Журнал «Золотой Лев» № 151-152 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

М.Л. Хазин

 

Экономически этюды

 

Что будет с инфляцией после инаугурации?

 

Состоялась инаугурация нового президента России. Какое-то дурацкое слово, так и просится на язык «игуанизация», поскольку название ящерицы всем, кто читал в детстве Даррелла знакомо и привычно, в отличие от «западного» политического термина. И сразу перед новым Президентом (именно так, после «игуанизации» - с большой буквы) встанет по крайней мере одна серьезнейшая экономическая проблема – проблема инфляции. И что с ней делать – совершенно непонятно.

Во-первых, потому, что радикальной смены экономической команды в Кремле не будет. А нынешняя команда с 2003 года медленно и неуклонно создавала те проблемы в финансовой сфере, с которыми мы сегодня имеем дело. Не надо лукавить – рост инфляции является естественным и безальтернативным следствием той политики, которую проводили наши либерал-реформаторы весь второй срок Путина. И будут проводить и дальше, поскольку больше они ничего не умеют. Да и за отказ от этой политики их не погладят по головке и даже могут лишить политической поддержки их заокеанские кураторы.

Отметим, что заявления о «неожиданном» росте инфляции будут, но понимать их нужно именно как политические увертки – в конце концов, такую политику эти ребята уже проводили, в 90-е годы, и получили тот же самый результат – развал финансовой системы и высокую инфляцию. Только сейчас есть предохранительная «подушка», созданная за счет высоких цен на нефть, которая позволила растянуть начало кризисного периода, но ее действие уже, в общем, заканчивается.

Во-вторых, потому, что, как уже неоднократно отмечалось автором настоящей статьи на портале http://worldcrisis.ru и во многих статьях, опубликованных в других местах, причиной роста инфляции и разрушения финансовой и банковской системы России является запрет на рублевое кредитование российской промышленности, поставленный либерал-реформаторами. Запрет настолько неестественный с точки зрения любой экономической доктрины, что поневоле наводит на размышление, что он имеет внешнее происхождение.

Но в любом случае, этот запрет действует и именно он отвечает за то, что инвестиции в основной капитал в нашей промышленности весьма ограничены («Властитель слабый и лукавый»), что издержки ведения бизнеса очень велики, что суверенной банковской системы фактически не существует и, наконец, что у нас очень высокая инфляция, вызванная издержками ведения бизнеса, в частности, связанными с пополнением оборотных средств предприятий.

В-третьих, у нас очень серьезные проблемы с естественными монополиями. Тарифы на них растут колоссально. Во многом это связано с реформой РАО «ЕЭС России». Напомним, что суть этой реформы состояла, якобы, в том, что конкуренция генерирующих мощностей вызовет падение тарифов. На самом деле (как и предупреждали грамотные эксперты), падение действительно может произойти, но только после серьезного роста. Рост уже идет, а когда он сменится падением – большой вопрос… Но и это еще не все. Ведь теперь, когда в сфере энергетики колоссальное количество предприятий, то каждое из них хочет получить свою «законную» прибыль. В результате, доля тарифа, которая направляется не на производственные цели, резко выросла, соответственно, выросла и инфляция.

Но и это еще не все. Поскольку инвестировать российские деньги в развитие отрасли либерал-реформаторы запрещают, то придется приглашать иностранные. То есть конкурировать на мировом рынке капитала. Который, отметим, ссужает нам те же деньги, которые наши либерал-реформаторы положили в «их» банки под маленький процент, но только требуют процент «как во всем мире», плюс, разумеется, плату за риск работы в «политически нестабильной» стране. Про инфляцию мы даже говорить не будем – ее происхождение денег вообще не волнует. Отметим, что в последний день работы «старого» правительства были утверждены планы на повышение тарифов на три года вперед – чтобы иностранные инвесторы могли получить «честно заработанную» прибыль на наши с вами деньги.

Тут можно продолжать бесконечно, но главное в другом. В отличие от 1998 года, когда экономический рост начался достаточно быстро после кризиса (фактически, уже в начале 1999 года), сейчас ситуация совершенно иная. Потому что быстро опустить рубль очень страшно – банковская система «полетит» сразу же, повторив дефолт августа-сентября 1998 года, а восстановить кредит тоже так просто не получится – эта работа на годы. Да и не даст либеральное руководство ЦБ вести работу по восстановлению кредита, и «свои» золотовалютные резервы не отдаст.

