Журнал «Золотой Лев» № 140-141 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Н.А. Кричевский

 

Наш городок[1]

 

Свежие ужасы нашего городка

Медведев — президент, Кудрин — премьер?

 

 

Прошедшая неделя подарила нам новые экономические события, слухи и сплетни. Постепенно начинает вырисовываться канва будущего политико-экономического устройства страны. И хотя в прошлом выпуске "Ужасов" говорилось о том, что борьба за власть перейдет в открытую фазу только через несколько месяцев, кое-кто из главных героев грядущего фарса проявляется уже сейчас. Но не будем нарушать законы жанра и рассмотрим все по порядку.

 

НАЛОГОВАЯ АМНИСТИЯ

 

На минувшей неделе подводились итоги прошедшей с 1 марта по 31 декабря прошлого года налоговой амнистии.

Ее результаты были преподнесены «отцами», в первую очередь, Минфином, как победа. На самом же деле налоговая амнистия с треском провалилась. Странно, что околокремлевские кланы упустили практически беспроигрышный шанс для наезда на экономический блок правительства.

Напомню, что впервые идея налоговой амнистии была воспроизведена в путинском Послании Федеральному Собранию 25 апреля 2005 года. Дословно она прозвучала так:

 

«Надо разрешить гражданам задекларировать в упрощенном порядке капиталы, накопленные ими в предыдущие годы, в предыдущий период. Такой порядок должен сопровождаться только двумя условиями: уплатой 13-процентного подоходного налога и внесением соответствующих сумм на счета в российские банки. Эти деньги должны работать на нашу экономику, в нашей стране, а не «болтаться» в оффшорных зонах».

 

Из двух обязательных условий, уплаты подходного налога в полном размере и перевода легализованных средств в российские банки, в дальнейшем осталось только одно — оплата 13% от амнистируемой суммы путем перечисления денег на счет Федерального казначейства.

Почти два года назад мною был проведен достаточно подробный анализ мирового опыта налоговых амнистий и представлены факторы, способствующие успеху:

результативные налоговые амнистии проводились в рамках налоговых реформ, сопровождающихся, например, снижением ставок других налогов;

основным фактором удачного проведения амнистий становилась гарантия безопасности и конфиденциальности на законодательном уровне;

налоговая акция должна сопровождаться определенным ужесточением санкций за нарушение налогового законодательства в будущем;

амнистировать необходимо не только капиталы, но и имущество.

Вывод в том материале был таким:

Эффективная налоговая амнистия возможна только при независимо функционирующих судебном и фискальном институтах. В противном случае ни доверия, ни денег не будет.

Как видно, никакой налоговой реформы, в рамки которой амнистия органично бы вписалась, не было. Ужесточения санкций также не произошло. Имущество под амнистию не попало (справедливости ради скажем, что параллельно была запущена «дачная амнистия»). О независимости судебной и фискальной систем и говорить нечего. Единственное, чем могли похвастаться разработчики — это гарантии безопасности и конфиденциальности, если о них вообще можно говорить в современной России.

Теперь об эффективности.

По данным Интерпола с 1992 года из России вывезено от $150 до 300 млрд., рейтинговое агентство Fitch оценило вывоз капиталов из страны только за 2000-2004 годы в $100 млрд., а коллега Михаил Делягин считает, что за 15 лет из России утекла и вовсе астрономическая сумма в $407,3-427,3 млрд. За основу возьмем нижнюю оценку Интерпола — $150 млрд.

Результаты амнистии по данным Федерального казначейства таковы. В бюджет перечислено 3,7 млрд рублей ($150,2 млн.), «обелено» 28,2 млрд рублей ($1155,4 млн.) скрытых доходов. Много это или мало? По сравнению с минимальной оценкой Интерпола легализовано всего 0,77% вывезенных средств, что в соотношении с ВВП за прошлый год выглядит и вовсе смешным — 0,09%. Федеральный бюджет в результате налоговой амнистии пополнился аж на 0,05%.

Что интересно, вторым после Москвы регионом, чьи жители легализовали больше всех средств, стала Чукотка.

Сравним с доходами бюджетов, полученных в результате амнистии в других странах. Ирландия (1988 год) — в казну перечислено $1,5 млрд. Индия (1997 год) — $2,5 млрд. Казахстан (2001 год) — $480 млн. Италия (2001-2002 годы) — €1,4 млрд. Германия (2004-2005 годы) — €1,1 млрд.

Позади нас в абсолютных цифрах разве что Бельгия (2004 год), где в результате амнистии в бюджет поступило €50 млн. или 6% от запланированного, да Грузия (2005 год), где перечисления составили всего $35 тыс. или 0,9% от предполагаемой суммы.

Победа оказалась пирровой.

