Журнал «Золотой Лев» № 146 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Телевидение как последнее прибежище негодяев

(выпуск 45)

 

В мире детей

 

Очередной выпуск программы "Пусть говорят" ведущий Андрей Малахов предварил специальным заявлением: "Разговор будет тяжелый. Пожалуйста, уведите от телевизоров детей". Напомню, что малаховское ток-шоу выходит в ранний прайм-тайм, когда далеко не все родители успели вернуться с работы. Представить, что дети, проявив редкую для их возраста сознательность, добровольно отошли от телевизоров, весьма затруднительно. Скорее, наоборот, подобное предуведомление притянуло к экрану именно эту, наиболее любознательную категорию зрителей, о нравственном здоровье которой вроде бы и позаботился совестливый ведущий.

А дальше на экране появились жуткие кадры: записанный на камеру мобильного телефона предсмертный монолог четырнадцатилетнего мальчика, покончившего жизнь самоубийством. "Дорогие мама и папа, не плачьте. Я не могу поступить иначе. Виновата учительница Валентина Ивановна. Она меня не любила..."

В студии убитая горем мать подростка, давясь слезами, рассказывала, каким тонким и ранимым был ее мальчик. И как он страдал, когда учительница называла его дебилом.

Публика в студии "Пусть говорят" особой деликатностью не отличается. Вот и теперь она разделилась на тех, кто клеймил позором отсутствовавшую учительницу, и тех, кто упрекал родителей в невнимании к собственному сыну. Апофеозом программы стало высказывание соседки погибшего подростка: "Этого ребенка надо было удушить еще в колыбели".

Что произошло на самом деле и кто на самом деле виноват в гибели мальчика - осталось непонятным, тем более что уголовное дело не заводилось, и родители не хотят добиваться его возбуждения. Но публике в студии всегда все понятно: и кто виноват, и что делать (увольнять, сажать, стрелять, душить).

А отчего ж Малахов детей-то попросил увести от телевизоров? Как будто в этой студии такие речи в новинку! А вот отчего: психолог рассказала, что суицидальные настроения в подростковой среде вошли, извините, в моду, и все чаще школьники видят способ решения своих проблем в самоубийстве, надеясь, впрочем, что они умрут не по-настоящему, и взрослые их обязательно спасут.

Предсмертный монолог четырнадцатилетнего Ивана показали даже не один раз, а дважды! И те юные дурачки, которые еще не осознают, что смерть необратима и что запечатленного камерой мобильника мальчишки уже нет в живых, вполне могут принять эти жуткие кадры за триумф и звездный час.

Несколько лет назад в семье моей подруги случилась беда - пропал четырнадцатилетний сын. Его маму вызвали в школу, парень про это знал - и словно в воду канул. Несколько дней друзья семьи прочесывали все адреса, где он мог появиться, дали объявления в газеты и в программу "Времечко", мальчишку объявили в розыск. В день, когда вышли газеты с его фотографией и "Времечко", беглец вернулся. И в одночасье стал героем двора - все его товарищи (включая мою двенадцатилетнюю тогда дочь) люто завидовали его славе. Ну как же? Его фото опубликовали газеты! О нем рассказали во "Времечке"!

Так что извивы детского и подросткового сознания нам, взрослым, представить трудно. На это есть специально обученные люди — психологи, педагоги, врачи, наконец. И хуже всего, когда всех этих людей подменяет собой телевидение, отчего-то полагающее себя компетентным во всех вопросах и без тени смущения вторгающееся в те сферы, куда посторонним вход запрещен.

С детьми хорошо бы вообще поосторожнее, а оно, наше ТВ, как назло, очень любит детей. Примерно так же, как Лев Толстой у Хармса: бывало, увидит ребенка, хватает и давай его тискать. И чем проблемнее ребенок, тем больше его "тискают", нимало не заботясь о том, что он чувствует, что думает и как в нем отзовется и наше слово, и наше действие.

В ток-шоу "Решите за меня" обсуждали на минувшей неделе проблему матери, у которой бывший муж отобрал одного из рожденных ею близнецов. Сразу добавлю: якобы рожденных ею близнецов, поскольку документов, подтверждающих это, у женщины нет, и история в ее изложении выглядит крайне мутной. А на коленях у нее сидел бледный пятилетний мальчик и напряженно слушал подробности взрослой драмы. И хотя кто-то из участников ток-шоу и возмутился тем, что ребенка вовлекают в отнюдь не детские проблемы, малыш так и просидел всю программу, слушая, как взрослые, обожающие разводить руками чужую беду, поливают грязью его отца и решают, стоит его матери попросту выкрасть другого ребенка или следует все-таки довериться закону.

