Журнал «Золотой Лев» № 153-154 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

От редакции: Ни парламентские, ни президентские выборы в РФ ничего не изменили в её политической конфигурации. По-прежнему государственную власть делят между собой нефть, газ и металл, иначе говоря - Роснефть, Газпром и Русал. Характер власти, как бы ни менялась риторика главных действующих лиц, также остался прежним - он либерально-бюрократический и поэтому антинациональный, что даёт основание предположить продолжение политики ликвидации российской государственности, которая была начата ещё в правление Горбачёва. Девиз этой политики - «продавать, продавать, продавать всё». Что, кстати говоря, весьма по сердцу нравственно разложившимся и ни в чем не стойким жителям двух мегаполисов, где и формируется русская политическая погода. Что касается публицистики, то практически большая часть появившихся в прессе и в Интернете комментариев, рассматривающих новое правление, малоинтересно. Доминируют банальности, апологетика, спекуляции и слухи. Ниже приводится два материала, которые более или менее насыщены конкретными данными, касающимися, прежде всего, состава правящей администрации.

 

Правительство Путина-Медведева

 

Взят под опеку

 

Завершившееся на прошлой неделе формирование нового правительства и администрации президента подтвердило, что главным действующим лицом в российской политике остается Владимир Путин, а его основным кадровым принципом — система сдержек и противовесов. Участие в назначениях Дмитрия Медведева, как и следовало ожидать, оказалось эпизодическим: новому президенту предстоит начать работу под присмотром путинских соратников.

Как дружно подметили близкие к власти политологи, указы Дмитрия Медведева о кадровых назначениях в правительстве и администрации президента подтвердили единство команды Путина и Медведева. Сама мысль о разделении назначенцев на путинских и медведевских, по мнению этих экспертов, абсурдна, поскольку Медведев — выходец из команды Путина.

Стоит, однако, напомнить, что Владимир Путин в 2000 году тоже считался выходцем из команды Бориса Ельцина, но это не помешало новому главе государства сразу привести во власть людей, преданных лично ему и не связанных никакими обязательствами с прежней командой. И именно действия этих людей в дальнейшем привели к изменению политического курса в направлении, противоположном устремлениям Ельцина и его соратников. А стало быть, и в 2008 году рассуждения о том, какова расстановка сил между соратниками нового и старого президентов, вполне уместны. Только вывод из этих рассуждений следует прямо противоположный: кадровой свободы новый президент пока не получил даже в отношении собственной администрации, а немногочисленным медведевцам в Кремле и Белом доме предстоит работать в плотном окружении превосходящих сил путинцев.

 

Численное преимущество

 

Вывод о том, что новое правительство стало именно правительством Путина, а не Медведева, напрашивается уже исходя из анализа его персонального состава. 16 из 25 членов кабинета работали в предыдущем правительстве, а 5 из 9 новых назначенцев (включая премьера Путина) переехали в Белый дом из Кремля. Из четырех оставшихся новичков к верным медведевцам можно отнести лишь министра юстиции, бывшего полпреда президента в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова, который, как и Медведев, окончил юрфак Ленинградского университета, а потом преподавал там же вместе с будущим президентом. Зато во главе четырех других министерств, подчиняющихся напрямую президенту (Минобороны, МВД, МЧС и МИД), остались путинские назначенцы.

Правда, серьезного вмешательства в формирование правительства от Медведева никто и не ожидал. В конце концов, Владимир Путин в 2000 году тоже ввел в правительство только 7 новых членов, из которых верным путинцем безоговорочно можно было считать лишь Германа Грефа. Да и сменить ельцинских силовиков на своих собственных новый президент решился лишь к концу первого года своих полномочий, в марте 2001 года.

А вот тот факт, что близкие соратники президента Медведева оказались в явном меньшинстве и в руководстве кремлевской администрации, можно считать неожиданным. Ведь многие эксперты полагали, что как раз в администрации, которая с назначением Путина премьером неизбежно перестанет быть своеобразным закулисным правительством, Дмитрий Медведев получит реальную кадровую свободу.

Однако признаки этой свободы обнаружились лишь в трех назначениях. Однокурсник Медведева по ЛГУ, бывший глава юридического департамента "Газпрома" Константин Чуйченко стал начальником контрольного управления (КУ) президента. Бывший глава кремлевского управления пресс-службы и информации Наталья Тимакова, курировавшая информкампанию преемника, а затем и кандидата в президенты Медведева, получила пост его пресс-секретаря. А одним из советников главы государства назначен Михаил Тринога, руководивший его секретариатом в Белом доме.

Работать медведевцам придется под плотным контролем "старой гвардии". К примеру, новому главе КУ, который должен следить за деятельностью региональных властей, предстоит смириться с тем, что главным куратором губернаторов в Кремле останется Владислав Сурков, повышенный с простого до первого заместителя главы администрации. Советник Тринога окажется в прямом подчинении у заместителя главы администрации Александра Беглова, отвечающего за канцелярию и документооборот. А другой заместитель, бывший пресс-секретарь Путина Алексей Громов, будет курировать информационные вопросы, включая, судя по всему, и деятельность пресс-секретаря Тимаковой. Кроме того, за новым главой государства присмотрят еще минимум двое — глава администрации Сергей Нарышкин (от правительства) и секретарь Совета безопасности, бывший директор ФСБ Николай Патрушев (от силовиков).

Эта ситуация радикально отличается от той, которая сложилась в Кремле в мае 2000 года. Тогда главой администрации тоже был верный ельцинец Александр Волошин, а главным куратором политических вопросов — его заместитель Владислав Сурков. Но и путинцы без солидных должностей не остались: первым заместителем Волошина стал Дмитрий Медведев, а простыми замами — Дмитрий Козак, Виктор Иванов и Игорь Сечин. Причем трое последних с первых дней курировали такие важнейшие направления, как выстраивание вертикали власти, подбор кадров и "доступ к телу" президента.

 

Оборонительная тактика

 

Впрочем, ограничение кадровых возможностей президента стало, возможно, лишь побочным продуктом нынешней реформы власти. Просто без этого премьер Путин вряд ли смог бы решить две главные для себя задачи — превратить правительство из технического в политическое и укрепить испытанную годами систему сдержек и противовесов. И если оценивать последние назначения с этой точки зрения, перспективы Дмитрия Медведева как хотя бы равноправного участника нового властного тандема выглядят уже не столь безнадежными.

Структура нового правительства действительно позволяет премьеру отвлечься от повседневной рутины и сосредоточиться на решении стратегических вопросов. И как показала прошлая неделя, для этого ему совсем необязательно вторгаться в компетенцию президента и заниматься, скажем, обороной или внешней политикой. Ведь в сфере ответственности правительства есть не менее стратегические проблемы (например, обсуждавшееся 13 мая на совещании в Петербурге развитие судостроения), по которым тоже можно вполне президентским тоном раздавать руководящие указания. Исполнять их как раз и будут проверенные вице-премьеры, привыкшие к работе в напряженном кремлевском режиме. А увеличение их количества позволит при необходимости перебрасывать кого-то и на выполнение особо важных поручений Кремля, чтобы народ видел, что и новый президент тоже иногда делает для страны что-то полезное.

Система сдержек и противовесов в целом исправно работала и при Ельцине, и при Путине, а за последними перестановками, если рассматривать их в комплексе, ясно проглядывает стремление сохранить и укрепить ее. Только речь идет не столько о противостоянии "путинских" и "медведевских", сколько о сохранении установившегося в 2000-е годы относительного баланса между более широкими группами влияния — либералами и силовиками, или, как любит выражаться пресса, питерскими юристами и питерскими чекистами. Разумеется, внутри этих групп есть мелкие группировки, а внутригрупповые разногласия бывают порой острее межгрупповых. Но если дойдет до настоящего передела власти, то каждая из групп, скорее всего, снова будет действовать сплоченно.

В этом смысле к потенциальным сторонникам Медведева как настоящего питерского юриста можно отнести не только его близких друзей и однокурсников, но и всех чиновников Кремля и Белого дома, имеющих репутацию либералов. И тогда получается, что, скажем, тяготеющего к силовикам Зубкова в правительстве уравновешивает другой первый вице-премьер, либерал Шувалов. А на простых зампредов правительства Сечина и Собянина у Медведева в резерве есть вполне себе либеральные вице-премьеры Жуков и Кудрин.