 

КРИЗИС ЛИКВИДНОСТИ

 

На прошлой неделе слух о якобы имеющим место кризисе ликвидности в российской банковской системе стал реальностью.

Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев на ежегодной встрече с банкирами сообщил, что

«на фоне напряженности на финансовых рынках из-за ипотечного кризиса в США проблемы с ликвидностью у российских банков есть, и будут продолжаться».

Помнится, в начале декабря 2007 года тот же г-н Улюкаев в одном из интервью утверждал прямо противоположное:

«Никакого кризиса ликвидности не было, было повышение спроса на нее серьезное, но не драматическое».

Еще одно косвенное подтверждение прозвучало из уст руководителя Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегина Тосуняна в пятничной программе «Народ хочет знать». В ходе передачи председатель АРБ объявил о намерении банковского сообщества в марте и сентябре этого года, то есть в периоды наибольших перечислений в счет погашения внешних заимствований, выйти на Правительство с просьбой об оказании финансового содействия.

В связи с этим вспоминается октябрьская информационно-аналитическая телепередача «Времена», в которой г-н Тосунян говорил о том, что у страны никаких поводов для беспокойства из-за банковского сектора быть не должно.

Но это субъективные подтверждения. А вот объективные, зафиксированные только за прошлую неделю.

Во-первых, в последние дни обозначились контуры бюджетной помощи — они составят 2 трлн. рублей: 1,5 триллиона бюджетных средств и 500 миллиардов от институтов развития. Эти деньги будут переведены из Федерального казначейства в кредитные организации.

Во-вторых, по итогам III кварталов 2007 года прибыль шести из двадцати крупнейших российских банков показала отрицательную динамику. Прибыль еще двух банков, Урса-банка и ВТБ, в III квартале прошлого года составила всего 3 и 4% соответственно. Есть все основания полагать, что по итогам года снижение прибыли будет зафиксировано не менее чем у половины крупнейших банковских структур России.

В-третьих, на неделе было официально объявлено, что с 1 февраля АИЖК ужесточает условия выкупа ипотечных кредитов.

Для простых заемщиков это означает, что отныне получить ипотечный кредит станет еще сложнее. В частности, выкупать закладные по кредитам свыше 1,5 млн. рублей с первоначальным взносом менее 20% АИЖК больше не будет. Так что придется копить на первоначальный взнос, а потом многие годы тянуть ярмо регулярных выплат.

Правда, последнее утверждение касается только тех, кто возьмет ипотечный кредит в валюте. Для тех, у кого кредит оформлен в рублях, поводов для оптимизма с каждым днем становится все больше. Если в прошлом году отрицательное сальдо платежного баланса к 2009-2010 годам прогнозировал лишь Греф, то теперь к схожей точке зрения приходят и в ЦБ.

Если вернуться к встрече г-на Улюкаева с банкирами, то можно отметить еще один важнейший факт: отныне борьба с инфляцией больше не является приоритетной задачей Центробанка. В свете нерадужных финансовых прогнозов главной целью ЦБ становится поддержание стабильности в банковском секторе.

И это вполне естественно. Спросите любого банкира, что важнее: снижение инфляции или обеспечение стабильности финансовой системы, и он, не задумываясь, ответит — конечно, стабильность.

Если в прошлых «Ужасах» я констатировал, что у Минфина и МЭРТа разные подходы к природе инфляции и, следовательно, к методам борьбы с ней, то теперь к Лебедю и Раку добавилась Щука в виде Банка России. В то же время основной вклад в прошлогоднюю инфляцию внес именно Центробанк, увеличив денежную массу не на 29 запланированных процентов, а на 47,5. Понятно, что ЦБ не по собственной инициативе эмитировал столько новых рублей.

 

ИНФЛЯЦИЯ

 

На прошедшей неделе еще один слух воплотился в жизнь. Речь об очередном замораживании цен на продукты, на этот раз до 1 мая.

Причем, цены заморожены по состоянию на 28 января, то есть предварительно взяв новые высоты. Как соотносится рост цен на «замороженные» продукты (даже по официальным данным Росстата, за ноябрь — декабрь «социально значимые» подсолнечное масло выросло в цене на 3%, молоко — на 6,2%, хлеб — на 1%) с первым объявленным мораторием от 24 октября прошлого года, так и осталось непонятным.

Впрочем, сегодня уже для всех очевидно, что очередная договоренность — не более чем предвыборный пиар-ход, никакой экономики здесь нет и в помине. По поводу подобных действий классик монетаризма Милтон Фридман в свое время писал:

 

«Ценовые ориентиры и мольбы о добровольном согласии… являются не альтернативой другим мерам по сдерживанию инфляции, а скорее дымовой завесой, скрывающей отсутствие действий. Ценовые ориентиры приносят вред, и тем больший, чем более честно в них верить».

