Журнал «Золотой Лев» № 151-152 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

В защиту русского языка: слово словесника

 

Министерство образования и науки последовательно инициирует и проводит в жизнь решения, которые делают фактически невозможным эффективное и качественное обучение русскому языку.

Система ЕГЭ и объявленное недавно выведение литературы в область, по сути, факультативного изучения в школьной программе грозят серьёзным и необратимым подрывом национальной культуры. Такая образовательная политика может вырастить только беспомощных и дезориентированных исполнителей чужих распоряжений. Деградация и невежество, компьютерная и «визуальная» зависимость молодежи в противовес вербальным основам русской культуры – тревожные симптомы, о которых говорят и пишут педагоги-словесники, психологи, филологи, представители других научных дисциплин.

Когда наша страна совершила стратегический рывок в космос, в Америке вспыхнул интерес к русской культуре и русскому языку, - и был период, когда количество людей, желающих изучать русский язык не только в США, но и в Европе ежегодно возрастало. Создавались школы, кафедры славистики и русистики. Потом этот процесс пошел на убыль. Затем началась обратная экспансия, - в том числе и культурная, языковая. Руководители западных средств массовой информации, получающих аккредитацию в России, например, известных радиостанций, вещающих на русском языке, - не учат русский язык принципиально. Они не считают нужным его знать. Руководство Министерства образования и науки не считает необходимым преподавать в школе русский язык и литературу в необходимом объеме, и в тех формах, которые формируют мировоззрение гражданина. Кто не видит для России никаких перспектив - не видит государственной задачи воспитания полноценных граждан.

Русский язык – воздух нашего сознания, живое дыхание Русского мира. Русский язык сложен и богат не потому, что так написано в учебниках. А потому, что он не имеет себе равных - по богатству оттенков смыслов и чувств, по количеству суффиксально-префиксальных производных от любого корня. Он дает гигантское количество разнообразных связей. Беспредельную «валентность», открытость и в то же время привязанность к корню, ощущение смысла и устойчивости. И потому он дарит человеку, владеющему русским, редкостный диапазон ощущений, многостороннее и глубокое понимание жизни.

Может ли знание русского языка, владение языком быть проверено и оценено с помощью теста? Может ли школьное обучение языку и литературе быть ориентировано на прохождение теста?

Словесники, любящие и чувствующие свой предмет, говорят: «нет».

Человек и язык – динамическая система, не вполне поддающаяся анализу.

Что такое тест или тестирование?

Тест (от английского слова test - испытание, проверка, анализ) это измерительная процедура, включающая инструкцию и набор заданий, прошедшая широкую апробацию и стандартизацию стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной оценки у человека изучаемого психического качества испытание, позволяющее оценить продукт до его выпуска на рынок.

Тестирование — это процесс анализа, направленный на выявление отличий между  реально существующими и требуемыми свойствами.

Кто в нашем случае – продукт? На какой рынок? А не мясорубка ли это для сердца и души? Психическое качество, надо полагать, - это сам язык. Какая может быть количественная оценка? Является ли стандартизация именно тем, что лежит в основе? Какие требуются от детей свойства в итоге?

Неутихающий ропот, возражения и протесты словесников, уже больше года обсуждающих тихую чудовищность «ЕГЭ по русскому и литературе» не были услышаны. Наоборот, в апреле ситуация усугубилась очередными «нововведениями».

И вот что хотелось бы сказать.

Работа словесника – это всегда индивидуальная работа со словом и с человеком. Именно на этих уроках в душах детей зарождается то, что мы называем прекрасным русским словом «совесть». Проведение творческих работ и сочинений, проверка тетрадей, да и вообще, любой настоящий урок русского языка и литературы – ненормированный и очень ответственный труд, за которым, к тому же, стоит огромное, системное знание многовекового литературного контекста. Словесник мыслит глубоко и системно, и учит тому же. Но если Министерство образования и науки не имеет национально ориентированной системы ценностей, оно, скорее, препятствует тому, чтобы эта система ценностей воспроизводилась, развивалась и укреплялась.

Русские – народ Слова. Народ «Слова о законе и благодати», «Слова о полку Игореве».

Россия - страна глубочайшей и уникальной словесной культуры. Пренебрежение русским языком, русским литературным наследием – это пренебрежение ко всему русскому народу в России. Почему пренебрежение исходит от государственной власти и средств массовой информации? Профессиональное сообщество словесников решительно противостоит этим разрушительным процессам.

Оценивая нынешнее состояние преподавания русского языка и практики его применения в массовых изданиях, на радио и на телевидении, как недопустимое и крайне опасное для судьбы нашей страны и нашего народа, мы обращаемся к Президенту Российской Федерации и предлагаем незамедлительно принять ряд мер, среди которых первые и главные:

1. Провести объективную оценку деятельности руководства Министерства образования и науки, определить персонально ответственных за разрушение системы высшего и среднего образования, заменить ответственных лиц, явно не справляющихся с подобной ответственностью, допустивших несостоятельные «реформы».

2. Отменить тестовую систему школьных и вузовских экзаменов по гуманитарным предметам, прежде всего – по русскому языку и литературе. Вернуть предмет «Литература» в перечень предметов, по которым проводятся выпускные экзамены в средней школе на аттестат зрелости.

Марина Кулакова, филолог, учитель, писатель.

Иващенко Альбина Викторовна, филолог, «Учитель года России-2000»,

Лобова Елена Евгеньевна, преподаватель русского языка и литературы,

Лаптиева Наталья Сергеевна, преподаватель русского языка и литературы,

Синица Елена Юрьевна, преподаватель русского языка и литературы,

Кузнецова Мария Юрьевна, филолог, преподаватель, журналист.

Куранова Ольга Владимировна, филолог, редактор.

и мн. другие.

 

Нижний Новгород

 

Инициативу нижегородских словесников поддержали, обращение подписали и продолжают подписывать в разных городах России

 

Присоединяйтесь!

К Дням славянской письменности и культуры, традиционно отмечаемых в конце мая, мы должны не просто задуматься о сегодняшнем и завтрашнем дне, но действенно противостоять разрушению основ нашей письменности и культуры. Русский язык и литература нуждаются в защите, а образование и преподавание – в национально ориентированном и осмысленном руководстве.

 

Сайт А.Н. Савельева, 8.05.08


Реклама:
-