Программа "В мире людей" посетила двенадцатилетнего иркутского экстрасенса Сашу. Он местная знаменитость - снимает порчу, ставит диагнозы, "с уверенностью предсказывает будущую грыжу" соседке, жалующейся на боли в позвоночнике. Клиентов хоть отбавляй. И рекламу давать не надо. "О способностях Саши знает вся школа, - говорит его учительница. - Он иногда пользуется ими в корыстных интересах, так, на замечание кого-то из взрослых ответил: "Вы не боитесь, что у вас будут проблемы?"

Комментирующий сюжет Николай Дроздов восклицает после просмотра: "Взрослые, дайте ему возможность прожить нормальное, счастливое, человеческое детство!" Ха! Так после сюжета клиентов у юного экстрасенса только прибавится, и о "счастливом человеческом детстве" ему скорее всего придется забыть навсегда. Ребенок, переживший эту "минуту славы", уже вряд ли захочет стать таким как все. И явные проблемы с психикой лишь усугубятся….

 

Ирина Петровская

Известия

 

Наш континент, вперед лети!

 

Так получилось, что сериал Би-би-си «Европа. История континента» (в английском оригинале – «Wild Europe», «Дикая Европа»), не так давно показанный телеканалом «Культура», мне посмотреть не удалось. Поэтому, когда я встретил сериал на DVD, я решил восполнить свой пробел и купил его из-за своей слабости к популярной теле-документалистике. Тем более, мои знакомые, видевшие сериал, уверенно относили его в разряд красиво-занимательных, особенно, когда это касалось всяких геологических и палеоклиматологических экскурсов. Геологию я любил всегда, поэтому к фильму я отнесся заранее с симпатией, хотя сразу же немного напряг оксюморон «континент Европа». Ну, думаю, ладно – не беда, тем более, что в исторической науке такое понятие есть и часто используется для обозначения взаимоотношений между Британией и остальной Европой. Поставил я диск и расслабился от предстоящего погружения в мир прежних геологических эпох на сотни миллионов лет назад (да простят меня воинствующие креационисты). Увиденное уже после десятой минуты повергло меня в настоящий шок.

Оказалось, судя по авторскому тексту, никакого «исторического иносказания» во фразе «континент Европа» нет. Все очень буквально и все очень геологически. Начинается рассказ с того, что более 500 млн. лет назад, в кембрийском периоде территории «континента Европы» находились в районе южного полюса и были сдавлены со всех сторон другими землями в составе древнего материка Гондваны. Притом, пафос рассказа следующий: Европа начинается складываться как нечто обособленное и мыслится как нечто совершенно отдельное от «иных плит» уже тогда. О том, что Европа с геологической точки зрения никогда не была самостоятельным континентом или даже суб-континентом (как когда-то Индия, оторвавшаяся в меловом периоде от Африки и «причалившая» к Евразии в середине кайнозоя), потому что никогда не обладала собственной континентальной плитой, в фильме политкорректно не упоминается. Молчат авторы и о том, что Европа редко представляла собой единое целое и о том, что все время ее части были либо разорванными между древними континентальными плитами, либо входили в состав древних материков и суб-материков: Лавренции, Балтики, Еврамерики (кстати, весьма говорящая «политическая геология»!) и Лавразии. Соответственно, ничего не говорится о том, что есть в любом нормальном школьном учебнике географии за 6 класс: Европа – не континент, а часть света. Впрочем, о какой геологии можно говорить, когда автор повествует о "европейском горообразовании" 500 млн. лет назад следующим образом: «Эти древние горы, самые высокие горы на Земле – первый шаг к Евросоюзу»?

Дальше пафос по общему тону чуть снижается, но ненадолго. «Политическая геология» заканчивается, зато начинается «политическое природоведение». Кстати сказать, Россия в фильме упоминается лишь трижды. В первый раз – как территория, где проходят восточные границы «континента», второй раз – что в Пермском периоде территория европейской части России была знойной пустыней. Причем, в обоих случаях о России упомянуто подчеркнуто брезгливо, как о бедных родственниках. А в третий раз про Россию вспомнили, когда речь зашла о Ладожском озере, как о самом большом водоеме Европы. Спору нет, даже в фильме «Европа. История континента» Ладожское озеро – самый большой европейский водоем. Вот только почему-то про него говорится, что это озеро расположено между Россией и Финляндией. Смотрю ради любопытства титры фильма и меня мои подозрения не обманули: в числе творческой команды, работавшей над фильмом, есть целых два финна. Думаю, после этого понятно, откуда у маркировки принадлежности западного берега Ладоги ноги растут.

