В.Я. Медиков

профессор, д.э.н.

 

Нужно менять не только советников, но и курс

(по крайней мере при формировании команды и решении экономических проблем)

 

Совершенно очевидно, что существуют и активно действуют антипутинские и антирусские силы как внутри страны, так и за рубежом. Об этом автор писал в НГ № 141 от 1.08.2000 г. Так же, как совершенно очевидно, что план Даллеса по развалу СССР, социалистического лагеря и России с успехом выполнялся, выполняется и постоянно совершенствуется с учетом текущей обстановки. Рядовому гражданину уже невооруженным глазом видно, что развал путинской команды идет гораздо быстрее, чем ее формирование. Хотя есть серьезные люди и серьезные технологии (в том числе и такие, за которыми гоняется ЦРУ), позволяющие быстро сформировать команду, способную решить любые задачи в новых условиях. В том числе и сформулировать национальную идею, без которой невозможно решить на достаточном уровне ни общерусской проблемы, ни проблемы отдельного человека. Об этом автор тоже уже писал в НГ № 177 от 20.09.2000 г. С учетом сказанного остановимся на необходимости смены экономического курса.

На поверхности его эффективность определяется темпами роста, в том числе ВВП, и размерами федерального бюджета. По этим показателям вроде бы курс эффективен.

Мы ежегодно наблюдаем за битвами вокруг бюджета. Особенно за его расходной частью. Прошлый и этот - 2001 год имеют бездефицитный бюджет, даже доходы в 2000 году превысили расходы на 300 млрд. рублей. И в этом году ожидается серьезное превышение. Мало того, сам бюджет вырос примерно на $10 млрд. Несомненно, это заслуга Путина и его команды. Можно привести и другие хорошие показатели.

Но достаточно ли этого, чтобы выйти из прорыва? Не говоря уже о каком-то самостоятельном эффективном курсе.

Практика показала: конечно же - нет. Стоит лишь посмотреть на коллизии вокруг долгов Парижскому клубу и на проблему предполагаемого дефолта.

Бюджет России примерно на треть формируется за счет доходов от нефти и газа. $7 млрд. в него поступают в виде налогов на нефть и газ, $3,5 млрд. – в виде таможенных пошлин на экспорт нефти и еще $0,5 млрд. - пошлины на газ.

Если мировые цены на нефть упадут с прошлогодних 30-38 долларов за баррель до 10 долларов, то бюджет недополучит по разным оценкам $6-7млрд. С учетом того, что МВФ не выделит $1,7 млрд., уже заложенных в доходную часть бюджета, а Парижский клуб откажется реструктурировать внешний долг РФ и это еще $3,5 млрд. в 2001 году, многие предрекают глобальный экономический кризис и полный развал экономики. Предсказывают, что кризис 1998 года покажется детскими шалостями.

Добавим, что в 2001 году РФ должна заплатить по долгам $13,14 млрд., в 2002 - $13,55 млрд., в 2003 - $18,15 млрд.

Все заняты этими проблемами. Хотя на наш взгляд, нужно заниматься совсем другим. В частности поисками и использованием серьезных ресурсов. И эти ресурсы есть. Они, по крайней мере, на два порядка больше нашего бюджета.

1. Русский золотой запас и другие общегосударственные ценности, оказавшиеся за границей сразу после революции

Значительную долю занимает «депонированное» правительством адмирала Колчака золото в Японии, Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Гонконге, Китае и др. Известны суммы, которые оставались на личных счетах финансовых агентов к моменту падения Омского правительства и остаются до сего времени. Есть и соответствующие документы по каждому банку.

Вот что говорил в «Столице» №52 за 1993 год вице-президент Всемирного фонда реконструкции и развития С. Афанасьев:

«…чтобы не быть голословным, я покажу Вам некоторые документы. Это о том, кто России должен. Эти бумаги попали ко мне из зарубежных архивов: я работал  в Париже, Лондоне, Сан-Франциско и других городах. В России несколько людей занимаются этими вопросами, но для большинства это будет неожиданным.

Вот итоговая опись (1923 года), составленная от руки Валерианом Ивановичем Муравским, последним министром финансов последнего белого правительства. По оценкам – зарубежных экспертов, приблизительно с учетом изменения уровня цен на золото и набежавших за 70 лет процентов, этот документ «тянет» никак не меньше, чем на $2 трлн.».

