Журнал «Золотой Лев» № 144-145 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

А.В. Смирнов

 

Экономическое чудо в Южной Корее: уроки для России

 

Феномен восточно-азиатского капитализма (или стран НИС – новые индустриальные страны) представляет собой особо интересное явление. Этим государствам, а именно: Японии, азиатским «тиграм», в т.ч. Южной Корее, а теперь уже и Китаю удалось сравнительно за короткие промежутки времени добиться впечатляющих экономических успехов и войти в элиту мировой экономики. И путь Южной Кореи является одним из наиболее подходящих  для использования в России.

Лидерство Японии, давшей модели экспортно-ориентированной экономики путёвку в жизнь в значительной степени осталось позади. Страна «восходящего солнца», пережив глубокий финансовый кризис 90-х годов выбиралась из него очень долго. Модель Китая, хотя и основана на постоянном инновационном росте и промышленной революции, имеет много издержек, вряд ли приемлемых для России. Это низкая стоимость доступной и массовой рабочей силы, ее высокая эксплуатация, низкая степень социальных гарантий (система пенсионного обеспечения не распространяется на основную часть населения – крестьянство), отсутствие политических реформ, устаревшая идеологическая платформа, высочайшие экологические издержки.

Менее чем за 40 лет, с начала 60-х годов страна совершила беспрецедентный прорыв от одной из самых отсталых аграрных стран до высших орбит мировой экономики. Южная Корея стала одним из мировых лидеров в области автомобильной, судостроительной, сталелитейной промышленности, производстве бытовой техники и электроники. Страна смогла практически с нуля построить всемирно известные «чеболи», такие как Samsung, LG и Hyundai, чуть позже подойдя к активному развитию среднего и мелкого бизнеса. По итогам за 2006 г. ВВП по паритету покупательной способности Южной Кореи составляет около 1180 млрд. долл (11 место в мире), темпы роста экономики - 4,8%, инфляция – 2,2%. По ВВП на душу населения  страна занимает 46 место с почетным показателем  24200 долл на человека. Для сравнения в РФ этот показатель почти меньше почти в два раза 12100 долл. (81 место), а в Китае - почти в три раза - 7600 долл. на человека.

Южная Корея благополучно прошла стадию режима Пак Чжон Хи, безусловно инновационного, но все же диктаторского, и смогла перейти к достаточно развитой демократии и современной рыночной идеологии. Что особенно важно, страна смогла в кратчайшие смогла преодолеть тяжелейшие последствия финансового кризиса 1997-1998 гг., и подтвердить конкурентоспособность своей экономики.

Пак Чжон Хи – «отец» южнокорейских реформ. Генерал Пак Чжон Хи [1] был для жителей южной Кореи безусловным «отцом» нового лица страны, тем человеком, который смог сформировать и реализовать цели государственной политики, реализация которых оказалась на редкость успешной. Начинал он сельским учителем. Затем попал в армию, где сделал карьеру, дослужившись до генерала. В молодости у него был период увлечения коммунистическими идеями. Лидер Южной Кореи был широко известен своим аскетизмом и скромностью. После разделения страны на Юную и Северную часть основная часть промышленных активов осталась на Севере. Юг был самым отсталым и бедным. Уровень жизни в стране был крайне низким, обычный риск считался деликатесом. Тем не менее, Южная Корея увеличила свой ВВП за период с 1962 г. по 1989 г. (менее чем за 30 лет) с 2,3 до 205 млрд. долл, среднегодовой доход населения – с 87 долл до 4830 долл, экономика росла со средними темпами около 8% [2].

После проведения «демократических реформ» в конце 50-х годов политическое и экономическое положение в стране было не определенным. Пак пришел к власти в результате «мирного» военного переворота в мае 1961 г. под лозунгом «наведения порядка». В стране развернулась борьба с коррупцией, в госаппрате проведена масштабная чистка, был восстановлен общественный порядок. Однако первоначальный период реформ был не совсем удачным и в 1963 г. Пак даже собирался уйти в отставку, передав власть гражданским, однако затем передумал. В том же 1963 г. он официально победил на президентских выборах и легализовал свою власть. Узнав про успехи Северной Кореи, порожденными первыми успешными шагами «мобилизационной» плановой экономики, Пак сказал мы сделаем то же самое, только быстрее. Основными идеями реформ было создание экспортно-ориентированной экономики на японский манер, образование крупных компаний с мировым уровнем конкурентоспособности. Заслуга Пака была в том, что он не чурался методов мобилизационной экономики и смог их блестяще реализовать в процессе развития рынка. В стране, как и в СССР существовали пятилетние планы развития, нами в настоящий момент почему-то незаслуженно забытые.

