Журнал «Золотой Лев» № 163-164 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Телевидение как последнее прибежище негодяев

 

"Новую Землю" проверили на жестокость

Прошло экспериментальное заседание Общественного совета на ТВ

 

18 августа в Москве в пресс-центре издательского дома "Комсомольская правда" состоялся круглый стол по вопросу о создании Общественного совета на телевидении. Подобный совет пытаются создать уже несколько лет. Весной текущего года спикер Совета Федерации Сергей Миронов разработал проект соответствующего закона. Сейчас законопроект находится на согласовании в правительстве. Предстоит его рассмотрение в Госдуме.

В круглом столе приняли участие: певец и депутат Госдумы Иосиф Кобзон, кинорежиссер и актер Николай Бурляев, режиссер Павел Лунгин, актеры Владимир Конкин и Александр Михайлов, телеведущий и главный редактор журнала "Профиль" Михаил Леонтьев, глава Клуба православных журналистов, советник председателя Совета Федерации Александр Щипков, эксперты, аналитики, журналисты. Организаторы мероприятия предложили собравшимся поучаствовать в экспериментальном заседании Общественного совета: просмотреть и обсудить фильм Александра Мельника "Новая Земля", показ которого на фестивале "Кинотавр" в Сочи вызвал споры о границах допустимой жестокости на экране.

Идея Общественного совета на ТВ состоит не в том, чтобы запрещать или разрешать те или иные фильмы и передачи, а в том, чтобы заслуженные, пользующиеся авторитетом в обществе люди публично высказывали свою позицию по поводу того, что нам показывают в эфире федеральных телеканалов. В этом смысле деятельность совета будет аналогична деятельности Общественной палаты. Схож и механизм формирования. Своих претендентов в совет выдвинут президент, парламент, правительство. Важная деталь – федеральные телеканалы должны раз в неделю предоставлять совету право обнародовать свою позицию в эфире. После этого гнать "чернуху", пошлость, порнографию хозяевам ТВ будет много сложнее. Да и власть уже не сможет игнорировать претензии гражданского общества к специфическому "репертуару" каналов.

Фильм Мельника вызвал полярные оценки у участников круглого стола. Кому-то он понравился, кому-то нет. Но, безотносительно художественных качеств фильма, участники сошлись во мнении, что показ такой картины на телевидении должен быть ограничен: его трансляция возможна лишь ночью. К слову, такие же и даже превосходящие по жесткости и кровавости фильмы сейчас по ТВ крутят свободно – их могут увидеть дети, старики, женщины. В качестве возможного рецепта была приведена система "звездочек", существующая в Великобритании. Там каждому транслируемому фильму присваивается категория, в соответствии с которой он может либо свободно показываться, либо строго в определенное время. Это – первый сигнал еще не сформированного совета властям и телевещателям.

В принципе, критики идеи Общественного совета – а их достаточно – сосредоточились на двух момента. Во-первых, они опасаются цензуры, во-вторых, клерикализма в деятельности совета. Но механизм деятельности совета не предусматривает цензуру ни в каком виде. Напротив, идея совета глубоко антицензурна. Политическая цензура на ТВ, признаем, сейчас существует. Чиновники разных уровней тихо, по телефону, правят редакционную политику каналов. Это не мешает лить на экране потоки грязи. А вот предоставление трибуны авторитетным самодостаточным людям, которые в случае чего не побоятся пойти против течения, может эту картину удаленного модерирования эфира сломать. А заодно вытравить пошлость. При этом есть мнение, что совет должен сосредоточиться на проблемах освещения культуры, науки, образования, и исключить из своего ведения политику.

По поводу клерикализма. Дело в том, что с идеей создания совета в ноябре 2007 года выступил Клуб православных журналистов. Идею подержали патриарх Русской православной церкви Алексий II, муфтий Равиль Гайнутдин, главный раввин России Бер Лазар, глава российский католиков архиепископ Павел Пецци, глава лютеранской церкви епископ Арре Кугаппи. Это дало повод думать, что деятельность совета будет носить прорелигиозный характер. Но ведь принцип формирования совета, о чем говорилось выше, не предусматривает того, что религиозные или околорелигиозные деятели получат в нем какие-либо преимущества. Общественный совет на ТВ станет не более клерикальным, чем Общественный палата.