Как совсем недавно объяснил мне Сергей Афанасьев, царские активы могут рассматриваться и без доказательства правоприемничества. Потому что такая юридическая норма необходима для доказательства возврата сравнительно небольших сумм. А фантастически- космические активы могут начать работать на Россию при определении геополитических правил взаимодействия, например, с частными финансовыми домами. Ведь в любом случае необходимо задействовать механизмы квази-денег, например таких, как частный рынок SDR. Есть и другие схемы; по крайней мере четыре варианта было согласовано с владельцами наших активов. Но проблема в том, что люди, обличенные властью, не знают всех этих тонкостей, а профессионалы не имеют выхода на высшую власть.

2. Золото партии

Об этом много написано как у нас, так и за рубежом. Оценка – от десятков миллиардов долларов до $1-2 трлн. Несомненно одно – «золото» есть, и это весьма существенный для России резерв. Например, фирма «Кролл Ассошиэйтс», в 1992г. нанятая правительством Гайдара для поиска «золота партии», настаивала на сумме в 100 млрд. «зеленых». Если учесть признание М. Горбачева в интервью «МК», что "мы истратили на гонку вооружений десять триллионов долларов", то «золото партии» может существенно потяжелеть.

3. Собственность за рубежом

Некоторый порядок с нею начал наводиться совсем недавно после Указа Президента. Началась инвентаризация и выработка норм, согласно которым эта собственность будет использоваться. До этого, по словам В.И. Кожина – управляющего делами Президента –

«… был полный винегрет, хаос. Страна теряла деньги, и очень большие. Многие объекты много раз переходили из рук в руки, ими распоряжались кто как хотел. … Управляют объектами десятки совершенно разных организаций. И те, что остались от СССР, и те, что возникли в новой России» («Известия» от 21.12.2000г.).

В докладе докторов наук М.А. Холдина и В.Д. Андрианова о бегстве российского капитала ("Общество и экономика", №6, 1996 г.) показано, что Россия имеет собственность за рубежом на сумму примерно на $300 млрд.

4. Внешние долги

Сейчас общий долг РФ составляет $166 млрд., причем официально утверждают, что долг СССР составляет 68%, т.е. более $100 млрд. Последний председатель Совета министров СССР В.С. Павлов, который длительное время был министром финансов СССР, утверждает, что на последний день СССР задолжал $32,6 млрд. Возникает вопрос: откуда такая разница - $70 млрд. – два бюджета РФ? Кто их взял, и куда они могли исчезнуть?

Нам же другие страны были должны гораздо больше $100 млрд.

Так, А. Булатов в статье «Вывоз капитала из России: вопросы регулирования» («Вопросы экономики», 1998г., №3) отметил, что за рубежом - еще в период существования СССР - в виде кредитов по линии военной и экономической помощи оставалось от $200 до 300 млрд. И еще несколько миллиардов долларов было вложено в предпринимательскую сферу в виде так называемых смешанных обществ.

Удивительно, что многие страны готовы начать возврат нам миллиарды и десятки миллиардов долларов. В частности Корея, Ирак, Пакистан, Ливия и др. Но не менее удивительно, что со стороны властей РФ не делаются даже намеки, о чем говорят сами должники.

5. Беглые капиталы "новой России"

Речь идет о многих сотнях миллиардов долларов. Данные разных источников сильно разняться. Так, академики Л. Абалкин и Н. Петраков ведут речь о $150-200 млрд., профессор С. Глазьев о $300 млрд., журналист Мэлор Стуруа – о $300-500 млрд. По оценке А. Булатова, общая сумма убегающего капитала за 1992-1996 годы могла составлять $180-210 млрд. Из них около $20-30 млрд. – прямые инвестиции, $30-40 млрд. составляют портфельные инвестиции, около $70 млрд. находятся на зарубежных счетах и депозитах, $30-40 млрд. вложено в личную недвижимость за рубежом.

В русской печати встречались и более высокие оценки экспорта капитала за послереформенные годы  - от $1 трлн. у Л. Макаревича до $1,4 трлн. у П. Бородина (Г. Ханин, ЭКО, №1, 2001г.).

Разные данные дают и официальные органы: ФСБ, МВД, Минфин – от $15 до 30 млрд. в год. А, например, по данным Центробанка только за 9 месяцев 1998 года через оффшорные зоны было вывезено $62,5 млрд., т.е. в расчете на год более $80 млрд. А это уже более двух бюджетов РФ. Близкие к этим цифрам дают и зарубежные специалисты.

Более того, по мнению М. Холдина и В. Андрианова «бегство» русского капитала началось еще до перестройки с середины 50-х годов. Его инициировали государственные внешнеэкономические, финансовые, транспортные структуры и связанные с ними частные лица и представители теневой экономики. По приводимым данным, полученным из оценок зарубежных экспертов, к моменту развала СССР за его пределами уже находилось около $100 млрд. советского теневого капитала.

