Журнал «Золотой Лев» № 146 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

А.В. Цыганков

 

Подешевеет ли нефть?

 

Что будет с ценами на нефть? Что по этому поводу говорят эксперты? Например, первый заместитель директора-распорядителя Международного валютного фонда Джон Липски предрекает устойчивый рост цен на нефть примерно 5% для мира в целом (в газете "Московские новости", 8-14 июня 2007, № 22 (1389)). Впрочем, Нобелевский лауреат по экономике П. Самуэльсон предостерегал коллег: предсказывайте все, кроме цен. Слепо верить "экспертам" опасно: поверили в начале 1990-х "гарвардским мальчикам" - до сих пор последствия чувствуются. Эксперт может ошибаться, может врать, так что, если есть возможность, лучше рассчитывать на себя. Поэтому нам будет полезно посмотреть, как менялось значение нефти для цивилизации (и, соответственно, цены на нее).

Нефть известна людям с незапамятных времен. Сначала она использовалась как топливо, как средство для освещения, как лекарство. Считают, что она входила в состав греческого огня. Но широкого распространения не получила. Есть нефть в доступе - хорошо, нет - тоже ничего страшного.

Первый переворот в отношении цивилизации к нефти произошел в середине XIX века. Шла промышленная революция. Все больше людей переходили от сельского труда, труда на открытом воздухе, к промышленному труду, к труду в закрытых помещениях. Им требовалось освещение, хорошее и дешевое. Старые добрые свечи, лучины, сальные плошки не могли обеспечить потребности в качественном освещении, а лампу накаливания, лампу дневного света и диоды еще не изобрели. Лучше всего для освещения подходили китовый жир (ворвань) и "керосин" - продукт переработки каменного угля. Стоили они дорого. Так, ворвань - $2,5 за галлон (американский галлон - 3,78543 л), то есть $105 за баррель (нефтяной баррель - 158,988 л). Когда выяснилось, что нефтяной керосин подходит для освещения не хуже ворвани и что нефть можно добывать из скважин, в отношении человечества к нефти произошел переворот. В США началась нефтяная лихорадка. Скачки цены на нефть были огромны: $4 за баррель - в 1862, $7,25 в 1863, $2,40 в 1867 ... $0,40 в 1886, $0,15 в 1887 (здесь и далее данные из книги Д. Ергина "Добыча". Все цены даны для соответствующего времени, то есть без пересчета в современный масштаб). Напомним - нефть всё ещё была только средством освещения и, частично, отопления.

Начинаются работы над двигателями внутреннего сгорания - и в число потребителей нефти входят бензиновый и дизельный двигатели. Завершил этот переворот - второй по счету за полстолетия - переход сперва английского, а затем и всех остальных военных флотов с угля на нефть. Это произошло в 1910-х годах.

В дальнейшем потребление нефти только нарастало - в связи с распространением двигателя внутреннего сгорания. Цена колебалась сильно, но ведь и время было какое - две мировых войны, не говоря уже о локальных конфликтах и всеобщей гонке вооружений. В 1916 нефть стоила $1,20 за баррель, в 1920 - $3,36. Потребность в нефти росла непрерывно - но также непрерывно открывались новые месторождения. Без кризисов не обходилось. В начале 1930-х в Техасе нефть шла по $0,10-0,15 за баррель при себестоимости $0,80. В поиске нефти все шире (с 1940-х) используется сейсморазведка, в 1960-х - спутниковая разведка. Так что цены продолжали колебаться и вверх, и вниз: $2,50 в конце 1940-х, $1,80 в 1959, $2.90 в 1969; в 1973, во время ближневосточного кризиса, нефть резко подорожала - цена на нее колебалась от 8 до 23 долларов за баррель; в 1980-81 - $32-34. Понимая, что полностью с нефтяной иглы слезть не получится, мир стал пытаться обойтись без нефти везде, где только это возможно. Увеличилось производство газа, атомной энергии; в современном Китае до 50% электричества вырабатывается электростанциями, работающими на каменном угле. Встал вопрос об энергосберегающих технологиях. К середине 1980-х цена на нефть упала ($6-10 в 1985). Но это было последнее падение цен на нефть - с тех пор она только росла. После событий 1991 года в СССР погибла потреблявшая нефть промышленность, и нефть пошла за рубеж - но это не привело к снижениям цен (одновременно показав значение русской нефти в масштабах мировой экономики). На 2008 год министерство энергетики США планирует среднюю цену $85 за баррель, а мировой спрос увеличится на 1,6%.

Нефть сейчас используется только там, где она незаменима, - но и в этих областях её потребление растет, не может не расти. Дело в том, что 95% нефти потребляют автомобили. А современная индустриализация третьего мира - одно из последствий глобализации - обеспечивается именно автомобилем.

Именно так - индустриализацию Англии в XVIII веке обеспечивал водный транспорт (каналы); индустриализация XIX-XX веков - Северной Америки, Японии, Европы (и России), частично Китая - проходила с опорой на железнодорожный транспорт; современная индустриализация - в Китае, Индии, Латинской Америке - завязана на автотранспорт. А автотранспорт без нефти невозможен.

