Журнал «Золотой Лев» № 138-139 - издание русской
консервативной мысли
М. Прасковьев
Монументальное
московское Хамство
…Порой бывало так невмоготу от собственной падшести, что в храме – подойдя к Голгофе – не имел сил
приложиться хотя бы к ногам Спасителя. Тогда целовал голову и скрещенные – правая на левой – руки моего Праотца Адама, с мольбою:
"Отче, помоги! Погибаю! Как жить-то дальше?!" И получал его помощь,
заступничество перед Богом – постепенно находил силы восстать, поднять взор к
Новому Адаму – к Христу.
В духовно безграмотной юности, конечно, отношение к голгофскому образу Адама было другое: "череп с
костями", "мертвая голова" никак не вязались с
Первым Человеком, о котором уже читал в Библии. Вспоминался и ернический
кукольный спектакль в театре Сергея Образцова по картинкам какого-то француза Эффеля. И в семидесятые, и потом в восьмидесятые годы его с
определенной регулярностью показывали весной по телевизору.
Чужестранный художник или марионеточное кривляние
ни смеха, ни улыбки у меня никогда не вызывали. Напротив было невыразимое
чувство неловкости от натужных шуток на библейские темы. Уже потом, в начале
восьмидесятых, трудясь в системе Гостелерадио, узнал
о механизме регулярности телетрансляции образцовской "Божественной комедии": ее
показывали по "ящику" либо в дни чтения Великого Покаянного Канона
Преподобного Андрея Критского в начале Великого Поста, либо на Страстной
Седмице…
А еще говорят, что в коммунистическое время не было
свободы! Была полная, абсолютная свобода глумления над Православием! Конечно,
глумление это касалось вроде бы и других религий, где чтут Адама и Еву, –
магометанства, караимства, талмудического иудаизма и,
видимо, других "адамических" сект и толков.
Но телеглумление совершалось именно по Православному
календарю с учетом подвижных пасхалий. И всем, в том числе иноверцам, было
совершенно ясно, на кого оно нацелено.
В наши дни большевистское телеглумление над религиозным сознанием напоминает детские
шалости рядом с современными сидонскими, гоморрскими, аморрейскими, моавитскими, содомскими и прочими библейскими мерзостями.
Так, например, две недели подряд перед григорианским Новым годом по каналу
"НТВ" рекламировали ночное новогоднее представление о
"райской" жизни "Пожар в джунглях". Весь предновогодний
период в рекламных клипах в дневное время практически голые люди
распевали детские песенки последних десятилетий прошлого века. Но в их текст
были вкраплены жаргонизмы "сексуальных игр". О содержании этой
программы могу судить также по оценкам, которые ей дали в средствах массовой
информации (СМИ) православные священники и общественные деятели.
Мне совершенно очевидно, что извращенцы и
пропагандисты порока в массовом сознании опираются на ряд псевдомифов
(1) о Святых Праотцах Адаме и Еве, которые внедрялись в российское светское
общество еще в эпоху "Просвещения", в эпоху Новикова и Радищева,
Сумарокова и князя Щербатова, а век спустя они охватили и более широкие
обывательские слои.
К таким псевдомифам относятся,
во-первых, басня о том, что грехопадение Адама и Евы состояло в половом соитии,
что до вкушения запретного плода Первопредки, якобы,
в отличие от других живых творений Божиих, были
неспособны к размножению, к деторождению. Басня эта жива до сих пор. Так,
например, в аннотации упоминавшегося выше кукольного спектакля эта басня
выглядит так:
"В центре нашей "Божественной комедии" –
история человеческого грехопадения. Создал Бог Адама и Еву, поселил в Раю.
Хорошо жилось им в Раю – и красиво, и тепло, и сытно. Одно плохо – скучно. У
всех зверей, у всех птиц – дети, а у них нет, потому что безгрешны. Скучно!
Съели Адам и Ева запретное яблоко. Изгнал их Бог из Рая. Трудно им стало, да
зато не скучно. А если бы не вкусили Адам с Евой запретного плода, если бы они
побоялись Божьего гнева?! Не родились бы у них дети, а у тех детей – свои дети.
Не было бы и нас с вами" (2).
