Журнал «Золотой Лев» № 157-158 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

От редакции: Воспроизводимая ниже работа с сайта «Татьянин день» представляет собой научно-популярное исследование, относящееся к многим народам мира, к явлению мировой культуры, насчитывающему несколько тысяч лет. В этом смысле она не является поступком, которое указано в качестве «запретного» одним из самых экстравагантных и юридически сомнительных нормативно-правовых актов, когда-либо принимавшихся в истории Государства Российского.

Имеется в виду закон, которым власть страны, народ которой не устрашился многомиллионных армий Германии и ее многочисленных европейских союзников, вторгшихся в пределы России, дал им достойный и мужественный отпор и уничтожил агрессора на его территории, через 60 лет после одержанной Победы призналась, что страшится публичных изображений «атрибутики» и «символики» поверженного врага, наложив запрет на их «пропаганду» и «демонстрирование».

Само собой разумеется, что в России пропагандировать атрибутику или символику её врагов либо использовать их на демонстрациях - значит проявлять явное пренебрежение и неуважение к общественной морали. Но разве нацистская Германия - единственный в истории враг России? Неуместность таких действий должна относиться не только к атрибутике и символике Германии и других государств, напавших на Россию в 1941 году, но также и к атрибутике и символике Германии, напавшей на Россию в 1914 году, к атрибутике и символике Османской империи, которая в прошлом неоднократно объявляла России войну, к атрибутике и символике наполеоновской Франции, совершившей против России акт агрессии в 1812 году, и так далее, вплоть до атрибутики и символики империи монголов, напавшей на Русь в 1238 году. Или 250 лет татаро-монгольского ига для России менее жестоко и бесчеловечно, чем немецко-нацистская оккупация?

Аморальным является также пропаганда и демонстрация в России атрибутики и символики США и других государств НАТО, которые вели против России в 1946-1991 годах так называемую «холодную войну», по своим потерям, ущербу и жертвам для России не менее разрушительную, чем потери, ущерб и жертвы, причиненные агрессорами в 1941-1945 годах.

Вместе с тем, предопределяя падение общественной репутации, аморальные поступки, независимо от способа проявления, не могут быть предметом полицейского преследования или уголовного наказания. Репрессии в отношении вопросов морали относятся не к праву, а к беззаконию и произволу.

Если русское общественное мнение согласиться с возведением аморальных действий, связанных с публичной пропагандой или демонстрированием атрибутики или символики нацисткой Германии, в ранг уголовно-наказуемого деяния, которая содержится в законах РФ, то оно тогда должно признать и правомерность запретов на пропаганду или демонстрацию «советской» и «коммунистической» символики, что совсем недавно возвели в норму закона нацистские власти Литвы, Латвии и Эстонии. Но отождествление нацистской Германии и СССР - это оскорбление, которое наносится России и русским, откровенная форма русофобии.

Символично, что МИД России дал в отношении антирусских прибалтийских законов резкий комментарий. «Эти решения являются очередной кощунственной попыткой переписать и извратить историю. Приравнивание символики государства, внесшего решающий вклад в победу над фашизмом в ходе второй мировой войны, к нацистской, иначе как осквернением памяти тех, кто ценой невосполнимых жертв спас мир от коричневой чумы, не назовешь». Но разве эта правильная оценка не находится в вопиющем противоречии с законом, который оскорбителен по отношению к гражданам России, предполагая, что они настолько беспамятны, что нуждаются в карательных законах, заменяющих им моральную волю.

 

****

А. Балмасов

 

Свастика

 

22 июня 1941 года вооруженные силы Германии и её союзников в Европе нарушили нашу государственную границу, положив начало самой кровопролитной войне двадцатого столетия. С тех пор знак свастического креста, под которым пришли немецкие захватчики, превратился для носителей отечественной и европейской культуры в символ принесенных страданий, разрушения и смерти, в символ гитлеровской идеологии, символ нацизма.

Однако, сам по себе знак свастики не только не был разработан гитлеровцами, но и в принципе никогда не являлся символом войны. Его история уходит своими корнями в языческие культы многих народов, проходя красной нитью через эпохи, культуры и культы (в том числе и христианские. Об истории, значении знака свастики, превращениях, и символических нагрузках наше очередное повествование.

