Журнал «Золотой Лев» № 151-152 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

В.Н. Ильин,

профессор, доктор технических наук,

заведующий кафедрой

 

Чем больше свободы…

Второе начало термодинамики как основа анализа социальных явлений

 

При рассмотрении обозначенной в заголовке темы будем исходить из аксиомы, что Общество есть продукт и часть Природы. Следовательно, для анализа основных закономерностей общественных явлений нужно использовать самые общие, фундаментальные законы Природы. Такими законами являются начала термодинамики.

Второе начало и энтропия. Как известно, под началами термодинамики подразумевают закон сохранения количества энергии при её взаимопревращениях (первое начало), закон сохранения направления изменения качества (работоспособности, организованности) энергии в сторону деградации (второе начало), закон начала отсчёта процесса деградации (третье начало), а также относительно недавно сформулированный закон синергетики – самопроизвольной самоорганизации энергии, рассматриваемый сейчас как четвёртое начало. Далее будем рассматривать социальный смысл только второго начала.

Второе начало термодинамики имеет множество формулировок, но суть всех формулировок одна: неотвратимый естественный рост особой величины – энтропии, характеризующей организацию сущностей. Организация любой сущности – это способ её существования. Энтропия сущности есть мера разнообразия способов её существования, то есть способов организации. Количественно энтропия сущности пропорциональна логарифму числа способов её существования (закон Больцмана). Чем их больше, тем выше энтропия.

Энтропия и энергия. Понятие энтропии тесно связано с другим фундаментальным понятием – энергией. Энергия – общая мера различных форм движения и взаимодействия сущностей. Энергию любой материальной сущности можно условно разделить на две составляющих: свободную и связанную. Свободная энергия – это та часть всей энергии, которая способна к совершению работы. Связанная энергия к совершению работы непригодна.

Энтропия пропорциональна величине связанной энергии. При преобразованиях энергии из одного вида в другой её общее количество, в соответствии с первым началом, сохраняется постоянным, но изменяется её качество, характеризуемое соотношением между свободной и связанной энергиями. Второе начало термодинамики утверждает, что в закрытых системах процессы преобразования энергии идут в сторону роста связанной энергии, а следовательно, и энтропии. При этом свободная составляющая энергии уменьшается. Можно сказать, что свободная энергия находится в конфликте с энтропией: чем меньше одна, тем больше другая. В связи с этим свободную энергию часто называют отрицательной энтропией, или негэнтропией, хотя это не совсем корректно, поскольку размерности энтропии и энергии различны.

Три основных свойства энтропии. Основные свойства энтропии можно сформулировать на самом простом и понятном примере – диффузии одинаковых, но пронумерованных молекул газа через отверстие в перегородке, разделяющей некоторый замкнутый объём на две равные половины. Рассмотрим простейший случай из четырёх одинаковых молекул с номерами 1, 2, 3 и 4. Пусть в начале диффузии все четыре молекулы находятся в одной, например, левой половине объёма. Такое состояние (1,2,3,4) в одной половине и отсутствие молекул в другой – единственное, и его энтропия, как мера количества возможных состояний, минимальна. В конце диффузии молекулы распределятся по половинам объёма наиболее вероятным способом – по две молекулы в каждой половине: (1,2) и (3,4), или (3,4) и (1,2), или (1,4) и (3,2) и т.д., поскольку, как легко подсчитать, число таких состояний – 6 – больше числа любых других состояний. Следовательно, энтропия данной сущности – способа распределения молекул по объёму – возросла. Этот рост иллюстрирует первое свойство энтропии: в закрытых системах энтропия всегда неотвратимо растёт. Оно выражает суть второго начала термодинамики.

Второе свойство энтропии: рост энтропии означает ликвидацию различий. В нашем примере с ростом энтропии ликвидировалось различие в количестве молекул в разных половинах объёма. Ликвидация различий – это хорошо или плохо? Для ответа на этот вопрос свяжем понятие различия с понятием способа организации. Способ организации любой сущности – это совокупность взаимосвязанных и целенаправленных различий. Чем значительнее уровень различий, тем выше способ организации сущности. Различие – это то, что обеспечивает целенаправленное существование любой сущности. Цель этого существования – уменьшение различий. Нет различий, значит, нечего уменьшать, нет цели. Если сущность – некая система, её существование в отсутствие различий бесцельно.

