Журнал «Золотой Лев» № 146 - издание
русской консервативной мысли
Телевидение как последнее прибежище негодяев
(выпуск 45)
Очередной выпуск программы "Пусть
говорят" ведущий Андрей Малахов предварил специальным заявлением:
"Разговор будет тяжелый. Пожалуйста, уведите от телевизоров детей". Напомню, что малаховское ток-шоу выходит в ранний прайм-тайм, когда
далеко не все родители успели вернуться с работы. Представить, что дети,
проявив редкую для их возраста сознательность, добровольно отошли от
телевизоров, весьма затруднительно. Скорее, наоборот, подобное предуведомление
притянуло к экрану именно эту, наиболее любознательную категорию зрителей, о
нравственном здоровье которой вроде бы и позаботился совестливый
ведущий.
А дальше на экране появились жуткие
кадры: записанный на камеру мобильного телефона предсмертный монолог
четырнадцатилетнего мальчика, покончившего жизнь самоубийством. "Дорогие
мама и папа, не плачьте. Я не могу поступить иначе. Виновата учительница
Валентина Ивановна. Она меня не любила..."
В студии убитая горем мать подростка,
давясь слезами, рассказывала, каким тонким и ранимым был ее мальчик. И как он
страдал, когда учительница называла его дебилом.
Публика в студии "Пусть
говорят" особой деликатностью не отличается. Вот и теперь она разделилась
на тех, кто клеймил позором отсутствовавшую учительницу, и тех, кто упрекал родителей
в невнимании к собственному сыну. Апофеозом программы стало высказывание соседки
погибшего подростка: "Этого ребенка надо было удушить еще в
колыбели".
Что произошло на самом деле и кто на
самом деле виноват в гибели мальчика - осталось непонятным, тем более что
уголовное дело не заводилось, и родители не хотят добиваться его возбуждения.
Но публике в студии всегда все понятно: и кто виноват, и что делать (увольнять,
сажать, стрелять, душить).
А отчего ж Малахов детей-то попросил
увести от телевизоров? Как будто в этой студии такие речи в новинку! А вот
отчего: психолог рассказала, что суицидальные настроения в подростковой среде
вошли, извините, в моду, и все чаще школьники видят способ решения своих
проблем в самоубийстве, надеясь, впрочем, что они умрут не по-настоящему, и
взрослые их обязательно спасут.
Предсмертный монолог
четырнадцатилетнего Ивана показали даже не один раз, а дважды! И те юные
дурачки, которые еще не осознают, что смерть необратима и что запечатленного
камерой мобильника мальчишки уже нет в живых, вполне могут принять эти жуткие
кадры за триумф и звездный час.
Несколько лет назад в семье моей
подруги случилась беда - пропал четырнадцатилетний сын. Его маму вызвали в
школу, парень про это знал - и словно в воду канул. Несколько дней друзья семьи
прочесывали все адреса, где он мог появиться, дали объявления в газеты и в
программу "Времечко", мальчишку объявили в розыск. В день, когда
вышли газеты с его фотографией и "Времечко", беглец вернулся. И в
одночасье стал героем двора - все его товарищи (включая мою двенадцатилетнюю
тогда дочь) люто завидовали его славе. Ну как же? Его
фото опубликовали газеты! О нем рассказали во "Времечке"!
Так что извивы детского и
подросткового сознания нам, взрослым, представить трудно. На это есть
специально обученные люди — психологи, педагоги, врачи, наконец. И хуже всего,
когда всех этих людей подменяет собой телевидение, отчего-то полагающее себя
компетентным во всех вопросах и без тени смущения вторгающееся в те сферы, куда
посторонним вход запрещен.
С детьми хорошо бы вообще поосторожнее, а оно, наше ТВ, как назло, очень любит детей.
Примерно так же, как Лев Толстой у Хармса: бывало, увидит ребенка, хватает и
давай его тискать. И чем проблемнее ребенок, тем больше его
"тискают", нимало не заботясь о том, что он чувствует, что думает и
как в нем отзовется и наше слово, и наше действие.
В ток-шоу "Решите за меня"
обсуждали на минувшей неделе проблему матери, у которой бывший муж отобрал
одного из рожденных ею близнецов. Сразу добавлю: якобы рожденных ею близнецов,
поскольку документов, подтверждающих это, у женщины нет, и история в ее изложении
выглядит крайне мутной. А на коленях у нее сидел бледный пятилетний мальчик и напряженно
слушал подробности взрослой драмы. И хотя кто-то из участников ток-шоу и возмутился
тем, что ребенка вовлекают в отнюдь не детские проблемы, малыш так и просидел
всю программу, слушая, как взрослые, обожающие разводить руками чужую беду,
поливают грязью его отца и решают, стоит его матери попросту выкрасть другого
ребенка или следует все-таки довериться закону.