Взлет «чеболей». Так называемые «чеболи» – мощные многопрофильные экcпорто-ориентированные холдинги строились на манер японских «дзайбатсу». В условиях ограниченности ресурсов экономики, дефицита времени единственным выходом было сконцентрировать все ресурсы развития  для создания крупных монополий, обладающих повышенным уровнем конкурентоспособности за счет избранности своего положения и помощи от государства. Однако существенным отличием от японских компаний было отсутствие финансовой самостоятельности и полная зависимость от государства – у чеболей не было своих банков. Их финансирование осуществлялось через государственные банки в обмен на точное следование правительственным планам по развитию тех или иных производств.

У Пака не было возможности что-либо приватизировать, никаких стоящих активов в наследство ему не досталось, поэтому пришлось создавать все заново. При этом талант Пака был огромен – среди своего окружения он смог найти и выделить наиболее талантливых людей, практически не имевших такого бизнес опыта, какой имеют сейчас многие крупнейшие российские бизнесмены и эти кадры действительно решили все, они не подвели своего Президента. Развитие экономики началось с развития легкой промышленности, продукция которой успешно продавалась на экспорт, требовавшей трудоемкого, но низко квалифицированного труда. Затем предпринимательский опыт полученный в этой области в 70-х годах был применен при формировании тяжелой промышленности, а также высокотехнологических областях электроники и бытовой техники.

Интересный пример о становлении чеболей приводит профессор А.С. Селищев [2]: «Пак вызвал на ковер всех ведущих бизнесменов страны… и начал постановку … задачи. В качестве таковой объявлялось создание высокоэффективной экономики, способной конкурировать с Японией и прочими экономическими монстрами… Цой, ты каким бизнесом занимаешься? – Производство риса и игорный бизнес. – Будешь строить суда! Надо утереть нос британцам и норвежцам! - Но я не могу! … - Я тебе помогу. Государство тебе поможет. Будет трудно поначалу. Но мы победим. Главное – помоги стать Корее могущественной державой, и мы тебя озолотим. Откажешься – обижусь. Понял?! … Ким будет производить телевизоры и магнитофоны… Чо – автомобили…».

Краткая история основных чеболей. Hyundai. Известно, что основатель компании Hyundai Чжон Джу Ен начинал в 1948 г. с небольшой авторемонтной мастерской [4]. Hyundai начала работу с получения строительных заказов, затем во время войны во Вьетнаме выполнила заказ на строительство базы ВМС США. Следжующим этапом было получение заказа на строительство порта Дубай в Саудовской Аравии. Затем интересы группы перешли в сферу производства автомобилей, судов, электроники, полупроводниковой техники.

Показательно развитие судостроительной отрасли, также отработанной на базе Hyundai – менее чем за 10 лет (!!) ставшей одной из лидирующих в мире. Еще в конце 60-х годов около половины всех произведенных в Ю.Корее судов были рыбацкими судами с деревянными (!) корпусами. В 1973 году стали работать первые верфи концерна Hyundai, а в середине 80-х годов Ю.Корея занимала уже второе место по тоннажу производимых судов в мире. В 2000 году в стране было произведено около 35% мирового тоннажа грузовых судов.

Samsung. Основатель компании Samsung Ли Бен Чуль [4] начинал свою бизнес-карьеру с небольшой фабрике по очистке риса в 1935 г. Основной ассортимент компании включает аудио и видео технику, фотоаппараты, компьютеры, полупроводниковая техника. В 1990 г. фирма стала одной из ведущих компаний в мировой электронной промышленности, крупнейшим производителем цветных кинескопов для телевизоров. Компания работает также в сфере машинного оборудования (электростанции, переработка отходов, обработка материалов), производство аэрокосмической техники, судов, нефтехимия (полимеры, пластики, химикаты). В холдинге имеется собственная финансово-страховая группа LG. Основные сферы деятельности: электроника, сотовые телефоны, химическая продукция, машиностроение, металлургия, энергетика, текстильная промышленность.