Про «политическую историю», изменившую облик Европы (а весь фильм подчинен именно этой мега-задаче – показать, что именно и когда меняло облик Европы), вообще говорить нечего. Чего стоит упоминание в фильме о том, что Римская империя, преобразившая лесную дремучую Европу сетью дорог, появилась в 600 году до н.э.! О финикийцах и греках – вообще ни слова, как будто их никогда не существовало с их колонизацией европейского побережья, широкой торговлей, не говоря уже о культурной экспансии. Более того, повествуя о том, как жадные до жестоких зрелищ римляне истощили леса Европы, выловив почти всех медведей, фильм прямым текстом говорит о том, что римские торговцы (в оригинале – римская торговля, «roman trade») были вынуждены доставать медведей из Шотландии и Сибири (sic!). Видимо, до Урала всех медведей выловили, раз в Сибирь отправились за ними. Хорошо, хоть что воображение авторов не закинуло римских торговцев зверями в Северную Америку за медведями-гризли.

О безграмотности и тенденциозности русского перевода – разговор особый. То, что переводчики не знают, что по-английски «Venice» — это «Венеция», а не «Венисе», это еще куда ни шло. А вот то, что русский перевод внаглую искажает и без того далеко не прорусский замысел авторов фильма, это уже определенный «звонок». Говоря о походах викингах, русские переводчики говорят следующее: «Викинги ходили из Балтики в Черное море через Северное в Средиземное», хотя в английском оригинале никакого «через» нет, а есть «из Северного моря в Средиземное». Это уже из серии, как говорится, лишний раз «задрать подол вонючей Рашке».

В принципе, список подобных кульбитов можно продолжить. Вот только возникает законный вопрос: почему подобную «стряпню», пусть даже изготовленную на лучших кухнях Би-би-си, допускают на нашем телевидении без элементарной смысловой цензуры и без сколько-нибудь профессионального перевода? Создается подозрение, что эти штампы поддерживаются и распространяются искусственно, в рамках негласной медиа-политики. О том, насколько наше медиа-пространство зашлаковано этими штампами, говорит поистине бесноватая реакция отечественных либеральных смыслократоров на фильм отца Тихона (Шевкунова) «Гибель Империи. Византийский урок». Единственный стратегический контр-пиар этого фильма заключался не столько в попытке мастерски и иносказательно преподнести сюжет, сколько просто рассказать иное, что в условиях доминирующей лжи в современной российской теле- и кино- документалистике просто означает рассказать правду. И вал солидарной либерал-просвещенческой критики на фильм отца Тихона лишний раз говорит о том, что он появился как альтернатива регулярным информационным теле-диверсиям, преподносимым в бархатной научно-популярной или общественно-публицистической оболочке, как и в тысячах иных оболочек, штампуемых на оружейных теле-конвейерах типа «Discovery» или «Первого канала». Только теперь наши бледнолицые евробратья не стесняются для нужного политического мэсседжа использовать даже естественнонаучные константы, понятия и исторические даты. Эти факты, по самой своей природе не требующие разночтений, не просто трактованы туманно, они намеренно перевраны и перевернуты с ног на голову. Политическая цель такого проекта вполне понятна: Европа даже на уровне континентальных плит – нечто совершенно особое, ее прошлое – величественно, ее будущее – светло и прогрессивно, а все остальное на восток – всего лишь ее жалкая и недоразвитая территория потенциально открытая для нового культуртреггерства.

«Образовательная» же цель подобных проектов также ясна: конструирование «нового еврочеловека» без элементарных интеллектуальных претензий, но с уже заготовленными для его потребления «правильной» историей, «правильной» наукой и «правильными» политическими установками. И тревожнее всего тот факт, что такого же «нового человека», освобожденного от привилегии самостоятельно разбираться в простейшей умственной пище, пытаются создавать и у нас агрессивные адепты брэйн-соушинга. Причем, подчеркнуто «демократическая» целеустремленность этих мозгопромывателей на поверку выявляет поразительное единство на всем их спектре от либерального до охранительного лагеря: от познеров и радзинских до балытниковых и ивановых. И пока их моральные хозяева, по слову поэта, расчищают континенты от «мусора» — от народов, непривычных к обращению, «дикарей», не подлежащих «воспитанию», медиа-ситуация в России серьезно не меняется. Практически одна и та же «еврамерика» узурпировала еще с ельцинских времен все медиа-высоты и смыслократические ЦУПы. И пока вся эта гоп-тусовка не будет вычищена оттуда любым способом, мы рискуем, как и в Европе, очень скоро получить поколение одномерных и хорошо управляемых «новых россиян», избавленных от гравитации «неправильной истории» и «недемократичного Православия», зато с наспех подкорректированной в информационных лабораториях европейской континентальной плитой

 

Дмитрий Данилов.

