Журнал «Золотой Лев» № 157-158 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

В. Топоров

 

День родства[1]

 

Украйна, Украйна! Как погрязли твои нынешние вожди в сатанинском намерении разорвать вековое, кровное родство двух наших братских народов! Несть числа их бесконечным новациям. Здесь и пылкое устремление попасть в объятия НАТО, и опережающие время хлопоты по выдворению российского флота из Севастополя. Тут и перманентная борьба на украинских просторах с русским языком. Потомки славного инока Киево-Печерской обители летописца Нестора выродились в лукавых портняжек, по заказу перекраивающих историю Руси—России.

Недавно пафосно отпраздновали в Ивано-Франковске 65-летие 14-й гренадёрской ваффен-дивизии СС «Галичина», а депутаты Львовского облсовета предложили заодно и вовсе отменить празднование Дня Победы. Не побрезговали и замешенной на русофобстве спекуляции на общесоюзной беде – голоде 1932—1933 годов. А уж как измываются над Гоголем в преддверии 200-летия со дня рождения великого русского писателя! Вовсю идёт подготовка многотомника украинского письменника Миколы Гоголя, где «виклад» подлинника на украинской мове сводится, по методе историка Михаила Грушевского, прежде всего к тщательной замене понятия «русский» на «украинский» и «казацкий». Всё это демонстративное и нисколько не во благо народу отречение от общих корней и судьбы мне, богатому кровной памятью не только о новгородских ушкуйниках, но и о сечевых казаках (фамилия мамы Рубаненко), иногда представляется историческим помрачением братского разума, оранжевым наваждением…

Идумая о нынешних управителях Украины, обрекающих её на роль зоны национальных интересов США, слышу речь Тараса Бульбы: «Перенимают черт знает какие басурманские обычаи… Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело…». Если б так! У Гоголя-то речь о покаянии русского человека, а некоторые украинские учёные мужи уже доказали существование древнейшего этноса – украинцев. В это вполне можно поверить, если, например, всем сердцем принимаешь сенсационное открытие некоего Николая Ткачука, которым он несколько лет назад порадовал читателей журнала «Украинская культура»: оказывается, сам Сын Божий произнёс последние слова на гуцульском диалекте: «О, Лелю, о, Лелю, лем мя ся в остани!», что в переводе значит: «О, Отче, о, Отче, только останься со мною!». И всё же хочется верить, что для большинства украинцев в мороке исторической лжи, дремучего национализма (точнее, всё же – сепаратизма) и политического лицемерия припасть к завековым незамутнённым истокам родства, братства и общей судьбы – это очистить и спасти душу от политической и житейской скверны.

На днях был юбилей одного из таких вот многочисленных истоков реки, ещё недавно единой, многоводной и могучей. 18 июня (по новому стилю) 1648 года гетман Богдан Хмельницкий сделал важный шаг к воссоединению Малороссии с Россией. Из множества последовавших потом писем и посольств к царю Алексею Михайловичу эта «грамота» была первой. Гетман уверен, что воссоединение русских земель – исполнение «с давних лет известного пророчества»:

 

«…Зычили быхмо собе самодержця господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможность православный хрестиянский цар, азали бы предвечное пророчество от Христа бога нашего исполнилося, што все в руках его святое милости. В чом упевняем ваше царское величество, если бы была на то воля божая, а послах твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а мы зо всем Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими, яко найпилне ся отдаемо. … И да исправит бог з давних веков ознаймленное пророчество, которому мы сами себе полецевши, до милостивых нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне отдаемо».

 

Очень важно, как подписано это письмо, хранящееся в московском Центральном государственном архиве древних актов:

 

«Вашому царскому величеству найнизши слуги. Богдан Хмельницкий, гетман з Войском его королевской милости Запорозким».

 

То есть речь о польском подданстве гетмана и запорожском войске Польского короля. Вождь Казацкой Державы, о которой речь впереди, обозначал бы себя как-то иначе. Ещё значительное уточнение: Хмельницкий обращается к Алексею Михайловичу не в безвыходном положении, не из ада военных поражений (как это происходило после разгрома казацких войск у города Берестечко на Волыни в 1651 году), а на победном пике начала Освободительной войны 1648—1654 годов. Только что, в мае 1648 года, заключив союз с Крымским ханством, он наголову разбил наёмную профессиональную армию Речи Посполитой в сражениях под Жёлтыми водами и под Корсунем. Это письмо Богдана Хмельницкого в современной Украине не цитируется, как, впрочем, и множество других беспристрастных свидетельств того времени. Они разрушительны для старательно насаждаемого мифа об Украинской Казацкой державе, которая, видя единственный выход из погибельной ситуации, заключила с Москвой некий договор. Переяславская рада 1654 года сегодня именуется уже Переяславским соглашением, которое впоследствии Россия «растоптала», сделавшись и «колонизатором», и «ассимилятором». Понятие «воссоединение Украины с Россией» ошельмовано с позиций одного из отцов — основателей украинского сепаратизма — Михаила Грушевского с его теорией о двух совершенно разных и даже враждебных друг другу народах. В изумление приходишь, читая «аналитические оценки исторических уроков Переяславского соглашения 1654 года для украинского народа», недавно выведенные учёными (!) Национального института стратегических исследований:

 

«В целом, социально-экономический уклад Украинской Казацкой державы был более развитым, чем в Московском государстве, где существовало крепостничество, и в Речи Посполитой. … В целом, по существующим оценкам, Хмельнитчина не только убеждает в возможности создания в то время в Украине буржуазно-демократического государства европейского образца, но и указывает на путь, по которому могла бы развиваться Украинская Казацкая держава. Подчинение Украины Московскому государству сделало невозможным именно такой ход событий на будущей территории нашей страны. В дальнейшем Российская империя трансформировала украинскую общественно-политическую реальность в элемент великорусской шовинистической системы».

 

Речь Посполитая, используя казаков и в войнах, и как пограничный щит, всегда заботилась об ограничении их количества. Для этого существовали реестры. Например, после разгрома восстания 1636—1638 годов тогдашний генеральный писарь реестрового казацкого войска Хмельницкий вынужден был подписывать «Ординацию» (постановление польского сейма). По её условиям, казацкий реестр ограничивался всего лишь двумя тысячами человек и фактически уничтожалась казацкая автономия. Во время Освободительной войны казаки, понятно, утверждали свою администрацию в освобождённых от поляков городах и сёлах. Но ни о какой, пусть и лоскутной, Украинской Казацкой державе в многочисленных документах того времени нет и речи. Она как государство нигде и ничем не оформлена. Исторические документы, например, письма и универсалы (манифесты) Богдана Хмельницкого свидетельствуют только о «Войске Запорожском» или «Малороссийском войске Запорожском».

Остаётся лишь пожалеть, что нет Международного трибунала, где можно было бы преследовать виновных по статье «Насилие над историей». В те времена Малороссия была частью Речи Посполитой – колонией, которую метрополия подвергала жестокому этническому и религиозному гнёту. Именно потому, что Малороссия не была суверенным государством, Москва, сама едва оправившись от Смуты, пять лет не шла навстречу просьбам Хмельницкого и желанию всего православного народа о воссоединении. Несколько раз по этому поводу собирались Земские соборы. Когда, наконец, вызрело решение взять Малороссию под великую государеву руку, она почти всем миром присягнула на верность русскому государю. Был не военный или дипломатический договор, а именно присяга городов и сёл Малороссии, которую после Переяславской рады под звон колоколов принимал посланник царя боярин Бутурлин совместно с Хмельницким. Что неминуемо повлекло за собой многолетнюю русско-польскую войну (1654–1667 годы).

Страсть как хочется «незалежникам», лишённым исторического опыта в строительстве независимого государства, показать миру глубокие корни сугубо украинской государственности! Потому и конструируют с великой натугой миф о Казацкой державе. Куцый опыт создания государства Центральной Радой ограничился в 1918 году вызовом на подмогу эшелонов с немецкими войсками. Аналогия с нынешним устремлением в НАТО неизбежна.

Закатилось солнце Киевской Руси, и государственно (и территориально) оформилась Украина только при столь проклинаемом ею нынче «русском советском империализме». Вначале была власть Великого Княжества Литовского, Русского и Жемайтского, основанного Гедимином и распахнутого Ольгердом так, что собственно Литва составляла лишь десятую его часть, а девять десятых – земли Киевского государства. В правление Ягайло, подписавшего договор об объединении княжества с Польшей и ставшим королём польским и великим князем литовским, по условиям этого договора («Кревской унии» 1385 года) все русские земли сделались частью объединённого Польско-Литовского государства. Затем – полная власть католической Польши, высокомерная и жестокая, когда пан мог безнаказанно убить холопа. Украина в составе Российской империи и Советского Союза – тема особая. Без этого, проклинаемого сепаратистами и шовинистами всех мастей «русского империализма», Украина имела бы сейчас всего-то 20% от существующей территории. Судите сами.