Представление системы как совокупности целенаправленных и взаимосвязанных различий приводит к более глубокому пониманию такого важного явления, как системный кризис. Система – это организация, в которой роль различий играют взаимосвязанные подсистемы, выполняющие различные функции, направленные на достижение единой цели. Ликвидация различий в результате роста энтропии – это ухудшение или прекращение выполнения подсистемами своих функций, нарушение связей между подсистемами, потеря управляемости ими со стороны главной, управляющей подсистемы, связующей подсистемы в систему. Это и есть системный кризис. Таким образом, в термодинамическом понимании системный кризис любой организации означает значительный рост энтропии этой организации, её деградацию.

На протяжении прошлого столетия наша страна претерпела три системных кризиса. Первый, произошедший в царской России, все подсистемы которой полностью деградировали, привёл к 1917 году. Вторым системным кризисом, то есть всплеском энтропии, можно назвать состояние СССР к моменту его развала, так как перестали нормально функционировать его основные подсистемы – обюрократившаяся общественно-политическая, низкопроизводительная экономическая и в первую очередь дискредитированная идеологическая. Третий системный кризис, кризис нынешней России, более глубокий – это деградация даже не крупных подсистем, а нарушение человеческих связей, атомизация населения на уровне отдельных личностей. Россия сейчас находится на самой глубокой ступени системного кризиса, близкой к максимуму социальной энтропии.

Третье свойство энтропии: чем больше свободы, тем быстрее растёт энтропия. В самом деле, скорость роста энтропии – это скорость появления разнообразных способов организации сущностей, а свобода способствует этому появлению, ускоряет рост числа способов организации. Это означает, что чем больше свободы, тем быстрее низкоэнтропийные сущности превращаются в высокоэнтропийные. В нашем примере с молекулами скорость роста энтропии зависит от размера отверстия в перегородке между половинами объёма: чем он больше, тем больше свободы для диффузии молекул через отверстие, тем быстрее молекулы распределяются по объёму наиболее вероятным способом – по две в каждой половине, тем быстрее растёт энтропия.

Третье свойство энтропии можно рассматривать не только с физических, но и с социальных позиций, связанных с понятием прав человека и политической свободы в обществе. Так, совсем недавно, 20 апреля, в воскресной телепередаче В. Соловьёва её участник, сравнивая низкий уровень искусства в нынешней бесцензурной России и высокий в СССР с его ограничениями свободы творчества, отметил, что, как показывает это сравнение, чем больше у художника свободы, тем хуже он творит. Обобщая, можно сказать, что свобода – это необходимое условие для роста энтропии, ликвидации различий и, следовательно, разрушения любой сущности, в том числе и человеческой. Чем больше свободы, тем труднее человеку и обществу сконцентрировать свои способности и энергию на достижении определённой цели, ибо свобода препятствует концентрации. Парадоксально, но из второго начала следует, что неограниченная свобода – враг творчества. Высокое творчество требует от автора сосредоточенности (низкой энтропийности) и самоограничения свободы.

Политический синоним свободы – демократия. Чем более демократична политическая система, тем больше возможностей, свободы она предоставляет для создания разнообразных политических, экономических и других институтов – партий, общественных объединений и движений, форм собственности, способов управления и т.д. Чем больше скорость появления новых способов существования политической системы, тем выше скорость роста её энтропии. Таким образом, демократия – чрезвычайно высокоэнтропийная политическая система, отличающаяся от других систем высоким уровнем производства политического, экономического и другого многообразия и, значит, энтропии.

Термодинамическая деградация идей. Ещё одно важное социальное проявление второго начала термодинамики состоит в том, что рост энтропии вызывает деградацию не только материальных сущностей, но и идей. Идею можно рассматривать как некую идеальную сущность, идеализированную модель материальной сущности. В момент генерации идеи её автором она выражена единственным способом и её энтропия минимальна. Но как только идея становится общественным достоянием и начинает обсуждаться, особенно в кругах интеллигенции, появляется множество разных точек зрения, других пониманий этой идеи. Это означает, что растёт множество способов существования идеи, то есть растёт её энтропия. В результате идея превращается в некое расплывчатое понятие, люди перестают понимать её первоначальный смысл, она теряет свою мобилизующую силу. Этот процесс роста идеологической энтропии можно назвать термодинамической деградацией идеи.