«Падение» чеболей. Однако такая модель, связанной с монополией государства на финансирование, имела неизбежный порок - расцветавшую коррупцию, когда компании стали решать свои проблемы путем соответствующей «обработки» государственных чиновников. И если Пак в силу своей аскетичности очень четко следил за коррупцией и воровством в стране, и успешно контролировал деятельность чеболей, то при его приемниках коррупция стала стремительно разрастаться. Жертвами этих скандалов пал даже один из Президентов страны.

По мере роста влияния чеболей, приведшей к потере механизма их эффективного контроля, происходило накопление существенных ошибок в их работе. Компании сделали ряд ошибок, сделавших избыточные капиталовложения в нерентабельные проекты, происходило распыление ресурсов из-за чрезмерной диверсификации направлений деятельности чеболей, снижавшую их эффективность. Многие из них стали повторять широкую известную ошибку многих «больших» компаний, они стали думать что они «слишком большие, чтобы …» разориться (to be big to fall….). Использование взятых у государственных банков осуществлялось все менее эффективно, а долговое бремя росло все больше и больше. Так у многих компаний отношение долга к капиталу доходило до 5. В итоге такое положение вещей привело к атаке на корейский вон, закончившейся его девальвацией и развитием сильнейшего кризиса. Напомним, что многие наши крупнейшие госкомпании в настоящий момент совершают аналогичные ошибки. И закончится ли эта история счастливым концом пока не понятно.

Сельское хозяйство. В результате земельной реформы, проведенной еще в 50-х годах, помещичье землевладения были ликвидированы, а полученный земельный фонд был поделен между крестьянами. Особенность Южной Кореи заключается в том, в связи с тем, что около 2/3 территории занимает горная местность, пахотная земля является дефицитнейшим ресурсом. Настолько дефицитным, что выделение земли под пастбища является непозволительной роскошью – поэтому скотоводство в стране не развито. Средний размер корейской фермы не превышает 1,5 Га. Правительство решило поддерживать мелкого производителя по социальным причинам. С целью поддержки малых хозяйств был реализован план госзакупок урожая риса с убытком для государства - розничная цена реализации составляла около 70-80% от закупочной. Такая форма вместе и поддержанием высоких ввозных пошлин на импортное продовольствие представляла собой программу субсидирования местных производителей. Однако в дальнейшем государство под давлением «торговых» войн было вынуждено снять значительную часть таких ограничений, что вызвало рост негодования со стороны местных фермеров.

Финансовый кризис - развитие и преодоление. На начальной стадии развития в стране существовали ограничения на иностранные инвестиции [5]. Привлекать внешнее финансирование могли только банки, которые до начала 80-х годов находились в основном в собственности государства. Для иностранных инвесторов рынок стали постепенно открывать с 1992 г., при этом как ни странно было разрешено привлекать в основном краткосрочные займы, а ограничения на прямые иностранные инвестиции и долгосрочные займы сохранялись. Именно это накануне кризиса привело к достаточно рисковой структуре финансирования на фоне высокого кредитного рейтинга страны: краткосрочные займы, составляющие до 54 % пассивов размещались в долгосрочные ссуды чеболям.

«Азиатский кризис» начал свое шествие с Таиланда в июле 1997 г., когда произошло падение местной валюты – бата, затем ухудшение ситуации произошло в Малайзии. Общие показатели экономики перед кризисом были относительно благоприятными – рост ВВП в 1996 году составил – 8%, в 1997 – 5%. В стране поддерживался фиксированный валютный курс на уровне 900 вон за доллар. Предвестником кризиса было постепенное падение фондового рынка в течении 1994-1996 года на 40%. В начале 1997 года произошло два крупных банкротства - крупнейшей сталелитейной компании «Hambo Steel», а затем чуть позже – автомобильная компания Kia. Осенью «накрылось» еще несколько «чеболей». Кризис компаний за счет невозврата кредитов естественным образом перекинулся на банковский сектор, обусловив проблемы у First Korea Bank. После спекулятивной атаки на таиландский бат западные банки стали сокращать кредитные линии на страны азиатского региона и страны возникла проблема с финансированием краткосрочной задолженности, размещенной в длинные кредиты «чеболям». В то же время кредитный рейтинг страны пока не пересматривался,– AA- по квалификации SP.

