В.А. Зельев

 

Гражданство без граждан

 

Гражданство предопределяет потребность в концепции государственности. Отказались ли мы навсегда от тех 25 млн. русских, что остались за рубежами РФ? Готовы ли мы навсегда отбросить идею воссоединения страны? Является ли сегодня наш русский соотечественник на территории РФ таким же иностранцем, как японец, американец или француз?

Судя по проекту нового закона о гражданстве, подготовленному в недрах Администрации Президента, мы должны отказаться от всяких надежд на воссоединение, от какой бы то ни было солидарности с соотечественниками.

1. Законопроект не видит разницы между ближним и дальним зарубежьем. Для всех, кто проживает за пределами РФ, предусмотрен единый порядок приобретения гражданства. Для приобретения гражданства после 18 лет надо всем прожить в РФ пять лет! Да еще обратиться в адрес российского государства (т.е. государственной власти) с заявлением от отказе от другого гражданства. Плюс к тому рассмотрение заявления о приеме в гражданство растягивается на год и только в упрощенном случае – на полгода.

Различные послабления могут быть связаны с прежним гражданством СССР (дети граждан СССР право на сокращение контрольного срока теряют), брак с гражданином РФ не менее трех лет, политическое убежище, признание беженцем, особые заслуги и высокая квалификация, представляющая интерес для РФ. Простая и незамысловатая любовь к Родине в расчет не принимаются.

Важно также отметить, что размер сокращения срока предоставления гражданства в законопроекте не прописан. То есть все отдается на откуп чиновника, который по собственному разумению будет судить о заслугах и целесообразности признания того или иного лица гражданином РФ.

2. Декларируется фактическое уничтожение двойного гражданства, по факту сложившегося на постсоюзном пространстве – люди все еще считают себя частью большой России, имея при этом всю полноту прав и обязанностей перед новыми государствами. Иное гражданство не признается, хотя и не отрицается – мол, кто живет с двойным гражданством, путь себе живет, а мы будем считать его гражданином РФ. Но впредь приобретение гражданства РФ, наряду с имеющимся гражданством другого государства, закон просто не допускает.

Любой закон всегда порождает определенные отношения. И таким отношением будет непременно лишение второго гражданства лиц, принявших гражданство РФ. Соотечественникам покажут, что они должны быть лояльны только к стране проживания.

Разумный выход: признание приоритета гражданства РФ на ее территории, приоритета гражданства другого государства – на его территории. Даже при отсутствии соглашений о двойном гражданстве. Двери в российское гражданство должны быть широко открыты для любого гражданина СССР или его потомка – и не в порядке годового рассмотрения, а автоматически. Предъявил паспорт СССР – свой или своего предка – и получай паспорт РФ.

Между тем, разработчики в пояснительной записке к законопроекту и не скрывают, что хотят лишить проживающих за рубежом соотечественников одного из гражданств, которые те имеют в силу сложившихся обстоятельств и пытаются этим защитить себя от далеко не демократических режимов.

3. Занятная подробность: закон предусматривает возможность изменения государственной принадлежности территории РФ – т.е. отторжения от РФ части ее суверенной территории. В связи с этим предоставляется возможность выбирать себе новое гражданство или оставаться в прежнем.

 

Главное, чего не могут сделать правотворцы, создающие важнейшие для страны проекты, – увидеть русский интерес и русскую самобытность.

Например, как в свое время президент США Теодор Рузвельт, говоривший:

«Мы должны сделать из них (иностранцев-переселенцев) американцев во всех отношениях: по языку, политическим взглядам и принципам, по пониманию и отношению к церкви и государству. Мы приветствуем немца, ирландца, стремящихся стать американцами, но нам не нужно чужеземцев, не желающих отказаться от своей национальности. Нам не нужны немцы-американцы, ирландо-американцы, образующие особый слой в нашей общественной и политической жизни. Мы никого не можем признавать, кроме американцев…».

Примерно в то же время – в начале ХХ века профессор Ковалевский, писал:

«Только тот, кто слился кровью и духом с русским народом, кто боролся в его рядах за его национальные задачи и стал потомственным пайщиком великого культурного исторического наследия, имеет неоспоримое право русского гражданского равноправия».

Еще раньше – в начале XIX века в «Русской правде» П. Пестеля общность коренного русского народа определялась по единству языка (при различных наречиях), веры, сословного деления, исторического пути (принадлежность в России в старинные времена). Такой же точки зрения придерживалось и большинство интеллектуалов Российской Империи. И тогда страна была действительно великой.

А сейчас власть РФ, само русское общество даже не ставит вопрос о языке и об отказе от прежнего своего «инородства».

Разумный подход – восстановление иерархии гражданских прав, которая связана со служением, а не с приобретением всех прав сразу по рождению. Как говорит известный историк В. Махнач, если граждане все, то граждан нет. Вместо демоса появляется охлос, пользующийся гражданскими правами не на пользу государству и обществу.

Мы должны вновь и вновь повторять тезис о тунеядстве власти. Вместо того чтобы писать законопроекты, исходя из реальной ситуации, бюрократия создает их из умозрительных представлений, будто Россия может списать свою социально-политическую и экономическую ситуацию с какой-нибудь европейской страны. Или же вообще собрать у себя все «общечеловеческое», не смущаясь исторической правдой и русской мудростью прежних веков. Разработчики же предпочитают ссылаться на Европейскую конвенцию о гражданстве и практику других государств, а не на исторический опыт России и ее актуальное состояние.

Тунеядство проявляется и в том, что такой важнейший институт, как гражданство, прописывается у нас в жалких 44 статьях. Такая лаконичность предоставляет бюрократии самые широкие возможности для разного рода трактовок и подзаконного нормотворчества. И это находится в самом резком противоречии с позицией президента Путина, который в послании Федеральному Собранию поставил задачу отмены невероятной массы бюрократических инструкций и норм, порожденных прежним режимом.

Законопроект носит явно антинациональный характер, что выявлено участием в его подготовке европейских экспертов, которые были привлечены Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ. Мы снова видим вредоносный альянс зарубежных доброхотов и нашей «пятой колонны» - беспочвенной и безнациональной столичной интеллигенции, путающей свои интересы и интересами страны, свои представления о справедливости с исторически сложившимися традициями.


Реклама:
-