Священное Писание в самом начале Книги "Бытия"
(по-гречески – "Генезис") утверждает прямо противоположное: И
сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И
благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте
землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и
над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким
животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал
вам всякую траву, сеющую семя, и всякое дерево, у которого плод древесный,
сеющий семя, – вам сие будет в пищу (Быт. 1,
27-29; выделено мной. – М.П.).
Сотворенные как венцы Божьего творения для Жизни Вечной,
Адам и Ева порождали бы и детей, и внуков, и все человечество для блаженной
вечности. Но их грехопадение произошло прежде, чем родился у них первенец. Само
же грехопадение к половым взаимодействиям первых людей отношения не имело. Напротив,
Господь для еще подразумеваемого потомства Адама и Евы завещал: Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене
своей; и будут двое одна плоть (Быт. 2, 24; выделено мной. – М.П.).
Грехи первых людей заключались в непослушании
Адама и Евы своему Творцу, своему Отцу, Который повелел им, во-первых,
царствовать, повелевать над всеми тварями земными, а не наоборот – слушаться
их, и, во-вторых, заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева
в саду [Едемском] ты будешь есть, а от дерева
познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 16-17). Здесь, говорится, конечно, не о мгновенной
смерти, а о том, что плоть Адама из вечно живой станет смертной, и безсмертие сохранится только для души и духа.
Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь
Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог:
"не ешьте ни от какого дерева в Раю"? И
сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только
плодов дерева, которое среди Рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к
ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог,
что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как
боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что
оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и
ела; и дала мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они,
что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания
(Быт. 3, 1-7).
Святое детское безстыдство
кончилось. Наши Прародители догадались, что совершили следующие грехи:
а) Ева послушала змия, вместо того чтобы проявить свою
законную власть и цыкнуть на него и заставить
замолчать, когда тот стал оспаривать Творца;
б) Адам послушал Еву, хотя, как муж, должен был держать в
послушании жену;
в) они оба вкусили запретного плода. При этом неоднократное
ослушание Творца и вкушение плода от древа познания добра и зла было лишь
грехами.
Грехопадение свершилось только тогда, когда Адам – по
гордости от тайно обретенного знания – не раскаялся перед Богом, не попросил у
Творца прощения за эти грехи и спасения своей жизни, а стал лукавить и
оправдываться. Вот это и было собственно грехопадением. Это называется
первородным грехом, поскольку по плоти, то есть генетически и физически, этот
грех наследуется всеми потомками Адама и Евы до сих пор. Существует одно исключение.
В Своей Плоти Иисус Христос не унаследовал первородный грех, будучи
единственным безгрешным, безпорочным Сыном Человеческим.
Всю оставшуюся после изгнания из Рая земную жизнь, которая
продлилась 930 лет (Быт. 5, 1-5), Адам с Евой провели в покаянных трудах и
страданиях. Он познал лицо смерти задолго до своей собственной кончины – в
гибели своего второго сына Авеля (Быт. 4, 8) и двух прапраправнуков
от их первенца Каина (Быт. 4, 22-23).
Души Адама и Евы после смерти были помещены Господом в Ад,
в особой области, которая в новозаветном Священном Писании стала именоваться: Авраамово лоно (Лк. 16, 23). Там обретались души
ветхозаветных праведников, там их не терзали бесы. Демоны не могли подвергать
праведников мучениям, которым они подвергали и подвергают души грешников (3). А
после Крестной смерти Иисус Христос сошел во Ад и возвел души праведников – и в
первую очередь Своих Прародителей Адама и Евы – в Рай Небесный, где они в сонме
Святых пребывают и ныне.
Как Прародители по плоти Иисуса Христа Святые Праотцы Адам
и Ева почитаются Православною Церковью в 28 и 29 Неделю по Пятидесятнице,
которые соответственно называются – Неделя Святых Праотец и Неделя Святых Отец
(4), приходятся эти праздники на Предпоследнее и Последнее Воскресенье перед
Рожеством Христовым. Их почитание по существу ничем не отличается от почитания
новозаветных Святых, например, Святителя Николая Чудотворца, Великомученика и
Победоносца Георгия, Преподобного Сергия Радонежского, Святых Равноапостольных
Царицы Елены и Великой Княгини Ольги: "Верою Праотцы оправдал еси, от язык теми предобручивый
Церковь: хвалятся в славе Святии, яко от семене их есть Плод благославен,
без семене Рождшая Тя. Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас" (5).