Праваяу, 24 марта 2008 г.

 

Макаров, Гоголь, Губерман

 

Всемирный день писателя, установленный по решению ЮНЕСКО, отмечается 3 марта, а 21 марта, в день весеннего равноденствия, празднуется Всемирный день поэзии. Телевидение, даже канал «Культура», почти не откликается на подобные объединяющие даты – там свой план пропаганды.

Вот приехал из Израиля (наверное, на концерты) Игорь Губерман – и сразу попадает в эфир, то есть получает рекламу на государственном канале.

Я нормально отношусь к ироническому творчеству Губермана, в какой-то статье цитировал даже остроумный гарик про евреев, что «пьют обильнее славян», но Юлиан Макаров «В главной роли…» сделал его просто великим поэтом. Достал из архива заметку в «Московском комсомольце» 1962 года, которую Губерман, оказывается, помнит наизусть. Смысл её в том, что некий «пустой бочонок мечтает о всеобщем признании». Макаров, посверкивая очками, припечатывает недальновидных «комсомольцев»: «Всеобщее признание – пришло. Мне это напомнило заметку в «Северной пчеле»: «Мы многое ждали от господина Гоголя, но он разразился ничтожными «Мёртвыми душами»...

Ну вот, наконец-то в преддверии 200-летнего юбилея гениального русского писателя у него нарисовался наследник! Потом Макаров, расточая неумеренные похвалы, цитировал Пушкина и соотносил судьбы… Игорь Губерман расчувствовался: «Я прочту из нового, больничного, почти приличного: Ручки-ножки похудели, // Всё осело в талии, // Лишь болтаются на теле // Микрогениталии».

Плоско, пошло и беспомощно – особенно в стране, где сочинено народом море частушек и про талию, и про что хочешь – тонко и образно. Что же думать тем (представьте, есть и такие), кто впервые слышит Губермана? Например, школьникам второй смены, которые утром включили канал «Культура». Они ведь могут подумать, что это – образец иронической поэзии.

Могут ли быть у Юлиана Макарова пристрастия и кумиры? Конечно. Но всё-таки хотелось бы, чтобы в стране с великой, многонациональной культурой были и другие ведущие, с иной мировоззренческой и эстетической ориентацией. И уж во всяком случае, нельзя унижать классику притянутыми за уши сравнениями. В любой стране это неприлично!

 

Александр БОБРОВ

ЛГ, 26.03.08

 

И всё-таки я не верблюд

 

Очень хорошо, что Первый канал обратился к недавней истории. Многосерийная сага, как они её называют, «И всё-таки я люблю» явно рифмуется с фильмом «Москва слезам не верит». Хорошо, что звёзды оскароносной «Москвы» замечательные Вера Алентова и Раиса Рязанова здесь тоже играют. Хорошо в саге играют и другие актёры, старательно, а иногда талантливо оправдывают предлагаемые сценаристами Арцеуловой и Суворовой обстоятельства. Но обстоятельства часто так нехороши и лживы…

Важнейшее событие первых серий – свадьба молодых героев. В ней участвует крупный партийный руководитель. Судя по тому, как стелется перед ним отец героя (генерал-лейтенант), это человек уровня Гришина. По фильму этот бонза напивается в присутствии множества людей как свинья, лезет под стол, чтобы снять туфельку невесты и выпить из неё, щупает попутно ножки дам и получает от невесты рефлекторный удар в лоб, после чего родители жениха, проклиная невесту (?!), холуйски сопровождают его в больницу.

Возможно, такое случается в кругу нынешних теле- и просто магнатов, но в 70-е крупные функционеры так себя вести категорически не могли! Если бы гораздо меньший публичный конфуз имел бы место, то о нём знала бы вся Москва.

Ещё ложь. Героиня попадает в тюрьму на 5 (!) лет за то, что продавала приносимые её сожителем вещи. Это сейчас неизвестно за что можно схлопотать пятак, а тогда мать-одиночка (!), которая и не знает, что сожитель вор, попавшись в первый раз (!), получила бы максимум год, и то, скорее, условно.

И полный бред в 17-й серии. Возлюбленного юной героини в 1986 году (!) посылают в «горячую точку на Кавказе» (!!), и он гибнет в Чечне (!!!).

При советской власти было много плохого, но, видимо, всю горькую правду про коммуняк уже рассказали, приходится выдумывать новую, максимально приближенную к «боевой», нынешней.