Примером термодинамической деградации крупных социальных идей может служить коммунистическая идея. В исходном состоянии она была сформулирована в 1848 году в "Коммунистическом манифесте" Маркса и Энгельса предельно ясно: коммунизм – это отмена частной собственности. А к концу ХХ века, после обсуждения коммунистами многочисленных различных точек зрения, в проекте последней программы КПСС она в соответствии со вторым началом деградировала и трансформировалась в предельно туманную формулировку: "общественный идеал, основанный на общечеловеческих ценностях, на гармоничном соединении прогресса и справедливости, свободной реализации личности". Под этим определением мог бы подписаться любой капиталист.

Другим примером может служить термодинамическая деградация демократической идеи в нашей стране после 1991 года. Вначале она воспринималась однозначно, как идея свободы. Но идея свободы получила множество интерпретаций. Оказалось, что свободу можно понимать не только как свободу слова, шествий и собраний, но и как свободу быть независимым от общества, действовать вопреки его интересам, грабить народ, лгать, умирать с голоду и т.д. В итоге демократическая идея стала высокоэнтропийной и тоже потеряла сейчас свою мобилизующую силу.

Поведение энтропии в открытых системах. Энтропия неотвратимо растёт только в закрытых системах, не взаимодействующих с другими системами и внешней средой. Но в открытых системах энтропия может вести себя по-разному: расти, быть постоянной и даже уменьшаться. Причина различного поведения энтропии объясняется тем, что, в отличие от закрытых систем, где есть только собственная, всегда растущая энтропия, в открытых системах существуют, во-первых, собственная энтропия, которая, как и в закрытых системах, всегда растёт, во-вторых, энтропия, поступающая в открытую систему из внешней среды (импортируемая энтропия), и, в-третьих, энтропия, удаляемая из открытой системы во внешнюю среду (экспортируемая энтропия). Кроме того, в общем случае нужно учесть свободную энергию (негэнтропию), компенсирующую рост собственной энтропии и по своему воздействию на систему эквивалентную экспорту энтропии. Поведение результирующей энтропии зависит от скорости изменения её составляющих, подобно тому как изменение уровня воды в бассейне зависит от скорости подачи и удаления воды. Поэтому результирующая энтропия может вести себя как угодно: расти, уменьшаться или быть постоянной. Если энтропия постоянна, то говорят, что система находится в стационарном режиме.

Термодинамическая движущая сила и её социальный смысл. Любой социум или страну можно рассматривать как открытую термодинамическую систему. Её энтропийное состояние удобно характеризовать величиной термодинамической движущей силы (ТДС), отражающей разность между удалением (экспортом) и приростом энтропии в каждый момент времени. Положительная ТДС (положительное энтропийное сальдо) означает преобладание в энтропийном балансе экспорта энтропии над её приростом, что ведёт к уменьшению результирующей энтропии, то есть к укреплению страны. Поэтому каждая страна должна стремиться увеличивать свою ТДС. Для этого нужно увеличивать экспорт энтропии, или, что то же, прирост негэнтропии. Например, интеллект, деньги, дешёвое сырьё, дешёвая рабочая сила являются источником негэнтропии. Поэтому их выгодно ввозить, а не вывозить. Наоборот, отходы производства имеют высокую энтропию, и их выгодно вывозить, а не ввозить. Невыгодно также накопление денег и прочих сокровищ, так как это омертвление капитала. Поскольку он не работает, то накопление такого неработающего капитала можно рассматривать как рост связанной энергии, то есть рост энтропии. Поэтому накопление правительством России Стабилизационного фонда можно считать накоплением энтропии, то есть вредным явлением для развития страны. Кроме того, фонд за время хранения теряет свою ценность из-за инфляционных процессов в мировой экономике, что эквивалентно дополнительному росту энтропии внутри России. К тому же этот фонд используется экономикой других стран в качестве негэнтропии, так что в целом хранение его за рубежом втройне вредно для нашей страны.