Программа "В мире людей" посетила
двенадцатилетнего иркутского экстрасенса Сашу. Он местная знаменитость -
снимает порчу, ставит диагнозы, "с уверенностью предсказывает будущую
грыжу" соседке, жалующейся на боли в позвоночнике. Клиентов хоть отбавляй.
И рекламу давать не надо. "О способностях Саши знает вся школа, - говорит
его учительница. - Он иногда пользуется ими в корыстных интересах, так, на
замечание кого-то из взрослых ответил: "Вы не боитесь, что у вас будут
проблемы?"
Комментирующий сюжет Николай Дроздов
восклицает после просмотра: "Взрослые, дайте ему возможность прожить
нормальное, счастливое, человеческое детство!" Ха! Так после сюжета
клиентов у юного экстрасенса только прибавится, и о "счастливом
человеческом детстве" ему скорее всего придется
забыть навсегда. Ребенок, переживший эту "минуту славы", уже вряд ли
захочет стать таким как все. И явные проблемы с психикой лишь усугубятся….
Известия
Наш континент, вперед лети!
Так
получилось, что сериал Би-би-си «Европа. История континента» (в английском
оригинале – «Wild Europe», «Дикая Европа»), не так давно показанный
телеканалом «Культура», мне посмотреть не удалось. Поэтому, когда я встретил
сериал на DVD, я решил восполнить свой пробел и купил его из-за своей слабости к популярной теле-документалистике. Тем более, мои знакомые,
видевшие сериал, уверенно относили его в разряд красиво-занимательных,
особенно, когда это касалось всяких геологических и палеоклиматологических
экскурсов. Геологию я любил всегда, поэтому к фильму я отнесся заранее с
симпатией, хотя сразу же немного напряг оксюморон «континент Европа». Ну,
думаю, ладно – не беда, тем более, что в исторической
науке такое понятие есть и часто используется для обозначения взаимоотношений
между Британией и остальной Европой. Поставил я диск и расслабился от
предстоящего погружения в мир прежних геологических эпох на сотни миллионов лет
назад (да простят меня воинствующие креационисты). Увиденное
уже после десятой минуты повергло меня в настоящий шок.
Оказалось,
судя по авторскому тексту, никакого «исторического иносказания» во фразе «континент
Европа» нет. Все очень буквально и все очень геологически. Начинается рассказ с
того, что более 500 млн. лет назад, в кембрийском периоде территории
«континента Европы» находились в районе южного полюса и были сдавлены со всех
сторон другими землями в составе древнего материка Гондваны. Притом, пафос рассказа
следующий: Европа начинается складываться как нечто обособленное и мыслится как
нечто совершенно отдельное от «иных плит» уже тогда. О том, что Европа с
геологической точки зрения никогда не была самостоятельным континентом или даже
суб-континентом (как когда-то Индия, оторвавшаяся в
меловом периоде от Африки и «причалившая» к Евразии в середине кайнозоя),
потому что никогда не обладала собственной континентальной плитой, в фильме
политкорректно не упоминается. Молчат авторы и о том, что Европа редко
представляла собой единое целое и о том, что все время ее части были либо
разорванными между древними континентальными плитами, либо входили в состав древних
материков и суб-материков: Лавренции, Балтики, Еврамерики (кстати, весьма
говорящая «политическая геология»!) и Лавразии. Соответственно, ничего не
говорится о том, что есть в любом нормальном школьном учебнике географии за 6
класс: Европа – не континент, а часть света. Впрочем, о какой геологии можно
говорить, когда автор повествует о "европейском горообразовании" 500
млн. лет назад следующим образом: «Эти древние горы, самые высокие горы на
Земле – первый шаг к Евросоюзу»?
Дальше
пафос по общему тону чуть снижается, но ненадолго. «Политическая геология» заканчивается,
зато начинается «политическое природоведение». Кстати сказать, Россия в фильме
упоминается лишь трижды. В первый раз – как территория, где проходят восточные
границы «континента», второй раз – что в Пермском периоде территория
европейской части России была знойной пустыней. Причем, в обоих случаях о
России упомянуто подчеркнуто брезгливо, как о бедных
родственниках. А в третий раз про Россию вспомнили, когда речь зашла о
Ладожском озере, как о самом большом водоеме Европы. Спору нет, даже в фильме
«Европа. История континента» Ладожское озеро – самый большой европейский
водоем. Вот только почему-то про него говорится, что это озеро расположено
между Россией и Финляндией. Смотрю ради любопытства титры фильма и меня мои
подозрения не обманули: в числе творческой команды, работавшей над фильмом,
есть целых два финна. Думаю, после этого понятно, откуда у маркировки
принадлежности западного берега Ладоги ноги растут.
