Журнал «Золотой Лев» №
157-158 - издание русской консервативной мысли
А.Н. Савельев
Становление
России в правление Василия III
Московская Русь стояла перед
проблемами не только геополитическими, но и династическими. Прежнее лествичное
право, передача власти старшему в роду переставало действовать в силу
множественного княжеских родов, считавших себя равными
прочим или выше их по достоинству. Для преодоления усобиц, становления мощной
державы и объединения земель необходимо было выделение единственной династии и
передача власти по наследству. Эта проблема стала для Московской Руси не менее
сложной, чем отражение нашествий и борьба за воссоединение страны под царским скипетром.
Сын
Ивана III Василий был рожден в 1479 году от династического брака с византийской
царевной Софьей Палеолог. Его право на московский престол возникло после смерти
в 1490 году его старшего брата Ивана Молодого. Но боярство предпочитало более
мягкую власть, которую могла обеспечить передача престола внуку Ивана III
Дмитрию Ивановичу, сыну Ивана Молодого. Если «византийская» ветвь материнской
линии наследования поддерживалась новой знатью - боярским
детьми и дьяками, то старорусская опиралась на родовое боярство, препятствующее
централизации управления. Нетерпеливые союзники попытались втянуть Василия в
заговор – захватить казну и бежать в Белозерский монастырь. Заговор в декабре
1497 году был раскрыт, немногочисленные его сторонники брошены в тюрьмы, а шестеро
зачинщиков казнены. В злоумышлении были заподозрены и
ворожеи, навещавшие Софью Палеолог. Их схватили и ночью утопили в Москве-реке.
Дмитрий
был венчан на великое княжение. Но в 1499 году вскрылась боярская крамола,
возникшая уже в его окружении. Были казнены князья Патрикеевы и Ряполовские.
Баланс притязаний наследников был восстановлен объявлением Василия великим
князем Новгорода и Пскова. В 1502 году Дмитрий и его мать Елену окончательно
попали в опалу и были посажены под стражу. Великокняжеский статус Дмитрия был
отменен, а Василий получил великое
княжение Владимирское, Московское и всея Руси.
Династический
брак, удачно сложившийся для Ивана III, подвиг его выгодно устроить и брак
Василия. Через свою дочь Елену, бывшую замужем за великим князем Литовским, он
пытался найти своему сыну супругу среди европейских правящих династий, но это
предприятие не увенчалось успехом. Вероятно потому, что Литве династическое
укрепление Москвы было совершенно не выгодно. Уже в последний год своей жизни
Иван III женил Василия на Соломонии Сабуровой, выбранной из 1500 девиц.
В этом
эпизоде отражено противоречие между церковным таинством венчания и задачами,
которые созревали в головах правителей Руси под царским венцом. Венчание
предполагает свободное произволение и свободную волю будущих супругов и слово к
Богу о своей любви, после чего семья становится «домашнею церковью» (Рим. 16,
4). Выбор невесты по внешнему облику, конечно же, ничего подобного не
предполагает. Как впрочем, и династический брак, в котором больше расчета, чем
любви.
Столь
произвольное отношение к церковному догмату обернулось для Василия возмездием –
бездетностью многолетнего брака с Соломонией. Что вновь поставило перед русским
царством проблему династического правления.
После
смерти отца в
Иван III
оставил своему наследнику суверенное самодержавное государство, в котором
внутренние противоречия были в основном усмирены и созданы условия для
воссоединения русских земель. При этом вновь действовал династический принцип,
который требовал от Василия III вернуть все, чем владели русские великие князья
от Владимира Крестителя. Считая себя его прямым наследником
по роду и по политическому статусу, Василий вынужден был веси войны на трех
направлениях – на востоке усмирять уже зависимое от Москвы Казанское ханство,
на юге – подчинять и приживлять к телу единого государства зависимые русские
княжества и отражать набеги крымских ханов, на западе – конкурировать с мощным
Литовским государством, населенным преимущественно русскими, но под властью
прибалтийской знати и сильным влиянием польского католицизма.
Православное царство в тяжелых войнах добивалось своей независимости и высокого
державного статуса в борьбе с католическими и мусульманскими властителями.
Все
время правления Василия III Казань была для него серьезной проблемой, разрешить
которую не хватало сил. Уже в год воцарения Василия казанцы нарушили мирный
договор и напали на приграничные территории, контролируемые Москвой. В 1506
году Василия предпринял неудачный поход на Казань, завершившийся поражением
русских войск. Несколько лет сложная дипломатическая интрига
Москвы и борьба между промосковской и прокрымской группировками привели сначала
к подчинению казанского царя Мухаммеда Амина, а после его смерти в 1518 году -
к утверждению у власти царя Шах-Али (Шиг-Алея), ставленника Василия III, внука
последнего хана Золотой Орды, родового врага крымских ханов.