Итак, сва́стикой (от санскр. свасти, приветствие, пожелание удачи) традиционно принято называть крест с загнутыми концами («вращающийся»). Это один из самых древних графических знаков, первые начертания которого появились уже в верхнем палеолите. Старейшие археологические находки с изображением свастики датируются приблизительно 25-23 тысячелетием до нашей эры (Мёзин, Костёнки, Россия). С тех пор ее изображения встречаются на самых значимых культовых предметах и предметах быта - на гербах и знамёнах, в оформлении церквей и домов, на оружии, предметах повседневного быта, одежде и даже денежных знаках.

Изображения, подобные свастике, состоявшие из четырех крестообразно расположенных завитков, имеющие закругленные концы, являются знаками циклического движения. Разумеется, разные народы наделяли символический крест своими характерными смыслами и свойствами, но, несмотря на это, в большинстве культур свастика была символом движения жизни, Солнца, света, благополучия. Образованное от двух санскритских корней - су, «добро, благо» и асти, «жизнь, существование», - слово «свастика» переводится как «благосостояние» или «благополучие». Есть и иное название свастики - «гамма́дион» (греч. γαμμάδιον), состоящее из четырех греческих букв «гамма».

 

Правая и левая свастики

 

Поскольку загнутые концы могут быть направлены в разные стороны (по и против часовой стрелки), то различают, соответственно правостороннюю, сеющую свастики и левостороннюю, собирающую. Они также называются центростремительной (свёртывающейся) свастиками и центробежной (развёртывающейся).

Каждая из них несет противоположную идею о движении. Свастика, вращающаяся по часовой стрелке, олицетворяет движение Земли вокруг Солнца. Примечательно, что практически во всех культах, употреблявших этот графический символ, в первую очередь отражал движущую силу в Космосе - поступательное вращение, жизнь в ее зарождении и развитии. При этом как созидающая свастика, символизирующая Солнце, удачу и счастье, так и свастика противоположного направления символизирует тьму, разрушение, «ночное Солнце» могли употреблятья как порознь, так и вместе, в одних и тех же орнаментах - как олицетворение смены дня и ночи, света и тьмы, нового и старого, рождения и смерти.

 

4 лепестка

 

Свастика рассматривается не только как солярный символ, но и как символ плодородия земли. Так, свастика с четырьмя концами указывает не только на видимое движение Солнца вокруг Земли, но и свидетельствует о традиции деления года на четыре сезона или идею четырех сторон света.

 

Непрерывность

 

Представляя собой симметричную относительно своего центра фигуру, свастика несет в себе смысл бесконечности и отождествляется с кругом, или другими солнечными знакми, например, с крестом в круге, где крест является знаком суточного движения Солнца. Символ ротации, непрерывного движения, выражающий неизменность солнечного цикла, или вращения Земли вокруг своей оси. Вращающийся крест, лопасти на концах которого представляют движение света. Свастика содержит идею вечного преодоления инерции квадрата колесом вращения.

 

Добро и зло

 

Будучи одним из сакральных символов, свастика олицетворяет нравственную характеристику: движение по солнцу - добро, против солнца - зло. В символике благоприятности, знак изображается в виде креста с загнутыми под углом или овально (в направлении движения часовой стрелки) концами, что означает «завинчивание» энергий, удержание потока физических сил с целью управления низшими силами. Правосторонняя свастика воспринимается как знак господства над материей и управления энергией. Левосторонняя свастика, напротив, означает превосходство физических и инстинктивных сил, торжество земной, материальной сущности вещей. Расположенная против часовой стрелки свастика представляется также как символ черной магии. Как солярный знак, свастика служит эмблемой жизни и света, воспринимается как колесо жизни.

 

Свастика в раннем христианстве

 

В раннем христианстве свастика была известна как гаммированный крест (гаммадион). Согласно Генону, до конца Средневековья была одной из эмблем Христа. Свое греческое название «гаммированный» четырехконечный крест получил благодаря схожести загнутых под прямым углом ветвей, напоминающих начертание заглавных букв греческого алфавита «гамма».

В качестве христианского символа гаммированный крест (прямостоящая свастика) пришел на Русь из Византии в первые же годы после Крещения. До сегодняшнего дня, его изображения сохранились в мозаичном убранстве Софийского собора в Киеве.

Свастика вообще занимала одно из центральных мест в символическом языке ранних христиан - «гамматический крест встречается на христианских памятниках, главным образом в оформлении саркофагов, надгробных эпитафий, туниках могильщиков, иного катакомбного убранства или рядом с указаниями имени умершего.