Рейтинг у саги неплохой. Это говорит о том, что ТВ хорошо поработало последние 17 лет, приучая зрителей к фальшивой, мелодраматической жвачке.

 

Леонид СОКОЛОВ

Лг 26.03.08

 

Сванидзе и на радио путает

 

Недавно довелось услышать передачу Дмитрия Глуховского и Кати Гордон под рубрикой «Урок истории» (радиостанция «Маяк»). В гостях был телеведущий Николай Сванидзе, который себя позиционирует в последнее время не столько журналистом, сколько историком. Передача была посвящена Ивану Грозному и особенностям его непростого нрава. Людей в то время публично казнили и пытали, в котлах живьём варили. (Катя Гордон не преминула спросить, хорошо ли проваривались?) Характер у Иоанна IV и впрямь был не подарок. Но тут Сванидзе перешёл к его жёнам. Рассказывая о второй из них, Марии Темрюковне, Сванидзе поведал радиослушателям, что Мария Темрюкона (именно так, с ударением на третьем слоге) была дочерью черкесского князя Темрюка и день бракосочетания её с Иваном Грозным до сих пор в Кабардино-Черкесии (цитирую дословно) отмечается как праздник.

Любопытно, что историк и журналист, к тому же человек с кавказскими корнями, не знает, что нет никакой Кабардино-Черкесия. И что не день бракосочетания Марии Темрюковны и Ивана Грозного отмечают в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, а факт добровольного вхождения Кабарды и Черкесии в состав Российского государства.

Катя Гордон поинтересовалась дальнейшей судьбой Марии Темрюковны. Сванидзе со знанием дела ответил: «В монастырь, в монастырь!». Как известно, Мария Темрюковна умерла в молодом возрасте при невыясненных обстоятельствах. Сам Иван Грозный подозревал, что её отравили бояре из ближнего окружения. Но в монастырь её уж точно не ссылали. Так нужны ли такие «Уроки истории» на общероссийском радиоканале?

 

Олег ЛУБАН, НАЛЬЧИК

ЛГ, 26.03.08

 

Телереклама бьет по ушам

 

Наверное, в России не найдется ни одного человека, который не ругал бы телевизионную рекламу. Уж больно бьет по ушам! Хоть закон и запрещает увеличивать звук рекламных роликов, на слух они все равно кажутся громче, чем фильмы и телепередачи. Так ли это на самом деле? На телеканалах и в рекламных агентствах нас, естественно, заверили, что все у них соответствует закону. Тогда мы поставили свой эксперимент. Результаты получились неожиданными.

Мы пригласили директора лаборатории "Динамические технологии" Александра Богачева. Ученый принес с собой прибор с труднопроизносимым названием - модульный прецизионный шумомер. Специалисты знают, что этот прибор датского производства используется в ответственных измерениях шума. Обмануть сложную и дорогую технику практически невозможно. Наша задача была предельно проста: замерить уровень шума у самого обычного бытового телевизора в основной передаче и рекламной паузе. В том, что пауза окажется громче, никто не сомневался. А вот насколько - предстояло выяснить нам.

Мы начали свой эксперимент ровно в 10.30 утра. Сразу оговоримся: хотя прибор сертифицирован, результаты наших замеров все-таки не могут быть основанием для судебных исков против изготовителей рекламы. Мы лишь информируем читателя о том, что происходит со звуком на телевидении. Итак, телевизор марки "Шарп" включен на серединную громкость. Александр привинчивает к серой коробочке с дисплеем и кнопками особо чувствительный микрофон и располагается в кресле так, как смотрит и слушает телевизор обычный человек, - в двух метрах от экрана.

Рекламная пауза обычно длится от трех до пяти минут. Мы поставили на умном приборе 4 минуты. Это значит, что электроника будет измерять все звуки за это время и выдавать среднюю (эквивалентную) мощность в децибелах типа А. Тип А - это значит, что кривая чувствительности прибора совпадает с чувствительностью человеческого уха. Это как бы "биологические" децибелы. И обозначаются они дБА.

По первому каналу шло ток-шоу "Модный приговор". Включили прибор. По истечении 4 минут он выдал результат 58,1 дБА. Тут же началась рекламная пауза. Мы глазам своим не поверили: 58,2 дБА! Звук на рекламе был почти такой же, как и на основной программе. Проверьте прибор! Попробуем еще раз! - попросили мы ученого.

