Журнал «Золотой Лев» № 138-139 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

С.В. Кугушев

 

Мифология кризиса и эсхатология власти

 

МОРФОЛОГИЯ КРИЗИСА

 

Я УТВЕРЖДАЮ, что кризис кризисов обрушится на человечество с высокой степенью вероятности уже в обозримом будущем. Более того, его латентная, скрытая фаза началась с крушения СССР. Скептики могут возразить, что подобные прогнозы делались на протяжении всей истории человечества, но оно, тем не менее, существует. Во-первых, человечество существует, но цивилизации, чьи мудрецы предсказывали катастрофу, погибли. Во-вторых, сам факт присутствия практически у всех народов предсказаний глобальной катастрофы заставляет задуматься о причинах такой убежденности. Наконец, в-третьих, приходится констатировать удивительные совпадения предсказаний даты конца света, сделанных визионерами совершенно различных культур и цивилизаций в разные эпохи и при разных обстоятельствах.

Катастрофичность как часть нашего мировоззрения находит свое основание в нескольких фундаментальных причинах. Первая состоит в самой природе человеческого разума, существующего на "кромке Хаоса", на грани между порядком и энтропией. Вторая причина связана с исторической памятью практически всех народов мира, которая смогла зафиксировать в мифах и легендах экстраординарные события, воспринимавшиеся как разрушение привычного хода вещей, как катастрофы, миротрясения. Соответственно, такие события, происходившие в прошлом, с вероятностью должны наступить и в будущем. Третья причина заключается в конечности физического существования человека. Этот непреложный факт не мог не подтолкнуть к мысли о конечности существования и человечества в целом — по крайней мере, в привычных его измерениях.

Имеется и другой вопрос: почему мы ведем речь именно о Кризисе Кризисов? Чем он отличается от тех серьезнейших передряг, случавшихся неоднократно в истории рода человеческого?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо выяснить ряд обстоятельств.

Нам нужно установить отличительные черты Кризиса Кризисов, выделяющие его из череды уже зафиксированных катастроф.

СЛЕДУЕТ ДАТЬ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ так называемым "уравнениям Апокалипсиса" — математическим зависимостям, описывающим жизненно важные для человечества процессы и закономерности.

Мы должны показать всё более сужающиеся возможности действия специальных адаптационных систем, позволявших человечеству в прошлом выходить из кризисов с наименьшими потерями и оставаться в рамках линии прогрессивного развития.

Необходимо выявить единовременность кризисных явлений по всем трем сферам, составляющих Большой Мир человека: в природе, техносфере и социуме.

Наконец, важно установить, что состояние современного мира и его обозримого будущего наиболее точно описывается в терминах и моделях синергетики, а конкретнее — в параметрах так называемых "процессов самоподдерживающейся критичности с обострением в режиме жесткой турбулентности".

Начнем с характерных черт кризиса кризисов.

ТОТАЛЬНОСТЬ. Кризис Кризисов охватывает все основные сферы жизнедеятельности человеческой цивилизации: экономику и культуру, политику и религию, технологии и межличностные взаимоотношения.

ГЛОБАЛЬНОСТЬ. Если раньше те или иные кризисы, как правило, носили локальный характер, то теперь, в глобализованном мире, кризисные явления становятся всеобъемлющими, охватывают всё человечество без исключения.

ФРАКТАЛЬНОСТЬ. Кризис Кризисов может быть представлен в виде схемы, когда каждый кризис более высокого порядка включает в себя несколько кризисов меньшего порядка, и так по всем уровням и контурам человеческой цивилизации.

СИНХРОННОСТЬ. Кризисы отдельных сторон жизнедеятельности человека накладываются друг на друга и связываются кольцевой причинностью, при которой причина и следствие постоянно меняются местами, усиливая друг друга. В такой системе имеют место резонансные эффекты, когда относительно слабое воздействие может породить глобальные последствия.

ИНЕРЦИОННОСТЬ. Кризисные процессы не могут быть остановлены даже немедленными действиями, а обязательно будут продолжаться во времени. Соответственно, реалистичными оказываются не меры по преодолению кризиса, а программы выживания и преображения в кризисных условиях, использующие их для открытия "Новой Земли и Нового Неба".

