С.П. Пыхтин

 

Лад в жизни предполагает лад в голове

 

Если бы России было свойственно внимательно читать основной закон государства, который действует в ее пределах с 12 декабря 1993 года, примерно так же, как она делает с нетленными творениями Незнанского, Малининой или Дашковой, расходящимися в десятках миллионов экземпляров, то многие юридические положения этого документа обязательно бы ее удивили, если не сказать - привели в смущение.

Например, положение, что жители российского государства должны чувствовать себя не единой нацией, а многонациональным народом. Или что они должны стремиться не к единству государственной власти, а к их разделению. Или что видеть в России единое и неделимое государство является, как минимум, актом нелояльности к Конституции, поскольку она недвусмысленно предписала ей быть федерацией государств. Как ни крути, известная из исторических трудов предшествующая эпоха русской истории, смысл которой на протяжении пяти последних веков сводится к "собиранию земель", трансформирована ныне в свою противоположность. России предназначено не "сосредоточиваться", а рассредоточиваться, не собираться, а рассыпаться, не консолидироваться, а разлагаться.

Все, разумеется, начинается с разрухи в голове, но кое-что зависит, конечно же, от так называемых объективных обстоятельств. В наше время такого рода обстоятельства, как правило, это не более чем извержение вулкана, атмосферное давление или тайфун в океане. Всё остальное имеет своим происхождением осознанную человеческую деятельность. Ливневые дожди, градобитие, селевые потоки, лесные пожары, землетрясения, озоновые дыры и тому подробные природные катаклизмы, даже они, - из того же источника.

Объективные факторы, которые когда-то не зависели от человека, теперь зависят только от него. Отличие лишь в том, что они были совершены в прошлом, а теперь, по Марксу, держат за горло живых людей мертвой хваткой. Полвека назад на Волге, Днепре, Кубани построили гидроэлектростанции и водохранилища; теперь исчезли заливные луга и рыбные запасы. На протяжении ста пятидесяти лет настроили в стране сотни тысяч километров железных и шоссейных дорог, изменивших направление грузопотоков; ныне содержание экономических решений, если только они не содержат скрытого разрушительного смысла, предопределено этими магистралями. Целое столетие в России возникали города и поселки - не в силу случайного стечения обстоятельств, как это имело место в средневековье, а согласно государственным планам. Сейчас же все обязаны считаться с тем, что они есть. Во всех такого рода случаях последствия решений, суть которых была субъективной, приобрели "объективный" характер.

Распад страны и всех остальных фундаментальных, институциональных факторов жизни совершается людьми, и в этом отношении процесс субъективен. Люди ведут себя таким образом, ужасаясь и делами рук своих, и их последствиями, под воздействием силы вещей, и в этом отношении события объективны. Но одно обстоятельство невозможно опровергнуть. Чтобы массы могли действовать, предварительно их умами должен овладеть некий комплекс идей. Не материальные интересы, а идеи управляют миром, предопределяя поведение масс. Что порождает совокупность материальных интересов? Прогресс орудий труда, как предполагали радикальные материалисты? Нет - борьба идей.

Когда некоторые аналитики пытаются представить дело таким образом, что как раз Холодная война и являлась борьбой идей, войной, которая велась иными, "информационными" средствами, они выдают желаемое за действительное. Конечно, в противостоянии Русской цивилизации с Атлантической идеи были не на последнем месте. Но не они вращали его маховики и шестерни. Оттого-то падение ее коммунистической власти и социалистического строя не прекратили, а лишь перевели в иную плоскость столетнюю войну "запада" и "востока", от непосредственной борьбы цивилизаций в войну за бесхозное "советское наследство".

Не между "союзом" Республик и "соединенными" Штатами велась настоящая борьба идей, а внутри Советской России, в так называемом советском обществе. Что было ее предметом? Политический строй, хозяйственный уклад, экономический механизм? Конечно же: нет. Вопрос стоял о борьбе идеологий, доктрин, программ, системы взглядов на прошлое, настоящее и будущее страны. Либерализм, коммунизм, национализм и этно-сепаратизм - вот что сражалось между собой в действительности, воплощаясь в тот или иной ее период то в одной, то в другой организационно-политической форме. Надо ли объяснять, чем закончилась эта борьба, в которой наши теперешние заокеанские "партнера" конечно же не были простыми зрителями.

Какие же идей возобладали в русском обществе, именовавшемся тогда "советским", чтобы 10-15 тому назад могли приобрести объективную силу процессы, состоящие в его рассредоточивании, рассыпании и разложении? Потеря в значительной части общества, прежде всего в его руководящем слое, органической связи с историей отечества, ее идеалами, ценностями и интересами. Неизбежное следствие - денационализация самосознания. Утрата властью какого-либо авторитета и ее отчуждение от своего животворного источника - народа. Наконец, народ. Он неожиданно для себя втянулся в спор идеологий, но перестал на какое-то время понимать смысл происходящего, сущность произносимого, последствия свершаемого им же самим.

Последнее предположение, с которым многие могут и не согласиться, находит подтверждение в нелогичном, даже абсурдном поведении населения. Его большинства. Когда оно в 1989-90 годах предоставило мандат депутатов, а значит и власть в стране, малоизвестным или никому не известным лицам. Большинство этих людей было и добросовестными, и честными, и совестливыми. Но опасность скрывалась в другом. Если большинство не организовано, его легко переиграть организованному меньшинству, которое знает, что надо делать. Так и произошло. В итоге всех голосований, невидимых миру слез, референдумов, сговоров за кулисами реальная власть тогда оказалось в руках преимущественно беспардонных демагогов, тщеславных себялюбцев, корыстных самодуров, к тому же практически несведущих в политических и экономических проблемах или пренебрегающих ими.