До осени 1997 года многие полагали что в Корее все будет нормально, но последовавшая 17 октября девальвация тайваньского доллара, а затем падение курса акций в Гонконге заставили SP переоценить риски и понизить рейтинг до позиции A. «Испугавшись», международные банки стали закрывать кредитные линии, а инвесторы покупать валюту и выводить деньги из страны. Курс был фиксированным, поэтому валютные резервы стремительно падали, снизившись в течение сентября – ноября с 30 до 10 млрд.долл. В ноябре Ю.Корея была вынуждена обратиться за помощью в МВФ. МВФ предоставило 21 млрд. долл. (общий объем иностранной помощи составил около 50 млрд.долл., в т.ч. кредиты МБРР – 10 млрд. долл.) под программу санации экономики, включавшую себя стандартный пакет: проведение либеральных экономических преобразований, жесткой монетарной политики, подавление инфляции, повышение курса вона. В декабре 1997 г. в страны прошли выборы и к власти пришел Ким Де Джун, очень много сделавший для повышения эффективности корейской экономики, которому пришло принять руководство страной в самой сложной ситуации.

В результате кризиса произошел рост процентных ставок с 15 до 35% годовых. Началось банкротство мелких компаний. Однако курс валюты продолжил падение до 2000 вон за доллар, а резервы упали до 4 млрд. долл. Руководство страны призвало к помощи население, призвав его продавать золото для пополнения резервов. Таким образом было собрано около 227 тонн золота на общую сумму 2,2 млрд. долл. Южная Корея сумела вполне благоприятно использовать рецепты МВФ. В результате реформ была проведена реструктуризация финансового сектора, улучшение качества управления корпоративным сектором, повысилась прозрачность компаний. В результате антикризисных мер, притока иностранных инвестиций и сокращения импорта уже к марту 1998 г. резервы выросли до 24 млрд. долл., ставки опустились. С конца 1998 г. экономика восстановила докризисные темпы роста.

Прошедший кризис имел вполне «очищающее» значение. В результате принятых мер изменилась структура самих чеболей, их структура была реорганизована, «лишние» активы были переданы тем чеболям, где их использование было бы более эффективно исходя из их рыночного профиля. Увеличился уровень контроля за чеболями, повысился их уровень менеджмента, прозрачности. Повысилась эффективность банковской системы. В результате ее приватизации включились рыночные механизмы предоставления ресурсов, при котором все неэффективные предприятия оказались изолированы от получения ресурсов.

Развитие малого и среднего бизнеса. В течение 60-80-х годов экономика Южной Кореи весьма успешно развивалась на базе модели высокомонополизированной экономики, в которой на долю чеболей в до конца 90-х годов приходилось до 53% ВВП страны. Чеболи получали буквально все ресурсы, банковские кредиты, гарантии. При этом малый и средний бизнес в стране чувствовал себя на обочине экономики.

После кризиса более рыночное мышление нового руководства страны помогли улучшить позиции среднего бизнеса. Мелкому бизнесу были облегчены условия долгового бремени путем реструктуризации и частичного списания. Банки, ставшие в значительной степени частными, и на печальном опыте познавшие чего может стоить крупные «невозвратные» кредиты, более охотно стали сотрудничать с мелкими и средними предприятиями. Регистрация предприятий стала носить заявительный характер. С участием государства были созданы консалтинговые, технические, кадровые центры, инвестиционные фонды по поддержке малого и среднего бизнеса. Специально для этого сектора экономики была создана ассоциация внешней торговли, помогающая продвижению товаров на внешних рынках путем организации помощи на выставках и ярмарках. Были созданы специальные фонды по развитию производств, в основном легкой промышленности, на территории Северной Кореи, использующие ее дешевую рабочую силу. Получили развитие специальные центры розничной торговли, предоставляющих площади за льготную низкую плату (!). В совокупности этим меры привели к значительному росту продукции выпуска продукции этого сектора. Реализация программы повысила занятость населения, способствовала улучшению социального климата в стране. Напротив, проблема развития малого бизнеса в России со стороны государства до сих пор не имела адекватного внимания. Тем не менее все меняется, и в программе развития страны до 2020 г., а также выступлениях Д.Медведева - этому вопросу уделено значительное место