Я бы разделил эту проблему на две части: первая – возврат уже «убежавших» капиталов; вторая – остановка или сокращение вывоза новых капиталов. Даже если на 10-20% сократить вывоз, это уже позволит решить проблему как с Лондонским, так и с Парижским клубами, и с другими долгами, и, конечно же, ни о каких дефолтах речи не будет. Что удивительно, в РФ есть программа возврата беглых капиталов. Как отмечает Н. Петраков, она не основана на запугивании или на всеобщей амнистии. Это взвешенная, цивилизованная система реинвестирования с учетом частных и общенационального интересов. Но эта программа не востребована.

6. Капитализация русских предприятий

Суммарная оценка всего русского рынка корпоративных ценных бумаг - около $40 млрд., что в сотни раз меньше их реальной цены. Любая крупная американская корпорация оценивается во много раз больше, чем вся промышленность РФ. Например, капитализация Газпрома составляет $6,4 млрд., в то время как рыночная стоимость американской компании Exxon, имеющей запасы в 6 раз меньше, чем у Газпрома, превышает $310 млрд. Реальная рыночная цена Газпрома, рассчитанная исходя из запасов газа, по мнению аналитиков, должна составлять $2,1 трлн.

Столь заниженная оценка предприятий РФ является следствием многих причин, в том числе и ее негативной репутации. Они же и является причиной хищнического отношения к собственности, ее криминального передела со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ясно, что какие-либо серьезные инвестиции в экономику  вообще невозможны.

Трудно рассчитывать, что принимаемые Правительством меры, в том числе разработка Кодекса корпоративного управления, смогут остановить столь динамичный передел собственности в РФ без серьезных изменений в исполнительной, законодательной и судебной ветвях власти. Основные надежды могут быть связаны с активностью человека, с осознанием национальной идеи, с реформами, которые будут соответствовать и опираться на нее.

7. Сбережения населения

Гениальнейшее изобретение американцев – печатать необеспеченные доллары (бумажки, фантики) и распространять по всему миру, в первую очередь в России. При этом принудить весь мир считать, как говорил американский экономист Носсбаум, что доллар – это бог всех валют. А взамен брать нефть, газ, металлы, золото, алмазы, мозги, интеллект и все, что захочешь. У нас же доллар стал основным средством накопления населения. По разным оценкам от 60 до 100 миллиардов долларов находится в виде личных сбережений. Только папуасов так обманывали.

В банках РФ наши соотечественники держат (по данным июня 2000 года) около 400 млрд. рублей. Конечно, это не «стеклянные банки», но все-таки. Создается впечатление, что государственная власть сознательно ничего не делает, чтобы вовлечь эти средства в экономический оборот.

Напомню, в тяжелые для США времена президент Рузвельт обратился к народу с просьбой вкладывать сбережения в отечественные банки, а не держать их под подушкой. Одновременно он запретил вывоз золота и серебра за рубеж, что не замедлило самым благоприятным образом сказаться на экономике.

8. Ресурсы русской диаспоры

Практически никто не изучал всерьез этот вопрос. Можно только отметить, что небольшая по сравнению с Россией югославская диаспора способна в кратчайшие сроки мобилизовать сотни миллиардов долларов для нужд своей страны. Как комментирует эту проблему С. Афанасьев, югославский вопрос разрабатывался мировой закулисой еще в 80-е годы, когда Слободан Милошевич был американским банкиром. И сейчас он завершен «расчисткой территории» для нового плана Маршалла и подготовкой площадки для капитализации доллара.

А что касается наших соотечественников, то мало кто знает, что среди них и создатели голливудских звездных войн, и Интернета, и руководители крупных международных корпораций, таких, например, как «Фиат». И все они благоволят России. Для РФ нужна только воля руководства и соответствующие условия для использования этих резервов, которые могут оцениваться весьма высоко. Русских патриотов не меньше, чем югославских.

 

Перечень стратегических резервов, находящихся в распоряжении РФ, можно было бы продолжать, одна только теневая экономика чего стоит. Почему-то напрочь забыли, что только в 2000 году положительное сальдо внешнеторгового оборота составило $69,1 млрд., что золотовалютные резервы – около $28 млрд. Но, как заметил Н. Петраков, в стране «глухих» руководителей такое занятие теряет всякий смысл.

Хотя при правильном формировании кадров государственного управления, да еще с использованием новейших технологий, в том числе и засекреченных, при наличии русской национальной идеи, которая становится ориентиром для любого действия государственных органов власти, – рывок (а не догонялки с Западом) вполне реален.


Реклама:
-