С позиций импорта или экспорта энтропии можно рассматривать полезность не только материальных, но и идеологических продуктов. Например, стране невыгоден ввоз идей, произведений искусства, кинофильмов, печатной продукции и т.д., если они разрушают опорные точки национального самосознания, разъединяют и дезорганизуют общество, то есть повышают социальную энтропию внутри страны. Аналогичную разрушительную роль играют отечественные произведения из этого ряда. К сожалению, сейчас культурная политика власти всё это поощряет, то есть объективно работает против возрождения России. Никакие доводы о рейтинге, о доходах с рекламы, об интересе зрителей и т.д. не могут служить оправданием этой разрушительной культурной политики.

 

Термодинамический стационарный режим и его связь с состоянием демократии. Стационарный режим открытой системы – это режим компенсации прироста энтропии её оттоком (экспортом) и приростом негэнтропии, или, что то же самое, режим с нулевой термодинамической движущей силой. В стационарном режиме результирующая энтропия постоянна. Стационарный режим для любой страны означает стабильность её социальной жизни.

 

Энтропия

                        производство                                  собственная энтропия

                        собственной энтропии

                                                                                  стационарный режим 1

                                                          

                                   

                                                                                               

                                                                        стационарный режим 2

 

                                    

                                              

                        рост экспорта энтропии

                                                                                               Время

                                               Рис. 1

 

Графически этот режим представлен на рис. 1, где кривая линия показывает рост собственной энтропии социума, наклон пунктирных касательных, идущих вверх, характеризует производство (скорость роста) энтропии в точках касания, а наклон пунктирных линий, идущих вниз, – скорость роста экспорта энтропии, компенсирующего прирост собственной энтропии. При равенстве этих наклонов режим стационарен, результирующая энтропия постоянна (горизонтальные линии), а жизнь социума – стабильна.

Жизнь социума в стационарном режиме 1 по сравнению с режимом 2 характеризуется более высокой результирующей энтропией и более низким уровнем её производства. Учитывая одно из социальных свойств энтропии – чем выше уровень демократии (разнообразия и свободы выбора), тем больше производство социальной энтропии, можно сказать, что жизнь социума в режиме 1 менее демократична, чем в режиме 2. Чтобы сделать её более демократичной и перейти в режим 2, нужно увеличить рост экспорта энтропии (отрицательный наклон нижней пунктирной линии). В этом случае открывается возможность более быстрого роста собственной энтропии, то есть демократии, сопровождаемая одновременным уменьшением результирующей энтропии при сохранении стационарного режима.

Энтропия и национальная демократия. Из рисунка 1 вытекает ещё один важный вывод: для каждой страны, если она хочет жить в стабильном режиме, уровень демократии должен соответствовать экспорту энтропии. Этот уровень можно назвать национальной демократией. В разных странах экспорт энтропии разный, поэтому разным должен быть уровень демократии, при котором режим сохраняет свою стабильность. Это значит, что общего для всех стран стандарта демократии не существует. Высокий уровень западной демократии обеспечивается высоким экспортом энтропии, а требования Запада установить во всех странах демократические режимы по своему западному образцу, со своим, присущим Западу уровнем демократии несостоятельны, более того, преступны, так как ведут к разрушению общества и страны. Насильственная реализация этих требований в странах с низким экспортом энтропии, недостаточным для компенсации роста собственной энтропии, соответствующего западной демократии, приводит не к стационарному режиму с постоянной энтропией, а к режиму с возрастающей энтропией. В результате в этих странах, таких как слаборазвитые страны Африки, Ирак, бывшая Югославия, нарастает дезорганизация всех сторон жизни и они становятся лёгкой добычей Запада.