Про
«политическую историю», изменившую облик Европы (а весь фильм подчинен именно
этой мега-задаче – показать, что именно и когда меняло облик Европы), вообще
говорить нечего. Чего стоит упоминание в фильме о том, что Римская империя,
преобразившая лесную дремучую Европу сетью дорог, появилась в 600 году до н.э.!
О финикийцах и греках – вообще ни слова, как будто их
никогда не существовало с их колонизацией европейского побережья, широкой
торговлей, не говоря уже о культурной экспансии. Более того, повествуя о том,
как жадные до жестоких зрелищ римляне истощили леса Европы, выловив почти всех
медведей, фильм прямым текстом говорит о том, что римские торговцы (в оригинале
– римская торговля, «roman trade») были вынуждены доставать медведей из
Шотландии и Сибири (sic!).
Видимо, до Урала всех медведей выловили, раз в Сибирь отправились за ними.
Хорошо, хоть что воображение авторов не закинуло римских торговцев зверями в
Северную Америку за медведями-гризли.
О
безграмотности и тенденциозности русского перевода – разговор особый. То, что
переводчики не знают, что по-английски «Venice» — это «Венеция», а не «Венисе»,
это еще куда ни шло. А вот то, что русский перевод
внаглую искажает и без того далеко не прорусский замысел авторов фильма, это
уже определенный «звонок». Говоря о походах викингах, русские переводчики
говорят следующее: «Викинги ходили из Балтики в Черное море через Северное в Средиземное»,
хотя в английском оригинале никакого «через» нет, а есть «из Северного моря в
Средиземное». Это уже из серии, как говорится, лишний раз «задрать подол вонючей Рашке».
В
принципе, список подобных кульбитов можно продолжить. Вот только возникает
законный вопрос: почему подобную «стряпню», пусть даже изготовленную на лучших
кухнях Би-би-си, допускают на нашем телевидении без элементарной смысловой
цензуры и без сколько-нибудь профессионального перевода? Создается подозрение,
что эти штампы поддерживаются и распространяются искусственно, в рамках
негласной медиа-политики. О том, насколько наше медиа-пространство
зашлаковано этими штампами, говорит поистине бесноватая реакция отечественных
либеральных смыслократоров на фильм отца Тихона (Шевкунова) «Гибель Империи.
Византийский урок». Единственный стратегический контр-пиар этого фильма
заключался не столько в попытке мастерски и иносказательно преподнести сюжет,
сколько просто рассказать иное, что в условиях доминирующей лжи в
современной российской теле- и кино- документалистике просто означает
рассказать правду. И вал солидарной либерал-просвещенческой
критики на фильм отца Тихона лишний раз говорит о том, что он появился как
альтернатива регулярным информационным теле-диверсиям, преподносимым в бархатной
научно-популярной или общественно-публицистической оболочке, как и в тысячах
иных оболочек, штампуемых на оружейных теле-конвейерах типа «Discovery» или
«Первого канала». Только теперь наши бледнолицые евробратья не
стесняются для нужного политического мэсседжа использовать даже естественнонаучные
константы, понятия и исторические даты. Эти факты, по самой своей природе не
требующие разночтений, не просто трактованы туманно, они намеренно перевраны и
перевернуты с ног на голову. Политическая цель такого проекта вполне понятна:
Европа даже на уровне континентальных плит – нечто совершенно особое, ее
прошлое – величественно, ее будущее – светло и прогрессивно, а все остальное на
восток – всего лишь ее жалкая и недоразвитая территория потенциально открытая для нового культуртреггерства.
«Образовательная»
же цель подобных проектов также ясна: конструирование «нового еврочеловека» без
элементарных интеллектуальных претензий, но с уже заготовленными для его потребления
«правильной» историей, «правильной» наукой и «правильными» политическими установками.
И тревожнее всего тот факт, что такого же «нового человека», освобожденного от
привилегии самостоятельно разбираться в простейшей умственной пище, пытаются
создавать и у нас агрессивные адепты брэйн-соушинга. Причем,
подчеркнуто «демократическая» целеустремленность этих мозгопромывателей на
поверку выявляет поразительное единство на всем их спектре от либерального до
охранительного лагеря: от познеров и радзинских до балытниковых
и ивановых. И пока их моральные хозяева, по слову поэта, расчищают
континенты от «мусора» — от народов, непривычных к обращению, «дикарей», не
подлежащих «воспитанию», медиа-ситуация в России серьезно не меняется.