И, понятное дело, всякое смешливое, шутливое, ироничное
отношение к памяти Святых, к их личностям и поступкам, даже к тем прегрешительным поступкам, которые были совершены ими до
покаяния, граничит с глумлением. Искажение же смысла их жития, клевета на
Святых является прямым глумлением. Конечно, шутники могут иметь совершенно
атеистическое сознание, считать, что лично они произошли от обезьяны, и потому
совершенно не чувствовать моральной ответственности перед памятью своих
Прародителей.
Но людям мало-мальски верующим, признающим происхождение
человечества и их лично от Святых Праотцев Адама и Евы, в случае безпечноего юморения на счет Первопредков, постоянно нужно напоминать, что подобный грех
в Библии получил наименование Хамова греха, проклятого Богом и Праотцем Ноем
(Быт. 9, 22-27). Отсюда и грех Хамства, грех непочтения к старшим и своим
предкам. Вот, собственно, мы и подошли к главной теме нашей истории…
В Москве прямо возле здания станции метрополитена
"Новокузнецкая" в запущенном московском сквере, где до 1934 года
высилась церковь XVI столетия Святой Великомученицы Параскевы-Пятницы
(6), более полугода назад развернулась стройка, которую огородили обычным
строительным забором. Несмотря на то, что именно этот древний храм, стоявший на
месте станции метро и сквера, дал наименование поныне существующей знаменитой
на всю Россию Пятницкой улице, сразу было ясно, что храм восстанавливать никто
не собирается. Из объявления на заборе следовало, что в сквере будет устроен
фонтан.
К сожалению, я не обратил тогда на это особого внимания.
Фонтан и фонтан… Ну что тут такого?! Однако в газете "Вечерняя
Москва", по одному из московских телеканалов и на некоторых сайтах Рунета ещё в Августе прошлого года прошли сообщения, что же
именно должно тут
возникнуть. Причем журналисты датой открытия этого фонтана называли день города
в Сентябре 2007 года. Возможно, в Дни Города 1-2 Сентября забор временно
убирали, но после торжества сразу же и восстановили. Что-то не заладилось, и работы
за забором продолжались вплоть до конца Декабря.
И вот иду на работу, кажется, это было в Пятницу – 28 Декабря,
и вижу: забор и строительные леса убрали. В центре сквера показалась
скульптурная композиция в виде двух обнаженных фигур мужчины и женщины,
восседающих под шарообразной кроной символического дерева на вершинах синусоиды
извивающегося змия. Мужчина – на хвосте, женщина сидит ближе к голове гада, у
женщины в руках яблоко. Возможно, кому-то сия "змейка", на которой и
восседают бронзовые фигуры обнаженных молодых людей, напомнит безобидного и
даже симпатичного удава из мультфильма "38 попугаев". Но духовное
содержание этого масштабного произведения городской скульптуры отнюдь не безобидно.
Характерно и то, что забор вокруг фонтана был убран в канун Недели Святых
Праотец, которая в 2007 году приходилась на Воскресение – 17/30 Декабря.
В изложении идеологии замысла лучше предоставить слово
руководителю всего проекта и скульптору. Руководитель авторского коллектива по
реконструкции сквера у "Новокузнецкой" архитектор В.И.Симонихин
(7) еще в начале работ в одном из радиоинтервью так
пояснял свой замысел:
"- Адам и Ева будут до или после изгнания из Эдемского сада изображены?
- По крайней мере, в тот момент, когда искушает Ева Адама,
с подачи искусителя змея.
- Искуситель будет присутствовать?
- Да, обязательно. Они будут восседать на этом бедном
искусителе – необычная будет композиция. Изложу историческую справку:
касательно того, что этот скверик создается и конструируется фонтан в рамках
большой городской программы по строительству фонтанов, и кроме этого создается
золотое туристическое пешеходное кольцо в центре Москвы. Этот сквер будет одним
из элементов этого золотого кольца. Одним из первоочередных появился фонтан
около Третьяковской галереи, второй будет в этом сквере, у станции метро Новокузнецкая.