Похожим образом обстоит дело и в Кремле. Там к уже перечисленным выше медведевцам вполне можно добавить как минимум нового главу экспертного управления Аркадия Дворковича. Да и некоторые из старых ельцинцев могут при желании вспомнить свое либеральное прошлое — например, помощник президента Джахан Поллыева, поработавшая, помимо Бориса Ельцина, с Борисом Немцовым и Сергеем Кириенко, или глава государственно-правового управления Лариса Брычева, пришедшая на работу в администрацию еще в те времена, когда демократия в России не была суверенной.

В то же время новое назначение Николая Патрушева должно стать определенной гарантией для силовиков, опасающихся реванша со стороны либералов. Ведь если Совбез во главе с бывшим директором ФСБ станет своеобразным буфером между главой государства и силовиками, то прямое подчинение силовых ведомств президенту-либералу уже не должно вызывать у силовиков особого беспокойства. Особенно если реализация полномочий Совбеза по координации силовых структур, уже предусмотренных законом "О безопасности", будет подкреплена личным авторитетом Владимира Путина.

Определенной компенсацией либералам за такое неудобство можно считать уход помощника президента Виктора Иванова и главы Минюста Владимира Устинова — знаковых фигур, игравших не последнюю роль в политике Кремля. И хотя Устинов через два дня был назначен полпредом президента в Южном федеральном округе, а Иванов еще через день получил пост главы Госнаркоконтроля, их политический вес наверняка снизится.

 

Домашние заготовки

 

Даже если бы решающую роль Путина в формировании правительства и администрации нельзя было выявить по общим признакам вроде персонального состава этих структур или верности системе сдержек и противовесов, она легко определялась бы по частностям — тем характерным деталям, из которых складывается путинский стиль кадровой политики.

Первая деталь — верность старой дружбе, то есть тем людям, которые давно вызывают у премьера, выражаясь его же словами, "чувство локтя". Именно по этой причине можно не сомневаться, что с Путиным, какую бы должность он ни занимал, обязательно будут работать Игорь Сечин, Сергей Иванов и Дмитрий Козак. Старая дружба не ржавеет, даже если чиновник, мягко говоря, не слишком популярен в народе и регулярно критикуется в СМИ. Как, например, вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин или министр образования Андрей Фурсенко, входящий к тому же в особую историческую общность — дачный кооператив "Озеро", членом которого в начале 1990-х был и Владимир Путин.

Место в списке друзей можно заработать и беззаветным трудом на благо Путина, как это сделали, скажем, не входившие прежде в его ближний круг бывший премьер Виктор Зубков или бывший глава администрации Сергей Собянин. То же самое относится и ко многим чиновникам, начавшим карьеру еще при Ельцине, но успешно встроившимся в систему суверенной демократии. К ним можно отнести добрую половину нынешнего руководства президентской администрации, а также министров Сергея Шойгу (МЧС), Алексея Гордеева (Минсельхоз), Виктора Христенко (Минпромторговли).

Второй особенностью кадровой политики Путина можно считать его категорическое нежелание увольнять провинившихся чиновников сразу после совершения проступка и тем более под давлением общественности. В свое время именно по этой причине были отложены отставки руководства военно-морского флота (за гибель "Курска"), группы федеральных и региональных силовиков (за теракт в Беслане), главы Минздравсоцразвития Михаила Зурабова (за провал монетизации льгот).

На этот раз таких отложенных отставок можно насчитать как минимум три. Глава Госнаркоконтроля Виктор Черкесов, ставший руководителем Федерального агентства по поставкам вооружения, наказан за вынесение сора из избы посредством публикации в СМИ открытого письма о междоусобице в рядах силовиков (кстати, перемещение Патрушева из ФСБ в Совбез отчасти также можно считать следствием этого конфликта). Министр культуры Александр Соколов поплатился за публичные свары с коллегами и покинул правительство вместе со своим главным оппонентом Михаилом Швыдким. А вышеупомянутый Виктор Иванов за восемь лет работы допустил несколько проколов как с подбором кадров (особенно на посты губернаторов), так и с регулированием вопроса о гражданстве.

Третьей характерной чертой нынешних перестановок является любовь Путина к нелогичным и потому непредсказуемым кадровым решениям. Наиболее яркими примерами такого рода в прошлом можно считать назначения министра внутренних дел Бориса Грызлова (2001 год), премьеров Михаила Фрадкова (2004) и Виктора Зубкова (2007), а также министра обороны Анатолия Сердюкова (2007). На этот раз к неожиданным кадровым находкам можно отнести перемещение на пост министра связи и массовых коммуникаций главы президентского протокола бывшего журналиста Игоря Щеголева и назначение министром культуры посла РФ во Франции Александра Авдеева.

Наконец, четвертой особенностью путинской кадровой политики можно считать временное понижение в должности отдельных соратников. Эта участь в мае 2008-го постигла бывшего премьера Виктора Зубкова, ставшего первым вице-премьером, и Сергея Иванова, превратившегося из первого вице-премьера в обычного. Но, как показывает пример ряда других чиновников, далеко идущих выводов из этого делать не следует. Скажем, Дмитрий Козак за девять последних лет прошел весьма извилистый путь: глава аппарата правительства — первый заместитель главы администрации президента — глава аппарата правительства — полпред президента в Южном федеральном округе — министр регионального развития, однако не перестал считаться одним из ближайших сподвижников Путина. А призванный в правительство еще при Ельцине Виктор Христенко, до того как стать министром в нынешнем правительстве, успел за 10 лет дважды побывать вице-премьером, а в 2004 году в течение 10 дней даже исполнял обязанности главы кабинета министров.

Единственное, о чем никак нельзя судить по нынешним кадровым назначениям, так это о кадровой политике президента Медведева. Так что наблюдателям, экспертам и просто сочувствующим, надеющимся на реальные изменения в политическом курсе, теперь, видимо, придется дожидаться окончания первого года полномочий нового главы государства, когда по аналогии с президентством Путина в его политике могут наконец проявиться по-настоящему самостоятельные черты.

 

ДМИТРИЙ КАМЫШЕВ

 

Новобранец

Авдеев Александр Алексеевич, министр культуры

Родился 8 сентября 1946 в Кременчуге Украинской ССР. В 1968 окончил МГИМО.

В 1968-1975 работал референтом генконсульства СССР в Аннабе (Алжир), затем атташе посольства в Алжире. С 1975 трудился в центральном аппарате МИД СССР. В 1977-1985 — второй, затем первый секретарь посольства во Франции. С 1985 — завсектором первого европейского отдела МИДа. В 1987-1990 был послом в Люксембурге. В 1991-1992 занимал должность заместителя министра иностранных дел. С 1992 — посол России в Болгарии. В 1996 вернулся в Москву и занял должность заместителя, а с 1998 — первого заместителя министра иностранных дел РФ. Курировал балканское направление, выступал за ужесточение позиции по отношению к Западу, в том числе по косовской проблеме. В начале 2000-х считался одним из основных претендентов на пост главы МИДа, но Кремль поддержал "западников" во главе с Игорем Ивановым, и в марте 2002 господина Авдеева отправили послом во Францию (с марта 2007 также и в Монако). На этом посту он запомнился активизацией контактов с потомками эмигрантов и участием в возвращении в Россию праха генерала Антона Деникина, философа Ивана Ильина и писателя Ивана Шмелева.

Награжден орденами Почета и Дружбы. Владеет французским, итальянским, английским и болгарским языками.

 

Новобранец

Бортников Александр Васильевич, директор ФСБ

Родился 15 ноября 1951 в Перми. В 1973 окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, затем — Высшую школу КГБ.

