Журнал «Золотой Лев» № 151-152 - издание русской
консервативной мысли
В защиту русского языка: слово словесника
Министерство образования и науки последовательно инициирует
и проводит в жизнь решения, которые делают фактически невозможным эффективное и
качественное обучение русскому языку.
Система ЕГЭ и объявленное недавно выведение литературы в
область, по сути, факультативного изучения в школьной программе грозят
серьёзным и необратимым подрывом национальной культуры. Такая образовательная
политика может вырастить только беспомощных и дезориентированных исполнителей
чужих распоряжений. Деградация и невежество, компьютерная и «визуальная»
зависимость молодежи в противовес вербальным основам русской культуры –
тревожные симптомы, о которых говорят и пишут педагоги-словесники, психологи,
филологи, представители других научных дисциплин.
Когда наша страна совершила стратегический рывок в космос,
в Америке вспыхнул интерес к русской культуре и русскому языку, - и был период,
когда количество людей, желающих изучать русский язык не только в США, но и в
Европе ежегодно возрастало. Создавались школы, кафедры славистики и русистики.
Потом этот процесс пошел на убыль. Затем началась обратная экспансия, - в том
числе и культурная, языковая. Руководители западных средств массовой информации,
получающих аккредитацию в России, например, известных радиостанций, вещающих на
русском языке, - не учат русский язык принципиально. Они не считают нужным его
знать. Руководство Министерства образования и науки не считает необходимым
преподавать в школе русский язык и литературу в необходимом объеме, и в тех
формах, которые формируют мировоззрение гражданина. Кто не видит для России
никаких перспектив - не видит государственной задачи воспитания полноценных
граждан.
Русский язык – воздух нашего сознания, живое дыхание
Русского мира. Русский язык сложен и богат не потому, что так написано в
учебниках. А потому, что он не имеет себе равных - по богатству оттенков
смыслов и чувств, по количеству суффиксально-префиксальных производных от
любого корня. Он дает гигантское количество разнообразных связей. Беспредельную
«валентность», открытость и в то же время привязанность к корню, ощущение
смысла и устойчивости. И потому он дарит человеку, владеющему русским,
редкостный диапазон ощущений, многостороннее и глубокое понимание жизни.
Может ли знание русского языка, владение языком быть
проверено и оценено с помощью теста? Может ли школьное обучение языку и
литературе быть ориентировано на прохождение теста?
Словесники, любящие и чувствующие свой предмет, говорят:
«нет».
Человек и язык – динамическая система, не вполне
поддающаяся анализу.
Что такое тест или тестирование?
Тест (от английского слова test - испытание, проверка,
анализ) это измерительная процедура, включающая инструкцию и набор заданий,
прошедшая широкую апробацию и стандартизацию стандартизированная
психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной
оценки у человека изучаемого психического качества испытание, позволяющее
оценить продукт до его выпуска на рынок.
Тестирование — это процесс анализа, направленный на
выявление отличий между реально существующими и требуемыми свойствами.
Кто в нашем случае – продукт? На какой рынок? А не
мясорубка ли это для сердца и души? Психическое качество, надо полагать, - это
сам язык. Какая может быть количественная оценка? Является ли стандартизация
именно тем, что лежит в основе? Какие требуются от детей свойства в итоге?
Неутихающий ропот, возражения и протесты словесников, уже
больше года обсуждающих тихую чудовищность «ЕГЭ по русскому и литературе» не
были услышаны. Наоборот, в апреле ситуация усугубилась очередными
«нововведениями».
И вот что хотелось бы сказать.
Работа словесника – это всегда индивидуальная работа со
словом и с человеком. Именно на этих уроках в душах детей зарождается то, что
мы называем прекрасным русским словом «совесть». Проведение творческих работ и
сочинений, проверка тетрадей, да и вообще, любой настоящий урок русского языка
и литературы – ненормированный и очень ответственный труд, за которым, к тому
же, стоит огромное, системное знание многовекового литературного контекста.
Словесник мыслит глубоко и системно, и учит тому же. Но если Министерство
образования и науки не имеет национально ориентированной системы ценностей,
оно, скорее, препятствует тому, чтобы эта система ценностей воспроизводилась,
развивалась и укреплялась.
Русские – народ Слова. Народ «Слова о законе и благодати»,
«Слова о полку Игореве».
Россия - страна глубочайшей и уникальной словесной
культуры. Пренебрежение русским языком, русским литературным наследием – это
пренебрежение ко всему русскому народу в России. Почему пренебрежение исходит
от государственной власти и средств массовой информации? Профессиональное
сообщество словесников решительно противостоит этим разрушительным процессам.
Оценивая нынешнее состояние преподавания
русского языка и практики его применения в массовых изданиях, на радио и на
телевидении, как недопустимое и крайне опасное для судьбы нашей страны и нашего
народа, мы обращаемся к Президенту Российской Федерации и предлагаем
незамедлительно принять ряд мер, среди которых первые и главные:
1. Провести объективную оценку деятельности руководства
Министерства образования и науки, определить персонально ответственных за
разрушение системы высшего и среднего образования, заменить ответственных лиц,
явно не справляющихся с подобной ответственностью, допустивших несостоятельные
«реформы».
2. Отменить тестовую систему школьных и вузовских экзаменов
по гуманитарным предметам, прежде всего – по русскому языку и литературе.
Вернуть предмет «Литература» в перечень предметов, по которым проводятся
выпускные экзамены в средней школе на аттестат зрелости.
Марина Кулакова, филолог, учитель, писатель.
Иващенко Альбина Викторовна, филолог, «Учитель года
России-2000»,
Лобова Елена Евгеньевна, преподаватель русского языка и
литературы,
Лаптиева Наталья Сергеевна, преподаватель русского языка и
литературы,
Синица Елена Юрьевна, преподаватель русского языка и
литературы,
Кузнецова Мария Юрьевна, филолог, преподаватель, журналист.
Куранова Ольга Владимировна, филолог, редактор.
и мн. другие.
Нижний
Новгород
Инициативу нижегородских словесников поддержали, обращение
подписали и продолжают подписывать в разных городах России
Присоединяйтесь!
К Дням славянской письменности и культуры, традиционно
отмечаемых в конце мая, мы должны не просто задуматься о сегодняшнем и
завтрашнем дне, но действенно противостоять разрушению основ нашей письменности
и культуры. Русский язык и литература нуждаются в защите, а образование и
преподавание – в национально ориентированном и осмысленном руководстве.
Сайт А.Н. Савельева, 8.05.08