По этому поводу был проведен конкурс в 2002 году, и нашей мастерской было предложено
в нем участвовать. По результатам мы выиграли этот конкурс и получили право на
проектирование этого объекта. В составе у нас был небольшой коллектив в составе
архитекторов Симонихина, Некрасова, Синкина, Сорокина. Скульптор Левинская
Марина – замечательный скульптор" (8).
В другом интервью Владимир Симонихин
свидетельствует, что вполне осознает, что в основе проекта именно религиозный
сюжет, но творческая цель – профанировать религиозный смысл: "Тема хоть и
библейская, но восприниматься фонтан будет исключительно в романтическом ключе
– это фактически фонтан Любви" (9).
Исполнитель скульптурной композиции скульптор Марина Левинская (10) также вполне отдавала себе отчет о
религиозной основе сюжета. Над скульптурной группой фонтана она работала четыре
года, "…безчисленное число раз переделывала
композицию по собственной воле, не жалея сил. И не могла остановиться. Даже в
самый последний момент изменила ее кардинально, усадив Адама и Еву, увлеченных
разговором, на змею, словно на скамейку. Ева более продвинутая, она уже держит
в руке яблоко, которое, возможно, уже откусила. – Это действительно самая
первая любовь наших прародителей, – говорит скульптор. – С этого все
началось, появились и знания. Еву я лепила со своей дочери, которая помогала
мне. Она выпускница Суриковки и тоже скульптор. А в
образе Адама, пожалуй, можно уловить некоторые черты ее бойфренда.
Я очень люблю бронзу, из которой и выполнена скульптура. Бронзу мы состарили,
сделав ее зеленоватой, зато яблоко в руке у Евы, яблочки на дереве, хохолки
птичек и крылышки насекомых блестят сусальным золотом" (11). Почему же
многолетние творческие муки привели к такому странному решению: усадить голых
людей на змея?!
Хотел бы привести высказывание еще одного из городских
деятелей, причастных к осуществлению проекта, – руководителя стройки на
Пятницкой Владимира Наумова (Гормост): "Думали,
что при земляных работах что-нибудь раскопаем, как у Третьяковки: строили
фонтан – нашли древнюю кольчугу. Таких, говорят специалисты, раз-два и обчелся.
А здесь, на месте павильона станции метро "Новокузнецкая", стояла
Пятницкая церковь, разобранная в 1930 году, когда делали метро. Но нам ничего
не попалось, кроме склянок. Когда-то рядом была аптека…" (12). Позволю
себе предположить, что наличие на территории сквера значительного количества
старинного стекла связано вовсе не с аптекой, а с иной причиной. Наверняка при
храме с XVI-го столетия и, по крайней мере, до начала XIX века существовал
погост, кладбище для священников и церковнослужителей храма, его ктиторов и
наиболее знатных прихожан. Дело в том, что в старину существовал такой обычай.
Пузырьки из-под освященного масла и святой воды или осколки от этих сосудов
нельзя было выбрасывать вместе с бытовым мусором. Поэтому их либо бросали в
речные омуты или неглубоко закапывали на кладбищах в любую могилу. Поэтому,
когда в русских городах в советское время уничтожались церковные кладбища,
устраивались на их местах стройки, то во время земляных работ обнаруживалось
большое количества стекла. Весьма вероятно, что на месте современного сквера с
фонтаном в старину было кладбище.
Однако выясняется, что у руководителя проекта В.И.Симонихина намерения были весьма благие: "Самое
важное, чтобы понравилось горожанам" (13).
Что-то не припомню, чтобы в Москве проводились какие-либо
опросы о приемлемости проекта. Даже если предположить, что я сам что-то упустил,
подобное мероприятие обязательно было бы отражено в Рунете.
Но ничего подобного попросту не было. А ведь мимо сквера из метро проходят
разные горожане – прихожане многих замоскворецких церквей, преподаватели и
студенты Свято-Тихоновского Богословского университета,
деятели Центра славянской письменности и культуры. Видимо, проходят тут в
мечеть и мусульмане. По крайней мере, я часто здесь видел девушек и женщин в платках-хиджабах и длинных платьях, которые символизируют
целомудрие. Трудно предположить, что этим категориям москвичей может
"понравиться" столь вызывающее монументальное хамство.