Крымская
агрессия также была для Василия III сложной проблемой, решить которую было
невозможно, не усмирив Казань и не добившись выгодного мира с Литвой.
Южнорусские территории постоянно подвергались набегам крымских татар, от
которых чаще всего откупались подарками. Москва и Литва также стремились
перенаправить эти набеги на южные границы соседа. Неудача русских войск в
походе на Казань была отчасти компенсирована поражением крымских татар на Оке в
1507 году. Но в последующие годы крымские набеги были регулярными и
разорительными. В 1512 году город Белев был разграблен
сыновьями крымского хана Менгли-Гирея. В том же году татары осадили
Переяслявль-Рязанский. В 1517 крымские татары подступили к Туле.
В
Отразив
нашествие с юга, в
Политика
Василия III предполагала снижение влияния крымских ханов в Казани за счет
вовлечения в московскую службу татарских царевичей, которые получали обширные
земли в русско-казанском приграничье. Аргументом крымских татар были новые
набеги. В 1527 году Ислям Гирей вновь двинулся на Москву. Русские войска, собравшись
в Коломенском и стали у Оки. После осады Москвы и
Коломны татарами, московские войска перешли Оку и разгромили крымцев на реке
Осётр. В 1531 году казанским ханом был провозглашен Джан-Али, занимавший
промосковскую позицию. Окончательное подчинение Казани стало делом сына Василия
III, Ивана IV Грозного.
Западное
направление политики Москвы при Василии III разворачивалось в основном вокруг
оспаривания Смоленска. Но были у Василия и более масштабные планы.
Попытки избрания
великим князем литовским, когда в
Продолжая
политику Ивана III, Василий III не уступил требованиям Сигизмунда вернуть
города, отторгнутые в прежние годы, и, напротив, стремился к подчинению
приграничных территорий, отстаиванию интересов православия в Литве и требовал
признать высокий статус московского великого князя, называя его «Государь всея
Руси».
Переход
литовской знати на московскую службу не могло не вызвать войны. В 1507 году литовские
войска сожгли Чернигов. А затем на позицию Москвы существенное влияние оказали
союзники Литвы – Казань, Крым и Ливония. Последовавший на следующий год мирный
договор оставил за Москвой прежде приобретенные владения, а завоевания Глинского
пришлось вернуть Литве. Только эта уступка позволила Василию III решать
проблемы воссоединения русских земель и отражения татарских набегов.
Василий
III искал возможности союзов на западе и совсем не хотел военного решения
противоречий с Литвой. Именно поэтому он обращался за помощью к Пруссии, к
Альбрехту, курфюрсту бранденбургскому. Велись переговоры с Данией. Швецией и
даже с папой (о возможной унии). Сигизмунд, напротив, искал союза с ханом
крымским, который, в свою очередь пытался воссоздать величие Орды, соединив все
татарские царства. Главным препятствием для возвышения Крыма была Москва, что
делало ханов естественными союзниками Литвы. Тем не менее, этот союз был
непрочен – крымчане постоянно испытывали соблазн предпринять набег, который
встречал гораздо меньше умелого сопротивления, чем набег на Московию.
Получив
передышку в войне с Литвой и отразив очередной набег крымских татар, Василий
III смог провести важнейшую операцию во внутренней политике – покончить с относительной
самостоятельностью Пскова. Поводом для решительных действий была жалоба наместника
князя Репни-Оболенского, которого псковичи считали самозванцем, поскольку он не
был ими приглашен, как требовал обычай. Символическим оскорблением наместника
был отказ встречать его крестным ходом, как того требовал статус князя. В 1510
году великий князь в Новгороде рассмотрел взаимные жалобы наместника и
псковских бояр и посадников. Многочисленные жалобщики фактически стали
заложниками, которым было сказано: «Пойманы Вы Богом и великим князем всея
Руси». Наказать обидчиков и заменить наместников Василий III согласился в обмен
на введение московских порядков – правления без веча одними только
наместниками. Псковское вече, понимая, что не найдут сил для сопротивления и
союзников для поддержки своего независимого статуса, решило покоиться и снять
вечевой колокол. Триста знатных псковских семей вынуждены были переселиться в
Москву, а их вотчины были переданы московским боярам.
В
дальнейшем Василий III использовал разнообразные методы подчинения русских земель
своей единоличной власти. В 1517 году в Москву был вызван рязанский князь Иван
Иванович. Он был обвинен в сношениях с Литвой и заточен в темницу. При участии
рязанского боярства Рязань безболезненно была присоединена к Москве.