В 1686 году по «Вечному миру» Польша отказалась от территории Запорожской Сечи и от всего Левобережья Днепра, а на правом его берегу к России отошёл только Киев с окрестностями. Правобережье воссоединено с Россией в конце XVIII столетия по итогам раздела Польши. В этом же веке в результате победоносных войн с Турцией присоединена к России огромная территория – Новороссия – с выходами к Черному и Азовскому морям. При создании Украинской ССР в её состав включена большая часть этих земель. В 1939 году воссоединены с остальной территорией бывшего Киевского государства Галиция (600 лет под властью Литвы и Польши) и Северная Буковина (испытала власть Молдавии, Австрии и Румынии). Карпатская Русь (Закарпатье) после восьмисот лет под властью Венгрии, с 1918 года – Чехии и с 1939 года – опять Венгрии в 1945 году включена в состав УССР. В дни 350-летнего юбилея Переяславской рады в 1954 году Хрущёв подарил братской Украине Крым. Необходимо сказать и о Слободской Украине. Это была территория России, которую заселяли беженцы из Малороссии, спасаясь от польско-католического гнёта. Селились слободами. Казачье население – слободские казаки. Когда-то охватывала территории современной Харьковской и частей Донецкой, Ворошиловградской, Сумской, Воронежской, Белгородской и Курской областей.

Между прочим, у Михаила Грушевского не найдёшь объяснения, почему в XVI—XVII столетиях малороссы (их называли черкасы) массово переселялись к «чуждым и враждебным» москалям. Отсутствие взаимной неприязни и желание единого народа воссоединиться – всё это никак не укладывается в сепаратистские схемы. Воеводы пограничных московских земель следовали царскому указу:

 

«Чтобы черкасам переселенцам не было ни от кого никаких кривд и убытков – чтобы их лошади и всякого скота никто не крал и не отбирал, а сам воевода был к ним ласковый и приветливый… Черкасов добрых, семейных, записывать на службу и наделять пахотными землями, сеножатями и всякими выгодами». Оказывалась беглецам из-под католического ига и государственная материальная помощь, например, «на дворовое строение».

 

С углублением в историю убеждённость в единстве великорусского и украинского народов только возрастает. Украинские сепаратисты считают себя единственными наследниками Киевской Руси. Не задавая себе неудобных вопросов, например такого: почему былины, воспевающие киевского князя Владимира-Красное Солнышко, народная память сберегла в северо-восточной и северной России, даже в Сибири, а на Украине хранит только казацкие «думы» о событиях XVI—XVII веков? Почему «украинского» князя Владимира помнят москали и забыли украинцы? Историк Василий Осипович Ключевский такой вопрос задавал:

 

«Как могло случиться, что народный исторический эпос расцвел там, где не был посеян и пропал там, где вырос? Очевидно, что на далёкий север эти политические сказания перешли вместе с тем населением, которое их сложило и запело. … Главная масса русского народа, отступив перед непосильными внешними опасностями с днепровского юго-запада к Оке и верхней Волге, там собрала свои разбитые силы, окрепла в лесах Центральной России, спасла свою народность и вооружила её силой сплочённого государства».

 

В конце XII и в начале XIII века с разорённых кочевниками земель прямые наследники Киевской Руси переселялись на территории будущего Московского царства, основывая города, одноименные с городами юго-запада: Звенигород, Вышгород, Галич, Переяслав-Залесский, Переяслав-Рязанский (сегодняшняя Рязань). Возникали сёла: Киево, Киевцы и т.д.

В памятные дни нашего родства и общей истории особенно горько звучит вопрос: «Куда ведут тебя, Украина, твои нынешние управители, окружённые русофобской чернью?».

 

Слово, 20.06.08



[1] Так случилось, что эту статью наш постоянный автор Владимир Топоров, работавший для газеты много, ярко и самозабвенно, передал в «Слово» утром последнего дня своей жизни – 9 июня. Звонил, беспокоился, прошёл ли материал по электронной почте. Успокоил его, сказав, что всё в порядке, статья пойдёт, как только окончатся вынужденные каникулы в связи с прошедшими праздниками. Как резанула эта весть о скоропостижной кончине ещё далеко не пожилого человека! Замечательного поэта, как точно охарактеризовал его один из посетителей нашего сайта. Талантливого публициста, круг тем которого был необычайно широк – от исторических сюжетов до проблем экологии, от рассказов о русских городах до повествований о национальных праздниках. Писал он всегда неравнодушно, всегда с душой, с любовью к русскому языку, к своему народу – а вернее, к двум своим народам, ибо, как сообщает он сам в начале этой статьи, по матери Владимир был украинцем. Редакция газеты «Слово» выражает свои искренние соболезнования родным и близким покойного.


Реклама:
-