Журнал «Золотой Лев» № 153-154 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Потребительский пир во время экономической чумы[1]

Верхние слои РФ тратят деньги с безудержным размахом, который изумляет мир.

 

На самом деле растет не столько потребление, сколько инфляция. А рост потребления – не более чем растрата корпоративного долга, который уже вырос до 500 млрд долларов – после чего встанет вопрос о его возврате. И тогда Медведев позавидует Кириенко. А пока вина за утопление утопающих заранее возлагается на будущих утопленников

По последним реляциям Росстата, в первом квартале 2008 года индекс потребительской уверенности в стране впервые с 1998 года вошел в зону положительных значений и составил +0,4%. По сравнению с четвертым кварталом 2007 года он вырос на 5,4 пункта. По поводу чего ррусским предлагают радоваться и тем самым стимулировать дальнейший рост «потребительской уверенности». Впрочем, реальный социально-экономический смысл этого индекса в условиях системного кризиса и нарастающей гиперинфляции не очевиден – «Рексона» с прокладками тут не помогут.

В отличие от жителей западных стран, которые сильно умерили аппетиты перед лицом глобального финансового кризиса, граждане РФ входят в новый виток то ли «бума потребления», то ли ажиотажного спроса. Помните «бум потребления» подсолнечного масла в прошлом сентябре?

В любом случае, траты жителей РФ растут быстрее, чем их доходы, а это, предупреждают специалисты, может плохо кончиться.

Особенно если учесть, что каждый третий не в состоянии оценить свои финансовые перспективы даже на месяц вперед. Недаром многие сравнивают нынешнюю потребительскую лихорадку с началом дефолтного 1998 года.

Кстати, сама экономическая терминология, заранее возлагающая ответственность на неразумное поведение покупателей, сознательно путает причину и следствие, поскольку первопричина всего – макроэкономическая стратегия правительства. Так что вина за утопление утопающих заранее возлагается на будущих утопленников.

Впрочем, на деле все проще: рост доходов и трат – чисто номинальный, поскольку инфляция потребительских цен за прошлый год явно превысила 30%. Что касается трети «беспечных россиян», не планирующих доходов на месяц вперед –они просто входят в половину жиетелей РФ, которая живет ниже планки минимальной потребительской корзины.

За первые три месяца года розничный товарооборот (в денежном выражении, то есть без учета реальной инфляции) в стране увеличился сразу на 17%. В реальности же «рост потребления» в денежном выражении сопоставим с инфляцией потребительских цен. А кроме того, существенную его часть составляет ажиотажный спрос обусловленный мрачными инфляционными ожиданиями.

Бурными темпами развивается торговля продовольствием – но опять же, в номинальном денежном выражении, без учета резкого вздорожания реальной потребительской корзины.

По данным швейцарского банка UBS, в прошлом году она прибавила в объеме 32%, достигнув 191 млрд. долларов. Швейцарцы полагают, что в этом нет ничего плохого: потребление мяса, молока и некоторых других продуктов в РФ далеко даже от медицинской нормы. Так что надо наедаться и отъедаться.

Но завистливые «гномы» забывают, что за этот же год и цены на продукты выросли никак не меньше 32%! Кроме того, в РФ четкое разделение «труда» между едоками: недоедающие беднеют, а богатые едят, не считая денег и калорий.

Характерно, что наиболее динамично растет рынок товаров и услуг, недоступных большинству жителей РФ.

Так, минувший год вывел рынок легковых машин РФ на третье место в Европе. Он вырос на 35,5%, а если брать продажи только иномарок, – на 59%.

По данным Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), за 2007 год этот сегмент рынка тоже прибавил 15% и составил 15 млрд. долларов.

Ростуризм рапортует: только за 9 месяцев прошлого года за рубеж выехали более 26 млн. жителей РФ, рост и здесь значительный – 18%.

Объем рынка «лучших друзей девушек» – бриллиантов и прочих ювелирных украшений в прошлом году, по оценкам агентства DISCOVERY Research Group, составил 4 млрд. долларов и вырос на 200 млн. «зеленых». Импортеры «ювелирки» уверены: это не предел, поскольку «русские» (точнее – «россияне») тратят на эти вещи уже столько же, сколько арабы, а будут – еще больше. Недаром РФ уже вошла в тройку самых перспективных и прибыльных рынков для производителей предметов роскоши. Что на самом деле не обещает основной массе населения ничего, кроме перспективы оплачивать чужую роскошь

Все это сильно контрастирует с большинством стран Западной Европы и США. Так люди живут явно не хуже, чем наши, и в среднем получают гораздо больше, но тратить стали меньше – боятся кризиса и думают о «черном дне».

В США постоянное снижение индекса потребительского доверия уже не раз становилось причиной обрушения фондовых индексов. Британские СМИ констатируют: более 40% подданных Ее величества стали менее расточительны.