С 1975 служил в органах госбезопасности, работал в управлении КГБ по Ленинграду и области. Занимался контрразведывательными операциями. С июня 2003 — начальник УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти. 24 февраля 2004 назначен замдиректора ФСБ — руководителем управления по контрразведывательному обеспечению кредитно-финансовой сферы (сменил на этом посту фигуранта дела "Трех китов" Юрия Заостровцева). Входил в наблюдательный совет "Росатома" и совет директоров ОАО "Совкомфлот". По данным СМИ, близок к вице-премьеру и бывшему замглавы администрации президента Игорю Сечину. В 2007 журнал The New Times опубликовал серию материалов, в которых рассказывалось о причастности господина Бортникова к отмыванию денег и убийству политэмигранта Александра Литвиненко. Впоследствии одному из авторов этих статей, Наталье Морарь, гражданке Молдавии, был запрещен въезд в Россию.

Генерал армии.

 

Новобранец

Коновалов Александр Владимирович, министр юстиции

Родился 9 июня 1968 в Ленинграде. В 1992 окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета.

В 1992-1994 следователь прокуратуры Выборгского района Санкт-Петербурга, с 1994 — прокурор отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности прокуратуры города. В 1997-2001 — зампрокурора, прокурор Московского района города. В 2001-2005 — заместитель, первый заместитель прокурора Санкт-Петербурга. Участвовал в расследовании ряда громких дел, в том числе дела об избиении губернатором Ненецкого автономного округа Владимиром Бутовым сотрудника ГИБДД. В январе 2005 господин Коновалов прекратил уголовное преследование президента корпорации "Евросервис" — авторитетного бизнесмена Константина Мирилашвили, которого обвиняли в похищении и убийстве. Одновременно с работой в прокуратуре преподавал на кафедре гражданского права юрфака СПбГУ вместе с будущим президентом Дмитрием Медведевым. В феврале-ноябре 2005 был прокурором Башкирии. Безуспешно пытался вернуть в госсобственность предприятия башкирского ТЭКа, принадлежавшие сыну президента республики Уралу Рахимову (этого удалось добиться только в 2007-2008). Кроме того, в это время прокуратура приостановила расследование дела об избиении жителей Благовещенска бойцами ОМОНа. C ноября 2005 — полпред президента в Приволжском федеральном округе.

Кандидат юридических наук (тема диссертации — "Владение и владельческая защита в гражданском праве"). Автор ряда монографий и научных статей. Кандидат в мастера спорта по академической гребле.

 

Новобранец

Мутко Виталий Леонтьевич, министр спорта, туризма и молодежной политики

Родился 8 декабря 1958 в станице Куринской Краснодарского края. В 1987 окончил Ленинградский институт водного транспорта, в 1999 — юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета.

В 1977-1978 — матрос-моторист на судах Северо-Западного речного пароходства. С 1983 работал в исполкоме Кировского района Ленинграда инструктором, заведующим отделом, секретарем райисполкома. В 1990 стал депутатом Кировского райсовета, в 1991 — главой администрации района. В 1992-1996 — заместитель мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака по социальным вопросам (в 1994-1996 еще одним заместителем мэра был Владимир Путин). В 1996, после победы Владимира Яковлева на губернаторских выборах, вместе с Владимиром Путиным уволился из мэрии. В 1997 избран президентом ЗАО "Футбольный клуб "Зенит"". На президентских выборах-2000 был одним из доверенных лиц кандидата Владимира Путина. В 2001-2003 возглавлял Российскую футбольную премьер-лигу. 29 октября 2003 назначен представителем в Совете федерации от правительства Санкт-Петербурга. Со 2 апреля 2005 одновременно возглавлял Российский футбольный союз.

Кандидат юридических и экономических наук (тема экономической диссертации — "Соотношение рыночных и государственных регуляторов в развитии физической культуры и спорта"). Награжден орденами Почета и Дружбы.

 

Новобранец

Тринога Михаил Иванович, советник президента

Родился 10 апреля 1949 в Ивано-Франковской области Украинской ССР. В 1971 окончил Ивано-Франковский институт нефти и газа, в 1990 — Институт повышения квалификации Академии народного хозяйства.

В 1970-1980 работал в газовой промышленности, дослужился до поста главного геолога объединения "Газлинефтегаздобыча" (Узбекистан). В 1980 переехал в Москву, стал начальником оперативно-производственной службы, главным геологом "Мострансгаза". С 1984 — ведущий инженер, замначальника управления в Министерстве газовой промышленности СССР. С 1986 работал референтом и специалистом при Совете министров СССР. С 1992 — заместитель руководителя секретариата премьера Виктора Черномырдина. В 1998 стал первым заместителем начальника управления делами ОАО "Газпром". В 2000-2004 был заместителем руководителя аппарата правительства. В 2004-2005 работал в администрации президента на должностях помощника главы администрации и заместителя руководителя секретариата главы администрации. С ноября 2005 возглавлял секретариат первого вице-премьера Дмитрия Медведева.

Автор ряда научных работ, двух авторских свидетельств на изобретения, лауреат премии правительства в области науки и техники.

 

Новобранец

Чуйченко Константин Анатольевич, начальник контрольного управления президента

Родился 12 июля 1965 в Липецке. В 1987 окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета, учился на одном курсе с Дмитрием Медведевым. В 1992 окончил Институт КГБ.

В 1987-1989 работал стажером, затем следователем прокуратуры Калининского района Ленинграда. В 1989-1992 служил в органах госбезопасности. В 1992-1994 — исполнительный директор компании "Интерюраудит де Фариа и Тихонов" в Санкт-Петербурге. С 1994 занимался адвокатской практикой, входил в международную коллегию адвокатов "Санкт-Петербург". С 2001 возглавлял юридический департамент ОАО "Газпром", с 2002 входил в правление компании. Одновременно был членом совета директоров ряда дочерних структур "Газпрома" ("Газпром-медиа", "Газпром нефть", "ТНТ-телесеть" и др.). В 2004 стал исполнительным директором Rosukrenergo — компании-посредника при поставках газа на Украину.

 

Новобранец

Шматко Сергей Иванович, министр энергетики

Родился 26 сентября 1966 в Ставрополе. В 1990 окончил математико-механический и политэкономический факультеты Уральского госуниверситета, в 1992 — факультет экономики Университета Марбурга (ФРГ), в 2004 — курсы Академии Генштаба.

Служил в соединении атомных подводных лодок на Северном флоте. С 1992 работал аудитором в немецкой консалтинговой компании BDO Binder. С 1994 — директор компании RFI GmbH (фирма представляла интересы Российского фонда федерального имущества в Евросоюзе), с 1995 — сотрудник российского Института проблем инвестирования. В 1997 возглавил центр экономической стратегии Росэнергоатома. В 1999 стал советником гендиректора ВНИИАЭС. В 2002 назначен председателем Государственного фонда конверсии. С февраля по июнь 2005 — советник председателя правления Газпромбанка Андрея Акимова, вице-президент ЗАО "Атомстройэкспорт". С июня 2005 — президент ЗАО "Атомстройэкспорт". Одновременно в январе 2008 назначен замдиректора "Атомэнергопрома".

Кандидат технических наук (тема диссертации — "Гидротермальная переработка кубовых остатков АЭС").

 

Как изменялись состав и структура правительства с 2000 года

 

 

состав

структура

2000 год

Май

Премьером утвержден Михаил Касьянов. Правительство состоит из пяти вице-премьеров (Виктор Христенко, Илья Клебанов, Валентина Матвиенко, министр финансов Алексей Кудрин, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев), 24 министерства и 25 министров

 

 

Ноябрь

Назначен министр без портфеля по делам Чечни Владимир Елагин

 

2001 год

Февраль

Ушел в отставку министр энергетики Александр Гаврин

 

 

Март

В Минобороны Игоря Сергеева сменил Сергей Иванов, в МВД Владимира Рушайло — Борис Грызлов, в Минатоме Евгения Адамова — Александр Румянцев

 

 

Июнь

Министерство энергетики возглавил Игорь Юсуфов, министра природных ресурсов Бориса Яцкевича сменил Виталий Артюхов

 

 

Октябрь

Министра промышленности, науки и технологий Александра Дондукова сменил Илья Клебанов

Упразднено Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики

 

Декабрь

Министром без портфеля по национальной политике назначен Владимир Зорин

 

2002 год

Январь

Министра путей сообщения Николая Аксененко сменил Геннадий Фадеев

 

 