 

Объяснение происходящему может быть только одно — инициатор договоренностей министр сельского хозяйства Алексей Гордеев в ближайшие месяцы покинет кресло, тем более, что мировые агроновости оптимизма не внушают.

За последние дни таких пессимистических откровений было целых три.

Откровение первое.

Из-за снижения сельскохозяйственного производства в США и засухи в Аргентине валовой сбор зерна в мире в текущем сельхозгоду, который окончится 30 июня, составит на 2 млн. тонн меньше, чем прогнозировалось. Одновременно мировое потребление зерна вырастет на 9 млн. тонн. Международный совет по зерну отмечает, что такой дисбаланс приведет к резкому, на 11 млн. тонн, сокращению мировых запасов зерна. Они упадут до рекордного за последние годы уровня в 244 млн. тонн. За последний год цена на зерно на Чикагской зерновой бирже выросла более чем в два раза и продолжает расти. Возможное снижение цен прогнозируется лишь осенью, когда будет собран новый урожай. Для России это означает следующее: в условиях глобального подорожания российское зерно, точно так же, как в прошлом году, будет уходить на экспорт. Установление правительством потолка экспорта в 12,5 млн. тонн было отвергнуто из-за возможных осложнений при вступлении в ВТО, а экспортная пошлина, введенная на этот год в размере €105 за тонну, через какое-то время может оказаться недостаточной (на начало февраля майские контракты на поставку пшеницы продавались в США по средней цене €309 за тонну, а в России зерно стоило около €190 за тонну).

Откровение второе.

В Индии на чайных складах совершенно некстати обнаружился ядовитый капровый жук, из-за чего Россельхознадзор ввел запрет на ввоз всей растениеводческой продукции из этой страны (импорт из Индии составляет треть всего ввозимого чая). Запасы индийского сырья на российских чаеразвесочных фабриках закончатся через месяц, а потом цены на чай начнут повышаться, по прогнозам — не менее, чем на 30%.

Откровение третье.

Третье откровение связано со вторым. Через месяц, кроме чая, подорожают сигареты, поскольку Индия является еще и одним из ведущих поставщиков табака. Объем импорта индийского табака сопоставим с чайным (около трети всего импорта), но в отличие от чая, который можно импортировать из Африки или Латинской Америки, заменить индийский табак нечем.

Напоследок — уточняющая информация.

Согласно Приложению 5 к «Методологическим положениям по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен», утвержденным Росстатом в 2006 году, повышение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, телефонную и почтовую связь, проезд на городском, железнодорожном и воздушном транспорте, на топливо и нефтепродукты, а также на картофель, капусту, морковь, лук, чеснок и некоторые другие товары при определении базового индекса потребительских цен не учитываются.

Так что нечего сетовать по поводу увеличения тарифов ЖКХ, роста цен на бензин или двукратного подорожания картофеля! При вычислении инфляции для российских статистиков этой продукции не существует. Методология у них такая.

 

КУДРИН — ПРЕМЬЕР?

 

События прошедшей недели и января в целом привели к нескольким весьма неординарным выводам.

Если помните, в предыдущих «Ужасах» много говорилось о том, что распространяемые слухи, сплетни и домыслы в основном были направлены на социально-экономический блок правительства, Минфин, а также лично на Алексея Кудрина. Причем началось это движение не в новом году, а еще в прошлом, и отправной точкой проводимой кампании можно считать арест Сергея Сторчака.

С другой стороны, в последнее время риторика Кудрина выходит далеко за рамки его министерских и даже вице-премьерских полномочий. Достаточно вспомнить комментарии Кудрина на Давосском форме или выступление на экономическом форуме «Россия», где, по свидетельствам очевидцев, Кудрин говорил не только о росте ВВП, объеме прямых иностранных инвестиций или укреплении рубля, но также о расширении G8 и вступлении России в ВТО. Если принятие России в члены ВТО еще как-то можно привязать к вице-премьерским обязанностям, то вопросы увеличения «большой восьмерки» до 13-14 стран точно не должно входить в круг его служебных интересов.

Объяснение может быть таким. В наши дни у аналитиков и экспертов находится все больше причин, по которым они не видят Владимира Путина в роли премьера при президенте Дмитрии Медведеве. Вопрос о будущем премьере, что называется, повисает в воздухе. Судя по информационному фону, а также по изменившейся тональности высказываний Кудрина, можно предположить, что вопрос о премьерстве Кудрина в будущем правительстве решен.

В пользу этой версии говорит, по крайней мере, три обстоятельства.

Первое. Кудрин — близкий друг Путина, позволявший себе обращаться к уходящему президенту на «ты».

Второе. Кудрин очень много знает. Не в том смысле, что его проще убрать, а в том, что ему, как никому другому, известны все политические и социально-экономические механизмы функционирования путинской модели власти.