Действительно, были попытки создать паровые автомобили - но если в БСЭ 1950-х дана фотография такого автомобиля, то в БСЭ 1977 - только скупые строки о том, что вот, дескать, пытались когда-то... Были попытки заменить нефть газогенераторными установками или искусственным топливом. Единственная страна, делавшая искусственное топливо в значимых масштабах, - это Германия во Вторую мировую. Великобритания, не имевшая собственной нефти, но имевшая возможность ввозить ее из США, не производила своего искусственного топлива - хотя танкерам угрожали немецкий флот и авиация, все равно ввозить горючее было дешевле и проще, чем синтезировать. Заменители нефти - газ, метиловый и этиловый спирты, метилтретбутиловый эфир - неудобны в обращении, токсичны и обладают меньшей, чем нефтепродукты, энергетикой (двигатель на них теряет мощность).

Так что падать ценам на нефть нет необходимости: чем дальше, тем больше она будет востребована - и легковым автомобилем "золотого миллиарда", и грузовиком новоиндустриальных стран. Это с одной стороны. С другой - открытия новых больших месторождений уже не предвидится. Так что производители цену нефти понижать не будут.

А как относятся к высоким ценам на нефть потребители? Ответ как будто очевиден - потребителям не хочется покупать продукцию по высоким ценам, им хочется покупать ее по низким ценам. Но иногда бывает так, что нужная всем продукция стоит дешево, и ее покупают все, сметая с прилавков, что в итоге оборачивается дефицитом. Вспомним - не так давно, в период горбачевского дефицита, покупатели сами требовали от государства введения свободных высоких цен взамен низких фиксированных, чтобы избавиться от дефицита. Нефть сейчас нужна всем. Потреблять ее теперь тоже могут все. Если еще лет 30 назад индустриальное общество ("постиндустриализм", "информационное общество т.д. - игрушки философов и социологов, с реальностью эти термины почти не связаны) было только в СССР, Японии и странах Запада, то сейчас уже весь мир или индустриален, или скоро будет таковым. Пока в третьем мире не было автомобиля, нефть ему была не нужна. Но индустриализация третьего мира - результат глобализации - привела автомобиль в третий мир. Теперь третий мир тоже нуждается в нефти. Так что США и ЕС высокая цена на нефть полезна - дорогая нефть достанется тогда им, а не Индии и Китаю.

Кроме того, нефтепроизводители получают за нефть доллары; буквально революцией выглядит переход с оплаты в долларах на оплату в евро. Но ведь США и ЕС - как раз и являются производителями соответствующих валют. Сколько надо - столько и напечатают. Так что им бояться нечего и желать падения цен на нефть нет смысла.

Если и производителям, и потребителям высокая цена на нефть выгодна, с какой стати цене на нефть падать? В этих условиях она может либо оставаться на месте, либо расти. Колебания цены в XXI веке, разумеется, возможны, и финансовые спекулянты еще наварят на этом немало миллионов, но ни долговременное падение цен на нефть, ни такие колебания, как в XIX и XX веках, - невозможны.

Последний и самый слабый аргумент: нефть может подешеветь из-за "усилий биржевых спекулянтов". Вот это точно невозможно. Спекулянты оперируют виртуальными и полувиртуальными вещами - курсами валют и акций, а не реальными товарами. Нефть - реальна. Акции нефтяной компании могут упасть в цене; но стоимость нефти при этом не упадет.

Ну а что произойдет, если вдруг "золотой миллиард" обанкротится, не сможет больше быть столь жадным потребителем нефти?

Можно долго фантазировать на эту тему, но важнее другой вопрос: что произойдет, если Индия или Китай сядут на легковой автомобиль? Техническая возможность у них для этого есть. Раньше не было, теперь - есть. Вряд ли в обозримое время количество автомобилей на семью в Индии будет таким, как в Индиане; но, как это уже давно поняли на Западе, сингхов больше, чем смитов - относительное потребление энергоносителей в Индии и Китае, может быть, будет меньше, чем на Западе, но абсолютное - будет гигантским.

Возможна ли альтернатива нефти как энергоносителю, замена для нее - но не хуже, чем она, не суррогат вроде "биоэтанола" или растительных масел - а замена адекватная или даже превосходящая ее?

Такая замена возможна, но в ближайшее время - маловероятна. Замена нефти - это переход с двигателей сгорания на топливные элементы (работающие на спирте, или на аммиаке, или на каком-либо ином возобновляемом топливе). Они экономичны, экологически чисты, они могут давать КПД вдвое больше, чем лучшие двигатели внутреннего сгорания (80-90% против 30-40%). Этот переход по своему месту в истории человечества будет сравним с переходом от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию - и это будет совсем другая цивилизация. Смена цивилизационного типа никогда не проходит бескровно и всегда сопровождается физическим уничтожением прежних элит. Богатые и сильные - те, кого устраивает наша цивилизация, - будут оттягивать этот переход до тех пор, пока нефть, пусть даже самая труднодоступная, не будет выкачана до последней капли. Мнением бедных и слабых, как водится, интересоваться не будут.

Так что пока живет наша цивилизация, нефть не потеряет актуальность и не подешевеет. Интерес мирового сообщества к российской нефти не пропадет никогда, и поэтому мировое сообщество поддержит любой режим, который будет способен обеспечивать стабильность поставок

 

Дуэль 18.03.08


Реклама:
-