противопоставлении. (Северо)американцы
приучены думать о своей стране как об обществе изобилия. В США “больше всего
денег”, “самые большие автомобили”, “самые высокие небоскребы” и т. д. «Северо)американская гигантомания и расточительность — это
первое, что бросается в глаза приезжему из Европы. Именно такими американцы
видят себя по ТВ, а излюбленный видеоряд, транслируемый о русских, совсем
другой, можно сказать, противоположный. Это очереди. Чем длиннее удается
заснять очередь, тем лучше. Чем старше, мрачнее на вид люди, чем хуже они одеты
и нездоровы, тем скорее они попадут в (северо)американскую
камеру. Зачем это делается? Прежде всего, чтобы подчеркнуть положительные
стороны жизни в США и отрицательные — в России. Неважно, что речь в данном
случае идет не о реальности, а лишь о представлениях, главное в том, что
создается оппозиция: у американцев — изобилие, у русских — дефицит.
Несвобода: тот же
принцип. (Северо)американцам внушают, что их общество
самое свободное из ныне существующих. Сила этого внушения такова, что люди,
доведенные фактически до тюремного страха сказать что-нибудь не то (а таковы
большинство сегодняшних американцев), уверены, что русские живут под постоянным
надзором спецслужб, армии и еще невесть каких организаций, ограничивающих
свободу слова. Бюджет их собственных спецслужб и их тотальный контроль за всеми
социальными и политическими процессами в стране остается для них вне
рассмотрения. Кстати, тюремный страх не фигура речи: в США постоянно сидит
свыше 2 миллионов человек, или один на каждые 142 человека (данные 2002 года, а
всего в мире около 9 млн заключенных, из них 786 900 — в России). Объяснить это
можно тем, что (северо)американцам, как и вообще
любому народу, лестно видеть, что некто другой зажат в тиски, в то время как
они сами свободны. Это льстит их самолюбию и еще дальше уводит от реальности.
Насилие: варварам
полагается быть грубыми. Русских пытаются втиснуть именно в эту категорию. Для
этого образы голубоглазых девушек приправляют информацией о грабежах и
насилиях, которыми русские якобы занимаются в свободное от стояния в очередях и
поклонения идолам тоталитаризма время. Особенно интересны образы
привлекательных женщин и богатства имперского периода. И то и другое манит (Северо)американцев. Их культура оказалась не в состоянии
создать ни одного сколько-нибудь интересного художественного стиля, не говоря
уже о красивых женских типах. Современники Джорджа Вашингтона жили в России в
роскошных дворцах, а его резиденция представляет собой тесный двухэтажный домик,
где в столовой грубая деревянная мебель и выкрашенные ядовитым зеленым цветом
стены из досок. Роскошью в его доме была “библиотека” — пара книжных шкафов,
глобус и кресло с “вентилятором” из дерева. Конечно, с тех пор СШАсильно разбогатели и ввезли многое из Европы и Азии, но
безвкусица и топорность от этого не перестала быть (северо)американской
чертой. Кстати, о ввезенном: в Вашингтоне есть некий музей-павильон Мэриуезер Пост. Это жена посла США в СССР, которая за
бесценок скупала русские сокровища и вывозила их в США. Невольно напрашивается
аналогия: те (северо)американцы, которые ищут себе
голубоглазых русских “невест по почте”, руководствуются не тем же ли инстинктом
“охоты за сокровищами”?
Стадность: ставка на
уже знакомый нам принцип противопоставления. США — страна индивидуализма, и,
следовательно, те, кто является потенциальным противником, — толпа. Именно так,
толпами на демонстрациях или в очередях, часто показывают русских на (северо)американском ТВ. Цель в том, чтобы создать образ
страшной, безликой, тупой и опасной массы, которая одним своим существованием
угрожает (северо)американской индивидуальности. Этот
же прием, к слову сказать, вовсю используется при показе арабов и вообще мусульман.
А вот в отношении китайцев он использовался раньше, а сейчас от него отошли —
китайцы на (северо)американском ТВ
индивидуализированы.
***
Теперь можно реконструировать в первом приближении то
место, которое отводится нам этой системой образов. Прежде всего между США и
Россией проводится резкая черта. Русские “не такие”, как (северо)американцы:
русские “более отсталые”, “у них хуже жизнь”. Всячески подчеркивается
превосходство США над Россией, как мнимое, так и реальное (последнее тоже имеет
место). Мнимые “стадность”, “дикость нравов” и “нехватка” ставят Россию, в
представлении (северо)американских СМИ, в один ряд со
странами третьего мира. Если проделать тот же анализ образов (сесевро)американских СМИ в отношении Западной Европы,
окажется, что он другой и что такой резкой черты между (сесевро)американцами
и западными европейцами нет, как нет и снисходительности и презрения к
англичанам, немцам, французам. Одним из возможных объяснений тому может служить
роль потенциального противника, на которой русские остались в (северо)американском агитпропе. Эта роль не выносилась на
первый план в 90-е, но сейчас есть все признаки того, что машину русофобии
смазывают и проверяют, чтобы иметь возможность вывести ее на полные обороты. В
заключение заметим, что этот комплекс русофобских представлений создается и
поддерживается “выносным модулем” (северо)американского
общественного сознания. В условиях практически полной неосведомленности
американцев о заокеанской жизни СМИ становятся рычагом монопольного контроля
над их отношением к России.
Вашингтон
РФС №24/2007
[1] Приводится с редакционными изменениями. Термин Америка заменён на США американцы на североамериканцы. (прим. ред. ЗЛ).