Третье. Только Кудрину по силам завершить операцию по обналичиванию власти, завершающая стадия которой, как будет показано ниже, в самом разгаре.

В пользу версии о будущем премьерстве Кудрина говорит внезапная вспышка активности его давнего оппонента московского мэра Юрия Лужкова. Вот что он говорил 29 января этого года на X конференции Московского городского регионального отделения партии «Единая Россия»:

 

«Надо помнить, что национальный производитель долгие годы находился и продолжает находиться в условиях финансового дефицита. Между тем, финансовый блок Правительства на протяжении многих лет проводит политику стерилизации денежной массы. Об этом мы много с вами говорили, но ничего не меняется. Подобная стерилизация является, по сути, политикой запрета на переход к нормальной инвестиционной политике. Национальные резервы и ресурсы выводятся из экономики и отправляются на Запад. С такой политикой пора заканчивать! И заканчивать решительно, поскольку она не соответствует нашей перспективе».

 

Коснулся Лужков и инфляции:

 

«Вопросы о регулировании роста цен вовсе не сводятся к тому, чтобы что-то заморозить. Это дурной пример. Местный наркоз обернется новым всплеском инфляции…»), и пенсионной системы («…государство обязано выполнять свои обязательства в пенсионной сфере до тех пор, пока не будут сформированы основы для того, чтобы в обществе появился рыночный пенсионер, уровень пенсии которого соответствует рыночным условиям»), и развития реального сектора экономики («Сегодня нужно создание новых производств и модернизация старых. Очень важно учитывать пространственное размещение производств и вопросы планирования».

 

Да, не все довольны выбором «хромой утки». Однако недовольные не до конца понимают масштаб стоящих перед будущим премьером задач.

 

ЕЩЕ РАЗ ОБ ОБНАЛИЧИВАНИИ

 

Одной из главных задач будущего премьера станет доведение до логического завершения процесса обналичивания власти.

На прошлой неделе промелькнуло одно прелюбопытнейшее сообщение:

«Роснефть» попросила денег у государства, чтобы расплатиться с долгами, или, на худой конец, их рефинансировать.

Механизм, предложенный «Роснефтью», прост до предела. Государство должно или выкупить облигации компании, или взять на себя ее кредитные обязательства перед российскими банками. Напомним, что в 2007 году совокупный долг «Роснефти» составлял $27 млрд., к середине марта она должна погасить часть обязательств на $5 млрд., кроме того, в прошлом году компания была внесена в перечень стратегических предприятий, что означает, в том числе ответственность государства по ее долгам.

Видимо, получить искомые $5 млрд. или хотя бы рефинансировать задолженность «Роснефть» по известным причинам не сможет. Так что, скорее всего государство пойдет компании навстречу.

Как только это знаковое событие произойдет, в открытую дверь вломятся «Газпром», ВТБ и другие банковские и нефинансовые корпорации с государственным участием, суммарно задолжавшие Западу $132,7 млрд.

После перевода долговых обязательств на баланс государства топ-менеджмент корпораций спокойно отойдет от дел и формально останется чист и перед законом, и перед западными (да и российскими) кредиторами.

Любопытно сравнить: четверть века назад в Мексике американцы, спасая страну от банкротства и собственные активы от потери, переводили корпоративные обязательства на государство чуть ли не насильно, параллельно лоббируя предоставление мексиканскому правительству кредитов от МВФ и Всемирного банка (за несколько лет государственный внешний долг Мексики вырос почти в три раза). У нас собственная гордость — мы сделаем это добровольно, без внешнего принуждения.

А там и до аннексии российских активов недалеко.

 

АПН, 4.02.08

 

Правдивые ужасы нашего городка

Дело идёт к банковским забастовкам?

 

Прошедшая неделя была богата на события, так или иначе укладывающиеся в канву слухов и сплетен, препарированных в предыдущих выпусках «Ужасов».

Получили свое развитие версии грядущих изменений в государственном управлении экономикой, появились новые факты, подтверждающие обоснованность беспокойства за будущее здоровье российского экономического организма. Для нас, как известно, главное — стабильность, статика. То, что в экономике статики не бывает, даже одинаковая цена у несвязанных экономических агентов имеет разную структуру, нашим официальным экономистам вероятно неведомо.

С цен и начнем.

 

ИНФЛЯЦИЯ

 

Агония государственного ценового регулирования, продленная до 1 мая, ознаменовалась вполне ожидаемыми метастазами.

В предыдущих «Ужасах» весьма подробно рассматривалась ситуация на мировых зерновых рынках, в частности, говорилось, что за 2007 год цены на зерно выросли больше чем в два раза и в обозримой перспективе потолок роста пока не просматривается.