Перейдем теперь к так называемым уравнениям "Судного дня". В предыдущих статьях мы уже писали о том, что уравнения, относящиеся к различным сферам деятельности человека, сходятся примерно в одной точке сингулярности. Точка сингулярности означает либо распад системы, либо переход её в качественно иное состояние. Напомним еще раз, что, согласно сделанным расчетам, технологическая, информационная и социальная сингулярности наступают практически одновременно где-то в районе 2030 года плюс-минус десять лет.

Добавим к ранее сделанным выводам результаты, полученные профессором А.С. Германом и изложенные им в "Антиглобалистском манифесте". Российский ученый совместил экспоненциальные кривые, характеризующие рост народонаселения, производства и энергопотребления, с кривыми степенного распределения, охватывающими опять же все стороны жизни человека. Напомним, что еще в позапрошлом веке итальянский экономист и социолог Вильфредо Парето установил, что распределение граждан в наиболее развитых государствах Европы по уровню доходов носит степенной вид. Американский математик и статистик Альфред Джеймс Лотка установил, что степенное распределение характерно и для продуктивности научных работников. А социолог Герберт Саймон с успехом применил то же степенное распределение для ранжирования городов по численности населения.

Согласно работе Германа, совместное решение уравнений динамики и уравнений распределения опять же выводят нас на глобальный кризис в 2030-2040 годы плюс-минус десять лет.

Еще более интересен второй вывод из этой системы уравнений. Как указывает Герман, вблизи точек бифуркации или коллапса мировой экономической системы степенное распределение, имманентно присущее человеческому обществу, перестает действовать. Оно вырождается в неустойчивое распределение типа дельта-функции Дирака, когда один элемент потребляет практически все ресурсы. Герман назвал этот элемент "империей зла и обжорства". Мы назовем его "Античеловечеством".

НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ИСТОРИИ в человеческом обществе действовали специальные регулятивные механизмы, позволявшие разрешать кризисы и находить выход из, казалось бы, безвыходных положений.

Один из ключевых механизмов такого рода описывается в законе иерархических компенсаций, или законе Седова, названного по имени выдающегося советского кибернетика и философа. Суть этого закона в следующем: усложнение, увеличение степеней свободы системы может происходить только за счет двух источников: либо получения ресурсов, энергии и информации извне, то есть благодаря их перекачке и присвоению, либо за счет перераспределения ресурсов, энергии и информации между уровнями внутри системы, когда усложнение и развитие верхнего уровня идет за счет обеднения и упрощения нижнего уровня. Как в задачке для начальной школы: "что в один бассейн вливается, из другого выливается".

В глобализованном мире внешних источников просто не осталось, и теперь закон Седова превращается в "клеймо Седова": усложнение и рост разнообразия на верхних уровнях мировой пирамиды разделения труда и потребления оборачивается обеднением и огрублением всех прочих уровней этой пирамиды.

Возможно, ключевую роль в выходе из цивилизационных кризисов имели бы гипотеза техно-гуманитарного баланса Акопа Назаретяна или идея о социотехническом соответствии в работах Сергея Переслегина. Суть механизмов, лежащих в основе этих теорий, максимально просто можно сформулировать следующим образом: опасности, создаваемые развитием техники, снимаются появлением социальных инноваций, и наоборот — социальные кризисы разрешаются за счет технических нововведений. При этом есть серьезные основания полагать, что в ближайшие десятилетия социотехнический дисбаланс будет лишь нарастать, не находя разрешения в рамках привычного нам общества. Более увлекательно об этом можно прочитать в цикле работ С.Б.Переслегина и А.М.Столярова "Научно обоснованный конец света".

Еще один регулятивный механизм описал выдающийся польский мыслитель Станислав Лем, и поэтому он заслуживает наименования "порог Лема". Этот философ выдвинул гипотезу наличия порога цивилизационного суицида. Суть её элементарна: цивилизация может спокойно себя чувствовать до тех пор пока усилия, необходимые для её уничтожения, либо бесконечно велики, либо, по крайней мере, таковы, что могут быть своевременно замечены и пресечены социумом. Соответственно, Лем постулировал наличие относительного и абсолютного порогов безопасности. С появлением атомного оружия человечество переступило абсолютный порог безопасности. Можно считать, что в ближайшие 10-20 лет будет перейден и относительный порог. В блестящей работе Алексея Турчина "Структуры глобальной катастрофы" содержится фрагмент, относящийся к порогу Лема:

"Основная технологическая тенденция состоит в том, что био-оборудование постоянно дешевеет и распространяется по миру, тогда как знания о том, как использовать его во вред, возрастают. Постоянное удешевление и упрощение машин для… считывания и создания генетического кода делает возможным появление биохакеров. Прогресс в области био-оборудования измеряется скоростью порядка 2 раза в год — то есть технические характеристики возрастают, а оборудование дешевеет. Нет никаких оснований думать, что темп развития биотехнологий замедлится — отрасль полна новыми идеями и возможностями, а медицина создаёт постоянный спрос, поэтому можно смело утверждать, что через десять лет возможности биотехнологий по основным численным показателям… возрастут в 1000 раз. При этом происходит интенсивная демократизация биотехнологий — знание и оборудование идут в массы. Если для компьютеров уже написано более 100.000 вирусов, то масштабы творчества биохакеров могут быть не меньшими.

Основной однофакторный сценарий — это распространение некоего одного вируса или бактерии. Это распространение может происходить двояко — в виде эпидемии, передающейся от человека к человеку, или в виде заражения среды (воздуха, воды, пищи, почвы). Эпидемия гриппа испанки 1918 года затронула весь мир, кроме нескольких отдалённых островов…

Возможен сценарий, когда по всему миру распространяется некое животное, являющееся носителем опасной бактерии. (Так в природе распространяется малярия на комарах и чума на крысах.)…

Уже сейчас создание биологической супербомбы в тысячи раз дешевле создания ядерного оружия сравнимой поражающей силы. Когда распространятся дешевые технологии производства произвольных живых организмов с заранее заданными функциями, цена изготовления такого оружия может упасть до нескольких сотен долларов".

НАРАСТАНИЕ ДЕФЕКТОВ В РАБОТЕ адаптивных систем социума сопровождается практически одновременным кризисом и лавинообразным увеличением дисбаланса во взаимоотношениях природы, социума и техносферы. Главная причина этого дисбаланса — в присваивающем характере человеческой цивилизации. В связи с этим, любопытные соображения приводятся в статье Владимира Пономаренко "Проблема 2033":

"В 1944 году на необитаемом острове св. Матвея были оставлены 29 оленя. Мхи и лишайники, основная пища оленей, были превосходны. Толщина мха достигала 10 см. На острове не было ни хищников, ни охотников, и количество животных на протяжении последующих 19 лет увеличивалось со скоростью 32% в год, достигнув в 1963 году численности 6000 голов. В течение последующих трех лет почти все животные вымерли, оставив жалкое стадо из 41 оленихи и одного оленя… Причина: перевыпас, чрезмерное истощение пастбища… Деградация пастбища оказалась необратимой; произошло скачкообразное уменьшение популяции оленей."

Как сказано в одном из многочисленных интернет-комментариев на этот текст, "грядущий коллапс цивилизации отличается от всех предыдущих (шумерского, вавилонского, древнеримского и пр.) одной маленькой деталью: он будет всеобщий. Глобализация мира ведёт к его глобальному краху. Как говорил юморист: зачем нужен брелок? — чтобы потерять все ключи сразу. Человек, как те олени, упёрся в границы своего "острова". Бежать ему некуда… Человеческая экономика не самодостаточна. Она паразитирует на "геоэкономике", изводя её под корень… Даже если представить, что человечество перестало расти уже завтра — это всё равно ничего не решает. Потому что даже возобновляемых земных ресурсов (еды, воды, древесины и пр.) уже сейчас тратится на 20% больше, чем воспроизводится. Это такая "течь в борту", которую за оставшееся время устранить невозможно, и она будет лишь расти… Человек зря про себя решил, что он может всё. Он не может главного: создавать себе ресурсы для жизни. Он их может только тратить. Главные ресурсы для его жизни — это воздух, вода и еда. Их может создавать только Природа. А человеческие создания (машины, самолёты, компьютеры, холодильники) — это не ресурсы для жизни, а манипуляция с ними. Манипуляция не бесцельная, а гораздо хуже. Ведущая к исчезновению ресурсов по нарастающей. Так называемый "прогресс" был смертельной ловушкой, в которую человек попал вроде того оленя. При продолжении той же линии в ближайшие 30-50 лет человек обречён как вид. Изменить эту линию он не может." (ЖЖ-юзер "utrambovshik")

Чтобы не морочить читателю голову высокими математическими материями, просто констатируем: важнейшие уравнения, описывающие главные стороны жизнедеятельности современного человечества, соответствуют критериям уравнений для систем, попавших в "режим с обострением". Подобные режимы с обострением предполагают, что после гибели системы возможно как ее последующее возрождение в виде уже другой системы, так и срыв в хаос полного распада.