Далее. Строго говоря, идея общественного контроля над телевидением есть идея глубоко прогрессивная, леволиберальная и даже социалистическая. Это либерально-консервативная, правая модель предполагает полную передачу ТВ в частный сектор, а модель условно авторитарная – целиком под контроль государства. В этом смысле идея Общественного совета на телевидении должна найти поддержку у светской части общества. Многих там пугает, что неофициально создаваемая структура именуется "советом по нравственности". Они видят в этом что-то фарисейское. И зря. Никаких предпосылок для того, чтобы совет стал рупором ханжества нет. Запрещать показ талантливых, но содержащих жесткие или откровенные сцены фильмов никто не собирается – их трансляцию просто порекомендуют перенести на более позднее время. К конце концов, многое у Пазолини или, например, Висконти детям до 16 лет видеть действительно не стоит.

А вот страх медиамагнатов, топ-менеджеров каналов, рекламщиков перед созданием Общественного совета понятен и оправдан. Совет может решительно помешать им продолжать дебилизацию населения коммерческим ширпотребом.

Итак, экспериментальное заседание совета состоялось. Дальнейшая его судьба зависит от воли депутатов Госдумы. Как известно, большинство там имеет партия "Единая Россия". Может ли она его провалить? Может. Но провал этого закона станет для партии власти тем же, чем стало принятие другого закона, согласно которому со Знамени Победы были убраны серп, молот и звезда. Это настолько возмутило общественность, что президент наложил на закон вето. "Единой России" после это пришлось долго извиняться и оправдываться – против с самого начала были ее избиратели. Ситуация с Общественным советом такая же. Согласно опросам Клуба православных журналистов, сделанным во время празднования 1 мая 2008 года, 87 % избирателей "Единой России" считают, что их партия должна поддержать закон об Общественном совете на ТВ (также считает подавляющее число избирателей других парламентских партий). Если закон принят не будет, то партия власти вновь пойдет против своих избирателей.

И в завершение. В развитых европейских странах – Франции, Германии, Великобритании – подобные советы уже давно существуют. Более того, там они даже имеют административную власть. Создание же Общественного совета в нашей стране может стать первым шагом к учреждению Общественного телевидения, о котором у нас много говорят, но сделать которое все никак не получается.

 

Новая политика, 19.08.08

 

Проклятье тамплиеров

В чем тайна лучшего сериала 2006 года, который на этой неделе стартовал на Первом канале?

 

Только мы распрощались с сериалом "Спасите наши души", в котором сотрудники НКВД боролись с проклятием таймырского мага, как на Первом канале - снова Великая Отечественная война и опять - детектив с примесью магии и древнего проклятия.

Это сериал "Тайна "Святого Патрика", в котором воздействию негативной энергии прошлого подвергается лейтенант Валерий Лосицкий. Во время Второй мировой войны в Кенигсберге он находит считавшуюся потерянной святыню ордена тамплиеров-храмовников. А именно - знак власти Великого магистра. Однако святыня проклята. Так с этой печатью Лосицкий и идет по жизни. Современного Лосицкого в телефильме играет Василий Лановой. В чем заключается тайна "Святого Патрика"?

Мы задали несколько вопросов режиссеру сериала Андрею Бенкендорфу.

Российская газета: Сейчас, когда показ сериала в самом разгаре, много говорят о том, что "Тайна "Святого Патрика" - ответ "Коду да Винчи" Дэна Брауна. В центре событий - тамплиеры. Вы имели в виду это литературное произведение при работе над сценарием?

Андрей Бенкендорф: Боже упаси. Когда рождалась идея картины, когда мы писали сюжет, то Дэн Браун со своим произведением еще не был столь популярен. (Съемки сериала проходили в 2005 году. - Ред.) Общее одно - и у Брауна, и у нас в сериале фигурируют тамплиеры. Картину я начал снимать спонтанно.

РГ: Неужели ни к каким историческим книгам, первоисточникам не обращались?

Бенкендорф: С "Тайной "Святого Патрика" все было просто, как палка, и незатейливо, как грабли. Когда мы сидели на кухне со сценаристом Михаилом Шевченко, у нас родился сюжет, который мне показался занимательным. Потом нашлись деньги, вот я и снял картину. Работали мы быстро, съемочный период занял от силы полтора месяца. На площадке были тишина и порядок.

Что касается исторических первоисточников, то мы вместе с Михаилом Шевченко много времени тогда проводили в Интернете и изучали всю информацию, посвященную Ордену тамплиеров, которую могли найти в Сети. Время Великой Отечественной войны не так далеко от моей бытности. Естественно, я за свою жизнь прочитал немало книг о войне. Так что по этой теме дополнительных исследований проводить не потребовалось. Так или иначе, но все костюмы, весь реквизит, начиная со времен тамплиеров и заканчивая войной, мы старались сделать правдиво.

РГ: На кинофоруме стран СНГ "Вместе" картина была признана лучшим сериалом 2006 года. Вы ожидали такого успеха?