Февраль

Илья Клебанов лишен статуса вице-премьера

 

 

Ноябрь

Министром по делам Чечни назначен Станислав Ильясов

 

2003 год

Март

Вице-премьер по социальному блоку Валентина Матвиенко переведена на должность полпреда в Северо-Западном федеральном округе

На базе ликвидированной Федеральной службы налоговой полиции создан Госнаркоконтроль, и функции ФАПСИ распределены между ФСБ, СВР и вновь созданной Федеральной службой охраны. Федеральная погранслужба включена в состав ФСБ

 

Апрель

Вице-премьером по социальному блоку назначена Галина Карелова, вице-премьером по промышленности — Борис Алешин

 

 

Май

Аппарат кабинета возглавил Константин Мерзликин

 

 

Июнь

Вице-премьером по ЖКХ назначен Владимир Яковлев

 

 

Октябрь

Министром путей сообщения назначен Вадим Морозов

 

 

Ноябрь

Главой Минпромнауки назначен Андрей Фурсенко

 

 

Декабрь

МВД возглавил Рашид Нургалиев

 

2004 год

Февраль

Правительство Михаила Касьянова отправлено в отставку. В нем было 6 вице-премьеров, 23 министерства и 27 министров

 

 

Март

Премьером стал Михаил Фрадков. В новый кабинет не попали 16 членов правительства Михаила Касьянова

Началась административная реформа. В правительстве остался один вице-премьер и 14 министерств (15 министров), появилось 34 службы и 28 агентств

 

Май

Михаил Фрадков переутвержден премьером. Министерство информационных технологий и связи возглавил Леонид Рейман

Министерство транспорта и связи разделено на Министерство транспорта и Министерство информационных технологий и связи. В его подчинение вошли служба Россвязьнадзор, агентство Россвязь и вновь созданное агентство Росинформтехнологии. Службы Ростехнадзор и Росатомнадзор объединены и подчинены премьеру (ранее подчинялись Министерству промышленности и энергетики). Ему же подчинена новая служба Росгидромет, Министерству культуры и массовых коммуникаций — новая служба Росохранкультура, Минтрансу — новое агентство Роскартография. Служба по техрегулированию и метрологии преобразована в агентство

 

Сентябрь

Аппарат правительства вместо Дмитрия Козака возглавил Сергей Нарышкин

Создано Министерство регионального развития во главе с Владимиром Яковлевым

 

Октябрь

 

При Минздравсоцразвития создано медико-биологическое агентство

 

Ноябрь

 

Агентство по физкультуре, спорту и туризму разделено на Ростуризм и Росспорт, подчиненные премьеру

2005 год

Июль

 

В Минэкономразвития создано агентство по управлению особыми экономическими зонами

 

Сентябрь

 

Создана подчиненная премьеру аэронавигационная служба

 

Октябрь

 

Ликвидировано агентство по сельскому хозяйству

 

Ноябрь

Введены должности двух вице-премьеров: первый вице-премьер Дмитрий Медведев и просто вице-премьер Сергей Иванов (сохранил пост министра обороны)

 

2006 год

Май

 

Федеральная таможенная служба переподчинена от Минэкономразвития премьеру

 

Июнь

Поменялись местами генпрокурор Владимир Устинов и министр юстиции Юрий Чайка

 

 

Июль

 

При Минздравсоцразвития создано агентство по высокотехнологичной медпомощи

2007 год

Февраль

Сергей Иванов повышен до первого вице-премьера, Сергей Нарышкин — до вице-премьера. Минобороны возглавил Анатолий Сердюков, налоговую службу — Михаил Мокрецов

Создано агентство по поставкам вооружения, военной и специальной техники и материальных средств, подчиняющееся премьеру

 

Март

 

Росохранкультура и Россвязьнадзор объединены в Россвязьохранкультуру, подчиненную премьеру

 

Сентябрь

Кабинет Михаила Фрадкова отправлен в отставку. Правительство состояло из четырех вице-премьеров (в том числе два первых), 16 министерств и 17 министров, 34 служб и 35 агентств. Премьером утвержден Виктор Зубков. Минэкономразвития возглавила Эльвира Набиуллина, Минрегионразвития — Дмитрий Козак, Минздравсоцразвития — Татьяна Голикова. Глава Минфина Алексей Кудрин повышен до вице-премьера

Премьер получил в подчинение преобразованное в комитет агентство по рыболовству и вновь созданный комитет по делам молодежи

 

октябрь

 

Создано агентство по обустройству госграницы, подчиненное премьеру

2008 год

март

 

Агентство по атомной энергии преобразовано в госкорпорацию Росатом

 

май

Правительство Виктора Зубкова отправлено в отставку. Оно состояло из пяти вице-премьеров (в том числе 2 первых), 16 министерств и 17 министров, 34 служб, 34 агентств и 2 комитетов Премьером утвержден Владимир Путин. Виктор Зубков и Игорь Шувалов назначены первыми вице-премьерами, Сергей Иванов понижен до вице-премьера, Сергей Собянин и Игорь Сечин назначены вице-премьерами. Минюст вместо Владимира Устинова возглавил Александр Коновалов. Вновь образованному Министерству спорта, туризма и молодежной политики во главе с Виталием Мутко переданы Ростуризм, Росспорт и Агентство по делам молодежи, преобразованное из подчинявшегося премьеру Госкоммолодежи. МИДу передано вновь образованное Агентство по делам СНГ. Мининформсвязи преобразовано в Министерство связи и массовых коммуникаций во главе с Игорем Щеголевым, ему переданы Служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (образована при разделении Россвязьохранкультуры), Росинформтехнологии, Роспечать и Россвязь. Министерство культуры и массовых коммуникаций преобразовано в Министерство культуры во главе с Александром Авдеевым, ему переданы Служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (образована при разделении Россвязьохранкультуры) и Архивное агентство. Минприродресурсов преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии во главе с Юрием Трутневым, ему переданы Росгидромет, Росприроднадзор, Ростехнадзор, Роснедра и Росводресурсы. Минпромэнерго разделено на Министерство энергетики во главе с Сергеем Шматко и Министерство промышленности и торговли во главе с Виктором Христенко, которому передано Ростехрегулирование. Госкомрыболовство преобразовано в Агентство по рыболовству и передано из подчинения премьера Минсельхозу. Министерство экономического развития и торговли преобразовано в Министерство экономического развития во главе с Эльвирой Набиуллиной, ему переданы Росстат, Росрезерв, Росимущество, РосОЭЗ, Росрегистрация, Роскартография и Роснедвижимость (последние три упраздняются с 1 октября 2008 года с передачей их функций Росимуществу, функции Росрегистрации по регистрации НКО, партий и общественных объединений переданы Минюсту). Минтрансу передана подчинявшаяся премьеру Росэаронавигация. Упразднены шесть агентств: по высокотехнологичной медицинской помощи; по здравоохранению и соцразвитию; по культуре и кинематографии; по промышленности; по строительству и ЖКХ; по энергетике

 

 

Как изменялось число вице-премьеров*

Премьер-министр (годы работы)

Число
вице-премьеров

Иван Силаев (1991)

7

Борис Ельцин** (1991-1992)

10

Егор Гайдар, и. о.(1992)

9

Виктор Черномырдин, I правительство (1992-1996)

7

Виктор Черномырдин, II правительство (1996-1998)

10

Сергей Кириенко (1998)

4

Евгений Примаков (1998-1999)

6

Сергей Степашин (1999)

5

Владимир Путин, I правительство (1999-2000)

7

Михаил Касьянов (2000-2004)

6

Михаил Фрадков (2004-2007)

3

Виктор Зубков (2007-2008)

5

Владимир Путин, II правительство

7

 

*Данные на момент отставки правительства, за исключением действующего правительства.