По НТВ шел очередной сериал. За 4 минуты средний уровень силы звука составил 56 дБА. Рекламный блок - 56,8 дБА! Удивительное дело! Получается, что сотни тысяч наших читателей, да что там - вся страна слышит разницу в силе звука рекламной паузы, а чуткий датский прибор нет.

Испытания решили перенести на вечерний прайм-тайм. Но и вечерние результаты свет на рекламную паузу не пролили. По России шел эстрадный конкурс "Юрмала". Средний звук 59,7 дБА. Первая рекламная пауза - 59,6 дБА! Вторая рекламная пауза - 58,5 дБА! Это ниже, чем у эстрадников с их неудержимым смехом и нескончаемыми аплодисментами!

"Первый канал". Программа "Времена" Владимира Познера. У круглого стола политики "наспорили" на 61 дБА. Рекламный блок - те же 61 дБА. Мы совершили 23 замера по разным каналам за два вечера. Невероятно, но все рекламные блоки по эквивалентной громкости были равны основной передаче или чуть-чуть превышали ее, что вполне можно принять за погрешность. Неужели рекламщики не обманывают нас? Воистину: не верь ушам своим!

Хитрые пики

Секрет мы все-таки разгадали. Рекламный блок действительно громче программ, но не весь. Пик громкости приходится на первые секунды - уровень шума в этот момент на 3-5 децибел выше. Потом в течение приблизительно 30 секунд звук становится тише. Именно эта "звуковая дубинка" бьет нам по голове. Слух перестраивается на большую громкость. Но тут громкость падает, и мы вынуждены прислушиваться к рекламному звуку. Планка-то уже задана! Одним словом, с помощью единовременных пиковых значений создатели рекламного блока "приклеивают" нас к рекламе. У нас создается иллюзия, что весь рекламный блок орет на полную катушку. А это не так. Считать ли это лукавство преступлением, можно будет сказать только после того, как будут созданы технические нормативы. Без которых, как мы уже писали, закон о рекламе в этой области не работает.

Рекламные ролики производят талантливые люди, - говорит Александр Богачев. - Они "раскрашивают" свое произведение яркими, сочными звуками. Здесь и дикторская речь, и музыкальные фрагменты, и иные звуки. Рекламный ролик по звуковой насыщенности можно сравнить с красочным буклетом. А основную передачу - с черно-белой графикой. Неслучайно дети дошкольного возраста смотрят рекламу словно завороженные, совершенно не обращая внимания на художественные фильмы или ток-шоу.

Чем лучше звук, тем он громче?

Мы не могли не обратиться за комментариями к производителям рекламы. Чем ответят они на упреки в завышении звука?

Все материалы сдаются исключительно в соответствии с требованиями каналов. И за громкость их звучания отвечают непосредственно телеканалы. Скорее всего, более громкое звучание рекламного блока - это просто миф, - заявил музыкальный продюсер рекламного агентства BBDO Moscow Игорь Медведев. - Единственное замечание: поскольку ролики идут довольно непродолжительное время по отношению к эфирным программам, при их создании гораздо больше внимания уделяется качеству сведения звука. То есть звук делают гораздо более чистым и удобным для прослушивания. Может быть, именно из-за этого создается впечатление, что рекламный ролик громче.

Реклама всегда снимается в современных, хорошо оборудованных студиях. Звук в каком-нибудь старом фильме, естественно, хуже, чем в рекламе, - соглашается член экспертного совета ФАС по применению рекламного законодательства Вадим Желнин. При этом он отмечает, что иногда рекламщики все-таки злоупотребляют отсутствием злополучного техрегламента и делают рекламу громче. А без этого документа, по словам бывшего физика Желнина, определить критерий, по которому можно замерять громкость, нельзя.

Господа чиновники, возьмитесь за технический регламент! А то скоро оглохнем!

 

Юрий Снегирев, Елена Шишкунова

Финансовые известия, 26.03.2008

 

Падение звезды

 

Богатство, честь в конце концов

Приносят мало счастья,

И жаль мне трусов и глупцов,

Что их покорны власти.

 

В 1998 году на радиостанциях России замелькал молодой красивый голос - подзабытый уже лирический тенор. "Кто это? Боже мой, неужели воскрес Лемешев?".

Может, конечно, дело в том, что мы отвыкли за ельцинские годы от поставленных голосов вообще, но это всё-таки было явление. Красивые переливы "Памяти Карузо" на итальянском сразу врезались в память. А потом мы увидели исполнителя. В него тут же влюбилась вся страна - таких красивых, чисто русских лиц тоже давно не было. Красивого русского тенора звали Николай Басков. Про него, конечно, сразу стали сплетничать, - этим сплетням мало кто верил. Тем более у человека за плечами Московская консерватория, он поёт Ленского в Большом театре. В опере под фонограмму не споёшь! А что насчёт более грязных слухов... это всё от зависти, таким всегда завидуют!