Почему не разваливаются демократические США, и может ли Россия позволить себе демократию западного образца? Возникает вопрос: почему такая страна, как США, с её высоким уровнем свободы, а значит, и производства энтропии, не разваливается, сохраняет стационарный режим и имеет низкую результирующую энтропию? Объяснить этот феномен можно только существующим в США высоким экспортом энтропии, компенсирующим её рост. Может быть, неосознанно, но США, по существу, следуют научно-обоснованным рекомендациям по снижению результирующей энтропии, вытекающим из второго начала термодинамики для открытых систем. Компенсация роста энтропии обеспечивается: во-первых, высоким импортом негэнтропии, обязанным прибыли, получаемой вследствие эксплуатации дешёвых трудовых и природных ресурсов других стран непосредственно в этих странах, а также ввозу интеллекта зарубежных учёных и специалистов; во-вторых, неограниченным печатанием долларовой валюты, с 1971 года не обеспеченной золотым запасом США, что эквивалентно генерации негэнтропии или экспорту энтропии; и в-третьих, высоким экспортом непосредственно производственной энтропии, так как США выбрасывают в окружающую среду около 40 процентов мировых высокоэнтропийных отходов. Кроме того, в США действует весьма жёсткое законодательство, сурово карающее за налоговые преступления и преступления против личности, вплоть до смертной казни, что ограничивает скорость роста собственной энтропии. Это позволяет США иметь развитую демократию с высоким производством энтропии и низким уровнем результирующей энтропии (см. рис. 1, режим 2). Такого же уровня демократии США и Западная Европа требуют от России. Но Россия никогда не эксплуатировала, подобно США и другим странам "золотого миллиарда", слаборазвитые страны. Россия не печатает мировую валюту. Россия, в отличие от США, подписала Киотский протокол, ограничивающий её выбросы отходов в окружающую среду. Россия не ввозит, а экспортирует в США и Западную Европу свою интеллектуальную элиту, а взамен импортирует высокоэнтропийные идеи индивидуализма. Кроме того, в России действует весьма либеральное, способствующее ускоренному росту энтропии уголовное законодательство, вплоть до моратория на смертную казнь по западноевропейскому образцу. Всё это приводит к тому, что уровень экспорта энтропии в России оказывается недостаточным для компенсации роста своей энтропии и существования западных стандартов демократии. Введение в России таких стандартов, не обеспеченных высоким экспортом энтропии, неизбежно ведёт к развалу страны, что наглядно подтвердила ельцинская эпоха. Как говорится, жить надо по средствам, поэтому уровень демократии в России, если она хочет находиться в стабильном режиме, может быть лишь таким, который позволяет иметь существующий, невысокий пока российский экспорт энтропии. Именно такая, национально-ориентированная демократия и должна называться по современной терминологии суверенной.

Термодинамическая причина развала СССР и её связь с национальной идеей. Понятие стационарного режима позволяет ответить на ряд важных социальных вопросов, в том числе связанных с национальной идей. Одним из них является широко дискутируемый до сих пор вопрос о причинах развала СССР. Нынешние лидеры КПРФ катастрофу СССР объясняют предательством руководства страны. Однако это объяснение выглядит слишком поверхностным и малоубедительным, ибо тогда следует признать крах царизма в 1917 году следствием слабости личности царя, а вовсе не всей системы царизма.

Причины гибели СССР объективнее всего можно объяснить на основе второго начала термодинамики для открытых систем. С позиций второго начала фундаментальной причиной гибели СССР является быстрое нарастание собственной энтропии, не компенсируемое её экспортом или приростом негэнтропии, вследствие чего термодинамическая движущая сила страны стала отрицательной и она вышла из стационарного режима. Следовательно, из всех перечисленных выше частных причин развала СССР основной следует считать ту, которая оказала наибольшее влияние на ухудшение энтропийного баланса. Очевидно, в СССР важнейшим источником негэнтропии, поддерживавшей энтропийный баланс, была коммунистическая идея социальной справедливости, порождавшая трудовой энтузиазм. Благодаря ей долгое время СССР существовал в стационарном режиме. Но к концу ХХ века коммунистическая идея по закону термодинамической деградации любых идей потеряла свою мобилизующую силу, общество перестало верить в неё, новых мобилизующих идей КПСС не выдвинула, объём негэнтропии сократился и перестал компенсировать рост собственной энтропии. СССР стал деградировать как социальная система и погиб в соответствии со вторым началом термодинамики. Отсюда вытекает важный вывод, что поскольку любая идея, в том числе социальная, подвержена термодинамической деградации, то вызываемый ею энтузиазм обязательно закончится, а социальная система, основанная лишь на этом энтузиазме, в конце концов обречена на поражение и распад.