ЗАСЛУЖИВАЮТ ИНТЕРЕСА оценки ведущих зарубежных экспертов относительно глобальных рисков для человечества в XXI веке. Так, например, философ Оксфордского университета Ник Бостром оценивает вероятность пережить нынешний век примерно в 75%. Английский астроном профессор Мартин Рис в своем международном бестселлере "Наш последний шанс" дает оценку примерно в 50%. К ней же присоединяется известный американский изобретатель и футуролог Рэй Курцвайль. Наиболее пессимистически настроен астроном и исследователь цивилизационных процессов Себастьян фон Хорнер, который устанавливает планку вероятности "пережития" текущего столетия всего в 35%.

Последние несколько веков существует два противоположных взгляда на прошлое, настоящее и будущее человечество. Один взгляд плоть от плоти западной цивилизации в ее капиталистической индустриальной фазе. Второй присущ традиции практически всех народов Земли: германцев и славян, майя и индусов, дагонов и алеутов. Первый взгляд — это человеческая история как прогресс. Вторая позиция — деградация как удел рода человеческого.

В пользу прогресса — необозримое множество свидетельств. Самолеты летают быстрее, оружие стреляет точнее, урожайность растет, продуктивность скота увеличивается и т. д.

У сторонников регресса аргументов меньше, но они "убойнее". Средняя продолжительность жизни человечества жизни почти не растет; в развитых странах, которые сторонниками прогресса приводятся как пример увеличения продолжительности жизни, одновременно стремительно уменьшается доля здорового населения. Достижения технического прогресса обесцениваются хищнической эксплуатацией земных недр, замусориванием планеты, сжиганием всего, что может гореть. "Зеленая революция" отравила химическими удобрениями целые страны мира. Сегодня в Азии и Европе только 5% почв соответствуют экологическим требованиям.

Таким образом, оказывается, что прогресс и регресс есть две стороны одной динамики, описываемой законом Седова.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ СДЕЛАЕМ НЕСКОЛЬКО ВЫВОДОВ ИЗ ИЗЛОЖЕННОГО.

— Кризис глобальной цивилизации — это прежде всего кризис западной модели существования. Россия, все более интегрирующаяся в глобальный мир с ярко выраженной структуризацией по западной матрице, движется не к развитию и процветанию, а к катастрофе и гибели. И неважно, что сегодня нас пытаются уверить в обратном.

— Ценности Западного мира: деньги, потребительство, индивидуализм, свобода, — слабо приспособлены к реалиям кризисного времени и, тем более, к реалиям Кризиса Кризисов, при котором в цене оказываются коллективизм, пассионарность, воля, первенство духовного над материальным, альтруизм, разумный аскетизм.

— Предчувствие Кризиса Кризисов заставляет совершенно по-новому оценить опыт СССР, увидеть в нем не излом истории, не регресс в сравнении с западной моделью, не насилие над природой человека, а подлинный прорыв в иную реальность, наработку технологий, социальных проектов, реализационных решений, системы ценностей, неоценимых для России, обеспечивающих ей выживание в грядущих трудных временах человеческой цивилизации.

— Кризис кризисов оставляет всё меньше надежд на "светлое будущее человечества". Вероятность дальнейшего существования человечества непрерывно уменьшается. Но, одновременно, у рода людского появляется возможность обрести "новую землю и новое небо". А это означает явленное чудо. Чудо же предполагает глубокую искреннюю веру, "умное делание". Вера придает силы, укрепляет волю, дисциплинирует воображение. Делает его материальным. Вера требует образа, задающего систему жизненных координат идеала, к которому стремятся в своих деяниях выбравшие "новую землю и новое небо". (…)

 

ЭСХАТОЛОГИЯ ВЛАСТИ

 

Власть таит в себе много измерений, и сакральное измерение — одно из определяющих. Власть не просто организует жизнедеятельность рода человеческого. Она является сердцевиной трех жизнеопределяющих отношений человека. К небу — в виде институционализированной веры, или религии. К себе самому — социуму, определяемому политической матрицей. И к природе — в форме коллективного взаимодействия по производству и присвоению благ окружающего мира.