Практически одна и та же «еврамерика» узурпировала еще с ельцинских времен все
медиа-высоты и смыслократические ЦУПы. И пока вся эта гоп-тусовка
не будет вычищена оттуда любым способом, мы рискуем, как и в Европе, очень
скоро получить поколение одномерных и хорошо управляемых «новых россиян»,
избавленных от гравитации «неправильной истории» и «недемократичного
Православия», зато с наспех подкорректированной в информационных лабораториях
европейской континентальной плитой
Правая.ру, 24 марта 2008 г.
Макаров, Гоголь, Губерман
Всемирный день писателя, установленный
по решению ЮНЕСКО, отмечается 3 марта, а 21 марта, в день весеннего
равноденствия, празднуется Всемирный день поэзии. Телевидение, даже канал
«Культура», почти не откликается на подобные объединяющие даты – там свой план
пропаганды.
Вот приехал из Израиля (наверное, на
концерты) Игорь Губерман – и сразу попадает в эфир, то есть получает рекламу на
государственном канале.
Я нормально отношусь к ироническому
творчеству Губермана, в какой-то статье цитировал даже остроумный гарик про
евреев, что «пьют обильнее славян», но Юлиан Макаров «В главной роли…» сделал
его просто великим поэтом. Достал из архива заметку в «Московском комсомольце»
1962 года, которую Губерман, оказывается, помнит наизусть. Смысл её в том, что
некий «пустой бочонок мечтает о всеобщем признании». Макаров, посверкивая
очками, припечатывает недальновидных «комсомольцев»: «Всеобщее признание –
пришло. Мне это напомнило заметку в «Северной пчеле»: «Мы многое ждали от
господина Гоголя, но он разразился ничтожными «Мёртвыми душами»...
Ну вот, наконец-то в преддверии
200-летнего юбилея гениального русского писателя у него нарисовался наследник!
Потом Макаров, расточая неумеренные похвалы, цитировал Пушкина и соотносил судьбы… Игорь Губерман расчувствовался: «Я прочту
из нового, больничного, почти приличного: Ручки-ножки похудели, // Всё осело в
талии, // Лишь болтаются на теле // Микрогениталии».
Плоско, пошло и беспомощно – особенно
в стране, где сочинено народом море частушек и про талию, и про что хочешь –
тонко и образно. Что же думать тем (представьте, есть и такие),
кто впервые слышит Губермана? Например, школьникам второй смены, которые утром
включили канал «Культура». Они ведь могут подумать, что это – образец
иронической поэзии.
Могут ли быть у Юлиана Макарова
пристрастия и кумиры? Конечно. Но всё-таки хотелось бы, чтобы в стране с
великой, многонациональной культурой были и другие ведущие, с иной
мировоззренческой и эстетической ориентацией. И уж во всяком случае, нельзя
унижать классику притянутыми за уши сравнениями. В любой стране это неприлично!
ЛГ, 26.03.08
И всё-таки я не верблюд
Очень хорошо, что Первый
канал обратился к недавней истории. Многосерийная сага, как они её называют, «И
всё-таки я люблю» явно рифмуется с фильмом «Москва слезам не верит». Хорошо,
что звёзды оскароносной «Москвы» замечательные Вера Алентова и Раиса Рязанова
здесь тоже играют. Хорошо в саге играют и другие актёры, старательно, а иногда
талантливо оправдывают предлагаемые сценаристами Арцеуловой и Суворовой
обстоятельства. Но обстоятельства часто так нехороши и лживы…
Важнейшее событие первых серий –
свадьба молодых героев. В ней участвует крупный партийный руководитель. Судя по
тому, как стелется перед ним отец героя (генерал-лейтенант), это человек уровня
Гришина. По фильму этот бонза напивается в присутствии множества людей как
свинья, лезет под стол, чтобы снять туфельку невесты и выпить из неё, щупает
попутно ножки дам и получает от невесты рефлекторный
удар в лоб, после чего родители жениха, проклиная невесту (?!), холуйски
сопровождают его в больницу.
Возможно, такое случается в кругу
нынешних теле- и просто магнатов, но в 70-е крупные функционеры так себя вести
категорически не могли! Если бы гораздо меньший публичный конфуз имел бы место,
то о нём знала бы вся Москва.
Ещё ложь. Героиня попадает в тюрьму на
5 (!) лет за то, что продавала приносимые её сожителем вещи. Это сейчас
неизвестно за что можно схлопотать пятак, а тогда
мать-одиночка (!), которая и не знает, что сожитель вор, попавшись в первый раз
(!), получила бы максимум год, и то, скорее, условно.
И полный бред в 17-й серии.
Возлюбленного юной героини в 1986 году (!) посылают в «горячую точку на Кавказе» (!!), и он гибнет в Чечне (!!!).
