Журнал «Золотой Лев» № 151-152 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Н.Б. Жукова,

председатель правления Клуба “Реалисты”,

кандидат исторических наук

 

Очередные задачи старо-новой российской власти

 

Первые программные заявления Д.А.Медведева и В.В.Путина после инаугурации нового Президента РФ расцениваются экспертным сообществом как их намерение уделить основное внимание социально-экономической сфере. Как ранее говорилось: “цели ясны, задачи определены, - за работу, товарищи!”. Но мало наметить цели, не менее важно определить способы их достижения.

В.В.Путин намерен, например, установить с 1 января 2009 года минимальный уровень заработной платы в 4330 рублей. Это почти в два раза больше, чем МРОТ сегодня. Предлагаемый доход в 6 долларов в день на одного человека, конечно, лучше, чем заработок в 3 доллара, который, по всем международным стандартам, - всё же черта бедности. Вряд ли это та цель, которая достойна страны с самыми богатыми ресурсами в мире. Тем более что состояние 110 долларовых миллиардеров в России, генезис которых нелегитимен, уже сегодня в 2 раза больше, чем годовой бюджет всей страны. Кроме того, повышение МРОТ тут же обесценится инфляцией, новыми тарифами в ЖКХ, на энергоносители, транспортные и другие услуги.

Выступая в Госдуме 8 мая с.г., В.В.Путин предложил три способа борьбы с коррупцией – избавляться от избыточных функций государства по контролю, лицензированию и сертификации; сделать доходы чиновников “серьёзными”; обеспечить нормативную базу борьбы с коррупцией. Ни один из предложенных способов эту проблему не решит. Доходы чиновников в России и сейчас достигли вполне “серьёзного” уровня. Ежемесячная зарплата директоров в госкорпорациях начинается со 120 тысяч рублей, министров – со 150 тысяч рублей. При этом суммы дополнительных вознаграждений чиновникам “за выполнение особо важных и сложных заданий” не ограничены. По сообщениям СМИ, правление “Газпрома”, например, в составе 18 человек получило в 2006 году вознаграждение в 526,8 млн. руб. /29,3 млн. руб. на человека/, а члены правления РЖД – по 14,9 млн. руб. Почувствуйте разницу между ежемесячными доходами в 100 и 100 тысяч долларов.

Что касается нормативной базы борьбы с коррупцией, то правящая партия в Госдуме и ранее упорно сопротивлялась и будет, несомненно, сопротивляться в дальнейшем действительно эффективным мерам на этом направлении, таким как конфискация имущества за коррупционные преступления, декларация доходов чиновников и членов их семей. Не случайно подготовка закона о противодействии коррупции покрыта от общественности “тайной за семью печатями”. В тайном мраке гора вполне может родить мышь.

В.В.Путин и Д.А.Медведев неоднократно заявляли о своей приверженности прежнему курсу в экономике. Но очевидно, что доставшаяся нам в наследство от “лихих 90-х гг.” политико-экономическая система способна лишь плодить бедность, а не бороться с ней. Либерально-рыночная конструкция государственного устройства уже достаточно доказала свою нежизнеспособность. Она постоянно вступает в конфликт с заявленными правительством целями.

По заявлению В.В.Путина, которое он сделал в Госдуме 8 мая с.г., “то, что сегодня происходит в области государственных расходов, не выдерживает никакой критики” якобы из-за неэффективности участия государства в экономике. На самом деле неэффективной оказалась либерально-рыночная экономика с её запредельным социальным расслоением общества, разгулом коррупции и воровством государственных средств, ростом инфляции. “Преемственность курса” в подобной ситуации не поможет, о чём убедительно свидетельствует исторический опыт, в том числе и “курс Рузвельта”. Без активного участия государства в решении любых проблем, как в экономике, так и в политике, не обойтись. Но для этого надо менять идеологию “правящего класса”, которая его пока полностью устраивает.

Из-за высоких цен на энергоносители у российского государства сегодня скопилось достаточно денег. Вопрос лишь в том, кому они достаются. При нынешней идеологии “правящего класса” они вряд ли предназначены для решения проблем “простых людей”. Вряд ли они предназначены и для “среднего класса”, которого в России практически нет, а также для реальной поддержки малого бизнеса, который вынужден кормить чиновников и доля которого в ВВП сведена к минимуму. Впрочем, возможно и чудо, если правительство вдруг сочтёт для себя приоритетными не интересы “правящего класса”, а нужды “простых людей”.

Надеяться на это пока нет веских оснований, тем более что финансово-экономический блок в правительстве по-прежнему отдан на откуп министрам либеральной ориентации. Как сообщил в понедельник В.В.Путин, в ближайшие планы правительства входит подготовка для Госдумы пакета законопроектов, связанных с развитием финансового рынка, налоговой системы и поддержкой предпринимательства. Заниматься разработкой основных параметров социально-экономического развития, проведением единой финансовой кредитно-денежной политики, финансовым планированием, госбюджетом, инвестиционной политикой и управлением госдолгом будет по-прежнему старо-новый министр финансов А.Л.Кудрин. Нетрудно догадаться, какими будут его “основные параметры социально-экономического развития”. Вряд ли в них найдётся место для предложений о налогах на роскошь, о конфискации имущества за коррупционные преступления, об обязательной декларации доходов госчиновников и их ближайших родственников. И это никого не удивит: ведь политики либеральной ориентации, согласно их публичным заявлениям, борются не с богатыми, а с бедностью, но делают это так, что бедных становится всё больше.

Нынешняя политическая система в России не может быть стабильной в долгосрочном плане, поскольку она не в состоянии пережить неизбежные экономические и социальные потрясения. Подавление публичной конкуренции между реальной оппозицией и властью способно лишь отсрочить социальные и политические конфликты, в том числе посредством централизованного управления информационным пространством. В этой ситуации актуальным становится вопрос не о “двоевластии” в России, а о способности правительства решить поставленные им же самим задачи в прокрустовом ложе “преемственности курса”. Очевидно, что взаимоотношения В.В.Путина и Д.А.Медведева – это во многом их личное дело, тогда как социально-экономический курс старо-нового российского правительства – проблема уже всего общества и государства.

 

МиК, 13.05.08


Реклама:
-