Власть как атрибут человеческого сообщества, согласно христианскому канону, исходит "от Бога". С другой стороны, она традиционно связывается с темной стороной человеческой натуры, со злом. По утверждению рафинированного консервативного мыслителя графа Жозефа-Мари де Местра, власть — это вестник из чужого мира, свидетельство человеческой испорченности, материализующаяся в фигуре палача.

Современный российский исследователь Игорь Данилевский в своей революционной работе "Структуры коллективного бессознательного" утверждает, что в основе власти лежит некая структура, "матрица возможного взаимодействия людей, независимая на практике от контроля со стороны их разума". Власть есть импринтированная в коллективное бессознательное матрица взаимодействия людей. В силу этого она является универсальной формой организации человеческих сообществ.

Выделим три основные типа власти: криптократию, кратократию и смыслократию.

Криптократия — это не обязательно скрытая власть. Криптократия имеет место тогда, когда определенная социальная группа или их совокупность — так называемая элита — обладает монопольным правом на власть и соответственно является носителем "Тайны власти".

Наиболее зримый пример криптократии дают нам Соединенные Штаты, где она реализуется как бы в квадрате: с одной стороны, власть является прерогативой очень узкого социального слоя американского общества, а с другой стороны, реальной властью обладают в США не столько номинальные ее носители, сколько те, кто держится в тени или, по крайней мере, не на первых ролях. В качестве ярких примеров можно привести знаменитого "полковника" Эдварда Манделла Хауса, Бернарда Баруха, Генри Киссинджера, Джорджа Буша-старшего и т. п.

Хрестоматийный пример кратократии, то есть в буквальном смысле "власти самой власти", дает русская история. Об этом блестяще поведали Андрей Фурсов и Юрий Пивоваров в своем фундаментальном цикле "Русская Система". Они писали следующее: "Русская Система — это такой способ взаимодействия ее основных элементов, при котором Русская Власть — единственный социально значимый субъект. Если Русская Система есть способ контроля Русской Властью над русской жизнью, то Лишний Человек — мера незавершенности системы, индикатор степени "неперемолотости" русской жизни Системой и Властью. Процесс взаимодействия, с одной стороны, Русской Системы и Русской Власти, а с другой — Русской Системы и русской жизни (в которой Система далеко не все исчерпывает и охватывает, а в Системе не все Власть) и есть Русская История".

Наконец, третьим типом организации общества является смыслократия, при которой организующим началом выступают идея, вера, культурно-исторический тип. В случае смыслократии правящая элита является наиболее продвинутым носителем того или иного смысла и занимается его трансляцией внутрь общества и вовне, в мир. Примерами смыслократии могут служить Византия, Советский Союз, Халифат, нацистская Германия, фашистская Италия. Отличительной особенностью смыслократии является особая важность гипнотического инструментария. Смыслократия существует как бы не только на уровне рационального сознания, но апеллирует к базисным программам и матрицам, к установкам коллективного бессознательного, к глубинным сюжетам и структурам культурного кода того или иного народа.

Теперь настало время обратиться к одной из самых поразительных работ, которая могла бы оказать влияние на общественное сознание, но не сделала этого, будучи замалчиваемой, выведенной из круга научных дискуссий. Речь идет о книге Каспара Т. Бруэра "Скольжение", которую мы излагаем по дайджесту, подготовленному Александром Розовым.

Эта небольшая книга была написана в разгар "холодной войны" и издана в 1974 году, оставшись практически незамеченной аналитиками и учеными, непризнанной общественным сознанием. Как сказал по этому поводу сам автор: "Множество этих умных и образованных людей как-то упустили из виду, что главным достоянием человечества является не энергетика, не природная среда и (как бы кощунственно это ни звучало) не мирное сосуществование наций. Главным достоянием человечества является сам человек — как разумное существо, со своими желаниями, своими действиями и (что немаловажно) своими ошибками".

