Журнал «Золотой Лев» № 151-152 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

М. Калашников

 

Как вырастить национальную элиту[1]

 

 

Осуществить переход страны на инновационную модель развития и покончить со статусом РФ как сырьевого придатка могут только люди особого склада. Ковкой таких кадров необходимо заниматься немедленно, работая с детьми и молодежью. Таков лейтмотив выступления на недавнем Всемирном Русском Народном Соборе генерал-майора Александра Владимирова — председателя Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадетов России», видного военного эксперта и аналитика. Мы побеседовали с ним впоследствии, и разговор получился интересный.

 

Кто способен ответить на вызов?

 

— Правда жизни такова, что Россия будет существовать в суровых условиях, — считает Александр Иванович. — Во-первых, в условиях агрессивного цивилизационного противостояния (вплоть до вооруженной борьбы) с цивилизациями Запада, Востока и Юга. В контексте непрекращающихся и масштабных попыток США любыми способами разрушить Россию как своего единственного геополитического соперника, способного уничтожить Америку. Мы будем жить в условиях глобализации, гонки инноваций, торжества насильственно насаждаемых «ценностей рынка и демократии» и двойных стандартов, полного паралича международного права и его основных институтов, силового «беспредела» сильных мира сего, организованной преступности и полного подавления транснациональными корпорациями правительств государств своего основания и дислокации. Придется жить и работать в мире диффузии этносов и рас, утраты национальной идентичности основными нациями мира, роста разного рода напряжений во внутренней жизни нации. Наконец, нам предстоит познать все «прелести» периода национального демографического провала, и так далее…

При этом нужно констатировать, что Россия — не часть глобального рынка, а самодостаточная часть человечества, идущая своим путем. Поэтому она обречена развиваться практически в одиночку, в условиях недружественного окружения, и не имеет права на слабость и отставание. Другими словами, инновационное развитие России является совершенно безальтернативным, что должно стать главным делом сегодняшнего молодого поколения — завтрашних управляющих страны. Это значит, что нагрузка на это поколение (и на все следующие поколения сегодняшних «молодых») будет огромной, и деваться ему, этому поколению, будет некуда. Надо будет работать и за себя, и «за того парня». В свою очередь, это значит, что молодые поколения граждан России должны целенаправленно воспитываться в мобилизационной парадигме (базовой схеме) и быть готовыми жить и трудиться в мобилизационном режиме, а при необходимости — и воевать за Отечество с оружием в руках.

Такие объективные условия национального бытия предполагают, что одной из главных и срочных задач должно стать надлежащее воспитание молодых поколений граждан России, способных, готовых и желающих нести такие нагрузки, и видеть в этом свой высший долг…

Генерал Владимиров — сторонник «ковки» не наследственной аристократии с жестко заданными программами жизни и карьеры, а людей с соответствующими волевыми и интеллектуальными качествами. Им нужно давать не жестко заданную теми или иными параметрами подготовку (мир слишком быстро меняется), а широкие знания, совмещенные с суровой мужской воинской подготовкой. Необходимо выпускать в мир людей, обладающих самодисциплиной, волей и целеустремленностью, одухотворенных патриотизмом и не боящихся брать на себя ответственность за судьбоносные решения. Такие люди смогут обнаружить и применить инновации, ибо обладают смелостью мышления и волей к возрождению России.

И тут не надо открывать Америку. Давно существует уникальная русско-советская «технология»: кадетские корпуса, суворовские и нахимовские училища. Вопреки мнению либеральных профанов, они могут готовить не тупых «солдафонов», а инновационную элиту. Выпускник закрытых воинских школ может стать не только военным — по своим качествам он готов пойти во многие другие сферы деятельности. Обладающий развитым интеллектом и морально-волевым «стержнем», бывший кадет выгодно отличается от «постиндустриальных слизняков» - безвольных, психически неуравновешенных, подверженных порывам сиюминутных страстей, не умеющих терпеть лишения. Нужно лишь усовершенствовать отечественную технологию «ковки кадров».

Увы, пока этого в РФ никто не делает. Наоборот, норовят разрушить имеющийся задел.

 

Образование без воспитания - нонсенс!