Может быть, нам нечего бояться, и кризис пройдет стороной? Но ведь даже самые отъявленные оптимисты в экономической среде осторожно говорят, что «он не заденет Россию так сильно», что «последствия не будут катастрофическими». Никто же не сказал, кризиса у нас не будет! Впрочем, и без него не всем у нас сладко.

В опубликованном на днях докладе Национального агентства финансовых исследований говорится, что лишь пятая часть граждан РФ уверена, каков будет уровень их доходов через год. Треть населения не имеет привычки планировать расходы даже на месяц, поскольку понятия не имеет, что с ними будет через 30 дней.

Возможных вариантов диагноза потребителя в РФ несколько. Большинство тех, кто не свалился на дно, свято верит властям, которые уверяют, что все у нас будет ОК. Массированный предвыборный пропагандистский наркоз снизил тревожность, благодаря чему жителе РФ, особенно обеспеченные, стали «забывать» об изнанке экономической жизни – в конце концов, срабатывает психологическая защита, заставляющая забывать, а то и не видеть в упор психотравмирующую правду. Русские пережили много кризисов, поэтому перестали их бояться. Как в сказке про пастушка – «нас много раз пугали, а мы все равно живы».

Научный руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер рассказывает, что увеличившиеся доходы значительная часть населения страны направила на удовлетворение «отложенных» потребностей – покупку холодильника, телевизора или автомобиля. Впрочем, рост доходов, как «средней температуры по больнице» не говорит ничего о распределении этого роста.

А вот о том, что эти потребности, возможно, опять придется отложить, люди в массе своей не задумываются – опять же потому, что для одних не по карману даже надежды, а другие не привыкли считать потребительские расходы.

«Ситуация осложняется тем, что текущие расходы населения растут быстрее, чем сбережения. Если вдруг инфляция «съест» доходы, в стране резко снизится товарооборот и потребительская ситуация станет критичной», – предупреждает Гонтмахер. Иначе говоря, начнется коллапс и без того сжатого внутреннего рынка и настанет аналог «Великой депрессии».

Дурной признак и в том, что в среднем жители РФ потребляют больше, чем имеют. По данным Минэкономразвития, в прошлом году их доходы выросли на 22,4%, а потребительские расходы – на 23,5%. Очевидно, это все-таки ажиотажный спрос, связанный с катастрофическими инфляционным ожиданиями. Или просто инерция потребителей, старающихся не затягивать пояс, несмотря на инфляцию – и подышать свободно до самого кризиса, в наступлении которого не сомневается никто.

При этом зажиточная часть жителей РФ, сосредоточенная в московском регионе и немногих «миллионниках», тратит не только и не столько свои, сколько заемные деньги, проедая свои будущие доходы и за себя, любимых, и за сограждан.. И это гораздо серьезнее, чем принято считать. Сейчас число выданных кредитов уже превышает число банковских депозитов. То есть банки дали людям больше, чем люди принесли в банки. Это было бы нестрашно, но за прошлый год долги по выданным займам выросли на 50% и составили без малого 3 трлн. руб. Это на фоне угрозы дефицита банковской ликвидности уже становится серьезной проблемой. Занять деньги на Западе банкирам сейчас намного сложнее.

Мировой кризис заставил зарубежные кредитные институты поднять ставки, то есть ликвидность для банков РФ стала дороже. Власти решили помочь им сами. На прошлой неделе прошел аукцион по размещению бюджетных средств на депозитах в коммерческих банках. Власть готова была предложить 300 млрд. руб., но банкиры взяли всего 23,6 млрд. – менее 10%! Не потому что деньги не нужны, а потому что они слишком дороги: ставка отсечения – 7,25%.

Но и это – только верх айсберга, который того и гляди перевернется.

Главная бомба, подведенная под мнимое благополучие - корпоративный долг РФ, который последние годы рос со скоростью до 100 млрд. долларов и даже по официальной оценке, составляет сегодня не менее 500 млрд доларов, то есть больше стабфонда, уже подаренного Западу в качестве залога. Вот эти-то 100 млрд долларов ежегодно набираемого корпоративного долга, правдами и неправдами направляемого на личное потребление корпоративной элиты и формируют удивляющий швейцарцев потребительский бум – от повальной покупки новых иномарок до скупки ненатурально дорогой московской недвижимости. Десятки миллиардов заемных долларов, ежегодно проедаемых в столичном регионе в годы «путинского процветания», и формируют интригующие западных завистников процветание. Однако рано или поздно набранные и фактически пущенные на личное потребление верхнее-среднего класса долги придется отдавать - с процентами и в объемах, сопоставимых с прежней скоростью набора долгов – то есть теми же десятками миллиардов в год.

А начнется все с того, что после малейшего сбоя рынка РФ оценка кредитных рисков изменится, выдача кредитов корпорациям РФ приостановится, и потребительский рынок РФ сократится на те самые сто миллиардов, плюс возврат и проценты по уже набранному полутриллиону долларов корпоративного долга.

А дальше Медведев позавидует Кириенко…

 

Сайт СНД



[1] Приводится с редакционными изменениями (прим. ред. ЗЛ).


Реклама:
-