Можно сказать, что книга Бруэра — это работа над одной огромнейшей околонаучной ошибкой: утверждением, будто эволюция человека, как биологического вида Homo sapiens, прекратилась с возникновением цивилизации — поскольку якобы перестал действовать биологический естественный отбор.

Бруэр приходит к выводу о наличии в человеческой истории, начиная с определенного момента, системы отрицательного естественного отбора, когда стали выживать эволюционно более слабые особи с различного рода дефектами, чем те, которые погибали. Этот шокирующий вывод он сделал на примере кроманьонцев. Кроманьонцы — наиболее древняя из известных рас современного человека. "Люди этой породы, владевшие Европой еще 10 тысяч лет назад, в среднем существенно превосходили современного белого практически по всем физическим и, видимо, интеллектуальным параметрам... Судя по имеющимся реконструкциям, кроманьонский человек также гораздо более соответствовал эстетическому идеалу, чем современный белый, т.е. при обычных условиях обладал бы преимуществами при выборе сексуального партнера".

Красота, здоровье, интеллект, изобретательность и художественный вкус кроманьонцев давно уже поражают воображение ученых, писателей и философов. Тридцать тысяч лет назад этот человек в очень трудных условиях не только сумел выжить, но и передал своим потомкам многие достижения первобытной цивилизации. Он отличался высоким ростом (более 180 см), имел пропорциональное сложение, больший вес мозга, чем у современного человека. В те давние времена население всей нашей планеты едва ли достигало численности населения крупного современного города. Не было ни школ, ни традиций в современном смысле этого слова. Тем не менее кустарь-кроманьонец в одиночку в течение лишь одной своей жизни успевал сделать поразительные открытия. Этот доисторический мастер открыл в числе прочих и технические приемы футуристов, кубистов и модернистов XX столетия.

В общем, кроманьонцы были со всех сторон совершеннее нас, современных людей... и тем не менее, казалось бы, вопреки логике естественного отбора, их нет, а мы — есть.

Отмечая, что кроманьонская раса исчезла сравнительно недавно, всего за тысячу лет до новой эры, Бруэр задается вопросом: если естественный отбор прекратился, то почему человеческая раса не остановилась в биологическом развитии, как это происходит с животными-эндемиками, например, с австралийскими сумчатыми или полуобезьянами Мадагаскара, а стала биологически деградировать?

Автор последовательно доказывает несостоятельность версии о том, что биологическая деградация человека вызвана социальной заботой о нежизнеспособном в естественных условиях потомстве, вследствие чего якобы происходит "сохранение негативных генов". Он говорит о том, что во-первых, само по себе выживание слабых может лишь остановить эволюцию, но не повернуть ее вспять, а во-вторых, такое выживание имело место уже в среднем палеолите и не повлияло негативно на формирование кроманьонской расы.

Наконец, замечает Бруэр, никакими причинами вроде пассивного накопления неудачных признаков нельзя объяснить такую быструю биологическую деградацию, какая имела место в северо-средиземноморском регионе уже в исторический период — то есть примерно между 1500 г. до н.э. и 1500 г. н.э. Настолько быстрые процессы негативного изменения среднего фенотипа расы наблюдаются при действии факторов особого интенсивного отбора, как, например, при целенаправленном выведении человеком для декоративных целей заведомо нежизнеспособных пород собак и некоторых других домашних животных.

Бруэр приводит данные исторических документов эпохи великих географических открытий (XV-XVI вв.), где высказывается изумление явным психофизическим и эстетическим превосходством дикарей-туземцев над европейцами (в некоторых случаях это превосходство было так велико, что европейцы объясняли его колдовством). На генетическую деградацию европейцев указывает, по его мнению, и возникшая в раннем средневековье проблема наследственных уродств не только при ближнем, но даже и при дальнем инбридинге у европейцев.

Чтобы ответить на вопрос о биологической деградации, Бруэр делает вывод, что за такой негативный отбор ответственен сам социум. Современные общества по природе своей являются так называемыми "сервитивными обществами": человека удерживает в них его полная неспособность обслужить себя за пределами социума. Сервитивное общество стабильно при любой численности в силу специфических свойств включенных в него людей: их не надо удерживать силой, поскольку им некуда идти, они не в состоянии обеспечить собственную жизнедеятельность вне рамок определенной, конкретной социальной системы, с присущим именно этой системе способом материального обеспечения потребностей индивида. Именно на безысходности покоится власть в сервитивном обществе. Не насилие, а беспомощность становится альфой и омегой этой власти.