 

— Позволю себе напомнить цитату из словаря. «Воспитание — целеустремленное и систематическое воздействие на воспитуемого, с целью формирования у него определенного мировоззрения, нравственного поведения, выработки определенных черт характера и воли, привычек и вкусов, развития определенных физических свойств, умственных способностей и т. п.» Наверное, не надо убеждать кого-либо, что воспитание без образования ущербно и опасно, как ущербно и опасно образование без воспитания, — считает генерал Владимиров. — Тем не менее, внимательное изучение имеющихся документов, связанных с формированием так называемого государственного образовательного стандарта, и, что самое главное, анализ самого государственного стандарта полного среднего и профессионального среднего образования выявил практически полное отсутствие государственных подходов к воспитанию молодых поколений россиян, учащихся и всех участников образовательного процесса в качестве полноценных граждан Российской Федерации!

Во всех государственных образовательных стандартах совершенно отсутствует четко прописанный воспитательный аспект образования, не даны направления и критерии воспитательного процесса как имманентной части системы национального образования.

В пояснительных записках Минобрнауки РФ к концепции государственного образовательного стандарта и концепции основного общего образования цели воспитания упомянуты без раскрытия их сущностных основ. Их реализация предполагается исключительно за счет большего внимания образовательных учреждений к расширенному изучению ряда гуманитарных дисциплин. Наши попытки найти ответы на эти явные ошибки у работников Минобрнауки РФ не закончились ничем позитивным, а также их отсылками на «воспитательную роль семьи, школы и общества». Однако эти отсылки — неудовлетворительны, ибо они никакой организационной, системной и государственной идеологической основы под собой не имеют, и являются скорее «декларацией о несбывшимся», но не правдой жизни…

Владимиров убежден: кроме образовательного, нужен еще и воспитательный стандарт. Иначе мы не сможем создать инновационной, патриотической и волевой элиты. В самом деле, 14 февраля нынешнего года президент В. Путин заявил, что «изменить к лучшему качество управления государством сможет только та управленческая элита России, которая будет соответствующим, то есть принципиально иным, инновационным образом подготовлена, то есть — образована, воспитана, социализирована и отобрана, и чья служебная карьера, целиком зависящая от качества и достижений ее службы государству, будет под постоянным контролем своих коллег и всего российского общества».

Где готовить таких людей? Прежде всего — в кадетских корпусах.

 

О чем говорит исторический опыт?

 

По словам А.Владимирова, все великие исторические достижения России связаны с успехами ее государственного управления, а все ее неудачи — с отсутствием оного. Когда Российская империя перешла к системе воспитания своей государственной элиты с детства в кадетских корпусах и лицеях, то скоро на государственной службе стали появляться выдающиеся деятели. Например, канцлер Горчаков. Или полководцы: Румянцев, Кутузов, Брусилов, Дорохов, Корнилов, Каледин. Можно вспомнить адмиралов — воспитанников закрытых корпусов: Ушакова, Сенявина, Нахимова, Макарова, Колчака. А еще — поэтов и писателей: Пушкина, Достоевского, Даля, Бестужева, Куприна. Кадетами или гардемаринами были композиторы Римский-Корсаков, Мясковский, Скрябин. Ими были великие русские мореплаватели Лазарев, Беллинсгаузен, Крузенштерн. И даже выдающиеся живописцы Верещагин, Федотов, Ярошенко тоже воспитывались в учебных заведениях лицейско-кадетского типа.

— Эта система подготовки национальной элиты имела несколько своих родовых черт, — поясняет Александр Владимиров. — Она воспитывала будущих государственных деятелей с детства в нравственной строгости. Образование носило широкий гуманитарный характер и развивало ответственность, способность принимать обоснованные и своевременные решения, быть лидером. Она взращивала несомненный личный патриотизм каждого воспитанника. Все ее питомцы служили Отечеству на военном или гражданском поприще. И именно это дало России великое прошлое.

Советская система, применив этот опыт, тоже поначалу создала прочный фундамент профессионального управления в армии и других силовых структурах. Однако она совершенно упустила из поля зрения необходимость подготовки государственных гражданских служащих, то есть тех самых чиновников гражданской государственной службы (бюрократов), которые своим трудом и несут крест управления государством на местах. Этот явный пробел лишь частично был компенсирован системой партийной учебы и партийной кадровой политики.

Важно отметить, что Россия исторически никогда не решала проблему подготовки своей элиты на принципах и основах рынка, а всегда и только - на принципах служения.

Но трудные времена России как государства наступали тогда, когда основа ее правящей элиты — дворянство — переставало служить Отечеству, «не щадя живота своего», и становилось стадом сытых рантье…

 

Школа будущих лидеров

 

К сожалению, в РФ существует система подготовки молодежи только к профессиональной военной службе. Аналогичной системы для подготовки гражданских государственных управленцев нет.