Стараюсь не обращать внимания на всякие причуды этих
параллельных во времени и пространстве мiров. Но уж
слишком навязчиво они бросаются в глаза! Вероятно, по замыслу городских
властей, эта монументальная пропаганда эротики должна способствовать решению
проблем, относящихся к демографии и веротерпимости. Но, боюсь, результат будет
обратный: абортов будет больше, а градус религиозного возмущения только
возрастет. Сразу представил себе тысячи смущенных или, скорее, ироничных улыбок
входящих в этот сквер девушек и юношей. Так отцы города, архитектор, скульптор
и другие участники проекта соблазняют нашу молодежь Хамовым грехом!
Почему-то вспомнился эпизод патриотического вечера конца
восьмидесятых годов в Лужниках. Тогда один из выступавших настойчиво требовал
совлечь с себя ветхого человека! Конечно, призыв был правильный. Только вот
заметно, что в общественном сознании "совлеченный" ветхий человек –
это и есть Адам, который почему-то был отдан на откуп светскому искусству, где
он, как повелось, изображался нагим дурачком, которого вдруг посетил блудный
помысел. Теперь и вовсе оказывается, что имена Праотца и Праматери стали брэндом сомнительных фирм и магазинов "Для взрослых".
Чтобы убедиться в этом, достаточно в любой поисковой системе сделать запрос
"Адам и Ева". Выйдет многостраничный список, который и читать-то не
рекомендую.
Басенный глумливой эротизм отсекает от наших сердец, от
нашего сознания подлинное значение Адама. Глядя на скульптуру Марины Левинской, менее всего можно задуматься о том, чем был и
есть Святой Праотец Адам для нас. Задуматься о том, как он нарекал растения,
животных, моря, реки, горы и звезды, то есть вскрывал речевое содержание
природы, сотворенной Богом-Словом. Задуматься о том, как ему, обладавшему
царственным даром, кротко подчинялись ныне свирепые звери. Задуматься о том,
что он стал крестьянином и возделывал землю.
Вспоминая крестьянские труды Праотца Адама, я вспоминаю,
что десятки и сотни поколений моих пращуров также хозяйствовали: выращивали
хлеб и разводили скот. По грехам нашим, лет так девяносто тому назад и
хозяйства никакого не стало. Не стало и Хозяина Земли Русской. А мы пошли в
батраки…
Неделю не видел бронзовое изваяние и засомневался, подумал:
какое мне дело до этого фонтана? Как говорится, у них своя свадьба, у нас –
своя… Допустим даже и так: некие горожане, отдыхая в сквере знойным летом с
бутылочкой пива, попытаются вспомнить о том, что был некогда Адам: "А что,
если он – их праотец? А вдруг, все-таки, обезьяна тут ни при чем? Было, вроде
бы, и некое дерево, возле которого ползала коварная змеюка…"
В самом деле, может быть, я неадекватно оцениваю этот
артефакт? Между тем, монумент на Пятницкой по периметру оброс колоннами в псевдоклассическом
стиле, фонтан окружили тяжелые скамьи, облицованные мрамором, по цвету и
оттенкам очень схожим с тем, что на Мавзолее. Стало жутковато: то ли кладбище
"новорусское", то ли капище идольское эпохи
упадка языческого Рима?
Вспомнилось еще вот что. В Новоспасском монастыре есть
фреска с изображением ада и змия, пожирающего грешников. Однажды видел, как
мальчик лет семи, проходя мимо, невзначай ткнул этого самого змия кулаком по ноздрям…
Конечно, взрослый верующий человек вряд ли придет с ломом, чтобы бить по художественным
карикатурам Адама и Евы, но кого-нибудь с кувалдой, который треснет по башке
гаду, представить можно легко. И язык не повернется его назвать вандалом. Зачем
простодушие ревнителей христианства, мусульманства или ортодоксального иудейства
доводить до такого?! А ведь в композицию с фонтаном помимо труда вложены большие
городские деньги: более 200 миллионов рублей.
