Журнал «Золотой Лев» № 151-152 - издание русской
консервативной мысли
Н.Б. Жукова,
председатель правления Клуба “Реалисты”,
кандидат исторических наук
Очередные
задачи старо-новой российской власти
Первые программные заявления Д.А.Медведева и В.В.Путина
после инаугурации нового Президента РФ расцениваются экспертным сообществом как
их намерение уделить основное внимание социально-экономической сфере. Как ранее
говорилось: “цели ясны, задачи определены, - за работу, товарищи!”. Но мало
наметить цели, не менее важно определить способы их достижения.
В.В.Путин намерен, например, установить с 1 января 2009
года минимальный уровень заработной платы в 4330 рублей. Это почти в два раза
больше, чем МРОТ сегодня. Предлагаемый доход в 6 долларов в день на одного
человека, конечно, лучше, чем заработок в 3 доллара, который, по всем
международным стандартам, - всё же черта бедности. Вряд ли это та цель, которая
достойна страны с самыми богатыми ресурсами в мире. Тем более что состояние 110
долларовых миллиардеров в России, генезис которых нелегитимен, уже сегодня в 2
раза больше, чем годовой бюджет всей страны. Кроме того, повышение МРОТ тут же
обесценится инфляцией, новыми тарифами в ЖКХ, на энергоносители, транспортные и
другие услуги.
Выступая в Госдуме 8 мая с.г., В.В.Путин предложил три
способа борьбы с коррупцией – избавляться от избыточных функций государства по
контролю, лицензированию и сертификации; сделать доходы чиновников
“серьёзными”; обеспечить нормативную базу борьбы с коррупцией. Ни один из
предложенных способов эту проблему не решит. Доходы чиновников в России и
сейчас достигли вполне “серьёзного” уровня. Ежемесячная зарплата директоров в госкорпорациях начинается со 120 тысяч рублей, министров –
со 150 тысяч рублей. При этом суммы дополнительных вознаграждений чиновникам
“за выполнение особо важных и сложных заданий” не ограничены. По сообщениям
СМИ, правление “Газпрома”, например, в составе 18 человек получило в 2006 году
вознаграждение в 526,8 млн. руб. /29,3 млн. руб. на человека/, а члены
правления РЖД – по 14,9 млн. руб. Почувствуйте разницу между ежемесячными
доходами в 100 и 100 тысяч долларов.
Что касается нормативной базы борьбы с коррупцией, то
правящая партия в Госдуме и ранее упорно сопротивлялась и будет, несомненно,
сопротивляться в дальнейшем действительно эффективным мерам на этом
направлении, таким как конфискация имущества за коррупционные преступления,
декларация доходов чиновников и членов их семей. Не случайно подготовка закона
о противодействии коррупции покрыта от общественности “тайной за семью
печатями”. В тайном мраке гора вполне может родить мышь.
В.В.Путин и Д.А.Медведев неоднократно заявляли о своей
приверженности прежнему курсу в экономике. Но очевидно, что доставшаяся нам в наследство
от “лихих 90-х гг.” политико-экономическая система способна
лишь плодить бедность, а не бороться с ней. Либерально-рыночная конструкция
государственного устройства уже достаточно доказала свою нежизнеспособность.
Она постоянно вступает в конфликт с заявленными правительством целями.
По заявлению В.В.Путина, которое он сделал в Госдуме 8 мая
с.г., “то, что сегодня происходит в области государственных расходов, не
выдерживает никакой критики” якобы из-за неэффективности участия государства в
экономике. На самом деле неэффективной оказалась либерально-рыночная экономика
с её запредельным социальным расслоением общества, разгулом коррупции и
воровством государственных средств, ростом инфляции. “Преемственность курса” в
подобной ситуации не поможет, о чём убедительно свидетельствует исторический
опыт, в том числе и “курс Рузвельта”. Без активного участия государства в решении
любых проблем, как в экономике, так и в политике, не обойтись. Но для этого
надо менять идеологию “правящего класса”, которая его пока полностью
устраивает.
Из-за высоких цен на энергоносители у российского
государства сегодня скопилось достаточно денег. Вопрос лишь в том, кому они
достаются. При нынешней идеологии “правящего класса” они вряд ли предназначены
для решения проблем “простых людей”. Вряд ли они предназначены
и для “среднего класса”, которого в России практически нет, а также для
реальной поддержки малого бизнеса, который вынужден кормить чиновников и доля
которого в ВВП сведена к минимуму. Впрочем, возможно и чудо, если
правительство вдруг сочтёт для себя приоритетными не интересы “правящего класса”,
а нужды “простых людей”.
Надеяться на это пока нет веских оснований, тем более что
финансово-экономический блок в правительстве по-прежнему отдан на откуп
министрам либеральной ориентации. Как сообщил в понедельник В.В.Путин, в
ближайшие планы правительства входит подготовка для Госдумы пакета законопроектов,
связанных с развитием финансового рынка, налоговой системы и поддержкой
предпринимательства. Заниматься разработкой основных параметров
социально-экономического развития, проведением единой финансовой
кредитно-денежной политики, финансовым планированием, госбюджетом,
инвестиционной политикой и управлением госдолгом будет по-прежнему старо-новый
министр финансов А.Л.Кудрин. Нетрудно догадаться, какими будут его “основные
параметры социально-экономического развития”. Вряд ли в них найдётся место для
предложений о налогах на роскошь, о конфискации имущества за коррупционные
преступления, об обязательной декларации доходов госчиновников и их ближайших
родственников. И это никого не удивит: ведь политики либеральной ориентации,
согласно их публичным заявлениям, борются не с богатыми, а с бедностью, но
делают это так, что бедных становится всё больше.
Нынешняя политическая система в России не может быть
стабильной в долгосрочном плане, поскольку она не в состоянии пережить
неизбежные экономические и социальные потрясения. Подавление публичной
конкуренции между реальной оппозицией и властью способно лишь отсрочить
социальные и политические конфликты, в том числе посредством централизованного
управления информационным пространством. В этой ситуации актуальным становится
вопрос не о “двоевластии” в России, а о способности правительства решить
поставленные им же самим задачи в прокрустовом ложе “преемственности курса”.
Очевидно, что взаимоотношения В.В.Путина и Д.А.Медведева – это во многом их
личное дело, тогда как социально-экономический курс старо-нового российского
правительства – проблема уже всего общества и государства.
МиК, 13.05.08