— Редкие региональные институты государственной службы и Академия государственной службы при Президенте России не способны восполнить недостаток государственных управленцев, особенно в нижнем и среднем звене, так как их просто неоткуда брать, — доказывает генерал Владимиров. — Поэтому этот важнейший управленческий слой комплектуется зачастую людьми со стороны, в основном - теми, кто хочет заработать на прерогативах своей государственной должности. Попросту говоря, в госаппарат идут желающие воровать и брать взятки.

Кроме того, существующее положение вещей в этой сфере лишает смысла саму государственную службу, так как сегодня на ней нельзя сделать нормальную служебную карьеру. Практически весь высший эшелон власти — политические назначенцы; средний эшелон, как правило, — их выдвиженцы, а профессиональный слой специалистов гражданской государственной службы младшего уровня обеспечен кадрами крайне слабо.

Центр и регионы России еще не доросли до того, чтобы сформировать свой собственный федеральный и региональный госзаказ на специалистов государственной службы младшего и среднего уровня, и, несмотря на явную потребность в них, не создают необходимую учебную инфраструктуру. Такое положение дел сегодня закладывает большие проблемы для РФ в будущем. Представляется очевидным, что современная Россия должна использовать блестящий исторический опыт воспитания своей национальной элиты, которая специально и тщательно отбиралась, обучалась и воспитывалась государством с детства в системе кадетских корпусов.

Основным источником формирования управленческого ресурса России должна стать национальная система подготовки государственных служащих, на начальном этапе состоящая из суворовских и нахимовских училищ и кадетских корпусов. Последние принадлежат системе Минобороны и других силовых структур (23 учреждения). Существует также система кадетских корпусов Минобразования и субъектов РФ (более 80 заведений).

По подсчетам содружества выпускников суворовских и нахимовских училищ (работающих с 1943 г.), они выпустили в свет более ста тысяч питомцев. Из них вышли 65 Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда и Героев России. Из среды бывших суворовцев и нахимовцев происходит секретарь Совета Безопасности РФ, 3 министра правительств СССР и РФ, 4 заместителя министра обороны, более 20 командующих войсками военных округов и их заместителей, свыше 1000 генералов. Из советского «кадетства» вышли более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня, 2 академика, около 500 докторов наук, около 10 народных артистов СССР и России[2]. «Суворовско-нахимовская» система воспитала целую плеяду известных творческих работников, более 30 чемпионов и призеров олимпийских игр, многие десятки чемпионов мира и тысячи мастеров спорта. Ни одна другая национальная система обучения и воспитания граждан нашей страны не дала таких выдающихся результатов в чистом виде.

Однако сегодня отечественная суворовская школа попала в сложное положение: материальная база изношена, преподаватели превратились в нищих, статус училищ стал расплывчатым, а предназначение — неясным. Нет соответствующих образовательных стандартов ни у государства, ни у Минобороны.

— В существующем виде суворовские и нахимовские училища функционировать не могут, — говорит А. Владимиров. — Нужна их серьезная реформа…

Дело в том, что с 1992 года параллельно с суворовскими училищами в РФ стали создаваться кадетские корпуса. Их учреждали и Минообороны, и МЧС, и МВД, и Минобразования, и казачьи объединения, и пограничные войска, и региональные и муниципальные власти. В итоге получился «винегрет»: дикая мешанина программ воспитания и обучения, разные стандарты финансирования и материально-технической подготовки. Зачастую и воспитатели таких кадетских корпусов — случайные люди, не имеющие соответствующего образования. В итоге недопустимо отличаются качество и уровни образования.

Кроме того, в РФ нет и юридических основ для жизни и работы кадетских корпусов. Закон РФ «Об образовании» вообще не содержит такого понятия, как «кадетский корпус», зная только «школу-интернат». В стране нет единого органа, координирующего и контролирующего учебные заведения, называемые себя «кадетскими». Нет центра, который давал бы лицензию на право называться «кадетским», как нет системы подготовки воспитателей для учебных заведений такого типа. Между тем давно пора унифицировать корпуса и суворовско-нахимовские училища, создать единую и дееспособную систему образования/воспитания.

Тем не менее кадетские корпуса даже в их нынешнем виде пользуются большой популярностью. Родители хотят отдать туда детей, прекрасно понимая, что нужно воспитать из мальчиков настоящих мужчин, а не безвольных лоботрясов и бездельников. Например, в Москве — 16 кадетских корпусов с конкурсом в сорок претендентов на место.