Потом была "Шарманка". В песне полтора куплета, второй переделан из первого, но песню пела вся страна. Мастерство артиста сделало её хитом. Влекут ли мечты небывалые, Цветут ли цветы запоздалые, Всё так же рыдает шарманка, В Париже она чужестранка... Потом были другие песни, сольные и дуэтом. Была Монсеррат Кабалье, сделавшая мальчика с лицом Ивана-Царевича из русских сказок своим единственным учеником. И была история с партией Альфреда в "Травиате", когда уже готова была афиша и программки с надписью "Альфред - Николай Басков"... и он отказался её исполнять. Впоследствии Зураб Соткилава говорил, что испугался не справиться. Начались гастроли в России и за границей, отнимавшие всё больше времени.

В 2004 году у руководства Большого лопнуло терпение: что за дела, человек заключает контракты с европейскими театрами, не ставя в известность свой родной! Так не делают даже старые артисты, у которых побольше и заслуг, и званий. Когда он не вышел на сцену главного русского театра ни разу за сезон, в его трудовой книжке появилась запись об увольнении. Почему-то с надписью "за неуживчивость в коллективе". С тех пор он пел в опере только дуэтом с Кабалье, и чаще всего в афишах стояло "концертная версия". Он никогда не участвовал, к примеру, в ледовых шоу - дескать, испарения от льда вредны для голосовых связок, а, потея на тренировках, недолго и простудиться... Других почему-то это не смущало. Он сам признавал любовь к роскоши (любви, например, к осетрине, при том, что большинство народа видели её разве что в кино), а отсюда недалеко до неприязни к любым ограничениям, тем более к жёсткому режиму, к огромному труду, без которого нет настоящего большого артиста... Всё прощалось ему за красоту и талант. Всё доставалось ему за красоту и талант. Он думал, что так будет всегда.

Опять эстрада, опять хиты: "Цветет малина за окном", "Я буду руки твои целовать", "Ты далеко", "Отпусти меня"... Может, дело в том, что в России много одиноких, разочарованных, но мечтающих о счастье женщин? Огромные рейтинги "мыльных" телесериалов этим и объясняются. Не удалась реальная жизнь, так хоть в мечтах, в воображении пожить так, как в красивой сказке... Помечтать о прекрасном принце, которого видишь на экране или на сцене... Басков и стал таким принцем, тем более Принца в новогоднем мюзикле "Золушка" и сыграл. То, что принц женат на дочке фармацевтического олигарха и сенатора, никого не смущало. Наоборот, добавляло в образ положительности. Право на личную жизнь охраняется законом, и здесь я её не касаюсь. Бог им обоим судья.

В 2006 году Николаю исполнилось тридцать. За полгода до этого его жена родила мальчика, и без преувеличения вся Россия поздравляла любимого артиста. Со страниц глянцевых журналов, улыбаясь, смотрела счастливая семья. А потом страну шарахнули по голове. "Пьяный Басков откровенничает об отношениях с женой! "Вишневская - ноль в оперном мире!" Правда о первом продюсере великого тенора!" Это был не шок - это было не знаю что. Ну ладно бы кто другой, Шура, например...  Расписать подробно густыми красками в стиле Баркова, как они с супругой счастливы, облить грязью своего бывшего продюсера, который тебя и вытащил, обозвать нулём женщину, к которой можно как угодно относиться, но она, в отличие от некоторых, к тридцати годам исполнила все заглавные оперные партии... Н-да. И вообще, тенорам пить нельзя! А у него, как говорят, на спиртное аллергия...

Другому бы носа после такого на сцену не высунуть. Спасло невероятной силы обаяние. В 2007 "Тебе одной" и "Вхожу в любовь" снова стали хитами. И вдруг на обложке "Комсомольской правды" - огромный заголовок: "Николай Басков разводится с женой?!" Человек, продолжавший считать себя оперной звездой, уезжал в Барселону - снимать клип по мотивам арии "Смейся, паяц, над разбитой любовью". Это, конечно, было запланировано. Не запланировано было другое - бывший Ленский собрал вещи и съехал с их с женой квартиры. Вкратце разговоры вокруг этой истории свелись к тому, что 1) бывший тесть его съест, 2) не спектакль ли это (аукнулось-таки то интервью), 3) не эмиграция ли? Может, он и в Россию не вернётся, тем паче брат Кабалье теперь его продюсер? Клип сняли. А Басков пропал. Просто отключил всю связь и исчез. Мелькнул в Киеве и опять исчез. Не вспомнил ли покушение на Авраама Руссо за год до этого? Кто знает. В эфире "Русского радио" Андрей Малахов сказал: "Конспирируется - непонятно даже, где встретит Новый Год!" Конспиратор объявился только в январе. С объявлением, что накануне Нового года его сорвали в Грецию петь в Салониках партию Канио в "Паяцах".