При советской власти было много
плохого, но, видимо, всю горькую правду про коммуняк
уже рассказали, приходится выдумывать новую, максимально приближенную к
«боевой», нынешней.
Рейтинг у саги неплохой. Это говорит о
том, что ТВ хорошо поработало последние 17 лет,
приучая зрителей к фальшивой, мелодраматической жвачке.
Лг 26.03.08
Сванидзе и на радио путает
Недавно довелось услышать передачу
Дмитрия Глуховского и Кати Гордон под рубрикой «Урок истории» (радиостанция
«Маяк»). В гостях был телеведущий Николай Сванидзе, который себя позиционирует
в последнее время не столько журналистом, сколько историком. Передача была
посвящена Ивану Грозному и особенностям его непростого нрава. Людей в то время
публично казнили и пытали, в котлах живьём варили. (Катя Гордон не преминула
спросить, хорошо ли проваривались?) Характер у Иоанна
IV и впрямь был не подарок. Но тут Сванидзе перешёл к его жёнам. Рассказывая о
второй из них, Марии Темрюковне, Сванидзе поведал радиослушателям, что Мария
Темрюко,вна (именно так, с ударением на третьем слоге)
была дочерью черкесского князя Темрюка и день бракосочетания её с Иваном
Грозным до сих пор в Кабардино-Черкесии (цитирую дословно) отмечается как
праздник.
Любопытно, что историк и журналист, к
тому же человек с кавказскими корнями, не знает, что нет никакой
Кабардино-Черкесия. И что не день бракосочетания Марии Темрюковны и Ивана
Грозного отмечают в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, а факт
добровольного вхождения Кабарды и Черкесии в состав Российского государства.
Катя Гордон поинтересовалась
дальнейшей судьбой Марии Темрюковны. Сванидзе со знанием дела ответил: «В
монастырь, в монастырь!». Как известно, Мария Темрюковна умерла в молодом
возрасте при невыясненных обстоятельствах. Сам Иван Грозный подозревал, что её
отравили бояре из ближнего окружения. Но в монастырь её уж точно не ссылали.
Так нужны ли такие «Уроки истории» на общероссийском радиоканале?
, НАЛЬЧИК
ЛГ, 26.03.08
Наверное, в России
не найдется ни одного человека, который не ругал бы телевизионную рекламу. Уж
больно бьет по ушам! Хоть закон и запрещает увеличивать звук рекламных роликов,
на слух они все равно кажутся громче, чем фильмы и телепередачи. Так
ли это на самом деле? На телеканалах и в рекламных агентствах нас, естественно,
заверили, что все у них соответствует закону. Тогда мы поставили свой
эксперимент. Результаты получились неожиданными.
Мы пригласили
директора лаборатории "Динамические технологии" Александра Богачева.
Ученый принес с собой прибор с труднопроизносимым названием - модульный
прецизионный шумомер. Специалисты знают, что этот прибор датского производства
используется в ответственных измерениях шума. Обмануть сложную и дорогую
технику практически невозможно. Наша задача была предельно проста: замерить
уровень шума у самого обычного бытового телевизора в основной передаче и
рекламной паузе. В том, что пауза окажется громче, никто не сомневался. А вот
насколько - предстояло выяснить нам.
Мы начали свой
эксперимент ровно в 10.30 утра. Сразу оговоримся: хотя прибор сертифицирован,
результаты наших замеров все-таки не могут быть основанием для судебных исков
против изготовителей рекламы. Мы лишь информируем читателя о том, что
происходит со звуком на телевидении. Итак, телевизор марки "Шарп"
включен на серединную громкость. Александр привинчивает к серой коробочке с
дисплеем и кнопками особо чувствительный микрофон и располагается в кресле так,
как смотрит и слушает телевизор обычный человек, - в двух метрах от экрана.
Рекламная
пауза обычно длится от трех до пяти минут. Мы поставили на умном приборе 4
минуты. Это значит, что электроника будет измерять все звуки за это время и
выдавать среднюю (эквивалентную) мощность в децибелах типа А. Тип А - это
значит, что кривая чувствительности прибора совпадает с чувствительностью
человеческого уха. Это как бы "биологические" децибелы. И
обозначаются они дБА.
По первому
каналу шло ток-шоу "Модный приговор". Включили прибор. По истечении 4
минут он выдал результат 58,1 дБА. Тут же началась рекламная пауза. Мы глазам
своим не поверили: 58,2 дБА! Звук на рекламе был почти такой же, как и на
основной программе. Проверьте прибор! Попробуем еще раз! - попросили мы
ученого.
По НТВ шел
очередной сериал. За 4 минуты средний уровень силы звука составил 56 дБА.