**Данные на момент назначения Егора Гайдара и. о. премьера.

 

 

 

Журнал «Власть», № 19(772) от 19.05.2008

 

*****

 

Временное правительство Путина

 

"Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев утвердил в понедельник состав кабинета министров. И с точки зрения интриги правительство не разочаровало: обновились первые вице-премьеры, назначены трое новых вице-премьеров, а шестеро членов кабинета и вовсе не работали до этого ни в правительстве, ни в администрации президента. Правительство Владимира Путина действительно совсем новое — управление в стране будет теперь другим. Но все же оно временное: даже в этом году возможна некоторая «усушка и утруска» персонального состава, и точно произойдет уточнение структуры и функций министерств и обязанностей членов кабинета. Некоторые министры и даже вице-премьеры, возможно, сели в кресла не очень надолго

Борьба вокруг назначений в правительство Владимира Путина велась практически до 13.00 12 мая, когда начали появляться первые сообщения о составе нового кабинета. Были и «сливы». Некоторые источники в понедельник утром верно прогнозировали назначение бывшего полпреда президента в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова министром юстиции, и вот еще в праздники информированные вроде бы люди уверяли, что он может стать Генпрокурором. Вероятно, и такая возможность была. Другие высокопоставленные источники и то и другое опровергали, объясняя, почему это «абсолютно непроходная кандидатура».

Слухи, компрометирующие «факты» и байки про потенциальных кандидатов на высокие посты — это верный признак борьбы, ведущейся пусть и не парламентскими партиями, но все-таки организованными группами людей.

На самом деле борьба велась одновременно в двух направлениях. Первое — это схватка различных блоков за место в новой властной структуре. Второе — борьба за логичную, понятную, вменяемую модель управления страной. Никто, включая президента и премьера, не может быть полностью независим от политики — руководить, опираясь лишь на свою высочайшую волю. Даже когда за первых лиц государства вроде бы все: и большинство в парламенте, и крупный бизнес, и чиновники. Составляя кабинет, Медведев и Путин распутывали сложнейший клубок связей, союзов, противоречий и конфликтов на грани необъявленной войны. Чтобы это обнаружить, достаточно потянуть за любую нить.

Например, назначение того же Александра Коновалова вроде бы абсолютно логично с управленческой точки зрения. Он молодой чиновник с юридическим образованием и большим опытом прокурорской работы, справившийся в свое время с такой «тонкой» задачей, как наведение порядка в Башкирии после зачистки милицией мирного населения в 2004 году. Но, кроме того, он религиозный человек с богословским образованием, то есть, по всей вероятности, редкий тип «честного чиновника». Сведений, противоречащих образу надежного служаки и бессребреника, не появилось за все время его полпредства в Поволжье.

Вдобавок Коновалов питерский, то есть «свой» для правящей команды. Не менее важно и то, что с этой должности — министра юстиции — был уволен Владимир Устинов, автор разгрома ЮКОСа, некогда один из самых влиятельных людей в России, которого боялись как крупнейшие предприниматели, так и высокопоставленные чиновники.

Одновременно пост директора ФСБ покинул другой лидер «силовиков», один из самых влиятельных и по сей день людей — Николай Патрушев. Теперь он возглавит Совет безопасности, то есть займет куда менее значимое место в структуре власти, по крайне мере сейчас. Раньше Совбезом руководил бывший министр иностранных дел Игорь Иванов, который в большую политику вовлечен не был. Как бы то ни было, находясь на этом посту, Николай Патрушев вряд ли сумеет возглавить борьбу с коррупцией в стране.

Однако столь очевидное ослабление группы «силовиков» могло бы разрушить всю структуру власти и создать множество перекосов в политике. Поэтому вице-премьером в новом правительстве, как и ожидалось, был назначен бывший влиятельнейший замглавы администрации президента Игорь Сечин. Об этом человеке, давнем товарище Владимира Путина по работе в КГБ и не только в нем, ходило множество самых противоречивых слухов. Поговаривали, что он был сторонником «третьего срока» и отчаянным противником выдвижения Дмитрия Медведева в президенты. Но поскольку человек он совершенно непубличный, известны отрывки всего из двух его выступлений — на совете директоров «Роснефти», где обсуждалась покупка активов все того же ЮКОСа по частям, и — вместе с Николаем Патрушевым — перед родственниками сотрудников ФСБ, погибших в антитеррорис¬тических операциях. Правда, курировать Сечин будет не силовиков и нефтянку, а промышленность и экологию.

Тасуя колоду и распутывая клубок противоречий, Медведев и Путин смогли установить некое равновесие во власти, найти новый баланс политических сил. Что и было главным на данном этапе. Но теперь встает вопрос, можно ли «со всем этим взлететь», то есть эффективно управлять страной, модернизировать экономику и социальную сферу? Будут ли чиновники выполнять свои функции сообразно занимаемым должностям или начнут переделывать посты «под себя», не в последнюю очередь зависит от личных качеств новых членов правительства.

 

Виктор Зубков, первый вице-премьер

Возглавив в сентябре прошлого года российское правительство, Зубков даже прожил некоторое время в роли возможного преемника Путина. Журналисты уже начали заезжать к его односельчанам, чтобы составить на редкость положительный образ нового премьера. «Рукопожатие у него крепкое было: он же на флоте служил. И слабостей никаких я за ним не замечал. Да и выпивать не любил. Разве одну рюмочку, не больше. Матом не ругался. Охотой и рыбалкой не увлекался. Он в основном — в семье. Город обычно осматривал вместе с женой, прогуливаясь», — делился тогда с «РР» воспоминаниями один из бывших сослуживцев Зубкова.

Впрочем, уже в первые месяцы его правления стало очевидно, что на главу страны Зубков не тянет, — даже в роли премьера он оказался куда менее влиятельным, чем многие его подчиненные.

В новом правительстве Зубков получил полномочия, которые более всего соответствуют его имиджу «крепкого советского хозяйственника»: кураторство национального проекта «Сельское хозяйство» и контроль над развитием рыболовства и лесного комплекса. Хотя Зубков и первый вице-премьер, по объему полномочий его превосходят даже иные «простые» вице-премьеры. Вместе с тем нельзя забывать, что в ближайшее время у него станет больше возможностей: кандидатура Зубкова внесена на пост председателя совета директоров «Газпрома», где он сменит Дмитрия Медведева.

Глядя на новый состав правительства, можно предположить, что если раньше Зубков был «техническим» премьером, то теперь стал «техническим» вице-пре¬мье¬ром. Не исключено, что он продержится на этой должности несколько лет, но может пасть жертвой первой же реорганизации кабинета министров.

 

Игорь Шувалов, первый вице-премьер

Премьерские амбиции молва приписывает Игорю Шувалову начиная с 2003 года, когда его прочили на место Михаила Касьянова. Тогда кандидатура Шувалова не прошла, но в правительстве Путина он становится одной из ключевых фигур. Это видно уже по объему полномочий, перечень которых намного длиннее, чем у всех его коллег.

В разное время считался протеже Александра Мамута и Александра Волошина. В юридической конторе Мамута он начинал свою бизнес-карьеру, по его же протекции пришел в Государственный комитет по управлению госимуществом и очень скоро стал заместителем министра госимущества. Должность весьма горячая, учитывая, что в стране на тот момент еще велась масштабная приватизация. Именно тогда, например, был продан контрольный пакет акций «Сибнефти».

В последующие годы Игорь Шувалов держался в тени, занимая пост руководителя правительственного аппарата, а затем и помощника Владимира Путина.

При этом связи у него были обширнейшие, а влияние огромным, за что Шувалов и получил неофициальный титул «теневого вице-премьера». Сейчас слово «теневой» логично поменялось на «первый».

Люди, лично знающие Шувалова, говорят о нем как о карьеристе, амбициозном человеке и трудоголике. Еще его именуют «специалистом по процедуре»: Шувалов предельно педантичен, и даже дома у него все бумажки разложены в строгом порядке.

 

Алексей Кудрин, вице-премьер

Алексей Кудрин — одна из статусных фигур нынешней российской власти, человек, который во многом определяет экономическую политику государства на протяжении почти 11 лет (в Министерстве финансов он с марта 1997 года, с кратковременной «командировкой» в руководство РАО «ЕЭС»). Он же — «хранитель» и главный заступник стабилизационного фонда, урвать из которого пару-тройку триллионов в последние годы хотели очень многие.