По мнению ряда ученых, в символическом языке древних христиан свастика замещала обычный крест, для того, «чтобы напомнить орудие искупления не изображая его открыто», так как в II, III и к началу IV вв. прямой образ Распятия не был ещё принят и употреблявшийся римлянами задолго до Рождества Христова, свастичный крест не вызывал подозрений у сограждан-язычников и в то же время прикровенно содержал в себе изображение четвероконечного креста.

Некоторые археологи, которым часто приходилось находить свастику на раннехристианских каменных крестах и плитах, писали, что она символизировала «краеугольный камень в основании Церкви». Это вполне правдоподобная верския, поскольку составляющая свастику буква «гамма» в греческом языке имеет числовое значение «3», поэтому она выражает идею Св. Троицы. Общая же числовая сумма гаммадия равняется 12-ти, что, в свою очередь, является числом Нового Иерусалима, небесного архетипа Церкви. Здесь же раскрыта мистерия схождения Небесного Града, происходящего через динамически развивающийся образ.

Примечательно, что с развитием миссионерской деятельности церкви, известный языческим культам различных малых народов символ свастики начал использовался проповедниками христианства при распространении своей веры.

 

Свастика на Руси

 

На Руси свастические символы были известны с древнейших времён. Как особый вид свастики, символизирующий восходящее Солнце-Ярилу, победу Света над Тьмой, Вечной жизни над смертью, именовался коловорот (букв. «вращение колеса», старославянская форма коловоротъ употреблялась и в древнерусском языке). Всего же у славян насчитывается как минимум 144 разновидности свастики. Причем у некоторых свастик на Руси были даже свои собственных названия: Боговник, Богодар, Велесовик, Грозовик, Громовник, Духобор, Зайчик, Знич, Исток, Коловрат, Колядник, Обережник, Огневик, Посолонь, Родимич, Родовик, Рубежник, Рысич, Сварожич, Светоч, Свята-дар, Солнцеврат, Чароврат, Яровик, Яроврат.России.

Представители Царского Дома Романовых также активно употребляли свастику. Причем поначалу преимущественно спиралевидную, которая органически вытекала из традиционного растительно-животного стиля русских орнаментов XVII в., опиравшегося на представления о «Рае Животном», «Вертограде Божием» и т.п. Закрученные в противоположные стороны спиралевидные свастики, используются в качестве элементов оформления жалованных грамот Романовых наряду с символом Царства - увенчанным крестом двуглавым орлом. Свастики могли принимать вид цветков с динамично изогнутыми лепестками. Общим моментом, при возможных вариациях, было то, что слева от зрителя рисовалась собирающая свастика, а справа - сеющая. Мотив вращающихся в разные стороны свастичных цветков возникает и в рукописных миниатюрах мастеров Оружейной Палаты 2-й половины XVII века, откуда заимствуется другими. Спиралевидная многолепестковая фигура, покрывающая щит, который держит грифон на гербе рода Романовых есть также ни что иное как свёртывающаяся вихревая свастика.

На протяжении длительного времени вплоть до революции 1917 года свастика имела в России в основном декоративное (в том числе и православное) применение. Так, при рукоположении, рукополагаемый иерей произносил «Присягу производимому во священники» по отпечатанному тексту, на медальоне которого был изображен Спаситель в обрамлении 8 разносторонних прямоугольных свастик (см. текст «Присяги», изданный С.-Петербургской Синодальной типографией в январе 1909 г. В 1917 году при внесении изменений в текст присяги от медальона со свастиками отказались. В предреволюционные годы свастическое обрамление имели даже наклейки дел в канцелярии обер-прокурора святейшего Синода. Свастика присутствовала она и на иконах, и в архитектурных декоративных элементах (левосторонними, собирающими свастиками выложен орнамент решетки карниза, опоясывающего Петропавловский собор).

Уже более привычная для нас четырехконечная граммированная свастика (уже практически неотличимая от используемой в фашистской символике) появилась на деньгах Временного правительства - в центре купюры, в качестве подложки для розеток с цифрами, в качестве основного элемента, из которого состоит сплошной узор фона. Матрицы купюр с проступающим за двуглавым орлом водяным знаком прямоугольной свастикой были изготовлены ещё по распоряжению императора Николая II. Сочетание символа Царства (двуглавого орла) и свастик было принято издавна, а Государь постоянно проявлял личную заинтересованность в восстановлении многих, подчас казавшихся архаичными для большинства современников, форм сакральной символики. Центробежную свастику с вкрапленной аббревиатурой РСФСР содержали и первые денежные знаки Советской России.

 

Татьянин день, 22.06.08


Реклама:
-