Для меня ясно одно, что в будущем, когда атеистический и квази-религиозный угар постсоветской эпохи будет преодолен,
с подобными образчиками монументального хамства и постмодернистского безстыдства придется что-то делать: либо продавать их на
Запад, либо помещать в какие-то галерейные форматы, наподобие аналогичного
сюжета Зураба Церетели, который хранится в атриуме здания Академии художеств на
Пречистенке. По-любому подобные произведения необходимо лишать их площадного пропагандистского
воздействия. Наверное, с годами будет учтено и то, что здание станции метро
"Новокузнецкая" и сквер располагаются на месте церкви Параскевы-Пятницы. Пока же надеюсь, что кроны многочисленных
деревьев, которые обещают высадить в сквере, будут густыми и скроют от глаз это
капище.
Фото Нины Болотиной
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. К слову и понятию "миф"
отношусь положительно: в переводе с греческого языка оно в первую очередь
означает "предание". В церковном сознании – предание – явление
исключительно положительное. Онтологическое содержание мифа и мифологии с христианской
позиции наиболее ярко раскрыто в философии великого русского мыслителя
А.Ф.Лосева. Здесь же идет речь именно о ложных мифах, псевдо-мифах
или квази-мифах, о баснях.
2. http://www.teatrbilet.ru/announce/58
3. Латинствующие
"богословы" Запада на основании этого новозаветного свидетельства о
лоне Авраамовом создали еретическое учение о
чистилище и лимбе. Но, согласно Православному учению, лоно Авраамово
перестало существовать после того, как Спасителем были выведены из Ада все
ветхозаветные праведники от Святого Праотца Адама до Святого Пророка Божия и Предтечи Иоанна, включая самого Патриарха Авраама.
4. Слово "неделя" первоначально,
этимологически означает день отдохновения, посвященный Богу. Он соотносится с
ветхозаветной Субботой. В Богослужебном Церковно-Славянском Языке и во многих
Славянских Языках слово "неделя" обозначает не семидневный цикл, как
это в Русском Языке, а только один день, соответствующий русскому понятию
"Воскресенье". Праздничные Недели, в отличие от
"неподвижных" праздников с точно установленными календарными датами,
являются праздниками преходящими, то есть меняющимися год от года. Так, Неделя
Святых Праотец может в разные годы приходится на дни между 11 и 17 Декабря включительно
(по Православному календарю). Впрочем, надо добавить и то, что церковное воспоминание
об этом недельном праздновании продолжается и в последующие шесть дней вплоть
до Всенощной в следующую Субботу, когда начинает праздноваться другая Неделя. И
еще одна особенность Церковно-Славянского и Русского Языка. В Недели Святых
Праотец и Святых Отец празднуются не только предки-мужчины – собственно отцы,
но женщины, жены, то есть матери: множественная форма "Праотцы"
является собирательным термином и для праведниц. Также мои предки могли
называть собирательно "нашими Царями" – Царя, Царицу и Царевича. Поэтому
странные для современной обиходной речи словосочетания "Святые Праотцы
Адам и Ева" или "Святые Отцы Адам и Ева"
грамматически и стилистически совершенно верны в церковном контексте.
5. Тропарь в Неделю Святых Праотец, глас 2
6. Паламарчук П.Г. Сорок Сороков. Том 2.
М., 1994. С. 612-614. Святая Великомученица Параскева-Пятница
жила в III веке в Римской Империи, в городе Иконии.
Родители ее были людьми знатными, тайно исповедовавшими Христианство. В Седмице
они особенно чтили Пятницу – день, в который пострадал Господь наш Иисус
Христос, и потому, когда родилась у них дочь в этот именно день, назвали и ее Параскевою, что по-гречески означает Пятница. Всем сердцем
возлюбила юная Параскева чистоту девственной души,
приняла обет девства и заботилась о распространении Веры Христовой среди
язычников. В 300-м году пришел в город военачальник Императора Диоклетиана,
которому было поручено истребить христиан. Параскева
отказалась принести жертву идолам, и за это была подвергнута истязаниям. Ее
повесили на дереве и терзали тело железными гвоздями и потом изъязвленную до
костей и едва живую бросили в темницу. Бог не оставил святую страдалицу и
чудесно исцелил ее. Злобный мучитель не вразумился
этим чудом и продолжал истязать Святую Параскеву,
приказав повесить на дереве и жечь факелами. Наконец ей отсекли мечом голову.