Не будем по новой рассматривать факторы, работающие на повышение цен, напомним лишь, что экспортная пошлина, введенная в России в размере €105 за тонну, уже сейчас оказывается недостаточной, поскольку на начало февраля майские контракты на поставку пшеницы продавались в США в среднем по €309 за тонну, а в России зерно стоило около €190 за тонну. Самое интересное — так называемые заградительные пошлины на экспорт зерна действуют до 1 мая, то есть введены они были не для реального наполнения российского хлебного рынка, а для распыления популистской риторики, основное предназначение которой заключается в ограничении потребительского зрения избирателей.

То, что происходит на российском рынке зерна, доказывает, что вертикаль власти в рыночных условиях, где главное — прибыль, не работает. Удивительное дело: на прошлой неделе не где-нибудь, а в самом рупоре официоза «Российской газете» вышла занятная статья с веселым названием «Укус хлеба», по прочтении которой можно констатировать следующее.

Во-первых, производители зерна всеми правдами и неправдами придерживают товар до 1 мая (даты отмены высоких экспортных пошлин). Так, в московском регионе, где по данным Росстата, запасы зерна и так снизились по сравнению с 2007 годом на четверть, две трети пшеницы находятся на складах производителей.

Во-вторых, в себестоимости тонны муки затраты на пшеницу уже составляют 85-87%, и чтобы сохранить цены на хлеб на «замороженном» уровне, пекари вынуждены либо уменьшать вес хлебобулочных изделий, либо снижать качество продукции. А ведь есть еще возросшие транспортные затраты и расходы на электроэнергию.

В-третьих, ситуация с заморозкой постепенно приобретает черты абсурда. Как по-другому рассматривать депутатские предложения компенсировать рост цен на хлеб малоимущим слоям населения деньгами или продовольственными талонами?

Вывод напрашивается простой. В России как действовала аграрно-чиновничья корпорация, основной целью которой является получение доходов от экспорта продовольствия, так она и продолжает успешно функционировать. И никакие фразы о социальной справедливости, благополучии людей, интересах России, коими было обильно сдобрено отчетное выступление «хромой утки», аграрным коррупционерам не указ. Снег растает — подойдет дембель. На что им, спрашивается, жить? К тому же тюремный кошт нынешним минсельхозовским чиновниками, судя по всему, не грозит.

Пару слов о качестве зарубежных рекомендаций по снижению инфляции.

На неделе инвестиционная компания «Merrill Lynch» решила преподать урок экономической грамотности, одновременно озвучив тайные геополитические и внешнеэкономические устремления западного мира. Так называемые «экономисты» из этой компании предупредили российские власти о том, что выполнить правительственный план по инфляции (8,5%) можно только при условии укрепления российской валюты до 22 рублей за доллар в 2008 году и до 20 рублей за доллар в году следующем. Ребята даже план-график укрепления набросали: снижение курса доллара до 22,85 рублей во втором квартале и до 22,75 рублей — в четвертом квартале 2008 года. В начале 2009 года курс доллара должен быть снижен до 22,0 рублей, а в четвертом квартале того же года — до 20,0 рублей.

«Экономисты» в «Merrill Lynch» знатные, считать умеют. Надежда у ребят на то, что российские монетарные лохи прислушаются к рекомендациям «уважаемой» организации (уже потерявшей на кризисе не один десяток миллиардов долларов) и со свойственной лузерам энергией примутся укреплять рубль, ставя крест на конкурентоспособности российских предприятий (за прошедшие семь лет укрепление рубля удвоило долларовые издержки российских предприятий), планах по исполнению доходной части бюджета и реализации государственных социальных программ. Зато «Merrill Lynch» сможет влить на российский фондовый рынок имеющиеся немалые средства, а суммарные активы, находящиеся в ее управлении, оцениваются в $2 трлн., и за пару лет отбить убытки.

А как вам пассаж о фундаментальных причинах российской инфляции, которыми, по мнению «Merrill Lynch», стали «мягкая бюджетная политика, наращивание непроцентных расходов и рост денежной массы в 2007 году в среднем на 50%»? Мы ж болезные и не догадывались об этом. Кстати, «экономисты» могли бы зайти на сайт ЦБ и узнать, что рост денежной массы за прошлый год составил не «в среднем на 50%» (кто-нибудь может объяснить, что такое «в среднем на 50%»?), а 47,5%. Кроме того, новоявленным экономическим гуру следовало бы учесть, что значительный вклад в прошлогоднюю инфляцию внесло растущее в цене продовольствие. Что же касается «ускоренного роста тарифов естественных монополий», также отмеченного в «рекомендациях», то они, как мы выяснили в прошлых «Ужасах», в России при определении инфляции не учитываются.

Интересно, где «Merrill Lynch» находит таких «специалистов».