А жизненный уровень населения падает, поскольку рост заработной платы не успевает за реальной инфляцией. Да и экономические показатели российских компаний не дают оснований для повышения заработной платы. Уже вон, даже забастовки начались. И что делать в этой ситуации новому Президенту – большой вопрос. По моему мнению, единственный вариант – требовать от правительства в двухнедельный срок разработать программу борьбы с инфляцией, причем включить в него помесячный график ее снижения. И не слушать возражений министров, что «так быстро» результатов «не бывает». В конце концов, у них было много лет, в течение которых инфляция только росла. Так что или к концу лета видимый результат – или в отставку.

А альтернатива – быстрое и безусловное падение рейтинга нового Президента. Вспомним, какая была ситуация в 1999 году, в конце «эры Ельцина»? Вряд ли Медведеву понравится такой вариант

 

7.05.08

 

План «2020»: строим капитализм

 

Даже перечислять не хочется, кто хочет, может посмотреть предыдущие тексты на эту тему.

Про программу «2020» тоже не очень понятно. Поскольку, во-первых, что это такое, так никто и не объяснил. Нет, про «инновационную экономику» нам всю плешь проели, но объясните мне, господа хорошие, где ресурсы, где люди, где планы… Или давайте объявим построение коммунизма к 2020 году – чем плохо? Ну, хорошо, пусть не коммунизма, пусть развитого капитализма. Но где планы? Первая колонна марширует направо, вторая – прямо … Объясните народу, где первая колонна, из кого она состоит, кто ей обеспечивает питание (виноват, финансирование), кто отвечает за промежуточные результаты (какие?), кого будут снимать, если они не получатся и, главное, что делать, если они не получатся. Где вторая? И так далее,  и тому подобное. Всего этого нет, и явно не предвидится. Хорошо «Единой России» кричать о «плане Путина» - она по задумке организация безответственная, но правительство-то должно что-то сказать … Но оно молчит …

Во-вторых, если есть план, то должен быть штаб по ее реализации. Хороша ли, плоха ли была программа у либерал-реформаторов, но там был и штаб, и план. Про план мы уже поняли, а штаб где? Кто в правительстве отвечает за стратегию развития? Кудрин? Набиуллина? Шувалов? Собянин? Сечин? Понять это невозможно, причем тут начинаются уже чисто аппаратные соображения. Руководить такой структурой как правительство можно только в том случае, если есть некоторый «министр-распорядитель», то есть человек, который решает неизбежные аппаратные и административные споры (о политических мы вообще умолчим, во избежание). У Черномырдина таковыми были Сосковец, Чубайс, иногда – Бабичев (руководитель аппарата правительства). У Касьянова – Синелин (руководитель аппарата правительства). А здесь кто? Путин таковым не будет – не царское это дело, в бумажках ковыряться. Зубков сидит на узко отраслевой теме. Шувалов? Но он уже был руководителем аппарата правительства (на ранней стадии касьяновского правительства)  и ровно ничем себя на этом поприще не проявил.

И потом, правительство Касьянова было чисто бюрократическим, оно радостно жировало на периоде экономического роста (1999-2003 гг.) и растущих цен на нефть. А тут – с одной стороны нужно выполнять какую-то программу, с другой – на носу угроза экономического кризиса. И как чистый бюрократ с юридическим образованием Шувалов может в такой ситуации разруливать аппаратные споры? Ну, для простоты, возьмем такую тему: нужно ли в условиях инфляции ограничивать тарифы естественных монополий, или важнее срочно привлекать иностранные инвестиции для ремонта сетей и электростанций? Это вполне конкретный вопрос, который уже был поднят в Кремле. Вопрос, который вызвал конфликт Кудрина и Набиуллиной, и на который нужно отвечать. Как на него может ответить Шувалов? Нет, он может выслушать конкретных лиц, понять, кто сколько на этом получит, даже взять свой кусок. А отвечать за результат он готов? Нет? А тогда будет ли он принимать решение?

Остается Только один человек, который, теоретически, может стать таким системным центром правительства. Это новый руководитель аппарата правительства, бывший глава администрации президента Собянин. Но у него тоже будут проблемы. Во-первых, пресловутые секретариаты вице-премьеров, которые его слушаться не будут. Во-вторых, сами вице-премьеры, которые, во многом, фигуры политические и сами себе на уме. А Собянин – даже не первый вице-премьер. Ну и наконец – он никогда не был носителем идеологии, а значит, предъявить аргументы, в свою пользу он не сможет. Только аппаратный ресурс. Который сильно ограничен.

Вот и получается, что правительство у нас будет бюрократическое, с большим количеством внутренних конфликтов, планов у него никаких не будет и даже по чисто бюрократическим причинам, срок жизни у него будет  весьма ограничен.

 

13.05.08

FinTimes.ru


Реклама:
-