Присоединение к Москве Стародубского Новгород-Северского
княжеств было обусловлено династической распрей князей - Василия Семеновича
Стародубского и Василия Ивановича Шемячича Новгород-Северского. Василий
Стародубский умер около 1518, и его удел отошел к Москве. А Василия Шемячича,
принимавшего активное участие в войне с Литвой в 1508 году Василий III в 1523
призвал в Москву, поначалу милостиво. Но затем Шемячич был обвинен в тайной
связи с королем Сигизмундом, схвачен и через шесть лет он умер в темнице. Его
удел также был присоединен к Москве.
В
Далее
развить успех не удалось – у Орши московские войска были разбиты литовским гетманом
Константином Острожским (1460—1530). Вследствие чего в Смоленске епископ и часть бояр попытались вновь обратиться к Литве.
Наместник князь Шуйский казнил заговорщиков и отразил литовское наступление на
город. После чего сложился баланс сил, и обе стороны не предпринимали
масштабных действий.
Фигура
гетмана примечательна тем, что он был одним из главных покровителей православия
в Литве и принадлежал к Киевской митрополии Константинопольского патриархата. Командуя
русскими войсками, он не раз отбивал татарские набеги на Литву. В 1500 года
после поражения от московского войска на реке Ведроше попал в плен и после
долгих уговоров и ссылки подписал «заручную запись» на верность Москве. В 1507 году,
командуя московскими войсками на южном пограничье, он бежал в Литву, где вновь
прославился многочисленными победами над татарскими войсками. Его военные
успехи также склонили Москву к подписанию мира с Литвой. Судьба гетмана
Острожского указывает на тот факт, что Московская Русь того времени еще не была
единственным отечеством для русских, не признавалось всеми православными как
главный оплот их веры.
Литовская
дипломатия смогла добиться изменения отношения европейских монархов к
Московской Руси. Удержание Смоленска привело к прекращению союза с императором
Священной Римской Империи Максимилианом I и Ливонским орденом, которые боялись
возвышения Москвы, а в 1515 году Ягеллоны и Габсбурги договорились о новом
союзе.
Попытка
переговоров в 1517 году была неудачной. Сигизмунд требовал возвращения
Смоленска, а Василий III считал, что под его властью должны были оказаться Киев,
Витебск, Полоцк и другие русские города, которые должны были отойти ему по
праву наследования от рода князя Владимира. На позицию Литвы повлияло поражение
войск гетмана Острожского, нанесенное ему крымскими татарами. Москва также
должна была держать на крымском направлении большое войско. В
Становление
самодержавного правления происходило в борьбе с влиятельным боярством и великокняжеской
родней. Все дела в государстве решались с немногими доверенными людьми –
дьяками и незнатными приближенными, среди которых выделялся Иван
Шигона-Поджогин, подьячий из тверских бояр.
Своих
братьев Юрия и Андрея великий князь держал в стороне от власти, хотя формально
заключал с братьями договоры, как с равными. К
старинным и знатным боярским родам он относится недоверчиво и
советовался с боярами редко, для виду. Василия по традиции назначал
представителей старых боярских родов командовать войсками и наместничать, никого
из старого боярства не казнил, опал было немного. Жестокая расправа настигла
только Ивана Берсень-Беклемишева из нижегородских бояр, который позволил себе
противоречить великому князю в связи с его незаконным браком, а получив отповедь «Ступай, смерд, прочь, не надобен ты
мне», вздумал жаловаться и осуждать перемены в порядке управления. За это он
был казнен, а его собеседнику отрезали язык.
Неопределенность
в исходе борьбы с Литвой за право на древнерусское историческое наследство,
делало боярство ненадежным. Поэтому Василий сделал все возможное, чтобы отменить
старинное боярское право «отъезда» - перехода на службу другому правителю. Василий
брал с бояр клятвенные грамоты с обещанием в Литву на службу не отъезжать.
В
отношениях Василия III с главными церковными «партиями» - нестяжателями и иосифлянами,
поначалу он опирался на первых. Нестяжатели выступали против права монастырей
владеть вотчинами, что обещало усиление княжеской власти. Нестяжатели также
создавали определенный мировоззренческий «климат», способствовавший принятию
Русью преемства от Византии. Василий находился в близких отношениях с лидером
нестяжателей Вассианом Косым (Патрикеевым). Важным для великокняжеской власти
были приглашение с Афона ученого монаха Максима Грека, который должен быть
проверить и исправить богослужебные книги.
Положение
изменилось ко времени, когда Василий решил все ключевые проблемы в борьбе с
внешними врагами и завершал воссоединение внутренних уделов Руси. Перед
46-летним великим князем встал вопрос о передачи своей власти по наследству и о
продолжении его политики последующими правителями. Бездетный брак мешал его
замыслам, и он требовал от церкви благословить развод.
Мысль о разводе
стала для Василия определяющей в его отношениях с церковными «партиями». В 1521
митрополит Варлаам за отказ участвовать в борьбе против Шемячича и неодобрение
развода был удален и замещен игуменом Волоколамского монастыря Даниилом.