Бенкендорф: К фестивалям отношусь спокойно. Важнее для меня реакция зрителя, хотя сам телефильм "Тайна "Святого Патрика" шедевром не считаю. И вообще, к собственному творчеству отношусь сдержанно.

Кого мы видим в сериале: тамплиеров или мальтийцев?

Исторические события всегда привлекали внимание писателей и кинематографистов. В последнее время модной темой для них стал средневековый орден тамплиеров. О нем пишет в популярном на весь мир "Коде да Винчи" Дэн Браун, его история легла в основу сценария фильма "Тайна "Святого Патрика".

Валентина Крыжановская, доцент кафедры Всеобщей истории НПУ имени М.П. Драгоманова:

- Ордена в католической церкви на каждом этапе ее истории играли определенную роль. Созданные во время крестовых походов духовно-рыцарские ордена, к которым и относятся тамплиеры, призваны были защищать паломников, идущих в Иерусалим, к храму Гроба Господня. Позже - охранять государства крестоносцев на Востоке. Орден был основан в Святой земле и получил свое название от французского слова "тампль" - в честь древнего храма Соломона, возле фрагмента которого - знаменитой Стены плача в Иерусалиме - находилась резиденция Великого магистра Ордена. Поэтому тамплиеров называют еще рыцарями храма или храмовниками. Основан он был в 1118-1119 году Гуго де Пайеном, всего же его история насчитывает 200 лет.

Алексей Колышевский, писатель, студент сценарного факультета ВГИКа:

- К сожалению, кино у нас нынче не режиссерское, а продюсерское. И это при том, что хорошие режиссеры у нас еще встречаются, а вот с профессиональными продюсерами все из рук вон плохо. Эти люди ориентируются на непритязательную аудиторию, чему примером может служить сериал "Тайна "Святого Патрика": снова фантазии на тему Отечественной войны - люди в форме, песня про Рио-Риту и НКВД, и все это с легкой приправой из глубокого исторического дискурса.

Что до соответствия деталей, то это вообще не выдерживает никакой критики: нам показывают мальтийский крест и утверждают, что это крест тамплиеров-храмовников. Да, мальтийский орден - преемник тамплиеров, но их символ - роза на кресте. Продюсеры вновь сели в свой любимый танк с бортовой надписью "Пипл схавает".

 

Одного из главных героев в картине сыграл народный артист СССР Василий Семенович Лановой. Прославленный артист в сериалах с детективным сюжетом старается не сниматься, хотя подобных предложений в его адрес поступает немало.

- Прежде всего меня заинтересовал сценарий - это настоящая литература, - рассказывает Василий Лановой. - История начинается в 1307 году, когда произошло столкновение двух враждующих орденов, в результате которого тамплиеры вроде бы исчезли с лица земли. Средневековье переплетается с 1944 годом, окончанием Великой Отечественной войны и современностью. Вот эти достоверные детали как раз и вызывают у меня как у актера интерес.

Мой герой - человек драматической судьбы. Мальчишкой он пошел на фронт, служил в разведке, попал в плен. Зная, что в Советском Союзе судьба военнопленных незавидна, уехал в Коста-Рику, где и прожил жизнь. С реликвией ордена тамплиеров он столкнулся еще во время войны, но всю жизнь следил за ее передвижениями по миру, благо у него была такая материальная возможность. Сюжет одновременно и детективный, и мистический, что должно заинтересовать зрителей.

 

Телефильм "Тайна "Святого Патрика" охватывает несколько временных эпох. Действие начинается в ХIV веке, продолжается в годы Великой Отечественной войны и заканчивается в наши дни.

Южную Америку снимали в Конче-Заспе, за рекой Козинкой. В этом престижном районе Украины очень любит строить дома местная бизнес-элита. В одном таком коттедже, правда, недостроенном, и обосновалась съемочная группа "Тайны "Святого Патрика". Особняк обставили мебелью, придав ему вид жилого помещения, и отсняли в этой декорации все нужные сцены. Правда, когда хозяину сказали, что по сюжету в его доме будет жить коста-риканский миллионер, он даже немного обиделся и заявил: "Здесь будет жить украинский миллиардер!" Что же до аэропорта Коста-Рики, то его снимали в Киеве, в районе Караваевы дачи.

Кенигсберг времен Великой Отечественной войны тоже "экранизировали" в Киеве. На Печерске, за знаменитым зданием ЦИК, есть улица Старонаводницкая. Вот на ней ассистенты режиссера и отыскали полуразрушенное здание, архитектурно очень похожее на довоенную застройку теперешнего Калининграда.

