Журнал «Золотой Лев» № 142-143 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

А. Рощин

 

Судьбоносный выбор: Чванов или Касилов?

 

В самом разгаре избирательная кампания по выборам депутатов Муниципальных Собраний г. Москвы. «Разгар», конечно, весьма специфический – все события этой кампании уже прошли, причем прошли «под ковром». Пожалуй, это едва ли не самые незаметные выборы в новейшей истории Москвы. Тем не менее, для внимательного глаза эти выборы весьма показательны. Они демонстрируют, до каких глубин опустилась избирательная система в современной России. А она все ближе к своему тайному идеалу – системе «выборов» в СССР.

Скажем, на сегодня не редкость, когда в некоторых избирательных округах по выборам районных депутатов зарегистрировано 5 кандидатов на 4 мандата. Что это означает? Это означает, что если, скажем, прихотью избиркома в этих округах будут выставлены кандидатуры Гасана Гасанова, Мамеда Мамедова и Бориса Моисеева – то двое из них НЕИЗБЕЖНО получат мандат «народного избранника», причем даже в том случае, если они в принципе не станут вести избирательную кампанию. Со всеми «вытекающими»: уважаемый Гасан сможет при всяком удобном и неудобном случае заявлять «Меня избрали москвичи!», «За мной – тридцать тысяч моих избирателей!» и т.п.

Во мне тут, конечно, говорит профессиональная зависть политтехнолога. Едва ли в Москве найдется политконсультант в здравом уме, который взялся бы «провести» на выборах в любой московский орган власти человека с именем Гасан Гасанов или с ориентацией Бориса Моисеева. А вот московские власти решили проблему без ненужного теперь – во всех смыслах – «пиара». Простым манием чиновной руки «избран» может быть кто угодно – причем с соблюдением процедуры, «все по закону», комар носа не подточит…

Да что там! Представим, что в том же округе на те же 4 мандата были бы – по чьей-то оплошности - зарегистрированы Шамиль Басаев, маньяк Пичушкин, удачно избежавший наказания за наезд на старушку сын Сергея Иванова и еще два человека. Как бы люди ни возмущались, какое бы «общественное мнение» ни создавали – все равно никаких ЛЕГАЛЬНЫХ механизмов «прокатить» на этих «выборах» всех трех найти бы не удалось. Двое из трех обязательно были бы избраны!

Вы спросите – как же так происходит? Все очень просто: нижний порог явки отменен, вариант «против всех» тоже отменен. Разыгрывается 4 мандата. Значит, кто-то окажется «пятым лишним», а остальные четверо мандаты получат! Пусть даже у того же Пичушкина будет только один (его собственный) голос. На «больших» выборах идут дебаты, и там «прожженный политик» Жириновский цинично орет: «у 108 миллионов россиян должно быть право выбора!» Другой - нынешний Президент РФ - столь же цинично, не моргнув глазом, заявляет в своем недавнем выступлении перед Госсоветом: "Сейчас можно твердо сказать, что с политическим бесправием народа покончено".

Однако теперь мы на своей шкуре чувствуем, что, оказывается, «право выбора» - это не только возможность беспрепятственного голосования, и даже не только гарантия честного подсчета голосов. «Право выбора» - это и возможность собственно выбора из достаточно ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО набора альтернатив. Отсутствие же самой возможности РЕАЛЬНОГО выбора – что это, как не политическое бесправие?

Корни такого положения дел, очевидно, в коренном дефекте всей избирательной системы РФ. Несмотря на торжественно провозглашенный принцип в Конституции, что «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», на деле избирательное законодательство РФ молчаливо подразумевает, что за волеизъявлением народа надо хорошенько приглядывать. Своего рода принцип патернализма власти по отношению к народу: народ, мол, несмышленый, глупый еще – того и гляди изберет себе кого-то не того.

Для «пригляда» за «порядком волеизъявления» создан специальный орган – избирательная комиссия. Некоторые на полном серьезе уже называют «вертикаль ЦИКа» чуть ли не «четвертой ветвью власти» в РФ. Изначально предполагалось, что за избиркомами должны быть чисто технические функции: собирать заявки на участие в выборах от кандидатов, оформлять документацию, собирать бюллетени, потом их пересчитывать, подбивать итоги… Но «по ходу» избиркомы стали «нагружать» многочисленными КОНТРОЛЬНЫМИ функциями по отношению к выборам. Их становилось все больше и больше, и в конце концов мы пришли к нынешнему состоянию дел – когда избирательная комиссия фактически сама, еще до всякого волеизъявления избирателей, решает – какому кандидату можно избираться, а какому нельзя.

Взять те же московские районные выборы. Почему, собственно, там мало кандидатов – всего 5 на 4 «вакансии»? Потому что выборы никому не нужны? Как бы не так! Кандидатов так мало потому, что всех прочих комиссия «отсеяла» еще на стадии подачи документов, то есть вообще не дала возможности даже начать избирательную кампанию: им просто отказали в регистрации в качестве кандидатов. По тому округу, о котором я говорю, «отсеяли» 8 кандидатов. То есть должно было быть 13 человек на 4 места. Причина отказа в регистрации, как правило, стандартна – «неправильно оформлены документы». Это формальная причина – реальная звучит иначе: «кандидаты не представляют «Единую Россию».

Избиркомы в России формируются фактически исполнительной властью. Еще один нонсенс избирательной системы РФ: выборы – это по определению угроза для действующих чиновников, по их итогам чиновников могут или сместить, или беспристрастно проверить. Так разве допустят чиновники своих реальных критиков даже не столько до власти, сколько до выборов, если им дать возможность «не пущать»?!

Они и не пущают.

Изначально в избирательный механизм РФ были, по крайней мере, встроены "системы спуска перегретого пара", сдерживающие возможный произвол избиркомов и дающие возможность гражданам НЕПОСРЕДСТВЕННО выражать свой протест против лишения их РЕАЛЬНОГО выбора излишне ретивыми чиновниками. Это был вариант голосования «против всех» и «нижний порог явки». Чиновники наши ВСЕГДА жаждали зарегулировать выборы до полной бессмысленности – но опаска «а вдруг выборы сорвутся?» все-таки служила сдерживающим фактором.

ОБА предохранительных механизма усилиями «Единой России»[1] нынче демонтированы, и теперь выборы, какими бы пародийными по составу участников они ни были, не могут быть сорванными В ПРИНЦИПЕ. Если бы – шутки ради! – «Единая Россия» выставила бы на текущие президентские выборы пару - Сергея Чванова и Игоря Касилова, а всех прочих сняла бы через верного Чурова… Вы думаете, это невозможно? Это при желании элементарно! Зюганова сняли бы за «неверное оформление декларации» или что-то подобное, Жириновского и снимать не надо – надо только выделить энную сумму «на партийные нужды» - и он снимется сам. Про Богданова позвольте промолчать.

И вся страна выбирала бы из двух, не имея никакой возможности что-то изменить, ЗНАЯ, что кто-то из двоих второго марта станет-таки Президентом…

Для тех, кто не в курсе: Сергей Чванов и Игорь Касилов – это имена юмористов, изображающих на сцене популярный дуэт «Новые русские бабки».

 

Политком.ру, 15.02.2008



[1] Ну какая там «Единая Россия», если вся власть в РФ давно уже узурпирована одним человеком и «его командой».


Реклама:
-