Получается, что не массы разрушали почти что все созданное прежде. Грязную работу делали руками "народных представителей", прикрывая содеянное рекламными щитами с надписями: демократия, свобода, независимость. Они все еще остаются в действующем реквизите, который используется их до сих пор, когда приходится оправдывать "реформы".

Но демократия предполагает не власть арифметического большинства, а власть граждан, готовых принести свое имущество и собственную жизнь на благо отечеству. Власть большинства, у которого на уме лишь жажда "хлеба и зрелищ", которое панически страшится любых жертв, исповедуя трусость, называется охлократией. Если режим демократии наступает преждевременно или попадает на почву, для нее непригодную, она рано или поздно обернется либо безвластием черни, либо властью олигархов. Об этом нет необходимости спорить. Это доказали античные греки 25 веков тому назад - Аристотель и Полибий.

Что касается свободы, то ее достойны лишь те, кто за нее каждый день идет на бой. Это сказал Гёте, последний европейский энциклопедист. Иначе говоря, "свобода" - ценность исключительно европейская. Таковой её ни Россия, ни Азия не считают. Бог с ней, с Азией. Но в России никогда не было недостатка в свободе, значит - сражаться за нее нет необходимости. И никогда не было. России она досталось без жертв, бесплатно, даром. Отсюда глубокий вывод Победоносцева, кажущийся европейским, да и российским либералам реакционным, что Россию надо иной раз "подмораживать". Обер-прокурор с "совиными крылами" был не фантазером, а проницательным русским мыслителем, который знал и чувствовал, о чем он говорит. Однако либералы Россию не знают и знать не желают. И не они одни. Еще Гоголь говорил о "незнании России посреди России".

Вот за независимость действительно пришлось сражаться. В XIII веке, чтобы отбиться от татаро-монголов. Но не получилось - из-за политической раздробленности Руси, несогласованности действий ее аристократии. В XIV и XV веках - чтобы сбросить иго орды, обрести независимость, что и было сделано в 1480 году. Затем - на протяжении пяти веков - чтобы защитить ее от внешних угроз. А они случались неоднократно - всем известны нашествия поляков в 1611, Швеции в 1700, наполеоновской Европы в 1812, Германского блока в 1914, гитлеровской Европы в 1941. В преамбуле действующей Конституции сказано, что в 1993 году "суверенная государственность России" была "возрождена". Небезынтересным было бы узнать, что имели в виду ее авторы. Как известно даже школьникам, Государство Российское никогда больше ее не утрачивала со времен героического стояния русских войск на реке Угре против татарских полчищ.

Указанных примеров, видимо, достаточно, чтобы было понятно, насколько серьезно не совпадают именно мировоззрения, идеологии, когда материальные отношения; напротив, даже непримиримые идейные противники воспринимают и используют практически одинаково. Что же - перевернулся мiр? Скорее коренным образом должно измениться наше понимания существующего мiра, потому что он сам преобразился до неузнаваемости. Прежнее доминирование экономических отношений над социальными ушло в прошлое. И хотя никто не может отменить конфликты между общественными производительными силами и производственными отношениями, как нельзя отменить атмосферного давления, материальные условия теперь обусловливаются жизненными, социальными, идеологическими отношениями, в которые люди вступают, или, по крайней мере должны вступать, вполне сознательно.

Короче говоря, на современной ступени развития способы производства материальной жизни, включая отношения собственности, обусловливаются социальными, политическими и духовными процессами, присущими данной общности, а ее господствующей, наиболее стабильной формой ныне являются не народы или народности, как было в прошлом, а нация.

Следовательно, если возвратиться к началу, то само собой напрашивается вопрос: не слишком ли дорого стоят рекламные щиты, которые заслоняют общественное внимание от реальной жизни и реальных задач страны? Ведь за иллюзорные ценности, пустые абстракции, беспочвенные фантазии, к тому же явно импортного исполнения, уже заплачено не просто звонкой монетой, золотым запасом страны. Расчеты приходится вести куда чем более ценной валютой - национальной общностью, государственной целостностью, единством государственной власти, хозяйственной комплексностью, экономической эффективностью, всем тем, чего невозможно приобрести нигде и ни за какие деньги. Их утрата, даже частичная, дорого обходится - жизнями миллионов погибших, преждевременно умерших, не родившихся. Счет человеческих потерь уже сейчас, как утверждают демографы, приближается к 10 миллионам. "И это не предел", так как стратегия, столь расточительная и недальновидная, не изменена.

Где же выход? Он есть в здравом смысле, в исторической памяти народа, в накопленном опыте живущих ныне поколений, которые испытали жестокие последствия своих ошибок на собственных судьбах. Он содержится в понимании того, что есть вещи гораздо важнее мира и несравнимо ценнее своекорыстного барыша. Он заключается в абсолютных ценностях русской цивилизации, которые ни при каких обстоятельствах нельзя игнорировать. Это - нация, государство, власть, - общность, целостность и единство которых в состоянии обеспечить все остальные жизненные факторы, и которые в совокупности должны обладать одним общим свойством. В русском языке есть понятие, отражающее присущую России уникальность. Лингвисты утверждают, что оно не имеет аналогов или синонимов ни в одной из ныне существующих цивилизаций. Название ему - лад. Он включает в себя множество черт - таких как мир, согласие, любовь, дружбу, отсутствие вражды, порядок, мера, дельность и многое другое. Идеальное состояние - когда они присутствуют везде, пронизывают все.

Разумеется, в жизни лад не приходит сам собой, он предполагает лад в голове, то есть знание России посреди ее.


Реклама:
-