Рекламный блок - 56,8 дБА! Удивительное дело! Получается, что сотни тысяч наших
читателей, да что там - вся страна слышит разницу в силе звука рекламной паузы,
а чуткий датский прибор нет.
Испытания
решили перенести на вечерний прайм-тайм. Но и вечерние
результаты свет на рекламную паузу не пролили. По России шел эстрадный конкурс
"Юрмала". Средний звук 59,7 дБА. Первая рекламная пауза - 59,6 дБА!
Вторая рекламная пауза - 58,5 дБА! Это ниже, чем у эстрадников с их неудержимым
смехом и нескончаемыми аплодисментами!
"Первый
канал". Программа "Времена" Владимира Познера. У круглого стола
политики "наспорили" на 61 дБА. Рекламный блок - те же 61 дБА. Мы
совершили 23 замера по разным каналам за два вечера. Невероятно, но все
рекламные блоки по эквивалентной громкости были равны основной передаче или
чуть-чуть превышали ее, что вполне можно принять за погрешность. Неужели
рекламщики не обманывают нас? Воистину: не верь ушам своим!
Хитрые пики
Секрет мы
все-таки разгадали. Рекламный блок действительно громче программ, но не весь.
Пик громкости приходится на первые секунды - уровень шума в этот момент на 3-5
децибел выше. Потом в течение приблизительно 30 секунд звук становится тише.
Именно эта "звуковая дубинка" бьет нам по голове. Слух
перестраивается на большую громкость. Но тут громкость падает, и мы вынуждены
прислушиваться к рекламному звуку. Планка-то уже задана! Одним словом, с
помощью единовременных пиковых значений создатели рекламного блока "приклеивают"
нас к рекламе. У нас создается иллюзия, что весь рекламный блок орет на полную
катушку. А это не так. Считать ли это лукавство преступлением, можно будет
сказать только после того, как будут созданы технические нормативы. Без которых, как мы уже писали, закон о рекламе в этой области не работает.
Рекламные
ролики производят талантливые люди, - говорит Александр Богачев. - Они "раскрашивают"
свое произведение яркими, сочными звуками. Здесь и дикторская речь, и музыкальные
фрагменты, и иные звуки. Рекламный ролик по звуковой насыщенности можно сравнить
с красочным буклетом. А основную передачу - с черно-белой графикой. Неслучайно
дети дошкольного возраста смотрят рекламу словно завороженные, совершенно не
обращая внимания на художественные фильмы или ток-шоу.
Чем лучше звук, тем он громче?
Мы не могли не
обратиться за комментариями к производителям рекламы. Чем ответят они на упреки
в завышении звука?
Все материалы
сдаются исключительно в соответствии с требованиями каналов. И за громкость их
звучания отвечают непосредственно телеканалы. Скорее всего, более громкое
звучание рекламного блока - это просто миф, - заявил музыкальный продюсер
рекламного агентства BBDO Moscow Игорь Медведев. - Единственное замечание:
поскольку ролики идут довольно непродолжительное время по отношению к эфирным
программам, при их создании гораздо больше внимания уделяется качеству сведения
звука. То есть звук делают гораздо более чистым и удобным для прослушивания.
Может быть, именно из-за этого создается впечатление, что рекламный ролик
громче.
Реклама всегда
снимается в современных, хорошо оборудованных студиях. Звук в каком-нибудь
старом фильме, естественно, хуже, чем в рекламе, - соглашается член экспертного
совета ФАС по применению рекламного законодательства Вадим Желнин. При этом он
отмечает, что иногда рекламщики все-таки злоупотребляют отсутствием злополучного техрегламента и делают рекламу громче. А без
этого документа, по словам бывшего физика Желнина, определить критерий, по
которому можно замерять громкость, нельзя.
Господа
чиновники, возьмитесь за технический регламент! А то скоро оглохнем!
Юрий Снегирев, Елена Шишкунова
Финансовые известия, 26.03.2008
Падение звезды
Богатство, честь
в конце концов
Приносят мало счастья,
И жаль мне трусов и глупцов,
Что их покорны власти.
В 1998 году на радиостанциях России замелькал молодой
красивый голос - подзабытый уже лирический тенор. "Кто это? Боже мой,
неужели воскрес Лемешев?".
Может, конечно, дело в том, что мы отвыкли за ельцинские
годы от поставленных голосов вообще, но это всё-таки было явление. Красивые переливы
"Памяти Карузо" на итальянском сразу
врезались в память. А потом мы увидели исполнителя. В него тут же влюбилась вся
страна - таких красивых, чисто русских лиц тоже давно не было. Красивого
русского тенора звали Николай Басков. Про него, конечно, сразу стали
сплетничать, - этим сплетням мало кто верил. Тем более у человека за плечами
Московская консерватория, он поёт Ленского в Большом театре. В опере под
фонограмму не споёшь! А что насчёт более грязных слухов... это всё от зависти, таким всегда завидуют!