Одни из самых колоритных кадров в сериале - деревня Лаботананга на берегу Северного Ледовитого океана - были отсняты неподалеку от города Щорс Черниговской области. Съемочной группе понадобилось типично северорусское поселение с деревянными срубами, резными наличниками и прочими атрибутами деревенской жизни. Вот и отыскали такое в непосредственной близости от Киева. Там же снимали и тайгу.

 

Оксана Михайлова

РГ (Неделя), 14 августа 2008 г.

Ужас нерождённых

 

Лет тридцать назад ходила шутка: в 1980 году в СССР вместо обещанного Хрущёвым коммунизма будет Олимпиада. Теперь, в 2008 году, не до шуток: вместе с Олимпиадой началась война. Спустя всего несколько часов после того, как Саакашвили объявил о прекращении огня в зоне осетино-грузинского конфликта, в ночь на 8 августа его армия подвергла Цхинвал жесточайшему обстрелу из систем «град», грузинские войска вошли на территорию Южной Осетии, убивая мирных жителей, ополченцев, миротворцев. Западная пресса об этом молчала, но когда русская армия предприняла ответные меры, саакашисты обвинили Россию в том, что она «в день открытия Олимпиады цинично начала войну против маленькой, свободолюбивой, демократической Грузии». И под кадры ночных обстрелов грузинской армией Цхинвала западные СМИ единодушно подхватили обвинения России в агрессии. Идёт третья мировая война, пока только информационная. Проигрывать её нельзя.

История повторяется. Девятнадцатый век начался переделом мира. Двадцатый век начался тем же. Двадцать первый век продолжил традицию. Мир делят, и он делится. Кто виноват на этот раз? Телеобращение Кондолизы Райс не оставляет сомнений: «Запад надеялся, что Россия войдёт в двадцать первый век цивилизованной страной». Ценное замечание: значит, Россия так и осталась для «просвещённого мира» становищем первобытных.

Когда умирали русские миротворцы, застигнутые врасплох ночной бомбардировкой, Саакашвили надрывался в эфире телекомпании «Блумберг»: «Россия атаковала Грузию!» Зарубежные СМИ подхватили: «Россия атаковала беззащитную Грузию!». CNN ловко ставило всё с ног на голову: «Российское телевидение сообщило, что грузинские солдаты убили десять русских военнослужащих и добивают раненых: тревожный признак того, что Кремль пытается воспламенить общественное мнение в преддверии крупной операции».

Пропагандистская война началась не тогда, когда грузинскую пальбу из «градов» западное ТВ выдало за «русские обстрелы». Всё началось ещё тогда, когда грузинские телегруппы с упоением фиксировали издевательства над русскими миротворцами. Грузинские телевизионщики не понимали, что готовят компромат на собственную армию. Весь мир видел, как грузинские солдаты, зная, что по ним не будут стрелять, впятером набрасывались на одного русского и отважно валили его лицом в асфальт.

Так наши военные узнали о тактике грузинской армии: пятикратное преимущество плюс уверенность, что по ним не будут стрелять. Только при этих условиях грузинский солдат пойдёт в бой. Вот почему грузины стреляли по мирным гражданам: были уверены, что дети и женщины не ответят огнём из всех видов оружия. Вот почему обстреливали казармы миротворцев: были уверены в пятикратном (даже десятикратном) преимуществе. Когда силы сравнялись, грузины замерли в изумлении. И побежали, когда по ним стали стрелять.

По собственной глупости или от замутившей сознание гордости, но именно грузинское телевидение «сдало» главный секрет своей армии.

Но это тактика. Что до стратегии, то каждый телезритель мог убедиться, из каких источников президент Саакашвили черпал военную премудрость. На телеэкране за плечами Саакашвили виден стеллаж с томами на военную тему: «Танки», «Поле битвы», «Битва» и т.п. В том числе – апокалиптическая фантастика Герберта Уэллса «Война миров». Видя на телеэкране безумно перекошенное лицо Саакашвили с галстуком во рту, легко предположить, что он давно уже вообразил себя могучим марсианином, повергающим в прах человече... простите, осетин и абхазов. Но почему его окружение не заметило опасных признаков помешательства? Остаётся предположить, что его правительство – такие же «марсиане». И судьба у них схожа: уэлссовские марсиане, как известно, перемёрли, потому что плохо знали землян.

Результат этих «звёздных войн» известен. Сбылась многовековая мечта осетинского и абхазского народов: грузины стали для них этническим меньшинством.