Двуединая задача сохранения России и русской цивилизации. Русская цивилизация, как и другие, содержит материальную и духовную составляющие. В настоящее время обе они приходят в упадок. Поэтому сохранение русской цивилизации требует решения двух взаимосвязанных задач. Первая задача состоит в том, что необходимо принять срочные меры по снижению энтропийности всех компонентов и структур русской цивилизации – от отдельной личности до общества и государства, что будет способствовать подъёму материальной составляющей. Вторая задача – все компоненты и структуры общества одновременно с понижением их энтропии нужно наполнять высокой нравственностью, соответствующей сути и духу русской цивилизации, что будет способствовать подъёму духовной составляющей. Государство русской цивилизации должно быть низкоэнтропийным и одновременно высоконравственным. В связи с этим ниже обсуждаются условия и способы реализации этих двух задач.

Задача снижения энтропийности русской цивилизации. Судьба русской цивилизации неотделима от судьбы России. В период демократической вакханалии 90-х годов скорость роста энтропии русского общества сильно возросла, и хотя внутреннее положение России в последние годы несколько стабилизировалось, тем не менее, оно характеризуется высоким уровнем энтропии, требующим значительного понижения. Дело в том, что Россия – это особая открытая система, характеризуемая большим количеством различий – национальных, религиозных и других. Устранение этих различий невозможно, без них Россия не будет Россией. Из второго начала термодинамики следует, что с ростом энтропии системы степень различий в ней падает и наступает системный кризис. Сохранение различий в открытой системе возможно только при низком уровне результирующей энтропии. Отсюда следует, что Россия, как великая многонациональная и многоконфессиональная держава, может существовать только как низкоэнтропийная система, иначе она развалится.

Как отмечалось, уровень результирующей энтропии любой открытой системы определяется тремя составляющими: собственной энтропией, экспортируемой энтропией и свободной энергией (негэнтропией). Соответственно, снижения результирующей энтропии можно добиться уменьшением скорости роста собственной энтропии, увеличением экспорта энтропии и созданием новых источников негэнтропии. В совокупности перечисленные меры могут стабилизировать результирующую энтропию или даже понизить её. Рассмотрим эти меры.

Снижение скорости роста собственной энтропии. Главным фактором здесь служит социальная свобода, способствующая росту многообразия различных форм социального поведения. Чем больше этой свободы, тем быстрее растёт собственная энтропия. Примерами социальных свобод являются личные свободы и права человека, политические свободы слова, собраний и шествий, свободы создания разнообразных политических и общественных институтов и организаций, политических партий и т.д. Отсюда понятно, что для замедления роста собственной социальной энтропии демократия должна быть ограничена чёткими границами допустимого социального поведения и мерами по их неукоснительному соблюдению. Эту задачу можно решать разными методами: и воспитанием, и законодательством, и наказанием. Соответственно в её решении должны принимать участие и семья, и светское общество, и церковь, и государственная власть.

Увеличение экспорта энтропии. Компенсация роста собственной социальной энтропии возможна путём увеличения её экспорта путём вывоза высокоэнтропийных промышленных и социальных отходов. Что касается промышленных отходов, то, к сожалению, Россия их не вывозит, а, наоборот, ввозит из других стран, в том числе ядерные. К социальным энтропийным отходам относится всё то, что увеличивает энтропию общества. Например, такими отходами можно считать социальные институты, организации, партии, идеи и прочее, если они способствуют развалу общества; а также всевозможные асоциальные профессии и занятия (бездуховное искусство, игорный бизнес, проституция и др.), не создающие общественных ценностей.

Для выживания России сейчас необходима мобилизационная, то есть низкоэнтропийная, экономика, основной задачей которой является замедление роста собственной энтропии и обеспечение её высокого экспорта. Для реализации мобилизационных мер больше всего подходит власть в виде политического единоначалия – диктатуры одного человека или одной партии. Формы мобилизации могут быть разными, но их суть в нынешней России, как считает писатель М. Веллер, должна быть одна – решение в течение ограниченного срока самых острых, первоочередных проблем, например прекращения вымирания народа, снижения преступности и социального расслоения до заданного уровня и т.д.