Атомная энергетика. По количеству производимой атомной электроэнергии страна входит в шесть крупнейших производителей мира. Ю.Корея имеет 20 атомных блоков, согласно планам развития атомной энергетики, их число увеличится к 2020 году на 10 и достигнет 30. Эта программа предусматривает создание полного собственного цикла технологии строительства атомных реакторов. Для сравнения отметим, что согласно программе развития атомной энергетики России на период 2007-2015 годы планируется строительство 10 новых энергоблоков общей мощностью не менее 9,8 ГВт, при этом в Китае до 2020 г. планируется построить 32 блока (!). И если энергетическое обеспечение наших амбициозных планов будет неадекватным, они могут столкнуться с самыми серьезными ограничениями.

Образование и наука. Ю.Корея извлекла очень много полезного не только из опыта успеха Японии, но также и из анализа ее ошибок. Как известно, Япония во многом потеряла лидерство в результате того, что существуя за счет покупки технологий, страна не смогла создать их собственное производство, не смогла поддерживать высокий уровень технических инноваций. Руководство страны четко понимает, что именно развитие образования и науки является фундаментальной предпосылкой успешного экономического развития. В стране имеется [6] 408 высших учебных заведений и колледжей, 3,5 млн. студентов – из них 32% получают инженерное образование. По удельному числу студентов страна занимает одно из ведущих мест в мире. Помимо государственных особенно велики частные вложения в развитие науки за счет пожертвований крупнейших корпораций страны. Согласно планам правительства, к 2012 году страна планирует войти в пятерку стран с самой развитой наукой и техникой. С этой целью планируются массированные инвестиции в самые передовые отрасли науки и технологии, объем затрат на НИОКР составит до 3.5% ВВП.

Уроки для России. И в Ю.Корее, и в Китае новая рыночная экономика - рыночные предприятия создавались не путем приватизации, а строились с нуля. У нас напротив - все бросились приватизировать остатки великой державы – СССР. Но крупных новых предприятий, особенно в промышленном производстве по сути не создано. Именно и только поэтому Россия ни может сравниться ни с Китаем, ни с Южной Кореей. Здесь много зависит от личности «творца» компании, и есть большая разница между приватизацией и созданием нового бизнеса. Большинство создателей новых инновационных компаний, вошедших в элиту мирового бизнеса были великими творцами, прошедший труднейший путь реализации своего замысла. Наши капитаны бизнеса пока отличились лишь тем, что смогли сохранить и приумножить старое, но до создания инновационных продуктов мирового уровня они пока не дошли.

Конечно, наше государство сейчас делает определенные попытки пойти южнокорейским путем. В своем послании В. Путин заявил о развитии судостроительной области. Появились интересные совместные проекты по строительству гражданских самолетов на базе концерна Сухого. И Путин и Медведев подтвердили курс на развитие инновационной экономики. Но до Южной Кореи нам пока очень далеко.

Хотя успехи российской экономики и велики, но они все таки относительны. И все потому, что эффективность нашей экономики крайне низка. Сейчас мы по уровню ВВП на 9 месте (1,7 трлн. долл.) и почти догнали небольшую Италию, производящую чуть больше. Да, с учетом того, что темпы роста в Европе составляют 2-2.7%, а у нас 6-8% мы можем в течении нескольких лет обогнать Францию (7 место, 1.87 трлн. долл.), Англию (6 место, 1.903 трлн.долл.), позже - Германию (5 место 2.583 трлн. долл.) и по величине ВВП и выйти на 5 место в мире.