В России некоторые демократически настроенные обозреватели избрали позицию стороннего наблюдателя, уподобившись Васисуалию Лоханкину. Герой романа «Золотой телёнок» тоже «наблюдал» со стороны: «Продолжительные думы Лоханкина сводились к приятной и близкой теме: «Васисуалий Лоханкин и его значение», «Лоханкин и трагедия русского либерализма».

В этом смысле показательны беседы ведущего дециметрового телеканала «Совершенно секретно» с журналистами Алексеем Венедиктовым и Леонидом Радзиховским. Их позиция уж очень типична для определённой группы граждан-наблюдателей. Ильф и Петров именовали таких «пикейными жилетами».

Оба мыслят глобально. У обоих – полный пакет домыслов и слухов. Чего стоит хотя бы одно только лунатическое предположение, что Россия собиралась «сдать» Осетию в обмен на свободу Абхазии.

Леонид Радзиховский вальяжно рассуждает: «Россия вторглась на территорию Грузии, а не Осетии. Но затем одумалась и остановилась». Журналист прочит президентский пост Окруашвили и в восторге от грузинских воинов: «Грузинская армия блестяще продемонстрировала свои боевые качества (?!)». Это не обстреливая ли Цхинвал из «града»? В политическом плане ему мерещится поражение России: «Никто в мире Россию не поддержал». Заявление своё он подкрепляет замечанием, что, дескать, в мире смотрят и другие телестанции, кроме Останкино. Да оттого и не поддержали, что «смотрят другие»!

Говоря о том, зачем вообще мы оказались в Южной Осетии, Радзиховский с милой улыбочкой, вроде как в шутку, заявил: «Дело может быть ещё и в том, что на Олимпиаде мы получаем мало медалей». Тут даже ведущий Станислав Кучер поперхнулся и заметил: «Вы уж совсем ужасные вещи говорите». Ничего удивительного: Радзиховский вторит бывшему послу США при ООН Ричарду Холбруку, заявившему, что Россия спровоцировала Грузию и намеренно приурочила это к Олимпийским играм.

Главная «ошибка» России, по Радзиховскому, в том, что мы не заручились разрешительными бумажками от ООН. Получается, что если бы Саакашвили такой мандат получил, то мог бы в пыль стереть Осетию на законных основаниях.

В свете всего произошедшего рождается мысль: а не купить ли нам CNN? Конечно, это будет подороже «Челси», но зато каков эффект! Как говорил герой комедии «Кавказская пленница»: «Тот, кто нам мешает, – тот нам и поможет». Тогда и в нашем телеэфире будет меньше болтовни в стиле «пикейных жилетов»: «Я бы Кондолизе палец в рот не положил. Маккейн – это голова! А Меркель и Саркози – это две головы!»

Причины яростной антироссийской пропаганды – не в стремлении защитить Грузию. Причина – в желании отделаться от обвинения в геноциде и его поддержке. Ведь это – навсегда, до скончания веков.

Вот почему Саакашвили убьют свои же, чтобы свалить всё на мертвеца, который уже никому не нужен в живом качестве.

В самом антивоенном романе всех времён – «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека – есть многозначительный эпизод. Говоря о панике на пустом месте, повар-оккультист Юрайда назвал её «ужас нерождённого». Это и есть суть всей антироссийской телепропаганды.

 

Николай РОМАНОВ

 

Чьё «Эхо» звучит в эфире?

 

В дни грузинской агрессии против Южной Осетии передачи «Эха Москвы» по смыслу и тональности столь разительно отличались от других российских средств вещания и официальной позиции Кремля, что само название радиостанции звучало по меньшей мере загадочно. Например, писательница Ю. Латынииа сравнила «реформатора Грузии» Саакашвили с Петром Первым, а Г. Чхартишвили (он же Б. Акунин) уравнял грузинского и российского президентов, заявив, что отношения между странами не наладятся, пока «хотя бы в одной из этих стран не сменится руководство». Подобного рода сентенций в дни конфликта было множество. Можно ли такую позицию называть эхом Москвы?

Острый военно-политический конфликт, первое в истории новой России открытое лобовое столкновение с пропагандистской машиной США вынудили «Эхо» обнажить свои истинные настроения. Конечно, «Эхо» так и осталось эхом, иначе говоря, не самостоятельным источником мнений, а лишь отражением чьих-то воззрений. Но уж точно – не эхом Москвы. Впрочем, слишком винить это радио за перепев антимосковских взглядов тоже не следует: работает оно под сильным прессингом. Едва дали интервью с министром С. Лавровым, как телеканал RТVI, через который «Эхо» в телеварианте транслирует передачи за рубеж, в Грузии тотчас вырубили.