Увеличение социальной негэнтропии. Замедление роста социальной энтропии требует принятия мер по социальному оздоровлению общества, как правило, сопровождаемых ограничением демократии. Если такие меры для общества неприемлемы, то компенсация собственной энтропии должна быть связана прежде всего с ростом негэнтропии. Роль социальной негэнтропии выполняет всё то, что может прямо или опосредованно совершать полезную для общества работу: любые виды энергии, деньги, товары, прибавочная стоимость рабочей силы и т.д. Интегральным количественным показателем имеющейся у страны негэнтропии является объём всеобщего валового продукта (ВВП). Сейчас большую часть этого объёма образуют денежные доходы от продажи энергоносителей. Поскольку это опасно, нынешняя структура негэнтропии должна быть изменена. В основу экономики России должны быть положены инновационные проекты, приносящие негэнтропийный доход от внедрения наукоёмких высоких технологий. Создание таких технологий требует восстановления интеллектуального потенциала России, создания льготных условий для всех тех, кто разрабатывает наукоёмкие технологии, способствует воспроизводству интеллекта, то есть работает в сфере науки и образования. Только таким путём можно избавиться от «наркозависимости» экономики от экспорта энергоносителей.

Помимо экономических способов извлечения негэнтропии, существуют и другие, внеэкономические. Особенностью русской цивилизации по сравнению с западной является идеологический способ увеличения социальной негэнтропии. Если для нынешнего Запада источник негэнтропии находится в основном извне, в окружающем мире, и носит явно выраженный экономический характер, то Россия всегда ориентировалась не на ввоз, а на внутреннее производство негэнтропии за счёт идеологии. В СССР многие десятилетия роль внутреннего генератора негэнтропии играла коммунистическая идея социальной справедливости, рождавшая трудовой энтузиазм. Как только потенциал коммунистической идеи понизился, производство энтропии перестало компенсироваться негэнтропией, термодинамическая движущая сила страны оказалась отрицательной и произошла социальная катастрофа. В связи с царящей в нынешней России разрухой ей как воздух необходим новый мощный внутренний источник негэнтропии – новая национальная идея. К сожалению, единой общезначимой национальной идеи у России сейчас нет.

Задача подъёма духовной компоненты русской цивилизации. Низкая энтропийность необходима России для обеспечения державной мощи как государственной опоры русской цивилизации. Однако для России одного лишь превращения в низкоэнтропийное государство недостаточно. В истории человечества низкоэнтропийными были многие государства, но назвать их великими с гуманитарных позиций нельзя – они были мощными, но абсолютно безнравственными, бесчеловечными и потому преступными. Низкая энтропийность ещё не означает высокой нравственности. Дело в том, что энтропия – объективная физическая характеристика законов термодинамики, а нравственность – характеристика субъективная, духовная и потому законам термодинамики не подчиняющаяся. В связи с этим однозначной зависимости между нравственностью и энтропией не существует. Низкоэнтропийная организация может быть и нравственной, и безнравственной. Так, гитлеровская Германия была исключительно низкоэнтропийным государством, в котором все его структуры находились на высочайшем уровне организации, основанным на известной любви немцев к порядку. Но одновременно эта Германия была предельно безнравственным государством с человеконенавистнической моралью расового превосходства арийской расы. Эта безнравственность в конечном счёте и погубила Германию, поскольку нравственность остального человечества, прежде всего СССР, породила менее энтропийную организацию, разгромившую фашизм. Здесь уместно привести мудрое высказывание известного советского писателя-фантаста Ивана Ефремова, писавшего: "Мы можем видеть, что с древних времён нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики. Все разрушения империй, государств… происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной всех катастроф в истории, и поэтому, исследуя причины всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения".

Отсюда следует, что нынешнюю Россию, даже если она станет высокоорганизованным, низкоэнтропийным государством, но не сохранит нравственного и духовного богатства русской цивилизации, постигнет та же участь, что и гитлеровскую Германию. Особенностью величия России как государства русской цивилизации всегда была не только её державная мощь, но и духовное богатство, высокая нравственность, или, как говорил Ф.М. Достоевский, общечеловечность российского общества. В связи с этим возникает вторая задача сохранения русской цивилизации – возрождение духовной и нравственной мощи России, то есть наполнение создаваемой низкоэнтропийной державной мощи России традиционными русскими ценностями: богатой духовностью, культурой, высокой нравственностью, идеями Добра, Света и человеческого братства, в основе которых лежат коллективизм, соборность и совесть. Сказанное означает, что если Россия хочет существовать как сильное государство, то это должно быть государство с коллективистскими, социалистическими принципами организации. В этом плане высокая нравственность русского народа, духовность и богатство русской культуры, православные ценности, соборный характер русского менталитета могут как нельзя лучше способствовать возрождению России как низкоэнтропийного и одновременно высоконравственного государства. Так как государственная власть лишь организует жизнь общества, но не наполняет её духовным содержанием, то задачу возрождения духовной мощи России власть решить не может. Эту задачу должно решать общество, власть может лишь поддерживать общество в её решении.