Иосифлянин Даниил одобрил все намерения Василия. Выступившие против развода
Вассиан Косой и Максим Грек были помещены в заточение, а затем обвинены в
ереси. Первый вскорости умер, а второму довелось
надолго пережить великого князя Василия. Князю Шемячичу Даниил дал гарантии его
безопасности, поклявшись на иконе Богоматери, но через короткое время по
приезде в Москву Шемячич был схвачен и брошен в темницу.
Иосифляне
оказались для Василия более выгодны как сторонники усиления великокняжеской
власти и утверждения ее божественной святости. Иосифа Волоцкий говорил, что
цари – «боги» и «сынове Вышняго», а сам Василий III – «всея Русский земля
государем государь». Великий князь предпочитал не слышать главного:
обусловленности земной власти ее приверженностью православию, а также учения Иосифа Волоцкого о царе-мучителе, который предает стадо
Христово на поругание. Такой правитель сотворяет из себя слугу сатаны и его
найдет гнев Господень. Только для
истинного царя, подчиняющего себя церковным правилам и нравственному закону,
нет земного суда. Только такому царю народ обязан
покоряться. Пренебрегая всем этим, Василий предпочитал иметь дело со своим
ставленником митрополитом Даниилом, который поддерживал становление
самодержавие и увеличил подчинение русской церкви власти великого князя. В свою
очередь, Василий III вынужден был отказаться от своих и претензий на церковные
земли.
В 1525
Василий, так и не получив вразумительного ответа от константинопольских патриархов
и монахов горы Афон по поводу своего намерения, развелся с Соломонией
Сабуровой, которую насильно постриг в монахини, и женился на Елене Глинской,
дочери умершего к тому времени литовского князя Василия Глинского, племяннице
Михаила Глинского. Этот выбор отражал «западную» ориентацию помыслов Василия.
Елена не следовала русским обычаям, предпочитая иноземные.
По преданию, влюбленность в нее побудила Василия обрить бороду, что по тем
временам считалось кощунство.
Развод и новый
брак с церковной точки зрения были незаконны, но бояре, поддаваясь воле
Василия, поддержали устранение «бесплодной смоковницы». Сторонники церковного
догмата называли новый брак прелюбодеянием. Данный аргумент быть средством
идейной борьбы нестяжателей против иосифлян и приобрел политическое значение.
Со стороны царской власти нестяжательство стало неприемлемым, а критика
Государя всея Руси преступной. Церковный догмат приобрел трактовку, выгодную
русскому «кесарю». Стоявший на византийской канонической позиции Максим Грек на
соборе 1525 года был обвинен в критике
русских церковных книг и восхвалении авторитета константинопольского патриарха,
а также в догматических ошибках, возникших при переводе текстов на
церковнославянский язык.
Крах Византии и
убежденность в том, что Москва уже восприняла от него первенство в церковных вопросах,
позволили судившим Максима Грека иосифлянам считать неуместным его требование,
чтобы московский митрополит получал благословение у константинопольского
патриарха. Максима заключили в Волоцкий
монастырь, запретив учить кого-либо, сочинять, вести переписку. За ряд
разосланных им писем против русских церковных порядков в 1531 году Максим еще
раз предстал перед судом по абсурдному обвинению в симпатиях к туркам, а также
в богохульстве и искажении Писания. Он был переведен в Тверской монастырь и
лишен права принимать Святое причастие.
Второй брак также
некоторое время оставался бездетным. Великий князь вместе с женой отправился по
монастырям с молитвами о чадородии. Через четыре с половиной
года Елена родила сына Иван (1530),
впоследствии также испытывавшего проблемы с продолжением рода, а через год с
небольшим - слабоумного Юрия. Рождение сына было прославлено как знак
милости Господней и опровержение всех претензий противников развода и нового брака
великого князя.
После краха
Византийской империи, разрушенной оттоманскими турками в 1453 году, Москва
осталась единственным прибежищем православного христианства, и великий князь
московский - единственным православным правителем. Центр истинного христианства
по идее старца Филофея, выраженной в письме Василию III (
Печать
греха, отметившая оба брака Василия, отразилась на его судьбе. Его наследники
не успели подрасти, как внезапная болезнь поразила Василия. По пути от
Троицкого монастыря в Волоколамск на левом бедре у него обнаружилась небольшая
язва. Изнемогая в Волоколамске, он получил от лекарей неутешительный совет:
осталось уповать только на Бога. Смерть была близка и
Василий написал завещание, благословляя сына Ивана на великое княжение и уже в
агонии постригся в монахи под именем Варлаам, возможно вспоминая неправедно
сосланного им митрополита.
Важнейшим
достижением Василия III является завершение дела его отца - собирания русских
земель «в единую горсть».