Многие пассажи «Эха» в связи с кавказским конфликтом, с моей точки зрения, просто чудовищны и бессовестны. Но такова позиция ведущих и гостей радиостанции, озвученная открыто, я бы даже сказал, со смелостью отчаяния. С ними бесполезно спорить. Люди просто делают своё дело. И в отличие от оскандалившегося американского «Фокса» никто не мешает «Эху» высказывать своё мнение. Сам этот факт очень важен, ибо становится сильным аргументом против тех, кто за океаном и в Европе пытается учить нас демократии.

Но всё-таки остаётся один серьёзный вопрос: каковы цели и каковы результаты деятельности «Эха»? Острая ситуация вокруг кавказского конфликта позволяет ответить на этот вопрос с максимальной достоверностью.

А что касается объявленных целей, тут, кажется, всё ясно: стремиться к объективности (хотя почему-то, приглашая из Питера Басилашвили, не приглашают к микрофону Гергиева) и своими комментариями «промывать мозги» неразумным слушателям. Но гораздо интереснее выглядят результаты.

По заявлению эховцев, их слушает один процент населения. Проверить цифру невозможно, да и не в ней суть. Судя по звонкам в студию, часть слушателей, составляющих постоянную аудиторию, поддерживают позицию «Эха». Их слух ласкает возвеличивание Саакашвили, а бесконечная критика в адрес России вызывает приятные эмоции. Но другая часть звонящих – злые противники по всем вопросам. С ними ведущие не церемонятся. Сразу отключают от эфира, отвечая: «Мы такие – и всё! Не нравится, не слушайте!» А то и вовсе хамят: «Умнейте!» Такие слушатели относятся к категории случайных. Вторично человек, получивший грубый ответ, звонить не будет. (Хотя есть назойливые субъекты, телефоны которых главный редактор вносит в компьютер, чтобы с ними не соединяли.) Тем не менее протестные звонки поступают в тех же количествах. Это значит, звонят другие люди, ещё не испытавшие на себе диктат самого демократического эфира. И получается, что в целом случайных слушателей, обжёгшихся хамством радиоведущих (а ведь от хамства воротит и тех, кто не звонит в студию), гораздо больше, чем поклонников «Эха».

И каков же итог? Если вдуматься, на самом-то деле радио «Эхо Москвы» своей категоричной, нетерпимой позицией яростно разжигает в России… антиамериканизм, что особенно проявилось в дни кавказского конфликта. Так что пусть говорят… И хотя радоваться тут нечему, но и суть дела скрывать незачем. Так происходит именно тогда, когда формально провозглашённые лозунги «Эха Москвы» подменяются противоположными целями – эхо-то антимосковское.

Кстати, передачи «Эха», как сказано, транслирует американский канал RТVI. И в Нью-Йорке я услышал по этому каналу, как обозреватель В. Топаллер, беседуя с генералом-расстригой О. Калугиным, трижды с напором воскликнул: «Россия – враг Америки!» Ну скажите, может ли по такому каналу звучать настоящее эхо Москвы?

В общем, пусть говорят… Спорить, переубеждать бессмысленно. Люди просто делают своё дало. Деньги зарабатывают.

В этой связи хочу упомянуть передачу другого эфира – «Вести-24». Канал блестяще провёл трудную информационную кампанию. Но в самые горячие дни резким диссонансом прозвучала на нём реплика Максима Соколова, который яростно обрушился на «патриотический угар», на призывавших: «Вперёд, на Тбилиси!» Возможно, в какой-то газетёнке какой-то провокатор и прокукарекал этот бред. Но ни один российский телеканал не дал даже намёка на эту чушь. А Соколов, как говорится, «со страшной силой вдарил», очень громко её озвучил, создав впечатление, будто в России есть силы, жаждущие аннексировать Грузию.

Секрет этого пропагандистского фокуса прост как топор под лавкой. Глубокомудрый и витиеватый сказитель не возжелал критиковать Саакашвили и защищать достоинство осетин, а потому хитро перевёл стрелки на выдуманного российского противника, на мифический лозунг «Вперёд, на Тбилиси!». И сам выступил в роли классического провокатора, дав возможность западной пропагандистской машине ещё сильнее муссировать тезис о стремлении России захватить Грузию.

Очень жаль, что в «Вестях», видимо, в спешке не разгадали этот примитивный и бессовестный манёвр. Нужен ли «Вестям» такой неискренний и даже подлый «репликатор»?