Сохранение Кудриным своего высокого статуса — это, во-первых, показатель преемственности экономического курса нового кабинета, а во-вторых, очевидный сигнал о том, что новое правительство будет даже либеральнее прежнего (учитывая, что большинство представителей «силового» блока явно сдали свои позиции). Поддерживать все эти годы высокий статус Кудрину позволяло и то, что он — выходец из мэрии Санкт-Петербурга, человек весьма близкий к Владимиру Путину. По слухам, именно он помогал Путину трудоустроиться после переезда в Москву.

Сохранение Кудриным своего поста было предопределено еще и тем, что перед правительством в ближайшее время будет стоять безумно сложная задача снизить инфляцию, которая за первые четыре месяца почти подобралась к той цифре, которую правительственные экономисты планировали на весь год. В этой ситуации ставить вместо Кудрина нового человека было бы крайне опасно.

 

ЗАМЕСТИТЕЛИ ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА

 

 

Игорь Сечин, вице-премьер

Перевод Игоря Сечина с должности теневого кардинала президентской администрации в правительство не стал неожиданностью. Его не без оснований считали лидером силового блока в структурах российской власти. Около года назад он вошел в жесткую конфронтацию с так называемым либеральным блоком министров.

«Руку» Сечина видели в уголовном преследовании генерала Госнаркоконтроля Александра Бульбова и заместителя министра финансов Сергея Сторчака (цель: ослабление позиций «либерального» крыла — соответственно руководителя Госнаркоконтроля Виктора Черкесова и министра финансов Алексея Кудрина). Есть информация, что «либералы» добивались отставки Сечина с поста заместителя главы президентской администрации, но Владимир Путин не поддался давлению, а сейчас «забрал» его с собой в правительство.

Несмотря на громкую должность вице-премьера, очевидно, что политическое влияние Сечина уменьшится. Хотя назвать аппаратной ссылкой это назначение тоже нельзя. Контроль над государственной промышленной политикой дает Сечину значительные рычаги влияния на экономическую стратегию правительства. А ответственность за политику природопользования, осуществление экологического, технологического и атомного надзора — возможность серьезного давления на энергетиков и нефтяников.

Ведь любой крупный проект в этой отрасли можно заблокировать, указав на нарушение экологического законодательства. В последние годы этим занимался Росприроднадзор, сыгравший серьезную роль в вытеснении иностранных инвесторов из проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Кроме того, очевидно, что «по старой памяти» бывший замглавы президентской администрации будет пытаться неформально контролировать силовиков.

Позиции Игоря Сечина в правительстве будут прочны как ни у кого другого. Круг его обязанностей не предполагает постоянных контактов со СМИ, а значит, он будет защищен от критики. Кроме того, с момента первого пришествия Владимира Путина в правительство в 1999 году Сечин зарекомендовал себя как самый преданный член путинской команды.

 

Сергей Иванов, вице-премьер

Даже понижение статуса с первого до обычного вице-премьера стоит расценивать как победу Иванова. Он мог вообще не попасть в состав нового правительства. Причина проста. Эксперты отмечали, что после того как в феврале 2007 года Иванова лишили должности министра обороны, его политическое и административное влияние уменьшалось. Да, он курировал весь оборонный комплекс и создание некоторых госкорпораций, но фактически был отстранен от принятия стратегических решений по этим вопросам, не влиял на распределение финансовых потоков. Он все больше напоминал свадебного генерала, который был нужен лишь затем, чтобы перед телекамерой перерезать красные ленточки и изредка спускать на воду новые корабли.

В период, когда обострилась борьба между «силовиками» и «либералами», эксперты даже затруднялись отнести Иванова к какой-то из группировок — именно в силу слабого административного влияния.

Нынешняя должность вице-премьера с усеченными полномочиями, скорее всего, поощрение за то, что он достойно принял свое поражение в гонке преемников.

 

Сергей Собянин, вице-премьер

Переезжает в Белый дом из кабинета руководителя администрации президента. Сергей Собянин вошел в ближайшее окружение Путина относительно недавно — в 2005 году. До этого был губернатором Тюменской области. Личность в команде Путина почти уникальная — хотя бы тем, что не имеет питерских корней и никогда не был чекистом. Возможно, Путина привлекает в Собянине и подчеркнутая отстраненность от любых финан¬сово-промышленных групп. Даже губернатором Тюменской области он стал, построив свою предвыборную кампанию на имидже государственного человека.

И победил Леонида Рокецкого, которого многие считали фигурой, связанной с «Альфа-групп» и нефтяной компанией ТНК. Будучи губернатором, Собянин смог держать всех нефтяных олигархов «на равноудалении». В Тюменской области в той или иной форме проходили обкатку практически все программы, которые впоследствии получили статус нацпроектов, за что Собянин удостоился похвалы от Алексея Кудрина. Избегает публичности, старается держаться над схваткой кланов внутри власти, имеет репутацию человека, лично преданного Путину.

 

Александр Жуков, вице-премьер

Александр Жуков когда-то считался главным в России специалистом по бюджету, но теперь это в прошлом. За четыре года работы в правительстве он зарекомендовал себя как исполнительный и неамбициозный чиновник. Возможно, именно поэтому он не только остался на посту вице-премьера, но и получил в наследство от Дмитрия Медведева кураторство практически над всеми национальными проектами.

А в нагрузку — руководство подготовкой к сочинской Олимпиаде. У всех этих проектов проблемы с реализацией. Поэтому тихого бесконфликтного Жукова вполне можно представить в роли козла отпущения, если, например, при подготовке той же Олимпиады все пойдет не так, как хотелось бы.

 

МИНИСТРЫ СИЛОВОГО БЛОКА

 

 

Александр Бортников, глава ФСБ

Из власти ушел один из самых влиятельных теневых политиков эпохи президента Путина Николай Патрушев. Как ни относись к должности секретаря Совета без¬опасности, но для человека, который позволял себе игнорировать прямые распоряжения президента, это, безусловно, почетная ссылка. Напомним, что неприятности у Патрушева начались после того, как глава Госнаркоконтроля Виктор Черкесов передал президенту документы, согласно которым значительная часть контрабанды китайского ширпотреба шла «по линии ФСБ». Тогда указом Путина были уволены сразу восемь высокопоставленных чекистов.

Фактически Патрушев отказался выполнять это решение: какое-то время все эти люди работали на своих местах в качестве и.о. Характерно, что возглавлявший департамент экономической безопасности ФСБ Александр Бортников, в чьи обязанности входила борьба с контрабандой, не пострадал — был уволен его заместитель Сергей Фоменко. По некоторым сведениям, именно Бортников был автором «слива» этой информации, поскольку уже тогда находился в некоторой оппозиции к главе ФСБ.

Вскоре после скандала появились первые слухи о том, что Александр Бортников может сменить Николая Патрушева. Некоторые СМИ уже тогда называли его человеком, близким к Дмитрию Медведеву, основываясь на том, что Бортников имел прямой выход на Медведева, который якобы организовывал ему встречи с Путиным.

Биографические данные о новом главе ФСБ весьма скудны. Он родился в ноябре 1951 года в Перми, высшее образование получил в Ленинграде, а в 1975−м окончил Высшую школу КГБ и с тех пор работал по специальности, по некоторым данным — в контр¬разведке. С Владимиром Путиным Бортников познакомился еще в 90−х, когда будущий премьер работал в мэрии Санкт-Петербурга. В 2003 году Бортников стал главой УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а в 2004−м переехал в Москву на должность главы департамента экономической безопасности. Характерно, что и это его назначение стало следствием скандала: его предшественник покинул свою должность в связи с первым витком расследования громкого дела «Трех китов» о промышленной контрабанде мебели.

 

 

Александр Коновалов, министр юстиции

39−летний Александр Коновалов сменил некогда почти всемогущего Владимира Устинова. Устинову не помогли ни политические, ни родственные связи (сын Устинова женат на дочери «короля силовиков» Инге Сечиной). Коновалов, как и его предшественник, карьерный прокурор. В прокуратуре он успешно работал с 1992 по 2005 год: сначала в Петербурге, а затем в Башкирии. В Башкирию Коновалов был направлен в разгар расследования массовых избиений граждан сотрудниками милиции и ОМОНом в Благовещенске.