Потом была "Шарманка". В песне полтора куплета,
второй переделан из первого, но песню пела вся страна. Мастерство артиста
сделало её хитом. Влекут ли мечты небывалые, Цветут ли цветы запоздалые, Всё
так же рыдает шарманка, В Париже она чужестранка... Потом были другие песни,
сольные и дуэтом. Была Монсеррат Кабалье, сделавшая мальчика с лицом Ивана-Царевича
из русских сказок своим единственным учеником. И была история с партией Альфреда
в "Травиате", когда уже готова была афиша и программки с надписью
"Альфред - Николай Басков"... и он отказался её исполнять.
Впоследствии Зураб Соткилава говорил, что испугался не справиться. Начались
гастроли в России и за границей, отнимавшие всё больше времени.
В 2004 году у руководства Большого лопнуло терпение: что за
дела, человек заключает контракты с европейскими театрами, не ставя в известность
свой родной! Так не делают даже старые артисты, у которых побольше
и заслуг, и званий. Когда он не вышел на сцену главного русского театра ни разу
за сезон, в его трудовой книжке появилась запись об увольнении. Почему-то с
надписью "за неуживчивость в коллективе". С тех пор он пел в опере
только дуэтом с Кабалье, и чаще всего в афишах стояло "концертная
версия". Он никогда не участвовал, к примеру, в ледовых шоу - дескать,
испарения от льда вредны для голосовых связок, а, потея
на тренировках, недолго и простудиться... Других почему-то это не смущало. Он
сам признавал любовь к роскоши (любви, например, к осетрине, при
том, что большинство народа видели её разве что в кино), а отсюда
недалеко до неприязни к любым ограничениям, тем более к жёсткому режиму, к
огромному труду, без которого нет настоящего большого артиста... Всё прощалось
ему за красоту и талант. Всё доставалось ему за красоту и талант. Он думал, что
так будет всегда.
Опять эстрада, опять хиты: "Цветет малина за
окном", "Я буду руки твои целовать", "Ты далеко",
"Отпусти меня"... Может, дело в том, что в России много одиноких,
разочарованных, но мечтающих о счастье женщин? Огромные рейтинги
"мыльных" телесериалов этим и объясняются. Не удалась реальная жизнь,
так хоть в мечтах, в воображении пожить так, как в красивой сказке... Помечтать
о прекрасном принце, которого видишь на экране или на сцене... Басков и стал
таким принцем, тем более Принца в новогоднем мюзикле "Золушка" и
сыграл. То, что принц женат на дочке фармацевтического олигарха и сенатора,
никого не смущало. Наоборот, добавляло в образ положительности. Право на личную
жизнь охраняется законом, и здесь я её не касаюсь. Бог им обоим судья.
В 2006 году Николаю исполнилось тридцать. За полгода до
этого его жена родила мальчика, и без преувеличения вся Россия поздравляла любимого
артиста. Со страниц глянцевых журналов, улыбаясь, смотрела счастливая семья. А
потом страну шарахнули по голове. "Пьяный Басков
откровенничает об отношениях с женой! "Вишневская - ноль в оперном
мире!" Правда о первом продюсере великого
тенора!" Это был не шок - это было не знаю что.
Ну ладно бы кто другой, Шура, например... Расписать подробно густыми
красками в стиле Баркова, как они с супругой счастливы, облить грязью своего
бывшего продюсера, который тебя и вытащил, обозвать нулём женщину, к которой
можно как угодно относиться, но она, в отличие от некоторых, к тридцати годам исполнила
все заглавные оперные партии... Н-да. И вообще,
тенорам пить нельзя! А у него, как говорят, на спиртное аллергия...
Другому бы носа после такого на сцену не высунуть. Спасло
невероятной силы обаяние. В 2007 "Тебе одной" и "Вхожу в
любовь" снова стали хитами. И вдруг на обложке "Комсомольской
правды" - огромный заголовок: "Николай Басков разводится с
женой?!" Человек, продолжавший считать себя оперной звездой, уезжал в Барселону
- снимать клип по мотивам арии "Смейся, паяц, над разбитой любовью".
Это, конечно, было запланировано. Не запланировано было другое - бывший Ленский собрал вещи и съехал с их с женой квартиры. Вкратце
разговоры вокруг этой истории свелись к тому, что 1) бывший тесть его съест, 2)
не спектакль ли это (аукнулось-таки то интервью), 3) не эмиграция ли? Может, он
и в Россию не вернётся, тем паче брат Кабалье теперь его продюсер? Клип сняли.