 

НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ

В первые дни конфликта «Эхо Москвы» в лице своего главного редактора осудило агрессию Грузии, варварские бомбёжки Цхинвала, убийства мирных жителей и российских миротворцев. Но вскоре после того, как Саакашвили запретил трансляцию RTVI в Грузии, эфир «Эхо» заполонили сотрудники американских фондов-институтов типа Илларионова и Шевцовой, а также проживающие в США бывшие диссиденты, которые гневно обрушились на... Россию, переворачивая всё с ног на голову. Как и во время событий на Дубровке и в Беслане пафос обличений был направлен не против террористов, которые убивали людей, а против тех, кто их спасал. Они не критиковали опозорившего грузинский народ трусливого, истеричного «розового демократа», а лили грязь на тех, кто спас малочисленный осетинский народ от истребления. Ю. Латынина в субботнем эфире (23 августа) добросовестно пересказывала непроверенную (она сама это признавала) информацию о войне, полученную ею в Грузии, отзываясь при этом о российских и осетинских политиках и военных, как о врагах – с ненавистью и презрением, а о грузинских – с нежностью и сочувствием. Вот такое средство, нет, не массовой информации, а тривиального пропагандистского слива. Латынина обещала съездить и в Цхинвал, но после тех гадостей, которые она наговорила об осетинах, её туда вряд ли пустят. Вообще эфиры Латыниной о «европейце» Саакашвили и грузинской «демократии» напомнили восторженные интервью Елены Масюк с Шамилем Басаевым.

Как только «Эхо» «выправило» свою редакционную политику, транслируя всё более «разные», то есть проамериканские мнения, Тбилиси возобновил трансляцию RTVI. У американских телекомпаний типа FOX есть в Москве надёжный «радиоактивный» союзник, есть у нас кому с энтузиазмом дожёвывать галстук Саакашвили.

 

Анатолий САЛУЦКИЙ

 

Мы идём к победе правды над ложью

 

Лет тридцать назад ходила шутка: в 1980 году в СССР вместо обещанного Хрущёвым коммунизма будет Олимпиада. Теперь, в 2008 году, не до шуток: вместе с Олимпиадой началась война. Спустя всего несколько часов после того, как Саакашвили объявил о прекращении огня в зоне осетино-грузинского конфликта, в ночь на 8 августа его армия подвергла Цхинвал жесточайшему обстрелу из систем «град», грузинские войска вошли на территорию Южной Осетии, убивая мирных жителей, осетинских ополченцев, российских миротворцев. Западная пресса об этом молчала, но когда Российская армия предприняла ответные меры, саакашисты обвинили Россию в том, что она «в день открытия Олимпиады цинично начала войну против маленькой, свободолюбивой, демократической Грузии». И под кадры ночных обстрелов грузинской армией Цхинвала западные СМИ единодушно подхватили обвинения России в агрессии. Идёт третья мировая война, пока только информационная. Проигрывать её нельзя.

Александр СЛАДКОВ, автор и ведущий «Военной программы» телеканала «Россия», отвечает на вопросы Александра Кондрашова

В качестве военного корреспондента вам приходилось бывать на многих войнах. Недавно во время командировки в Южную Осетию вы даже были ранены. Чем эта война отличается от других?

– В Афганистане мы противоборствовали партизанам (моджахедам). Да, у них были миномёты, зенитные установки, «Стингеры». У них были отвага и жестокая мотивация – защита собственной земли. Но у моджахедов не было авиации и артиллерии. У них не было аппаратуры РЭП (радиоэлектронной борьбы), они не глушили нашу связь… А у нас в Афганистане была высокоорганизованная Советская армия. Там у нас не было только одного – приказа победить.

В годы чеченских войн нам противостояли террористы. Принципов «благородного комбатанта» для них не существовало. Они убивали всех: наших женщин, детей. Русских, чеченских, любых! Взрывали дома, где жили наши семьи, расстреливали школы… Конечно, было несколько жёстких битв, какими явились штурмы Грозного в 95-м и 2000-м. И потери серьёзные у нас были. Но! У бандитов не было мотивации по защите своей земли. Там речь шла о противодействии экстремизму. И экстремисты в конце концов проиграли.

В Грузии шла война двух армий. Причём первые двое суток батальон миротворцев, который особо-то и не оборонялся (500 человек), плюс подошедшие на выручку два наших неполных мотострелковых батальона (вместе не более семисот), наша жидкая артиллерия и вовсе не привязанная к действиям на земле авиация противостояли 12 тысячам выдрессированного американскими инструкторами врага. Главковерх Саакашвили, мысля по-западному, не учёл лишь одного фактора. Он называется «российский солдат». Если бы не его смелость, всегда доходящая до дерзости, если бы не его нестандартное мышление – всё, миротворцам каюк. А тут одну штурмовую колонну грузины сожгли, а вот с другой колонной и с отрядом юго-осетинских партизан справиться уже не смогли. «Политморсос» у грузин подкачал. Политико-моральное состояние то есть. Они испугались и побежали. А когда узнали, что на помощь миротворцам идут ВДВ, то их бегство превратилось в визгливую панику. Вывод: главное отличие этой войны – никогда у нас ещё не было такого хорошо вооружённого, но и такого трусливого врага.