В ходе расследования Александр Коновалов сделал ряд неожиданных заявлений. Он, к примеру, сообщил, что «самую злодейскую роль» в этом деле сыграл глава благовещенской милиции Ильдар Рамазанов. В очень опасной ситуации, требующей политической тонкости, он сумел разобраться так, чтобы и минимизировать напряжение, и максимально защитить права пострадавших.

После успеха в благовещенском расследовании в 2005 году Коновалов был назначен полномочным представителем президента РФ в Приволжском федеральном округе — это был крупный карьерный взлет минимум через две ступени неформальной административной табели.

Несмотря на высокие посты, Коновалов — фигура непубличная, журналисты не раз отмечали его закрытость: он позиционирует себя именно как чиновника, а не как политика. Самое развернутое интервью он дал православному журналу «Фома» в 2006 году, где, в частности, рассказывал о своем понимании служения и госслужбы и о том, что прибегает к древней практике исповедания помыслов, что совсем необычно для немонаха. При этом он веротерпим, как чиновник не «продавливал» интересы церкви и не лишен чувства юмора в религиозных вопросах: «Пусть один ходит в церковь, другой — в мечеть, а третий — в военно-патриотический клуб». Коновалов — убежденный холостяк и самый молодой из нынешних министров. Однажды он описал свой жизненный путь следующим образом: «Родился, учился, крестился — вот и вся биография».

 

 

Анатолий Сердюков, министр обороны

Анатолий Сердюков сделал удивительную карьеру на госслужбе. Бесспорно, самым загадочным из событий его биографии стало датируемое 2000 годом назначение на весьма высокий пост в фискальной иерархии Санкт-Петербурга. Владелец мебельных магазинов вмиг стал одним из главных налоговиков Северной столицы. Вскоре он дорос до главы Федеральной налоговой службы. А в начале 2007 года столь же неожиданно стал министром обороны.

Злые языки утверждают, что своими блестящими успехами гендиректор АО «Мебель-Маркет» обязан своему тестю Виктору Зубкову. Хотя надо отдать ему должное — как только Зубков был назначен премьер-министром, Анатолий Сердюков тут же подал в отставку. Президент ее не принял.

На посту министра обороны Сердюков отметился кадровой чисткой и тем, что резко ужесточил финансовую дисциплину. В результате вошел в конфликт с частью генералитета. Сохранение им должности показало, что такую жесткую политику он ведет с санкции руководства страны.

 

 

Сергей Лавров, глава МИД

Сергей Лавров, как и ожидалось, сохранил за собой должность министра иностранных дел. За четыре года, проведенных на этом посту, он только упрочил свою репутацию одного из лучших глав российского внешнеполитического ведомства последних десятилетий. Еще в должности постоянного представителя России при ООН он считался едва ли не более ярким и влиятельным российским дипломатом, чем его предшественник на министерском посту Игорь Иванов. Понимание международной ситуации и стиль работы Сергея Лаврова во многом определили лицо российской дипломатии эпохи Путина, нашедшего в нем удачливого и высокопрофессионального проводника своего видения внешней политики, к которой президент всегда тяготел и которая стала одной из наиболее сильных сторон его правления. Главный недостаток министра иностранных дел — много курит.

 

 

Рашид Нургалиев, глава МВД

Рашид Нургалиев всегда считался человеком Николая Патрушева. Судьба свела их еще в 1992 году в Карелии, и с тех пор будущий глава МВД работал под началом Патрушева. Именно как представителя «чекистов» его восприняли в МВД, когда в 2002 году он перешел туда на работу в должности замминистра. Возглавил министерство Нургалиев в апреле 2004 года. В связи с отставкой Патрушева положение Нургалиева становится шатким. Но в случае его ухода позиции группы Сечина станут еще более слабыми, чем сегодня, — не исключено, что в целях поддержания межкланового равновесия он сохранен на посту министра. До поры.

 

 

Сергей Шойгу, глава МЧС

Сергей Шойгу был всегда. Иногда он говорит, что устал быть главным спасателем России, но ничего другого делать не умеет. В усталости нет ничего удивительного: главным спасателем Сергей Шойгу стал еще в 1991 году и уже 17 лет пребывает в одной и той же должности. Впрочем, само ведомство Шойгу теперь совсем не то. За это время штаты МЧС выросли на порядок, в министерстве появились собственные вооруженные части, бронетехника. Последним административным успехом главы МЧС стал отъем у МВД пожарной охраны.

 

МИНИСТРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛОКА

 

 

Игорь Щеголев, министр связи

На посту министра связи Игорь Щеголев сменил одиозного выходца из Петербурга Леонида Реймана, скандальная слава которого сопоставима с печальной известностью Михаила Зурабова. Рейман был одним из самых состоятельных министров бывшего кабинета. Согласно официальному финансовому отчету, доход Реймана за 2006 год составил 112 586 млн рублей — по этому показателю он уступил лишь министру природных ресурсов Юрию Трутневу (133 млн). Обеспеченного чиновника в прессе регулярно называли «олигархом» и обвиняли в коррупции.

Игорь Щеголев — фигура не слишком публичная, но при этом доверенное лицо нынешнего премьера. С 2002 года бессменно занимал должность руководителя протокола президента, а до этого возглавлял Управление пресс-службы президента. Побывал Щеголев и советником Путина в бытность того председателем правительства в 1999−м.

Профессиональную деятельность Щеголев начинал журналистом: был собственным корреспондентом ТАСС в Париже, а затем возглавлял редакцию стран Европы. Теоретически глава протокола — это главный враг журналистов, которые вечно мешают в точности следовать плану мероприятий. Однако у Щеголева с прессой всегда были хорошие отношения: он старался не конфликтовать, а находить точки соприкосновения.

Неудивительно, что в состав Министерства связи вошли все службы, осуществляющие надзор и контроль в сфере СМИ, в том числе электронных, которые ранее курировались Министерством культуры. Тем более что, по слухам, Щеголев как раз и просил назначить его ответственным за СМИ — связь досталась ему «в нагрузку».

 

 

Сергей Шматко, министр энергетики

Одной из самых предсказуемых инноваций Путина-премьера стало разделение Минпромэнерго на два министерства — промышленности и энергетики. Минпром закономерно отошел министру-ветерану Христенко, а за кресло министра энергетики, судя по всему, велась непубличная, но весьма напряженная борьба между различными политическими кланами. В последние месяцы в Минпромэнерго были «десантированы» представители «Ростехнологий» и РАО «ЕЭС».

В конце 2007 года руководителем Федерального агентства по промышленности стал близкий к Чемезову Андрей Дутов, а главой Росэнерго — «человек Чубайса» Дмитрий Аханов. Казалось, что победить в схватке за министерские портфели должен был кто-то из них, однако Путин решил иначе. Роспром и Росэнерго оказались упразднены, а их функции теперь передаются соответствующим министерствам. Мало того, Министерство энергетики возглавил президент ЗАО «Атомстройэкспорт» Сергей Шматко, который по вполне понятным причинам считается ставленником главного атомщика страны Сергея Кириенко.

По иронии судьбы «в дураках» оказался один из инициаторов и последовательный борец за разукрупнение Минпромэнерго глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс. Этим назначением Кремль, очевидно, дал понять, что не хочет дальнейшего усиления Чубайса, а вот работой возглавляемого Кириенко Росатома вполне доволен.

 

 

Татьяна Голикова, министр здравоохранения

Татьяна Голикова получила портфель министра здравоохранения и соцразвития сравнительно недавно — осенью прошлого года, с приходом в правительство Виктора Зубкова. Многие объясняли ее назначение родственными связями: Голикова — жена главы Минпромэнерго Виктора Христенко. Так или иначе, за 7 с лишним месяцев пребывания в должности она пока не дала повода усомниться в своем профессионализме. Видимо, поэтому и сохранила за собой министерский пост.

 

 

Андрей Фурсенко, министр образования

Андрей Фурсенко снискал славу довольно одиозного министра, с его именем связаны многочисленные скандалы в подотчетной ему сфере, например вокруг введения ЕЭГ, ряда новых учебников и Российской академии наук. Но, несмотря на это, ему удалось продержаться в кресле министра образования уже больше четырех лет, пересидев одного президента и двух премьеров. Очевидно, острая критика его деятельности в профессиональном сообществе не перевешивает его имиджа хорошего управленца.