А Басков пропал. Просто отключил всю связь и исчез. Мелькнул в Киеве и опять
исчез. Не вспомнил ли покушение на Авраама Руссо за год до этого? Кто знает. В
эфире "Русского радио" Андрей Малахов сказал: "Конспирируется -
непонятно даже, где встретит Новый Год!" Конспиратор объявился только в январе.
С объявлением, что накануне Нового года его сорвали в Грецию петь в Салониках
партию Канио в "Паяцах".
На "Паяцы" в зал набилась наша эмиграция - люди
радовались, что наш человек участвует хоть где-то в чём-то заграничном.
Обстановка была такая, что петь и не требовалось - даже если бы наш герой играл
пятый пень слева и ни слова не произнёс, театр рухнул бы от громовых аплодисментов.
Но заключения контрактов с Ковент Гарден, Гранд Опера,
Метрополитен и тем более венской Оперой не последовало...
Об этом успехе дали маленькую заметку только "Твой
день" и ещё пара таких же газет. Рекламу, где наш герой разговаривает с
Таисией Повалий по международной связи, сняли с эфира сразу. Не позвали ни на пятнадцатилетие
Газпрома, где только ленивый не засветился, ни на 23 февраля.
Появлялся он только на Втором канале в силу прямых
рабочих обязанностей - нельзя же постоянно гнать повторы "Субботнего вечера"!
Или тебе деньги не нужны?
Деньги были нужны. После развода он совсем обнищал - всего
лишь снял десятикомнатную квартиру в центре Москвы, там даже сауны нет, представляете?!
Если человеку до зарезу нужны деньги, им начинают
затыкать все дыры - от 8 марта до юбилея "Ералаша". Пока действует контракт
с каналом, никуда не денешься. Наоборот - "Ну возьмите меня", как
умоляла некогда Елена Воробей. Пока берут. В том числе на частные вечера и
корпоративки. Естественно, ария Ленского там не
звучит. В таких случаях есть два выхода - уйти окончательно самому и жить так, как
весь русский народ (а примеров немало - взять хотя бы актеров мюзикла
"Нотр-Дам-де-Пари"), или трепыхаться в
мутном море шоу-бизнеса, стараясь любой ценой удержать то, без чего ты уже не
можешь: славу, деньги, роскошь.
Была надежда, что наш герой выберет первое - от богатой жены
ушёл он, а не она выгнала его. Однажды в "Субботнем вечере" на сцене
с очередным номером стоял "народный артист" Александр Панайотов, а Басков
не видел, что камеру уже перевели со сцены на ведущего,
смотрел на эстраду, и на лице бывшего Ленского было задумчивое, почти тоскливое
выражение. Это длилось всего долю секунды... он повернулся к камере, и передача
покатилась дальше. Он незаурядный актер. Кто видел новогоднее "Королевство
кривых зеркал", где наш герой играл короля Йагупопа, с этим согласится.
Это был не Басков, это был именно король Йагупоп - другое выражение лица,
другой голос, другие манеры... Но слух о том, что его пригласили сниматься в
кино, так и не подтвердился.
В последнее время в газетах появляются очередные сплетни -
его видели с какой-то неизвестной, он живет с гримершей, на показ к Юдашкину заявился в обществе Оксаны Федоровой... И ничего лучше не
нашёл, как подойти к беременной, прижаться к её животу и заявить, что будущий
ребёнок - его фанат! Только чтобы не забывали, чтобы говорили о нём - неважно,
что и как, плохой рекламы не бывает!!! Он призывает: "Голосуйте за то,
чтобы на Евровидение поехала Евгения Отрадная!". Ежу понятно, что за
поездку бились не певцы, а продюсеры, используя разные методы...
А в тот же день, когда шёл этот "отборочный
концерт", показывали другой концерт - Александры Пахмутовой. Одну за другой
песни, "Беловежскую пущу", "Девочку Грёзу" и "Русский
вальс", исполнил солист "Новой Оперы" Дмитрий Корчак. Ему тоже в районе тридцати, он тоже начинал в Большом... и его
пытались сделать "вторым Басковым", но не захотел он сам. Последние
два года он поёт в Лондоне и Париже, но важно даже не это. Важно то, что он пел
чище и глубже, намного лучше, чем бывший Ленский в те времена, когда был в расцвете
славы. Незаменимых нет!
Я не знаю, чем закончатся попытки моего героя удержаться на
плаву. Но это и не имеет значения. Его не за что больше обожать, им не за что восхищаться.
Он деградировал, докатился до того, что ниже падать уже некуда. Даже его
красота теперь - в основном заслуга гримера. Он родился русским, но быть им не
захотел - предпочёл попсовую звёздность. И потерял себя - навсегда.
Елена Буданова