А как вам информационное обеспечение боевых действий?

– Да его в первые дни вообще не было. Мы «выехали» на профессионализме государственных СМИ. Таких, как ВГТРК. Сумели выдержать паритет хотя бы в России. Нож в спину России воткнула «демократическая» пресса Запада. Мы так равнялись на них! Так уважали за принципиальность и любовь к правде! А тут – ложь и пропагандистское обеспечение людоеда Михал Николаича. Но были, правда, и принципиальные акции западных коллег. Если бы не они, России пришлось бы совсем плохо.

А затем начались контрудары. Один генерал Ноговицын стоит сегодня многих СМИ и противостоит сотням лживых заметок и телерадиорепортажей.

Проиграли ли мы информационную войну?

– Информационная война против нас началась так же, как 22 июня 41-го года, – без всякого объявления. И мы также на уровне Минобороны оказались к ней не готовы. Но! Сегодня, как и в 45-м, уверенно идём к победе правды над ложью.

 

НТВ. Переверзин. Ложь

 

Канал НТВ на прошедшей неделе в программе новостей трижды (!) демонстрировал сюжет, посвящённый попытке выдворения с переделкинской дачи 95-летней вдовы классика отечественной литературы Валентина Петровича Катаева. Стоит отметить, что на даче помимо Эстер Давыдовны живёт и её сын, член Союза писателей Павел Катаев. Так вот корреспонденту телеканала, приехавшему на улицу Усиевича, 8, где в кабинете первого заместителя председателя – директора Международного литфонда восседал И. Переверзин, тот сказал: «Выселение вдовы В.П. Катаева производилось согласно указанию бывшего бюро президиума Международного Литфонда и его бывшего председателя Ф.Ф. Кузнецова». И при этом в одной фразе солгал дважды. Во-первых, «бывшим» является Переверзин, которого недавняя внеочередная отчётно-выборная конференция освободила от должностей в Литфонде. Во-вторых, ни бюро президиума Международного литфонда, ни председатель Ф.Ф. Кузнецов не давали и не могли давать указаний о противозаконном и варварском выселении писательских вдов. То, что тележурналисты не обратились за комментариями к другой стороне, прискорбно и непрофессионально. Ну а то, что Переверзин вводит общественность в заблуждение, – дело уже привычное. Не дают ему покоя переделкинские дачи, не принадлежащие ему и его ближнему кругу. И в погоне за желаемым новоявленный «телекомментатор» может ещё не раз выпустить в эфир «горячие» новости.

 

Н. СПРАВЕДЛИВЫХ

 

Испытание Олимпиадой

 

Фильм Антона Верницкого «Испытание Пекином» (Первый канал) завершил и отчасти подытожил трёхнедельную трансляцию драматических Олимпийских игр в Пекине. Чувствовалось естественное огорчение, связанное с разрывом между ожиданиями и некоторыми шапкозакидательскими прогнозами, которыми грешили сами телевизионщики, и реальностью, которая оказалась не такой лучезарной. Но более всего меня поразил контраст перманентного праздника в «Русском доме» на сказочном китайском острове, где блистали известные артисты, чествовавшие приглашённых, часто весьма застенчивых, чувствующих себя неуютно среди «звёзд» спортсменов, с репортажами о них самих, настоящих героях Олимпиады. Зачем в программе было интервью с бизнесменом Куснировичем (видимо, главным организатором многочисленных околоспортивных празднеств)? Он что, чемпион, тренер, ветеран спорта? Репортажи с родины наших чемпионов, интервью с их родителями показали, на ком в самом деле держится спорт в многонациональной России. Спасибо Олимпиаде за то, что она заставила ТВ познакомить нас с простыми людьми из Саранска, Волгограда и других нестоличных городов России, вырастивших великих спортсменов. Как они отличаются от тех гламурных толп, которыми перекормил нас голубой экран.

 

Жанна ОНОПРИЕНКО 

 

Телеляп

 

Корреспондент канала «Россия» В. Духин 21 августа, сообщая  о начавшемся в Испании трауре по поводу гибели пассажиров самолёта, сказал буквально следующее: «В Испании стартовал траур…» Ужас и убожество. И где их только учат так говорить!

 

А. ШИРОКОВ

 

ЛГ, 27.08.08


Реклама:
-