Если вновь обратиться к первоисточнику, то бросается в глаза прогнозирование до десятых долей процента роста ВВП в США (0,8%), ЕС (2,1%), Китая (10,9%) и Индии (8,8%) на 2008 год, сделанное иностранными менеджерами (оставим точность прогноза на их совести), и попадание пальцем в небо, исполненное российскими прогнозистами.

Наши «спецы», работающие на «Merrill Lynch» полагают, что для России «мировой кризис будет стоить от 1 до 3 процентных пунктов роста экономики, при этом базовый прогноз предполагает рост ВВП в 2008 году на уровне 7%» (!). Каков разброс прогнозирования — от 1 до 3% при однозначной цифре роста! Причем, основой для столь «качественного» прогноза являются «провидчески» предсказанные цены на нефть в 2008 году: $82 за баррель марки Brent и $79 за баррель российской марки Urals.

Хоть бы Самуэльсона вспомнили (если, конечно, знают кто это такой) с его бессмертным «Предсказывайте все что угодно, только нецены».

 

И СНОВА ЛИКВИДНОСТЬ

 

Что у нас за страна такая — то, что всем было ясно еще осенью прошлого года (имеется ввиду кризис банковской ликвидности, порожденный мировым финансовым кризисом, дно у которого по-прежнему не прощупывается), для российских «ответственных товарищей» становится реальностью лишь полгода спустя?

Развитый экономический мир, имеющий не в пример больше рычагов воздействия на текущую кризисную ситуацию, уже который месяц предпринимает разные по степени эффективности действия, а в России даже предпенсионный премьер до сих пор не вполне адекватно воспринимает глубину банковских проблем.

Впрочем, спокойствие Зубкова понять можно: по официальным данным в марте банкам и предприятиям нужно выплатить по внешним займам $20 млрд. (около 500 млрд. рублей), а в апреле уплатить в бюджет еще 400 млрд. рублей. Такие деньги найдутся и в ЦБ, и в самих банковских и нефинансовых структурах. А дальше — смена правительства, почетная должность в «Газпроме» и спокойная обеспеченная старость. Придут более молодые и амбициозные, им и карты в руки.

Зубков — старый аппаратчик еще советско-совхозной закваски. Объявил зампред ЦБ Улюкаев о переходе приоритетов Центробанка от инфляции к поддержанию банковской ликвидности — вот пусть и поддерживает. В крайнем случае, правительство согласится разместить в банковском секторе часть средств Пенсионного фонда России (деньги из которого выплачиваются пенсионерам и льготникам «с колес»), пенсионных накоплений во Внешэкономбанке (выдадут немного и не менее, чем под 7-8% годовых), да, возможно, Фонда национального благосостояния (порядок размещения средств которого должен быть разработан до 1 октября 2008 года).

Нетрудно увидеть, что больших длинных денег из этих источников банки не дождутся. Все, на что могут рассчитывать банкиры — средства институтов развития, например, Роснанотеха или ЖКХ, в размере не более 350-370 млрд. рублей. Но эта манна внебюджетная ниспадет только на 30 ведущих банков, на которые, впрочем, приходится три четверти всех внешних заимствований. Что будет с остальными кредитными организациями — не сообщается.

Кстати, интересно, кто придумал версию, что против выделения средств из Фонда национального благосостояния выступает Набиуллина? Как она может быть против, если порядок размещения средств должен появиться только к 1 октября этого года, да к тому же из ведомства Кудрина?

Как тут не вспомнить про «островок стабильности», которым, по видению Алексея Кудрина, является Россия… Пока же иностранные инвесторы в это не верят, а потому ударными темпами выводят свои капиталы из страны (за январь утекло $9 млрд.). Похоже, просветление иностранцев остается одним из немногих средств, способных избежать бюджетных вливаний в частные финансовые структуры. К тому же, как показывает предшествующий опыт, нынешняя власть частникам не очень-то доверяет.

Наши банкиры могли бы вести себя и поприличнее.

Как еще рассудить озвученное на прошлой неделе «откровение« региональных банкиров, что около 80% всех денег, приходящих из-за рубежа, на самом деле никакие не инвестиции, а обычные кредиты, причем, в последние два года за рубежом занято ровно столько, сколько отправлено за границу в виде международных резервов?

Население — тоже ненадежный источник средств. Из 5 трлн. рублей (около $220 млрд.) депозитов физических лиц большинство — «до востребования», и при первых признаках реального кризиса банковского сектора может быть изъято.

К сожалению, Ассоциация региональных банков, младшая сестра Ассоциации российских банков, качеством познаний в экономической теории и нормативно-правовой базе функционирования российской бюджетной системы не отличается.