Однако наша страна с населением 140 млн. человек и с самой большой территорией в мире не может производить такой же объем продукции, сколько сравнительно небольшие государства. По показателю эффективности нашей экономики, наиболее простейший из которых является уровень ВВП на человека (более точно ВВП/число занятых) мы занимаем по итогам 2006 г. невысокое 81 место с результатом 12100 долл на человека. Даже такие бывшие части СССР, как Латвия и Литва имеют намного более высокий уровень - 15400 долл. Так что если мы хотим строить высокоразвитую экономику, нам следует иметь более высокие амбиции в будущем. И если у нас будет российское экономическое чудо, т.е. средние темпы роста экономики составят около 9%, что вполне достижимо, РФ к 2030 году спокойно могла бы выйти на 4 место в мире.

Чем же все таки для нас является наше безумное сырьевое богатство? Да с одной стороны это наше конкурентное преимущество. Но с другой … У всех великих индустриальных азиатских стран – Японии, Южной Кореи, Китая был один недостаток, который стал их преимуществом - сырьевая бедность и значительная численность населения. Именно это помогло толкнуть их на единственной возможный путь - путь создания инновационных материальных ценностей, т.е. промышленной продукции, имеющей мировое качество. Так почему поток нефтедолларов пока не идет в инновационные отрасли? Ответ прост – национальной буржуазии не всегда выгодно идти инновационным путем - для этого нужна политическая воля государства.

Существует некий миф, мол мы русские не такие работящие как немцы, китайцы и корейцы. Действительно, традициями частного предпринимательства, тщательно уничтожавшиеся в советское время, мы похвастаться пока не можем. В то же время посмотрите на Южную и Северную Корею. Вот вам два одинаковых народа, но находящихся в разных экономических и политических системах. Увы, Северная Корея (с ВВП 40 млрд. долл. – в 30 раз меньше и темпами роста – 1%) по сравнению с Южной пребывает в полной нищете и поразить мир ничем не может. Таким образом, главное - не изначальный менталитет нации, а наличие условий для развития эффективной рыночной системы, позволяющей его «проявить».  Но главное даже не это. Все очень просто – развитие начинается только в тех странах, где власть ставит задачи развития. Нет таких задач – ничего не изменится.

В странах, где рынок только формируется, можно ждать 30-40 лет, когда рыночные силы созреют до такой степени, что начнется массовый прогресс, а можно и не ждать. В этом случае роль созидателя, подталкивающего рынок в нужном направлении, великолепно исполнит просвещенная и деятельная государственная власть. Был у нас Великий Петр I, который решил сделать из Россию мировую державу, вот страна и развивалась, хоть и под жестким прессом, но сколько было достижений! Был Александр III, заботившейся о величии страны, были созданы экономические механизмы роста - страна стала успешно развиваться. Хотел И. Сталин сделать из СССР сильнейшее государство – да, было много ошибок и «перегибов», но он достиг цели.

Но только время у нас сейчас другое, не из-под палки нужно работать, не повторять многочисленные ошибки прошлого, а создавать экономические, финансовые и правовые механизмы, позволяющие людям нормально работать, развиваться, создавать бизнес, получать кредиты, строить жилье. Для достижения этих целей государство должно стать более целеустремленным и эффективным, просвещенным и рациональным, отстаивающим интересы общенациональные, а не «клановые».  План Путина поставил задачу кардинальным образом улучшить благосостояние людей и вывести страну в мировые лидеры – и использование лучшего мирового опыта нам не помещает. Так давайте его изучать и использовать на практике.

 

Список литературы

К.Асмолов, Генерал Пак Чон Хи, Очерк политической биографии, «Сеульский вестник», http://vestnik.tripod. com/articles/park-jong-hee.html

Экономика Южной Кореи,  http://ru.wikipedia.org/

А.С.Селищев, Н.А.Селищев, «Китайская экономика в XXI веке», СПб, Питер, 2004 г.

Республика Корея: достижения догоняющего развития, www.mgimo.ru/fileserver/2004/kafedry/mirec/prog-mirec2006_11-market-dem6.doc

Б.Б.Рубцов, «Реформа финансового сектора республики Южная Корея: опыт преодоления кризиса», «Сеульский вестник», http://vestnik.tripod.com/library/rubzov.pdf

Валерий Гуенков, «Студентов в Корее становится всё больше», «Сеульский вестник», http://vestnik.tripod.com/novosti07/112602.html


Реклама:
-