Бруэр рисует портрет среднего человека сервитивного общества. Такой индивид не должен обладать слишком крепким здоровьем, хорошей психомоторикой, быстрой реакцией и развитым интеллектом — в противном случае он, безусловно, сможет выжить если не индивидуально, то по крайней мере в условиях автономной микросоциальной группы, устроенной по кооперативному принципу (как это свойственно первобытным племенам). Дополнительным свойством, гарантирующим его пребывание в сервитивном обществе, является отсутствие волевых качеств и готовности к самостоятельным решениям.

К чему приводит власть, базирующаяся на сервитивном обществе и организующая отрицательный естественный отбор, Бруэр показал на примере европейских обществ. Впрочем, со времени написания "Скольжения" по западным странам появились куда более свежие данные.

Так, по исследованиям международного клуба Mensa International, распределение значений IQ в такой развитой стране, как США, за 2002 год выглядит следующим образом: 125-150 баллов — у 5% американцев; 110-125 — у 20%; 90-110 баллов — у 50%; 75-90 баллов — у 20%; 50-75 баллов — у 5% граждан США. Как известно, у очень умного человека IQ превышает 130 баллов, у достаточно умного лежит в интервале от 120 до 130, у среднего — от 110 до 120, а у дурака (в бытовом смысле слова) IQ составляет от 90 до 110. Ниже 90 идут различные фазы олигофрении, а порогом слабоумия в медицинском смысле считаются 75 баллов.

Таким образом, 75% американского общества составляют уже разнообразные дебилы: от бытового дурака до клинического идиота. И данная ситуация всеми силами поддерживается социальной политикой США. Так, в бюджете федеральных образовательных фондов на поддержку дебилов тратится 92% средств, а на поддержку особо одаренных — всего 0,1% средств.

Вообще, средний IQ в "цивилизованном" мире, начиная, по крайней мере, с 1994 года, падает примерно на 1 балл ежегодно. Это значит, что при сохранении имеющегося тренда средний европеец или американец имеет все шансы вернуться к состоянию олигофрении уже к 2044 году.

Можно было бы злорадно повеселиться и воскликнуть: "Они-то дураки, а мы умные!", если бы не исследования группы Цалко, которая на протяжении долгого времени ведет такую же статистику по Москве. Показатели до удивления сходны с американскими, и динамика такая же. Эти исследования подтверждают устойчивое и равномерное, из года в год, устойчивое оглупление российских граждан. Люди бегут от реальности. Приведу еще несколько цифр. Только официально, т.е. занижено в разы, у нас три миллиона наркоманов и пятнадцать миллионов алкоголиков. Шестьдесят тысяч человек ежегодно, согласно официальным милицейским сводкам, сводят счеты с жизнью. По данным медиков, на практике таковых в 2 раза больше.

По сути, речь идет о стремительной деэволюции человека в интеллектуальном и физическом смысле, совершаемой в результате определенной организации общества и вполне конкретных усилий криптократии. На наших глазах психиатрия из медицинской дисциплины превращается в прикладную политологию.

Современный режим, стараясь втащить Россию в так называемое "цивилизованное человечество", по сути, эволюционирует из кратократии в криптократию со всеми вытекающими последствиями и прежде всего — со свойственной криптократическим режимам нарастающей дебилизацией населения.

Единственной альтернативой подобной эволюции власти в сторону криптократии является решительный выбор смыслократии как типа организации власти. Но для этого должен быть явлен Большой проект, вокруг которого мог бы выстроиться смыслократический режим и его новая элита. При выдвижении системообразующего Большого проекта ключевым фактором является его опора на глубинные структуры исторической памяти, на матрицу коллективного бессознательного, на архетипические сюжеты, организующие социальное взаимодействие. Большой проект, таким образом, оказывается точкой сборки элиты, а затем, через воздействие на коллективное бессознательное, способом собирания нового общества, а точнее, переструктуризации старого.

Либо такой проект будет явлен, либо мы разделим судьбу всего цивилизованного человечества, когда дурак будет вести диалог с олигофреном относительно счастливого будущего человечества.

 

Завтра, 16.01.08; 23.01.08


Реклама:
-