Начнем с того, что кредиты — тоже инвестиции. Далее, беря пример со старшей сестры, региональная Ассоциация призывает правительство подкрепить банковскую систему деньгами Фондов развития и национального благосостояния. Наконец, высказывает сестрица и оригинальные идеи, навроде внедрения расчетов между ЦБ и Минфином, то есть двумя российскими структурами (обязанными по законодательству взаимодействовать только в рублях), в иностранной валюте, дабы «избежать давления на валютный рынок».

Какие предложения поступят через пару месяцев, когда начнутся выплаты по внешним займам и перечисление НДС в бюджет — и представить страшно. Как бы до банковских забастовок и демонстраций дело не дошло.

 

КУДРИН

 

Тем временем государственная карьера Алексея Кудрина, в «Свежих ужасах» представленного в качестве возможного премьера при президенте Медведеве, идет своим чередом.

На неделе появились сообщения о вероятной ликвидации Минэкономразвития с созданием нового Федерального агентства по внешней торговле и передачей остального наследства Минфину. Поговаривают даже, что после отставки Фрадкова был подготовлен президентский Указ о слиянии двух министерств, но его подписание тогда отложили.

Слухи моментально обросли подробностями будущих судеб ответственных чиновников МЭРТа (кто — в Сбербанк, кто — в «Тройку Диалог», кто — в Центр стратегических разработок, а кто и в Минрегионразвития вместе с Инвестиционным фондом), правда, сами объекты пересудов все решительно отрицали.

Что же до «председателя ликвидационной комиссии» г-жи Набиуллиной, то она после завершения ответственного поручения в мае этого года может вернуться в Совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (неизвестно, сколько данный Совет просуществует — решение о трансформации национальных проектов в федеральные целевые программы уже принято).

Впрочем, отправлять лучшую аспирантку г-на Ясина в небытие преждевременно: достаточно вспомнить фамилию и ближайшие перспективы чиновника, осуществлявшего общее руководство всеми национальными проектами.

Разговоры о ликвидации МЭРТа совершенно неожиданно заставили вспомнить об одном весьма влиятельном персонаже — руководителе ВТБ Андрее Костине.

В сентябре прошлого года г-н Костин, много сделавший для воплощения многих кремлевских финансовых проектов, и имеющий в штате подотчетного банка немало отпрысков нынешних вершителей российских судеб, рассматривался как возможный и очень вероятный кандидат на пост руководителя Министерства. Но назначение тогда не состоялось. Ответ на вопрос «почему», возможно, кроется в личности председателя Наблюдательного Совета ВТБ. А это никто иной, как все тот же Кудрин. Он, видимо, и отсоветовал Костину бороться за пост главного министерского «ликвидатора».

Есть еще одна занятная деталь из общественной жизни Костина. Несколько дней назад прошла информация, что председателя ВТБ включили в список будущих членов Совета директоров «ЛУКОЙЛА», притом, что Костин уже занимает аналогичную должность в «Роснефти». Аналитики объясняли этот шаг Алекперова и К необходимостью иметь в Совете директоров государственного чиновника, хотя более понятной версией могла бы стать возможность краткосрочно перехватить у «денежного мешка» недостающие оборотные средства. Если же посмотреть более широко, то Костина могли рекомендовать либо с учетом его карьерного роста, либо уповая на перспективы председателя Наблюдательного Совета банка, который Костин возглавляет.

К слову, Алексей Кудрин — человек не только амбициозный, но и для членов своей организации весьма и весьма надежный.

Сделать такой вывод позволила одна интересная деталь из его биографии. Как известно, Кудрин, благодаря протекции Чубайса, перебрался в Москву раньше Путина. Когда же на перрон Ленинградского вокзала столицы ступила нога будущего президента России, вопрос о временном крове решился быстро — Путин остановился у своего сослуживца по питерской мэрии Алексея Кудрина. Правда это или нет — знают немногие, но публичное общение двух коллег на «ты» свидетельствует в пользу того, что так оно и было.

За плечами у этих людей многое, и если уж Путин не пойдет на премьерство, вопросов о кандидате на вакантный пост не возникнет.

На прошлой неделе случилась весьма примечательная сатисфакция за критику в адрес Кудрина со стороны его давнего антагониста московского мэра Лужкова. В «Независимой газете» вышла большая статья, посвященная временным перспективам назначения нового столичного градоначальника и персоналиям, которым может быть поручено управление Москвой. Назывались Сергей Нарышкин, Владимир Кожин, Сергей Собянин и даже Игорь Шувалов. Самому же Лужкову в качестве утешительной должности прочат пост президента Торгово-промышленной палаты России.

Лужков, конечно, хорохорится, заявляя, что в отставку его отправляют регулярно с 1986 года, то есть с тех пор, когда он пришел в руководящие органы столицы. Но одно дело, когда тебе нет и пятидесяти, и совсем другое — когда пошел восьмой десяток. Наверно, в таком возрасте бояться уже нечего.