 

 

Дмитрий Козак, глава Минрегионразвития

Удивительно, что этот человек не стал одним из вице-премьеров. Дмитрий Козак — из числа самых приближенных к Владимиру Путину людей, которому тот чаще чем кому бы то ни было поручал сложные задания. Он дважды возглавлял предвыборный штаб Путина, курировал разработку проекта стратегического плана развития России до 2010 года. Козак — и питерский, и юрист. Он — один из разработчиков провалившейся реформы правительства, которую придется начинать заново.

Рассказывают, что он даже всерьез ссорился с близким товарищем Германом Грефом из-за количества заместителей министра после реформы. Козак утверждал, что в соответствии с «правильной» схемой нужно сделать двух замов, а Греф доказывал, что жизнь требует хотя бы трех. И слабость, и сила настоящих юристов как раз в разрыве между реальной жизнью и идеальной реформаторской схемой. Но у Козака теперь есть опыт не только «бумажного проектирования» и законотворчества, но и реальной жизни в самых жестких ее проявлениях.

В 2004 году он был отправлен полпредом президента в стратегически важный для Путина Южный федеральный округ, где работал «пожарником»: возвращал беженцев в Чечню, успокаивал «Матерей Беслана», примирял враждующие кланы политиков на Северном Кавказе. Одно время числился в «расширенном списке» преемников Путина, но в итоге ограничился постом министра регионального развития.

Впрочем, еще при Викторе Зубкове он выбил для министерства столько полномочий, что даже при нынешнем статусе может считаться одним из самых влиятельных министров.

 

 

Алексей Гордеев, министр сельского хозяйства

Алексей Гордеев занимает пост министра сельского хозяйства почти девять лет — в правительство его пригласил еще Путин, когда в первый раз стал премьером. Гордеева можно отнести к министрам старого, «советского» типа, которые опирались на руководимые ими отрасли и активно лоббировали их интересы в рамках экономики в целом. Он пробивал для села и зерновые аукционы, и квоты на импортное продовольствие, и государственные зерновые интервенции, и многое другое. Постоянное нахождение в стороне от клановых политических раскладов и сильная поддержка внутри отрасли сделали его положение в правительстве очень прочным. Как результат, Гордеев уверенно занимает третье после Сергея Шойгу и Виктора Христенко место в списке правительственных «долгожителей».

 

 

Виталий Мутко, министр спорта и туризма

В биографии главного спортивного начальника страны есть даже два года работы матросом-мотористом на судах Северо-Западного речного пароходства. Спортом он заинтересовался лишь в 1995 году, когда стал президентом футбольного клуба «Зенит». Амбициозность и неуемная энергия привели его в 2005 году в кресло президента Российского футбольного союза. Близок с Романом Абрамовичем. Именно на деньги Абрамовича по всей стране сейчас строятся десятки полей с искусст¬венным покрытием, выплачиваются стипендии детским тренерам и даже зарплата главному тренеру национальной сборной Гусу Хиддинку.

Как видно из нового назначения, Виталий Мутко эффективно использует эти успехи в развитии футбола для собственного имиджа. Правда, теперь кроме футбола ему придется увлечься туризмом и молодежной политикой, а также делить одну берлогу с руководителем Федерального агентства по физической культуре и спорту, не менее амбициозным Вячеславом Фетисовым.

 

 

Александр Авдеев, министр культуры

Назначение кадрового дипломата Александра Авдеева министром культуры только на первый взгляд выглядит неожиданным решением. Бывший первый заместитель главы МИДа и посол России во Франции, он всегда слыл одним из самых утонченных дипломатов, тяготевшим больше к светской, чем к бюрократической стороне своей профессии. Должность посла в Париже, мировой культурной столице, дала ему прекрасную возможность реализовать эти склонности: он курировал там многочисленные мероприятия с участием звезд российской культуры, будучи на дружеской ноге с самыми именитыми из них. И экс-президент Владимир Путин всегда ценил эти качества Авдеева, выделяя его на фоне других мидовцев. Очевидно, должность министра культуры стала для разменявшего седьмой десяток высокопоставленного карьерного дипломата свидетельством высокой оценки его профессиональных заслуг.

 

 

Эльвира Набиуллина, министр экономики

Глава МЭРТа, сменившая Германа Грефа на этом посту в сентябре прошлого года, считается последовательным сторонником либеральной экономики. У истоков ее карьеры стоял глава Высшей школы экономики Евгений Ясин, аспиранткой которого она была. Набиуллина считается человеком Грефа, и ее позиции в правительстве можно оценивать как достаточно крепкие. Вряд ли она покинет свой пост в ближайшее время.

 

 

Виктор Христенко, министр промышленности

Такое ощущение, что Виктор Христенко был в правительстве всегда. В состав кабинета он вошел еще в 1997 году при Викторе Черномырдине и с тех пор ни разу не покидал его. За 11 лет он побывал замминистра, министром, первым и просто вице-премьером и даже в течение 10 дней после отставки Михаила Касьянова исполнял обязанности главы правительства. Вот и теперь для него нашлась должность, пусть даже в ополовиненном министерстве.

 

 

Игорь Левитин, министр транспорта

Игорь Левитин возглавил Министерство транспорта в апреле 2004 года. Тогда он считался временной фигурой, поскольку не был близок ни к одному из кремлевских кланов. Аналитики объясняли его назначение близостью к главе «Северстали» Алексею Мордашову. Временным человеком считают его и сейчас — вопрос только в том, насколько растянется это время.

 

 

Юрий Трутнев, министр природных ресурсов

Юрий Трутнев пришел на должность министра природных ресурсов четыре года назад из кресла пермского губернатора. За это время мировые цены на нефть резко взлетели, возникла концепция России как энергетической сверхдержавы, и должность Трутнева из заштатной превратилась в достаточно весомую. Трутнев прочно удерживает титул самого богатого российского министра. Не связан явно ни с какими политическими кланами.

 

 

Сергей Нарышкин, глава администрации президента

С перемещением Путина из Кремля в Белый дом, очевидно, связана и произошедшая рокировка Нарышкин — Собянин. Глава администрации президента Сергей Собянин переезжает в Дом правительства, а глава аппарата правительства Сергей Нарышкин отправляется на его место. Нарышкин — человек неконфликтный, сдержанный и дипломатичный. И хотя его первая специальность инженера-радиомеханика Нарышкину вроде бы не пригодилась, профессию многопрофильного «связного» он освоил в совершенстве: практически все его должности включали в себя необходимость налаживать взаимодействие различных политических субъектов и инстанций.

С 1997 по 2004 год Нарышкин работал в правительстве Ленинградской области, где прошел путь от начальника департамента инвестиций до главы комитета по внешнеэкономическим и международным связям. Эффективность работы Нарышкина сомнений не вызывала: за период его деятельности Ленобласть стала одним из лидеров по объему иностранных инвестиций. С началом второго срока Путина Нарышкин отправляется в Москву.

В столице он уже через полгода становится министром, руководителем аппарата правительства РФ, то есть фактически «посредником» между президентом, правительством и подведомственными органами власти. Затем он начинает курировать и экономическое взаимодействие РФ со странами СНГ. И вот теперь ему опять досталась роль связующего звена, на этот раз для тандема Путин — Медведев. Равноудаленный от обеих этих фигур и от властных группировок вообще, Нарышкин — отменная фигура для консолидации оглушенной двоевластием политической элиты.

 

Фото: ИТАР-ТАСС; Photoxpress; Риа Новости; Валерий Левитин, Василий Шапошников/Коммерсант

Дмитрий Великовский, корреспондент отдела «Политики» журнала «Русский репортер»

Виталий Лейбин, главный редактор журнала «Русский репортер»

Виктор Дятликович, корреспондент отдела «Политики» журнала «Русский репортер»

Павел Бурмистров, корреспондент отдела «Политики» журнала «Русский репортер»

Владимир Шпак, 1−й заместитель главного редактора журнала «Русский репортер»

Сергей Копылов, автор «Русский репортер» "

 

Оригинал материала: Русский репортер

Стрингер, 21 Мая 2008


Реклама:
-