— Системы кадетского образования в национальном масштабе не существует ни в правовом, ни в организационном отношениях, — продолжает генерал Владимиров. — Уверен, что реформирование системы суворовских училищ и кадетских корпусов должно привести к строительству национальной системы начального профессионального образования государственной (военной и гражданской) службы. Это дело должно стать самостоятельным национальным проектом, возглавляемым президентом РФ.

Кадетское образование должно стоять на платформе широкого гуманитарного общего среднего образования совместно с началами образования профессионального. При этом можно создавать корпуса и федерального, и регионального, и муниципального значения…

 

Кузницы национальных кадров

 

Владимиров и его единомышленники предлагают создать стройную систему ковки национальных управленческих кадров, сделав кадетские корпуса первичной ступенькой госслужбы, начальной профессиональной школой для офицеров и чиновников. Такая система открыта для всех талантливых и упорных ребят из всех слоев общества, бедных и богатых. Она выполняет ту же роль, что и британские закрытые школы, но она гораздо демократичнее. В ней выковываются умные патриоты, создается внесословное национальное единство: ведь сыновья и богачей, и бедняков в кадетском корпусе едят из одного котла, бегают по одной и той же полосе препятствий. И далее в жизни они составят общность.

Из кадетских корпусов не выходят готовые чиновники или военные командиры. Нет, выпускники должны еще продолжать обучение, специализироваться в избранном направлении, перенимать опыт у профессионалов, учиться в реальном деле. Вчерашние кадеты вольны выбрать и другие стези, помимо службы государству: их образование и морально-волевая закалка позволяют делать это. Однако обучение юношей должны оплачивать ведомства, нуждающиеся в молодых кадрах — МО, МВД, МЧС, ФСБ, «Российские железные дороги» и т. д. По мнению Владимирова и его единомышленников, кадетское образование обеспечивается:

— специальным правовым полем;

— собственной системой органов кадетского образования федерального уровня;

— собственной системой подбора, подготовки и назначения кадров воспитателей, преподавателей и командующего состава;

— собственными государственными образовательными и воспитательными стандартами, положениями, регламентами и статусами, а также специальными сертификационными (лицензионными) критериями;

— собственными программами, учебниками, учебными пособиями и учебной материальной базой;

— специальными экономическими и правовыми условиями, обеспечивающими безусловную престижность обучения и работы в системе.

В основы новых регламентов должна закладываться система существенных привилегий как для преподавателей, воспитателей и командования КК, так и для выпускников КК и СВУ при их поступлении на государственную службу, и так далее.

Думается, именно так мы имеем шанс вырастить национально ориентированную и подлинно инновационную элиту. Альтернатива? Нашествие во власть случайных, алчных субъектов, которые навсегда законсервируют РФ как «сырьевой окорок», а власть превратят в источник получения легких и быстрых денег.

Опыт истории говорит, что управление государством не сводится к чистой коммерциализации. Более того, оно требует служения политическим идеалам и, зачастую — аскетизма в стартовом периоде во имя будущего успеха. Чистый капитализм не любит прорывных инноваций. На сугубо рыночных принципах (вернуть затраты как можно скорее!) не были бы созданы ни реактивная авиация, ни электроника, ни компьютеры, ни атомная энергетика и космическая техника, ни Интернет. Все это породили энтузиасты-патриоты, понимавшие, что вложение в неизведанное и невиданное ранее способно принести колоссальный эффект много лет спустя, обогатив тот же частный бизнес.

Только люди, вдохновленные великой идеей национального возрождения, способны, придя во власть, обеспечить русским великое инновационное Будущее. Лишь такая элита способна понять, что сегодня нужно вложить деньги в команды смелых разработчиков, а не в очередные нефтескважины или помпезные олимпийские объекты. Именно в этом и кроется подлинное инноваторство. Здесь — русский асимметричный ответ на западную финансовую и технократическо-научную мощь. Ибо все начинается с подготовки «решающих кадров». Нынешние чиновники и олигархи РФ не в силах обеспечить нам качественного прорыва в развитии. Необходимы новые люди во власти. Завтра они должны обеспечить эпохальные инновации в энергетике, транспорте, нанотехе, в образовании, в создании человеческого капитала наивысшего качества, в общественном устройстве и экономике. Уже ясно, что единственный шанс России — это создание того, чего не делал еще никто в мире.

Национальный проект «Кадетский корпус» необходим нам, как воздух.

 

rpmonitor.ru

KM.RU, 25.04.08; 2.05.08.



[1] Заголовок уточнён редакцией «Золотого льва».

[2] К сожалению, эти числа ничего не доказывают. И кстати - СССР и Россия - это одно и тоже с политической точки зрения (прим. ред. ЗЛ).


Реклама:
-