На "Паяцы" в зал набилась наша эмиграция - люди радовались, что наш человек участвует хоть где-то в чём-то заграничном. Обстановка была такая, что петь и не требовалось - даже если бы наш герой играл пятый пень слева и ни слова не произнёс, театр рухнул бы от громовых аплодисментов. Но заключения контрактов с Ковент Гарден, Гранд Опера, Метрополитен и тем более венской Оперой не последовало...

Об этом успехе дали маленькую заметку только "Твой день" и ещё пара таких же газет. Рекламу, где наш герой разговаривает с Таисией Повалий по международной связи, сняли с эфира сразу. Не позвали ни на пятнадцатилетие Газпрома, где только ленивый не засветился, ни на 23 февраля. Появлялся он только на Втором канале в силу прямых рабочих обязанностей - нельзя же постоянно гнать повторы "Субботнего вечера"! Или тебе деньги не нужны?

Деньги были нужны. После развода он совсем обнищал - всего лишь снял десятикомнатную квартиру в центре Москвы, там даже сауны нет, представляете?! Если человеку до зарезу нужны деньги, им начинают затыкать все дыры - от 8 марта до юбилея "Ералаша". Пока действует контракт с каналом, никуда не денешься. Наоборот - "Ну возьмите меня", как умоляла некогда Елена Воробей. Пока берут. В том числе на частные вечера и корпоративки. Естественно, ария Ленского там не звучит. В таких случаях есть два выхода - уйти окончательно самому и жить так, как весь русский народ (а примеров немало - взять хотя бы актеров мюзикла "Нотр-Дам-де-Пари"), или трепыхаться в мутном море шоу-бизнеса, стараясь любой ценой удержать то, без чего ты уже не можешь: славу, деньги, роскошь.

Была надежда, что наш герой выберет первое - от богатой жены ушёл он, а не она выгнала его. Однажды в "Субботнем вечере" на сцене с очередным номером стоял "народный артист" Александр Панайотов, а Басков не видел, что камеру уже перевели со сцены на ведущего, смотрел на эстраду, и на лице бывшего Ленского было задумчивое, почти тоскливое выражение. Это длилось всего долю секунды... он повернулся к камере, и передача покатилась дальше. Он незаурядный актер. Кто видел новогоднее "Королевство кривых зеркал", где наш герой играл короля Йагупопа, с этим согласится. Это был не Басков, это был именно король Йагупоп - другое выражение лица, другой голос, другие манеры... Но слух о том, что его пригласили сниматься в кино, так и не подтвердился.

В последнее время в газетах появляются очередные сплетни - его видели с какой-то неизвестной, он живет с гримершей, на показ к Юдашкину заявился в обществе Оксаны Федоровой... И ничего лучше не нашёл, как подойти к беременной, прижаться к её животу и заявить, что будущий ребёнок - его фанат! Только чтобы не забывали, чтобы говорили о нём - неважно, что и как, плохой рекламы не бывает!!! Он призывает: "Голосуйте за то, чтобы на Евровидение поехала Евгения Отрадная!". Ежу понятно, что за поездку бились не певцы, а продюсеры, используя разные методы...

А в тот же день, когда шёл этот "отборочный концерт", показывали другой концерт - Александры Пахмутовой. Одну за другой песни, "Беловежскую пущу", "Девочку Грёзу" и "Русский вальс", исполнил солист "Новой Оперы" Дмитрий Корчак. Ему тоже в районе тридцати, он тоже начинал в Большом... и его пытались сделать "вторым Басковым", но не захотел он сам. Последние два года он поёт в Лондоне и Париже, но важно даже не это. Важно то, что он пел чище и глубже, намного лучше, чем бывший Ленский в те времена, когда был в расцвете славы. Незаменимых нет!

Я не знаю, чем закончатся попытки моего героя удержаться на плаву. Но это и не имеет значения. Его не за что больше обожать, им не за что восхищаться. Он деградировал, докатился до того, что ниже падать уже некуда. Даже его красота теперь - в основном заслуга гримера. Он родился русским, но быть им не захотел - предпочёл попсовую звёздность. И потерял себя - навсегда.

 

Елена Буданова


Реклама:
-