 

ОБНАЛ ВЛАСТИ

 

Между тем история с «делегированием» государству финансовой ответственности корпорациями с государственным участием благополучно развивается.

Так, «Роснефть», застрельщик процесса, «договорилась« с правительством о реструктуризации на пять лет $1,3 млрд. долга, доставшегося от поглощения ЮКОСа, а также о зачете $1,112 млрд. невозвращенного из бюджета НДС. Если же компания погасит задолженность досрочно (задолженность в рублях), то правительство обязуется не требовать с компании около 20 млрд. рублей пеней и штрафов, набежавших за «Юганскнефтегаз». Что же до НДС, то он, скорее всего, будет зачтен в счет налоговых платежей.

Почти половину средств, необходимых для мартовского погашения $5 млрд. внешних заимствований компания нашла. Оставшуюся часть «Роснефть» рассчитывает «стрельнуть» у западных банков в феврале. Заметим, что шансы на получение нового кредита после реструктуризации задолженности существенно возросли.

Как и предполагалось, пример «Роснефти» оказался заразительным — или, как говаривал другой известный ликвидатор, «процесс пошел».

Следующим желающим получить от государства финансовую поддержку, а по сути — возместить часть затрат на поглощение, стала госкорпорация «Ростехнологии». Нет, речь идет не о возмещении $700 млн., потраченных на установление контроля над «АвтоВАЗом», а «всего лишь» о $500 млн., вбуханных в покупку 66% акций титанового монстра ОАО «ВСМПО-Ависма». Судя по путинской резолюции, просьба будет решена положительно. Возможно, государство не выплатит деньги напрямую, но возьмет на себя обязательства «Ростехнологий» перед ВТБ (!) и Сбербанком, прокредитовавшими сделку. Не исключено, что вариант с государственным финансированием будет схожим со схемой возврата НДС «Роснефти» через зачеты этим банкам налоговых платежей. А может, финансовые гении из правительства предложат иной план победы над Россией.

 

ИНОЕ

 

На неделе произошел ряд других событий, последствия которых пока неясны, но проявятся обязательно.

Прежде всего — это вступление Украины в ВТО с ожидаемым российскими властями выдвижением требований отмены квот на поставки в Россию украинских труб, сахара, спирта, но главное — ратификации Россией договора о свободной торговле от 1993 года.

Мы, конечно, довольно быстро озвучили «наш ответ Чемберлену», пересчитав задолженность за газ и пригрозив отключить поставки аккурат к визиту Виктора Ющенко в Москву 12 февраля. Но поскольку и Украина, и ЕС все эти выкрутасы уже проходили, ответ поступил довольно быстро. Киев заявил, что, обладая монопольным правом на транзит российского газа в Европу и оставив открытым вопрос о плате за эту услугу, намерен повесить долги на российско-украинский оффшор, прописанный в швейцарском кантоне Цуг, Rosukrenergo. В свою очередь, Брюссель выразил надежду, что «развитие этой дискуссии неповлияет на поставки газа в ЕС». И вообще, мол, хватит русским махать газовой дубиной.

Жаль, что в российском руководстве никак не выучат старую поговорку (выразимся политкорректно): там, где украинец прошел, даже еврею делать нечего, что уж говорить о русских.

Неделя ознаменовалась массовым выдвижением кандидатов от государства в члены советов директоров крупнейших госкомпаний. Ничего нового не произошло — как минимум еще год государство будут представлять все те же лица. Однако, как показывает опыт с отставкой правительства Касьянова и последующим увольнением многих чиновников с госслужбы, поменять представителей государства несложно, достаточно созвать внеочередное собрание акционеров.

Еще одно событие, которое нужно обязательно отметить — возвращение в повестку дня зурабовского плана реформирования системы обязательного медицинского страхования.

Законопроект об обязательном медицинском страховании был внесен в Госдуму еще 7 декабря 2004 года и с тех пор лежит там без движения, а мы продолжаем жить по закону о медицинском страховании, принятому еще в 1991 году. И вот в начале февраля Дмитрий Медведев неожиданно заявил, что нужно обеспечить свободное хождение медицинских полисов, чтобы «каждый пациент

мог выбирать врача и медицинское учреждение, в которое он предпочитает обратиться».

За этим заявлением должна последовать декларация о переводе страховых взносов на медицину из территориальных Фондов обязательного медицинского страхования непосредственно к страховщикам, обеспечивающим на основе госстандартов оплату медицинских услуг, получаемых пациентами, а там и до комбинированных полисов, совмещающих обязательное и добровольное медицинское страхование, недалеко.

Может, хоть здесь что-нибудь наладится?

 

АПН, 11.02.08



[1] Заголовок дан редакцией «Золотого льва».


Реклама:
-