Сказанное означает, что национальная идея должна быть не только низкоэнтропийной, обеспечивая державную мощь России путём сплочения народа, но и высоконравственной. Общая для многонациональной, многоконфессиональной и великодержавной русской цивилизации идея не может быть только религиозной, только национальной или только государственной. Она должна выражать интересы всех народов и всех социальных слоёв русской цивилизации. Для этого она должна быть связана с общей ключевой чертой русской цивилизации – совестью, в её русском понимании. Поэтому наиболее приемлемой, перспективной формулировкой русской национальной идеи может быть краткий, но ёмкий призыв: "ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ!" – конечно, в её русском понимании, как призыв творить Добро, жить так, чтобы личный интерес являлся в значительной мере и общим интересом, так как они взаимно формируют друг друга. Принцип "жить по совести" соответствует важнейшим постулатам православной веры, следовательно, он приемлем для православных с их идеей "Москва – третий Рим!". Этот принцип означает соблюдение социальной справедливости, следовательно, он приемлем для людей с коммунистическими убеждениями. Для богатых людей принцип "жить по совести" означает необходимость делиться с бедными богатством ради самосохранения. Наконец, этот принцип, обеспечивая мощный приток негэнтропии, будет способствовать возрождению России как великой державы, следовательно, он будет принят русскими патриотами с их имперскими амбициями. Поскольку совесть есть главная черта русской цивилизации, идея "жить по совести" будет работать на Россию столько же, сколько существует сама русская цивилизация. Следовательно, степень термодинамической деградации этой идеи будет минимальной и основанное на ней общество будет наиболее долговременным.

Обе задачи сохранения русской цивилизации: создание низкоэнтропийных государственных и общественных структур и их наполнение высокой духовностью и нравственностью – должны решаться синхронно, согласованно, гармонично. Согласованность выражается в том, чтобы энтропия уменьшалась соразмерно росту нравственности. Если этой согласованности нет и снижение энтропии будет идти быстрее, чем рост нравственности, может образоваться сильное низкоэнтропийное, но безнравственное государство криминального типа, что мы сейчас и наблюдаем. Или наоборот, если рост свободы и демократии будет опережать снижение энтропии, может образоваться слабое высокоэнтропийное государство псевдодемократического типа, которое не сможет просуществовать долго. Мы уже жили в таком государстве в 90-е годы.

В целом, подводя общий итог, можно сказать, что идеологическим обеспечением решения задачи возрождения державной и духовной мощи нашей страны может стать национальная идея "жить по совести", организационным – кратковременная конституционная диктатура для создания низкоэнтропийной мобилизационной экономики и решения наиболее острых проблем, научно-теоретическим – фундаментальные законы Природы, то есть начала термодинамики. В совокупности эти компоненты могут и должны обеспечить сохранение России и русской цивилизации.

И последнее. Содержание этой статьи позволяет сделать вывод о целесообразности использования термодинамического подхода в гуманитарных дискуссиях по социальным проблемам, так как с его помощью можно отрешиться от субъективных точек зрения и рассматривать эти проблемы на основе объективных термодинамических критериев правильности их решения. Например, таким критерием может служить энтропийный баланс государства, то есть его термодинамическая движущая сила. Если предлагаемое решение увеличивает термодвижущую силу, оно позитивно, если нет – оно негативно.

 

Литература

1. Ильин В.Н. Негуманитарная социология. Новый взгляд на обществоведения. М. УРСС, 2003 г.

2. Ильин В.Н. Термодинамика и социология. М. УРСС, 2005 г.

3. Термодинамическое обоснование возрождения державной и духовной мощи России – Третьего Рима (www/anflag.ru/report 18 html).

4. Термодинамическая деградация демократической идеи в России (fondsk.ru).

 

ФЭГ, № 16, 17-18/2008


Реклама:
-