Христиане похоронили тело Святой Параскевы. От Мощей
Великомученицы подавались исцеления болящим. У православных христиан Святая Параскева (Пятница, или Петка)
издревле пользовалась любовью и почитанием во множестве благочестивых обычаев.
Ей посвящали храмы и придорожные часовни (Пятницы); считали ее покровительницей
полей и домашнего скота. В день ее памяти русские люди приносили в храм плоды
осеннего урожая для освящения. На Руси на множестве торгов и ярмарках
обязательно стоял храм или часовня в честь Параскевы-Пятницы,
либо в ближайшем храме был киот с ее чтимой иконой. Особенно почитали Святую Параскеву промышленники, торговцы и путешественники. В
дореволюционной Москве было четыре храма в ее честь. Один в торговом Охотном ряду.
Другой – в купеческом Замоскворечье. Здесь на границе Москвы Пятничный храм был
возведен в эпоху Благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного. На Руси
издревле Святая Параскева считается целительницей
душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья.
Ей же молились девушки на выданье, чтобы выйти замуж по любви и поскорее.
Память Святой Великомученицы Параскевы-Пятницы
празднуется Святой Православной Церковью 28 Октября /10 Ноября. Тропарь, глас
4-й: Премудрая и всехвальная Христова мученице Параскево, мужескую крепость приемши,
женскую же немощь отвергши, диавола победи и мучителя
посрами, вопиющи и глаголющи: приидите
тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите, аз бо радующися иду ко Христу,
Жениху моему; тоя молитвами Христе Боже спаси души наша. Величание: Величаем,
величаем тя, страстотерпеце
Христова Параскево, и чтим честное страдание твое,
еже за Христа претерпела еси.
7. Симонихин
Виктор Иванович (р. 9 Марта 1945), с 1992 года руководитель ООО
"Архитектурная мастерская В.И.Симонихина".
Расположена по адресу: 117335 Москва, Нахимовский пр-т,
63-186, т/ф: (095) 128-6028 / 128-6028. http://www.restec.ru/exhibitions/featured/expohome/list.ru.html?exhib=72&id=2861
8. 30 Июля 2007 года. СИТИ-FM. http://www.cityfm.ru/news/?id=237754&p=7.
9. 30 Августа 2007 года: http://www.stroi.ru/periodical/d2498dr423765.html.
10. Марина Левинская
родилась в Москве в 1947 году. Закончила Московский педагогический институт, затем
школу-студию скульптора О.Д.Яновского. Член Объединения московских скульпторов
и Секции скульптуры Московского союза художников. Работает с различными
материалами: бронза, метал (литьё), камень (гранит, мрамор), керамика. Работая
с пластическими мотивами, она намеренно искажает форму, чтобы добиться
выразительности. Некоторые её работы (светильники, вешалки, шахматы) можно
использовать и в повседневной жизни. Марина – постоянный участник выставок в
Москве, России и за рубежом, как в залах, так и на открытом воздухе. Она
принимала участие в реконструкции интерьеров Храма Христа Спасителя. В 2000
году Мариной был создан скульптурный комплекс фонтана "Аполлон" в
Саду Аквариуме в Москве. Её работы находятся в галереях и собраниях Министерства
культуры России и Художественного фонда, в галерее "Кросна" (Москва),
"Мур-Мур" (Париж), "Космо-клуб" (Вашингтон) и в частных коллекциях в
России, США, Канаде, Франции, Германии и Швейцарии. (Курсив мой. – М.П.).
http://www.oms.ru/lev/about.htm.
Конечно, странно, что скульптор, принимавший участие в благоукрашении
Храма Христа Спасителя, вероятно, хотя бы сочувствующий Христианству, в другой
своей работе глумится над основами мiровых религий.
11. Никольская Ольга. Кольцо мостов,
кольцо фонтанов // Вечерняя Москва. 20.08.2007. http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=38170.
12. Там же.
13. Реконструкция сквера у
"Новокузнецкой" // Moscow-live. 25 Июля
2007. http://moscow-live.ru/2007/07/25/rekonstrukcija_skvera_u_novokuzneckojj.html.
http://www.rusk.ru/st.php?idar=112416
Русская линия, 24.01.08